какие формы речевой деятельности относятся к экспрессивной речи три ответа
Какие формы речевой деятельности относятся к экспрессивной речи три ответа
Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.
Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.
Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У.Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм (рис. 1.4). Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможна
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления
Каждый родитель любит наблюдать за развитием ребенка. С каждым месяцем жизни спектр его навыков и умений растет. Поэтому, если малыш не говорит либо использует 2-3 слова, взрослые начинают переживать.
Экспрессивная речь у детей может формироваться с запозданием по разным причинам. Это и органические поражения, и психологические стрессы и многое другое. При данной проблеме сохранено понимание обращенной речи. То есть такие дети могут показать жестом, что им нужно, отвести маму за руку.
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии
Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:
Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.
При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.
Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.
За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.
При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.
В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.
Формы экспрессии, примеры
Экспрессия – это в психологии внешне проявляющееся выражение эмоций и чувств индивида. Она может выражаться в различных формах и играет важную роль в людской коммуникации, так как важна для установления взаимопонимания. К закрытому, замкнутому человеку люди относятся настороженно и подозрительно.
Обмен эмоциями является неотъемлемой частью жизни общества. Не имея возможности делиться своими эмоциями и переживаниями, человек может впасть в угнетенное состояние, ощущать себя потерянным и одиноким.
Любой человек и сам нуждается в эмоциональной подпитке, восприятии эмоциональной информации от иных людей.
Это позволяет в полной мере ощутить всю гамму настроений, переживаний и чувств, без которых невозможно ощутить полноценность жизни. Поэтому человечеством были выработаны различные формы демонстрации эмоций.
Мимика
При помощи мимики, или по-другому, движений мышц лица, человек может максимально передать окружающим свое настроение и душевное состояние. На общее выражение лица особенно влияют глаза и улыбка.
Экспрессия в психологии может выражаться в мимике.
Глаза, как известно, максимально отражают текущий настрой человека и способны передавать собеседнику максимум информации. Взгляд может быть полон нежности или гнева, пылать страстью или леденить холодом, выражать почтение и презрение.
Экспрессия взгляда имеет очень мощную силу, недаром зрительное взаимодействие позволяет в буквальном смысле «читать» мысли другого человека. Прямой вызывающий взгляд глаза в глаза обычно демонстрирует доминирование и превосходство.
Потупленные, отведенные в сторону глаза, свидетельствует о том, что человек не уверен в себе или же что ему есть что скрывать. Еще одной формой проявления экспрессии является улыбка. С её помощью можно передать радость от общения с собеседником и расположить его к себе.
Улыбка может быть разной по своему посылу – заигрывающей, виноватой, надменной, искренней и тот, человек, который не подавляет в себе свои душевные порывы, активно использует в жизни этот экспрессивный инструмент для выражения эмоций.
Пантомимика
Пантомимика представляет собой сочетание мимики лица и телесных движений, поз, жестов. При такой комбинации экспрессия проявляется наиболее ярко. Характер жестов и движений человека на рефлекторном уровне меняется по настроению.
Положение тела, жестикуляция, походка способны выдавать чувства человека, даже если он того не желает.
Состояние | Пантомимимка |
Злость, ярость | Жесты грубы, резки, движения напряжены и плохо скоординированы. |
Счастье, радость | Свободная и широкая жестикуляция, кажется, что человек готов обнять весь мир. Походка пружинистая, уверенная, шаг широкий. |
Грусть, подавленность | Жестикуляция практически отсутствует, плечи опущены, походка грузная, шаркающая. |
Много о настроении в данный момент может рассказать положение рук. При отсутствии желания устанавливать контакт они могут быть скрещены на груди, при досаде – сжаты в кулаки. Если человек спокоен, всем удовлетворен, то движения его рук округлые и плавные.
Вербальная (речевая) экспрессия
Окраска произносимых речей способна передать настроение не меньше чем выражение лица и телесные движения. Речь экспрессивных людей буквально пропитана эмоциями.
Это может выражаться в:
Функции
Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):
К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:
Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:
Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:
Экспрессивная и импрессивная речь может быть плохо развита у детей, что приводит к отделению в компании сверстников.
Значение термина
Слово «перцепция» (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу. Он подразумевал под термином «перцепция» «неясные впечатления» в противовес апперцепции – ясному осознанию восприятия.
В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:
Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.
Развитие в норме
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).
По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:
Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.
Такими, как:
Экспрессивность как качество личности
Отдельные индивиды столь ярко и бурно демонстрируют свои эмоции, что экспрессивность является одной из главных черт их характера.
Степень экспрессивности зависит не от ситуации или ощущений человека в конкретный момент, а непосредственно от его личностных индивидуально-психологических характеристик. Они связаны с особенностями темперамента и психотипа человека и являются устойчивыми в изменяющихся условиях.
К свойствам личности, определяющим высокий уровень экспрессивности, относят:
Считается, что женщины экспрессивнее мужчин, так как у них эмоциональная сфера преобладает над интеллектуальной. Практически все дети проявляют экспрессивность, так как еще не умеют скрывать эмоции.
Развитие с задержкой
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии может развиваться у детей с задержкой по причине:
Экспрессивная и импрессивная речь, развивающиеся с задержкой, в логопедии распознаются по ряду признаков:
Средства экспрессивности
Экспрессия находит свое выражение во вполне конкретных средствах, которые придают эмоциональный окрас речи, движениям, мимике и образу в целом.
Эти средства в психологии делятся на:
Расстройства
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.
Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.
Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС
По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.
Например:
Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.
Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС
Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:
Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата
Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:
Различного происхождения
К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:
Составляющие экспрессии человека
Экспрессия – это в психологии выразительное поведение, проявляющееся в активных жестах, мимике и движениях человека.
Составляющими компонентами экспрессивности являются:
Коррекция
Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.
Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:
Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.
Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | экспре́ссия | экспре́ссии |
Р. | экспре́ссии | экспре́ссий |
Д. | экспре́ссии | экспре́ссиям |
В. | экспре́ссию | экспре́ссии |
Тв. | экспре́ссией экспре́ссиею | экспре́ссиями |
Пр. | экспре́ссии | экспре́ссиях |
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Произношение
Семантические свойства
Значение
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от лат. expressio «выдавливание, выжимание; выразительность», от гл. exprimere «выдавливать; выражать», далее из ex- «из-, от-» + premere «давить, придавливать», из праиндоевр. *prem-/*pres- «бить»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Библиография
Причины
Можно выделить несколько причин этого явления:
Биологические причины формируют материальную основу способности к яркому выражению своего «Я».
Сюда относятся нейро-медиаторные системы, особенности метаболизма, конституции.
За выраженность и быстроту реакции отвечают адреналин и норадреналин, способность к эйфории обусловлена наличием эндорфинов, серотонина и дофамина.
В зависимости от активности этих систем, а также от быстроты инактивации продуктов будут зависеть характерные особенности поведения.
За эмоциональную сферу отвечает особая структура головного мозга, которая называется лимбическая система. При ее активной работе и стимуляции возрастает эмоциональная и двигательная активность.
При депрессивных состояниях, когда происходит выраженное снижение экспрессивности наблюдается дефицит серотонина, на что и направлена терапия. Однако это не означает что только биология управляет поведением.
Генетические причины предопределяют строение организма, а соответственно и его анатомические и физиологические особенности, о говорится выше.
В генах находится информация о так называемой норме реакции для данного человека — границах, в пределах которых возможно реализация той или иной функции, в частности выразительности эмоций, движений, поведения. В процессе жизнедеятельности это однако может меняться.
На основе анатомии и генетики формируется темперамент, который характеризуется определенной степенью экспрессии для каждого типа: сангвиники и холерики будут обладать выраженной реакцией, а вот флегматики, и особенно меланхолики наоборот.
Корректировать свой темперамент возможно, однако это врожденная предрасположенность, которая реализуется в соответствующих условиях.
Социально-обусловленные причины накладывают самую большую роль на формирование экспрессии. Сюда относится:
Социальные связи накладывают отпечаток, стимулируя или ослабляя экспрессию личности. В семье такие реакции могут ограничиваться, еще больше ограничений наступает в рабочих и учебных коллективах.
Также на формирование этого процесса оказывает большое влияние самоопределение личности в коллективе и ее самооценка. Уверенные в себе люди как правило обладают ярким темпераментом и экспрессией, но это также не абсолютное правило.
Исторические причины формируют народные черты и особенности. Одной из самых экспрессивных наций считаются итальянцы и испанцы. У представителей этих наций принято громко разговаривать, активно жестикулировать и самовыражаться.
Эта же тенденция прослеживается и в народной культуре и фольклоре: ритмичные, четкие и увлекающие мотивы, красочные наряды.
Национальные обычаи и исторические обстоятельства накладывают значительный отпечаток на формирование экспрессивности у личности.
Диагностика
Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу. Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения
Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.
Процесс диагностики состоит из:
После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.
Универсальный язык
Лексическое значение экспрессии — это выразительное, яркое проявление эмоций и личных качеств человека.
Экспрессия здорового человека всегда адаптивна к обществу, образующему культурную ячейку. Смех — нормальная реакция на шутку, и он будет понят как жителем Африки, так и австралийским поселенцем. Но продолжительность естественной реакции на анекдот, сила ее проявления и характер дополнительных жестов регулируются принципами допустимого в конкретной среде. Относится это и к прочим примерам универсального языка экспрессивности: плачу, грусти, радости, восторгу, страху.
Регулируемые социумом нормы не кажутся сильно ограничивающими, но лишь потому, что каждый из нас воспитан в понятиях того, что позволительно, а что нет. Люди, внутренний мир которых не вписывается в установленные рамки, и есть истинные экспрессионисты.