какие формы взаимодействия педагога с родителями учеников относятся к инновационным
Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями
Светлана Егорова
Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями
Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями.
Выполнила воспитатель: Егорова Светлана Борисовна.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть его дороже, На этой сказочной земле.
Педагоги нашего ДОУ в своей работе используют традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, инновационные формы взаимодействия работы с детьми и родителями.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Цель работы: Вовлечение родителей в единое образовательное и творческое пространство.
Для выполнения данной цели я решаю следующие задачи:
Создание условий для благоприятного климата в детском коллективе;
Просвещение родителей с целью ознакомления с достижениями в области воспитания дошкольников.
— Осуществление единого подхода к воспитанию, обучению и реализация творческих способностей детей в семье и д/саду на основе ФГОС.
Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ.
Коллектив делает всё, что бы жизнь детей была интересной и разнообразной. И каждый из них заслуживает много тёплых и благодарных слов за мастерство, творчество и любовь к детям.
Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован педагогический процесс, но и в каком окружении он живёт.
Поэтому коллектив д/ сада большое значение придаёт комфортности окружающей среды.
Осуществляя выбор путей обновления в нашем д/саду, мы старались обеспечить высокий уровень работы учреждения, и завоевать доверие родителей.
Можно отметить наиболее значимые результаты деятельности творческой работы нашего ДОУ по организации профессионального взаимодействия педагогов с дошкольниками и родителями в летний период.
Одна из обязанностей педагога это оформление детской площадки, так как мне и другим воспитателям не безразлично как выглядит мой участок, где дети с удовольствием играют и гуляют, поэтому приходиться творить, мастерить и подключать, привлекать родителей.
Я убеждена что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе. Наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнёрство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как в д/ саду, так и в семье.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чём он заинтересован. Важно заинтересовать родителей работой в д / саду, показать, что может д/ сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
В своей работе я использую нетрадиционные формы общения с родителями,такие как:
— Участие родителей в выставках
— Выставки детского творчества
— Информационные стенды.
— Проведение нетрадиционных родительских собраний.
Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес.
Именно этот интерес я использую при организации своей работы.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое объявление.
Регулярно в группе я провожу выставки детских и родительских работ по сезонам;
— «Золотая осень» – где предлагаю использовать для аппликации, осенние листочки от деревьев, кустарников, лепестки цветов, природный бросовый материал.
— «Весенняя капель» – рисунки весны, тающие сосульки, первые подснежники, ледоход на реке и т. д.
Разнообразие и умение родителей не перестаёт удивлять нас своим мастерством и фантазией.
Хорошее впечатление произвёл на воспитанников и их родителей конкурс «Мой цветник». Эта новая форма работы с родителямисостояла из нескольких разнообразных по теме этапов:
— выделение участка земли во дворе или на балконе, дома в горшочке на окне, где мамы с детьми посадят рассаду и будут ухаживать за ней;
— оформление клумбы.
А затем вместе с детьми я оформила фотовыставку, разместив, фотографии на стенде, чтобы все смогли оценить труд и красоту, выращенную детьми своими руками.
Разнообразию цветов и клумб можно только позавидовать!
В дальнейшем фотографии я оформила в альбом. И дети в любое время с удовольствием рассматривают его в группе, обсуждая и гордясь своим трудом.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу и с интересом рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.
Мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу
через благодарственные письма, похвальные стенгазеты, поздравительные открытки к календарным праздникам. А детям вручаем сладкие призы.
В разрезе современных требований перед педагогическимколлективом учреждения встала проблема:
— создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста с учётом Федеральных государственных требований.
Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учётом особенностей восприятия мира ребёнком, которая бы способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей.
При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Всё это подтолкнуло коллектив нашего
Приглашаем родителей, и мы вместе работаем на участке.
Мужчины вкапывают колёса, пилят, строгают, наполняют песочницы песком. Мамы красят лавочки, подновляют яркими красками ограждения участка, постройки, используют при оформлении подручные средства, такие как пластиковые бутылки, сломанные игрушки,природный, бросовый материал и т. д.
Дети с удовольствием и радостью торопятся на прогулку, чтобы покататься на пестром жирафе, на полосатой зебре, на машине и мотоцикле, полазить и попрыгать с яркой весёлой гусеницы, получить эмоциональный заряд и бодрое настроение.
Зимой с детьми мы лепим снежные сказочные фигуры, раскрашиваем яркими краскам, строим лабиринты. И в этом нам помогают наши родители.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ.
Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей).
На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определённые результаты:
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в ДОУ создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными, в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
В ходе моей работы с родителями я ещё раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель – воспитывать доброе, отзывчивое, ответственное поколение.
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС
Надежда Фирсова
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации на ступени дошкольного образования. Это касается и направления работы с родителями.
Главным в работе дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Принимая из рук родителей новых детей, передо мной каждый раз встает сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Мамам и папам необходимо напоминать, что детский сад это только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому целью моих взаимодействий с родителями является проведение работы более интересной и насыщенной, с учетом новых инновационных форм и созданием в группе атмосферы творческого общения, взаимопонимания и поддержки.
Для осуществления цели были определены следующие задачи:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
И намечены принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателя с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы (быть своего рода психологом). Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж конкретного воспитателя и учреждения в целом.
Отдельно взятая группа в сегодняшнем быстро меняющемся мире должна находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны менять формы работы и направления работы воспитателя.
А начинать (это уже проверено опытом) необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Родителей детей сегодня можно условно разделить на три группы.
Первая группа «Трудоголики» – это родители, очень занятые на работе. Поэтому они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа не может активно посещать родительские собрания, консультации, тренинги, семинары. Но при правильной организации взаимодействия именно они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком работу на конкурс, примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, «Мама, папа, я – спортивная семья» или субботнике по благоустройству территории детского сада – высадка зеленых насаждений, облагораживание прогулочной площадки.
Вторая группа «Наблюдатели» – это родители с удобным графиком работы, неработающие бабушки и дедушки. Задача воспитателя – активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу группы, чтобы они не оставались на позиции пассивного наблюдателя. Как видно из практики, активными участниками мероприятий в этой родительской группе становятся бабушки и дедушки.
Третья группа «Молодой актив» – это молодые родители, с завышенными потребностями и требованиями к детскому саду в получении навыков поведения в коллективе, соблюдении правильного режима дня, обучении и развитии. Задача воспитателя – выделить из этой группы родителей энергичных мам или пап с хорошими амбициями, которые после правильной работы с ними в последствие станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателя. На эту родительскую группу и необходимо опираться при подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, я в работе со всеми родительскими группами активно использую разнообразные формы работы, которые можно разделить на традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов) и нетрадиционные (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по различным направлениям, презентация группы, телефон доверия, концерты, клубы по интересам, диспуты, оформление стенгазет и буклетов, информация о группе и детском саде на сайте в Интернете).
Формы работы дошкольного учреждения с семьей, предлагаемые примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», это знакомство с семьей, информирование родителей о ходе образовательного процесса, образование родителей, совместная деятельность.
Таким образом, работа по взаимодействию с родителямивоспитанников группы по разным вопросам развития детей включает в себя следующие мероприятия:
•Коллективные: общие и групповые родительские собрания;
консультации и семинары (теоретического и практического характера); вечера вопросов и ответов; лекции; конференции по обмену опытом (семейное воспитание); школа молодых родителей (для родителей, имеющих одного ребенка).
•Индивидуальные: консультации (это может быть эпизодическая
консультативная помощь по запросам родителей или целевая, систематическая, планомерная с привлечением специалистов детского сада компетентных в вопросах по своему направлению работы); посещения семей; индивидуальные беседы, которые проводятся с родителями систематически в течение года. Первая встреча планируется в начале учебного года. Ее цель – донести до родителей результаты уровня развития ребенка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы проводятся с каждой семьей отдельно, в удобное время).
•Наглядные: памятки; тематические выставки; педагогические
информационные стенды; папки-ширмы; СМИ (газеты).
Рационально строить работу с родителями воспитанников, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, чтобы тематика мероприятий соответствовала задачам годового плана. Тогда воспитатель имеет возможность более качественно подготовиться к встрече с родительской общественностью, представить более достоверную, грамотно подобранную информацию по интересующим вопросам из разных образовательных областей.
Работа педагога с применением разнообразных форм взаимодействия с родителями будет иметь положительный результат только в случае равноправных партнерских отношений педагог – родитель, при правильном стиле управления детским коллективом и родительской группой.
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых инновационных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС Один из важнейших этапов в жизни ребёнка – дошкольный возраст, период становления личности. Формируется ответственность и способность ребёнка.
Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
Ольга Некрасова
Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
ЦЕЛЬ:
раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников образовательного процесса.
ЗАДАЧИ:
Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи.
Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей.
Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог.
Обобщить опыт работы педагогов по данному направлению.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
1. Упражнение «Утверждения»
Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
1. Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши.
2. Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
4. Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, кивните головой.
5. Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, встаньте.
6. Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой.
Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:
Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотруд-ничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимо терпение в постоянном поиске путей решения этой проблемы.
Мы пришли сегодня делиться друг с другом опытом, подобрав материал. Прежде чем мы начнем теоретическую часть я бы хотела с вами провести еще одно упражнение (игру).
2. Упражнение «Сосуд с водой»
Представьте себе, что этот сосуд – это детский сад (само учреждение, а вода это – семья. Давайте попробуем передать этот сосуд с водой, как опыт, который мы имеем по работе с семьей друг другу с закрытыми глазами.
Далее проводится обсуждение упражнения.
Как вам было передавать этот сосуд? Что вы почувствовали?
Что для вас значит это упражнение?
Что вы поняли или осознали во время выполнения этого упражнения?
Традиционные формы работы с родителями
Дни открытых дверей
Информационные стенды, папки
Инновационные формы и методы работы с родителями:
«Круглый стол» по любой теме;
соц. обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы, анкетирование;
семейные спортивные встречи;
почта доверия, телефон доверия;
открытые занятия для просмотра родителей;
семейные проекты «Наша родословная»;
интервью с родителями и детьми на определенные темы;
устный журнал для родителей;
конкурс семейных талантов;
портфолио семейного успеха;
день открытых дверей;
родительская гостиная, клуб;
интеллектуальные ринги для детей и родителей;
контрольные для родителей;
аукцион секретов воспитания;
Семейная игротека – вечер с мамой (семейное чтение, играем вместе);
Уют руками родителей;
Инновационный подход. Создание электронной страницы группы в интернете;
Участие в выставках, фотовыставках, приглашение бабушек и др.
ИДЕИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Знакомство. Первым шагом к сотрудничеству является знакомство педагогов с семьями воспитанников еще до их поступления в д/с. В ходе первого знакомства педагоги расспрашивают о том, что ребенок любит, чем интересуется, просят рассказать о его любимых игрушках, книгах, предлагают ребенку рассмотреть альбом с фотографиями будущих друзей, запечатленными в детском саду событиями.
Из беседы с родителями малыша специалисты узнают об особенностях развития ребенка, его привычках, чертах характера, которые нравятся взрослым или беспокоят их. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Вручение медалей родительской гордости
«Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).
«Медаль гордости» за успехи ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков, проявлении лидерских качеств и т. д.
Для установления взаимопонимания между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества, как составление семейных историй и подготовка семейных праздников. Традиционными в этом направлении являются ежемесячные презентации семей. В каждой семье свой уклад, свои обычаи, своя родословная. Во время презентации семья представляет свое генеалогическое древо, знакомит всех с семейными традициями, любимыми песнями, семейным архивом, бережно хранящим память о родных, близких. Родители совместно с детьми готовят семейные плакаты, гербы, пишут речевки и стихи о своей семье.
Для составления родословной семьи можно использовать такую форму работы, как изготовление семейной газеты «Дружная семейка». Рубрики могут быть, например, такие: «Герб и девиз семьи», «Первые слова ребенка», «Любимые книги семьи», «Наши любимые блюда», «Семейные хобби», «Выходной день семьи», «Мы дома» Конечно, письменная информация должна сопровождаться рисунками и семейными фотографиями.
Географическая карта моей родословной
На карте в группе дети обозначают места, откуда приехали их предки, помещая специальную фишку, карта разрабатывается в семье ребенка. Обсуждение этих мест может проходить на занятии, во время беседы с родителями, самостоятельной деятельности детей.
Возможна презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т. д.). Она готовится совместно с родителями, защищается в любой произвольной форме: от газеты, буклета, книги до видеопремьер и семейных спектаклей.
Встречи с интересными людьми.
Фотоконкурс «Моя мама — профессионал»
Выставка фотографий, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям, как важен для общества труд их мам.
Дни добрых дел.
Для родителей всех возрастных групп организуются «Вечера вопросов и ответов», которые носят дискуссионный характер, и ответы на вопросы нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме их проведения. Они проходят как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно используют для этого анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
«Заочные» консультации.
Учитывая занятость родителей, используют и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т. е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, пре-дупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Мы предлагаем несколько ящиков родительской почты (возможно, по числу групп в детском саду, предназначенных для оперативного сбора различной информации, например: «Почта родительского гнева», «Почта родительского недоверия (опасения)», «Почта анонимных обращений родителей», «Адресная почта (вопросы родителей к конкретным специали-стам)», «Почта родительского счастья», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему.», «Почта родительских идей (предложений, пожеланий)» и т. д.
Для того чтобы родительская почта стала рабочим инструментом, обеспечивающим взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо оперативно обновлять тематику ящиков, а также ротировать их по группам.
Телевизионный клуб для родителей
При подготовке передачи специалисты ДОУ ведут съемку на заданную тему («Здоровье наших детей», «Труд в природе», «Любимые игры наших детей», используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс телезрителей, ведется рубрика «По вашим письмам». Время эфира 20—40 мин. Такие телепередачи оказывают большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, решают проблемы семейного воспитания.
Игры с педагогическим содержанием.
Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», брей-ринг, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать педагогическую библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом).
Совместные экскурсии, походы, пикники.
Воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, поиск исторических сведений о нем; подготовка ребенка к выступлению на вечере «Наша улица» с информацией об увиденном и прочитанном (в рамках патриотического воспитания). Это может быть как домашнее задание либо совместная экскурсия воспитателя с семьями воспитанников.
По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.
Читательские конференции по книгам о воспитании.
Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми. Посещение таких конференций могут организовать воспитатели.
1) Письменные формы общения с родителями:
А) «Наши родители советуют» — в этом разделе родители группы могут обратиться с какой-то инициативой к другим родителям («Давайте сводим детей на экскурсию по городу»); поделиться опытом («Профилактика простуды: я делаю так.»); разместить полезную информацию (в выставочном зале проходит неделя детской книги); дать совет (например, связанный с приготовлением пищи); предложить диски с мультфильмами и фильмами, книги для обмена и т. п.
Б) Волшебный цветок мудрости
В приемной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым», «Когда у нас родился второй ребенок, мы.», «Чтобы ребенок не болел», «В выходной можно пойти с ребенком.» и т. д.
В) Недописанный тезис
Помешается как актуальная тема для обсуждения на предстоящем собрании, родители анонимно продолжают тезис: «счастливая семья — это.», «хороший воспитатель — это.», «успешный ребенок это.», «мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что.».
2)Блокнот с записями детских достижений.
Записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные записки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о новых достижениях ребенка или просто похвала ему. В дальнейшем можно ввести ответные записки, где родители могли бы фиксировать домашние заслуги своего ребенка.
Круглый стол с родителями
Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».
Диалог с родителями после прослушивания видео или аудиозаписи детских мнений «Ребенок говорит о своей маме». Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
Решение педагогических кроссвордов
Помогает уточнить знания родителей по определенной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.
Мастер-класс — это:
— активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;
— наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;
— одна из форм учебного занятия, на котором педагог-мастер, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого участника, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового.
Понятие «мастер-класс» подразумевает не только то, что ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой профессиональный уровень и учиться мастерству хотят все присутствующие на занятиях.
Экспресс-опрос
Проводится в форме вопрос – ответ. Например:
Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?
Если «да», то хлопните в ладоши; если «нет» — топните ногой.
Единодушны ли Вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?
Если «да», то помашите рукой, если «нет» — дотроньтесь до кончика носа.
Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка? Если «семью», то улыбнитесь; если «окружение, среда, социум» — вытяните руку вперед.
Киноуниверситет или кинолекторий
Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В нашем случае можно использовать видеозапись реальной жизни ДОУ (фрагменты). Видеофильмы создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Фильмы монтируют, озвучивают специалисты и предлагают родителям для просмотра. Наличие видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы. Но необходима предварительная договоренность с родителями на право подобной записи.
Видеоматериалы можно использовать при проведении индивидуальных консультаций с родителями, где анализируются интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умение общаться со сверстниками. На основе анализа просмотренных материалов выявляются причины негативных тенденций и осуществляется совместный с родителями поиск путей их преодоления.
Так же беседы с детьми, записанные на магнитофон, предлагаются родителям для домашнего прослушивания.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Инновационный подход. Создание электронной страницы группы в интернете;
сайт ДОУ, специалиста, группа в вайбере (пример) Объявление о собрании, о фотографировании, на почте выкладывание игр, картинного материала в облако, специально созданная почта для родителей, мерсибо, сайты педагогов
3. Упражнение «Разделись на группы»
Педагоги делятся на три группы: 1. Взаимодействие с бабушками и дедушками; 2. Взаимодействие с папами. Каждой группе дается задание придумать как можно больше способов взаимодействия с ними.
Оглашение результатов, обсуждение получившегося результата.
Активные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь.
Планирование взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников СентябрьУстный журнал «Адаптация детей в 1 младшей гр» Воспитатели Фотовыставка «Первое лето в детском саду» Воспитатели Анкетирование родителей:.
Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка» Методическая разработка по работе.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста Особенности взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста (опыт работы) Совсем недавно считалось, что в принципе все семьи.
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.
Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников. «Круглый год». старшая группа. воспитатель: Белоплотская Т. А..
Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Родительское собрание. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями.
Программа партнерского взаимодействия с семьями воспитанников Программа партнерского взаимодействия с семьями воспитанников 2018-2019 год Музыкальный руководитель: Гора Юлия Вадимовна.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в формировании его личности.