какие форты кронштадта открыты для посещения
Форты Кронштадта — самый полный обзор всех фортов в 2021
Ф орты Кронштадта — это морские крепости, расположенные рядом с Санкт-Петербургом, в водах Балтийского моря, близ острова Котлин. Величественные сооружения несколько столетий хранят неприступность и не подпускают врага своим грозным видом.
Краткое описание
Форты были возведены для обороны. Эта функция давно утратила актуальность и сейчас крепости используют как исторические памятники. Они относятся к ценностям РФ и включены в перечень памятников ЮНЕСКО.
Строительство фортов началось в 1704 году, под руководством Петра Первого. Он разработал проект укреплений Кронштадта — систему фортов, расположенных с юга, запада и севера острова.
Большая часть фортов построена на морских островах, которые создали люди. Несколько сооружений расположено на берегу Финского залива. Комплекс Кронштадтских крепостей постепенно разоружили и забросили. Они продолжают разрушаться от воздействия человека и времени.
Как строили форты Кронштадта
Чтобы окунуться в другую эпоху и почувствовать мощь крепостей, нужно посетить их с экскурсией. Турфира «Кронштадские Истории» — организует как автобусные экскурсии в Кронштадт из Петербурга, так и индивидуальные и групповые прогулки по фортам Кронштадта на катере и теплоходе. Подробнее на сайте: kronstory.com
Всего было построено 19 крепостей, на сегодняшний день их осталось 17. Это единый оборонительный комплекс, который на протяжении двух веков защищал Санкт-Петербург от вторжений врагов.
Форты строили в разное время, поэтому внешне они отличаются. По местоположению различают 3 группы сооружений:
Первая группа создана для защиты Санкт-Петербурга с северной стороны залива. Раньше на этом участке было мелководье. Экскурсии в эту часть комплекса не проводятся, но самостоятельно можно добраться до них на общественном транспорте или автомобиле.
Южную часть строили основательно, поскольку это место было наиболее опасно из-за глубоководности. Здесь и был возведен первый форт Кроншлот в 1704 году.
Для посещения крепости открыли недавно, поскольку многие из них использовали как объекты военного назначения. Также вызывало затруднения добраться до комплекса, ведь сделать это можно было только по воде.
Кроншлот
Является первым из южных фортов, возведен в 1704 году. Памятник истории и архитектуры построен с целью защиты узкого пролива, по которому могли пройти вражеские корабли. В то время шведы активно атаковали Санкт-Петербург, но прорваться через оборону Кроншлота им не удалось.
Попасть на территорию крепости сейчас нельзя, поскольку она до сих пор является режимным объектом. Но можно осмотреть его с моря, если заказать экскурсию по Кронштадту.
Шанец
Форт находится в полуразрушенном состоянии. Его можно посетить и осмотреть. Рядом проходит дорога, которая ведет к Финскому заливу и пляжу.
Сооружение расположено на западе острова и относится к государственному заказнику «Западный Котлин». Во время Северной войны там же возводилось укрепление, а позже его дополнили долговременными батареями.
Сейчас на севере форта расположен штаб связи, другая часть запущена. Но любители приключений с интересом посещают его. Особенно их привлекает возможность добраться до крепости пешком.
Рядом с Шанецем протянулась песчаная отмель. Несмотря на холод Финского залива, в этом месте купаются в жаркие дни. Летом вода достаточно нагревается и туристы могут окунуться в море.
Форт Петра
Возведен в 1721 году, а стал функционировать с целью защиты через 3 года. В 1870 к крепости пристроили мост, дамбу и пристань.
Сооружение подверглось наводнению в 1824 году, что отразилось на его перекрытиях. После ремонта там оборудовали лабораторию по борьбе с чумой.
Форт Петра охраняется государством, но закрыт для посетителей. Он постепенно разрушается.
Форт Константин
Основан в 19 веке, в 1808 году, но открыт только в 1834. Это одно из самых крупных сооружений Кронштадта. Целью строительства было укрепление обороны при подготовке к войне с Англией. Война так и не состоялась, но крепость построили быстро. Первоначально она была деревянной, позже реконструирована в каменную.
В Великую отечественную войну форт использовали для обороны Ораниенбаума. Через 20 лет его разорили, а в 80-е годы создали там автобазу. В начале третьего тысячелетия на территории крепости организовывали фестиваль «Fortdance».
В настоящее время Константин является туристической базой, в которой открыт каток и яхт-клуб. Можно также прогуляться по помещениям с экскурсией.
Чумный — Александр 1
Строительство форта началось в 1836 году, открытие состоялось в 1845. Он полностью оправдывает представления людей о крепостях, как о таинственных и мистических сооружениях. Когда устарели орудия для обороны, используемые на базе форта, он перестал действовать как объект военного назначения.
Крепость стала секретной лабораторией для работ с возбудителем чумы. Она идеально подходила для этого, поскольку располагалась вдали от берега. Учёные проводили опыты со смертельно опасным веществом, пытаясь разработать вакцину.
Туристы, посещавшие это место, утверждают, что находили в подземельях пробирки с каким-то веществом и что там погибли люди. Это не доказано, но в одиночку не стоит пытаться исследовать подземные маршруты.
В конце прошлого столетия крепость использовали для проведения дискотек. Также интересно, что на территории этого форта снимали сериалы «Фаворский» и «Морские дьяволы». Позднее был разработан проект реставрации крепости для создания развлекательного комплекса, но он оказался слишком затратным для воплощения в жизнь. В 2011 году постройка стала доступна для посещения с экскурсией. К сожалению, на момент лета 2021 года форт закрыт для экскурсий, но увидеть его возможно на водной экскурсии по Фортам Кронштадта. Заказать ее можно на сайте турфирмы «Кронштадские Истории» https://kronstory.com/jekskursii-po-fortam-kronshtadta/
Тотлебен
Это крупное оборонительное сооружение, возведенное в Финском заливе, дальше, чем остальные от острова. Оно не пригодилось в Первую мировую и Гражданскую войну, зато участвовало в ВОВ, защищая Сестрорецк.
В послевоенные годы форт эксплуатировался как военная база. Затем был заброшен и сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Посетить его сложно, только если разрешит МЧС. Самостоятельно подплывать к крепости опасно, поскольку она окружена мелью с острыми камнями и металлическим мусором.
Обручев
Это последняя постройка из фортов Кронштадта. Расположена рядом с Тотлебеном, многократно подвергалась модернизации до середины прошлого века. Использовалась для обороны во время финской и Великой Отечественной войны.
После этого крепость забросили, она начала разрушаться. Вандалы разобрали металлические конструкции и обшивку казематов. От форта остались руины, окружающая местность заросла густой растительностью. Попасть на него нельзя, туристических маршрутов нет, поскольку форт расположен в отдаленной и опасной местности.
Милютин
Крепость спроектирована известным инженером Тотлебеном во второй половине 19 века. Она быстро заняла позицию самого значимого сооружения Кронштадта.
Форт назван в честь политика Дмитрия Милютина. Также примечательно, что здесь впервые установили пушки в специальные башни.
Эту крепость можно посетить с туристической экскурсией. Можно осмотреть пушки в стенах, фасад, казематы и подземные переходы. Интересно понаблюдать со специальной крыши за Большим Кронштадтским рейдом. Это мероприятие подходит для развлечения взрослых и детей.
Первый Северный Форт
Форт основан в 1866 году. Расположен на севере от Котлина, добраться до него удобнее, чем до остальных. На его месте сначала располагались оборонительные деревянные постройки. Внешне он схож с остальными крепостями Кронштадта — со множеством резных элементов на фасаде для украшения, как дворец.
Сооружение эксплуатировалось как оборонительное до конца Отечественной войны. Затем там оборудовали военные склады. Когда необходимости в них не стало, крепость забросили.
Экскурсии на Первый не проводятся, посетить его можно только самостоятельно. Но сейчас это место выглядит непривлекательно — отсутствуют двери и металлические элементы, повсюду мусор, исчерченные стены.
Второе название форта — «Александровская батарея». Расположен на западе Кронштадта. В военных действиях участия никогда не принимал.
Закладка крепости произошла в 19 веке. Но ее разобрали, чтобы построить новые укрепления, по общей технологии конструкции, принятой в стране. Строительство завершилось в начале 20 века. После ВОВ на территории форта было хранилище боеприпасов. Позже Риф разворовали и вынесли все металлические элементы.
С 2014 по 2017 годы Риф был открыт для свободного посещения. Сейчас его можно осмотреть с экскурсией, по предварительной записи. Самостоятельно увидеть форт можно только с моря. Крепость привлекает туристов таинственным подземельем, камерами утилизации боеприпасов.
Риф находится в 2.5 км от Шанца, но дороги для автомобилей там нет. Пройти это расстояние можно пешком за полчаса.
Павел 1
По размерам превосходит любые другие форты Кронштадта, построен в 1801 году. Подвергался наводнению в 1824 году, после чего к нему пристроили второй этаж. К середине 19 века Павел 1 перестроили из камня.
В 1923 году форт практически полностью уничтожили, сохранившийся блок использовали для укрытия в период ВОВ. На сегодня уцелела лишь 1 башня, которую можно осмотреть с экскурсией. В теплый период года до форта добираются по воде.
Зверев
К северному форту удобнее всего добраться на автомобиле — есть хорошая дорога и удобная парковка. К нему ходит и общественный транспорт.
Зимой можно дойти до крепости на лыжах.
Зверев — красивейший форт Кронштадта, хотя и был построен для военных целей. Его назначением было не допускать врага по Северному фарватеру. Оснащение вооружением позволяло отражать натиск с центральной части и с фланков.
Боевое предназначение сохранилось и по окончании ВОВ. На его территории проводили учебные стрельбы.
Красная горка
Это оборонительное сооружение было создано в 1909 году, участвовало в войнах. После 1960 года утратило первоначальные функции и стало мемориальным комплексом. Чтобы его не разграбили, военные историки организовали охрану.
В начале 21 века муниципальные власти возродили и открыли Красную горку для посетителей. Заработал музей с экспозициями из подземелья морской крепости. Посетить его можно самостоятельно или с экскурсией.
Программа реставрации
Совет по сохранению культурного наследия одобрил реставрацию фортов Александр 1, Кроншлот, Петр 1. Планируется подготовить и воплотить проект к 2024 году. Крепости входят в список ЮНЕСКО. Идея реставрации включена в госпрограмму Министерства культуры.
Средства уже найдены на 80%, чтобы восстановить форты как памятники архитектуры. Это будет единый комплекс «Остров фортов», который займет десятки гектаров.
Самостоятельное ознакомление с фортами — дело опасное и бесполезное. Многие находятся в разрушенном состоянии. Но, если заказать экскурсию, прогулка станет настоящим приключением. Опытный гид расскажет подробности истории, военные заслуги, раскроет тайны величественных построек.
Как добраться до самых интересных Фортов Кронштадта
Несколько лет назад правительство Санкт-Петербурга сказало, что на реставрацию фортов нет денег, и любой желающий может взять форт в аренду за 1 рубль, отреставрировать его и использовать как хочет. Форт Константин — это первая такая попытка и самый знаменитый сегодня форт Кронштадта, самый знаменитый только потому, что находится на КАД и к нему проще всего добраться.
Форт Константин — единственный официально открытый и убранный
Самый популярный форт, потому что в свое время его в аренду взяла частная фирма и превратила в музей. Точнее как превратила — заколотила все опасные входы, убрала колючую проволоку и начала брать плату за вход.
Я там откровенно скучал, хотя с экскурсоводом возможно будет интересно.
Александр I Чумной (можно зимой по льду)
Самый впечатляющий форт в бухте. Во время его строительства было применено несколько интересных технических решений, а также с ним связано большое количество легенд.
Фото Андрея Василискова
Форты, куда приятно съездить на пикник
Это то, о чем даже мало местных знает, потому что все сворачивают с кольцевой в сторону Кронштадта, и никто не знает — что же за небольшой поворот в другую сторону.
На самом деле там расположены одни из лучших пляжей в округе с оборудованными площадками для пикников, а также проложенными по лесу деревянными дорожками.
Также там расположены 3 форта с оборудованной парковкой и поддерживаемые в хорошем состоянии.
Форт Шанец — можно на машине
До форта Шанец легко можно доехать и на машине и на автобусе, потому что это последняя остановка перед заказником “Западный Котлин” и началом пляжей. Фактически парковка сделана во внутреннем дворе форта.
Насколько знаю, Шанец служил испытательным фортом. Нужно было выяснить — какие укрепления самые прочные.
Инженеры строили их сначала из камней, выводили эскадру в море и расстреливали то, что построили. Оказалось, что большие камни обстрелом вырывает целиком, а самые прочные — это смесь бетона и мелких камешков. На форте вы сможете увидеть, что он очень многослойный и сделан из разных комбинаций бетона и камня.
Права видно парковку у форта
Много поясняющих надписей, про виды бастионов.
Форт Риф — закрыт на реставрацию
В 2019 году закрыт на реконструкцию, вся территория обнесена забором и стоят собачьи будки, поэтому мы идти не рискнули.
До недавнего времени он являлся закрытым военным объектом, что позволило ему хорошо сохраниться. Это один из фортов, который реально участвовал в боевых действиях. Ведь некоторые из фортов так и стояли, не сделав ни одного выстрела.
Какое-то время спустя форт служил как склад для военного хлама. Но уже к нашим временам там ничего не осталось – весь металл растаскан, военных нет. Всё, что там есть сейчас – традиционный для таких мест беспорядок.
Пройти можно, но везде много плакатов, поэтому мы не рискнули
Батарея «Демидов» — можно на машине
Можно добраться на машине. Скажу честно — я о ней узнал, только готовя эту статью, потому что это совершенно неприметный поворот куда-то в грязь. Но, если верить местным экскурсионным сайтам — ее отреставрировали в 2017, поставили пушки, зенитные установки и вообще сделали много всего интересного.
Повторюсь — я сам там не был, поэтому все фото из интернета.
Фото Олега Зырянова
Северный форты
С севера находится 7 фортов, до двух из них можно доехать на машине, поэтому на них остановлюсь чуть подробнее, еще на некоторые летом возят индивидуальные экскурсии, а зимой можно дойти пешком.
Северный форт № 1 — можно на машине
После того как военные ушли, форт стал туристической помойкой, коей сейчас и остается. Выломаны двери, вывезен металл, на стенках ужасные граффити и везде мусор. Кажется, изменений не ожидается. Можно добраться на машине, но лучше выбирайте другие форты. Главное – соблюдать все меры безопасности, решив посетить это старинное место.
Северный форт № 2
Достаточно хорошо сохранился до наших времен. По краям острова располагались пулеметы, а сверху артиллерийская батарея. Оттуда было отлично видно весь Кронштадт! Сейчас же всё там находится в запустении. Можно доехать на машине, но советую остановить свой выбор на другом форте.
Северный форт № 4 “Зверев”
Тут есть ощущение, что столкнулись сразу несколько эпох. Летом форт очень зарастает, из-за чего напоминает какой-то необитаемый остров. При заходе на катере, здесь сразу видно перекошенный пулеметный дот. Пристани у форта нет, а рядом затоплено несколько кораблей.
Сюда можно поехать на индивидуальную экскурсию. Летом это позволит увидеть не только этот форт, но и многие другие морские достопримечательности.
Каземат с расплавленными кирпичными стенами. Здесь сжигали ГСМ
Фото Олега Зырянова
Южные форты
Проезжая по Дамбе со стороны Петергофа можно видеть Южные форты. Добраться до них самостоятельно не получится, да и смотреть там нечего — скорей это только для любителей сталкера.
Южный форт №3 («Граф Милютин», «Башенная»)
Сюда возят экскурсии. Главным достоинством форта считались бронированные башни, рассчитанные на прямое попадание главного калибра английского броненосца, в то время они считались самыми мощными в мире.
Второй гордостью форта был поворотный механизм башен — они вращалась с помощью паровых машин. Всего машин было 6 и они располагались в казематах под батареей, а пар подавался из двух котельных по краям. Такая система поворачивала башню на 360 градусов всего за 1 минуту, в то время обычные пушки поворачивались за 3.
Южный форт 2 “Дзичканец”
Форт защищается каменными молами, а на берегу, почти утонувшая в песке, виднеется старая пушка с разорванным стволом. Во времена Великой Отечественной тут проводилась противовоздушная оборона.
Южный форт 1
Как и предыдущий форт, был построен с целью обезопасить территорию от наступления англо-французских судов. Вплоть до Великой Отечественной солдаты несли тут службу.
Форт защищал Малую дорогу жизни – ту самую единственную ниточку, которая соединяла Ленинград и Большую землю. Сейчас он закрыт для посещения.
Самые современные форты Кронштадта
Это форты “последней волны”, когда уже появились нарезные стволы, что сильно увеличило дальность стрельбы.
Сегодня на каждый из них возят индивидуальные экскурсии.
Форт Граф Тотлебен (быв. Первомайский)
Этот форт был одним из самых больших и служил обороной во время англо-французского наступления. Во время Великой Отечественной на серых бетонных стенах бойцы рисовали звезды, соответствующие количеству сбитых самолетов. До настоящего времени эти рисунки не дожили.
Когда-то здесь был и музей, и летний лагерь. А сейчас царит запустение. Рушится бетон, стираются все материальные подвиги нашей страны.
Подплыть к нему самостоятельно вряд ли получится – вокруг большое количество острых камней и металлолома. Посетить Тотлебен без предупреждения МЧС нельзя, это опасно для жизни.
Форт Обручев (быв. Красноармейский)
Территория этого форта использовалась для обстрела участников мятежа. В годы войны он принимал активное участие против немцев и финнов. После этого был брошен военными на произвол судьбы. Сейчас он активно приходит в негодность из-за туристов, которые явно не стремятся уберечь память о прошлом.
Обручев и Тотлебен – так называемые «близнецы». Наиболее поздние оборонительные постройки. Дальность стрельбы с Обручева с помощью десятидюймовых орудий составляла 18 км! Это особенно было важно во времена Великой Отечественной. Очень жаль, что сейчас этот форт представляет собой одну большую помойку… Все металлические конструкции были разобраны любителями легкой наживы.
Экскурсии сюда не проводятся, т.к. остров густо зарос травой и мхом, а его месторасположение опасно и слишком удалено от цивилизационных мест.
17 фортов располагалось на островах, созданных руками человека, а 3 – на берегу Финского залива. Все эти творения появились благодаря Петру I, который мечтал превратить Россию в крупную морскую державу. Как жаль, что сейчас все эти старания разрушены вандалами и прежней величественности уже не увидеть. Теперь можно только увидеть старинные фото, где мощные постройки защищают нашу землю от наступления врагов…
Форты главного залива
Помимо описанных выше фортов Александр I и Константин в главном заливе можно увидеть 3 форта. Они все сейчас в полуразрушенном состоянии, да и фото их у меня только из интернета, поэтому отнес в самый конец статьи, чтобы вы знали что это
Форт Рисбанк
Это один из самых больших фортов. После того, как там случилось наводнение, остался один бастион. Потом его решили перестроить, но размеры уже стали другими. На месте одного Рисбанка могло поместиться два таких форта как Александр I.
Во дворе форта чего только не было – и колодец с артезианской водой, и печи, и жилые дома. Была даже баня, пекарня и прачечная. А затем форт стали использовать в учебных целях и в итоге, сейчас там почти ничего не осталось.
Кроншлодт
Самый первый форт, с которым связана интересная история: Петр I уже собирался строить Петербург, но на острове Колин (нынешний Кронштадт) еще оставался Шведский гарнизон. Петр собрал войска и неожиданно высадился на остров.
Форт Петр I (под охраной)
Немного таких фортов, к которым не подобраться. Этот – именно такой. Его территория отгорожена от посторонних колючей проволокой, а также на объекте несет службу часовой.
Еще недавно казематы форта были складом для минно-трального снаряжения. Даже сейчас можно увидеть электромагнитные тралы, похожие на небольшие подводные лодки.
К форту Пётр I от острова Котлин идет дамба. Это единственное место в Кронштадте, где еще имеется железнодорожное полотно.