какие фреоны запрещены в европе

Какие фреоны запрещены в европе

С ужесточением норм экологической безопасности в Европе растет спрос на климатическое оборудование, работающее на безопасных природных хладагентах, в первую очередь – пропане (R290).

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Владельцев уже установленного оборудования, использующего фторсодержащие фреоны, ждет ужесточение мер контроля и правил безопасности, а значит и дополнительные финансовые затраты. Поэтому многие потребители предпочитают перевести свою климатическую технику на безопасный хладагент.

Одним из самых перспективных считается пропан. Он не оказывает разрушающего воздействия на озоновый слой и имеет чрезвычайно низкий потенциал влияния на глобальное потепление (GWP=3). Кроме того, термодинамические свойства пропана почти не отличаются от широко распространенного ранее R 22. Европейцы не только являются самыми активными в мире покупателями нового оборудования на пропане, но и массово переводят на пропан ранее установленную климатическую технику.

Первое в мире серийное производство кондиционеров, работающих на R 290, появилось в 2011 году. Пионером стала компания GREE. Сейчас на ее заводе в Чжухае (Китай) производят более 100 тысяч сплит-систем на пропане в год. Летом 2012 года здесь также началось производство мобильных кондиционеров и осушителей воздуха на этом экологически безопасном хладагенте.

В текущем году ещё несколько компаний объявили о начале производства бытовых кондиционеров, работающих на пропане. На рынке появились и первые чиллеры на R 290.

Пока доля оборудования на пропане ещё не очень велика — примерно 1%, но есть все основания полагать, что она будет расти очень быстрыми темпами, увеличиваясь на 1-2% ежегодно. Большой плюс кондиционеров на R 290 – цена: применение пропана позволило снизить стоимость некоторых моделей кондиционеров. Удешевление стало возможным благодаря уменьшению размеров теплообменников, низкой цене хладагента и малому объёму газа, требуемого для заправки (для работы бытового кондиционера требуется всего 200-300 грамм пропана).

«Мы часто говорим о необходимости внедрения таких технологий, которые способствовали бы улучшению экологической обстановки как мире в целом, так и в нашей стране. Пока что в Россию запрещён ввоз кондиционеров, заправленных пропаном. Надеюсь, что в ближайшее время ситуация изменится. И мы вместе с другими странами будем поддерживать новые «зелёные» технологии», – подытожил Владимир Мурашко.

Справка о компании :

Компания GREE, самый крупный производитель кондиционеров в мире, была основана в 1991 году. Начиная с 2005 года GREE ежегодно занимает первое место в мире по объёму производства и уровню продаж. Сейчас компании GREE принадлежит восемь заводов в Китае, в Бразилии, в Пакистане и во Вьетнаме. Общая производственная мощность предприятия в 2011 году — 50 миллионов бытовых и 5,5 миллиона промышленных кондиционеров. Компания получила более 50 международных и национальных наград за качество продукции.

Источник

ЕС исключает внесение изменений в запрет на использование F-газов

Европейская комиссия приняла решение: в запрет на использование хладагентов содержащих F-газы с ПГП (потенциал глобального потепления) 150 (наиболее популярные: R134a, R404A, R507, R410A и другие) или более в мультикомплектах централизованных холодильных систем с 2022 года не будут вносится изменения.

Осуществление регулирования употребления F-газов включало в себя обещание пересмотреть положения, затрагивающие централизованные системы охлаждения мультикомплектного типа, которые обычно используются в больших супермаркетах и ​​гипермаркетах.

В трактовке действующего пункта 13 Приложения III запрещается использование фторсодержащих парниковых газов с ПГП более 150 в холодильных системах с номинальной мощностью 40 кВт или более, начиная с 2022 года. Исключения были предоставлены для первичных контуров хладагента каскадных систем, в которых допускается использование хладагентов с ПГП менее 1500.

Последнее положение о регулировании использования F-газов (517/2014), которое вступило в силу в 2015 году, включало в себя обещание пересмотреть запрет, учитывая ожидаемое появление рентабельных, технически осуществимых, энергоэффективных и надежных альтернатив F-газам. Опубликованный в этом месяце «Отчет по технической оценке» приводит к выводу, что многие альтернативы уже имеются в наличии, или будут достаточно конкурентоспособными к 2022г.

«Поэтому Комиссия не видит необходимости вносить изменения в положение, согласно пункту 13 Приложения III Регламента (ЕС) 517/2014», — говорится в докладе — «По результатам произведённой технической оценки вполне очевидно, что существует множество технологических альтернатив, доступных сегодня, которые уже используются в холодильном секторе на всей территории ЕС, и нет необходимости изменять требования по регулированию использования F-газов, действующие до 2022г».

В отчёте упоминаются централизованные системы с использованием транскритического цикла CO2, косвенные централизованные системы и автономные системы как «осуществимые, надежные и экономичные альтернативы».

По существующему европейскому законодательству запрет на использование F-газов будет по-прежнему распространяться только на вновь устанавливаемое холодильное оборудование после 1 января 2022 года, а не на действующее оборудование, которое было установлено до этой даты.

Источник

Производители заявили о риске дефицита холодильников и кондиционеров

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Ввоз хладагентов, которые используются при производстве и обслуживании холодильников, кондиционеров и другого подобного оборудования, в Россию усложнился, уведомила министра экономического развития Максима Решетникова в своем письме Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; среди членов — Electrolux, DeLonghi, Miele, Gorenje, Ariston). Копия письма от 1 сентября 2021 года есть у РБК, в ассоциации подтвердили подлинность документа.

Авторы письма указывают, что с июля 2021 года для части импортеров стал невозможен ввоз хладагентов и техники, которая их содержит: фактически на импорт была установлена квота, хотя законодательно это никак не закреплено. РАТЭК попросила Решетникова указать Минприроды, подконтрольный которому Росприроднадзор выдает разрешения на импорт, «на недопустимость введения ограничения на ввоз» хладагентов, поскольку на это нет «легитимных правовых актов».

Минэкономразвития получило обращение РАТЭК, но, как уточнила пресс-служба министерства, эта тема находится в компетенции Минпромторга, в которое и было перенаправлено письмо. В Минпромторге пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, поэтому вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции Минприроды и Росприроднадзора. «На данный момент риски для производств, использующих хладагенты, отсутствуют», — заверил представитель Минпромторга. Пресс-служба Минприроды, в свою очередь, сообщила, что министерство получило письмо РАТЭК и прорабатывает этот вопрос.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

В чем суть проблемы

В производстве кондиционеров, холодильного и морозильного оборудования, ингаляторов сейчас используются гидрофторуглероды. Их применяют также для изготовления аэрозолей, некоторых видов стройматериалов, средств противопожарной защиты. Гидрофторуглероды пришли на смену хладагентам, разрушающим озоновый слой. Применяемые сейчас вещества менее опасны, но все равно способствуют усилению парникового эффекта, поэтому их использование в мире в 2016 году также было решено ограничить. Россия в прошлом году ратифицировала соответствующую поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, и обязалась сократить объемы потребления гидрофторуглеродов с 2020 года на 5%, с 2025 года — на 35%, с 2036 года — на 85%.

Для этого был введен контроль за импортом этой продукции. С апреля 2021 года компании, импортирующие гидрофторуглероды на территорию Евразийского экономического союза, в который входит и Россия, должны оформлять специальные лицензии. В России их выдает Минпромторг на основании заключения Росприроднадзора. Ограничение коснулось и оборудования, заправленного такими хладагентами, то есть холодильников и кондиционеров.

Никакой квоты, которую бы могло утвердить российское правительство либо Евразийская экономическая комиссия, на ввоз хладагентов в 2021 году установлено не было, указывает РАТЭК. Несмотря на это, с июля 2021 года импортеры гидрофторуглеродов стали получать отказы Росприроднадзора в выдаче разрешительных документов. Этот отказ ведомство объясняло «исчерпанием допустимого объема потребления гидрофторуглеродов в 2021 году», следует из письма РАТЭК. «В итоге складывается ситуация, при которой произошло фактическое введение и распределение квоты на импорт гидрофторуглеродов в 2021 году при отсутствии законодательно закрепленной квоты и установленного механизма распределения квоты», — констатируют авторы письма.

Таким образом, импортеры, которые успели оформить разрешение до июля 2021 года, получили квоту, а остальные не смогут ввезти свою продукцию до начала 2022 года. Это, как уверены в РАТЭК, приведет к «значительным убыткам» импортеров, так как поставки продукции уже запланированы, продукция закуплена и многие товары уже находятся в пути. Без разрешительных документов импортеры будут вынуждены возвращать продукцию поставщикам, что приведет к дополнительным расходам на транспортировку и штрафные санкции, говорится в письме. Кроме того, каждая лицензия стоит 160 тыс. руб. и при отказе ведомства эти деньги не возвращают, отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Какие могут быть последствия

Хладагенты используются не только для самих устройств крупной бытовой техники при их производстве на заводах, но также и для их сервисного обслуживания, например в случае с кондиционерами, говорит Антон Гуськов. По его словам, проблема может затронуть до половины рынка крупной бытовой техники, в том числе холодильников, и многие производители рискуют оказаться без необходимых веществ. При этом на российском рынке локализовано производство большого количества крупной бытовой техники, уточняет представитель РАТЭК. В текущий момент речи о дефиците техники не идет — у производителей есть запасы, но в перспективе невозможность получения лицензии приведет к тому, что многие компании не смогут ни произвести продукцию, ни импортировать ее, предупреждает Гуськов.

Дефицит гидрофторуглеродов в России уже наблюдается, из-за этого цены на хладагенты выросли с начала года в три-четыре раза, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Кузин. По его словам, в России хладагенты практически не производятся, по существу, все гидрофторуглероды импортируются, поэтому при введении новых правил необходимо было предусмотреть переходный период для отрасли.

АПИК также направила обращения в Минприроды и Роспотребнадзор (копии писем от 30 августа есть у РБК). Ассоциация обращает внимание на то, что разрешения на ввоз продукции выдаются только до конца календарного года и в 2021 году пока не выдают разрешения на ввоз в 2022 году. Между тем получение разрешения и лицензии занимает около двух месяцев, сроки поставки занимают еще около четырех месяцев, и в результате, если выдавать разрешения только с января, поставки будут возможны не раньше середины июля. «Подобная практика приведет к срыву поставок кондиционеров к летнему сезону 2022 года, дефициту климатической техники и росту конечной стоимости продукции», — не исключает АПИК.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России Глеб Мишин сообщил, что знает о проблеме с дефицитом фреона, она коснулась производства в России холодильников и морозильников, а также компаний — установщиков кондиционеров. Candy-Hoover Group на производстве холодильников использует хладагент, у которого есть российские аналоги, но из-за дефицита фреона в целом произведенные в России аналоги тоже подорожали, признает Мишин.

Входящий в группу Bosch производитель бытовой техники BSH Hausgeräte уже много лет не использует вещества, включенные в перечни озоноразрушающих, заверили в российском офисе компании.

Хладагенты используются также для оборудования складов, преимущественно предназначенных для хранения продовольственной продукции. Дополнительное лицензирование при поставках в Россию уже повлекло за собой рост цен на гидрофторуглероды и увеличение сроков поставок, сообщил Андрей Постников, гендиректор компании «Ориентир», которая специализируется на девелопменте складов. Но компании уже «скорректировали работу по размещению заказов на эти вещества с учетом новых временных интервалов».

Управляющие готовыми складами с проблемой пока не столкнулись. В пресс-службе «Сбер Управление активами», в портфеле которого есть несколько складских комплексов, пояснили, что хладагенты на складах нужно обновлять примерно раз в пять лет и на их объектах этот срок пока не пришел.

Источник

Какие фреоны запрещены в европе

Но в виду важности изменений, я решил вынести предупреждение в отдельную ветку.

Касается импортёров холодилок, чиллеров, осушителей, тепловых насосов, смесей, содержащих такие массовые фреоны, как: 134,407,410.

По нашему мнению, с 18.04.21 года, ввоз такой продукции будет под запретом.

С 18 апреля вступает в силу Решение Коллегии ЕЭК от 16.03.2021 № 30
Согласно ему, фреоны 134, 407, 410 ипрочие попадают в раздел 2.1.

Согласно Приложению N 20 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30,
1. «продукция, содержащая озоноразрушающие вещества» – продукция, указанная в списке D раздела 1.1 единого перечня и содержащая озоноразрушающие вещества, указанные в списках A, В, C и E раздела 1.1 и в разделе 2.1 единого перечня;

То есть вся продукция из списка D (кондюки, осушители, холодильники итп), содержащая фреоны из списка F, входит в понятие «продукция, содержащая озоноразрушающие вещества».

А теперь следим за руками, там же:
3. Запрещается ввоз и (или) вывоз:
б) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанных в разделе 1.1 единого перечня, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения;
(В 1а по сути только огнетушители из продукции)

Административный регламент Приказ Минприроды России от 22 ноября 2011 г. N 907 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»

«Такой товар, как осушители воздуха, классифицируемый кодом 8479 89 970 8 ТН ВЭД ТС, включен в список D раздела 1.1 «Озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с таможенной территории таможенного союза» Единого перечня, утвержденного Решением № 134.

Согласно примечанию к списку D, ввоз продукции включенной в список D, подлежит запрету, если она содержит озоноразрушающие вещества, включенные, в частности, в раздел 2.1 Единого перечня (за исключением транзитных перевозок; переносных огнетушителей; продукции, контролируемой системой экспортного контроля).

CHF2CL (дифторхлорметан), классифицируемый кодом 2903 71 ООО 0 ТН ВЭД ТС, является озоноразрушающим веществом, которое включено в список С раздела 2.1 «Озоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и вывозе» Единого перечня.

В соответствии с абз. 2 п. 3 Положения, ввоз на таможенную территорию таможенного союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, указанных в разделе 1.1 Единого перечня, запрещается.»

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

«3. Запрещается ввоз и (или) вывоз:
.
в) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанных в разделе 1.1 единого перечня, и озоноразрушающих веществ, указанных в разделе 2.1 единого перечня, из государств, не являющихся участниками Монреальского протокола, и (или) в такие государства, за исключением государств, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 8 статьи 4 Монреальского протокола.»

Я вот так понимаю это хитросплетение букв в Прил.20

ну, т.е.(«. кратко резюмирую сегодняшний базар:»(с) какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе)

ЗАПРЕЩЕНЫ:
хладоны из 1.1.
хладоны из 2.1.
продукция, содержащая хладоны из 1.1

ЛИЦЕНЗИЯ:
продукция, содержащая хладоны из 2.1

Вот так вот я понял.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

ЗАПРЕЩЕНЫ:
хладоны из 1.1.
хладоны из 2.1.
продукция, содержащая хладоны из 1.1

Не понялакакие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Почему хладоны из 2.1. запрещены? Они ввозятся по лицензии.

Приложение № 20
к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30
Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества

Таким образом по п. 3 запрещен ввоз из перечня 2.1 только если товар везут из государств, не являющихся участниками Монреальского протокола.

Не ври брокеру и не скрывай от него – дороже обойдётся(C) какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Источник

Запрет фреонов

Самые различные виды холодильного оборудования давно стали чем-то настолько привычным для нас, что мы не представляем свою жизнь без них. Домашний холодильник, кондиционеры, промышленные холодильные установки, камеры шоковой заморозки, холодильные витрины и т.д. Прогресс не стоит на месте и на перечисление всего известного холодильного оборудования понадобится немало времени. Мы все знаем, что есть один компонент, благодаря которому все эти системы могут вырабатывать холод для нас.

Формально, можно сказать, что любое вещество является хладагентом. Например, вода, которая при атмосферном давлении кипит при температуре +100°С и забирает тепло у источника тепла или, другими словами, охлаждает его.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Историческая справка

Используемые в те времена вещества были не просто опасны, но и губительны для человеческой жизни.

Разрушение озонового слоя

В 80-х годах случился переломный момент для фреонов и всей холодильной промышленности. Ученые стали активно изучать причины разрушения озонового слоя и пришли к выводу, что фреоны наносят ощутимый ущерб.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Большинство стран мира объединились, чтобы решить сложившуюся проблему. Было принято несколько протоколов и проведено множество встреч по обсуждению выходов из этой ситуации.

Проблема экологии смогла перевернуть холодильную промышленность и объединить невероятное количество стран мира 197 из 202. Самая первая конференция была в 1985 году в Вене, но первые юридические обязательные цели был изложены в Монреальском протоколе 1987 года (Канада, Монреаль).

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Фреоны были очень используемы по всему миру, особенно, класс хлорфторуглеродов (CFC, наиболее популярный фреон R-12), которые собирались запретить Монреальским протоколом. Сложилась очень тяжелая ситуация, как прийти к задуманному с минимальными потерями, особенно всех интересовала экономическая сторона этого вопроса.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Проблема изменения климата

Не менее важным стал Киотский протокол 1997 года, он направлен на сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Регулирование потребления/производства этих газов планировалось вести по рассчитанным квотам для каждой страны. В случае имеющихся свободных квот их можно было продать другой стране. Россия имела одну из самых крупных долей выбросов парниковых газов. Несмотря на то, что это плохой показатель для экологии, именно этот фактор и верно выбранная тактика, способствовали тому, что Россия останется основным действующим лицом на климатических переговорах.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

В дальнейшем к протоколу были приведены поправки, дополняющие его содержание: Лондонская, Копенгагенская, Монреальская, Пекинская и Кигалийская.

Стоит обратить внимание на Кигалийскую поправку, принятую совсем недавно в 2019 году.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Она направлена на приостановление глобального потепления, с помощью постепенного сокращения производства и потребления класса HFC (гидрофторуглероды). Этот класс стал в свое время успешной заменой озоноразрушающим веществам, но решив одну проблему столкнулись с другой. Газы из этого класса имеют высокие показатели потенциала глобального потепления, тем самым оказывая большое влияние на увеличение температуры окружающей среды.

Характеристики холодильных агентов

Рассмотрим характеристики самых популярных фреонов. Более ранние и пришедшие на их замену более безопасные.

ВеществоКлассНачало
применения
ФормулаГруппа
безопасности
Группа жидкости в сотв. PEDМаслоТочка кипения,
при атмосф. давлении
ODPGWP-AR4
(ПГП)
R717
R744

Углекислота (Carbon dioxide)

R290

Наиболее популярный фреон в 1950-1980 гг, (в 1987 г. ограничен к применению Монреальским протоколом из-за большого ODP)

На замену R12 пришёл более новый фреон R-134a:

начало 1990-х годов

На замену R134a (весьма большой ПГП), появилась более безопасная альтернатива:

Наиболее популярный фреон во второй половине XX века, запрещен Монреальским протоколом из-за большого ODP (Лондонская поправка июнь 1990г):

На смену R22 в конце XX века нашли применение фреоны, которые не имеют воздействие на озоновый слой (ODP=0). Они широко распространены и применяются по сей день:

начало 1990-х годов

На замену R404a, R507a (появилась более безопасная альтернатива):

начало 2010-х годов

начало 2010-х годов

Новые альтернативы R1234ze и R1234yf используются для кондиционирования. Они являются экологически безопасными (наносят минимальный ущерб окружающей среде), но горючие и легко воспламеняемы в некоторых условиях.

какие фреоны запрещены в европе. Смотреть фото какие фреоны запрещены в европе. Смотреть картинку какие фреоны запрещены в европе. Картинка про какие фреоны запрещены в европе. Фото какие фреоны запрещены в европе

Подведем небольшой итог. Недостаток безопасных для экологии хладагентов и вводимые ограничения приводят к неизбежному росту цен.

В начале 2021 года наиболее популярные фреоны (R134a, R404А, R507, R410А) стоили ориентировочно 3500 – 4500 рублей за баллон (

11-14 кг). В то время, как в Европе цена на эти фреоны составляет 500 – 1000 евро (

45 500-91 000 рублей), а их потребление строго регулируется местным законодательством.

Рост европейских цен на фреоны с высоким GWP не останавливается и уже сейчас в Швейцарии цена на фреон R404А для конечных потребителей составляет 300евро за 1кг.

В конце марта 2021 г. цена на популярные фреоны в России резко возросла в моменте до 12 000 рублей за баллон, но в дальнейшем скорректировалась до уровней 8 000-9 0000 рублей.

Причиной резкого роста цен послужил установленный с 18 апреля 2021 г. разрешительный порядок ввоза хладагентов группы ГФУ на территорию Евразийского Экономического Союза. После установления разрешительного порядка организация импортер может ввезти фреон только при наличии лицензии Минпромторга, которая оформляется на основании разрешительного документа (заключения) выдаваемого Росприроднадзором.

При этом внутренние цены в России все равно остаются принципиально ниже Европейских. В 2021 г. квоты на количество ввозимых ГФУ (HFC) не установлены по причине профицитного объема потребления ГФУ и отсутствия распределения квот. Однако в будущем планируется введение квот исходя из пересчета массы ГФУ на потенциал глобального потепления (перевод в тонны CO2) согласно приложения Е Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу. Таким образом, в долгосрочной перспективе следует ожидать рост цен до уровня Европейских.

Аналогичный вектор на хладагенты с низким ПГП (GWP) демонстрируют вступившие в силу с 1 июля 2021 г. СП 60.13330.2020 “Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха”, которые теперь содержат следующие требования: В системах холодоснабжения следует использовать холодильные машины и установки, работающие на экологически безопасных хладагентах с нулевой озоноразрушающей способностью и потенциалом глобального потепления не выше 2 500 (ГОСТ EN 378-1–2014, приложения В, Е). Таким образом, если “кондиционерные” R134a и R410a еще удовлетворяют данному требованию, то повсеместные “холодильные” R507a и R404a уже не удовлетворяют, обладая коэффициентом ПГП 3780 и 3850.

Ситуация осложнена тем, что на данный момент в мире нет хладагентов, которые не оказывали бы влияние на глобальное потепление и при этом были бы негорючими и не взрывоопасными. В ближайшее время очень маловероятно их появление.

Есть три основных хладагента, которые не имеют перспектив на экологический запрет, но имеют свои недостатки. Остановимся на каждом более подробно.

Хорошие показатели для экологии и не токсичный, но имеет высокие давления в системе и не имеет выдающих показателей энергоэффективности.

В режиме низких и сверхнизких температур при прочих равных показатели энергоэффективности CO2 соизмеримы с показателями наиболее популярных фреонов, но для режима средних температур и кондиционирования проигрыш CO2 достаточно существенный. Углекислота может быть использована в нижнем каскаде субкритического цикла (в верхнем обычно фреон/аммиак), и как самостоятельный хладагент в транскритическом цикле.

Некоторые особенности теплофизических свойств углекислоты (высокие температуры нагнетания и низкая критическая точка +30,98°С) позволяют конфигурировать более сложные холодильные системы с параллельным сжатием в верхней ступени, десуперхитерами, инжекторами и другими модернизациями, которые в конечном итоге позволяют получить суммарный эффект в энергоэффективности лучше чем в традиционных фреоновых системах. Но если сравнивать бустерный (двухступенчатый) цикл сжатия для фреоновой системы и для CO2 без дополнительных модернизаций, то энергоэффективность будет соизмерима, вопреки устоявшемуся мнению, что системы на CO2 более энергоэффективны чем фреоновые из-за физических свойств самой углекислоты.

В Европе CO2 является хладагентом первого выбора для систем малой и средней производительности. В последние годы активно внедряется в России, в том числе силами компании Рефинжиниринг.

В процессе реализации проект МПК Обнинский на CO2

Лучший по энергоэффективности и экологичности, токсичный и взрывоопасный при определенных концентрациях.

“Классический” хладагент для больших промышленных систем и крупных предприятий. Для аммиачных систем действуют ФНП “Правила безопасности аммиачных холодильных установок”, требуются расширенные допуски на проектирование и выполнение работ на особо опасных обьектах, экспертиза промышленной безопасности, постановка на учет в Ростехнадзоре. Тем не менее, остается хладагентом первого выбора для систем большой производительности.

Средний по энергоэффективности, экологичный, но высоко горючий и взрывоопасный (группа А3).

В России пропан распространен мало (единичные проекты небольшой производительности). В Европе довольно популярен ввиду экологичности (за последние несколько лет наблюдается большой рост по пропановым холодильным машинам, последние три года объём рынка в Европе удваивается каждый год).

Используется в основном в коротких контурах в чиллерах небольшой и средней производительности (до 500кВт). Ввиду своих горючих и взрывоопасных свойств требует обязательной оценки рисков на предмет образования взрывоопасной среды и возможных требований к взрывозащищенному исполнению оборудования.

Есть две особенности применения в системах холодоснабжения:

Мы проектируем наши системы холодоснабжения и подбираем хладагент исходя из требуемых задач, учитывая вышеописанные факторы и детали проекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *