какие фундаментальные общественные потребности удовлетворяет образование
Потребность в образовании
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:50, реферат
Краткое описание
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные.
Духовные потребности – это потребности в знаниях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.
Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению.
Вложенные файлы: 1 файл
потребность в образовании.docx
Потребность в образовании.
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные.
Духовные потребности – это потребности в знаниях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.
Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации – в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.
Потребность в образовании выступает не только как способ развития личности, но и как средство удовлетворения других потребностей. Потребность в образовании способствует повышению культурного уровня человека и дает возможность реализовать его сущностные силы. В настоящее время ценностью становится все больше не только самообразование, но и потребность в нем. Однако ее нельзя формировать и удовлетворять, не развивая адекватно систему образования.
Изучение потребности в образовании актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Поскольку теоретическое знание о потребностях является фундаментом теории личности, то исследование потребностей в образовании позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающие деятельность личности, описать характер ее образовательной активности, исследовать наиболее значимые стимулы и условия ее включения в образовательную среду, отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования и развития личности как в сфере образования, так и за ее пределами. В целом теоретическое исследование образовательных потребностей позволяет углубить научные представления о структуре личности, ее деятельности, образе жизни.
Бесспорно, актуальным является исследование образовательных потребностей отдельных социальных групп и общностей. Знание такого рода дает представление о специфике групповых потребностно- мотивационных и ценностно-регулятивных механизмов образовательной деятельности, позволяет выявить ее типологические черты. Кроме того, образовательные потребности группы целесообразно изучать как фактор развития социального сообщества, условие социальной дифференциации, социальной мобильности, воспроизводства и изменения социальной структуры общества.
И, наконец, исследование образовательных потребностей, являющихся субъективными характеристиками объективных условий жизни человека, позволяет поставить диагноз социальной ситуации в обществе в целом (в сферах экономического и культурного развития страны, становления рыночных отношений и т.д.). Не менее значимо изучение потребностей в образовании в качестве механизма регуляции образовательной сферы, анализа ситуации, сложившейся в ней, определения роли общественного мнения в развитии образования, динамике изменений его отдельных подсистем.
Что касается практико-прикладной стороны исследования потребностей в образовании, то в условиях смены типа социального устройства в России и изменения отношения населения к образованию особенно важно изучать характер образовательных потребностей различных групп. Трансформация сфер производства и потребления, динамика социальной мобильности, возникновение новых социальных слоев являются значимыми факторами развития образовательных потребностей. В силу этого актуализируется проблема согласования требований рынка труда, предложений рынка образовательных услуг и потребностей личности в этих услугах. Углубленный анализ образовательных потребностей представителей разных социальных слоев является важным вкладом в разрешение данных противоречий.
Общецивилизационные процессы, связанные со становлением информационной эпохи, новыми требованиями к личности в условиях информационного общества, превращают проблему исследования образовательных потребностей в одну из наиболее значимых, поскольку их структура и характер являются индикатором уровня готовности личности и общества к важным социетальным трансформациям.
Все вышесказанное позволяет увидеть значимость социологического подхода к анализу образовательной потребности, заключающуюся в том, что потребность индивида в образовании (ее содержание, структурные и функциональные характеристики) рассматривается в тесной связи с: 1) потребностями социальной группы, общности, в которую включен индивид; 2) в системе социальных факторов института образования и всей образовательной сферы; 3) в контексте социальных детерминант других социальных институтов; 4) в системе социальных связей и отношений общества в целом.
В рамках социологического подхода образовательная потребность представляет собой обусловленное социокультурными детерминантами активно-деятельностное отношение социального субъекта к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации.
Образовательная потребность отличается многоуровневым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимыми для различных видов деятельности; социализации; индивидуализации; самоопределения; самореализации; профессионального и статусного роста; реализации непрерывного образования; изменения структуры личности, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентаций, мотивов, установок на образовательную деятельность; формирования образа жизни личности; стимулирования трудовой активности личности, эффективности трудовой деятельности; адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.
На групповом и социетальном уровнях потребность в образовании реализует функции социального развития групп, социальных общностей, всего общества; повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом; институционализации непрерывного образования; формирования субкультуры социальной группы, общности; средства социокультурной динамики; трансляции культурного наследия и социального опыта поколений; формирования информационного пространства социума; формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества; самоидентификации социальных групп; воспроизводства социальных групп и института профессии; изменения характера общественного труда, повышения его эффективности; регуляции процессов социальной мобильности; адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.
В условиях изменения ситуации в образовательной сфере в последние десятилетия важной практической задачей становится исследование образовательных потребностей студентов высшей школы. Собственно, потребности именно этой социальной общности являются показателем путей дальнейшего развития образования, а вместе с ним социально-экономической и социокультурной сфер общества, позволяют делать долгосрочный прогноз на будущее.
Личностная образовательная потребность связана с созданием образа окружающего мира. Это та система ценностей, моделей поведения, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Общество является той образовательной средой, из которой индивид получает информацию, необходимую для ориентации в окружающем мире. В этом смысле, личность имеет потребности, выходящие за рамки государственной системы образования. В структуру личностной потребности включается такая интеллектуальная социализация, как формирование «Я-концепции», ее формирование не может осуществляться вне образовательной среды. Капиталом, который человек может выгодно реализовать, в обмен на некие социальные и материальные блага. Факторами, определяющими личностную потребность в образовании являются: место жительства (географический фактор); семейные традиции (социальный фактор); материальное положение (экономический фактор). Масштаб образовательной потребности определяется количеством учащихся, желающих попасть или остаться в системе образования. В социологии он измеряется размерами контингента учащихся. На масштаб образовательной потребности влияют: демографический фактор; географический фактор; интернационализация образования.
Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.
Какие потребности удовлетворяет образование?
Какие потребности удовлетворяет образование?
Как человек удовлетворяет свои потребности при ведении натурального хозяйства?
Как человек удовлетворяет свои потребности при ведении натурального хозяйства?
Основываясь только на теории А.
Какие потребности у него могут возникнуть после этого?
От каких условий это зависит.
Что такое домашний труд?
Что такое домашний труд?
Какие потребности семьи удовлетворяют совместный труд?
Уставший человек вернулся с работы?
Уставший человек вернулся с работы.
Основываясь только на теории А.
Маслоу, предположите, в какой последовательности он будет удовлетворять потребности в пище, воде и сне.
Какие потребности у него могут возникнуть после этого?
От каких условий это зависит?
Какие важнейшие социальный потребности удовлетворяет институт семьи?
Какие важнейшие социальный потребности удовлетворяет институт семьи?
Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Какие потребности удовлетворяются благодаря полезным ископаемым?
Какие потребности удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.
Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?
Срочно, пожалуйста, надо до завтра.
С помощью каких средств человек удовлетворяет свои потребности?
С помощью каких средств человек удовлетворяет свои потребности?
Можно полный ответ.
Ну как по мне кажется да.
Я горжусь что я гражданин россии я патриот и мне кажется наша страна самая лучшая. Именно в нашей стране происходили хорошие случаи мне нравится наша страна.
Ответь его это православие.
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупнос..
Чаще всего государство напрямую вмешивается в экономику в периоды кризисов и затяжной рецессии. Еще это бывает в период военной угрозы и ведения военных действий. Косвенно государство участвует в управлении рыночной экономикой почти всегда, путем р..
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовно..
Биология, География, Алгебра, Русский язык, Английский язык.
Какие фундаментальные общественные потребности удовлетворяет образование
У человека имеется множество потребностей, под которыми принято понимать осознаваемый недостаток чего-либо необходимого для поддержания и развития жизнедеятельности. В различных классификациях выделяют материальные и духовные, физиологические и социальные потребности и т.д. В экономике, которую принято называть экономикой знаний, особое значение приобретают образовательные потребности, так как через их удовлетворение в экономике знаний наращивается основной ее ресурс – человеческий капитал. В данной работе предпринимается попытка рассмотреть сущность понятия «образовательные потребности» и особенности их формирования в современных условиях.
По своей сути содержание понятия «образовательные потребности» означает ответ на вопросы, зачем человеку нужно образование и в каком образовании он нуждается. В общем случае под образовательными потребностями понимают потребности в приобретении человеком компетентности, необходимой ему для решения жизненно важных проблем, как личного, так и профессионального характера. Неоднородность общества с точки зрения возраста, здоровья, места жительства, профессиональной направленности и т.д. порождает наличие множества различных образовательных потребностей. При в течение жизни у одного и того же человека происходит смены образовательных потребностей в зависимости от ситуации, в которой он оказывается. Это обусловливает необходимость предоставления целого набора различных благ для удовлетворения потребностей указанного типа.
Важно понимать, что носителем образовательной потребности является именно человек, несмотря на то, что оплачивать его образование может и он сам, и работодатель, и государство. Такая предпосылка соответствует рыночным постулатам (потребитель – домашнее хозяйство, в данном случае им выступает отдельный человек, приобретающий и наращивающий компетентности), а также положениям теории человеческого капитала, согласно которой (человеческий капитал не отделим от своего носителя, который им и распоряжается).
Вместе с тем можно выделить несколько уровней формирования образовательных потребностей:
– на уровне отдельного человека, что связано с изменением структуры личности, формированием ее интересов, ценностных ориентаций и мотивов жизнедеятельности, обратно с развитием образовательных потребностей получает стимул трудовая активность, через приобретение знаний и навыков осуществляется адаптация к внешней среде;
– на групповом уровне, что обусловлено воздействием внутрисемейных установок, предпочтений референтных групп, профессионально-квалификационных требований, обеспечивающих сохранение занятости и (или) карьерный рост, обратно с развитие образовательных потребностей преобразует образ жизни человека, что может привести к смене места работы, социального статуса и т.д.;
– на уровне всего общества, что опосредовано, с одной стороны, транслированием культурного наследия и социально-экономического опыта предшествующих поколений, с другой, – изменением характера общественного труда и института профессии, и, как следствие, появлением новых ценностей.
Таким образом, та или иная образовательная потребность в экономике знаний обусловлена состоянием экономики, социально-культурными отношениями, включая социальную структуру общества, а также жизненными обстоятельствами конкретного человека с его духовными и материальными потребностями. Сама же потребность в образовании может быть выражена в обусловленном социокультурными факторами активно-деятельностном отношении человека к сфере знания, а также в характеристиках его развития, профессионального и личностного самоопределения и самореализации [1].
Многообразие и изменчивость образовательных потребностей в течение жизни человека в условиях экономики знаний связано не только и не столько с многообразием решаемых проблем, сколько с устареванием знаний и необходимостью постоянного обновления компетенций для успешной жизнедеятельности в меняющемся мире. Причем эта необходимость проявляется также на трех уровнях: человека-работника, предприятия, государства.
Среди функции образовательной потребности следует выделить:
– формирует образовательные интересы и цели;
– выступает причиной (мотивом) образовательной деятельности, основой мотивационного механизма ее регулирования;
– ориентирует в выборе способа решения жизненных проблем.
С точки зрения конечной целевой ориентации, образовательные потребности могут быть разделены на следующие подвиды:
Важно, что каждый из этих подвидов может стать побудительным мотивом к освоению той или иной образовательной программы.
Указанные подвиды образовательных потребностей можно также разделить на:
– базовые (первичные), в рамках которых получение образования рассматривается как способ решения проблемы выживания, гарантия дохода и защищенности от увольнения в будущем;
– вторичные, включающие стремление к профессиональному и финансовому успеху, возможности самовыражения, желание принадлежать к определенной социальной или профессиональной группе [3].
Не трудно убедиться, что указанные потребности могут быть удовлетворены и другими, отличными от образования средствами. Поэтому относить их к образовательным с некоторой долей условности можно только в том случае, когда их реализация опосредуется получением образования и приобретением соответствующих компетенций. Важно, что в экономике знаний приоритет удовлетворения образовательных потребностей с одной стороны, переориентирует ресурсы в соответствующем направлении, а с другой, – создает у населения предпосылки для их формирования и развития как основы конкурентоспособности.
Общественные функции образования
Образование как общественное (социальное) явление – это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от
уровня развития образовательной сферы.
Но и образование, имея общественную природу и исторический характер, тоже обусловлено историческим типом того общества, которое реализует эту социальную функцию, и отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в этом обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги и обучаемые являются субъектами общественных отношений.
В этом контексте нам очень важной представляется мысль Б.С. Гершунского о неотделимости общества и образования. «Это – одна система, – писал он, – и истинные масштабы этой системы нами пока еще не осознаются сполна. Ясно одно: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования. Именно сфера образования способна и обязана находить свои специфические возможности решения назревающих социальных проблем, упреждать нежелательное развитие событий».
Образование как (общественное) социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое воспитание и
обучение членов общества, ориентация на овладение определенными знаниями (прежде всего
научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения,
определяемыми социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Проблема общественных потребностей всегда была в центре внимания теоретиков общественных наук неоднократно пытавшихся определить, удовлетворение каких потребностей необходимо для поддержания жизнедеятельности общества и посредством каких институтов это осуществляется успешнее всего.
К. Маркс, например, в качестве основной выделял потребность общества в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством различных типов совместной деятельности (экономические потребности). Английский философ Г. Спенсер (1820–1903), проводя аналогию общества с биологическим организмом, определил в качестве ключевых: потребность в «активной обороне» (армия), борьбу с окружающими врагами и грабителями (учреждения полиции, сыска, государственной безопасности), поддержание основных средств существования (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (рыночная, торговая деятельность), потребность в координации этих видов деятельности (государственное управление).
Реализация всех этих потребностей в обществе осуществляется посредством формирования определенных институтов, но образование как общественный институт прямо или косвенно удовлетворяет все указанные выше потребности. Человеческая деятельность настолько сложна, что для осуществления любого ее вида, будь то армия, торговля или какое-либо производство, необходимо соответствующее предварительное обучение. Образование не только осуществляет передачу знаний и навыков деятельности, но и создает условия для дальнейшего развития, формируя творческий потенциал общества.
Социальный институт образования охватывает все возрастные группы. Современное образовательное пространство включает следующие сосуществующие уровни (в
применении к отдельному индивиду – этапы образования):
По мере взросления и в соответствии с собственными потребностями индивид продвигается по образовательным этапам.
С повышением образовательного уровня он становится все более независимым, и соответствующая система постепенно сдвигается от обучения и воспитания как более или менее
жесткого формирования определенных навыков к образованию как средству интеллектуальной
ориентации. На высших ступенях образования личность обладает большими степенями
свободы, широкими возможностями выбора и способна к самостоятельному определению своей
образовательной траектории.
Общественные потребности в образовании конкретизируются в выполнении образовательной сферой шести главных социальных функций, таких как:
Таким образом, проблема роли и значения образования в первую очередь определяется его функциями, реализуемыми в плане обеспечения прогрессивного развития человека и человечества в целом.
Образование должно воспитывать в человеке способности и стремление к развитию и
преобразованию. В то же время каждое конкретное общество объективно допускает и поощряет лишь определенные тенденции и темпы развития, не превышающие стабилизирующие возможности общества.
В современной литературе выделяют две ключевые задачи сферы образования:
Наряду с социальными функциями следует особо выделить экономические функции образовательной системы. К ним можно отнести следующие:
К концу XX в. в истории человечества четко обозначились три качественно разных этапа.
Первый этап – доиндустриальное развитие, начавшееся около 10 тысяч лет назад в результате аграрной революции и означавшее переход к оседлому земледелию.
Второй этап – индустриальное развитие, наступившее в результате промышленной революции XVI–XVII вв. и означавшее переход от простых ремесленных орудий ручного труда к машине.
Третий этап – постиндустриальное развитие, начавшееся в 50-е гг. XX в. в США, затем в Японии, Западной Европе и связанное с особой ролью теоретического знания, появлением
принципиально отличных, новых (информационных) технологий, расширяющих интеллектуальные возможности человека, а не его физическую мощь.
Один из создателей концепции постиндустриального общества Д. Белл утверждал: «Постиндустриальное общество, заинтересованное в контроле за нововведениями и эскалации
перемен, складывается вокруг знаний, что, в свою очередь, порождает новые общественные
отношения и новые структуры, которые должны управляться новыми политическими методами.
Знание, разумеется, необходимо для функционирования любого общества. Однако постиндустриальное общество отличает то, что изменился сам характер знания. Главным при принятии решения и управлении переменами стало доминирование теоретического знания, превалирование теории над эмпиризмом и кодификация знания в абстрактные символы,
которые могут быть использованы для изучения самых разных сфер опыта».
Переход к постиндустриальному обществу влечет следующие изменения целевых функ ций образования:
Перед современным образованием стоят грандиозные задачи «преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось», – утверждает Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в..256 Масштабность этих задач обусловлена, с одной стороны, тем фактом, что в наши дни образование выступает как важнейший компонент культурного, экономического и экологически устойчивого развития цивилизации, задавая направленность и темпы ее прогресса. С другой – общество переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных оснований в деятельности человека.
Педагогика – «единственная специальная наука об образовании» – несомненно, может внести существенный вклад в решение задач, вставших перед современным обществом.