какие функции адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются ведущими

5.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания

Ведущими сквозными функциями адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются коррекционнно-компенсаторная и профилактическая функции, которые реализуются в процессе образования, развития и воспитания детей (соответственно образовательная, развивающая, воспитательная функции).

Здесь необходимо уточнить, что эти функции должны реализовываться с первых дней жизни ребенка и в содержательном плане быть ориентированы на формирование жизненной компетентности детей.

По мере взросления детей возрастает значение ценностно-ориентационной и профессионально-подготовительной функций, что обусловлено формированием у них «Я-концепции» и профессионального самоопределения.

Открытие новых специальностей: 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая куль-тура)» – высшего профессионального образования, 050721 «Адаптивная физическая культура» – среднего профессионального образования – по существу, сняло существовавший десятилетиями запрет для инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья на получение профессии в сфере физической культуры. Поэтому на занятиях (уроках) по адаптив-ному физическому воспитанию возможна профессиональная ориента-ция детей с отклонениями в развитии не только на традиционные для конкретных нозологических групп профессий, но и на профессии в об-ласти адаптивной физической культуры.

Современные тенденции интеграции детей с отклонениями в раз-витии не только в системе специального образования (интернальная интеграция), но в массовые школы (экстернальная интеграция) зна-чительно увеличивают роль социальных функций адаптивной физичес-кой культуры – социализирующей, интегративной, коммуникативной и гуманистической.

Важнейшим условием при реализации данных функций, позволяющим достичь положительных результатов, является специально организованная работа с детьми и педагогами массовой школы по подготовке их к контактам и общению с детьми, имеющими отклонения в развитии, и особенно инвалидность.

Отмечая несомненную значимость всех принципов адаптивной физической культуры, необходимо отметить, что наибольшее практическое значение в адаптивном физическом воспитании имеют специальнометодические принципы: диагностирования (учета особенностей основного дефекта, его структуры, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к использованию физических упражнений, а также сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений), коррекционно-развивающей, компенсаторной и профилактической направленности. Учитывая, что адаптивное физическое воспитание осуществляется в процессе решения традиционных образовательных, гигиенически развивающих и воспитательных задач, большое значение имеют и общенаучные принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности, которые при работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, имеют свои особенности (см. главу 22 первого тома учебника).

В завершение данной главы необходимо отметить, что разработка и содержание государственных программ по адаптивному физическому воспитанию осуществляется с учетом общеметодических и специально-методических принципов.

Контрольные вопросы и задания

Расскажите об отличительных чертах адаптивного физического воспитания.

Конкретизируйте цели адаптивного физического воспитания, решаемые государством и каждым человеком с отклонениями в состоянии здоровья.

Каковы иерархия и приоритетность задач адаптивного физического воспитания?

В чем состоит структурная перестройка модернизируемой в настоящее время системы специального (коррекционного) образования?

Какова роль адаптивного физического воспитания в данной перестройке?

Перечислите функции и принципы, имеющие ведущее значение в адаптивном физическом воспитании. Почему?

Источник

2. Функции адаптивного физического воспитания

2.1. Педагогические функции

Основным каналом приобщения к ценностям физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (инвалидов от рождения или получивших инвалидность в детстве) является адаптивное физическое воспитание, охватывающее продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст).

На сегодня в России имеются около 2 тысяч специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 типов: для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др. В них обучаются более 400 тысяч учащихся, из них 80% – умственно отсталые дети (Шипицына Л.М., 1995). Физическое воспитание в них осуществляется по государственным учебным программам, реже – по новационным авторским программам.

какие функции адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются ведущими. Смотреть фото какие функции адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются ведущими. Смотреть картинку какие функции адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются ведущими. Картинка про какие функции адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются ведущими. Фото какие функции адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются ведущими

Рис. 2. Педагогические и социальные функции адаптивного физического воспитания

От других видов воспитания физическое отличается тем, что в основе его лежит упорядоченное обучение двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфической особенностью адаптивного физического воспитания является то, что объектом педагогических воздействий является человек с сугубо индивидуальными свойствами, обусловленными патологическими нарушениями в развитии (сенсорными, двигательными, интеллектуальными, сочетанными формами), что всегда негативно отражается на двигательной функции, физическом развитии, физической подготовленности, способности к обучению движениям, разрешающей способности психомоторных проявлений и т. п., что, несомненно, требует индивидуальной коррекции педагогических воздействий.

Таким образом, совокупность взаимосвязанных сторон адаптивного физического воспитания (обучения, развития и коррекции) является его сущностной основой, что и определяет специфические образовательные педагогические функции адаптивного физического воспитания: учебно-познавательную, развивающую, коррекционную, профессионально-подготовительную и воспитательную (рис.2).

2.1.1. Учебно-познавательная функция

Разнообразные двигательные действия человек осваивает в течение всей жизни. В физическом воспитании этот процесс достигается рациональным построением обучения соответственно закономерностям формирования знаний, двигательных умений и навыков.

Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия можно схематично представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнять, а затем от умения к навыку (Матвеев Л.П., 1991).

Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ними знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности (в быту, учебе, труде и т. п.).

Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса. Высказанное П.Ф. Лесгафтом положение о дидактическом значении слова и мысли, опережающих движение, о единстве ума, души и тела имеет концептуальное значение для физического образования детей, особенно тех, кто имеет нарушения в развитии.

В качестве наиболее существенных, обеспечивающих полноценность образовательной функции адаптивного физического воспитания, выступают следующие теоретические сведения: знания об элементарных движениях, частях тела, суставах, с которыми они связаны (названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания, прыжки и др.), их технике и влиянии на организм, знания о телосложении, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, знания о значении движения в жизни человека и самостоятельных занятиях физическими упражнениями на улице и дома для сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки (Ян В.И, Катков В.Г, Ян Я.В, 1989; Шитикова Г.Ф, 1997).

Интеллектуализация физического образования ярче всего проявляется в межпредметных связях, когда двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, состоящих из ролевых подвижных игр, выполняемых под стихи, скороговорки, загадки, облегчают освоение элементарных математических представлений о количестве, величине, объеме, пространстве и времени, активизируют речевую деятельность, правильное звукопроговаривание, обогащают словарный запас, развивают внимание, моторику мелких движений пальцев (Баранова Н.А., 1993).

Установлено, что трудности общеобразовательного обучения, возникающие у детей с задержкой психического развития, патологий зрения и слуха легче преодолеваются в процессе занятий физическими упражнениями, особенно в игровой форме (Выгодская И.Г. с соавт., 1984; Кулешова Г.В., 1992; Страковская В.А., 1994; Полиевский С.А., Ильин В.А., Осадченко И.В., 1997).

Источник

Основные направления адаптивного физического воспитания (АФВ) в специальных образовательных учреждениях

Основным каналом приобщения к ценностям физической культуры лиц с ограниченными возможностями является адаптивное физическое воспитание, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодёжный возраст).

Адаптивная физическая культура представляет учебную и научную дисциплину, изучающую теорию и методику применения специфических принципов, методов, приёмов и средств физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических и психических, функциональных, волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, достигать высоких результатов в спорте и в целом повысить уровень качества своей жизни.

В структуре адаптивной физической культуры все её составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая рекреация, двигательная реабилитация) находятся в неразрывной взаимосвязи. Их единство определяется прежде всего применением физического упражнения как основного средства и метода достижения цели. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где каждому структурному элементу присуща конкретная функция.

Л.В. Шапкова выделяет следующие функции адаптивного физического воспитания:

1. Социальные функции

2. Интегративная функция. Как одно из возможных направлений реабилитации и подготовки детей с отклонениями в развитии используется обучение их в массовых образовательных учреждениях.

3. Коммуникативная функция. В процессе адаптивного физического воспитания создаются условия для различных способов взаимодействия людей в процессе общения.

П. Педагогические функции

1. Учебно-познавательная функция. Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ним знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности.

Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса.

2) Развивающая функция. Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. Отсвоих здоровых сверстников они отстают на 1-3 года.

Практика показывает, что отклонение в развитии в первую очередь приводит к нарушению координации движений.

Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств, исходя из посылок, что во-первых, все они тренируемы, во-вторых, развитие координационных способностей базируется на широком диапазоне разнообразных двигательных умений. Общепризнанно, что чем выше фонд двигательных умений, тем выше предпосылки для построения новых движений и преобразования их к потребностям жизни. В то же время освоение новых движений сопряжено с необходимостью развития физических качеств. Таким образом, формируется круг зависимости обучения и развития, отражающий их диалектическое единство и взаимосвязь.

3. Воспитательная функция. К воспитательной функции адаптивного физического воспитания относятся лишь те её проявления, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями Методика проведения урока, стиль поведения и профессиональные знания и умения учителя, организация взаимодействия учащихся, создание психологического климата определяют степень адаптации ребёнка к двигательной деятельности и успешности воспитания.

4. Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в адаптивном физическом воспитании направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышения двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений у аномальных детей.

В работе с аномальными детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционная функция является несравнимой по своему значению и объёму, пронизывая все направления адаптивной физической культуры.

Анализ государственных образовательных стандартов коррекционных школ показывает, что роль двигательной коррекции в развитии и воспитании аномального ребёнка явно недооценивается, а подготовка педагога-дефектолога не предусматривает специализированного образования в сфере адаптивной физической культуры.

Вместе с тем коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами адаптивного физического воспитания на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку в соответствии с полом, возрастом, личностной ориентацией, мотивами, степенью и характером патологии, состоянием сохранных функций и пр. Есть все основания признать коррекционную функцию как специфическую функцию адаптивного физического воспитания, как авто дисциплину в комплексе дисциплин, призванных осуществлять коррекционную деятельность среди детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Предпосылками к этому являются:

1) общность методологических концепций, базирующихся на знаниях психического и биологического функционирования организма с патологическими нарушениями;

4) различия заключаются в путях достижения цели; если в дефектологии используются психологические средства и методы (психодиагностика, психокоррекция), то в адаптивном физическом воспитании – средства и методы активизации движений (обучение, развитие, коррекция), которые являются естественной потребностью и условием жизнедеятельности аномального ребёнка.

А. Козленко в своей работе отмечает: «физическое воспитание детей, имеющих отклонения в развитии, должно иметь коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физического развития не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей».

«Коррекционное влияние занятий физической культуры на умственное развитие детей состоит в том, что произвольные движения, каковыми являются физические упражнения, выполняются при активном участии умственной деятельности. Благодаря ей, обеспечивается целесообразное планирование движений, анализ и коррекция хода их выполнения, конечная оценка двигательного действия. На основе умственной деятельности накапливается двигательный опыт. В произвольных движениях проявляется взаимосвязь между внутренней (психической) и внешней (физической) деятельностью, т.е. возникшие в сознании намерения реализуются во внешних двигательных актах».

Специфика осуществления мероприятий по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях состоит в том, что такие основные задачи, как укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, формирование умений и навыков жизненно важных движений, развитие основных двигательных качеств, решаются в единстве с коррекционными задачами путем преодоления или ослабления в физическом развитии двигательной функции, умственной деятельности аномальных детей. В связи с этим вся работа по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях имеет коррекционную направленность и призвана способствовать общему физическому и психическому развитию аномальных детей.

Особое значение для коррекции личности аномального ребенка имеет правильная постановка физического воспитания на ранних этапах развития. На начальном этапе обучения закладывается фундамент для дальнейшего физического развития, выработки основных движений, формирования осанки, воспитания интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями. Дошкольный возраст благоприятен для коррекции недостатков развития.

В связи с этим в специальных дошкольных учреждениях планомерно организован процесс физического воспитания. Система физического воспитания включает в себя занятия и мероприятия в режиме дня: утреннюю гимнастику, физкультурные паузы на учебных занятиях, упражнения и игры в свободное время. Е.М. Мастюкова указывает; «Система физического воспитания ребёнка с отклонениями в развитии предполагает правильное питание, чётко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для коррекции развития движений. С этой целью используют различные виды массажа, лечебной гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения спортивного характера».

А.С. Смаличев выделяет четыре основных задачи, стоящие перед физическим воспитанием в специальных образовательных учреждениях:

В настоящее время в системе коррекционного физического воспитания применяются как общепедагогические средства (объяснение, рассказ, показ, моделирование и другие средства наглядности), так и средства физической культуры (физические упражнения, природные и гигиенические факторы).

Средства физического воспитания преимущественно направлены на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, нарушения развития координационных способностей, воспитание двигательных качеств.

Для увеличения мышечной массы рекомендуются упражнения с весом, для уменьшения рекомендуются нагрузки на выносливость в среднем темпе и выше среднего (ходьба, бег). Для коррекции нарушений осанки применяются упражнения ЛФК. Для развития двигательных способностей применяются упражнения гимнастики, ОРУ, элементы спортивных игр, различных видов спорта.

Одним из главных вопросов в физическом воспитании аномальных детей является рациональное дозирование нагрузок. Б.В. Сермеев при изучении фазового изменения работоспособности при индивидуально дозированных нагрузках рекомендует прибавлять 8-10 движений к моменту стабилизации выполняемого двигательного навыка. Такая дозировка предлагается автором для упражнений на гибкость, координацию, силу, быстроту. «При упражнениях на выносливость верхней границей допустимых нагрузок является выполнение индивидуальной физической нагрузки до первой стадии утомления».

Одним из спорных моментов в физическом воспитании специальных образовательных учреждений является вопрос о структуре урока.

Р.Д. Бабенкова считает, что урок по физической культуре для аномальных детей должен состоять из четырёх частей: вводной, задача которой настроить организм детей на предстоящую деятельность; подготовительной, в которой осуществляется подготовка организма к основной части; основной, где решаются главные задачи урока; заключительной, когда снижается нагрузка и подводятся итоги.

Ряд других авторов указывают на то, что обязательными элементами урока должны быть подготовительная, основная, заключительная части, и что структура урока должна зависеть от поставленных перед ним задач.

В качестве метода организации занимающихся применяются фронтальный, групповой и индивидуальный.

Дальнейшее совершенствование коррекционно-воспитательной работы во вспомогательных учебных заведениях во многом будут зависеть от того, как педагоги в процессе обучения сумеют применить индивидуальный и дифференцированный подход.

А.А. Дмитриев указывает: «При дифференцированном подходе к умственно отсталым школьникам в процессе физического воспитания особое значение приобретает направленность коррекции и дозирование нагрузок. На наш взгляд следует различать коррекционную работу направленную:

–на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития;

– на коррекцию нарушений тонкой моторики;

– на развитие двигательных качеств.

Дифференцированный подход на уроках физкультуры должен осуществляться гибко, поскольку программой предусмотрено выполнение большого количества материала».

О.А. Барабаш предлагает классифицировать учащихся спец. школ по таким признакам, как тяжесть диагноза, тяжесть сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний и дефектов в развитии, уровень физического развития и физической подготовленности.

В целом, в физическом воспитании эффективность коррекционной работы будет зависеть от учёта индивидуальных особенностей ребёнка, от исправления именно его недостатков в развитии. Вместе с тем научно-методических работ на эту тему мало.

Источник

Вариант 1 Контрольно-измерительные материалы к дифференцированному зачету по ОП.11 Теория и организация адаптивной физической культуры

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

по ОП.12 « Теория и организация адаптивной физической культуры»

для студентов 931 группы очной формы обучения, по специальности

49.02.02 Адаптивная физическая культура

1. Адаптивная физическая культура – это…

а. вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества

б. вид культуры человека и общества

в. процесс и результат освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей

г. мера и способ развития человека

2. Своеобразным полигоном для интеграции дисциплин в подготовке специалистов в области АФК могут служить теоретико-методические основы:

б. обучения двигательным действиям и развития физических качеств

в. физической культуры

г. системы обучения в физическом воспитании и спорте

3. Автором большинства глав и общим редактором перво­го учебника по теории и организации адаптивной физической культуры является профессор.

4. Какие двигательные расстройства являются наиболее типичными и характерными для всех нозологических групп?

а. Вынужденное снижение двигательной активности, сокращение объема и интенсивности двигательной деятельности, снижение энергетических затрат.

б. Ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышечной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах.

в. Нарушение координационных способностей, которые негативно отражаются на качестве движений, необходимых в учебной, трудовой, бытовой деятельности.

г. Низкий уровень развития физических качеств, нарушение координационных способностей, нарушение осанки, деформация стоп, гипокинезия.

5. К наиболее значимым принципам классификации спортсменов-инвалидов относятся.

а. Максимально возможное уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса; периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера.

б. Принципы: справедливости, максимального вовлечения, постоянного уточнения.

в. Осуществление подбора лиц в один класс с примерно одинаковыми функциональными ограничениями; максимальный охват лиц с различными видами патологии и степенью ее тяжести.

г. Осуществление подбора лиц в один класс с примерно одинаковыми функциональными возможностями; максимальный охват лиц обоего пола с различными видами патологии и степенью ее тяжести.

6. К средствам АФК относятся:

а. физическое воспитание и спорт

б. физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы

в. гигиенические факторы

г. технико-тактические действия

а. самоактуализации, максимально возможной реализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в социализации.

б. его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

в. отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

г. риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

8. Какая ценностная концепция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, является «смягчен­ным» вариантом концепции инвалидизма?

б. Концепции социальной полезности лиц с ограниченными

г. Гуманистическая концепция.

а. его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

б. отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

е. риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

г. реализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуника­тивной деятельности и социализации.

10. Адаптивная физическая реабилитация, как компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяет потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в …

а. отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

б. его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

в. лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда, в связи с основным за­болеванием, например, являющимся причиной инвалид­ности).

г. риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

11. Согласно какой ценностной (аксиологической) кон­цепции отношения общества к инвалидам, ограниченные возможности расцениваются как существенный недостаток человека?

а. Концепции социальной полезности лиц с ограниченными возможностями.

б. Концепции инвалидизма.

в. Личностно-ориентированной концепции.

12. Экстремальные виды двигательной активности, как ком­понент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяют потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в.

а. риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

б. его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

в. отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

г. самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыраже­нии духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства

13. К нарушению развития всех сторон речи, а в ряде слу­чаев к полному ее отсутствию, приводят.

а. полная или частичная потеря зрения.

б. недостаточность слуха.

в. последствия детского церебрального паралича.

г. ампутация конечностей.

14. Множественные двигательные расстройства в виде гипертонуса мышц, атрофии мышц, развития контрактур и др. наблюдаются у детей с.

а. умственной отсталостью.

в. последствиями детского церебрального паралича.

г. полной или частичной потерей зрения.

15. Кто признан основателем паралимпийского движения и назван Его Святейшеством папой римским «Кубертеном парализованных»?

а. Хуан Антонио Самаранч.

б. Пьер де Кубертен.

16. Какие аномалии развития сопровождаются не только расстройствами моторики и координации, но и нарушениями высших психических функций?

а. Нарушения слуха, зрения, интеллекта, ДЦП.

б. Нарушения слуха, травмы позвоночника, ампутации конеч­ностей.

в. Нарушения зрения, переломы конечностей, ДЦП.

г. Нарушения интеллекта, деформации стоп, позвоночника.

17. Каких правил необходимо придерживаться при реали­зации принципа доступности в работе с инвалидами?

а. Педагогические воздействия должны соответствовать их индивидуальным возможностям; степень преодоления трудностей должна стимулировать их развитие.

б. Необходимо соблюдать посильную меру трудности во избежание физических, моральных, эмоциональных пере­грузок.

в. Координационная сложность, длительность и интенсив­ность физических упражнений должны быть легко вы­полнимыми для занимающихся.

г. Спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, эки­пировка должны быть приспособлены к двигательным возможностям, лимитированных дефектом.

18. Общими профессионально важными качествами лич­ности специалиста (независимо от специфики труда) являются.

а. Добросовестность, эмоциональная стабильность, психоло­гическая устойчивость.

в. Обязательность, склонность к спокойствию, стойкость.

г. Настойчивость, склонность к самоконтролю, активность.

19. В каких формах осуществляется адаптивное физическое воспитание?

а. Внеклассные занятия в секциях, соревнования.

б. Уроки физической культуры, уроки ритмики, физкультминутки.

в. Тренировочные занятия, прогулки и экскурсии, дни здоровья.

г. Уроки ЛФК в школе, физкультурные праздники, конкурсы.

20. Какому виду адаптации характерен процесс активного приспособления человека к социальной среде с целью оптими­зации своей деятельности в соответствии с существующими социальными установками?

а. Адаптации анализаторов.

б. Социальной адаптации.

в. Физиологической адаптации.

г. Психической адаптации.

21. Как называется усложненная форма адаптации, при которой относительно здоровый орган принимает на себя частичное выполнение функций пораженного или больного органа, функционально разгружая его?

22. Какие функции адаптивного физического воспитания детей всех возрастных категорий являются ведущими (сквозными)?

а. Образовательная, развивающая, социализирующая, коммуникативная, воспитательная.

б. Воспитательная, ценностно-ориентационная, гуманистическая, развивающая, профилактическая.

в. Корреционно-компенсаторная, профилактическая, образовательная, развивающая, воспитательная.

г. Развивающая, профессионально-подготовительная, интегративная, воспитательная, корреционно-компенсаторная

23. Физические упражнения, используемые для исправле­ния различных деформаций опорно-двигательного аппарата называются.

24. В каком году в Москве был открыт первый кабинет лечебной гимнастики?

25. Основоположником физического воспитания, соз­дателем оригинальной системы физического образования, основателем института по подготовке педагогических кадров по физическому образованию является.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *