какие функции общения вы знаете
Функции общения в психологии и их краткая характеристика
Человек – создание социальное и на протяжении всей своей жизни постоянно взаимодействует с другими людьми. Без общения невозможны совместная жизнь и деятельность любого общества. Понятие общение обозначает установление и развитие отношений между людьми и группами, создание межличностных контактов в процессе совместной жизнедеятельности. Ученые установили, какие функции выполняет общение.
Функции и виды общения
Функции общения в психологии бывают следующими:
Управленческая функция общения
Важно! Ученые выделяют и другие функции общения, но их можно считать разновидностью вышеперечисленных.
Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:
Цели и роль общения в психологии
Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении. Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека. Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.
Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.
Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:
Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей. Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь. Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.
Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:
Важно! Психологи отмечают, что дети лучше усваивают правила поведения, если их перечислят не взрослые, а сверстники.
Влияние общения на жизнь человека
Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.
Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.
Общение родителей и детей
Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.
Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:
Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником.
Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.
Психологи уже отмечают и негативные последствия такой коммуникации: долгая коммуникация в социальных сетях или по телефону усложняет непосредственное общение. Людям, которые находят много тем для телефонных разговоров, при непосредственной встрече оказывается не о чем поговорить. Кроме того, виртуальное общение не накладывает такой ответственности на партнеров, как непосредственное (к примеру, так называемый «троллинг», когда высказываются негативные или даже оскорбительные комментарии на любое событие, чаще всего оказывается безнаказанным, а в непосредственном общении подобные слова будут жестоко осуждены), что тоже отрицательно влияет на психику.
Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.
Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.
Позитивное общение со сверстниками
Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Видео
Общение: функции, структура, средства
Функции и структура общения в психологии
Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.
Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.
В общении существует три взаимосвязанные составляющие:
Общение выполняет ряд функций:
Рассмотрим каждую из них.
Средства общения
Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.
Средства общения бывают двух видов:
К вербальным средствам относят:
Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.
Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.
К невербальным средствам относят:
Классификация дистанции
Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:
При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.
Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:
Структура общения в психологии
Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:
Функции общения
Функции общения очень важны для характеристики общения. Ведь общение является сложнейшим многосторонним процессом коммуникативного взаимодействия между человеческими индивидами, заключающимся во взаимном обмене данными, постижении и восприятии партнерами по коммуникационному взаимодействию друг друга. Коммуникативное взаимодействие считается одним из стержневых понятий в психологической науке сегодня. Вне коммуникаций невозможно постигнуть процесс формирования личности отдельного индивида, проследить закономерности общественного развития.
Общение характеризуется многофункциональностью. Выделяют пять основных функций коммуникативного взаимодействия. Главным образом коммуникации выполняют в общественной людской деятельности связующую роль. Данная функция условно называется прагматической и выступает в качестве важнейшего фактора объединения индивидов в ходе любой общей деятельности.
Виды и функции общения
Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера. Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.
Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.
Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.
Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.
Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.
Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.
Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.
Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.
Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.
Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины. Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей. Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.
Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.
Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.
Коммуникативная функция общения
Коммуникативная функция общения осуществляется посредством взаимообмена сообщениями. В процессе коммуникаций субъекты обмениваются между собой информацией, представлениями, мыслями, идеями, интересами, чувствами, настроениями, установками и др. Однако в ходе общения происходит не только простой обмен данными, но и выработка общей сути, что будет возможным только при условии понятия и осмысления информации. Именно поэтому каждый процесс общения объединяет в себе деятельность, непосредственно общение и, конечно же, познание.
Осуществление коммуникативной функции содержит несколько уровней. Выравнивание отличий в отправной информированности, которая изначально имеется у субъектов, вступающих в контакт, осуществляется на первом уровне. Второй уровень тесно связан с трансляцией и принятием смыслов. В данном случае коммуникативное взаимодействие выступает в качестве информирования, обучения, своеобразного инструктажа и т. д. Третий уровень имеет связь со стремлением субъектов понимать воззрения и установки собеседников. На этом уровне общение направлено на вырабатывание оценок получаемых результатов (например, согласие-несогласие).
В структуре коммуникативного взаимодействия выделяют такие элементы, как адресант, адресат, сообщение, код, цель, канал связи и результат. Адресант – это лицо, которое отправляет сообщение, т.е. субъект общения. Адресатом называют лицо, которому направляют сообщение. Сообщение – это информация, которая передает содержание. Кодом называют форму, с помощью которой идеи и цели выражаются в виде сообщения. Такой код может содержать вербальные средства, математические символы, невербальные инструменты. Вербальные средства – это речь, которая основывается на языковых системах.
Функции языка в общении лежат в человеческой возможности полноценного коммуникативного взаимодействия с себе подобными. Цель коммуникативного взаимодействия заключается в мотиве направления сообщения (зачем оно направлено). Канал связи означает среду, обеспечивающую взаимосвязь адресанта с адресатом. Таким каналом связи может выступать голос, информационные табло, связь через эфир и т.п. Результатом является конечный итог коммуникации, т.е. то, что достигнуто по завершению общения.
С позиции трансляции и понимания смысла информации такая схема, как адресант-сообщение-адресат является асимметричной. Так как для самого адресанта смысл сообщение предшествует процессу шифрования (высказыванию). Ведь он вначале имеет конкретную задумку, которую впоследствии воплощает в систему знаков. Смысл воспринимаемого сообщения для адресата раскрывается одновременно с расшифровкой. Адресант сможет оценить точность понимания адресатом сути информации только при условии смены коммуникативных ролей. Другими словами тогда, когда адресат трансформируется в адресанта и собственной репликой ознакомит с тем, как он понял смысл воспринятой информации.
Функции делового общения
Добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице, стать успешным поможет знание стержневых функций деловых коммуникаций.
Выверенные деловые коммуникации между субъектами (начальством, партнёрами, сотрудниками) продемонстрируют, насколько качественно и уместно будет развиваться компания, своевременно осуществляться проекты.
Выделяют три первостепенные функции деловых коммуникаций: информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная. Информационная коммуникативная функция предполагает накопление, вырабатывание, трансляцию и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная трансляция зашифрованных данных между двумя субъектами общения. Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Однако при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся к тому, что бы выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим осмыслением. Во время обмена сообщениями могут появляться коммуникативные преграды, которые могут нести психологические или социальные предпосылки.
Сами по себе сведения, исходящие от коммуникатора, могут быть побудительными, т.е. служащими стимулами к какому-либо действию, и констатирующими, имеющими место в разных образовательных системах.
Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Т.е. передача данных возможна только при помощи языковых знаковых систем. В этом и заключаются основные функции языка в общении.
Регуляционная коммуникативная функция лежит в корректировке поведения, а также содержит способы воздействия на партнера, например, внушение или убеждение. То есть характеризует такие компоненты коммуникаций, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием индивидов, с организацией их коллективной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция заключается в становлении эмоциональной оболочки личности. Другими словами это процесс принятия и постижения субъектами друг друга.
Все перечисленные функции общения тесно взаимосвязаны, друг друга гармонично дополняют и являют собой коммуникативный процесс в целом.
Функции и структура общения
Человеческий индивид представляет собой социальную особь, обитающую в условиях взаимодействия с людьми. Общественная жизнь зарождается, а затем развивается в дальнейшем в силу наличия зависимостей между индивидами, что образует условия взаимодействия субъектов друг с другом. Человеческие индивиды вступают в контакт, вследствие непосредственной зависимости друг от друга. Коммуникативное взаимодействие заключает в себе действия субъектов, характеризующиеся обоюдной направленностью. Общественная связь содержит зависимость индивидов, реализованную посредством социальных поступков, воплощаемую с ориентацией на остальных людей и ожиданием должной ответной реакции партнера. В общественной связи выделяют: субъекты и предмет связи, «я»-механизм регулировки взаимоотношений.
Общением называется специфическая форма взаимоотношений индивида с остальными субъектами как членами социума. В общении осуществятся социальные контакты людей.
Социальная суть общения заключается в трансляции форм культуры, нравственных ориентиров и общественного опыта всего человечества. Ведь только в ходе коммуникативного взаимодействия детей с родителями или другими опытными индивидами, у него зарождается и развивается сознание, а затем и речь. Без коммуникаций с другими людьми у детей не будет формироваться психика, сознание. Общение является одним из главнейших условий для формирования и становления личности. Поведение, отношение индивида к среде и собственной персоне во многом обусловлено его коммуникативным взаимодействием с другими индивидами.
Структура коммуникативного взаимодействия имеет семь этапов. На первом этапе потребность в коммуникациях побуждает индивида к вступлению в отношение с другими субъектами. Затем происходит ориентировка в задачах и мотивах общения. Третий этап характеризуется ориентировкой в личности партнера по коммуникации, на смену которой приходит планирование содержания и сути своего сообщения (субъект, обычно бессознательно, представляет себе, какую именно информацию он скажет). На пятом этапе индивид бессознательно (реже сознательно) выбирает определенные инструменты общения, речевые высказывания, которые будет использовать, решает, каким образом себя вести и как говорить. Шестой этап предполагает восприятие и оценивание ответного поведения собеседника, контроль над эффективностью коммуникации на основе обратной связи. Заключительный этап подразумевает корректировку направления, модели и стиля, манеры и методов общения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Основные функции общения
Функции общения
Общение — это способ передачи, восприятия информации, заключающийся в личностном взаимодействии посредством вербальных и невербальных средств.
В состав коммуникации, как разностороннего процесса, входит:
Потребность в коммуникации стимулирует развитие процесса жизнедеятельности человека. Роль общения сложно переоценить. Оно является движущей силой для формирования человека, как социальной личности, прививает культурные и моральные ценности, нормы поведения. Посредством коммуникации и способности обучаться человек приобретает определённые качества, навыки, необходимые ему в жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Многими исследованиями доказано, что при отсутствии возможности общаться, замедляется развитие психики, интеллекта, человек остаётся на низшей степени своего развития.
Развитие отношений в обществе
Важной составляющей коммуникативной связи является формирование взаимоотношений между людьми.
Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания).
Отношения подразделяются на несколько видов:
Основные функции
Функции общения — задачи и роли, выполняемые общением в процессе существования человека в социуме.
Классификация функций характеризуется наличием различных подходов.
Рассматривая коммуникацию неотрывно от общественной жизни, выделяют такие функции:
Некоторые исследователи рассматривают функционирование коммуникативной составляющей с позиций обмена информацией. Б. Ломов предложил такую классификацию:
А. Реан выдвинул четырёх элементную модель:
Наиболее полной и распространённой является классификация Л. Карпенко. Он выделяет следующие функции общения:
А. Панфилова и Е. Руденский свою классификацию основали на базе анализа коммуникативного процесса в отрасли деловых отношений:
Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции коммуникации.
Инструментальная
Инструментальная функция представляет общение управленческим механизмом, который позволяет осуществить процесс передачи и получения данных, необходимых для осуществления деятельности.
Трансляционная
Трансляционная — передаёт методы деятельности, оценочные мнения, личностные суждения.
Интегративная
Данная функция является средством, которое помогает сесть за стол деловых переговоров с собеседником. Общение предстаёт связующим звеном для различных видов деятельности человека.
Контактная
Контактная функция определяет роль общения в установлении контакта, который характеризуется готовностью воспринимать и передавать данные в процессе взаимной деятельности. И подразумевает поддержание взаимосвязи.
Контакт (значение в психологии) — образование, поддержание и развитие процесса взаимного расположения людей друг к другу.
Информационная
Данная функция предполагает взаимный обмен данными.
Познавательная
Познавательная роль общения состоит в получении от собеседника кардинально новой информации, которая расширяет его кругозор и не нуждается в подтверждении её подлинности.
Амотивная
Амотивная функция является способом, который позволяет создать в процессе общения необходимый эмоциональный фон, вызвать у собеседника конкретные чувства, влияя на него с помощью собственных ощущений.
Функция осмысления
Данная функция означает адекватное, осмысленное восприятие собеседником сути переданной информации и понимание участниками диалога друг друга.
Функция общественного отклика
Информация, которую воспринял один участник группы, посредством общения становится известной и влияет на всю группу.
Регулятивная
Оценка производительности общения происходит через регуляцию поведения или деятельности. Проявляется функция в планировании, координации, согласовании совместных действий для достижения общей цели.
Социализирующая
В процессе общения в коллективе, его участниками осваиваются новые навыки и умения, что позволяет улучшить свои коммуникативные способности. Это одно из важнейших назначений общения. Формируются умения оценивать ситуацию, действовать исходя из интересов коллектива.
Управленческая
Состоит в способности управлять позициями и мнениями людей, направлять их взгляды в более выгодное для лидера направление.
Перцептивная
Перцептивная функция общения состоит в оценке и понимании поведения партнёра, в разумении мотивов, чувств, движущих им.
Структура общения в психологии, основные этапы
Изучением коммуникативного процесса занимались многие учёные. Большая база изысканий в этой области принадлежит Тайеру Л. Именно он ввел в психологию 3 параметра общения:
Среди отечественных, выделяются исследования Панферова. Он выделил 4 элемента, которые содержатся в структуре общения:
Современная схема структуры общения (Г. М. Андреева)
Современный подход к структурированию процесса общения высказала Г. М. Андреева. Она выделила 3 взаимосвязанные составляющие:
Коммуникативная сторона
Коммуникативный элемент структуры отражает процесс передачи информации посредством вербальных и невербальных средств.
Вербальные средства коммуникации — письменная и устная речь.
Невербальные средства:
Перцептивная сторона
Перцептивная грань общения означает процесс установления взаимосвязи на основе взаимопонимания и принятия собеседниками друг друга во время коммуникации.
Собеседники предстают как личности в момент общения. Поэтому происходит эмоциональная оценка партнёра, анализ его действий и поступков, прогнозирование его поведение и в соответствии с этим — построение своего поведения. От точности восприятия зависит успех взаимной деятельности. Иногда первое впечатление о человеке бывает обманчивым.
В понятии «социальная перцепция» (восприятие) важную роль играют и когнитивные процессы.
Идентификация — попытка поставить себя на место собеседника с целью лучшего понимания его взглядов и поступков.
Эмпатия — способность ощущать и отзываться на чувства собеседника. Человек может не придерживаться точки зрения собеседника, однако пытается эмоционально его понять.
Рефлексия — понимание того, каким человек предстает в глазах другого.
Эффекты межличностного восприятия — объясняя поступки другого, человек стремится приписать ему мотивы и ощущения, которые испытывал бы сам. Однако, не всегда это является верным, так как восприятие личностей отличается друг от друга.
Эффект ореола характеризуется наделением человека качествами, представление о которых сложилось на основе мнений других людей об этом индивидууме. Эффект ореола может возникать во время формирования первого впечатления.
Стереотипизация — устойчивый образ, характеризующий человека или явление, используемый в процессе общения.
Интерактивная сторона
Интерактивная грань общения — процесс обмена не только информацией, но и поступками, действиями. Это общая деятельность, целью которой является достижение определённых результатов.
Различают виды взаимодействия:
Кооперация заключается в объединении общих усилий в процессе деятельности. Основными чертами кооперации является взаимопонимание и общность интересов. Взаимопонимание формируется соответственно оценке людей, самооценки, способности понимать собеседников и контролировать своё психологическое состояние.
Особая роль в интерактивной стороне общения выделяется лидерам. Они формируют психологическую атмосферу в коллективе.
Конкуренция означает соперничество, элемент соревнования, которое может вызвать конфликтные ситуации внутри группы. Конкурирующие отношения способны возникнуть и в кооперации. Конфликты внутри коллектива зачастую являются средствами против застоя, катализатором к его развитию.
Этапы общения
В процессе общения принято различать следующие этапы:
Цели общения
Цели общения — комплекс причин, побуждающих человека начать процесс коммуникации.
Цели делятся на функциональные и объектные.
К функциональным целям относятся:
Объектные цели относятся к вопросу выбора партнёра по коммуникативным взаимоотношениям. Он может быть постоянным или ситуативным.
Наиболее распространённый фактор, который влияет на выбор собеседника — это его притягательность как личности по моральным, деловым, физическим характеристикам и выражение к нему эмоциональных ощущений.
Влияние общения на жизнь человека
Потребность в общении является для человека свойством, стимулирующим и направляющим развитие его психики. Изоляции от социума наносят существенный ущерб психологической составляющей человека.
Общение необходимо для человека, его интенсивность зависит уже от личностных характеристик: темперамента, характера, психотипа.
Коммуникативное окружение формирует человека, оказывает влияние на развитие его как личности. Чаще всего дети, растущие в асоциальных условиях, становятся отражением своего окружения. Так как у них нет возможности наблюдать другой пример.
Различные виды общения выполняют разные функции в развитии индивидуума:
Содержание коммуникации оказывает большое влияние на человека. Для построения правильного коммуникативного процесса, приносящего позитивные эмоции, существует ряд правил:
В XXI веке значение приобретает виртуальное общение. Безусловно, оно облегчает процесс коммуникации людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Однако, злоупотребление им может приводить к возникновению сложностей во время непосредственного контакта с людьми.
Виртуальный коммуникативный процесс отличается отсутствием индивидуальной ответственности за своё содержание. Для хрупкой и гибкой психики ребёнка такое общение может являться негативным фактором для развития. Часто связь посредством интернета становится губительной для детей — они остро воспринимают грубую критику в свой адрес, подвергаются манипуляциям со стороны виртуальных собеседников. Это приводит к неисправимым последствиям, как для психики, так и для жизни, здоровья ребёнка. Виртуальный мир ребёнка должен контролироваться и ограничиваться временными рамками.