какие функции относятся к первой линии защиты риска
Управление операционными рисками банка: практические рекомендации
Раскрываются цели и задачи банка в области управления операционными рисками, основные подходы, принципы и механизмы управления операционными рисками, а также линии защиты и соответствующие субъекты, управляющие рисками. Стандартное изложение информации об операционных рисках принесено здесь в жертву соображениям понятности, практичности и эффективности. Вся информация представлена в предельно сжатом и доступном виде, сопровождается наглядными схемами и приложениями. Может применяться и строго утилитарно – для формирования политики по операционным рискам. Рекомендации адресуются руководителям организаций, преследующим цель снижения убытков своих компаний, а также специалистам в области рисков, методологии, оптимизации деятельности. Они могут быть полезными и для учащихся, которые хотят узнать, что из себя представляет управление операционными рисками с практической точки зрения. Для всех заинтересованных читателей (и прежде всего незнакомых с операционными рисками) наибольший практический интерес вызовут стандарты минимизации рисков (раздел 6.7).
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление операционными рисками банка: практические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4. Субъекты управления операционными рисками
Для управления операционными рисками в банке существуют три линии защиты [4] :
1-я линия защиты — все подразделения банка, которые работают с операционными рисками на месте его возникновения.
Выделяют три вида ответственных:
• риск-координаторы (начальники департаментов и назначенные лица);
• эксперты по инцидентам;
• регистраторы (все сотрудники подразделения).
2-я линия защиты — субъекты, которые координируют в целом всю систему управления операционными рисками:
• комитет по рискам или иной комитет, наделенный соответствующими полномочиями (далее — комитет по рискам);
• директор по рискам [5] ;
3-я линия защиты — подразделение внутреннего аудита (далее — подразделение по аудиту), которое осуществляет независимый аудит системы управления операционными рисками. Ответственные — аудиторы.
Визуальная схема субъектов, управляющих операционными рисками, и их задач представлена на схеме 2.
Субъекты, управляющие операционными рисками
Схема 2. Схема субъектов, управляющих операционными рисками банка, и их задач
4.1. Субъекты первой линии защиты
Первая «линия защиты» включает в себя процесс управления операционными рисками на уровне каждого подразделения банка, его процессов, средств и ресурсов (децентрализованный подход).
В рамках первой линии защиты в подразделениях банка операционными рисками управляют:
• эксперты по инцидентам;
4.1.1.2. Обязанность риск-координатора — организовать и контролировать выполнение сотрудниками своего департамента и региональными сотрудниками следующих риск-процедур:
1. Эффективная работа с инцидентами.
2. Выявление рисков и их устранение.
3. Система раннего предупреждения рисков.
4. Обеспечение непрерывности деятельности.
5. Координация работы всех департаментов в управлении рисками.
6. Система отчетов и прогнозов, поддержание базы рисков.
7. Контроль соблюдения стандартов минимизации рисков.
Выполнение этих обязанностей должно соответствовать стандартам и требованиям настоящих Рекомендаций (прежде всего раздела 6).
4.1.1.3. Риск-координатор для эффективного выполнения обязанностей, перечисленных в предыдущем пункте, имеет право:
1. Принимать решения по обнаруженным операционным рискам зеленой зоны (уровня «допустимый») [12] — о мерах по устранению риска (или) об оставлении риска без его устранения.
2. Проводить проверку на предмет анализа операционных рисков всех процессов департамента, его региональных сотрудников, ресурсов, документов без каких-либо специальных разрешений (проверки, связанные со входом в помещения, в которых осуществляется хранение ценностей, осуществляются на основании приказа Председателя правления банка).
3. Подготавливать и изменять нормативные документы об управлении операционными рисками своего департамента.
4. Давать обязательные для исполнения указания курируемым экспертам по инцидентам, регистраторам о выполнении ими положений настоящих Рекомендаций, контролировать исполнение этих указаний.
5. Получать от любых подразделений банка и их сотрудников информацию о состоянии операционных рисков и эффективности управления ими (относительно рисков, прямо связанных с департаментом).
6. Направлять в подразделения по управлению персоналом документы о мотивировании сотрудников, принесших банку финансовую экономию от эффективного управления операционными рисками, или о привлечении к ответственности сотрудников, нарушающих правила нормативных документов об управлении операционными рисками.
7. Обращаться к риск-менеджерам для получения разъяснений об управлении операционными рисками, а также для эскалации проблем управления операционными рисками, которые ему не удалось разрешить на своем уровне (для их решения на уровне комитета по рискам или Правления банка).
8. Назначать экспертов по инцидентам в департаменте и среди региональных сотрудников (в случае если департамент и региональные сотрудники работают с инцидентами), а также контролировать их работу.
4.1.1.4. О выполнении этих задач риск-координатор отчитывается перед риск-менеджером с периодичностью, установленной нормативными документами банка.
4.1.2. Эксперты по инцидентам.
4.1.2.2. Обязанность эксперта по инцидентам — организовать и осуществлять эффективную работу с инцидентами (их идентификацию, минимизацию ущерба, расследование, отчет об исполнении мер и прочие действия, указанные в разделе 6.1 настоящих Рекомендаций) и оказание помощи риск-координатору и риск-менеджеру в организации риск-процедур перечисленных в главе 6.
4.1.2.3. Эксперт по инцидентам для эффективного выполнения обязанностей, перечисленных в предыдущем пункте, имеет право:
1. Принимать необходимые меры для локализации инцидентов в пределах своих полномочий.
2. Получать от любых подразделений банка и их сотрудников информацию об инцидентах, находящихся в его компетенции.
3. Направлять курирующему риск-координатору документы о мотивировании сотрудников, принесших банку финансовую экономию от эффективного управления операционными рисками, или о привлечении к ответственности сотрудников нарушающих правила нормативных документов об управлении операционными рисками.
4. Обращаться к курирующему риск-координатору и риск-менеджерам для получения разъяснений об управлении операционными рисками, а также для эскалации проблем управления операционными рисками, которые не удалось разрешить на своем уровне.
5. Инициировать подготовку и изменение нормативных документов о процедурах работы с инцидентами.
4.1.2.4. О выполнении этих задач эксперт по инцидентам отчитывается перед курирующим риск-координатором и риск-менеджером с периодичностью, установленной нормативными документами банка.
4.1.3.1. Регистраторы [15] — это все сотрудники подразделений, так как в рамках выполнения своих функций они могут обнаруживать инциденты и проблемы, вызывающие операционный риск.
4.1.3.2. Обязанность регистратора при обнаружении инцидентов и проблем, вызывающих операционный риск:
1. Осуществлять действия по сохранению жизни и здоровья сотрудников и клиентов и предпринимать первичные действия по минимизации ущерба от инцидента (при наличии такой обязанности).
2. Незамедлительно сообщать эксперту по инцидентам и риск-координатору об инциденте или проблеме.
3. Осуществлять иные обязательные действия согласно правилам, установленным нормативными документами банка.
При необходимости регистратор обязан также оказывать помощь эксперту по инцидентам, риск-координатору и риск-менеджеру в организации риск-процедур, перечисленных в разделе 6.
4.1.3.3. Регистратор имеет право:
1. Обращаться к экспертам по инцидентам, риск-координаторам, риск-менеджерам для получения разъяснений об особенностях регистрации инцидентов и проблем, а также для эскалации проблем управления операционными рисками, которые ему не удалось разрешить на своем уровне.
4.1.3.4. Контроль за исполнением всеми сотрудниками подразделений обязанностей регистраторов осуществляет тот риск-координатор, чей департамент курирует этих сотрудников.
4.2. Субъекты второй линии защиты
Вторая «линия защиты» включает в себя процесс координации системы управления операционными рисками в целом, проверку данных и отчетов об операционных рисках, организацию деятельности комитетов по риску, представление отчетности руководству банка [17] (централизованный подход).
В рамках второй линии защиты операционными рисками управляют:
• директор по рискам [18] ;
4.2.1. Комитет по рискам (или иной комитет, наделенный соответствующими полномочиями — далее — комитет по рискам).
4.2.1.1. Комитет по рискам (в рамках управления операционными рисками) — это высший коллегиальный орган, который принимает решения о действиях банка в отношении тех или иных рисков (в т. ч. операционных). Председателем комитета по рискам является директор по рискам с правом вето на любые решения комитета.
4.2.1.2. Права комитета по рискам (в рамках управления операционными рисками) [20] :
1. Принимает решения по обнаруженным операционным рискам красной зоны (уровня «высокий» и выше), а также по рискам желтой и зеленой зон в случаях, когда они были эскалированы до уровня комитета.
Линии защиты компании. Карта гарантий
Авторы: Михаил Токун, Наталья Садова, члены Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»
Читайте предыдущие статьи цикла «Введение во внутренний аудит»:
Повышению результативности любого бизнеса способствует надежные и эффективные системы внутреннего контроля и управления рисками. Ответственность за бесперебойное функционирование этих систем несет руководство компании, которое призвано внедрить интегрированную систему управления рисками и внутреннего контроля с учетом отраслевой специфики.
При построении интегрированной системы, помимо отраслевой принадлежности, необходимо учитывать размер организации, нормативно-правовую среду, в которой она осуществляет деятельность, корпоративную культуру и ряд других факторов.
В 2013 году международный Институт внутренних аудиторов ( The IIA ) разработал модель Трех линий защиты. Данная модель координирует процессы управления рисками и внутреннего контроля за счет четкого определения и разграничения соответствующих функций и обязанностей.
Модель «Трех линий защиты»
Первая линия защиты
Структурные подразделения формируют первую линию защиты с помощью механизмов контроля, отвечающих за внедрение элементов управления рисками в процесс принятия решений и ключевые бизнес-операции компании. Структурные подразделения являются владельцами рисков и несут ответственность за выявление, управление, снижение уровня рисков, анализ и формирование отчетности по ключевым рискам. Руководители структурных подразделений обязаны разработать, внедрить и обеспечить функционирование контрольных процедур в курируемых бизнес-процессах.
Вторая линия защиты
Подразделения, отвечающие за управление рисками в компании, разрабатывают и внедряют методологический подход к управлению рисками, определяют стандарты и координируют действия компании в области управления рисками, включая соответствующие процессы, технологии и культуру. В компетенцию этих подразделений не должна входить ответственность за своевременное выявление и оценку рисков, т.к. этим занимаются подразделения первой линии защиты.
Во вторую линию обычно входят подразделения, ответственные за управление рисками, систему внутреннего контроля, безопасность, комплаенс, юридическое сопровождение и т.п. Они обеспечивают непрерывный мониторинг процесса разработки и функционирования контрольных процедур, относящихся к первой линии защиты, консультируют по вопросам управления рисками, проводят обучение сотрудников компании.
Сопоставление 1-й и 2-й линий защиты:
Третья линия защиты
Совет директоров оценивает и утверждает уровень рисков компании с учетом стратегических целей и задач в области управления рисками. Комитеты по аудиту, по управлению рисками и др. помогают совету директоров осуществлять контроль над эффективностью системы управления рисками организации.
Служба внутреннего аудита проводит независимую оценку качества действующих процессов управления рисками, выявляет нарушения, даёт предложения по совершенствованию системы управления рисками. Совет директоров принимает это заключение как руководство к действию. Под надзором комитета по аудиту служба внутреннего аудита проводит мониторинг функций первой и второй линий защиты, а также осуществляет контроль выполнения корректирующих мероприятий по совершенствованию системы управления рисками.
Необходимо четко определить функции и обязанности лиц, принимающих участие в процессах управления рисками и внутреннего контроля, обеспечив эффективное взаимодействие и обмен информацией между ними, а также подготовку соответствующей отчетности.
Внутренний аудит может использовать в своей деятельности результаты работы других субъектов системы внутреннего контроля, которые осуществляют мониторинг и оценку системы внутреннего контроля по отдельным направлениям деятельности.
С целью четкого разделения зон ответственности в организации создается Карта гарантий.
Карта гарантий – документ, который отражает покрытие рисков и бизнес-процессов контрольными функциями компании, а также позволяет более эффективно координировать работу структурных подразделений, осуществляющих контрольную функцию на различных уровнях.
Карта гарантий может включать следующую информацию:
перечень бизнес-процессов компании;
перечень рисков компании;
владельцы риска (ответственные за управление рисками организации);
субъекты системы внутреннего контроля, осуществляющие мониторинг/оценку в отношении каждого из рисков.
При разработке Карты гарантий используются внутренние документы компании, а именно: классификатор рисков и процессов, карта рисков и другие документы, определяющие взаимодействие субъектов системы внутреннего контроля, осуществляющих мониторинг и оценку системы внутреннего контроля по отдельным направлениям деятельности.
Модель 3LOD – «Три линии защиты»
В 2013 году, обобщив мировой опыт эффективного ведения бизнеса, международный Институт внутренних аудиторов (The IIA) разработал и представил мировому бизнес сообществу модель «Трех линий защиты» (или “3LOD” – от “3 Lines of Defense”). Модель трех линий защиты проводит взаимосвязь между менеджментом, рисками и контролем.
На первый взгляд, данная модель ориентирована скорее на крупные компании. В представленной на рис. 1 и 2 модели присутствуют такие понятия, как совет директоров/комитет по аудиту, внутренний аудит, комплаенс-контроль.
В действительности, это обобщенная модель и ее применяют вне зависимости от масштабов бизнеса. Небольшие компании, как правило, адаптируют модель под свою деятельность и ограничиваются первой и второй линией. Третья линия защиты, а именно внутренний аудит, как отдельное структурное подразделение, создается, как правило, в масштабных компаниях со сложной иерархической структурой.
Как показано на рис.1 и 2 Модель 3LOD наглядно демонстрирует, что при условии разграничения соответствующих функций в структуре компании на всех уровнях управления, система внутреннего контроля и управления рисками помогает достигать цели организации, предотвращает и минимизирует нежелательные события (риски).
Рис.1 Оригинал модели 3LOD
Рис.2 Модель 3LOD в переводе
1-ая линия защиты (бизнес-функции) – означает линейное руководство, а также самоконтроль работников при выполнении операций, которые несут ответственность за оценку, регулирование и минимизацию рисков, а также за обеспечение эффективного функционирования системы внутреннего контроля.
Структурные подразделения выявляют риски по процессам, разрабатывают, внедряют и выполняют контрольные процедуры, в том числе предпринимают меры противодействия негативным событиям, тем самым создают первую защитную линию внутреннего контроля. По итогам проведенной работы, по контролю и рискам, формируется управленческая отчетность. Субъекты первой линии постоянно анализируют свою деятельность на предмет возникновения рисков, путем задаваемых вопросов: «Что может пойти не так?», «Что я еще не учел?», «С какими рисками мы сталкиваемся?», «Как можно добиться результатов, предотвращая возникновение рисковой ситуации?».
Успех защиты на первой линии во многом зависит от внутреннего желания персонала смотреть на выполняемую работу чуть более широко, чем сфера их специализации. Ведь оценивая надежность внутреннего контроля, мы отвечаем не только на вопрос – «что может случиться?», главное ответить на вопрос – «что сделано, чтобы не случилось?». Такой подход является основой внутреннего контроля. Каким путем достигается эффективность защиты на первой линии, рассмотрим в статье об обязательных элементах внутреннего контроля.
2-ая линия защиты (функции мониторинга) – это поддержка и постоянный мониторинг внедрения практики управления рисками, внутреннего контроля, соблюдения законодательства и административных правил, внутренних нормативных актов и расследования фактов недобросовестных действий. В зависимости от масштабов деятельности организации, вторая линия для крупных компаний, может состоять из специализированных подразделений внутренних контролеров и риск-менеджеров, таких как контрольно-ревизионный отдел, служба внутреннего контроля, подразделения контроля рисков и т.д. Компании меньшего масштаба, зачастую, выделяют ресурсы из имеющегося кадрового состава специалистов, имеющих опыт и разделяющих ценности организации, на совмещенную работу, а также пользуются услугами привлеченных лиц (аутсорсинг).
В компетенцию структурных единиц второй линии защиты обычно не входит ответственность за своевременное выявление и оценку рисков. Это функционал первой линии, однако аналитика угроз, а также консолидация информации по рискам и ее представление менеджменту является их прямой функцией. Если предположить, что компания имеет филиалы, или состоит из нескольких организаций, то координация и распространение практики и опыта по контролю и управлению рисками, также будет являться задачей специалистов второй линии. Между первой и второй линией должен быть налажен беспрепятственный обмен данными и четко распределены роли и обязанности по процессам управления рисками и внутреннего контроля.
3-я линия защиты (независимая функция) – предоставляет высшему руководству (как правило, совету директоров или комитету по аудиту) объективную информацию об эффективности управления рисками, и дает свою оценку надежности системы внутреннего контроля. Внутренний аудит проводит проверки процессов, по результатам которых подготавливает отчетность с выводами о контроле и рисках на первой и второй линиях. Объективность внутреннего аудита достигается путем разделения подчиненности. То есть административно, внутренний аудит подчиняется генеральному директору, а функционально, совету директоров. Как правило, назначение лица на должность руководителя службы внутреннего аудита также проводится Советом директоров. Службу внутреннего аудита могут себе позволить компании с достаточным количеством ресурсов.
Так в 208-ФЗ «Об акционерных обществах» статья 87.1. п.2. сказано: «Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) публичного общества. Условия трудового договора с указанными лицами утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества.
4-ой линия защиты (внешний аудит) – контроль со стороны внешнего аудита. То есть, эта линия защиты, которая находится за рамками компетенций менеджмента, поэтому отображается за сплошной чертой на схеме. Серьезные недостатки системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению аудиторы отражают в аудиторских заключениях и информируют руководство проверяемого экономического субъекта.
На Рис. 3 и 4 – «Влияние системы внутреннего контроля на функционирование организации»[i] и «Концепция трех линий защиты», на примере хоккейного поля, представлена взаимосвязь между менеджментом, рисками, контролем, стратегией и достижением целей, то есть концепция Модели 3LOD.
[i] (права на изображение SAS Institute Inc.)
Рис. 3 Влияние системы внутреннего контроля на функционирование организации
Рис. 4 Концепция трех линий защиты
Основными причинами неэффективной и (или) ненадлежащей организации «Трех линий защиты» являются следующие:
Квалифицированное проектирование системы внутреннего контроля, качественная разработка методологии и регламентов, и их внедрение с учетом применения автоматизированных процедур, эффективно помогает организации в преодолении реальных и потенциальных препятствий и угроз на пути достижения бизнес-целей.
Какие функции относятся к первой линии защиты риска
Управление операционными рисками банка: практические рекомендации
Идея формализованного управления операционными рисками возникла сравнительно недавно – 10–15 лет назад[1]. Возможно, ввиду столь малого срока руководство и сотрудники большинства банков воспринимают деятельность по управлению своими операционными рисками недостаточно объективно – как непонятную формальность, которую им хотят навязать.
В результате большинство руководителей банков до сих пор не считают операционные риски критически важной функцией (в большинстве банков – это один-два сотрудника «для галочки», чтобы «показывать» их регулятору и рейтинговым агентствам). Такое отношение руководители банков объясняют примерно так: «Если компанию сравнить с организмом, то какой это орган – операционные риски? Насколько критичны его функции? Дыхание или питание (производство и продажи) критичны – без них компания прекратит свое существование. А если убрать риски, то явных изменений можно и не заметить…». И они правы. Заметных изменений в краткосрочной перспективе можно не заметить.
Наверное, наиболее подходящей метафорой является отведение «рискам» функции разума (в этом случае орган – префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за критическое мышление, самоконтроль и способность прогнозировать ситуацию). Иначе говоря, риски прежде всего отвечают за то, насколько разумным будет поведение сотрудников, подразделений и банка в целом, и насколько такое разумное поведение будет стабильным.
Чем разумнее организация, тем больше её доход. Это подходит и для людей: большинство именно по этой причине пытаются получить образование и повышают свою квалификацию «разумности», чтобы быть более эффективными и получать больший доход.
Однако руководители банков выдвигают очередной контраргумент: «Производство и продажи легко поддаются подсчету, а как посчитать доход от этой самой разумности?? И если вы не сможете подсчитать это, то и ваш бюджет останется без изменений (не увеличится)…».
Действительно подсчитать это практически невозможно, как невозможно подсчитать окупаемость затрат на образование и повышение квалификации простого человека. Что уж говорить об организации…
Представляется, что в числе прочего и по этой причине Базельский комитет (а следом и Банк России) сделали банкам своеобразное «коммерческое предложение», позволяющее формально подсчитать доход от такой разумности. Они сказали примерно следующее: «Разумным банкам (тем, которые управляют своими рисками по наилучшим практикам) мы дадим существенную скидку. То есть тем, кто сделает волевые и финансовые вложения в повышение своей разумности, а также пройдет обучение и «сдаст экзамены по рискам», мы дадим преференции». Для российских банков такие преференции предполагается делать через показатель Н1 (достаточность капитала). И некоторое движение началось. Но для того чтобы все заработало полноценно, регулятор должен действительно проводить такие «экзамены на разумность», давать реальные «скидки», осуществлять регулярные «переэкзаменовки».
Настоящие рекомендации[2] как раз и делают попытку ответить вопрос: «Что такое разумность банка (с позиции операционных рисков) и как её считать…»
1.1. Рекомендации по управлению операционными рисками (далее – Рекомендации) разработаны с учетом требований законодательства Российской Федерации, требований Банка России, положений Международной конвергенции измерения капитала и стандартов капитала Базельского комитета по банковскому надзору в сфере управления операционными рисками и определяют:
• цели и задачи банка в области управления операционными рисками;
• основные подходы и принципы управления операционными рисками;
• описание системы управления операционными рисками, механизмы и методы;
• участников процесса управления операционными рисками, их полномочия и ответственность.
1.2. Положения Рекомендаций распространяются на следующие сферы деятельности банка (учитываются при разработке и модернизации следующих нормативных документов):
• управление организационной структурой банка, разделение и делегирование полномочий, функциональных обязанностей;
• порядок взаимодействия подразделений, сотрудников и обмена информацией;
• порядок, правила, процедуры совершения банковских операций и других сделок;
• учетную политику, организацию внутренних процессов;
• правила, порядок и процедуры функционирования и эксплуатации систем (технических, информационных и других);
• порядок разработки и представления отчетности и иной информации;
• порядок стимулирования служащих.
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в рабочем порядке по усмотрению руководства банка.
1.3. Рекомендации разработаны с учетом следующих нормативных документов:
2. Цели и задачи управления операционным риском
2.1. Основные цели управления операционными рисками:
• своевременное выявление и минимизация рисков и возможностей их негативного влияния на результаты деятельности банка (минимизация убытков от событий операционных рисков);
• обеспечение стабильности банка и готовности к продолжению своей деятельности при возникновении чрезвычайных обстоятельств, обеспечение готовности банка к минимизации убытков при возникновении чрезвычайных обстоятельств (обеспечение непрерывности деятельности);
• обеспечение достаточности капитала банка для покрытия убытков от возможной реализации операционных рисков – прогнозирование сумм резервов, необходимых банку на покрытие убытков от инцидентов операционного риска, контроль резервирования указанных сумм, в том числе управление экономическим капиталом в соответствии с рекомендациями Базель II.
2.1.1. В практической интерпретации указанные цели означают обеспечение работы банка в условиях операционных рисков в соответствии с риск-аппетитом – сокращение вероятности и размера потенциального ущерба от реализации событий операционного риска, которые могут негативно повлиять на бизнес и обеспечение непрерывности бизнеса, если указанные события всё же произошли.
2.1.2. Достижение указанных целей осуществляется с учетом следующих главных приоритетов:
• приоритета сохранения жизни и здоровья человека: как сотрудников банка, его клиентов, так и других людей, находящихся во взаимодействии с банком в момент реализации угрозы;
• приоритета закона, означающего, что действия по управлению операционными рисками должны осуществляться в соответствии (не вступать в противоречие) с законодательством РФ и других стран, нормативными актами ЦБ РФ, международными стандартами и рекомендациями Базельского комитета, сложившейся банковской практикой;
• приоритета бизнеса, означающего, что эффективное управление операционными рисками должно способствовать защите и развитию бизнеса, не создавать ему излишних препятствий и трудностей;
• приоритета имиджа банка, означающего, что действия по управлению операционными рисками не должны нести текущего или потенциального, прямого или косвенного негативного влияния на публичный имидж банка;
• приоритета объективной количественной оценки всех видов рисков.
2.2. Основные задачи управления операционными рисками
Такими задачами являются внедрение процедур (компонентов) управления операционными рисками (см. схему 1) и обеспечение их эффективности: