какие функции проектной деятельности являются основными
Научная электронная библиотека
Приложение 4. Итоговые тесты по дисциплине «Основы педагогического проектирования»
1. Воспроизведение совершенной (прошлой) деятельности в целях ее анализа это:
2. Достижение определенных целей зависит от обеспеченности:
а) деятельности и анализа;
б) способа и порядка использования ресурсов;
в) способа и порядка процессов.
а) точка зрения, взгляд на что-нибудь;
б) комплексная задача;
в) результат проектированной деятельности.
4. Что означает «проект»:
б) достижение целей;
в) управленческое решение.
5. Направленное, необратимое и закономерное изменение – это…
б) учебная деятельность;
6. В каких аспектах рассматривается педагогическое проектирование?
а) деятельностном и процессуальном;
б) процессуальном и педагогическом;
в) процессуальном и продуктивном.
7. В отечественной педагогической науке педагогическое проектирование трактуется?
а) как школа будущего;
в) как самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность;
г) как мотивация педагогического коллектива.
а) цель и результат проектирования;
б) ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы;
в) форма организации совместной деятельности людей.
9. Я.А. Коменский высказал идею…
а) внести в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения;
б) проектного обучения;
в) самостоятельности воспитанника в выработке понятий.
10. В какое положение ставит учащегося эвристический метод А. Дисверга?
а) ставит в положение исследователя;
б) ставит в положение конкурирующего;
в) ставит в положение участника.
11. Как переводится латинское слово «projectus»?
12. В основе целостности проектирования лежит замысел:
а) педагогической деятельности;
б) содержательной основы;
в) совершенствование педагогической деятельности.
13. На философском уровне проект рассматривается как…
а) познавательная деятельность проектирования;
б) духовно-преобразовательная деятельность;
14. Комплексная задача, решение которой, осуществляется с учетом социально-культурного контекста рассматриваемой проблемы – это…
а) педагогическое проектирование;
б) создание опорного конспекта;
в) образовательная система.
15. Цель проекта должна быть…
в) соответствующей местным особенностям;
г) все ответы правильные.
16. С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как процесс:
в) перехода системы из исходного состояния в конечный результат.
17. Проектирование – это…
а) творческая деятельность по конструированию образовательного пространства;
б) непременное, необратимое и закономерное изменение;
в) процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов.
18. Особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя, как субъекта это:
в) учебная деятельность.
19. Что понимается под термином «образование» по В.И. Далю:
а) целостный процесс придание душевного, умственного и духовного облика растущего человека;
б) направленное, необратимое и закономерное изменение;
в) особая форма активности учащегося.
20. Анализ является инструментом обнаружения:
21. Проектирование – это…
а) творческая деятельность по созданию образовательного пространства;
б) процесс создания искусственной питательной среды;
в) культурно-образовательная инициатива;
г) все ответы верны.
22. Для проектирования характерна нацеленность получения результата на основе прогностического знания, иначе это…
23. Какие функции проектной деятельности являются основными?
д) все ответы верны.
24. Составной частью проектирования инновационной деятельности является:
25. Процесс проектирования – это…
а) принятие решений в условиях неопределенности;
б) деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий;
в) система инновационных изменений.
26. Система образования – это…
а) открытая система;
б) закрытая система;
в) все ответы верны.
а) степень достижения заданной цели;
в) построение учебного плана;
г) признак на основании, которого производится оценка.
28. Активная форма отношений субъекта к объекту – это…
а) желаемый результат;
в) интерес ресурсов;
30. Отличительные черты педагогической инновации:
а) предмет инновационной деятельности;
б) зависимость от объективных условий;
в) психологическая готовность;
г) все ответы верны.
31. Кто из ученых высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательский стимул?
32. В современном понимании слово «проект» означает:
а) продукт проектирования;
б) информационная база;
в) все ответы верны.
33. Развитие личности возможно, через:
г) все ответы правильны.
34. Управленческая структура предполагает взаимодействие 4-х видов управленческих действий:
Расставьте их по порядку реализации.
35. Что представляет собой методология организации, планирование, руководство человеческих и материальных ресурсов, направленное на эффективное достижение целей?
а) инновационная деятельность;
б) проектная деятельность;
в) управление проектом.
36. Функции управления проектом включают:
а) планирование, анализ, администрирование;
б) составление и сопровождение бюджета проекта;
в) организацию, осуществление, мониторинг;
г) все варианты верны.
37. Что может быть результатом экономических инноваций в области образования?
а) новые механизмы государственного финансирования отрасли;
б) налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования;
в) новые механизмы оплаты труда и экономии от масштаба образовательной деятельности;
г) новые механизмы финансирования образования предприятиями;
д) все выше перечисленные ответы.
38. На что существенно влияют результаты технологических инноваций?
а) на характер преподавательской деятельности;
б) на освоение экономических инноваций;
в) на увеличение числа потребителей и спрос на образование;
г) на создание продукта.
39. Что является показателем исследовательского этапа проекта?
40. Продукт проектной деятельности – это…
а) проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы;
б) разрабатываемое участниками проектной группы, реальное средство разрешения поставленной проблемы.
41. В результате социально – педагогического проектирования изменяются:
42. Для проектной деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса значимо получение двух видов результатов (выберите два ответа):
43. Когда формировалась наука о нововведении?
44. Предмет деятельности педагогических инноваций?
а) педагогическая деятельность;
в) личность ученика, учителя;
г) анализ деятельности школы.
45. Чем определяется тема педагогического проектирования?
а) теорией и потребностями школы;
б) практикой, нуждами и потребностями школы;
в) анализом деятельности школы.
46. Какая фаза включает в себя презентацию продукта и модернизацию?
47. Кому принадлежит высказывание «Процесс проектирования – это принятие решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки»?
48. В основе целостности проектирования лежит замысел:
а) педагогической деятельности;
б) содержательной основы;
в) совершенствование педагогической деятельности.
49. Отличительные черты педагогической инновации:
а) предмет инновационной деятельности;
б) зависимость от объективных условий;
в) психологическая готовность;
г) все ответы верны.
50. Для проектирования характерна нацеленность получения результата на основе прогностического знания, иначе это…
Статья: Проектирование как вид педагогической деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Санкт- Петербургское автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№15 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Проектирование как вид педагогической деятельности
Кузьмина Марина Владимировна
Высшая квалификационная категория
Кузьмина М.В., воспитатель
ГАДОУ детский сад №15 Колпинского района
Тема: Проектирование как вид педагогической деятельности
Проектирование буквально на наших глазах проникает во все более широкий круг явлений, процессов, областей жизнедеятельности общества: все больше вещей, окружающих нас повсюду, являются продуктами сознательной проектировочной деятельности.
Бурное развитие проектирования, выделение его в особый вид профессиональной деятельности привело к развитию особой проектной культуры.
Внедрение в практику образования педагогического проектирования следует рассматривать как ответ на изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, позволяющий с учётом новых реалий либо реконструировать, либо создавать принципиально или относительно новые образовательные системы различных уровней.
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Проектная деятельность в ее прикладном понимании не является заданной для педагогической сферы, как, например, воспитание или обучение. Однако проявление у человека способности к проектированию относят к самым ранним стадиям развития общества. На уровне практического сознания формировалось представление о том, каким в итоге должны быть орудие труда, охотничий загон или жилище. В равной мере проектировался и способ достижения цели.
В определенный момент развития общественного сознания люди получили возможность целенаправленно работать над развитием своей способности к проектированию. Проектирование как деятельность стало интенсивно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства.
При этом проектирование существенно отличается от инженерии и производства, имеет свой специфический язык и включает выполнение определенных мыслительных и организационных процедур. Это сближает проектирование и научное познание, проектирование и исследование.
Историко-культурные источники педагогического проектирования
Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике
Проектная деятельность в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» (Коменский Я. А. Великая дидактика).
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или О воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее» (Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании). «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало-помалу создавать инструмент для проверки его» (Там же).
Педагогическое проектирование нельзя считать принципиально новой проблемой для отечественного образования. Ещё А. С. Макаренко была предпринята попытка разработать теорию и технологию проектирования личности нового типа. В исследованиях Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и других ученых-педагогов проектировочный компонент рассматривается как одна из составляющих профессионально-педагогической деятельности.
Вопросам проектирования посвящено большое число работ как отечественных, так и зарубежных исследователей: М. Азимова, О. Анисимова. В. Н. Буркова, В. И. Воропаева. В. Гаспарского, Дж. Джонса, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильина, Е. Б. Куркина, О. Е. Лебедева, Е. И. Машбица, А. М. Моисеева, В. М. Монахова, А. И. Панова, В. Е. Радионова, В. Ф. Сидоренко, В. Д. Шапиро и др.
Однако, несмотря на разработанность теоретических основ данной проблемы, вплоть до конца 80-х годов ХХ в. Проектирование в деятельности большинства как педагогов, так и управленцев практически отсутствовало. Факт невостребованности проектировочного компонента в структуре деятельности педагогов можно объяснить тем, что проектированием в образовании занимались одни, а реализацией проектов – другие.
В середине ХХ столетия начал осуществляться переход к проектированию социотехническому, учитывающему наряду с технико-технологическими и экономическими факторами и факторы социальные, психологические, человеческие.
Параллельно стало развиваться и социальное, гуманитарное проектирование, предметом которого выступали не технические и социотехнические, а прежде всего социальные объекты.
Проектирование как способ инновационного преобразования
На рубеже XX- XXI вв. проектирование стало рассматриваться как особый вид мыследеятельности.
— Развитие идей стандартизации образования. Работы В. П. Беспалько (вторая половина 1990-х гг.).
— Наметилась гуманитаризация подходов к проектированию (философские, культурологические и психологические знания);
— Появились трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. А. Никитин, В. В. Рубцов), как полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В. Е. Радионов).
— С появлением и интенсивным развитием сетевых (и) информационно-коммуникационных технологий расширились практические возможности проектной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
Невозможно построить проект для всех, но можно научить людей проектированию.
Основу научного контекста рассмотрения педагогического проектирования формируют такие категории и понятия, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия.
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления.
«Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж. К. Джонс, 1976).
В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
Структуру проектирования составляют следующие компоненты:
Цель появляется из пространства, в которое входят ценности, смыслы и цели более высокого порядка.
Цель имеет пространственные и временные характеристики и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?».
Цель должна соответствовать следующим критериям: конкретность; достижимость; измеримость; компактность.
Проектировать объект в целом нельзя, но можно учитывать отдельные характеристики объекта, а именно: размер группы, композицию группы: состав по полу, соотношение индивидуальных психологических характеристик, неофициальную систему группы, групповые нормы, уровень сплоченности группы, уровень конфликтности группы.
— эмоциональная значимость фактов и идей;
— доступность (понятий, объемов)
— непротиворечивость фактов и идей.
— Центрация на себя. Объективная парадигма. Авторитарный стиль взаимодействия.
— Центрация на решение задач.
Акциональная парадигма. Стратегия манипулирования.
— Центрация на других. Субъективная парадигма. Стратегия партнерского взаимодействия.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.
В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
— практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (СНОСКА: Например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т.д.);
— новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
— прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
— способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
— процесс создания и реализации педагогического проекта;
— специфический способ развития личности;
В образовании проектная деятельность часто выступает в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности. Примером может служить выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов. Проектирование может быть формой организации педагогического взаимодействия во времени, распадаясь на две относительно самостоятельные линии деятельностей педагогов и учащихся.
Понятие «проектирование» определяет два основных направления деятельности педагога:
— мысленное конструирование (замысел, проектная идея), которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
— целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т. д., то есть факторов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым.
Центральным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект.
На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности (М. С. Каган).
На деятельностном — как цель и результат проектирования.
В самом общем плане проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В. Н. Бурков, Д. А. Новиков). Это также цель и результат проектной деятельности. Материалом для «изготовления» проектов служат знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы.
В Интернет-версии словаря педагогических терминов педагогический проект трактуется как:
— «комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
— разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий».
В приведенных определениях заложены: фактор времени, целенаправленность, нормированность изменений, специфика организации деятельности.
Характеристика понятий «проективный», «проектный», «проектировочный»
применительно к сфере образования
Проектный (производное от «проект»). Использование этого прилагательного служит указанием на то, что определяемый им предмет относится к системе действий, осуществляемых в рамках проекта, или категориально соотносится с контекстом проекта. Например, проектный замысел, проектная документация, проектный подход, проектная культура.
Педагогический и проектный замысел здесь разворачиваются параллельно. И в том и в другом случае педагогические действия направлены на:
— активизацию процесса познания;
— обогащение форм процесса обучения;
— формирование определенного типа мышления (проектного) и отношения к окружающей действительности;
— обучение собственно проектной деятельности;
— изменение образовательной парадигмы в целом.
Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование»,
Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование», «конструирование» и «моделирование».
Прогнозирование — это вывод о предстоящем развитии на основании каких-либо данных (по С. И.Ожегову); это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Различают поисковое прогнозирование (поиск перспективных проблем, подлежащих решению) и нормативное (определение возможных путей решения проблем с ориентацией на заданные критерии).
Конструирование изначально возникло как вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или системы, которая затем создается на производстве. Современное понятие конструирования распространяется и на социальную сферу, где оно употребляется в смысле выявления, детализации, разработки и установления системы социальных связей.
Необходимой составной частью проектирования является моделирование. Моделирование – это создание некоего идеального образа объекта, который отражает реальность до уровня абстракции.
Модель – любой образ (мысленный или условный; изображение, описание, схема и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве «заместителя», «заменителя» (СЭС, 1989).
Модель может быть материальной (предметной) и идеальной (описательное или знаковое представление объекта).
В рамках проектирования модель позволяет:
— создавать образы объектов или явлений;
— имитировать реальные процессы будущей деятельности;
— проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;
— делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем
Педагогическая сущность проектирования
Среди центральных идей, лежащих в основе проектирования как особого способа познания и преобразования действительности. являются:
— идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее);
— идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);
— идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего» (понятие введено Н. А. Бернштейном));
— идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
— идея «разветвляющейся активности» участников (образ, предложенный автором метода проектов В. Х. Килпатриком) по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер: социальная обусловленность выбора проблематики проектов, использование сложных видов коммуникации, необходимость самоопределиться в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получение социально значимого результата.
Практика показывает, что проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал. Проектная деятельность становится средством развития и саморазвития как специфических проектировочных способностей, так и личности в целом. На каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются определенные личностные «приращения»; становится заметна динамика ценностей, норм, установок.
Проектная деятельность отличается мозаичной природой, складываясь из действий, являющихся фрагментами других видов деятельности: диагностические, прогностические, оценочные действия; разнообразные формы и виды мыслительных и практических процедур, связанных с планированием, сопровождением, поддержкой, управлением, коммуникацией, экспертизой.
Задачи педагогического проектирования (по Е.С. Заир-Бек)
1.Обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для воспитания и развития человека, актуализации его внутренних сил, социального самоопределения и становления.
2.Прогнозирование развития педагогических систем и процессов.
3.Создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которые позволят определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение.
4.Педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов
Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования
Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания.
Проектирование носит рамочный характер, т.к. в силу своей многофункциональности проектная деятельность может быть использована в качестве:
— педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации;
— средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов;
— процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием;
— формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).
Ключевые вопросы проекта
Что нужно сделать, чтобы реализовать проект? Предметная область: цели, задачи, виды работ, основные результаты, масштабы, сложность, допустимые сроки. Как сделать? Основные идеи реализации Кого касается проект? Круг основных пассивных участников Каковы мотивы участников проекта? Способы соорганизации и мотивации участников Кто будет выполнять? Круг основных активных участников
Виды педагогического проектирования
Г. П. Щедровицкий выделяет два разных в стратегическом плане вида педагогического проектирования: адаптацию к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.
В. И. Слободчиков пишет о двух типах проектирования, разделяя:
— психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию;
— социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы.
В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату (табл. 1):
1. социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
2. психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
3. образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Табл. Виды педагогического проектирования
— Изменение социальных условий педагогическими средствами
— Решение социальных проблем педагогическими средствами
— Преобразование целей обучения и воспитания
— Создание и модификация способов обучения и воспитания
— Проектирование качества образования
— Преобразование системы педагогического общения
— Формирование государственно-общественных требований к образованию
— Создание форм организации педагогической деятельности
— Создание институтов образования
— Создание образовательных стандартов
В рамках образовательного проектирования создаются проекты развития образования в государстве в целом и в отдельных регионах. Реализуются проекты создания образовательных учреждений, реформирования органов управления образованием и подведомственных им учреждений. Формируются образовательные стандарты и содержание образования всех уровней.
Психолого-педагогическое проектирование предполагает построение моделей процессов, связанных с преобразованием личности и межличностных отношений, исходя из особенностей мотивации, восприятия информации, усвоения знаний, участия в деятельности, общении. В центре его внимания оказывается педагогический процесс как таковой; условия эффективного обучения и воспитания, педагогические технологии; формы взаимодействия обучающихся с преподавателем, способы самопроектирования личности.
2. Проекты нормативного, констатирующе-закрепляющего характера: закрепление существующего состояния или облика, который в своей реализации не может иметь иных вариантов. Самым распространенным видом здесь является положение (об отделе, о конкретном деле: конференции, выставке, конкурсе и т.д.), которое закрепляет статус системы или процесса, действия, устанавливает жесткие границы и требования.
3. Проекты программно-планового характера: выстраивание деятельности, конкретных шагов для достижения желаемых результатов, т.е. нового облика. К этому типу относятся самые разнообразные программы и планы.
Уровни педагогического проектирования
Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий.
Табл. 2. Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования
Принципы проектной деятельности (ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ)
Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.
Принцип прогностичности ориентирован на будущее состояние объекта; ярко проявляется при создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.
Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам.
Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Логика организации проектной деятельности
— Будьте любезны, в каком направлении мне идти? — спросила Алиса.
— В известном тебе, — ответил Кот.
— Оно мне не известно.
— Значит, в неизвестном. Во всяком случае известно, что в известное время ты окажешься там или тут.
Проектная деятельность предполагает наличие определенных последовательных этапов, стадий развертывания проекта во времени и в пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи.
Этапы и формы педагогического проектирования
Выделяют три этапа (ступени) проектирования:
Логика организации проектной деятельности
Этап реализации проекта:
пошаговое выполнение запланированных проектных действий, коррекция хода проекта и действий его участников, презентация окончательных результатов работы
внешняя экспертиза проекта, рефлексия по поводу замысла проекта, его и результатов
апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности, выбор вариантов продолжения проекта
Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
— диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
— формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
— создание образа результата;
— поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
— обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации; комплексная экспертиза результатов реализации проекта (Масюкова Н. А. Проектирование в образовании).
Е. С.Заир-Бек связывает логику педагогического проектирования с такими этапами, как определение замысла, или эскиз проекта; разработка моделей действия (стратегия); планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; организация обратной связи; оценка процесса; оценка и анализ результатов; оформление документации (Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию).
Общий алгоритм педагогического проектирования
1. Анализ объекта проектирования: определение того, что именно проектируем: систему, процесс или ситуацию; рассмотрение структур объекта, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними.
2. Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной и соответствующей особенностям обучающихся и педагогов и их возможностям.
— об опыте деятельности подобных объектов в других местах;
— об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами;
— в теоретических и эмпирических исследованиях влияниях на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.
4. Методическое обеспечение проектирования: создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов, документов и т.д.
6. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования: формообразования, процессообразования, системообразования, целеобразования, принципополагания.
8. Корректировка проекта совершается после экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, совершенствуют, обогащают. Все это и есть корректировка.
В заключение следует сказать, что все эти этапы так или иначе, но проявляются в проектировании любого педагогического объекта, в любой форме его проектирования. Осмысление их поможет саму процедуру сделать более экономной и целенаправленной, более грамотной.
Стратегии поведения педагога в процессе проектирования
Психологи выявили и описали две стратегии поведения педагога в процессе проектирования: содержательную и динамическую.
Содержательная стратегия педагогического проектирования берет за основу цели и задачи воспитания личности и, сохраняя их неизменными, варьирует лишь содержание, методы и формы. Педагог ищет такие способы влияния на личность, которые бы побудили ее развиваться именно в соответствии с поставленными целями.
Динамическая стратегия в качестве системообразующих компонентов берет возможности личности воспитанника и педагога. Логика мышления в данной стратегии состоит в том, что нужно исходить из объективно заданных возможностей участников систем, процессов и ситуаций и далее двигаться к определению целей, принципов, содержания, методов, средств и форм.
Многообразие субъектов проектной деятельности
В зависимости от вида и цели проектной деятельности могут быть индивидуальные и совокупные субъекты (учебные и творческие группы, класс, коллектив образовательного учреждения, профессиональные и сетевые сообщества). В образовательном и социально-педагогическом проектировании могут участвовать менеджеры образования и специалисты — педагоги разного уровня, а также представители педагогической общественности.
Особенности субъекта проектирования
Совокупный субъект проектирования (поисковые, пилотные группы или команды) – это общность людей, объединенных общей целью и общей системой ценностей, для осуществления коллективной деятельности на основе проявления собственной инициативы каждого участника, что означает необходимость его личного вклада
— в разработку концептуальной идеи проекта;
— в выработку критериев эффективности проекта;
— в распределение ресурсов проектов;
— в получение обратной связи;
— в презентацию результатов проектной деятельности.
Пилотная группа — группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта.
Ситуативные объединения: пользователи компьютерных сетей и др.
Проектные роли: субъекты могут выступать в роли заказчиков, разработчиков, лидеров, координаторов (менеджеров), руководителей, исполнителей проекта, экспертов. Каждая из этих ролей сопряжена с выполнением особых функций и по-своему необходима для прохождения всех этапов проекта.
Группа тьюторов (тренеров) — эта группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим.
В ходе проектирования формируются также разнообразные учебные и рабочие группы, выполняющие в зависимости от целей проектной деятельности и этапа ее реализации различные функции.
Совместность участия в проектной деятельности предполагает взаимодействие на разных уровнях. Среди них обозначим:
— информационный уровень (содержательный обмен всеми видами информации, получаемой в ходе проектной деятельности — исследовательской, обучающей, диагностической и др.);
— практический уровень (совместная предметная деятельность);
— эмоциональный уровень (индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом);
— этический уровень (правила, конвенциональные нормы взаимодействия).
Между участниками проектной деятельности могут складываться разные типы отношений (см. табл.)
Уровни и типы отношений в проектировочной группе
Содержательный обмен всеми видами информации, получаемой в ходе проектной деятельности
Совместная предметная деятельность
Индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом
Правила и конвенциональные нормы взаимодействия
Руководитель проекта предлагает тематику и выступает в качестве главного эксперта
Постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта
Построены по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта
Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности
Различные виды проектирования ориентированы на создание и преобразование разных объектов и предметов.
Объект проектирования — это среда или процесс, в контексте которых находится предмет.
К объектам проектной деятельности педагога относятся:
— образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты;
— педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты;
— содержание образования на всех уровнях его формирования;
— образовательное и информационно-коммуникативное пространство;
— система педагогических отношений;
— все виды педагогической деятельности;
— личностные и межличностные структуры;
— педагогические (образовательные) ситуации;
— качество педагогических объектов (процессов).
В пределах обозначенных объектов выбираются предметы преобразования. Например, в структуре педагогического процесса речь может идти о проектировании целей, содержания, технологий. В структуре содержания образования — о проектировании его концепции, программ, учебных планов, дидактических материалов и др.
Предмет проектирования — это предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Это то, созданию чего посвящена проектная деятельность. Объект и предмет проектирования соотносятся между собой как общее и частное.
Предмет проектной деятельности обладает еще одним необычным свойством — изменчивостью, склонностью к постоянной трансформации, обусловленной развитием во времени замыслов участников проектирования.
Успешная организация проектной деятельности связана с выполнением ряда требований:
— требование контекстности, т. е. не изолированного представления предмета проектирования, а в соотнесении с определенным контекстом (контекстами);
— учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, государства и общества;
— требование активности участников проектирования. Одно из выражений активности — добровольная включенность и эмоционально-ценностное проживание своего участия в проекте;
— требование реалистичности связано с обеспечением гарантий достижимости проектных целей;
· требование управляемости обеспечивается наличием временной регламентации действий, содержательной и технологической определенностью выполняемых процедур, полнотой информационной обеспеченности каждой проектной процедуры.