какие функции реализует мониторинг здоровьесберегающей деятельности
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности. Методологическая основа разработанной модели мониторинга здоровьесберегающей деятельности.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
01.11.1990 года рождения. Закончила «Воронежский государственный институт физической культуры» в 2012 году, присуждённая квалификация: специалист по физической культуре и спорту, специальность: «Физическая культура и спорт».
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Объективная и всесторонняя оценка проблемы охраны и укрепления здоровья школьников – важный актуальный вопрос деятельности образовательного учреждения.
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности
Методологической основой разработанной модели мониторинга здоровьесберегающей деятельности служит следующая система принципов:
Системность – учет не только качественных и количественных показателей, но и взаимосвязей между ними.
Целостность – анализ данных мониторинга, основанного на всестороннем представлении результатов по каждому классу и в целом по образовательному учреждению.
Технологичность – применение наиболее простых и доступных диагностик, которые могут быть реализованы самими педагогами.
Модель мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ включает в себя следующие направления:
Физкультурно- оздоровительная работа в школе ( коэффициент заболеваемости группы учащихся за прошедший учебный год или период; спортивно-оздоровительная активность учащихся класса; эффективность медицинской профилактики и динамического наблюдения за стоянием здоровья школьников; мотивация учащихся к занятиям физкультуры);
Психофизиологическая комфортность образовательного процесса (коэффициент утомляемости для групп учащихся, коэффициент привлекательности коллектива класса для учащихся, напряженность адаптации учащихся).
Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.
Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями
Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.
Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.
Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:
Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».
Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:
По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:
Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.
Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.
Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.
Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.
В задачи психологического мониторинга включены:
Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.
Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.
Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.
Первое знакомство с ребенком я начинаю:
Например:
Из опыта работы:
Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:
и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.
Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.
Педагогический мониторинг — основополагающий аспект здоровьесберегающего образования
Педагогические науки
Похожие материалы
Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина «Физическая культура» выступает одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки, приобретения знаний и умений по использованию средств и методов физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности.
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья студента.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в ограниченном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики оздоровления.
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. При этом применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяются во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимально сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Использование технологий еще не гарантирует успех, большую роль играет личностный фактор. Известно, что педагогическая практика – процесс творческий. Как отмечал А. А. Леонтьев, «нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурной ситуации, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенностях собственной личности и личности своих учеников»[1].
В качестве структурообразующих компонентов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
В современной педагогике существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Некоторые из них носят преимущественно информационный характер при приоритете биологических и медицинских знаний. Наиболее проработанной и используемой в российских образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательных учреждениях¸ он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные формы работы [2].
К первой группе относятся медико‑гигиенические технологии. Это совместная деятельность администрации учебных заведений, преподавателей и медицинских работников. А также контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Это, прежде всего, организация медицинских кабинетов в вузах, которые осуществляют проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению студентов и педагогического состава, организуют профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решают ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Вторую группу составляют физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие студентов. Они реализуются на занятиях физической культуры и секциях, на внеурочных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.
Третья группа представлена экологическими технологиями. Они направлены на создание гармоничных с природой, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
В четвертую группу включены технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители учебных корпусов, инженерно-технические службы, пожарные инспекции.
К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии, которые делятся на три подгруппы:
Отдельное место в классификации Н. К. Смирнова занимают ещё две группы технологий, традиционно реализуемых вне образовательного учреждения, но в последнее время всё чаще включаемые во внеурочную работу вуза:
Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии дадут положительный результат только при использовании их системно и в комплексе.
В современных условиях роль физкультурно-спортивной деятельности в оздоровлении общества признаётся всеми государственными органами, и физическая культура присутствует во всех учебных планах образовательных учреждений России. Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности студентов проявляется по трём основным направлениям.
Во-первых, оно обеспечивает сохранение и укрепление здоровья студентов, высокую степень развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успеха в будущей профессиональной деятельности.
Во-вторых, приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию в спортивной жизни вуза.
В-третьих, физическое воспитание содействует развитию социальной активности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента.
Как свидетельствуют разработки некоторых исследователей в области адаптации студентов к физической культуре (Н. М. Амосов, В. К. Бальсевич, Ю.И. Евсеев, Т. Н. Леонтьева) физкультурно-оздоровительная деятельность способствует не только восполнению дефицита двигательной активности и формированию физических качеств, но и организует досуг и занятость студента, формирует такие качества личности, как собранность, целеустремленность, которые являются основополагающими для формирования ценностного отношения к своему здоровью [1].
Одним из основополагающих элементов здоровьесберегающих технологий является мониторинг психофизического здоровья учащихся, который заключается в использовании данных медицинских осмотров студентов. Осуществление мониторинга позволит выявить факторы риска, определить адаптационные возможности организма, сформировать индивидуальные нормативы и необходимый объём медицинского участия. На основе результатов медицинских осмотров должно происходить формирование групп здоровья и распределение студентов с выявленными отклонениями в состоянии физического и психического здоровья в специальные группы для проведения последующих реабилитационных мероприятий.
Мониторинг является достаточно распространенным явлением в различных областях деятельности человека. Первоначально мониторинг затрагивал сферу природных явлений и влияния на нее техногенных систем, используемых человеком. В дальнейшем мониторинг стал все более широко использоваться в гуманитарной сфере – социологии, психологии, медицине и, что особенно важно, в педагогике.
Существует ряд определений педагогического мониторинга, основная суть которых – длительное системное наблюдение за какими-либо объектами педагогической деятельности с целью оптимального выбора (корректировки) цели, задач, содержания, методов и форм организации педагогического процесса. Причем основным объектом наблюдения при проведении педагогического мониторинга является не столько процесс, сколько конечный результат этого процесса.
Мониторинг в физическом воспитании заключается в проведении наблюдений, анализа, оценки и прогноза состояния развития физических качеств. На основе мониторинга осуществляется коррекция имеющихся отклонений в физической подготовленности. Лишь регулярное получение информации о состоянии физической подготовленности делает процесс коррекции управляемым. Это объясняется тем, что в реальном процессе физического воспитания вообще и при коррекции отклонений в частности мониторинг тесным образом связан со всеми функциями управления: планированием, организацией, контролем, стимулированием. Органическая же связь мониторинга с функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга. При этом систематическое проведение мониторинга позволяет реализовать функцию планирования. Часто планирование в физическом воспитании сводится лишь к формальному составлению годового плана. Мониторинг же позволяет осуществлять с учетом информации о физической подготовленности целевое планирование при проведении коррекционной работы [3].
Целевое планирование ориентировано на конкретный конечный измеряемый результат. Одним из важнейших требований к цели является ее операциональность. Определить цель операционально – значит так задать характеристики, которым должен соответствовать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить, достигнуты ли они. Показатели же физической подготовленности, фиксируемые в конкретных системах измерения (минутах, секундах, метрах и др.), безусловно, отвечают этому требованию.
При реализации функции планирования, с использованием результатов мониторинга, становится возможным осуществление функции контроля, что позволит преподавателю осуществлять систематический контроль за достижениями студентов. Это, в свою очередь, даст возможность самим занимающимся знать свои результаты, сравнивать их с имеющимися нормативными требованиями и, таким образом, объективно оценивать свои достижения. Осуществление контроля обусловливает, в свою очередь, реализацию стимулирующей и организационной функций управления коррекцией. Сущность функции стимулирования состоит в обеспечении внешнего побуждающего механизма мотивации, без которой любая деятельность не может быть эффективной. При этом, очень важно, чтобы проведение мониторинга стимулировало студентов к активным занятиям физической культурой. Получение ими информации о своих недостатках и достижениях уже само по себе является хорошим стимулом. При этом необходимо создание таких условий, при которых будет осуществляться обратная связь. На основе информации, полученной при проведении мониторинга, совершенствуются существующие формы организации занятий. В этом состоит суть функции организации. Так, для коррекции выявляемых отклонений в физической подготовленности студентов может изменяться структура учебного занятия.
Наряду со значимостью мониторинга для обеспечения управляемости процесса коррекции в физическом воспитании, следует выделить еще один аспект, тесно связанный с открывающимися перспективами реализации всех функций управления физическим воспитанием, особенно с функцией стимулирования. Это возможность осуществления коррекционного влияния на основе личностно ориентированного подхода.
Мониторинг позволяет каждому студенту систематически получать информацию о своем физическом состоянии и анализировать ее. Задаваемые нормативные требования в этом случае, при соответствующих условиях и установках, станут осознаваемыми, личностно значимыми. Установленные нормативы, таким образом, могут использоваться для постановки личных целей, собственного физического развития. Кроме того, эти нормативы при определенной педагогической интерпретации могут являться не столько целью, сколько средством, определяющим направление коррекции физического состояния.
Мониторинг психофизического здоровья студентов осуществляется путем сдачи функциональных тестов и тестов, определяющих уровень физической подготовленности. Нормативные требования тестирования едины с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Рейтинговая система контроля в высшем учебном заведении строится как составляющая педагогической системы, основное назначение которой заключается в управлении качеством подготовки специалиста на всех стадиях процесса обучения. Целью внедрения рейтинговой системы контроля в учебный процесс по физическому воспитанию является обеспечение преподавателей и студентов объективной и достоверной информацией, необходимой для создания у студентов положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, рейтинговая система оценки является эффективным способом контроля преподавателя за учебной деятельностью студентов и, следовательно, действенным средством управления учебным процессом. Введение рейтинговой системы в процесс физического воспитания студентов преследует следующие цели:
Внедрение в образовательный процесс вуза рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков, позволило повысить мотивацию к занятиям физической культурой, сформировать компетентность студентов в вопросах здоровьесбережения, что в свою очередь положительно отразится на эффективности профессионального образования будущих специалистов.
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
с углубленным изучением отдельных предметов»
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
(сборник диагностических методик, анкет)
Составитель: Ширинских Галина Алексеевна,
учитель физики МБОУ «СОШ №13 с УИОП»
Пояснительная записка 3
Напряженность адаптации учащихся начальных классов 5
Напряженность учащихся (для средних и старших классов) 10
Определение психологического климата в старших классах 12
Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном
Эффективность организации физкультурно – оздоровительной работы в классе 15
Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за здоровьем
Организация просветительно-воспитательной работы с обучающимися 17
Мотивация учащихся к занятиям физической культуры 19
Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся 22
Экспресс – диагностика ценностных представлений о здоровье 23
Анкета для учащихся школы по выявлению отклонений в состоянии здоровья 25
Список литературы 27
Одна из актуальных проблем охраны и укрепления здоровья школьников во всех его проявлениях объективная всесторонняя оценка этой деятельности в образовательном учреждении.
Целью педагогического мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности школы должно стать определение уровня системности и последовательности реализации педагогическим коллективом здоровьесберегающих технологий.
В числе самых важных направлений охраны здоровья выделяются:
создание многофункциональной медицинской службы образовательного учреждении;
физкультурно – оздоровительная работа;
профилактика вредных привычек;
формирование культуры здоровья;
применение современных образовательных здоровьесберегающих технологий.
В сборнике представлены методики, дающие картину здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
(для учащихся начальной школы и 5-7 классов). [ 2 ]
Инструкция. Каждый учащийся класса должен иметь бланк с текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы (на каждый вопрос можно написать не больше 3 фамилий одноклассников):
Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил (а)?
А кого пригласил (а) бы на день рождения в последнюю очередь?
Кому доверишь свою тайну?
Кому никогда не доверишь свою тайну?
Обработка результатов. На основе полученных результатов составляется матрица.
Матрица результатов социометрии.
Кого выбирают ( номер по списку)
Количество взаимных выборов
Таблица заполняется с помощью знаков «+», «-» Уровень микроклимата в детском коллективе определяется коэффциентом взаимности, который вычисляется по формуле:
КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ = (количество взаимных выборов/ общее количество выборов)
Уровень микроклимата в детском коллективе
Микроклимат в коллективе
0- детский коллектив не представляет собой единого целого, поэтому высока вероятность психологического дискомфорта у школьников
2- в детскои коллективе в большинстве жизненных ситуаций присутству3ет благоприятная атмосфера. В то же время возможно существование группы детей, состоявших в эмоционально напряженных отношениях с большинством
3- в детском коллективе комфортная психологическая атмосфера для большинства учащихся. Возможное взаимное неприятие конкретного ребенка и детского коллектива объясняется личностными особенностями данно
Определение напряженности функционального состояния учащихся начальной школы [ 2 ]
Характеристика поведения и состояния ребёнка
Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не высыпается, плохое самочувствие, болит живот, голова и т.п.)
Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей
После школы вялый, сонный или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный
Настроение перед школой преобладает негативное, неустойчивое, повышенная плаксивость
Жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту
К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть
Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. Часто просыпается, крутится (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей
Дома постоянно возбужден, не может организовать свою деятельность; бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, капризы, упрямство, неадекватные реакции на бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий)
Болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя
Отказывается делать уроки, торгуется, ставит массу условий. Не может организовать себя, отвлекается, из-за чего на домашние задания уходит несколько часов. Часто не помнит, что задали на дом, какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль родителей
Перед тем как дать анкету для заполнения родителям, необходимо проинструктировать их, объяснить, что анкета заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Критерии оценки есть в анкете.
В сводную таблицу по каждому классу вносят индивидуальные данные (балл по каждому показателю и суммарный балл). Вычисляются процент учащихся, имеющих суммарный балл 20 и меньше 20, и процент детей с суммарным баллом больше 20.
Результаты анализа наблюдений за состоянием ребенка
Количество детей, имеющих суммарный балл 20 и меньше, %
Количество детей, имеющих суммарный балл больше 20,%
Если в классе суммарный балл выше 20 отмечен у незначительного процента учащихся, то в этом случае причины незначительного функционального и эмоционального напряжения организма следует искать не в школе. Поэтому необходимо внимательно проанализировать внешкольный режим, взаимоотношения с родителями, дополнительные нагрузки (кружки, секции и т.д.), особенности функционального и психического развития. Итоговая оценка составляет 3 балла.
Однако если суммарный балл больше 20 отмечается у большего процента учащихся, тогда следует искать причину в школьной нагрузке, организации учебного процесса, тактике работы учителя т.д.
Напряженность адаптации учащихся начальных классов (заполняет педагог) [ 2 ]
Показатели поведения и состояния ребёнка
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает
Быстро нарастает утомление, становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкции учителя
На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем
Во время выполнения контрольной работы (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными, не понимает задания, задает много вопросов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает
В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, быстро забывает ее, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального индивидуального объяснения
При выполнении задания задает много вопросов
На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку)
Приходит в школу не готовым — постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)
При суммарном балле менее 7 состояние ребёнка не вызывает тревоги, адаптация нормальная.
Как показывают исследования, высокое напряжение адаптации наблюдается у небольшого числа детей. Это дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются учебной программой.
Неблагоприятно протекает адаптация у значительной части детей, занимающихся по чрезмерно насыщенным и интенсифицированным учебным программам, а также в тех случаях, когда условия обучения существенно превышают функциональные возможности организма ребенка и особенно его нервно-психической сферы. В настоящее время это особенно актуально в связи с введением м в школах различных инновационных программ обучения, детей с неблагоприятной адаптацией могут быть ученики с пограничными состояниями, нарушениями психоневрологической сферы, а также испытывавшие трудности обучения уже в первом классе, наконец, это могут быть просто «перегруженные» дети, занимающиеся дома дополнительно иностранным языком, музыкой, проводящие длительное время перед телевизором и компьютером.
В сводную таблицу по классу вносят индивидуальные данные (балл по каждому показателю и суммарный балл) по каждому учащемуся. Вычисляется процент учащихся, имеющих суммарный балл 14 и меньше, а также больше 14.
Таким образом, анализ и сопоставление данных этих двух анкет позволяют увидеть первые проявления изменения состояния, признаки функционального неблагополучия организма и напряжения адаптации.
Результаты анализа наблюдений за поведением ребенка в школе.