какие функции тьютора соответствуют его типовой задаче знакомство
Какие функции тьютора соответствуют его типовой задаче знакомство
Прежде чем перейти к содержанию первой встречи с тьютором, напомним, кто это.
Тьютор — это специалист с высшим психолого-педагогическим образованием, который на основе интересов и предрасположенностей ребёнка помогает сформировать его индивидуальный образовательный маршрут.
Миссия тьютора многогранна. Тьюторская программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» направлена на самоопределение, целеполагание и профориентацию. А ещё наши тьюторы учат ребят учиться и помогают им отыскать внутреннюю мотивацию к получению знаний.
Тьютора необходимо отличать от других специалистов, которые тоже проводят индивидуальные встречи с детьми — психологов, дефектологов, репетиторов и, конечно же, наставников. Если тьютор помогает ставить цели, то наставник поддерживает на пути к их достижению.
Кому необходимы консультации тьютора:
Теперь, когда роль тьютора ясна, давайте рассмотрим, как проводится первая консультация.
Как проходит первая встреча с тьютором
Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу.
Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора.
Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.
Знакомство с тьютором
Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.
Выявление сильных сторон ребёнка
Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков».
Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее.
«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».
Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».
Обсуждение образовательного маршрута
Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.
В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней.
Завершение
В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами.
Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.
Что будет после первой консультации с тьютором
Дальнейшее развитие событий зависит от потребностей ребёнка и желания семьи. Некоторым для удовлетворения познавательного запроса достаточно одной беседы, но большинство идут дальше и подключают подписку из трёх, шести или девяти тьюториалов, поскольку для достижения таких сложных целей, как выбор профессии или пробуждение внутренней мотивации, чаще всего необходима полная проработка программы.
На последующих тьюториалах может проводиться ещё более глубокая диагностика сильных сторон. Тьютор вместе с ребёнком составляет личностно-ресурсную карту и строит дальнейший маршрут работы. Родители также не остаются без внимания — для них проводятся установочная и итоговая консультации с тьютором.
Записаться на первую консультацию и подробнее узнать о тьюторах домашней онлайн-школы «Фоксфорда» можно здесь.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Доклад на тему «Тьютор. Его роль и обязанности в образовании»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Методическое объединение учителей начальных классов.
«Тьютор. Его роль и обязанности в образовании»
Учитель начальных классов Кобзина Т.В.
Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.
Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения.
2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М.Ковалёвой в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации.
С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик и прецедентов. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраивании индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в работе с родительским ресурсом и координации всех участников образовательной среды.
Начиная выстраивать процесс сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы, тьютору необходимо не только понимать сущность тьюторства, но и учитывать специфику сопровождения детей с особыми возможностями здоровья, вести соответствующую документацию и, конечно же, как любому специалисту постоянно совершенствоваться в своей деятельности.
Не смотря на то, что профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей своё начало в Великобритании, где на сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Раскрывая специфику профессии «тьютор», проанализируем ряд ключевых понятий: «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская деятельность».
Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.
Тьютор призван найти ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он омогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.
Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что тьютор – педагог, который наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности.
Профессия «Тьютор»
Определяя тьютора к типу профессии «человек-человек», важно понимать, что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п. Значительная часть рабочего времени (особенно в условиях коррекционной школы) уходит именно на координацию различных субъектов (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка.
Для понимания специфики профессии тьютор важно также остановиться на понятиях «тьюторская деятельность» и «тьюторское сопровождение».
Вид профессиональной деятельности – сопровождение учащегося в процессе формирования и реализации индивидуальной программы образования (развития), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, интересов и Основные цели (задачи) вида профессиональной деятельности:
— сопровождение (в образовательном пространстве) лиц (учащихся) разных возрастов и на разных ступенях образования,
— обеспечение построения и реализации индивидуальной программы образования (развития) (в том числе: адаптированная образовательная программа, ИПР, программы творческого развития, программы дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные), программа реабилитации, программа социальной адаптации, программа профориентации)
— создание условий для успешного обучения, социализации при максимальном раскрытие потенциала личности, потребности личности.
Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т.М. Ковалёвой, в основе тьюторского сопровождения лежит понятие субъектности и право человека самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него. Сопровождая («следуя рядом вместе с кем либо в качестве спутника»), тьютор движется вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную индивидуальную образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку. Таким образом, по мнению Т.М.Ковалёвой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе:
— конкретная помощь по организации доступа в школу, в класс, в столовую;
— организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями:
— включение родителей в процесс обучения;
— формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку.
— содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.
Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.
Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.
Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся
Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Предлагаю ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации. Также в основе деятельности лежит нормативно-правовая документация, с которой можно ознакомиться в примерной должностной инструкции (Приложение 1.)
— план работы на год, четверть; (Приложение 2)
— программа сопровождения ИОТ и ИОП обучающегося; (Приложение 3 и 4)
— дневник наблюдений; (Приложение 5 и 6)
— анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИОП;
— журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.
Единое календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами. Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней нагрузки, осваивая дополнительный материал.
Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной социальной адаптации.
Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической и практикоориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов, индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития (в ДОУ) и т.д.
Хотылева Т.Ю, Дмитриева Т.П. предложили следующую форму комплексного документа «Индивидуальный образовательный план» (Приложение 3)
Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения. (Приложение 5)
Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой. (Приложение 6)
Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и окружной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.
Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником.
Оценка эффективности деятельности тьютора
Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим
1. Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией
школы, учителем, специалистами с целью организации
жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;
2. Положительная динамика в процессе включения ребенка с
особенностями развития в класс, школьное сообщество;
3. Регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой
для отслеживания динамики процесса.
Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
— Адаптация ребенка к среде школы – изменение поведения ребенка;
— Развитие коммуникативных способностей ребенка;
— Динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.
Фиксация результатов работы тьютора отражается:
— В портфолио ученика;
— В дневнике наблюдений тьютора.
Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно. В стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют девять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www.thetutor.ru) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары, Владивосток, Новосибирск, Архангельск, Пермь), которые проводят курсы повышения квалификации. Получить магистерскую подготовку по соответствующему направлению можно в Московском педагогическом государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.
Список используемой литературы:
1. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис. – 246
2. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009.
Функции и задачи тьютора
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Придадим деятельности тьютора характер задач, которые он должен решать, занимаясь с обучающимися. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, концептуальные упражнения и другое, но все это — лишь формы, в которых тьюторы работают над содержанием образовательной деятельности.
Выделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен исполнять.
определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;
наблюдение за ходом деятельности обучающихся;
оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;
разработку решений по изменению деятельности обучающихся.
реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:
изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);
определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);
определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.
Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:
анализ целей модели обучения;
определение содержания и специфики деятельности обучающихся;
выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;
определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;
Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;
формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;
создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;
стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;
организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:
формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);
формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;
быть открытым и доступным для обучающихся;
понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;
устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;
организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:
анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;
комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;
оценивать качество выполненных заданий;
корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
вести мониторинг заданий;
оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:
организация анализа возможностей тьютора;
организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;
идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;
организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:
создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
анализ и описание собственного тыоторского опыта;
внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам: это потребностями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора изменяется.