какие функции управления характеризуют предварительное оперативное и заключительное управление
4. Система управления предприятием
4.1. Сущность, цели и задачи управления предприятием. Основные функции управления
4.1.2. Понятие и классификация функций управления
Функции управления – совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач предприятия. Основные виды функций систем управления:
1) макрофункции – выработка общей политики поведения системы управления, обеспечение целостности системы, разработка дерева целей и структуры системы управления, направлений ее развития, определение функций, степени иерархичности и автономности подсистем управления, формирование кадровой политики (особенно в отношении высшего менеджмента) и т.п.;
2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, координация, регулирование и мотивация) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.
Рассмотрим содержание наиболее важных функций управления.
Функция целеполагания обеспечивает реализацию основного принципа управления ─ системности, когда каждая подсистема управления имеет особенную, главную цель, которая, в свою очередь, опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества. Целеполагание есть придание определенной направленности развитию объекта управления с целью достижения конкретного результата. Поскольку управление является целенаправленным воздействием субъекта управления на его объект, то, прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Функция целеполагания как специфический вид управленческой деятельности ─ это процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта. В управлении целеполагание выступает как предвосхищение конечного результата управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие процессы, осуществляемые персоналом управления. Функция целеполагания реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления.
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральной функцией управления производством.
Планирование является не единовременным актом, а процессом, который не достигает завершения по двум причинам. Во-первых, существует возможность бесконечно пересматривать ранее принятые решения. Однако необходимо когда-то начинать действовать, и это заставляет рано или поздно остановиться на каком-то варианте. Во-вторых, пока ведется планирование, изменяется и система, для которой оно производится, и окружающая среда, а все такие изменения учесть невозможно. Таким образом, планы нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.
Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой. По срокам различают перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование.
Перспективное планирование – основа стратегического управления предприятием. По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии производства и их социально-экономических последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения важнейших проблем. Предприятия прогнозируют спрос и цены на различных сегментах рынка, конкурентоспособность зон хозяйствования, объем реализации продукции, а на этой основе выдают структурным единицам ключевые ориентиры по обновлению продукции и технологии, базовую информацию о необходимом качестве и ассортименте продукции. Цель такого планирования ─ согласование различных направлений развития предприятия, структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельных производств. В целом же процедура планирования может быть представлена следующими основными стадиями:
а) создание исходной информационной базы планирования, включая проведение предплановых аналитических исследований, в т.ч. прогностического характера;
б) разработка проекта плана и согласование его положений с заинтересованными органами (подразделениями, сотрудниками);
в) корректировка проекта плана с учетом замечаний и предложений, уточнение намечаемых мероприятий по срокам, объектам и исполнителям; экспертная оценка плана (визирование соответствующими руководителями);
г) утверждение плана.
Организация ─ функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его нормального функционирования: персоналом, материалами, основными фондами, денежными средствами и т.д. Не менее важным содержанием функции организации является использование совокупности приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Основные требования к организации как функции управления состоят в обеспечении всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению; в повышении персональной ответственности и исполнительской дисциплины; совершенствовании организации трудовой деятельности; целесообразном разграничении обязанностей сотрудников и др.
Координация ‑ функция управления, обеспечивающая регулирование отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. По своему характеру координационная деятельность бывает:
— превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;
— устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе:
— регулирующая, т.е. направленная на сохранение существующей схемы работы;
— стимулирующая, т.е. направленная на улучшение деятельности системы или организации даже при отсутствии конкретных проблем.
Наряду с согласованием деятельности подразделений предприятия координация также повышает надежность взаимодействия с внешней средой.
Контроль ─ одна из функций управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния объекта управления. Контроль выполняет следующие задачи:
— обеспечение точного соответствия формы управленческого решения содержанию его исполнения;
— оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и управленческих решений;
— упреждение ошибок и просчетов в процессе принятия и реализации управленческих решений;
— выявление резервов и новых возможностей объекта управления;
— повышение дисциплины и ответственности исполнения управленческих решений;
— совершенствование организационной структуры управления.
Посредством контроля устанавливается обратная связь между субъектом и объектом управления. Она позволяет выявлять допущенные отклонения от требований управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. В число функций контроля входят:
1. Информационная. Субъект управления всегда и своевременно получает сведения о состоянии дел, о процессе выполнения принятых решений и планов организационной деятельности объекта управления.
2. Аналитическая – оценка складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.
3. Организационная. На основе контроля осуществляются необходимые меры по корректировке задач и устранению выявленных недостатков.
По степени активности воздействия на объект управления различают пассивный и активный контроль; по временному параметру – предварительный, промежуточный и итоговый контроль; по отношению к системе управления контроль может быть внешним и внутренним, в зависимости от информирования проверяемых – внезапным и плановым.
Оценка результатов и корректировка целей производится на основании данных, полученных в результате реализации функции контроля и учета. Данная функция представляет собой анализ хода и результатов, экономической деятельности, оценка ее успешности и разработка управленческих решений, устраняющих отклонения плановых значений от фактических ‑ это может быть и пересмотр целей, и внесение изменений в задачи, которые следует выполнить, чтобы избежать отклонений от плана и иные корректирующие воздействия.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль; В качестве основания классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:
предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);
оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);
заключительное управление (контроль, учет, анализ).
Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для управления социальной работой: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.
Целеполагание. Целеполагание — это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.
Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.
Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия
конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый план выдвигаются тактические, сиюминутные цели в ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы.
Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.
Прогнозирование. Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента — это научно-аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.
Прогнозирование социальной работы — это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.
Программно-целевой критерий предполагает разделение прогнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование — это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозирование — это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.
По времени упреждения прогнозирование социальной работы может быть оперативным (с упреждением на 1 месяц), краткосрочным (от месяца до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет), дол-госрочным(от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет).
Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки.
При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные модели. В нормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.
Например, с использованием метода прогнозирования в префектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управлениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовал выявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. В настоящее время действуют следующие информационные системы:
«Пенсионер-справка» — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя;
«Пенсионер-транспорт» — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;
«Пенсионер-путевка» — содержит данные о выдаче санаторно-ку-рортных путевок и выплате компенсаций за неиспользованную путевку;
«Льготы-справка» — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан;
«Пенсия-норма» — информирует о пенсионном законодательстве;
«Платежные поручения» — дает возможность печатать и регистрировать платежные поручения;
«Адрес-справка» — помогает определить, к какому муниципальному округу относится та или иная улица Москвы;
«Баланс» — позволяет вести пенсионный бухгалтерский баланс;
«Архив» — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;
«Обращение-учет» — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию.
Организация. Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.
Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних— дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболее прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.
Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления:
верхний, институциональный, уровень — это Российская Федерация и автономная республика;
средний, управленческий, уровень — это регион, т.е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;
низовой уровень — это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.
На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти:
законодательной, в лице органов системы представительной власти;
исполнительной, в лице Президента Российской Федерации и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления;
Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках являетсяМинистерство труда и социального развития, в функции которого входит:
разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;
анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;
подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по:
организации обслуживания и обеспечения пособиями;
медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи;
социальной помощи семье и детям;
внешнеэкономическому и международному сотрудничеству.
Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:
центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отдаление дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;
центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
центр помощи детям, оставшимся без родителей;
социальные гостиницы и т.д.
Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой Российской Федерации, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.
В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т.д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов.
Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций: частных и благотворительных. Эти организации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы (устав. Положение и т.д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.
Только в Москве таких организаций несколько сотен, а в целом по стране несколько тысяч.
Мотивация. Мотивация труда работников социальных служб имеет важное значение в повышении эффективности управления социальной работой.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.
В современной науке управления разработано много теорий мотивации, которые можно поделить на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних потребностей, которые заставляют действовать людей так, а не иначе. В основе как содержательных, так и процессуальных теорий мотивации лежат такие понятия, как потребность и вознаграждение.
Потребности, т.е. ощущение человеком недостатка чего-либо, бывают первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими (потребности в пище, воде, одежде, безопасности и т.д.). Вторичные — по природе своей психогигиенические: успех, уважение, власть и т.д.
Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Однако понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, различна и оценка вознаграждения. Таким образом, ценность вознаграждения относительна.
Маслоу полагал, что множество различных потребностей можно разделить на пять основных категорий: физиологические потребности, потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности (потребности в причастности), потребности в уважении, потребности в самовыражении. Практическая ценность теории Маслоу для управления социальной работой заключается в том, что она позволяет руководителям социальных служб различных рангов понимать, что лежит в основе стремления
людей к работе. Из нее следует, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей; которые необходимо удовлетворять в представленной выше последовательности. Причем для того чтобы побудить конкретного человека к действию, которое способствует достижению основных целей социальной организации, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством именно такого образа действий.
Процессуальные теории мотивации включают: теорию ожиданий, теорию справедливости и модель Портера-Доуэры. Теория ожиданий базируется на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранные им типы поведения действительно приведут к удовлетворению или приобретению желаемого. При этом наивысшая эффективность мотивации достигается при одновременной реализации трех последовательных групп ожидания: ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты; ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение; ожидаемая валентность (ценность для конкретного человека) вознаграждения.
Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, в результате чего у него возникает психологическое напряжение. Руководителю необходимо восстановить справедливость, повысив вознаграждение сотруднику или разъяснив, что его коллега получил большее вознаграждение за более производительный труд.
Различные теории мотивации могут быть использованы руководителями социальных служб для повышения эффективности управления и оптимального решения поставленных задач.
Функции управления, их взаимозависимость и эффективность применения в процессе управленческой деятельности
Сущность и содержание функций управления, их классификация. Функции предварительного, оперативного и заключительного управления. Взаимозависимость функций в процессе управленческой деятельности. Влияние функций управления на эффективность организации.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.05.2012 |
Размер файла | 172,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пензенский государственный педагогический университет
имени В.Г. Белинского
Факультет экономики, менеджмента и информатики
Кафедра менеджмента и экономических теорий
Курсовая работа
По дисциплине: «Основы менеджмента»
Выполнил: ст. гр. МО-32
Содержание
1. Сущность и содержание функций управления
2. Классификация функций управления
3. Взаимозависимость функций в процессе управленческой деятельности
4. Влияние функций управления на эффективность организации
Заключение
Список литературы
Введение
Русинов Ф.М. и М.Л. Разу определяли функцию менеджмента как определенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми, как области проявления сущности менеджмента. [15]
Максимцова М.М. относила функции управления к обособленному виду деятельности. Которые необходимы для реализации целей функционирования и достигается путем принятия решений. [10]
М. Мескон считает, что функция управления это особый однородный вид управленческой деятельности выделенный по определенному признаку. [12]
Виханский О.С. и Наумов А.И. в своем учебном пособии определили функции менеджмента как относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении. [3]
Актуальность данной работы, на наш взгляд заключается в следующем:
1. Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации.
2. Функции управления играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления. Они являются определяющими при формировании структуры управления.
3. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании.
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности функций управления и установление взаимозависимости между ними.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
· рассмотреть сущность и содержание функций управления.
· изучение классификации функций менеджмента.
· установить взаимозависимость основных функций в процессе управленческой деятельности.
1 Сущность и содержание функций менеджмента
функция управление
Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.
В экономике формируются, функционируют и развиваются различные объекты как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Основными объектами государственного управления являются общенародная собственность, социальная инфраструктура и др., а также коллективная собственность. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами менеджмента горизонтальных рыночных структур.
В данной работе рассмотрены функции современного менеджмента.
Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.
Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.
Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.
Таблица 1. Основные функции менеджмента и средства воздействия.
Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.
В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.
Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.
Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.
Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.
Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.
Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс. [1]
2 Классификация функций управления
В общем виде выделяют два наиболее важных типа классификации функций управления:
· с позиции субъекта управления (самого управления);
· с позиции объекта управления.
Внутри каждого типа классификации имеются виды и группы (рис. 1). [4]
Рис.1. Классификация функций управления
С позиции субъекта управления
Классификация функций управления, отражающих субъект управления, включает два основных вида функций:
1. Функции, отражающие стадии управления.
2. Функции, отражающие структуру субъекта управления (см. рис. 1). [4]
С позиции объекта управления
Классификация функций управления, отражающих объект управления, включает пять основных видов функций:
1. Функции, отражающие структуру управления.
2. Функции, отражающие уровни управления.
3. Функции, отражающие стадии процесса управления.
4. Функции, отражающие составные элементы процесса управления.
5. Функции, отражающие параметры процесса управления (см. рис. 1). [4]
Системы функций в управлении
Отдельные подсистемы и субъекты управляющей системы имеют свои специфические (только им присущие) функции, на которые идут основные усилия и затраты, но они носят вторичный характер. В управлении специфические задачи должны решаться с помощью основных единых функций.
Автором первой развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Главным критерием классификации он выбрал фактор времени и функции в его классификации представлены в качестве последовательных этапов: предвидение, организация, распорядительство, согласие, контроль. В дальнейшем эти стадии уточнялись, но их основой оставалось трехзвенное деление: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование, моделирование и программирование), оперативное управление (организация, координация, распорядительство, мотивация) и заключительное управление (учет, анализ, контроль) (рис. 2). [5]
Рис. 2 Схема системы функций в управлении
Функции предварительного управления
В узком смысле слова функция планирования включает определение системы мер, которые которые позволяют обеспечить достижение целей развития (мероприятия, сроки, исполнители и ресурсы).
Функция планирования выступает в качестве определяющей и ведущей.
Планирование включает (рис. 3):
· определение методов для ее достижения;
· разработку моделей программ, процедур, правил.
Рис. 3 Составляющие процесса планирования
Планирование предполагает обеспечение высокого уровня готовности системы к возможности появления непредвиденных обстоятельств в условиях неопределенности (помех внешней среды, сбоев в системе и т.д.).
Планирование предполагает наличие альтернатив и выбора решений. Планирование включает в себя четыре основные составляющие: целеполагание, прогнозирование, моделирование и программирование.
План должен быть гибким, в него должны вноситься коррективы на всех этапах эффективного достижения цели.
Функции оперативного управления.
Функции оперативного управления включают организацию, координацию, мотивацию и распорядительство.
Стремление к «красивой» структуре системы управления без учета реальных перспектив ее использования не оправдано.
Организация включает четыре подфункции:
· формирование субъекта и объекта управления;
· организационное воздействие субъекта на объект управления;
· формирование рациональной организационной структуры управления;
· повышение адаптивности оргструктуры к изменениям внешней среды.
Мотивация предполагает наличие обратной связи в системе управления, побуждение субъектом управления объекта к действию, реакция объекта управления на воздействие субъекта управления. [7]
Функции заключительного управления.
Существует три основные функции: учет, анализ и контроль. Учет как функция управления организует наблюдение, регистарацию, изменение и хранение информации. Каждому виду учета присущ свой круг наблюдаемых явлений, свой задачи, методы и организация.
Анализ как функция управления предполагает изучение, дифференциацию, сопоставление информации.
Контроль основан на принципе обратной связи между объектом и субъектом управления, благодаря которой орган управления получает информацию о ходе выполнения поставленных задач. Функция контроля должна охватывать все элементы системы управления. Функция контроля входит составной частью в деятельность любого субъекта управления и применяется на всех уровнях управления. [7]
Существует три этапа контроля:
В теории управления существуют и другие классификации функций управления, по «фактору времени» классификация наиболее распространена. [1]
3 Взаимозависимость функций в процессе управленческой деятельности
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис.4). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рис. 4 Взаимосвязь функций менеджмента
Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.
Органической составной частью планирования при этом становится составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей все уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими». [11]
4 Влияние функций управления на эффективность организации
Сущность финансового менеджмента как экономической категории является в выполненных им функций. Научно обоснованная характеристика функций необходима для эффективной организации управления финансовой деятельностью предприятий и коммерческих организаций. В пределах единства функций финансов предприятий и финансового менеджмента имеются и существенные различия, определяющие и значимость управляющего аспекта.
Для менеджмента традиционным является выделение следующих функций:
Функция мотивации основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на поведение людей и учитывающие их потребности. Реализация функций соответствует процесс стимулирования деловой активности, производительности и качества труда. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторов, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают, как человек распределяет усилие для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения.
Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относятся: выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов; сравнение достижений поставленные целями и установленными критериями. Обеспечение внесение необходимых изменений условия и факторы деятельности.
Решающее значение для комплексной реализации функций управления имеет информационное обеспечение. Оно позволяет принимать решение с учетом обмена мнениями и выбора оптимального из альтернативных вариантов достижения целей. [8]
Разделение труда в производстве обусловило появление специальных функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Вообще говоря, каждая производственная функция и все они вместе взятые требуют управления. Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание процессов в заданных состояниях. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления.
Система управления эффективна и целостна, когда эффективны ее связи с объектом управления.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать ряд выводов. Функции управления играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления, они являются определяющими и при формировании структуры управления организации поэтому функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании.
Выделяют два наиболее важных типа классификации функций управления:
· с позиции субъекта управления;
· с позиции объекта управления.
Классификация функций управления, отражающих субъект управления, включает два основных вида функций:
1. Функций, отражающие стадии управления.
2. Функции, отражающие структуру субъекта управления.
Классификация функций управления, отражающих объект управления, включает пять основных видов функций:
1. Функции, отражающие структуру управления;
2. Функции, отражающие уровни управления;
3. Функции, отражающие стадии процесса управления;
4. Функции, отражающие составные элементы процесса управления;
5. Функции, отражающие параметры процесса управления.
Автором классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Главными критерием классификации он выбрал фактор времени и функций в его классификации представлены в качестве последовательных этапов: предвидение, организация, распорядительство, согласие, контроль. Основой этих стадий является трехзвенное деление: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование, моделирование и программирование), оперативное управление (организация, координация, распорядительство, мотивация) и заключительное управление (учет, анализ, контроль).
Функции управления имеют специфический характер они неразрывно взаимосвязаны и объединены в единый целостный процесс.
Функции менеджмента влияют на эффективность организации. Они играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления и являются определяющими при формировании структуры управления, без проявления функций невозможно нормальное функционирование организации.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность, содержание и классификация функций управления. Взаимозависимость функций в процессе управленческой деятельности. Координация движений или как достигается слаженная и согласованная работа. Анализ особенностей разработки управленческих моделей.
курсовая работа [1012,2 K], добавлен 23.12.2012
Сущность и содержание основных функций управления, критерии их классификации и место в системе менеджмента. Роль функций управления при формировании структуры управления. Совершенствование применения функций управления в муниципальной организации.
курсовая работа [806,8 K], добавлен 21.03.2015
реферат [1,2 M], добавлен 09.11.2011
Значение функционального разделения труда в процессе управления. Классификация и содержание функций управления. Характеристика ОАО «Дальсвязь», анализ распределения функций структурных подразделений. Мероприятия по усовершенствованию методов управления.
контрольная работа [26,6 K], добавлен 27.06.2010
Функциональное разделение труда в процессе управления и его характеристика. Классификация и содержание функций менеджмента. Структура ЗАО «ГОТЭК» и виды производимой продукции. Оценка эффективности предложений по совершенствованию процесса управления.
курсовая работа [381,6 K], добавлен 04.08.2011
Задачи менеджмента предприятий малого бизнеса. Сущность и механизм оперативного управления организацией, использование маркетинга как интегративной функции управления. Анализ оперативного управления ООО Торговый дом «Трим-сервис», методы их оптимизации.
дипломная работа [681,2 K], добавлен 04.12.2011
Общие и конкретные функции управления. Основные свойства функций управления. Структура аппарата управления. Роль и место функций учета и контроля. Виды хозяйственного учета: оперативный, статистический, бухгалтерский. Контроль в процессе управления.
курсовая работа [26,7 K], добавлен 08.12.2009