какие функции выполняет фигура вождя в политике

Политическое лидерство. Функции и типология политических лидеров

Содержание:

Политическое лидерство – систематическое воздействие влияющего лица на другие лица или организации, социальную группу или общество. Лидерство признается как специальный статус, позволяющий разрабатывать и принимать властные решения, зачастую статус принадлежит руководящим должностям. Также лидерство определяется как специфический метод поведения социальной группы, которая удовлетворяет потребности населения, обладая властными полномочиями. Лидер взаимодействует с обществом в целом, распространяя свою идеологию на массы.

Определяющие аспекты политического лидерства: черты характера влиятельного лица; инструментарий, направленный на реализацию полномочий; ситуации, сопровождающие политического лидера в ходе его деятельности.

Характерные черты и свойства личности, необходимые лидеру

КачестваХарактеристика
Природные качества– это те биологические характеристики, которые заложены с рождения (харизма, трудолюбие, решимость, чутьё, сила воли и т.д.).
Нравственные качества– личностные установки каждого индивида (честность, гуманизм, верность своей деятельности, благородство, неподкупность, забота об обществе и т.д.).
Профессиональные качества– достигнутые знания и умения в ходе систематического обучения в средних и высших учебных заведениях (отстаивание своего мнения, глубина познаний, ораторские способности, компромиссы, чувство такта, толерантность, компетентность и т.д. Компромисс имеет большое значение в профессиональных качествах, т.к. позволяет лидеру быть гибким и подстраиваться под ситуации, извлекая максимальную выгоду).

Инструменты власти, используемые политическим лидером – политические партии; судебная система; законодательные орган; СМИ; аппарат бюрократии.

Типология политических лидеров

Функции политический лидеров

Специфически особенности политического лидерства:

Источник

Сущность и функции политического лидерства

какие функции выполняет фигура вождя в политике. Смотреть фото какие функции выполняет фигура вождя в политике. Смотреть картинку какие функции выполняет фигура вождя в политике. Картинка про какие функции выполняет фигура вождя в политике. Фото какие функции выполняет фигура вождя в политике

Во все времена лидерство волновало человечество. Это феномен, укоренившийся в человеческой природе. Давно известны примеры сходных явлений среди животных, объединяющихся в стадо/стаю, выделяющую из своей среды вожака, сильнейшего из них, отличающегося умом, упорством и решительностью, чтобы он руководил ими, придерживаясь законов, диктуемых внешней средой и заложенных генетически. У этого явления есть свое название – «протолидерство». А что говорить о человечестве!

Немного о лидерстве, как таковом

Оно базируется на определенных потребностях систем в самоорганизации. Обеспечить жизненные и функциональные способности возможно, лишь упорядочив поведение отдельно взятых элементов.

Такая упорядоченность может быть реализована посредством вертикального (управление-подчинение) и горизонтального (типа разделения труда и кооперации) распределения функций и ролей, когда выделяется управленческая функция и структуры, ее осуществляющие. А они, в свою очередь, требуют иерархической организации. Лидеру выпадает роль вершины подобной управленческой пирамиды.

Важно! Лидерство – это универсальный феномен общественной жизни. Присутствует оно везде, присуще всякой области человеческой деятельности, которая не может существовать и развиваться без руководителей и ведомых, лидеров и сторонников.

В истории остались имена лидеров, ставших олицетворением эпох и цивилизаций, цитаты в обществе. Среди них государи, полководцы, ученые мужи, с чьими именами связывают великие победы и открытия.

В системе высоко автономной, где различные элементы достаточно свободны и почти не характерна групповая интеграция, функции лидера слабо выражены.

Но с усилением потребностей системы в коллективных действиях более сложной организации повышается разнообразие функций лидера и его отмежевание от масс.

Лидирующие позиции не закрепляются, как определённые общественные установления, в небольших группах, в которых все участники находятся в тесном контакте. Здесь персональные качества лидера становятся более важными, наряду со способностями сплотить группу людей и повести за собой.

Крупное же объединение в силах обеспечить результативность коллективных устремлений, только если присутствует:

Обязательно при этом позиции лидера закрепляются официально, и им придаются властные полномочия.

Политика, как раз, из таких объединений. Именно в политической сфере многократно возрастает важность проблемы лидерства. Крупные политические лидеры – личности часто уникальные. Они возникают в судьбоносное время, аккумулируют все творческие силы и скрытые возможности нации, тем самым помогая сообществу подняться на следующий уровень развития. Часто влияние их таково, что их имена знают и помнят в любом уголке Планеты. Они становятся вершителями судеб целых народов, даже мира.

Вот о понятиях и функциях политического лидерства мы будем говорить подробнее.

какие функции выполняет фигура вождя в политике. Смотреть фото какие функции выполняет фигура вождя в политике. Смотреть картинку какие функции выполняет фигура вождя в политике. Картинка про какие функции выполняет фигура вождя в политике. Фото какие функции выполняет фигура вождя в политике

Политическое лидерство в отношениях власти

В системе властных отношений политическому лидерству отводится особое место. Политический лидер собой персонифицирует власть, делает ее видимой и наглядной. Влияние лидера в политике столь огромно, что никакой другой субъект с ним не сравнится.

Важно! У понятия «политическое лидерство» есть не одно определение, которое дает ему современная политология:

какие функции выполняет фигура вождя в политике. Смотреть фото какие функции выполняет фигура вождя в политике. Смотреть картинку какие функции выполняет фигура вождя в политике. Картинка про какие функции выполняет фигура вождя в политике. Фото какие функции выполняет фигура вождя в политике

Функции политического лидерства

Они во многом зависимы от многообразия задач, которые предстоит решать лидеру, их типологическим особенностям. Даже ситуация, что складывается, и тип политического режима оказывают непосредственное влияние на решаемые задачи:

Только вот функции, отражающие сущность политического лидерства, – это нечто более значимое, чем анализ и принятие решений. Лидерство становится «идеальным», когда сочетаются три основные функции: 1-я ставит диагноз, 2-я вырабатывает направления действий и 3-я мобилизует силы для реализации самых ответственных задач, требующих от граждан смелости, героизма и мужества.

Если сумеете, выделите одну функцию, отражающую сущность политического лидерства, но рассматривать его только лишь, как развитие взаимоотношений двух категорий людей:

В заключение

Политическое лидерство – это настоящий феномен власти оттого, что единственному лицу, находящемуся «на вершине», оказывается по силам заставить многих других делать что-то, что они могли бы не делать и не делали. А деяние это может быть как позитивным, так негативным.

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 31. Политическая элита и политическое лидерство

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Политическое лидерство – это способность определенного лица определённым образом влиять на все общество, группу, организацию.

Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 272— 281.

2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что одним из важнейших субъектов политической деятельности являются политические элиты. Политическая элита— это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти. К политической элите общества можно отнести главу государства, лиц, занимающих высокое положение в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (премьер-министра, спикера парламента, лидеров политических партий, фракций в парламенте и других). В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют правящую элиту и неправящую (или контрэлиту). К правящей относятся лица, участвующие в управлении государством. К контрэлите, соответственно, те, кто обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к управлению. Какие же задачи решает политическая элита, или по другому, какие функции она осуществляет:

Как же формируется или рекрутируется элита? Как происходит отбор новых лиц в нее? В политологии различают закрытую и открытую систему отбора. При закрытой системе, характерной для недемократических государств, отбор осуществляется высшими руководителями. Элита не может пополняться талантливыми людьми из народа. При открытой системе отбора элита пополняется в результате выборов в различные органы власти, есть возможность продвижения на них выходцев из любых социальных слоев.

Каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе

Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица — политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.

Лидер есть в любой группе. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без руководства. То есть лидер воздействует на поведение людей. Но политическое лидерство – это не любое влияние. Политическое лидерство – это способность определенного лица определенным образом влиять на все общество, группу, организацию. Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Какие же ролевые функции осуществляет политический лидер?

1. Учет запросов различных групп в обществе;

2. определение политических целей и средств их достижения;

3. мобилизация масс на достижение политических целей;

4. Интеграция (сплочение) обществ, поддержка законности и общественного порядка;

5. осуществление связи с другими группами, организациями.

Выполнять подобные функции способен далеко не каждый политик. Какими же качествами должен обладать политический лидер? Он должен обладать высокими нравственными качествами: быть честным, смелым, решительным; иметь острый ум и твердую волю, заботиться об общественном благе. Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками. Необходимы управленческие способности, политическая мудрость, гибкость, умение вести за собой людей.

Политология выделяет различные типы лидерства:

2. по стилю лидерства:

— демократический (лидер учитывает мнение подчиненных, открыт для критики)

— авторитарный (лидер не допускает критики, инакомыслия; использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы. )

3. по степени легитимации:

-легальное или рационально-легальное

Рационально-легальное лидерство означает лидерство на основе закона, то есть лидер получает власть на основе законных процедур – выборов.

Следующий тип – харизматическое лидерство. Народ признает такого лидера в силу того, что верит в его исключительные, сверхъестественные качества. Такой тип лидеров чаще всего появляется в кризисные моменты истории: во время революций, войн, крупных социальных реформ.

Классификация типов политических лидеров (на основе имиджа, автор М.Херманн)

Примеры и разбор решения заданий:

Политический лидер анализирует обстановку, верно оценивает состояние ________. На основе анализа обстановки он формулирует ____, определяет ________ их достижения. Политический лидер заботится о ________ своей организации, сплочении своих сторонников.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Варианты ответов: общество; мотив; цель; экономика; средство; достаток; единство.

Правильный вариант: общество; цель; средство; единство.

2. Ответьте на вопросы:

Источник

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

1) Раскройте основные идеи функциональной теории элит.
2) Какие функции выполняет фигура вождя в политике?
3) Какие варианты модернизации известны в истории? Какими путями осуществлялись данные варианты модернизации.
4) Какие из нижеперечисленных определений политики, на Ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны (ответ аргументируйте):
а) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе;
б) борьба классов;
в) властное распределение ценностей внутри общества;
г) способ коллективного существования человека.
5) Сравните идеологию либерализма и неолиберализма (параметры сравнения студент определяет самостоятельно).
6) Выявите специфику формирования гражданского общества в современной России. Объясните, чем обусловлена данная специфика.

Прикрепленные файлы: 1 файл

политология.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра философии и политологии

Лутфуллиной Регины Уелдановной

1) Раскройте основные идеи функциональной теории элит.

2) Какие функции выполняет фигура вождя в политике?

3) Какие варианты модернизации известны в истории? Какими путями осуществлялись данные варианты модернизации.

4) Какие из нижеперечисленных определений политики, на Ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны (ответ аргументируйте):

а) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе;

в) властное распределение ценностей внутри общества;

г) способ коллективного существования человека.

5) Сравните идеологию либерализма и неолиберализма (параметры сравнения студент определяет самостоятельно).

6) Выявите специфику формирования гражданского общества в современной России. Объясните, чем обусловлена данная специфика.

Раскройте основные идеи функциональной теории элит

Проблема элит связана с общественным признанием заслуг и достоинств людей и вытекающего отсюда их привилегированного статуса.

В социальной и политической науке термин „элита“ используется в двух значениях:

1) избранные, отборные, лучшие – возвышающиеся над средним уровнем, над массами. Это «аристократическая» трактовка элиты как особой (высшей) породы людей в обществе;

2) носители максимально выраженных качеств и признаков, выдающиеся представители общества. Это социально-профессиональная («демократическая») трактовка элиты как наиболее успешных, признанных обществом, авторитетных и влиятельных деятелей в каких-либо сферах деятельности.

Истоки концепции элит восходятк идеям Макиавелли.

Концепция элит возникает в конце XIX в. в Италии в работах В.Парето («аристократический подход») и Г. Моска («демократический» подход).

Согласно принципу демократического рекрутирования в условиях демократии элиты сохраняются, но формируются по принципу личных заслуг и народного доверия.

Элитарность гарантирует высокий качественный состав лидеров, уровень их общей и профессиональной культуры, осознание исторической ответственности перед обществом.

Качество элит определяет социальную ценность и качество демократии. Элиты – носители и хранители ценностей демократии.

Основные идеи функциональной концепции:

а) критерий подбора (рекрутирования) элит имеет функциональный характер.

Для занятия руководящих (лидерских) позиций в обществе необходимо наличие квалификации (образования, профессионального опыта, стажа работы) и личных (психологических) качеств;

б) признание множественности элит;

в) ослабление дистанции и границы между элитами и массами. Отношение господства или постоянного руководства сменяется функцией представительства;

г) элиты находятся под контролем групп интересов и выступают функциональными органами (представителями) этих групп интересов.

Какие функции выполняет фигура вождя в политике?

Фигура вождя воплощает в себе, символически и реально, вертикаль властной иерархии («верх-низ»). Вождь является становым хребтом не только политической структуры, но структуры общества в целом.

Фигура вождя выполняет несколько важных функций:

1) структурирует распадающиеся общественные отношения,

2) придает им “теплую”, эмоционально-личностную окраску,

3) является символическим знаком общественного согласия и национальной идеи,

4) задает горизонт осмысленного индивидуального существования,

5) дополняет и смягчает формализованные и безличные техники властвования неформальными.

Какие варианты модернизации известны в истории? Какими путями осуществлялись данные варианты модернизации.

В истории известны два варианта модернизации:

1) спонтанная модернизация, которая совершалась странами- первопроходцами – Голландия и Англия в ХVII веке, США и Франция – в ХVIII в.;

2) отраженная модернизация, которой шли страны второго и третьего эшелона, в основном в ХIХ в. (Германия, Австрия, Япония, Италия, Россия) и в ХХ в. (Азия, Африка и Лат. Америка).

В настоящее время модернизация рассматривается как путь развития, с помощью которого отдельные страны преодолевают свою отсталость от передовых стран. В качестве такого образца в конце ХVIII в. выступала Франция, в ХIХ в. – Англия, со второй половины ХХ в. – США.

Пути осуществления модернизации – революция и реформы.

Страны „спонтанной“ модернизации прошли путем революции – нидерландская конца XVI в., английская 1640-1688 г.г., война за независимость США (1776-1783 г.г.) и, наконец, Великая французская революция конца XVIII в.

Страны „отраженной“ модернизации, ее второго эшелона шли двумя путями – и революционным, и реформаторским.

Наконец, страны третьего эшелона осуществляли модернизацию, в основном, посредством реформ.

Революция – явление, возможное только в эпоху модерна. Она отличается от бунтов, восстаний, заговоров и политических переворотов прошлого, в ходе которых решался вопрос о власти.

Революция – это насильственный переворот, обусловливающий коренное изменение общественно-политического строя в стране. Она рассматривается революционерами как изменение состояния мира – переход от старого (реакционного, отсталого) к новому (прогрессивному, передовому).

Данная установка является движущим мотивом революции.

Реформа как путь политической модернизации – это преобразование и обновление составных частей политической системы (институтов, учреждений, законодательства), не разрушающее основ социальной структуры общества и системы хозяйства и имеющее эволюционный характер – протяженный во времени, поступательный и системный.

В условиях реформы решение задач носит поэтапный и комплексный характер.

Какие из нижеперечисленных определений политики, на Ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны:

Конфликтно-консенсусное определение политики («А»)

Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты.

Стратификационные и правовые дефиниции политики («Б»)

Институциональные и антропологические трактовки политики(«В»)

Группа научно сконструированных трактовок политики. Деятельностные, телеологические и системные определения(«Г»).

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов «вырастают» до общегосударственных.

Вышеперечисленные определения политики не дают полного раскрытия такого обширного и многогранного термина. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Сравните идеологию либерализма и неолиберализма (параметры сравнения студент определяет самостоятельно).

Философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

Направление политической экономии и философии, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания.

Идея может быть сформулирована следующим образом: интенсификация и всемирное распространение свободного рынка, как экстенсивно — в международном масштабе, так и интенсивно — на все сферы жизни общества. Таким образом, неолиберализм проявляет принципиальное родство с глобализацией, особенно в экономической сфере.

Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику, означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве.

Заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.

Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости. Такие мыслители, как Джон Дьюи или Мортимер Адлер объясняли, что все индивидуумы, будучи основой общества, для реализации своих способностей должны иметь доступ к базовым нуждам, таким как образование, экономические возможности, защита от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. Такие позитивные права, которые предоставляются обществом, качественно отличаются от классических негативных прав, обеспечение которых требует от других невмешательства. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага».

Между экономическим и социальным либерализмом существует фундаментальное противоречие. Экономические либералы считают, что позитивные права неизбежно нарушают негативные и потому недопустимы. Они видят функцию государства ограниченной, главным образом, вопросами обеспечения законности, безопасности и обороны. С их точки зрения, эти функции и так требуют наличия сильной централизованной государственной власти. Напротив, социальные либералы считают, что главная задача государства состоит в социальной защите и обеспечении социальной стабильности: предоставлении питания и жилища нуждающимся, здравоохранении, школьном образовании, пенсионном обеспечении, уходе за детьми, инвалидами и престарелыми, помощи жертвам стихийных бедствий, защите меньшинств, предотвращении преступности, поддержки науки и искусства. Такой подход делает невозможным введение масштабных ограничений на правительство.

Неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт (акт купли-продажи). Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции. Согласно теории неолиберализма, нации и государства тоже на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму.

Выявите специфику формирования гражданского общества в современной России. Объясните, чем обусловлена данная специфика.

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *