какие функции выполняет куратор группы
Особенности работы куратора студенческой группы
Кто такой куратор — старший товарищ или контролирующий «родитель»? Зачем он нужен студенту? Можно ли его поменять, если он не справляется со своими обязанностями? Давайте разбираться.
Куратор группы в университете или колледже — кто это такой
Слово «куратор» произошло от латинского curator, что в переводе означает «попечитель» — человек, который опекает кого-либо, присматривает, наблюдает. В современных реалиях наиболее подходящим синонимом для определения сущности кураторской деятельности является «наставник». Аналогом может служить воспитатель для дошкольников и классный руководитель для учеников школы.
Он является посредником между вузовской жизнью и учащимися, занимается академическим руководством группы, а также внеучебной студенческой деятельностью, связанной с университетом или техникумом. Для студента куратор является уважаемым человеком, к которому можно обратиться за советом, помощью. Назначает его заведующий кафедрой из числа ответственных преподавателей.
Должность это нелегкая, и далеко не у каждого есть к ней призвание. Если куратор не справляется со своими обязанностями, относится к ним халатно, группа может написать заявление на имя декана с просьбой назначить другого преподавателя на эту должность, указав объективные причины. Желательно самим найти такого преподавателя и заранее заручиться его согласием.
Среди обязанностей куратора:
Функции куратора студенческой группы
Задача современного высшего и среднего профессионального образования — не только дать студентам знания, навыки, умения, но и направить формирование личности молодого человека в нужное русло, в сторону самоопределения и раскрытия его творческого потенциала.
Выпускники колледжей и университетов должны быть компетентными не только профессионально, но и социально: обладать развитым чувством ответственности перед обществом, стремиться созидать на благо человечества.
Сегодняшнее студенчество, в отличие от поколения их родителей, обладает гораздо большей независимостью и свободой. Оно более образованно в плане современных технологий (в первую очередь, информационных). Но за счет снижения интереса к чтению высокохудожественной литературы и в целом к историко-культурному наследию, уровень культуры (а иногда и общеобразовательной подготовки) молодого поколения во многом стал ниже.
Поступив в вуз или техникум, некоторые первокурсники считают для себя допустимым пропускать лекции или практические занятия, не осознавая все последствия подобных поступков.
Задача куратора в этой ситуации — объяснить студентам, что их первоочередной обязанностью является учебная деятельность. Рассказывая первокурсникам об их будущей специальности, о предметах, которые предстоит изучать, он должен их заинтересовать, мотивировать на учебу.
Основные функции куратора:
Добросовестно выполняя свои функции, куратор решает следующие задачи по формированию личности учащихся:
Особенности работы куратора в академических группах
Психосоциальное развитие личности молодых людей, поступивших сразу после школы, еще окончательно не завершено. Психологический возраст студента может не совпадать с физиологическим, отдельные его качества еще находятся в стадии формирования — не все учащиеся способны полностью брать ответственность на себя за свою жизнь, некоторые все еще склонны попадать под влияние других людей.
Поэтому многие из них нуждаются в грамотном управлении со стороны педагогов. На протяжении всего периода обучения поддержка со стороны наставника носит различный характер. На первом курсе важно помочь учащимся адаптироваться к новым условиям учебы и жизни. На старших курсах — помочь в научном самоопределении. Для каждого последующего курса особенности работы куратора будут видоизменяться.
Особенности работы куратора с первокурсниками
В первую очередь куратор знакомит студентов:
Наставник с целью быстрейшей адаптации и воспитания первокурсников способствует:
Особое внимание куратор должен уделить работе со студентами, проживающими в общежитии. Эта категория учащихся впервые сталкивается с отсутствием родительской поддержки, с бытовыми, психологическими и социальными трудностями. Его цель в этой ситуации — оказать помощь в адаптации к университетской жизни, помочь наладить отношения с соседями по общежитию, с сокурсниками, решить жилищные и бытовые проблемы.
Из-за недостаточного понимания вузовской системы обучения или страха перед предстоящей сессией у первокурсников может возникать эмоциональная нестабильность, состояние повышенной тревожности. Таким учащимся надо оказывать дополнительную психологическую поддержку.
Особенности работы куратора со старшими группами
Начиная со второго курса, после удачного прохождения адаптации, наставник уделяет внимание следующим вопросам:
На третьем-четвертом курсах сюда добавляется:
На выпускном четвертом (пятом) курсе перед куратором стоят задачи:
Каким должен быть хороший куратор
Направления работы куратора
Разнообразие направлений кураторской работы логично вытекает из его функций:
Роль куратора особенно значима на первом курсе, но потребность в наставнике может возникать и на старших курсах. Зачастую именно он за счет своего авторитета помогает успешно решить вопрос по поводу возникших академических проблем.
Вы также всегда можете обратиться к высококвалифицированным специалистам сервиса Феникс.Хелп, которые помогут качественно справиться с академическими задолженностями.
Кто такой куратор
Услуги куратора используют в совершенно разных отраслях: в обучении, банковской и медицинской сферах, инвестиционной деятельности и политических организациях.
Большое распространение профессия приобрела в сферах искусства и образования.
В этой статье мы разберёмся, в чем суть работы куратора, какие обязанности он выполняет и в каких случаях бывает необходим.
Куратор — это человек, который наблюдает за ходом определенной работы.
Количество кураторов, задействуемых в проекте, зависит от его масштаба. Для большого проекта организуется команда кураторов, между которыми распределяются обязанности.
В России деятельность с названием кураторство появилась примерно 25 лет назад. Все началось с искусства. Кураторство — это переформатированная деятельность хранителя музея, историка искусства. В задачи куратора в этой области входит создание выставок и исследовательских проектов, написание ознакомительных или критических текстов.
По большому счету куратор не считается полноценной профессией, это нечто большее. Кроме теоретических знаний, работа требует особого чувствования темы, умения выстраивать отношения с людьми, взаимодействовать с ними и направлять разговор в нужное русло.
Какие обязанности входят в работу куратора
Не меньшей популярностью кураторы пользуются в онлайн-образовании.
В их обязанности входит много разных задач, но все они объединены одной целью: сделать процесс обучения учеников легким, комфортным и доступным.
Куратор поясняет, как решить сложную задачу, возникшую во время обучения. Помогает разобраться с программой. Поддерживает и повышает мотивацию на то, чтобы довести обучение до конца, если собственный энтузиазм ученика понизился или он не выставил мощную цель, которая будет мотивировать его весь период обучения.
Проверяет домашние задания по урокам и дает по ним комментарии. Все ли правильно было сделано, как можно усилить результат, с какой стороны можно подойти к решению вопроса дополнительно. Отвечает на вопросы, которые возникли у студента по ходу выполнения домашней работы.
Контролирует успеваемость и, если студент отстает, выявляет проблемы, помогает найти решения.
Куратор собирает качественную обратную связь от учеников, чем помогает делать уроки и курсы лучше. Отслеживает, чтобы каждый участник курса получил в конце обучения сертификат.
Помогает спикерам подготовиться к выступлению: создает вебинарную комнату, настраивает спикера на успешное выступление, запускает трансляцию. Отвечает на вопросы учеников в чате во время эфира в рамках своих компетенций или связывается с преподавателями и другими сотрудниками школы для того, чтобы дать полноценный ответ ученику.
В его обязанности может входить ведение переговоров с клиентами, подписание договоров об обучении, прием оплаты, открытие доступа к обучению.
Создание материалов для обучения: методичек, контента, презентаций, учебных пособий.
Но чаще эти обязанности поручают техническому специалисту и методологу. Это отдельные профессии с иными специфическими знаниями.
Куратор может также ими обладать и при низкой загрузке соглашаться заниматься этими вопросами. Но в таком случае оплата его труда должна быть выше, потому что он берет на себя работу, не входящую в его прямые обязанности.
Точный список того, чем будет заниматься куратор, зависит от конкретной школы и ее возможностей.
Какая главная цель работы куратором в онлайн-школе
Таким образом, куратор приносит пользу и ученикам, помогая им доводить обучение до конца и получать максимум пользы, и онлайн-школе, помогая ей становиться лучше.
В онлайн-обучении очень важно качественное кураторство. Это сервис, который получает ученик. Куратор помогает сделать процесс обучения комфортным, ведь очень часто студенты могут столкнуться с новыми функциями на образовательной платформе, не до конца понятным домашним заданием, просто ощущает изоляцию и теряют интерес к учебе. И куратор выступает тем самым проводником, реальным человеком, на которого можно положиться и задать любые вопросы по теме обучения. В случае качественного кураторства, у онлайн-школы будет больше довольных учеников, которые получат желаемые знания и порекомендуют вашу школу друзьям.
Кураторы каких онлайн направлений сегодня востребованы
Самое популярное место, где всегда требуется один или несколько кураторов — это онлайн-школы. Самостоятельный процесс обучения, один на один с компьютером и платформой с уроками, часто начинает давить на студента, он чувствует ограниченность в общении, мелкие непонимания организационных моментов или трудности с усвоением материала приводят к снижению мотивации учиться дальше. Ученик остается недоволен обучением, просит вернуть деньги или оставляет плохой отзыв о школе. Это плохо сказывается на репутации школы. А ведь новые ученики чаще всего приходят по рекомендации. Не допустить таких моментов и сделать процесс обучения комфортным и понятным даже новичкам призван куратор. Самые минимальные тарифы в онлайн-курсах не включают обратную связь. И это большой минус, ведь так ученик сильно рискует усвоить материал далеко не на 100%. Возможность задать любой вопрос по программе обучения позволяет взять от курса максимум.
Как понять, что вашей онлайн-школе нужен куратор
Главный показатель — что вы сами не успеваете давать быструю и качественную обратную связь каждому ученику, проверять домашние задания, видите, что процесс обучения начинает тормозиться. Чтобы группа не ждала и не начинала нервничать от того, как долго ей приходится ждать ответа — нанимайте куратора.
Так вы создадите комфортную атмосферу ученикам и освободите свое время, чтобы заниматься развитием школы, масштабировать ее.
Часто от найма куратора владельца школы останавливает зарплата — куратору нужно платить. Но этот вопрос легко решается через делегирование задач куратору. С освободившимся временем вы успеете повысить продажи, увеличить количество учеников, запускать одновременно обучение на нескольких курсах, и их будет кому контролировать.
Как определить, сколько кураторов нужно брать на один курс
Это зависит от того, какую помощь оказывает куратор проекта. Если он следит за тем, чтобы домашние задания выполнялись вовремя, и периодически отвечает на простые вопросы учеников, то даже на большую группу можно выделить только одного куратора.
Если куратор уделяет много времени на общение и поддержку каждому ученику, разбирает домашние задания, буквально нянчится с ним, то на одного куратора можно выделить около 10 учеников.
Вам может быть интересно: зачем в 2021 году экспертам нужен сторителлинг, и почему читателям он интересен. А почитать об этом можно здесь.
Какими качествами должен обладать куратор
Чтобы стать хорошим куратором, который эффективно выполняет свою работу и хорошо зарабатывает, нужно:
При этом нужно соблюдать деликатность в проявлении заботы к людям, чтобы не «душить» их своей помощью. И быть уверенным в своей готовности из раза в раз отвечать на однотипные вопросы, иногда выслушивать неприятные вещи от раздраженных учеников. Это часть работы, не всегда обучение проходит идеально. Оно может не совпадать с ожиданиями человека, и тот найдет способ сказать об этом вам, иногда не подбирая слов.
В обучении на куратора всегда выделяется отдельный модуль, в котором специалиста учат закрывать возражения, работать с негативом. И даже при знании техник работа куратором предполагает изначальную стрессоустойчивость.
Сколько зарабатывает куратор онлайн-школ и от чего зависит его доход
Специалисты, которые только прошли обучение на куратора и не получили опыта работы, могут рассчитывать на зарплату 10 000—20 000 руб. Средняя зарплата куратора составляет 40 000 руб. Вилка оплаты составляет от 10 000—100 000 рублей. Обычно это фиксированная и бонусная часть, которая зависит от выполнения KPI.
KPI — это ключевые показатели эффективности. Для куратора они обычно выражаются в следующих пунктах:
Также зарплата зависит от функционала, который выполняет куратор. Чем больше обязанностей на него возлагается и чем больше исполнителей он координирует, тем выше зарплата.
Рассчитывать на повышенную зарплату могут те кураторы, которые обладают профессиональными знаниями, квалификацией по теме обучения.
Действительно хороших специалистов сейчас очень мало. Поэтому за свою работу куратор может получать достойную оплату, если достигнет высокого профессионализма.
Плюсы работы куратором
Как и где обучиться на куратора
Есть 2 варианта войти в новую профессию кураторства.
Оба варианта хороши тем, что позволяют получить основы профессии и сразу начать работать. Однако второй вариант не всегда предусматривает оплату. Часто куратору дают возможность набраться опыта, уложить свои знания от обучения
Не менее интересная и перспективная работа — работа коучем. Кто такой коуч и где на него обучиться, мы рассказывали в этой статье.
Почему бизнесу нужен куратор
Куратор в бизнесе — это посредник, единое окно, в которое можно постучать, чтобы получить ответ на множество вопросов. Он беспристрастен, сохраняет нейтралитет и призван упростить и ускорить работу того сегмента компании, в который нанят.
Руководитель компании не может нести весь объем задач по развитию компании на себе. Он нанимает опытного управленца, но умение работать одновременно на двух фронтах: решать текущие, ежедневные задачи и думать о стратегиях развития на будущее — это очень редкое умение, которое доступно СЕО без потери качества работы.
На помощь приходит куратор. Он помогает расставить и декомпозировать задачи, взять на себя часть из них, быстро вносить корректировки планов в связи с изменившимися обстоятельствами, сам корректирует работу компании, не задействуя руководство.
Выводы
В этой статье мы подробно разобрали, что за профессия — куратор. Какие возможности и плюсы она дает специалисту. Где ей можно обучиться и где найти первую работу. Сколько можно заработать на профессии, и как повысить стоимость своих услуг.
Работа куратором увеличивает востребованность. Онлайн-обучение набирает обороты, на рынке каждый день появляются новые школы. И подавляющему большинству из них требуется куратор. Поэтому специалист может сам выбрать тематику курсов, которые будет курировать исходя из своих интересов. Работать с темой, которая нравится, всегда приятнее. В ней проще развиваться.
Стать куратором могут все, кто хочет работать онлайн, любит общаться и помогать людям, готов изучить технические особенности площадок, на которых проходит обучение.
Куратор группы в университете/колледже: обязанности и функции
После поступления первокурснику предстоит столкнуться с множеством новых понятий: коллоквиум, аудитория, сессия и т. д. Вместо учителей в университете работают преподаватели, а вместо классного руководителя группе назначается куратор. Мы поможем разобраться в том, кто этот человек и что входит в обязанности куратора студенческой группы.
Быстрее войти в ритм студенческой жизни помогут советы, которые получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они первыми узнают о конкурсах и акциях.
Кто такой куратор учебных групп
Куратор группы в вузе или техникуме — это аналог классного руководителя в школе, просто его подопечные взрослее и самостоятельнее.
Куратор — это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством кафедры, факультета или вуза и студентами группы.
Он тесно сотрудничает со старостой группы, передает необходимую информацию. Зато, в отличие от школы, он практически не общается с родителями студентов (только если они сами проявят инициативу).
Другое название куратора — руководитель академической группы.
Куратор группы в университете
Одна из основных задач куратора группы студентов — помочь первокурсникам адаптироваться в вузе и влиться в учебный процесс:
К нему можно обратиться с любым вопросом, который касается учебной деятельности.
Куратор группы в колледже
Функции куратора учебной группы в колледже похожи: он тоже помогает поступившим влиться в учебный процесс. Но поскольку его подопечные еще несовершеннолетние, уровень ответственности выше. Он старается контролировать их успеваемость и, в крайнем случае, может связаться с родителями. Обычно это происходит, если студент начал пропускать пары без уважительной причины или его оценки резко снизились.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Хорошо, когда куратор — наставник и друг
Функции куратора студенческой группы
В большинстве вузов и колледжей действует специальное положение, в котором перечислены обязанности куратора студенческой группы. Вот основные из них.
Обратите внимание: если куратор плохо справляется с обязанностями, не общается со студентами и игнорирует их просьбы, группа имеет право написать коллективное заявление с просьбой его заменить.
Кроме куратора группы у студента есть и другие помощники. Например, сервис помощи студентам. Его эксперты проконсультируют и помогут подготовить любую учебную работу.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Информационно-аналитический журнал
Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе. Решающую роль в этом может сыграть куратор.
О.В. ГРИШАЕВ, проректор по воспитательной работе Воронежского госуниверситета, кандидат исторических наук, доцент
М.В. ЩЕРБАКОВА, заместитель декана по воспитательной работе факультета романо-германской филологии Воронежского госуниверситета, кандидат педагогических наук, доцент
Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе – готовить конкурентоспособного специалиста. Решающую роль в этом может сыграть куратор.
Актуальность и значимость воспитательной работы в вузовском социуме в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.
Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, по нашим наблюдениям, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.
В этой связи необходимо сформулировать определение миссии преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания студентов в вузе.
Возрожденный во многих вузах институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым обучающимся. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента. На первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять уже научные руководители. Таким образом, преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, – это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза. Многие учащиеся отмечают, что спорные вопросы по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. Он знает группу и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.
Куратор – одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия.
Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.
Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую. У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле – менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.
В соответствии с задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.
Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, «психотерапевт» и «родитель» вмешиваются в личную жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще. «Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что куратор – это «пустое место», и нет необходимости вводить его обязанности.
Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации вуза, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня остро необходимы механизмы отбора кураторов из общего числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде.
Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием нами выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.
1-й уровень – непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.
2-й уровень – малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.
3-й уровень – среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.
4-й уровень – продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.
5-й уровень – высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов [2].
Содержание деятельности куратора определяется такими функциями, как:
Эти функции очерчивают и круг обязанностей куратора. Лишь последняя, творческая функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.
В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна:
Формы работы с группой могут быть разными: от насыщенно информационных (беседа, рассказ, час куратора, встречи и т.д.) до коллективных творческих дел различного типа. Место и формы проведения совместного дела способствуют реализации максимума возможностей межличностного педагогического общения.
Для оценки качества участия преподавателей в воспитательной работе нами разработаны показатели, характеризующие участие преподавателя в воспитательной работе. К ним относятся:
Литература