какие функции выполняет нравственность

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории морали, функции морали.

Содержание:

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

↑ Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормыЕё сущностьХарактер нормыЧем поддерживаетсяКогда возникает
Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)Распространяется на членов данной общиныМистическая боязнь определённых актов или существИсторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствахРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения
ТрадицияРазновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведенияРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения
Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизниРаспространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределениеИдеи добра и зла, авторитет общественного мненияРазложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

↑ Функции морали

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

↑ Мораль и нравственность

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Источник

НРАВСТВЕННОСТЬ человека — что это. Суть и основы

Нравственность. Каждый человек даже неосознанно знает, что такое нравственность. Психологи считают, что это выявление свободной воли каждого индивидуума, основанное на определенных принципах и морали. С момента принятия нами первого, самостоятельного решения, в каждом начинают формироваться личные, нравственные качества.

Что это — нравственность?

Современное понятие «нравственность» представляется каждому человеку по-своему, но несет один и тот же смысл. Формирование внутренних идей и решений в подсознании берет свое начало с нее, и на ней же строится социальное положение. Общество, в котором мы живем привыкло диктовать свои правила, но это не значит, что все обязаны следовать им, ведь каждый имеет право быть личностью.

Часто люди выбирают частичное отклонение от своих нравственных ценностей, в пользу шаблона и проживают свою жизнь по чужому примеру. Это приводит к некоторым разочарованиям, ведь можно потерять лучшие годы в поиске себя. Правильное воспитание с самого малого возраста дает большой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Учитывая, что такое нравственность, можно выделить некоторые качества, присущие ей:

Нравственность и нравственные ценности

Наше общество все больше и больше стало считать, что нравственные ценности — это пережиток прошлого. Для достижения своих целей, многие идут по головам и такие поступки полностью противоречат былым временам. Такое общество нельзя назвать здоровым и возможно, оно обречено на бессмысленное существование. К счастью, не все попадают в социальную воронку и честных и порядочных все же остается большинство.

Находясь в поиске смысла жизни, человек формирует свой характер, а еще воспитывает высокую нравственность. Все то, что вырастили в человеке родители, может со временем пропасть или поменяться в любую сторону. Окружающий мир корректирует былые ценности, восприятие и в целом отношение к себе и людям, для создания комфортного существования. Сейчас духовные изменения происходят с желанием заработать больше денег и стать финансово независимым.

Нравственность в психологии

И простые обыватели, и психологи имеют свое собственные понятия нравственности, со своей точки зрения, которые могут быть абсолютно разными и никогда не пересекаются, даже если очень похожи. Каждый из подвида берет свое начало во внутреннем мире человека, его воспитании и ценностях. Человеческая психика разделена специалистами на два общества, каждое из которых преследует свою цель:

Любая объективная нравственность настроена на нахождения себя, как социально обеспеченного, сформировавшегося человека. Психологи считают, что человек с рождения определяется в первую или вторую подгруппу, а контролируют это личности, проживающие с ним и воспитывающие его. В процессе взросления и самостоятельного восприятия мира, редко происходит перевоспитания. Если же такое все же случается, то люди, которые себя изменили имеют очень высокую силу духа и могут пройти через любые трудности, не изменяя себе.

Чем отличается мораль от нравственности?

Многие утверждают, что мораль и нравственность – это синонимы, но это заблуждение. Моралью принято считать систему, установленную обществом, регламентирующую взаимоотношения людей. Нравственность же, подразумевает следование своим принципам, которые могут отличаться от установок общества. Другими словами, моральные качества дает человеку общество, а нравственные устанавливает характер и личная психология.

МоральНравственность
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизниПринципы реального практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена, то есть, в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение
Что должно быть, к чему должен стремиться человек (мир должного)Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной общественной жизни (мир сущего)

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Нравственность в современном обществе

Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут материальные ценности, которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.

Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Духовность и нравственность

Два абсолютно разных понятия очень часто пересекающихся между собой. Сущность нравственности заключается в добрых делах, уважении и так далее, но никто не знает, для чего они делаются. Духовная доброта, подразумевает не только добрые дела и поведение, но и чистоту внутреннего мира. Нравственность видна всем и каждому, в отличие от духовности, которая является чем-то сокровенным и личным.

Нравственность в христианстве

Похожее сочетание двух понятий, но все с тем же разным значением. Нравственность и религия ставят перед собой общие цели, где в одном случае есть свобода выбора действий, а в другом полное подчинение правилам системы. Христианство имеет свои нравственные цели, но отступаться от них, как и в любых других верах запрещено. Поэтому обращаясь в одну из религий, нужно принять их правила и ценности.

Источник

Мораль. Нормы и функции морали.

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Источник

Основные функции нравственности________

Сущность морали раскрывается через те функции, которые она выполняет в мире. В своем самом общем предназна­чении мораль призвана обеспечить развитие человека как духовного существа, а именно, как субъекта, объеди­няющего на качественно новом уровне все предшест­вующие уровни бытия: неорганическое, органическое и душевное. Происхождение нравственности, каковое мы рассмотрим в следующей теме, является ответом бытия на возникновение духа и те проблемы, которые он с со­бою несет. В первую очередь, нравственность регулиру­ет отношение духовного субъекта к самому себе и дру­гим духовным субъектам. Во вторую очередь, уже как бы отраженным светом, она освещает отношения к сущест­вам, которые принадлежат к иным уровням бытия. Таким образом, важнейшим для нравственности является отно­шение человека к человеку: как к другому, так и к само­му себе. В форме нравственности человечество, как осо­бый вид живых, чувствующих и разумных существ, раз­решает свои собственные проблемы.

Из названного общего предназначения вытекают более ча­стные функции морали. Первая из них — оценочная. Мо­раль рассматривает жизнь сквозь призму добра и зла. Свои собственные и чужие поступки оцениваются как добрые или дурные, нравственные или безнравственные, мораль­ные или аморальные. Конечное назначение моральной оценки — устранение негативных поступков и вызывание позитивных. Кроме поступков моральная оценка ка­сается всего того, что с ними каким-то образом связано: намерений, характеров, обстоятельств и т.п. Вторая функция морали —регулятивная. Смысл этой функ­ции заключен уже в самом термине. Слово «regula» в ла­тинском языке означало прямую палку или дощечку, с по­мощью которой производилось выправление изделий либо сооружений. Иначе говоря, оно имеет значение, аналогич­ное понятиям «норма» или «канон». Выполняя регулятив­ную функцию, мораль устанавливает правила поведения, обязательные для всех людей или только для определен­ных групп и ситуаций. Обобщенным понятием для всех вводимых нравственностью (и государством) правил по­ведения является справедливость. Это же понятие исполь­зуется для характеристики меры соответствия поведения установленным правилам.

Третья функция нравственности — внешне-интегратив-ная. Мораль направлена на установление и поддержание связей между людьми. С ее помощью индивид включает­ся в определенные социальные общности и осуществля­ет поведение, для этих общностей необходимое. Важней­шими понятиями, выражающими включение личности в общность, являются долг, обязанность, ответствен­ность и т.п.

Четвертой функцией морали является контроль и само­контроль. Поскольку духовный субъект представляет со­бой одну из наиболее совершенных самоорганизующих­ся систем, соответствие между желаемым и фактическим его поведением приобретает особую важность. Специаль­ные контролирующие механизмы морального самосо­знания называются стыдом и совестью. Интенсивность и утонченность соответствующих чувств является одним из самых достоверных показателей нравственного совер­шенства личности.

Пятую функцию морали можно условно назвать аксиоте-тической, или ценностнополагающей. Она редко выде­ляется специалистами-этиками, но ее роль в обществен­ной жизни достаточно весома. Посредством этой функ­ции мораль поддерживает ценность людей, приводя ее в соответствие с местом в обществе, способностями и активностью. Речь идет здесь о полагании видовых, сослов­ных и индивидуальных различий, об установлении гра­ниц, внутри которых должны отличаться друг от друга поведение, облик, качества разных людей. Наиболее тес­но с этой функцией связаны понятия социального пре­стижа, чести и достоинства.

Шестую функцию морали мы обозначим как внутренне-ин-тегративную, подразумевая здесь обеспечение цельно­сти внутреннего мира личности, органичной связи меж­ду отдельными духовными структурами. По своей природе дух тяготеет к единству, и это тяготение обнаружива­ется в обращении к тому, что называется высшими жиз­ненными ценностями, к проблемам счастья и смысла жизни.

Выделение перечисленных функций морали отличается известной условностью. В других учебных пособиях и монографиях приводятся иные перечни. Многие авто­ры — и не без веских оснований — выделяют в каче­стве самостоятельных функций воспитательную, миро­воззренческую и т.д. Этот «разнобой» в подходах обус­ловлен тем, что мораль представляет собой относительно целостную систему, в которой нет жестко отгорожен­ных друг от друга отсеков, каждый из которых выпол­няет однозначно определенную функцию. Нравствен­ность — это единство взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных сторон, следовательно, ни одна сторона и ни одна функция не может проявляться вполне изолированно от остальных. Функциональное единство нравственности выражается в том, что все многообразие ее ролей под­чинено одной, ведущей. Таковою большинство авторов считает регулятивную функцию. Именно она позволяет с наибольшей полнотой понять сущность и своеобразие нравственности.

Мораль не является единственным регулятором поведения людей. Аналогичную функцию выполняют религия, пред­писывая определенные ритуалы; право, устанавливая за­коны и поддерживая их совокупной силой государства; политика, экономика и др. Как особая регулятивная сис­тема, мораль преследует специфические цели и распола­гает уникальными средствами.

какие функции выполняет нравственность. Смотреть фото какие функции выполняет нравственность. Смотреть картинку какие функции выполняет нравственность. Картинка про какие функции выполняет нравственность. Фото какие функции выполняет нравственность

Поскольку нравственность возникает на духовном уровне бытия, уместно предположить, что ее целью является мак­симальное развитие духа, т.е. свободы, творчества, веры, любви. Это действительно так, но мы сделаем роковую ошибку, если допустим, что эта цель является для нравст­венности единственной и, тем более, что ее регулятивное воздействие исчерпывается поощрением духовного совер­шенствования. Тогда бы нравственность была просто сред­ством, которое изобрели духовные существа для покоре­ния всех остальных. Но она не оставляет без своего по­печения тех, кто в Евангелии назван «нищими духом». Глобальной целью морального регулирования являет­ся превращение того, что значимо для человека вооб­ще, в то, что имеет значение для каждого данного ин­дивида.Добывание пищи, обработку вещей, накопление знаний о мире мораль делает личной потребностью. По­добное превращение возможно только при условии, что индивид становится органической частью целого, с кото­рым соотнесена значимость того или иного объекта, явле­ния или действия. Нравственность собирает мир в органи­ческое целое, а не только подчиняет худшее лучшему. По отношению к субъектам, которые обладают способнос­тью духовного самоопределения (свободой воли), объек­тивное значение может быть связано с индивидуальным только через наделение этих субъектов специфической ценностью. Мораль достигает своей цели — превращает общечеловеческое значение в индивидуальное — двумя родами средств. Во-первых, она стремится создать невы­носимые условия существования для тех субъектов, кото­рые противопоставляют индивидуально значимое обще­значимому. Это совокупность средств негативного сти­мулирования, куда включаются, например, социальный бойкот — отказ от общения с нарушителями каких-ли­бо особо важных правил, телесные наказания и лишение жизни. Во-вторых, мораль осуществляет положительное стимулирование, т.е. обеспечивает наиболее благопри­ятные условия жизни для тех, кто в наибольшей степе­ни своими действиями соответствует тому, что является общезначимым. К средствам позитивного стимулирова­ния относятся похвала, уважение, предоставление более высоких позиций в социальной иерархии. Подобно тому, как в животном сообществе «порядок клевания» допол­няется аффилиацией и альтруизмом, на духовном уровне бытия нравственность сочетает положительное стимули­рование лучшего и отрицательное худшего с признани­ем и защитой некой базовой ценности любого человече­ского существа.

Названные средства противоположны по действию. Нега­тивное стимулирование в логическом пределе должно ве­сти к полному прекращению активности субъекта, кото­рый разрушает то, что обладает положительной обще­ственной значимостью. Парализовать активность проще всего лишением жизни, умышленным убийством. Но дан­ная санкция — это очень важно осознать — лежит уже за рамками нравственности. Когда человека умышленно лишают жизни, пусть даже и по приговору общества, с ним поступают не как с человеком, а как с животным или ве­щью, не признают за ним никакой специфически челове­ческой ценности. В подобных случаях нравственная регу­ляция поведения, исчерпав свои возможности, отключа­ется и уступает место другим регулятивным средствам: праву, обычаю кровной мести и т.п. Мораль действует только до тех пор, пока с человеком обращаются именно как с человеком: пытаются договориться с ним, найти об­щий язык. За этими пределами власть морали заканчива­ется, и начинается действие сил биологической, физичес­кой или какой-то иной необходимости, потому что там общезначимое уже не может быть индивидуально значи­мым. Даже если сам индивид по каким-либо экстремаль­ным причинам желает, чтобы его умертвили, то ни его же­лание, ни чужое действие, удовлетворяющее это желание, не могут быть моральными, так как здесь идет речь о пре­вращении человека в вещь, и не важно, сам ли он дела­ет это с собою или за него делает это кто-нибудь другой. Нравственность сохраняет свою силу только там, где об­щезначимое может превратиться в лично значимое, пото­му что это превращение есть ее системообразующая цель.

Стало быть, в нравственности негативное стимулирование никогда не может быть полностью отделено от позитив­ного. Божественный гнев, если вспомнить иудаизм, христианство и ислам, неотделим от божественной мило­сти. По своей сущности нравственность является ком­промиссом между общечеловеческой и индивидуальной, «твоей» и «моей» значимостью. В своих практических требованиях она призывает к компромиссу — обяза­тельному совмещению использования человека и служе­ния ему. В совокупности негативные и позитивные санк­ции сохраняют и поднимают ценность данного человека, одновременно делая его полезным для других людей: пресекая его разрушительную активность, одобряя твор­ческую.

Идеи о сущности морали заключены и в «золотом правиле нравственности», и в различных формулировках кантов-ского категорического императива, и во многих других вариантах высшего принципа моральности. Что пред­писывается в евангельском «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7,12)? Оно указывает на то, что если человек же­лает, чтобы другие ценили его, относились к нему как к ценности, то он сам должен ценить их и относиться со­ответствующим образом. Только тот, кто сам готов слу­жить другим людям, может рассчитывать на то, что они будут служить ему. Признание общечеловеческой зна­чимости является обязательным условием утверждения значимости личной.

Примерно о том же, но другими словами говорится у И. Кан­та во второй формулировке категорического императива. Относиться к человеку «не только как к средству», но «все­гда также как к цели» вовсе не означает, что мораль во­обще запрещает использовать другого человека для сво­их целей. Наоборот, именно благодаря морали люди ока­зываются способными приносить пользу или доставлять радость друг другу. Мораль не обязывает человека отно­ситься к другому только как к цели, т.е. служить ему все­цело, отказываясь от того, что имеет индивидуальную зна­чимость. Такое отношение было бы равнозначным рабст­ву, превращению себя в вещь. Мораль способствует тому, что люди друг для друга являются одновременно и це­лями, и средствами.Значимое для всех оказывается зна­чимым и для каждого из них лично.

Резюмируя, мы можем отметить, что если регулятивная функция морали и является ведущей, то она может быть выполнена только через осуществление всех остальных функций: оценочной, интегративной, ценностнополага-ющей и пр. Эта взаимосвязь функций и позволяет гово­рить о нравственности как целостной системе, относи­тельно инвариантной во всех исторических условиях.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *