какие функции выполняет соцзащита
Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона
Статья 12. Основные задачи и направления деятельности органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
Статья 12. Основные задачи и направления деятельности органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
1. Органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания в порядке, установленном действующим законодательством предоставляют социальные услуги, обеспечивающие профилактику безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение распространения среди них алкоголизма, наркомании и токсикомании.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Томской области, юридические и физические лица оказывают содействие организациям социальной защиты населения и учреждениям социального обслуживания, осуществляющим поддержку нуждающихся семей.
3. Задачами организаций социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании могут являться:
1) участие в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также учреждений социальной и психологической помощи семье и детям;
4) определение необходимых видов и форм социального обслуживания лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании, а также их семей;
5) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение временного проживания с полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание, бытовые услуги, а также предоставление социальных услуг, обеспечивающих данную защиту;
6) выявление и анализ причин, обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;
7) обеспечение несовершеннолетних, имеющих различные формы дезадаптации, доступной, квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включая профессионально-трудовые, учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия;
8) обеспечение воспитанников специализированных учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних возможностью медицинского обследования и обучения в образовательных учреждениях.
4. Направление несовершеннолетних в специализированные учреждения по социальной реабилитации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Социальная помощь: кому положен социальный работник по закону
Содержание
В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.
Кому работник социальной службы положен бесплатно
Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.
Кому положена социальная помощь
На социального работника имеют право:
То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
Куда обратиться для получения услуг социального работника
Чтобы получить помощь социального работника, нужно направить заявление в Центр социального обслуживания своего района. Это можно сделать лично, попросить помочь кого-то из родственников или вызвать представителя Центра на дом для оформления всех бумаг. Если у вас остаются вопросы, вы можете проконсультироваться с представителем Центра о том, как получить социальную помощь.
Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.
Какие документы нужно предоставить
Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:
Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.
Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.
Тарифы на услуги социального помощника
Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.
Как часто должен приходить социальный помощник
Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.
Что делать, если не устраивает работник социальной службы
Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.
Основания для прекращения государственной социальной помощи
Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.
Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.
Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Основные задачи и функции отдела
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА
1. Определение права граждан на меры социальной поддержки, обеспечение реализации гражданами установленных им мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.
2. Содействие и контроль за правильным и единообразным применением на территории Верхнеуральского муниципального района действующего законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан.
В соответствии с возложенными задачами отдел осуществляет следующие функции:
1. Ведет прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
2. Организует работу по приему документов на оформление и выдачу удостоверений:
— Ветеран труда Челябинской области;
— Гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
— Инвалид Великой Отечественной войны;
— Инвалид о праве на льготы;
— Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и боевых действий;
— Бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
— Ветеран Великой Отечественной войны;
— Дети погибших участников Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица.
3. Осуществляет прием документов реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий для постановки на учет и предоставления им мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством.
4. Создает, ведет и поддерживает в актуальном режиме базу данных льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Формирует личные дела и вносит данные в программный комплекс «Надежда», в ЕИС СЗН Челябинской области на базе АСУПД «Тула».
5. Оказывает помощь в запросе документов, являющихся основанием для предоставления гражданам мер социальной поддержки, в том числе с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия.
6. Осуществляет прием документов на возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц в соответствии с действующим законодательством.
7. Осуществляет прием документов на возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц в соответствии с действующим законодательством
8. Осуществляет прием документов на возмещения расходов реабилитированным лицам на проезд на междугородном транспорте.
9. Осуществляет назначение компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, полученных через органы социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством.
10. Осуществляет назначение ежегодной денежной выплаты «Почетным донорам СССР», «Почетным донорам России» в соответствии с действующим законодательством.
11. Осуществляет прием документов от ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, не имеющих инвалидности, на получение санаторно-курортных путевок.
12. Осуществляет прием документов ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи на ремонт жилья в соответствии с действующим законодательством Челябинской области.
13. Осуществляет назначение компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с действующим законодательством.
14. Осуществляет прием документов и назначение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Федерального закона « О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
15. Осуществляет прием документов членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, потерявшим кормильца на выплату денежных средств на проведение ремонта индивидуальных жилых домов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006г № 313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семьи военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, потерявшим кормильца».
16. Осуществляет прием документов членов семей погибших (умерших) военнослужащих на выплату денежной компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005г № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг».
17. Участвует в работе по паспортизации социально-значимых объектов, составлении паспортов, в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минтруда Российской Федерации от 25 декабря 2012г. № 627.
18. Предоставляет информацию, сведения, отчеты по направлению своей деятельности в Министерство социальных отношений Челябинской области.
19. Рассматривает в установленном законодательством порядке запросы организаций, предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним необходимые меры.
20. Рассматривает обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела в сроки, установленные действующим законодательством.
21. Готовит проекты распорядительных документов начальника Управления по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
22. Ведет список ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не улучшивших свои жилищные условия после 01.01.2005г.
23. Взаимодействует с местной общественной организацией инвалидов Верхнеуральского муниципального района ЧООО ВОИ, содействует в организации подготовки мероприятий с участием инвалидов, проводимых на территории Верхнеуральского муниципального района:
— фестивалей и конкурсов творчества с участием граждан с ограниченными возможностями;
— спартакиад и других спортивных мероприятий с участием граждан с ограниченными возможностями;
— посвященных Международному Дню инвалидов.
24. Взаимодействует с районным и городским Советом ветеранов, участвует в проводимых ими мероприятиях, круглых столах и т.д.
Социальная защита
Объекты социальной защиты
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:
пенсионеры, в том числе одинокие;
инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
граждане, не имеющие постоянного места проживания;
Формы социальной защиты
Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Таким образом, к формам социальной защиты относятся:
проведение мероприятий по социальному обеспечению;
предоставление услуг по социальному страхованию;
оказание социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
Социальное обеспечение
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальное страхование
Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.
Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).
При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Социальная помощь
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Основные принципы социальной защиты
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Меры социальной защиты
К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:
Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
Меры по преодолению безработицы;
Поддержка многодетных семей;
Выплата пособий на детей;
Контроль за соблюдением прав детей.
Виды социальной защиты
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
Доступное здравоохранение и образование;
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
Добровольное социальное страхование;
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
бесплатное медицинское обслуживание;
предоставление санаторно-курортного лечения;
социальная помощь семьям, имеющим детей;
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Система социальной защиты в Российской Федерации
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд обязательного медицинского страхования.
Средства социальной защиты
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Выводы
В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».