Соглашением предусмотрен постоянно действующий форум тех стран, которые определяют функции ВТО участием в учреждённой организации. Форум нужен, чтобы урегулировать проблемы, влияющие на торговые отношения всех сторон, а также контролировать реализацию соглашений и все договорённости раунда в Уругвае. Основные принципы и правила ВТО:
Членство в ВТО даёт странам-участницам следующие преимущества:
Права и обязательства
Все члены Всемирной торговой организации обязаны выполнять основные соглашения и юридические документы МТС (Многосторонние торговые соглашения). Страны ВТО таким образом полностью вписываются в систему многостороннего контракта или пакета соглашений во всех его нормах и правилах, которые контролируют почти 97 % товаров и услуг в мировой торговле. Организацией преследуются определённые цели по укреплению и развитию экономики всех стран-участниц, сосредотачиваются усилия по росту капиталовложений, расширению продаж, повышению доходов и увеличению занятости. Это универсальная организация, и страны ВТО решают глобальные задачи не только непосредственно в международной торговле, но и во всех смежных секторах мировой экономики.
ВТО действует комплексно на основе согласованных правил, которые регулируют поведение правительств в торговле. По сути, это правила, которые члены ВТО выполняют неукоснительно. Они действенны для всех государств и их субъектов в торговле. За счёт этого открываются, укрепляются и расширяются национальные рынки. Члены ВТО даже выполняют функции международного суда, разрешая всевозможные споры относительно торговых полномочий. Также ВТО служит форумом для переговоров по поводу конкретных деталей, которые обеспечивают либерализацию мировой торговли, её предсказуемость.
Функции ВТО
Они состоят в следующем:
Одной из главных задач ВТО считается также постоянный контроль за состоянием международной торговли и обеспечение нуждающихся необходимыми консультациями в управлении и регулировании торговой политики.
Август 2012 года
Именно в августе 2012 года состоялось официальное вступление России в ВТО. Аналитики со всех сторон освещали это событие в прессе, упоминая о длинных рядах плюсов и минусов, которые сопряжены с этим шагом. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги: чем обернулось для страны данное членство и как это отразилось на экспорте и импорте. Руководители нашего государства долго не решались на такой поступок. Вступление России в ВТО было последним среди «большой двадцатки». Хотелось получить новые возможности для развития экспорта, ожидалось создание благоприятных условий для распространения отечественных товаров на зарубежных рынках, для привлечения инвестиций, чтобы развивать собственные производства, повышать конкурентоспособность, улучшать качество. Российские инвесторы могли бы получить доступ к международным проектам, улучшить имидж страны.
Также ожидалась более интенсивная конкуренция в сфере финансов, и, как результат, снижение для населения и предприятий среднего и малого бизнеса кредитных ставок. Однако планы не осуществились. Более того, ставка Центрального банка России резко повысилась, деньги в экономике подорожали, кредиты перестали быть доступными. К докризисным отметкам ставки пока не вернулись. Россия и ВТО подружиться так и не смогли. Впрочем, те же тенденции существуют и для многих других стран, участвующих в этой организации: экспорт эффективного производства иногда слегка растёт, если у зарубежных конкурентов это получается слабее, но ни одна отрасль, требующая поддержки, в экспорте не преуспела, растёт только импорт.
Россия и ВТО
Тем не менее гораздо чаще в той же Греции можно купить голландские цветы или испанское оливковое масло. Да и овощи чаще всего тоже не местные. Санкционная война (нет без добра никакого худа!) Россию от наплыва дешёвого импорта спасла, на продуктовых линейках до кризиса 2013 года продукция из-за рубежа явно довлела над отечественными товарами. Однако экономика начала расслаиваться на малорентабельные и высокодоходные сектора, и этот процесс продолжается. Конкуренция, конечно, растёт, но многие отрасли остаются без поддержки, даже стратегически важные. К тому же вожделенный доступ наших экспортёров на международные рынки явно не оправдался.
Санкции
Ограничения, существовавшие до этой санкционной войны ВТО и российских компаний, числом весьма выросли. Доступ перекрыт практически полностью ко всем передовым технологиям, прямые иностранные инвестиции катастрофически упали, дешёвые финансовые ресурсы перестали быть доступными. Спрашивается, зачем Россия пополнила ряды ВТО, если ни одна цель вступления не достигнута? А простые российские потребители совсем не заметили этого события, а должны были бы. Снижения цен на импорт не произошло, наоборот, наблюдается рост розницы.
Разные случаи
История создания
Структура
Комитеты многочисленны, каждый узкоспециализированный, рабочие группы решают вопросы окружающей среды, занимаются проблемами развивающихся стран и проводят процедуру региональных торговых соглашений, а также присоединения к ВТО. Секретариат ВТО в Женеве имеет пятьсот сотрудников, но решений он не принимает, это делают сами страны-участники, члены организации. Их руками проводятся техническая поддержка и анализ, оказывается правовая помощь, ведется работа и с прессой.
Основные соглашения
World Trade Organization декларирует создание недискриминационной системы торговли, где страны получают гарантированно справедливое и последовательное отношение к своему экспорту на чужих рынках, при этом обязуясь создавать равноценные условия для импорта на собственных. Однако слишком всё это гибко выстроено, за счёт чего действия одних стран сравнительно с другими получают гораздо больший простор. Принципы и правила отражены в МТС (Многосторонние торговые отношения), где затронуты продажа товаров, услуг, некоторые аспекты прав интеллектуальной собственности, механизмы обзора политики в области торговли и разрешение споров.
Министерство экономического развития Российской Федерации
Всемирная торговая организация: основные цели и функции, процедуры присоединения
03 августа 2007 г.
Версия для печати
Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.
Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО, помимо указанных выше, можно суммировать следующим образом:
— создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
— доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
— реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей);
— Соглашение по сельскому хозяйству;
— Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС);
— Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
— Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);
— Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
— Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);
— Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94(Оценка товара для таможенных целей);
— Соглашение по предотгрузочной инспекции;
— Соглашение по правилам происхождения;
— Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
— Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
— Соглашение по (специальным) защитным мерам.
1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Приложение 2.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
Приложение 3. Механизм обзора торговой политики.
Приложение 4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. не обязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам.
Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам министерского совещания в Марракеше (1994 г.), а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет свыше 30 тыс. страниц.
Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО.
Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует, и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Третья Министерская конференция состоялась в конце 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры, прежде всего, по «встроенной повестке» (сельское хозяйство, торговля услугами) и подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций. В частности, возможному включению для обсуждения новых сфер, в т.ч. «сингапурской повестки» (конкуренция, инвестиции, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговых процедур) и т.д.
Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам между развитыми государствами и развивающимися странами. В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального Совета ВТО. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”, а впоследствии началось рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции других Соглашений ВТО и новых сфер деятельности организации.
В ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой был принят документ «Повестка развития Дохи» в соответствии которым начались переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), ТРИПС, договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках профильных комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.).
В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам (КТП), включающий ряд специализированных органов, и который является координатором переговорного процесса нового раунда. Под эгидой КТП проходило предметное обсуждение на многостороннем уровне предложений членов ВТО по повестке нового раунда, по торговле услугами начинаются двусторонние переговоры.
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.
В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.
27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению были прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Документ предусматривал также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Из повестки очередной сессии были исключены вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиций, политики в области конкуренции, обеспечения прозрачности осуществления правительственных закупок.
Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета» договорённостей 2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.
Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.
На переговорах по сельскому хозяйству было достигнуто прорывное решение: 2013 год был выбран в качестве пороговой даты для параллельного устранения всех форм экспортных субсидий. Однако, о серьезном прорыве в Гонконге, вряд ли можно говорить, так как не удалось существенно сдвинуться по основным блокам проблем, таким как либерализация доступа на рынки несельскохозяйственных товаров и услуг.
Следует отметить, что в ходе конференции развивающиеся страны проявили беспрецедентную сплоченность и скорость действий, которые могут в перспективе привести к изменению баланса сил внутри ВТО.
В настоящее время переговоры продолжаются в многостороннем формате. Внимание стран-членов сосредоточено в основном на двух вопросах: формат модальностей в отношении степени либерализация доступа на рынок товаров и вариантов сокращения искажающей торговлю внутренней поддержки сельского хозяйства. По итогам заседания Генерального совета 27 июля 2007 г. в своем выступлении Генеральный директор ВТО П.Лами призвал страны-члены тщательно изучить и взять за основу дальнейших переговоров предложенный неделей ранее документ, подготовленный председателями двух групп: по сельскому хозяйству и по доступу на рынок. Возобновление переговоров планируется с 3 сентября 2007 г. При этом сроки завершение раунда по-прежнему неясны.
Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.
Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. (на 4 года) Генеральным директором ВТО является П.Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.
Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специализированные органы.
Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято около 600 человек. Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2003 г. составил 154 млн. франков (около 115 млн.$ ), на 2004 – 157,1 млн франков (117,3 млн.$).
Принятие решений. С конца 1995г. в ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 151 государство, причем только 23 из них стали новыми членами – Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.), Армения (февраль 2003г.), Македония (апрель 2003г.), Непал (апрель 2004г), Камбоджа (октябрь 2004 г.), Саудовская Аравия (11 декабря 2005 г.), Вьетнам (11 января 2007 г.) и Королевство Тонго (27 июля 2007 г.).
Около тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. числе Россия, Алжир. Все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения.
Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации, которые, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.
Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые страна-соискатель будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе РГ).
В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
— Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
-Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
-Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;
-Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.