какие функции выполнял в 1922 1934 гг нк рки цкк
Какие функции выполнял в 1922 1934 гг нк рки цкк
Центральная контрольная комиссия ВКП(б) – Народный комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции СССР (ЦКК ВКП(б) – НК РКИ СССР). 1923–1934
Позиция в структуре путеводителя
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР. Путеводитель. Том 3. 1997
Создание Центральной контрольной комиссии (ЦКК) было признано необходимым на IX Всероссийской конференции РКП (б), состоявшейся 22–25 сентября 1920 г. Права, обязанности и задачи ЦКК определены X съездом РКП (б) в марте 1921 г.
На XII съезде РКП(б) в апреле 1923 г. было обозначено образование двуединого органа партийно-государственного контроля ЦКК – НК РКИ. Слияние ЦКК с НК РКИ было проведено следующим образом. Наркомами РКИ назначались председатели ЦКК, а в состав коллегии наркомата входили члены Президиума ЦКК. Все остальные члены ЦКК распределились на три группы: первая выполняла поручения ЦК РКП (б), вторая делегировалась для постоянной работы в НК РКИ СССР, третья образовывала партколлегию, рассматривавшую дела о нарушении коммунистами устава партии. ЦКК по отношению к НК РКИ СССР играла роль фракции, направляя его работу. По соответствующим положениям, ЦКК как партийный, а НК РКИ как советский орган сохраняли самостоятельность. В соответствии с декретами ЦИК СССР и СНК СССР от 6 сентября 1923 г. НК РКИ освобождался от повседневного сплошного контроля за денежными и имущественными операциями государственных органов.
Положение об НК РКИ СССР утверждено постановлением ЦИК СССР 12 ноября 1923 г. Исполнительный аппарат наркоматов СССР и РСФСР оставался единым до начала 1924 г.
Аппарат союзного народного комиссариата состоял из коллегии при наркоме, пяти центральных управлений, которые подразделялись на секции, инспекции и отделы, и трех самостоятельных отделов.
НК РКИ СССР осуществлял руководство органами РКИ союзных республик, губерний, областей; контроль за выполнением декретов и постановлений правительства; разрабатывал мероприятия по усовершенствованию работы госаппарата и обследованию отдельных отраслей народного хозяйства и государственного управления; проводил инспекционно-ревизионные обследования центральных и местных государственных и кооперативных учреждений и предприятий; контролировал деятельность трестов, синдикатов, акционерных обществ; боролся с нарушениями принципов советской торговли и политики цен, а также бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях; проводил летучие ревизии; разрабатывал проблемы стандартизации и рационализации производства и управления; изучал причины государственных, должностных и хозяйственных преступлений, вырабатывал меры борьбы с ними; ставил вопросы о сокращениях штатов, «чистке» госаппарата, увольнении и наказании чиновников за допущенные ими злоупотребления; созывал съезды, конференции, совещания для рассмотрения вопросов научной организации труда.
ЦКК ВКП(б) – НК РКИ СССР был ликвидирован постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 11 февраля 1934 г. в связи с образованием Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссии советского контроля при СНК СССР.
Председателями ЦКК ВКП(б) и народными комиссарами НК РКИ СССР являлись В.В. Куйбышев (1923–1926), Г.К. Орджоникидзе (1926–1930), А.А. Андреев (1930–1931), Я.Э. Рудзутак (1931–1934).
Фонд начал поступать из НК РКИ СССР с 1923 г., последний прием состоялся в 1954 г. из архива Министерства государственного контроля СССР. К фонду имеется тематический каталог; картотека личного состава работников центральных контрольных органов 20-х – 30-х гг. Из состава фонда микрофильмировано 12752 ед. хр.
Рабкрин
Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́ской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920, расформирован 11 февраля 1934 года. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.
7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ, Рабкрин), руководителем которого был назначен И. В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 года.
Деятельность Рабкрина в первые годы после создания напоминала деятельность современной Счётной палаты. В первую очередь, контролёры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии (в том числе, предварительные, на основании планов расходования средств).
С 1922 года Рабкрин занимается также так называемой «нормализацией» труда, тем, что впоследствии называли НОТ — научной организацией труда: контролёры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.
Сразу после создания в 1920 году Рабкрин начал интенсивно расти и развиваться. Внутри наркомата организуются топливная инспекция (август 1921), инспекция внешних сношений (февраль 1921), создаётся юридический отдел, отдел нормализации (март 1922).
30 апреля 1923 года Постановлением Президиума ЦИК Наркомом Рабоче-крестьянской инспекции был назначен В. В. Куйбышев (1923—1926; 1934—1935). по его руководством было разработано и 12 ноября 1923 г. утверждено Положение о Народном Комиссариате РКИ ЦИК СССР.
На Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей Контрольных Комиссий РКП(б), проходившем 3—4 февраля 1924 в Москве было принято решение о постепенном слиянии партийных (ЦКК) и государственных (РКИ) контрольных органов, координации их работы на первом этапе, и в дальнейшем, объединении в одном органе.
В ноябре 1926 года руководителем Рабкрина назначен Г. К. Орджоникидзе (1926—1930). Основным изменением в работе инспекции стал переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции». В частности, Рабкрину позволялось принимать рещения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.
Содержание
Ленин и Рабкрин
Название Рабкрин наиболее широко известно из работы В. И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин?», в которой остро ставились вопрос о неэффективности данного органа. Делегированные туда преставители от рабочих и крестьян зачастую бывали обманутыми или подкупленными зарождающейся советской бюрократией. Рабкрин, совместно с ЦКК должен был, по мысли Ленина, стать органом, не допускающем сосредоточение власти в партии и государстве в одних руках:
Руководство
Народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции СССР
Какие функции выполнял в 1922 1934 гг нк рки цкк
Навстречу XXVII съезду КПСС
Принципы, способы, структура социалистического контроля как формы государственного и общественного управления разрабатывались и проверялись на практике в переходный период в условиях классовой борьбы, исторически важных политических, экономических и социальных преобразований. В последующие годы и в настоящее время основные методы деятельности контроля, разработанные Лениным, творчески совершенствовались и совершенствуются Коммунистической партией, но главными чертами социалистического контроля остаются партийность, народность, гласность.
С установлением диктатуры пролетариата начался интенсивный поиск способов организации контроля, который пользовался бы у трудящихся авторитетом и успешно выполнял свои сложные функции. Дело это оказалось трудным. Прежде всего, не было опыта. Не хватало преданных идеям пролетарской революции высококвалифицированных кадров, разбирающихся в вопросах государственного и хозяйственного управления, способных вовлечь в свои деятельность широкие трудовые массы.
5 Лунев А. Е. Государственный контроль в СССР. М. 1951.
В беседе с членом Коллегии Наркомата РКИ А. А. Коростелевым Ленин говорил: «Мы ввели НЭП, но мы очень мало пока знаем, как он будет развиваться и какие препятствия стоят на пути. Нам нужно максимальное обеспечение правильного развития новой экономической политики. У нас в аппарате косность, бюрократизм, неповоротливость. Хорошее дело могут испортить. Вот вы, член Коллегии НК РКИ, значит член правительства, доступ вам на все фабрики и заводы открыт. Подберите небольшую группу рабочих с заводов и немного честных спецов; возьмите несколько предприятий, обследуйте их, как они снабжаются топливом, продовольствием, деньгами; узнайте, кто и что мешает их работе, привлеките к ответственности и постарайтесь оказывать, пользуясь вашей властью, помощь и содейст-
8 Известия Рабоче-Крестьянской инспекции, 1923, N 9, с. 4.
9 СУ РСФСР, 1918, N 90, ст. 914.
10 Народный контроль в СССР. М. 1967, с. 51.
11 СУ РСФСР, 1920, N 16, ст. 94.
12 Воскресенская Н. А. Ук. соч., с. 153.
В беседе Ленин изложил высокие требования, предъявляемые к контролю не только в условиях нэпа, но и на длительную перспективу. Он подчеркнул, что комиссии нужно формировать из рабочих и специалистов, для обследования выбирать не слишком много объектов, что следует изучать узловые вопросы, выявлять объективные причины недостатков, разрабатывать конкретные предложения по их устранению, при необходимости принимать действенные меры в процессе обследования. Особо Ленин выделил «умелое исправление вовремя» вскрытых недостатков.
При объединении ЦКК и РКИ надо было не допустить подмены государственного и общественного контроля партийным и в то же время повысить направляющую и организующую роль партии и ее ЦК в РКИ и через РКИ во всех областях социалистического строительства, что, в свою очередь, укрепило бы авторитет Рабкрина в советском обществе. Таким образом, необходимо было найти пути взаимного обогащения ЦКК и РКИ для достижения единой цели.
16 Ленин В. И. ПСС. Т. 44, с. 127.
18 См. там же, с. 181.
21 См. Чугунов А. И. Ук. соч., с. 36.
25 Ленин В. И. ПСС. Т. 44, с. 364.
26 ЦГАОР СССР, ф. 4085, оп. 1, д. 321, л. 4.
27 Хозяйство и управление, 1925, N 4, с. 5.
29 ЦГА РСФСР, ф. 406, оп. 1, д. 805, л. 6.
33 См. Константинов А. П., Иванов В. М., Зубарев В. И. Ленинские традиции партийно-государственного контроля. Л. 1963, с, 124.
34 Греков А., Киселев В. Ук. соч., с. 31.
35 III Пленум ЦКК ВКП(б). М. 1931, с. 30.
36 Производственный журнал, 1927, N 8, с. 12.
40 ЦГА РСФСР, ф. 406, оп. 1, д. 1223, л. 16.
43 Кинжалов Ф. Ук. соч., с. 144.
скую торговлю нэпманов, которые стремились насаждать дух торгашества, спекуляции и другие чуждые социалистическому строю методы.
44 Морозов Л. Ф., Портнов В. П. Социалистический контроль в СССР, с. 51.
45 КПСС в резолюциях. Т. 3, с. 487.
46 ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 2, д. 21, л. 39.
47 Орджоникидзе Г. К. Статьи и речи. Т. 2, с. 37.
48 Техника управления, 1926, N 11, с. 13.
49 Баевский Б. Как бороться с бюрократизмом. М. 1929, с. 15.
Бюрократизм и волокита не изжиты и сегодня, хотя природа их изменилась: в них теперь нет элемента классовой враждебности, поскольку нет такого класса, который пытался бы с помощью бюрократизма и волокиты ослабить советский государственный аппарат, повернуть историю вспять; однако формы и методы современного бюрократизма имеют черты сходства с прежними, и вред от них немалый. Среди сходных форм: подбор кадров не по деловым и моральным качествам, а по родственным и приятельским признакам; использование служебного положения в личных целях; подмена живого руководства писанием бумаг; приписки в отчетах. Учитывая эти и другие обстоятельства, Коммунистическая партия уделяет неослабное внимание борьбе с бюрократизмом и волокитой, активно используя для этой цели органы контроля и широкие массы трудящихся, предает гласности вскрываемые недостатки, не боясь быть неправильно понятой.
50 ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 2, д. 9, л. 61; Чугунов А. И. Ук. соч., с. 185.
52 Горбачев М. С. Живое творчество народа. М. 1984, с. 30.
55 Аталжанов А. Р. Ук. соч., с. 112.
56 ЦГА РСФСР, ф. 406, оп. 1, д. 580, л. 64.
57 См. Орджоникидзе Г. К. Статьи и речи. Т. 2, с. 10.
59 Ленин В. И. ПСС. Т. 45, с. 400.
60 Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. 23 апреля 1985 года. М. 1985, с. 12.
62 ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 2, д. 37, л. 118.
В государственный и хозяйственный аппарат рекомендовалось выдвигать только потомственных рабочих-активистов, имевших трудовой стаж не менее 10 лет, проявивших себя в борьбе за проведение в жизнь политики партии, прошедших обязательный курс теоретической подготовки и практической стажировки в рамках
63 ЦГА РСФСР, ф. 406, оп. 11, д. 979, л. 3.
65 Правда, 18.VII.1931.
66 ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 3, д. 59, л. 216.
67 Там же, оп. 2, д. 37, л. 223.
68 КПСС в резолюциях. Т. 3, с. 394.
69 ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 1, д. 571, л. 60.
71 ЦГАОР СССР, ф. 374, оп. 1, д. 571, л. 3.
73 ЦГА РСФСР, ф. 406, оп. 3, д. 9796, л. 60.
74 Правда, 12.VI.1985.
за научно-техническим уровнем всех отраслей производства следует возложить на Государственный комитет по науке и технике.
Органы государственного контроля
Первой формой советского контроля был рабочий контроль. Но фабзавкомы контролировали главным образом капиталистическое производство. А с развитием советского государственного аппарата, национализацией предприятий возникла необходимость контроля над всем советским государственным аппаратом и производством.
В январе 1918 г. С целью искоренения бюрократической волокиты и создания более жизненных форм контроля была создана Центральная контрольная коллегияи местные учетно-контрольные коллегии при исполкомах Советов.
Однако и после образования наркомата деятельность органов государственного контроля сводилась к финансовому контролю и не отвечала общему назначению контроля.
К 1919 г. Фактически существовали три системы контроля: Наркомат государственного контроля РСФСР,. Ведомственный контроль (в наркоматах), рабочие контрольные инспекции.
Как известно, в годы гражданской войны значительно увеличился приток старых чиновников в государственный аппарат, которые заменяли рабочих и служащих, ушедших на фронт. Они приносили с собой все недостатки, свойственные дореволюционному аппарату. Это создавало угрозу отрыва государственного аппарата от народных масс, развития в нем бюрократизма и волокиты.
7 февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ). Реорганизация преследовала цель “орабочения” и “окрестьянивания” (В.И. Ленин) наркомата.
Члены РКИ избирались на фабриках и заводах, на волостных и сельских собраниях. В составе наркомата создавались специальные отраслевые инспекции (военная, путей сообщения, продовольственная, финансовая, сельскохозяйственная и т.п.). Наркомат осуществлял контроль за мерой труда и мерой потребления. Следил за исполнением директив правительства. Он боролся с проявлениями бюрократизма и волокиты, помогал учреждениям искать наиболее рациональные формы управления.
Излагая в политическом “Завещании” свои соображения о судьбах социализма, В.И. Ленин уделил большое внимание органам контроля. Две статьи “Как нам реорганизовать Рабкрин” и “Лучше меньше, да лучше” содержали основные принципы перестройки органов контроля, как государственного, так и партийного. XII г. XIII съезды партии приняли специальные постановления о задачах органов контроля.
Реорганизация совпала с созданием союзного государства и включала в себя три мероприятия. Во-первых, создание Наркомата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) СССР. НК РКИ СССР стал объединенным наркоматом, в союзных республиках продолжали действовать одноименные наркоматы. Во-вторых, слияние РКИ с Центральной контрольной комиссией партии, т.е. создание двуединого партийно-государственного контроля. В-третьих, сокращение штатного состава РКИ, укрепление ее кадрами коммунистов и пересмотр методов ее работы.
Вопрос о независимости ЦКК-НК РКИ неоднократно возникал и в последующие годы. В марте 1926 г. В. Куйбышев в записке в Политбюро писал, что контрольные органы лишены “той независимости, которая, казалось бы, должна быть присуща им”. Единственный путь он видел в том, чтобы “мысль Владимира Ильича реализовать до конца”, т.е. чтобы контроль работал “невзирая на лица”.
Однако даже существование такого мощного контрольного органа, как ЦКК-НК РКИ СССР, не уберегло страну от негативных процессов, от нарушения принципов демократии, от возникновения культа личности. В условиях формирования административно-командной системы управления органам контроля все чаще поручался контроль за выполнением партийных решений, проведение мероприятий по ужесточению партийной и государственной дисциплины, а другие задачи (например, совершенствование госаппарата) все больше отодвигались на второй план. ЦКК-НК РКИ мешала Сталину. На пути к установлению его неограниченной власти она была самым серьезным препятствием.
6 сентября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР комиссия была упразднена и вместо нее создан Наркомат государственного контроля СССР(союзно-республиканский), одновременно образовались НКГК в союзных республиках. На НКГК СССР возлагался контроль за исполнением решений правительства, контроль за учетом и расходованием государственных средств (эта функция раньше принадлежала Наркомфину). Его деятельность распространялась не только на государственные (как деятельность комиссии), но и на общественные и военные учреждения.
Коренная реорганизация контрольных органов проводилась после XX съезда партии.
23 августа 1957 г. Министерство государственного контроля было упразднено и образована Комиссия советского контроля при СМ СССР.
По решению ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС был создан Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР, что означало соединение контроля партийного и государственного, создание системы единого, постоянно действующего контроля с широким участием в нем народных масс.
Комитет являлся союзно-республиканским органом, образовался в составе руководящих работников комитета и местных комитетов партгосконтроля, представителей профсоюзов, комсомола, печати, рабочих, интеллигенции. Создавались и республиканские комитеты партгосконтроля, краевые, областные и городские комитеты.
В 70-80-е годы государственный контроль превратился в громоздкую, плохо управляемую систему, развитие которой на протяжении десятилетий подчинялось интересам экономики, что вело к излишней специализации. Система стала неэффективной. Законом СССР 26 декабря 1990 г. КНК СССР был ликвидирован.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сравните военные реформы 1920-х годов и 1939 года?
2. Как на протяжении периода менялась система заграничных органов наркомата иностранных дел СССР? В чем отличие посольства от консульства?
3. Как менялись функции наркомата внутренних дел?
4. Отличаются ли понятия государственный контроль, партийный контроль, партийно-государственный контроль? Объясните динамику этих понятий.
автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Формирование и деятельность органов ЦКК-НК РКИ.Историография проблемы. 1923-1934 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме «Формирование и деятельность органов ЦКК-НК РКИ.Историография проблемы. 1923-1934 гг.»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Кузнецов Сергей Львович Формирование и деятельность органов ЦКБ-НК РКИ. Историография проблемы. 1923-1934 гг.
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ На соискание ученой степени кандидата исторических наук
Работа выполнена на кафедре истории политических партий и движений Российского государственного гуманитарного университета
специализированного Совета Д.064.49.01 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, Москва, ул.Готвальда, д. 15.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.
Автореферат разослан » 14 » _ _ 1992 г.
профессор Зевелёв А.И.
Защита состоится » 1Ь » ЛЮЯ 1992 г. на заседании
Учёный секретарь специализированного Совета к.и.н., доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В современных условиях в Российской Федерации и других бывших республиках СССР происходят коренные преобразования в политической и экономической сфере, идет трудный процесс построения правового государства, поиск новых путей управления экономикой и новых принципов организации и деятельности государственного аппарата.
Деятельность ЦКК-НК РКИ широко освещалась в средствах массовой информации, им было посвящено множество изданий. Однако с их ликвидней на ХУЛ съезде ВКП(б) задачи и функции контрольных органов решительно изменились. Поток работ иссяк. Опыт ЦКК-НК РКИ потерял свою актуальность.
Степень изученности проблемы. С конца 1950-х гг. создание и деятельность ЦКК-НК РКИ рассматриваются во многих сотнях работ. Этим органам было посвящено около ста диссертаций, в том числе и ряд докторских.* Такое внимание к проблеме давало возможность
1. Множество работ, выходивших в 1950-80-х гг., обусловило ввде-ление подробного обзора литературы в отдельный очерк, данный в приложении к диссертации.
В еще меньшей степени изучен первый период историографии ЦКК-НК РКИ. Выделяя в качестве первого периода годы существования этих органов, Д.Н.Фимин рассматривает литературу 1920-30-х гг. лишь вкратце, в одном параграфе диссертации. А.П.Анашкин сосредотачивает свое внимание на литературе 1960-70-х гг., главным
образом на монографиях С.Н.Иконникова, А.И.Чугунова и Н.А.Воскресенской в той части, где авторы рассматривают деятельность местных органов КК-РКИ.
Наличие историографической части введения характерно для
Таким образом, анализ существующих сочинений показывает, что тема в историографическом плане до сих пор не разработана, намечены лишь, некоторые ее контуры. Это относится как к историографии ЦКК-НК РКИ в целом, так и к ее первому периоду в большей мере.
Со второй половины 1980-х гг., с началом процесса ликвидации «белых пятен» в истории, издаются ранее неизвестные партийные документы, в том числе связанные с историей публикации последних статей В.И.Ленина, политическими дискуссиями Î920-30-x гг. Занимают свое историческое место такие политические фигуры, как Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Н.И.Бухарин и др., печатаются их труды. Публикуется архив Л.Д.Троцкого, воспоминания его и других деятелей этого периода. Переводятся работы крупных
историю создания ЦНК-НК РКИ, их место в истории советского общества, так и литературу, изданную в период существования этих органов.
Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ литературы 1923-1934 гг., посвященной созданию и деятельности органов ЦНК-НК РКИ, их месту и роли в жизни общества.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
— проанализировать процесс зарождения идеи создания ЦКК-НК РКИ, вплоть до ее реализации ХП съездом РКП(б), как фактологической основы историографического анализа;
— показать историю дискуссии, развернувшейся вокруг предложений В.И.Ленина о реформе Рабкрина;
— проследить динамику изменений в литературе взглядов на деятельность органов ЦКК-НК РКИ в течение всего периода их существования.
Научная новизна и практическая ценность работы. В диссертации проводится скрупулезный анализ процесса складывания идеи создания объединенного органа ЦКК-НК РКИ. Обращено внимание на несоответствие традиционного взгляда на ЦКК-НК РКИ как органа
контроля идеям, которые лежали в основе концепции создания этих органов в 1923 г. Показана дискуссия, вызванная последними статьями В.И.Ленина, неоднозначность восприятия его идеи соединения
ЦКК и НК РКИ, ошибочность понимания’авторов основного содержания реформы Рабкрина. В отличие от предшествующих исследователей, рассматривавших деятельно.сть ЦКК-НК РКИ статично и неизменно как воплощение ленинских идей в жизнь, в диссертации в динамике рассмотрены изменения в оценках деятельности и понимании функций, задач и целей ЦКК-НК РКИ современниками, деформация ленинской идеи принципиально нового органа рационализации в идею контрольно-проверочного органа.
В работе сделана попытка проследить роль органов ЦКК-НК РКИ в формировании административно-командной системы.
Материалы диссертации могут быть использованы в ходе создания новой системы управления обществом в условиях демократического государства и рыночной экономики, а также при изучении политической истории СССР 1920-1930-х гг.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в статьях в журнале «Советские архивы» и в сборниках историографических работ, подготовленных МГИАИ.
Источниковая база исследования. Работа основана на изучений широкого круга источников и литературы, выходивших как в период существования ЦКК-НК РКИ, так и в последующие годы.
Особенностью источниковой базы диссертации жляется то, что историографический источник периода деятельности ЦКК-НК РКП является одновременно и историческим источником. Предметом анализа в данной работе являлись не столько исторические исследования по истории ЦКК-НК РКИ ввиду фактического отсутствия таковых в рассматриваемый период, сколько статьи, брошюры, выступления руководящих работников ЦКК-НК РКИ, дающие оценки деятельности этих органов на данный момент времени, и дополняемые публикациями официальных документов,- результатов обследований и другими подобными материалами.
В основу диссертации легли следующие материалы:
Изданная в 1970-1985 гг. биографическая хроника жизни и деятельности В.И.Ленина, которая показывает его неоднократные обращения к проблемам НК РКИ. Об этом же свидетельствует переписка В.И.Ленина, архив Л.Д.Троцкого и другие опубликованные в последние годы документы, а также неопубликованные материалы фонда СНК, НК РКИ СССР и РСФСР (ф.№ Р-130, Р-374 и Р-4085 в ЦГАОР СССР).
С созданием ЦНК на X съезде РКП(б) этот контрольный орган отчитывается о своей работе на каждом последующем съезде. После реформы 1923 г. значительная часть отчета ЦКК стала посвящаться
работе НК РКИ.’ Стенограммы партийных съездов вместе с создаваемыми к съездам отчетами ЦКК-НК РКИ содержат обобщающую информацию об основных направлениях и перспективах их деятельности за период между съездами. В процессе дискуссии на съездах и конференциях вскрывались недостатки организации системы управления, делались попытки привлечь внимание партии к острым проблемам. Именно стенограммы партийных съездов и конференций, содержащие всю квинтэссенцию мнений и отразившие в многочисленных выступлениях споры и проблемы, стоящие перед НК РКИ, рассматриваются в диссертации наиболее подробно.
Аналогичные сведения о деятельности местных КК-РКИ содержатся в материалах республиканских, краевых, областных партийных форумов.
Вопросы борьбы с так называемыми «оппозициями» в ВКП(б) и чисток партии освещались в многочисленных работах Е.М.Ярославского (1\бельмана)
Именно руководители ЦКК-НК РКИ в своих выступлениях давали официальную оценку проделанной работе, излагали основную концепцию и задачи на ближайший период.
Публиковались труды и других видных работников центральных и местных органов КК-РКИ: Д.И.Лебедя, А.А.Сольца, Я.Х.Петерса, М.Ф.Шкирятова, С.Х.Варданиана, Д.И.Манжары и др. Их брошюры,тексты докладов и выступлений, с приложением соответствующих постановлений, обобщают опыт работы ЦКК-НК РКИ на конкретных этапах деятельности в центре и на местах. Анализ этих работ позволяет дополнить обязую концепцию ЦКК-НК РКИ по отдельным направлениям и регионам.
В диссертации широко использована периодическая печать. Массовому изданию литературы способствовало то, что не только НК РКИ СССР, но и многие местные КК-РКИ вплоть до областного
Отдельная рубрика, в которой помещалась информация КК-РКИ, имелась во многих газетах. Это были как большие статьи, заметки, так и хроника деятельности местных контрольных органов, публикации наиболее важных документов. Все эти издания можно рассматривать в качестве массового источника, иллюстрирующего значение, придаваемое деятельности КК-РКИ в этот период.
Для 1920-х гг. характерно издание массовыми’ тиражами официальных документов: планов работ, отчетов, сборников основных приказов и постановлений, результатов наиболее крупных обследований, проведенных НК РКИ. Некоторые издания о работе ЦКК-НК РКИ раздавались делегатам партийных съездов. Эти материалы,как правило, использовались при написании популярных работ и зачастую
давались в приложениях’к ним.
Таким образом, специфика объединенного партийно-государственного органа вызвала широкое отражение его деятельности в официальных изданиях, специальной литературе и периодике.
Указанный массив исторических и историографических источников позволяет решить задачи, поставленные в диссертации.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Во введении обосновывается выбор предмета исследования и актуальность теш, дается анализ историографической литературы и’ источниковой базы диссертации, формулируются цели и задачи.
В первом параграфе «Возникновение идеи создания ЦКК-НК РКИ» на основе Биографической хроники, анализа работ В.И.Ленина, его переписки, дополняемой архивными материалами, воспоминаний современников, раскрывается поиск главой советского государства путей совершенствования вновь созданного государственного аппарата и органа для решения этой задачи.
Последние статьи В.И.Ленина были завершением его длительной и кропотливой работы над проблемой коренного улучшения аппарата управления. Это были не вдруг возникшие мысли,а результат планомерной проработки вопроса преобразования государственного
аппарата в условиях диктатуры пролетариата, анализа большого количества статистического, фактического материала и нотовской литературы.
Принципиально новую постановку работы аппарата управления В.И.Ленин видит в использовании принципов научной организации управленческого труда, незаслуженно забытых в настоящее время.
Реорганизация государственного аппарата на научных^ основах являлась, по мнению В.И.Ленина, задачей крайне сложной, требующей специального органа для ее выполнения. В течение нескольких лет В.И.Ленин продумывал этот вопрос. Сначала он пытается возложить рационализаторские функции на старый Рабкрин, затем привлечь к этой работе своих заместителей (заместителей Председателя СНК и СТО), потом у него возникает идея использования членов ЦК, и в конечном итоге В.И.Ленин предлагает реформировать государственный аппарат с помощью дополнительно избранных членов расширенной ЦКК с приданием им в помощь особо подобранных работников реорганизованного РКИ.-
В диссертации показаны как положительные, так и неоправдав-шие себя аспекты ленинской концепции. Выявляя причины советского бюрократизма, одной’из главных В.И.Ленин считает наличие старого чиновничества и унаследованную от прошлого технику работы аппарата. Однако борьба со старым чиновничеством приведет к сплошной замене квалифицированных кадров непрофессиональными работниками. С другой стороны, опираясь на теоретическое положение о постепенном переходе к социалистическому самоуправлению и отмиранию государства, В.И.Ленин неоднократно возвращается к идее вовлечения широких трудящихся масс в управление государством. Это положение, красной нитью проходящее через всю дальнейшую деятельность ЦКК-НК РКИ, также способствовало замещению старых квалифицированных
служащих неквалифицированными и низкокультурными кадрами. Хотя именно о низком культурном уровне аппарата, как серьезной помехе его работе, совершенно справедливо заявлял В.И.Ленин, когда говорил о необходимости повышения общей культуры аппарата как непременном условии в систематической работе над его совершенствованием.
Говоря о реорганизованном Рабкрине, В.И.Ленин недостаточно четко определил свою позицию в отношении уже имевшихся у РКИ контрольных функций. Эта неопределенность приведет к двоякому пониманию задач, стоящих перед реорганизованным НК РКИ, и постепенному возврату к.чисто контрольным функциям.
Во втором параграфе «Дискуссия о концепции реформы ЦКК и НК РКИ» изложена история публикации ленинских предложений и их обсуждения.
В историографии ЦКК-НК РКИ практически не рассматривался период между появлением статей «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше» и решениями ХП съезда РКП(б). События излагались по упрощенной схеме: ленинские предложения и их реализация ХП съездом партии. Вместе с тем уже первая статья В.И.Ленина вызвала неоднозначную реакцию. Расширение состава ЦКК и присутствие ее членов на заседании Политбюро, что, по мнению В.И.Ленина, должно было способствовать предупреждению раскола в руководстве партии, принципиально превращали ЦКК в политическую силу. С другой стороны, как впоследствии отмечалось в ходе развернувшейся дискуссии, возникновение объединенного партийно-государственного органа, наделенного широкими полномочиями по реорганизации советского аппарата, создавало дополнительную предпосылку подмены государственного руководства партийным на всех уровнях.
В параграфе показывается первоначальное неприятие ленинской
идеи руководством партии, временное затишье после публикации в прессе ленинской статьи «Как нам реорганизовать Рабкрин», сопровождавшейся рассылкой дезавуирующего статью Закрытого письма Политбюро и Оргбюро ЦК,и развернувшееся после решений февральского (1923 г.) пленума ЦК обсуждение ленинских предложений в «Дискуссионном листке» газеты «Правда» и в самом НК РКП.
Ход дискуссии, отразившей недостаточный уровень понимания сущности предлагаемой реформы большинством выступивших, позволяет увидеть определенные причины дальнейшей трансформации концепции ЦКК-НК РКИ в годы существования этих органов.
Важнейший вывод, сформулированный в главе, состоит в том, что у руководящих партийных деятелей, в том числе Л.Д.Троцкого, Л.Б.Каменева и других, создание ЦНК-НК РКИ не ассоциировалось с решением проблемы кардинального переустройства государственного
аппарата и создания чётко работающей системы государственного управления. Никто из них не выступил против формирования командно-административной системы управления.
Дискуссия отразила противоречия, заложенные в работах р.И.Ленина и подчеркнула проблемы взаимоотношений партийных и советских органов, подмены партийным аппаратом государственного.
Формально приняв предложение о реформе ЦКК и НК РКЙ. и создании специального органа улучшения госаппарата и борьбы с бюрократизмом, съезд в то же время способствовал укреплению власти партийно-хозяйственной бюрократии.
При обсуждении идеи создания ЦКК-НК РКИ большая часть выступивших продолжала видеть в реорганизованном органе именно контрольное учреждение. Предупреждение Е.Ф.Розмирович о несовместимости контрольной и рационализаторской работы не было учтено съездом и, таким образом, с самого начала ЦКК-НК РКИ несло в себе противоречие между рационализаторской функцией, требовавшей углубленных научных исследований и внедрения принципов НОУТ, и контрольно-ревизионной, решающей сиюминутные задачи и неминуемо доминантной.
В главе рассматриваются работы 1923-1934 гг. При этом весь период, который рассматривается как единое целое, условно разбит на два параграфа: с 1923 по 1926 гг. и с 1926 по 1934 гг. В качестве рубежа принят 1926 г., так как именно в это время, с приходом Г.К.Орджоникидзе к руководству ЦКК-НК РКИ и изменением приоритетов в хозяйственной политике партии, происходит быстрый отход от рационализаторской концепции ЦКК-НК РКИ.
В литературе о деятельности ЦКК-НК РКИ большое место занимают статьи и брошюры руководителей и работников центральных и местных органов ЦКК-НК РКИ. Их изучение дает возможность достаточно полно проследить эволюцию представлений о задачах и функциях этого органа в различные годы его существования.
В целом для литературы периода деятельности ЦКК-НК РКИ, написанной в основном работниками этих органов, характерен так называэмый «взгляд изнутри», субъективный анализ текущего положения. Каждая работа представляет точку зрения автора на ЦКК-НК РКИ на момент ее написания и зачастую является не только историографическим, но и историческим источником.
В главе показана отраженная в литературе полемика о роли ЦКК во внутрипартийных дискуссиях. В ряде выступлений ЦКК рассмати-вался как нейтральный орган обеспечения свободной и цивилизованной дискуссии. Официальный же взгляд президиума ЦКК, особенно отчетливо был сформулирован В.В.Куйбышевым, защищавшим проста-линскую линию «охраны» руководства партии и «борьбы за единство».
После первых споров о месте ЦКК во внутрипартийной борьбе и свободе дискуссий, за ЦКК прочно утверждается роль «дубинки партии», имевшая немалое значение в укреплении единовластия Сталина. С конца 1920-х гг. в литературе о ЦКК доминирующим становится вопрос о проведении чисток партии. Главным идеологом и пропаган-
дистом чисток выступает Ем.Ярославский. В своих многочисленных работах, догматически используя ленинские высказывания о необходимости очищения рядов партии, &!.Ярославский проводит теоретическое обоснование необходимости чисток, выступает их организатором. Вслед за Ярославским пропагандой чисток занимались и другие руководящие работники ЦКК-НК РКП как в центре, так и на /1
Анализ литературы о деятельности НК РКИ показывает процесс изменения общей концепции Наркомата.
В первые годы деятельности ЦКК-НК РКИ, когда его руководителем являлся В.В.Куйбышев, издательство НК РКИ выпускало много рационализаторской литературы, активно пропагандировало принципиально новую постановку работы государственного аппарата на принципах НОУТ. В своих выступлениях В.В.Куйбышев поддерживал и неоднократно подчеркивал значение НОУТ для налаживания работы
государственного аппарата, но в то же время именно В.В.Куйбышев
уже в 1924 г. сказал, что «академический» путь чересчур длинный
и он выбирает в качестве приоритетного для ЦКК-НК РКИ контрольно-
Однако в первые годы наркомат РКИ многими воспринимается как орган, решающий задачи рационализации аппарата. «Академическое» направление в работе ЦКК-НК РКИ особенно отстаивала Е.Ф.Розмиро-вич.’Рационализаторские и нотовские работы занимали заметное место в литературе об НК РКИ. Но после создания в 1925 г. А/0 «Оргстрой» и ИТУ, возглавляемых Е.Ф.Розмирович, рационализаторская и научная работа сосредоточилась именно там и отражалась
лишь в публикациях работников этих учреждений.
Не в силах решить задачу научной организации управления и сталкиваясь со все возрастающими трудностями в организационных вопросах, работники НК РКИ все больше относили вину за просчеты в работе» аппарата управления на счет классового врага, в котором сначала видели старого чиновника, а затем, когда прежних работников в аппарате почти не осталось, на «чуждые элементы». Значительное место в литературе занимают вопросы сплошных чисток государственного аппарата, подбора кадров, в первую очередь, по партийному, социальному и национальному признакам, совершенствование аппарату сводится к улучшению его кадрового состава.*®
над госучреждениями, соцсовместительство, «лёгкую кавалерию» и ДР.11
‘Лишь к концу деятельности ЦКК-НК РКИ, в 1933 г., появляются
первые исследовательские работы, основанные на архивных источни-
В заключении подводятся основные итоги исследования. Историография 1923-1934 гг. тесно связана с основными этапами деятельности ЦКК-НК РКИ. И характеризуется следующими факторами:
— наличием в первый период деятельности ЦКК-НК РКИ полярных точек зрения на роль и место ЦКК в обеспечении единства партии и во внутрипартийных дискуссиях; на соотношение контрольно-проверочного и «академического», научного направлений в работе НК РКИ;
— деятельность ЦКК-НК РКИ неизменно рассматривалась как реализация ленинских идей без учета принципиальных изменений, проис-
12. Бе^цинский С. Ленинский путь ‘ развития РКИ//Советское государство, 1933, № 1-2, С.40-52; Сперанский Н. Десять лет Раб-крина//Там же. С.21-39.
ходивших в основных направлениях работы этого органа;
— подавляющая часть литературы отражает официальную и однозначно положительную оценку деятельности ЦКК и НК РКИ;
— литература в основном посвящена задачам текущего момента, содержит большой фактический материал, но не носит обобщающего и аналитического характера;
— первые статьи, в которых сделана попытка обобщения рабо-бы ЦКК-НК РКИ, появляются лишь к десятилетнему юбилею их деятельности. Однако вся история этих органов рассматривается в них только с точки зрения чисто контрольных функций, характерных для ЦКК-НК РКИ в последний период их деятельности;
— в большей части книг и брошюр рассматривалась деятельность НК РКИ. Внутрипартийная работа ЦКК была освещена значительно меньше;
— издания рассматриваемого периода позволяют проследить изменения, происходившие во взглядах на ЦКК-НК РКИ, задачи и методы работы как центральных, так и местных органов.
В начальный период деятельности ЦКК-НК РКИ в литературе отражена полемика,разгоревшаяся по поводу задач и методов работы
ЦКК по обеспечению единства партии. Во время развернувшейся внутрипартийной борьбы функции охраны единства партии каждой стороной понимались по-своему. Однако ЦКК прочно становится инструментом проведения сталинской политики по ликвидации внутрипартийной демократии и установлению его единовластия.
Взгляды на НК РКй претерпевали значительные изменения. Хотя объединенные органы ЦКК-НК РКИ создавались как органы рационализации, однако уже в 1924 г. В.В.Куйбышев заявляет о выдвижении контрольных функций на первое место. Если в середине 1920-х гг. еще существует противоборство мевду рационализаторской и контрольной функциями, то во второй половине 20-х гг. происходит резкое изменение понятия совершенствования аппарата. Внедрение НОУТ подменяется борьбой за улучшение кадрового состава, широким привлечением трудящихся к делу управления, выявлением частных недостатков.
Не имея ни образования, ни представления о работе аппарата управления, руководствуясь лишь здравым смыслом и «пролетарским чутьем*, актив РКИ проводил сокращения аппарата, вмешивался в его работу и сам активно замещал квалифицированные кадры госаппарата.
Задача совершенствования аппарата также могла считаться выполненной, так как установившиеся вертикальные структуры государственного управления, тесно переплетенные с партийным аппаратом, превратили нижестоящие ступени управления в механические рычаги, обеспечивавшие безусловное доведение и выполнение решений вышестоящих инстанций.
Таким образом, с точки зрения установившейся партийно-хозяйственной номенклатуры,задачи ЦКК-НК РКИ действительно были выполнены, как это и отмечалось в изданиях последнего года существования ЦКК-НК РКИ. Этот орган должен был уступить свое место чисто контрольному, обеспечивавшему проверку исполнения решений партии и правительства.
Список статей, опубликованных автором по теме диссертации.