какие функции выполняют финансы домохозяйств

Характеристика финансов домашних хозяйств и управление ими

Сущность финансов домашнего хозяйства

Домашние хозяйства на современном этапе выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны. Наряду с коммерческими организациями и государством, домашние хозяйства участвуют во всех микро- и макрорегулирующих процессах.

В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения.

В системе экономических отношений домашние хозяйства исключительно важны, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

Экономические отношения, возникающие в рамках домашнего хозяйства, проявляются на всех уровнях хозяйствования. При этом наиболее устойчивой формой отражения экономических отношений домашних хозяйств выступают финансовые отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение.

Ведение домашнего хозяйства в современных экономических условиях невозможно без использования денег, которые формируют реальную базу для возникновения финансовых отношений на уровне домашнего хозяйства. Поэтому домашнее хозяйство не может находиться вне финансовых отношений, так как оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы — одного из факторов процесса производства, следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта.

Кроме этого, домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату жилищно-коммунального услуг).

Финансы домашнего хозяйства — это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рис.9.1

какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть фото какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы домохозяйств. Картинка про какие функции выполняют финансы домохозяйств. Фото какие функции выполняют финансы домохозяйств

Как видим, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

Виды деятельности домашнего хозяйства включают:

а) оплачиваемые работы в общественном и частном секторе экономики;

б) неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства;

в) работы, выполняемые членами других домашних хозяйств или для них (они могут как вознаграждаться, так и осуществляться безвозмездно).

В Российской Федерации по данным последних переписей насчитывается приблизительно 53 млн. домашних хозяйств, в том числе 41 млн. семейных и около 12 млн. домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи или утративших связь с нею.

Функции финансов домашних хозяйств

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции. Финансы домашнего хозяйства выполняют следующие функции: распределительную, контрольную, регулирующую.

Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция. Распределительная функция финансов домашнего хозяйства выражается в распределении на последней ступени стоимости валового внутреннего продукта между всеми участниками домашних хозяйств. К участникам домашних хозяйств относятся дети, совершеннолетние неработающие члены семьи. Поэтому через распределительную функцию каждый человек получает денежные средства для поддержания жизни. Распределяется семейный бюджет после выплаты всех налогов и других обязательных платежей.

Контрольная функция домашних хозяйств выражается в поддержании определенного уровня потребления, обычного для каждой семьи и ее членов, поскольку этот уровень может изменяться, повышаясь или снижаясь, под воздействием различных макроэкономических факторов и микроэкономических ситуаций.

Регулирующая функция домашних хозяйств заключается в сбалансированном развитии домашних хозяйств при согласовании интересов и взаимопонимании участников домашних хозяйств на основе перераспределения денежных средств или путем саморегулирования.

Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.

Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Финансовые ресурсы домашних хозяйств

В структуру финансовых ресурсов домашнего хозяйства входят:

На принятие финансовых решений домашних хозяйств влияют различные факторы, которые условно можно разделить на внутренние и внешние (рисунок 9.2).

Внешние факторы играют огромную роль в принятии решений домохозяйствами, поскольку данные факторы носят характер неопределенности и, в каких-то случаях, даже неожиданности. Внешние факторы влияния можно разделить на факторы, действующие на национальном уровне и факторы, оказывающие влияние на международном уровне. Так, примером может служить государство (национальный уровень), которое оказывает большое влияние на финансовые решения домашних хозяйств через принятие законодательства в области налогов, минимального прожиточного минимума, минимальной заработной платы и т. п., таким образом, регулируя повышение или понижение уровня доходов и расходов домашних хозяйств.

какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть фото какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы домохозяйств. Картинка про какие функции выполняют финансы домохозяйств. Фото какие функции выполняют финансы домохозяйств

Международный уровень оказывает не меньшее влияние на финансовые решения домашнего хозяйства. При стабильном функционировании международной финансовой системы это влияние сводится к минимуму, но функционирование в условиях кризиса оказывает огромное влияние.

Мировой финансовый кризис затрагивает не только экономику отдельной страны в целом, но и всех ее экономических субъектов, в том числе и домашних хозяйств. Влияние кризиса находит свое отражение в следующем: в уменьшении реальных доходов; в обесценении финансовых ресурсов; в росте инфляции; в росте безработицы и т.п.

Финансовые решения домашних хозяйств принимаются прежде всего в отношении использования денежных фондов.

Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

Таким образом, с точки зрения материального состава финансы домашнего хозяйства — это совокупность созданных ими целевых денежных фондов, другими словами, это общий объем финансовых ресурсов, которыми располагает домашнее хозяйство

Бюджеты домашних хозяйств

Прежде всего можно выделить доходы в денежной и натуральной форме.

К натуральным доходам относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огород- ничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по источникам поступлений:

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов (табл.9.1), или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Доходы и расходы домашних хозяйств в 2010-2015гг. (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей)

Стоимость натуральных поступлений

расходы на питание

расходы на непродовольственные товары

расходы на алкогольные напитки

расходы на оплату услуг

стоимость услуг, оказанных работодателем бесплатно или по льготным ценам

Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. На динамику и структуру доходов домохозяйств оказывают влияние такие факторы, как инфляция, своевременность выплаты заработной платы, пенсий, пособий и т.д. Все эти факторы снижают реальные денежные доходы граждан России.

В валовых доходах преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников:

Доходы и расходы домашних хозяйств, проживающих в городской местности(в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей).

стоимость натуральных поступлений

расходы на питание

расходы на непродовольственные товары

расходы на алкогольные напитки

расходы на оплату услуг

стоимость услуг, оказанных работодателем бесплатно или по льготным ценам

По таблицам 9.2 и 9.3 видно, что располагаемые ресурсы возросли в 2015 году с одновременным ростом расходов на конечное потребление. Так же видно, что располагаемые ресурсы в 2015г. в сельской местности меньше в 1,6 раза по сравнению в городской местности.

Доходы и расходы домашних хозяйств, проживающих в сельской местности (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей).

стоимость натуральных поступлений

расходы на питание

расходы на непродовольственные товары

расходы на алкогольные напитки

расходы на оплату услуг

стоимость услуг, оказанных работодателем бесплатно или по льготным ценам

В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

В зависимости от надежности поступления различают доходы:

Основу семейного бюджета составляет оплата труда. Она включает: начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы в денежной и натуральной формах за отработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер и т.д.

Доходы от предпринимательской деятельности включают: доходы от продажи имущества, принадлежащего им на правах собственности; доходы от реализации товаров, продукции (работ, услуг), другого имущества, произведенных лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей; доходы от реализации продукции, товаров, приобретенных на стороне, и др.

К социальным трансфертам, предоставление которых государство обеспечивает гражданам, относятся: выплата пособий и социальная помощь; пенсии; оказание материальной и иной помощи; стипендии и др. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам.

По степени регулярности различают:

По степени необходимости:

По целям использования:

Структура финансовых ресурсов домашних хозяйств и направления их использования представлены на рис. 9.3

какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть фото какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы домохозяйств. Картинка про какие функции выполняют финансы домохозяйств. Фото какие функции выполняют финансы домохозяйств

К специфике финансов домашних хозяйств можно также отнести значительную долю неоплаченных работ, например, по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и т.п. Доля неоплаченных работ в финансах домашних хозяйств выше, чем оплачиваемых. Причем чем больше детей, тем выше доля неоплаченных работ, и выше должен быть уровень доходов. Государство путем использования социальной помощи выравнивает доходы домашних хозяйств с различным количеством детей и доходом.

Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений.

а) неорганизованные сбережения;
б) организованные сбережения.

Техника ведения учета и анализа семейных расходов и доходов

При ведении домашнего хозяйства необходимо, чтобы доходы, по крайней мере, равнялись расходам, но были никак не меньше их. В этом и заключается рациональность ведения семейного бюджета, что необходимо для нормального бытия семьи и выполнения ее многочисленных функций. В семьях с налаженной домашней экономикой, как правило, царит благоприятный и для нее самой, и для воспитания детей психологический климат, поскольку удовлетворение потребностей семьи происходит без ссор, склок и размолвок.

Что же делают семьи, если расходная часть бюджета превышает доходную? На этот случай существует несколько стратегий управления семейным бюджетом.

3. Стратегия самообеспечения и самообслуживания заключается в переходе семьи к нормам натурального хозяйства, развитию личного подсобного хозяйства. При этом семья как бы самообеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами, и доля расходов на питание, следовательно, сокращается.

Планируемые расходы следует делить на несколько частей. Лучше всего на три:

Чтобы вести учет текущих, разовых и единовременных расходов и доходов, нужно обзавестись тетрадью, лучше общей. В качестве формы записи рекомендуется использовать таблицу, количество граф в которой зависит от количества доходов и расходов семьи. Чем подробнее учет, тем больше граф и полезной информации. Но следует помнить: чем подробнее учет, тем он более трудоемок. Оптимальное соотношение учитываемых доходов и расходов (граф) устанавливается по мере накопления опыта методом проб и ошибок.

Известно, что расходы бывают разные. Имеет смысл для целей учета разделить их, исходя из специфики семьи, на группы-счета:

Таким образом, наше домашнее хозяйственное счастье находится за семью печатями денежного бюджета.

В конце года должен подводиться окончательный итог. Для этого необходимо уточнить расход по каждой группе, рассчитать его долю в общих расходах, определить возможность и величину накоплений, проанализировать ошибки.

Расходы непременно должны согласовываться со всеми членами семьи.

Еще одной важной функцией любой семьи является планирование бюджета.

Планирование бюджета включает в себя оценку на перспективу и регулярный учет всех доходов, составление списка абсолютно всех приобретений, денежную оценку покупок в соответствии со списком, балансировку доходной и расходной части, исключение расходов менее важных, если сальдо пассивное.

Чтобы составить проект бюджета, необходимо ответить на три вопроса: сколько денег имеем; как их истратить, чтобы удовлетворить потребности, не влезая в долги; как распределить покупки во времени.

Как и в экономике предприятий, в семейной экономике должно быть годовое, месячное и недельно-суточное планирование.

Затем рекомендуется из общей суммы доходов вычесть налоги, взносы за членство в общественных организациях, страховые взносы и проценты по кредитам. Далее необходимо вычесть ежемесячные затраты: плата за квартиру, коммунальные услуги, телефон и др. Теперь вычитаются расходы на обучение детей, содержание их в детских садах, секциях, а также взносы за квартиру, дачу и т.д. Затем необходимо определить затраты на питание. Для этого надо выяснить, кто из членов семьи в будни будет питаться дома, а кто в столовой, и по данным учета и осреднения рассчитать норматив затрат на питание. Далее определяется сумма, необходимая для поездки до работы (школы, детского сада и т.д.) и обратно. Важно не забыть вычесть из доходов расходы на хозяйственно-бытовые нужды, парфюмерию, косметику, предметы личной гигиены, медикаменты. Также необходимо предусмотреть и вычесть из годового дохода некоторую сумму на посещение театров, музеев, покупку книг и т.п. Из дохода необходимо исключить и средства на ремонт техники или дома, подарки к праздникам и встречу гостей.

После вычитания всех этих расходов, вы получите «свободный остаток» средств, который можно истратить на личные нужды членов семьи. Если этих средств на приобретение определенной вещи не хватает в данном месяце, покупку лучше отложить до следующего месяца, а деньги, например, депонировать.

Целесообразно сразу после получения заработной платы купить на полмесяца-месяц часть продуктов, которые могут храниться, а также средства личной гигиены, порошки и др. До покупки рекомендуется составить список таких вещей.

Средством защиты семьи от непредвиденных затруднений могут послужить сбережения, но они должны соответствовать бюджетным возможностям семьи и иметь строго целевое назначение.

Таким образом, планирование позволяет более четко видеть перспективные возможности более полного удовлетворения потребностей и концентрации доходов. Особенно важно это для молодых семей, которые не имеют еще собственных накоплений и опыта планирования. Особо осторожно нужно относиться к решениям об использовании авансирования (покупка в кредит, ссуды, займы). Применять его можно только после тщательного расчета с учетом текущих выгод и последующих трудностей выплат.

Надо заметить, что с первого раза при планировании трудно определить правильную стратегию в распределении расходов по отдельным статьям бюджета, поэтому желательно некоторую сумму оставлять в резервном фонде (2­5% бюджета).

Формы государственного регулирования финансов домашних хозяйств

Государственное участие в формировании доходов граждан может происходить по двум направлениям: прямое и косвенное участие.

Под прямым участием понимается применение финансовых инструментов, связанных с непосредственными выплатами гражданам бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов, а также инструментов удержания части таких доходов в денежной форме. К инструментам прямого регулирования доходов граждан относят:

Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются:

Государственное регулирование заработных плат в настоящее время производится с учетом положений следующих законодательных актов:

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

— Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 14.01.2014) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений»)

С 1 декабря 2008 г. в России оклады устанавливаются для различных профессиональных квалификационных групп работников, сформированных по видам экономической деятельности. На отнесение работников к тем или иным квалификационным группам оказывают влияние следующие факторы:

Основными элементами систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений в настоящий момент являются:

Выплаты компенсационного характера определяются в пределах фонда оплаты труда и устанавливаются локальными нормативными актами. Размер выплат стимулирующего характера определяется двумя факторами: 1. бюджетными средствами, выделенными на финансирование выплат стимулирующего характера, доля которых в фонде оплаты труда должна составлять не менее 25 процентов и 2. поступлениями организации от деятельности, приносящей доход. Общий размер заработной платы работника должен быть не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, государственное регулирование заработной платы работников бюджетной сферы в настоящее время происходит через установление:

В настоящее время населению предлагается два вида пенсий:

К видам трудовых пенсий относят:

Первые два вида трудовых пенсий могут состоять из

всех трех частей: базовой, страховой и накопительной. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает в себя только базовую и страховую части.

Согласно действующему пенсионному законодательству право на получение трудовой пенсии по старости имеют:

Выделяют два условия необходимых для начисления трудовой пенсии гражданину:

Таким образом, государственное регулирование доходов граждан посредством пенсионного обеспечения может происходить через установление:

Государственные пособия выплачиваемые за счет Федерального фонда социального страхования включают в себя:

Путем установления условий назначения и размеров перечисленных видов пособий государство может регулировать доходы соответствующих групп граждан.

Для тех кто хочет больше знать

При исчислении налогооблагаемой базы доходы, из суммы доходов подлежащих налогообложению, следует исключить налоговые вычеты, среди которых особо следует выделить: налоговый вычет на налогоплательщика (400 руб. до момента превышения налогооблагаемого дохода 40 000 тыс. руб.), налоговый вычет на каждого ребенка налогоплательщика (1000 руб. до момента превышения налогооблагаемого дохода 280 000 руб.). Налоговым кодексом предусмотрены также социальные налоговые вычеты: перечисление средств на благотворительные цели (в объеме не более 25 процентов доходов); оплата обучения ребенка (в объеме не более 50 000 руб. на каждого ребенка на обоих родителей); оплата лечения; взносов в негосударственный пенсионный фонд, а также на накопительную часть пенсии (общая сумма последних четырех оснований не должна превышать 120 000 руб.). Следует упомянуть и об имущественных вычетах, в состав которых включаются: стоимость реализованного имущества, находившимся в собственности менее 3 лет (не более 1 млн.руб. для недвижимого имущества и 125 тыс. для иного имущества), стоимость приобретения или строительства нового жилья на территории России (предоставляется 1 раз и не может превышать 2 млн.руб.).

Налоговая ставка по Налогу на доходы физических лиц составляет 13 процентов. Для отдельных видов доходов (выигрыш в лотереи; доход, полученный при получении повышенных ставок по депозитным вкладам или пониженным ставкам по кредитным договорам) составляет 35 процентов. Для нерезидентов ставка налога на доходы физических лиц составляет 30 процентов.

Начиная с 2010 года работодатели уплачивают социальные платежи отдельно по социальным фондам, однако совокупная величина отчислений и порядок их уплаты остались прежними, в результате чего работодатели продолжают ориентироваться на уровень налоговых ставок при определении уровня доходов своих работников.

Таким образом, основными направлениями государственного регулирования доходов домашних хозяйств посредством налогообложения выступают:

Среди косвенных мер, формирующих доходы граждан, в первую очередь, следует назвать минимальный уровень оплаты труда. На сегодняшний день, как уже было сказано, он формирует минимальный размер заработной платы в бюджетной сфере. На ставку МРОТ обязаны ориентироваться и негосударственные организации при определении ставок оплаты труда своих работников.

Источник

Тема 1. Финансы как экономическая категория

Целью изучения темы является освоение общих основ теории финансов, сущности, специфики и функций основных категорий финансов.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

1.1. Общая характеристика финансов как экономической категории

1.1.1. Сущность и признаки финансов

Принято считать, что исторически термин «финансы» произошел от латинского слова « finis » – конец, окончание, финиш. Позднее от finis образовалось понятие finansia, которое в торговых городах Италии XIII–XV вв. обозначало любой денежный платеж, т. е. денежные отношения между субъектами.

Трудно точно назвать автора, который ввел в обиход термин « финансы ». Авторство этого термина обычно приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу « Шесть книг о республике ». В дальнейшем, из французского языка термин «финансы» перешел во все языки мира.

До сих пор продолжается дискуссия по поводу сущности, функций и звеньев финансов, а также их роли в общественном воспроизводстве.

Первоначально понятие « финансы » рассматривалось только в связи с формированием, а в дальнейшем и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название « публичные финансы », которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

По определению М. В. Романовского государственные (публичные) финансы это «система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций».

Категории публичных финансов присущи следующие три признака, действующие только в совокупности:

Кроме того, категория финансов может рассматриваться в широком смысле как система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов (рис. 1). Функции и роль каждой из приведенных на рисунке категорий будут рассмотрены в дальнейшем.

какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть фото какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы домохозяйств. Картинка про какие функции выполняют финансы домохозяйств. Фото какие функции выполняют финансы домохозяйств

Рис. 1. Совокупность денежных отношений, включаемых в категорию «финансов»
в широком смысле

Таким образом, финансы в целом (в широком смысле) как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов в широком смысле являются:

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления служит национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения связаны с денежными отношениями, возникающими между:

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения или использования финансовых ресурсов, определяет закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании, за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

1.1.2. Функции финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Дискуссионным остается вопрос и о функциях финансов. Многие авторы выделяют и аргументируют существование двух функций финансов: распределительной и контрольной.

Некоторые экономисты отрицают возможность одновременного действия разных функций такой экономической категории, как финансы, объясняя этот факт функцией денег, каждая из которых может действовать обособленно от других.

Другие авторы, например, Э. Вознесенский и Б. Сабанти, справедливо считают, что для выделения финансов из всей совокупности стоимостных категорий необходимо выявить те специфические черты, которые присущи только данной экономической категории. По их мнению, нельзя смешивать функцию экономической категории, как форму проявления ее общественного назначения, с ролью категории, как результата практического ее использования в воспроизводстве. Роль экономической категории значительно шире ее функции.

В результате сторонники данного подхода (Э. Вознесенский и Б. Сабанти) считают, что финансам присущи следующие функции:

М. Романовский и ряд других авторов выделяют несколько другой перечень функций:

Согласно классическому определению функция представляет собой основное назначение объекта (категории), цель его существования.

Таким образом, целесообразно выделять следующие 2 функции финансов в соответствии с двумя формами их общественного назначения:

Первой и второй функциям имманентно присущ контроль за движением денежных средств.

1.1.3. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

Процесс общественного воспроизводства реализует три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрое внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Процесс воспроизводства состоит из следующих стадий:

Финансовые отношения возникают и функционируют в ходе второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта (СОП), где происходит распределение его стоимости в денежной форме по целевому назначению и субъектам экономических отношений (табл. 1).

Движение стоимости в процессе воспроизводства

Характеристики и показатели стадий

I – процесс производства

Воздействие факторов производства: капитала (основные и оборотные фонды) и рабочей силы

II – распределение и перераспределение стоимости продукта в ее денежной форме

какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть фото какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы домохозяйств. Картинка про какие функции выполняют финансы домохозяйств. Фото какие функции выполняют финансы домохозяйств

IV – конечное потребление

Удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей

Доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и конечные. ВВП является источником первичных доходов и накоплений. С образованием первичных доходов хозяйствующих субъектов и работников начинается процесс перераспределения этих доходов через налоговый механизм (для работников в форме социальных отчислений) и аккумуляции средств в централизованных фондах государства. В результате перераспределения формируются конечные доходы – собственные финансовые ресурсы.

Фонды личных накоплений и фонды личного потребления создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос формирует предпосылки для развития товарного производства. Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины в значительной мере определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики.

Принято считать, что если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но государство в этом случае должно брать на себя затраты на воспроизводство рабочей силы.

1.2. Финансовая система страны, ее сущность, подсистемы, сферы и звенья

1.2.1. Общая характеристика финансовой системы страны

Система финансов представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Система финансов включает в себя две укрупненные подсистемы:

какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть фото какие функции выполняют финансы домохозяйств. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы домохозяйств. Картинка про какие функции выполняют финансы домохозяйств. Фото какие функции выполняют финансы домохозяйств

Рис. 2. Система финансов страны

Рассмотрим в первую очередь совокупность подсистем (звеньев), образующих государственные финансы.

Как видно из рисунка, публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Бюджетная система РФ имеет три уровня:

Современная бюджетная система РФ близка к бюджетным системам западных стран, имеющих федеральное устройство.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами, связанных с образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Госбюджет – важнейший финансовый регулятор, инструмент государственной финансовой политики, который через систему финансовых рычагов (налоги, госрасходы, госкредит и др.) обеспечивает целенаправленное воздействие на социально-экономические процессы в обществе, формируя конечные показатели развития страны.

Государственный бюджет связан со всеми звеньями финансовой системы страны и оказывает на них свое воздействие.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Особенное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от госбюджета, расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, упрощает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или на определенный срок. Обслуживание государственного долга – осуществление операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств федерального бюджета. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ.

Если с выделением звеньев государственных финансов дискуссий практически нет, то вторая сфера (финансы хозяйствующих субъектов и населения) иногда вызывает возражения, например, в части финансов населения, или домашних хозяйств. Хотя к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьмы, дома инвалидов, армия и пр.

Финансы хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

Финансовые отношения этих групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Сектор «финансовые учреждения» – представлен такими подсекторами, как «центральные банковские учреждения», «другие финансовые институты», «другие кредитные институты». Состоит он из институционных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения), независимо от формы собственности.

Подсектор « центральные банковские учреждения » состоит из:

Другие финансовые институты — включают в себя финансово-кредитные институты, значительная часть обязательств которых по отношению к небанковским секторам имеет форму непереводимых депозитов, а также центральные институты клиринга, т. е. это банки безналичного расчета и учетные дома (фирмы, занимающиеся учетом векселей); депозитные банки; народные банки; региональные и местные банки; некоторые сберегательные банки.

Другие кредитные институты – это кредитные учреждения, которые не были отнесены к двум предыдущим субсекторам (сберегательные банки, агентства по покупке и продаже товаров в рассрочку и другие институты потребительского кредита, строительные общества или другие кредитные институты ипотечного характера; сельскохозяйственные кредитные агентства; инвестиционные компании; строительные и ссудные ассоциации; биржевые маклеры и комиссионеры, действующие как посредники при покупке и продаже ценных бумаг и выступающие как самостоятельные участники операций).

Сектор «страховые предприятия» формируется институционными единицами, которые заняты страхованием и переводят индивидуальный риск в коллективный обычно путем создания страховых технических резервов. Основные ресурсы страховых предприятий образуются из страховых премий (взносов) по контрактам. В это звено финансов относят частные и государственные страховые компании; кооперативы и партнерства, предприятия, государственные предприятия, частные некоммерческие организации, признанные независимыми юридическими лицами, которые главным образом заняты страхованием; квазикорпоративные страховые предприятия; компании, имеющие контрольный пакет акций, руководящие группой компаний, большинство которых классифицируются как страховые предприятия.

Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства – этот сектор охватывает институционные единицы, связанные с оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам, т. е. это общественные организации, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д. и коллективные потребности – политические партии, профсоюзные организации, общества, ассоциации и др. Сюда входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их доходы (ресурсы) складываются преимущественно из добровольных взносов и пожертвований населения (домашних хозяйств) и из дохода от собственности.

Домашние хозяйства – это звено охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, принципиальными ресурсами которых являются: оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

Описанная выше структура системы финансов страны позволяет представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.

1.2.2. Финансовая политика

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в рамках единой экономической системы с целью обеспечения выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются важнейшие направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, формируется механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации государственной политики.

В основе реализации финансовой политики лежит ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

К частным (специфическим) условиям можно отнести следующие:

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика может подразделяться на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки строятся прогнозы основных тенденций развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений. Формирование долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика нацелена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что определяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Стратегия формирует благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают кредитно-денежная, бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Бюджетная политика Российской Федерации базируется на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается прежде всего в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От способа решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика выражается в формировании той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Однако существуют и выработанные мировой практикой принципы и подходы к рациональному построению налоговой системы.

Инвестиционная политика связана с формированием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в обеспечении условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения конституционных прав граждан страны и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика является симбиозом налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом определяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Для успешной реализации финансовой политики используется финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность различных форм и методов использования государством финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики в рамках экономической системы.

Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма можно отнести: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. установления ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.

Таким образом, финансовый механизм – наиболее динамическая часть финансовой политики. Его изменения происходят в процессе решения различных тактических задач, и поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической ситуации.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

«Практикум» содержит общие методические указания и методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 1 теме дисциплины «финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

III – обмен, смена форм стоимости (с товарной на денежную и наоборот) в результате купли-продажи