какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б

Финансы предприятий. Шпаргалка

какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Смотреть фото какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Картинка про какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Фото какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б

В данном издании содержатся примерные ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Цены и ценообразование». Книга написана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов экономических специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы предприятий. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Функции финансов предприятия

Финансы предприятий и организаций выполняют следующие основные функции.

1. Фондообразующая (источниковая) — обеспечение предприятия достаточным количеством денежных ресурсов с тем, чтобы обеспечить непрерывность воспроизводства на предприятии. Эта функция сводится к оптимизации финансовых ресурсов. У фирмы имеется много источников финансовых ресурсов: капитал, иностранный капитал, но они не бесплатны, их стоимость должна быть оптимальна. В первую очередь предприятие должно быть обеспечено необходимыми денежными средствами. Помимо того, оптимизация их величины и источников формирования является одним из способом получения наивысшего финансового результата. Выбор стратегии источников используемых денежных средств и на этой основе структуры капитала выступает главной ориентацией деятельности финансовых служб.

2. Формирование — функция, которая обеспечивает денежными ресурсами кругооборот средств на предприятии, т. е. функция вырабатывания денежных фондов. Задача состоит в том, чтобы сформировать денежные потоки на предприятии так, чтобы они работали результативно. Основные показатели — плановые.

3. Воспроизводительная — обеспечение сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых средств и финансовых ресурсов на всех этапах кругооборота капитала в ходе простого и расширенного воспроизводства.

4. Распределительная — функция использования денежных средств и фондов предприятия с целью удовлетворения своих потребностей, обеспечения максимальной реализации планов, дальнейшего его развития. Например, прибыль, являясь источником формирования фонда производственного или социального развития, резервного фонда и т. д., выступает объектом распределения.

5. Инвестиционно-распределительная — распределение финансовых ресурсов внутри предприятия с целью наиболее эффективного их использования. Финансовые ресурсы можно располагать по различным критериям: по структурным подразделениям; оборотным и необоротным активам; ликвидности; рискам.

6. Доходо-распределительная — распределение получаемых доходов между собственниками предприятия. Эта функция разрешает противоречия между собственниками (цель: увеличение потребления) и управленцами (цель: повышение доходности предприятия). В результате либо управленец становится собственником, либо собственник ориентируется на интересы предприятия.

7. Обеспечивающая — обеспечение прибыльности предприятия.

8. Распорядительная — тесно связана с воспроизводственным финансовым механизмом распорядительных отношений.

9. Контрольная — контроль за использованием финансовых ресурсов предприятия с помощью соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и оперативного учета; связана с использованием различного рода стимулов и санкций. Осуществление контроля рублем за денежным оборотом, формирование фондов денежных средств. Правильно организованный контроль рублем может дать ощутимые положительные результаты. Эта функция охватывает все стороны деятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоотношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета.

10. Стимулирующая — рациональная организация финансов содействует увеличению эффективности и результативности деятельности хозяйствующего субъекта, ориентированной на реализацию целей фирмы.

Наряду с основными функциями финансов предприятий существуют дополнительные функции:

1) финансовое планирование — заключается в распределении ограниченного объема финансовых ресурсов;

2) организация — взаимосвязь с бюджетами;

3) форматирование денежных доходов — обеспечение предприятия денежными средствами.

Источник

Какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множест­во функций, т. е. динамических проявлений своих свойств и предна­значений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность фи­нансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической сис­темы того или иного уровня.

Применительно к финансам предприятий основ­ными функциями являются: инвестиционно-распределительная, фондооб­разующая (или источниковая), доходораспределительная, обеспечи­вающая и контрольная.

Действительно, выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение основных вопросов.

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределитель­ная функция финансов в большей степени свойственна государст­венным финансам, когда аккумулированные денежные средства рас­пределяются в основном на нужды потребления всех членов общест­ва и финансирование стратегически важных, в том числе и социальных, программ. Тем не менее эта функция имеет место и в приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распреде­лении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.

Безусловно, сущность распределительной функции коренным об­разом меняется в зависимости от уровня социально-экономической системы — не требует особой расшифровки очевидный тезис о том, что реализация данной функции в системе государственных финан­сов и в системе финансов предприятий весьма различаются по мно­гим критериям, параметрам, способам реализации и др.

В частности, если на уровне государства распределительная функция имеет импе­ративный, т. е. нормативный, предписательный, характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в прило­жении к предприятию ее характер — рекомендательный, а мотивиров­ка и реализация принципиально иные — исходя из требований эко­номической целесообразности. В рамках системы управления пред­приятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности; б) виды активов.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезирован­ном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда от­носительно большее или меньшее внимание уделяется тому или ино­му подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Ос­новным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций.

Если некоторое струк­турное подразделение «обещает» доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные фи­нансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы. (Отметим, что в любом случае, исходя из принципа осторожности, при плани­ровании и реализации инвестиционных программ необходимо следо­вать логике диверсификации финансово-хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется «складывать все яйца в одну корзину».)

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимиза­ции — решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные сред­ства, поскольку в этом случае они по сути «омертвляются», «не ра­ботают»; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др.

Фондообразующая, или источниковая, функция финансов пред­приятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. нсточниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кре­диторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвова­ния, целевые взносы и др.

Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнитель­ных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ.

Что выгод­нее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых цен­ных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы фи­нансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кре­дитов и др.— как раз и оценивается в терминах финансов и в извест­ном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.

Суть доходораспределительной функции финансов предприятия заключается в следующем. Решающую роль в создании и функцио­нировании предприятия несут его собственники; они могут ликвиди­ровать компанию, поддерживать величину вложенного (т. е. принад­лежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расшире­ние ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения диви­дендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет боль­шую отдачу в будущем, и т. п.

Иными словами, собственники долж­ны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымает­ся из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме).

Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений.

Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли, благодаря чему капитал собственников возраста­ет, что при необходимости проявляется в получении ими дополни­тельных денежных средств по сравнению с исходными инвестиция­ми. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количествен­но выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение до­хода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

В чисто процедурном плане гораздо значимее второй ас­пект — система расчетных отношений, поскольку в современной эко­номике любые отношения в системах «предприятие — предприятие», «предприятие — государство», «предприятие — работники», «предпри­ятие — собственник» и т. п. чаще всего выражаются в форме денеж­ных отношений. Даже если имеет место движение нефинансовых ре­сурсов (продукция, услуги, бартер, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т. е. выражением величины вовлеченных в операцию ресурсов в стоимостной оценке.

Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной дея­тельности. Нормальная финансово-расчетная (платежная) дисципли­на, когда предприятие в срок рассчитывается со своим кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика, в полном объеме выпол­няет свои обязательства, является, вероятно, одним из наиболее важ­ных индикаторов успешности его работы.

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) инди­каторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наибо­лее действенный контроль за эффективным использованием ресурс­ного потенциала предприятия.

Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контраген­тами и государственными органами.

В частности, со стороны госу­дарства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предпри­ятия — организацией системы внутреннего аудита и т. п.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров пред­приятия.

Напомним, что модель взаимоотношений «принци­пал—агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории.

Эта тео­рия объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интере­сов между принципалами и агентами, состоящий в том, что послед­ние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных це­лей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала.

Среди основных причин: информацион­ная асимметрия, принципиальная невозможность составления полно­го контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если кон­фликт интересов не носит критического характера, говорят о конгру­энтности целевых установок всех заинтересованных лиц.

В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими, перед самой ком­панией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финан­совых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании дан­ной проблемы и ее решении исключительно высока.

Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функ­ция имеет не столько «карательно-негативный» оттенок (выявить не­исполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько «поощрительно-позитивный» (своевременность ис­полнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозмож­ными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов). Иными словами, контроль рублем дополняется возможно­стями снижения расходов и получения прямых и (или) косвенных доходов.

Большинство охарактеризованных функций финансов реализуют­ся на предприятии в рамках финансового менеджмента.

Источник

Функции финансов предприятия

М.В. Романовский и Б.М. Сабанти считают, что финансам организаций (предприятий) присущи следующие функции:

1) функция формирования капитала, доходов и фондов;

2) функция использования капитала, доходов и фондов;

3) функция регулирования денежных потоков предприятия; эта функция связана с процессом формирования и использования финансовых ресурсов, который опосредован соответствующими денежными потоками;

4) контрольная функция, которая находит проявление в процессе реализации предыдущих трех функций.

В.В. Ковалев считает, что финансы организаций (предприятий) выполняют следующие функции:

— фондообразующую (или источниковую);

Большинство экономистов считают, что финансы организаций (предприятий) выполняют воспроизводственную, распределительную и контрольную функции.

Задача воспроизводственной функции – систематическое формирование финансовых ресурсов из различных источников в объеме, необходимом для обеспечения текущей деятельности и развития организации (предприятия).

Посредством распределительной функциифинансов организаций (предприятий) происходит:

— формирование первоначального капитала (образующегося за счет вкладов учредителей), авансирование его в производство и воспроизводство;

— оптимизация пропорций распределения финансовых ресурсов по отдельным фондам денежных средств (целевым и специальным) для обеспечения текущей деятельности и развития;

— обеспечение сбалансированности материально-вещественных потоков и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала организации.

Распределительные отношения затрагивают интересы предприятий и организаций (как хозяйствующих субъектов) в целом, так и их учредителей, работников, а также кредитных, страховых организаций и государство.

Реализации интересов различных субъектов финансовых отношений организаций (предприятий) и повышению эффективности их деятельности способствует контрольная функция финансов предприятий.

Контрольная функция финансов предприятий реализуется через финансовый контроль за:

— процессами формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

— изменением финансовых показателей;

— состоянием платежей и расчетов;

— выполнением финансовых планов;

— правильностью начисления и уплаты налогов.

Контрольная функция способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения общественного продукта и национального дохода на предприятии и в народном хозяйстве.

Финансы предприятий выполняют свои функции с помощью ряда финансовых категорий, которые всесторонне характеризуют хозяйственную и коммерческую деятельность предприятий. К ним относятся: себестоимость, цена, выручка, валовой доход, прибыль, оборотные средства, амортизация и др.

7. Отраслевая специфика финансов предприятий влияет на:

1) состав и структуру производственных фондов

2) на длительность производственного цикла

3) на особенности кругооборота средств

4) на источники финансирования простого и расширенного воспроизводства

5) на состав и структуру финансовых ресурсов

6) на процесс формирования фин ресурсов, их планирование, распределение и использование

7) на формы и методы гос поддержки и финансирования

8) на особенности налогообложения и предоставления налоговых льгот

По структуре затрат на производство продукции п/п подразделяются:

1) материалоемкие (легкой, пищевой, химической, металлург. промышленности, машиностроение)

2) трудоемкие (угольной, лесной, с/х промышленнсоти)

3) топливоемкие (п/п электроэнергетики)

4) с выскокой долей амортизации (нефтедобывающей, газовой)

Особенности финансов промышленных п/п – важность этой сферы обусловлена тем, что они обслуживают ту часть эк-ки, в кот создается наиб часть СОП, НД и денежных накоплений. От этого зависит перераспределение.

1) Электроэнергетика: большая доля ОПФ (осн произ фондов) и меньшая доля запасов и затрат в оборотном активе при высокой доле дебиторской задолженности, государ регулирование тарифов.

2) Тяжелое м/стр – значительная фондоемкость и материалоемкость продукции, длительный производственный цикл, мелкосерийное и индивид предпр-во, неритмичные поступления выручки от реализации, значительное вложение оборотных средств в незавершенное производство и расходы буд периодов.

следовательно в них присутствуют высокие тарифы по страхованию (соц, от несчастных случаев на произв-ве и проф заболеваний)

Особенности фин подрядчика:

1) длительный произв цикл

2) в структуре обор активов наибольшая доля – НЗП

3) неравномерность поступления выручки

— особенности ценообразования в строительстве в виде сметной стоимости объекта

— особый порядок расчета за законченные объекты

— особенности формирования прибыли

— состав оборотных средств: большая доля НЗП, отсутствуют средства вложенные в гот продукцию, значительная доля дебиторской задолженности.

— значительный удельный вес арендованного оборудования

1) длинный произв-ный цикл который определяет биологич цикл в 9 мес в жив-ве и в растениеводстве 12 мес

2) зависит от природно-климатических условий

3) высокая доля риска следовательно необходимость создания резервов и страховых фондов и рисков

4) самовоспр-во – значительная часть продукции, потребляемая внутри отрасли и не поступающая на рынок

5) длит кругооборот средств следовательно неравномерное получение выручки

6) формирование финансового результата в конце года

7) значит долю во внеоборотных активах занимает продукт и раб скот

8) главным средством пр-ва является земля (не изнашивается, не амортизируется, но требует значительных средств на улучшение плодородия)

9) низкая рентабельность след необходимость гос поддержки с/x товаропроизводителей (развитие агропромышленного комплекса)

предприятия торговли – связующее звено между производ и продавцами/покупателями. Не создается доп потребит стоимости

1)быстрый оборот средств

2)выручка в розничной тороговле поступает в наличной и денежной форме

3)в структуре активов (внеобортных) велика доля арендуемых помещений и оборудования

4) большая доля оборотных средств; до 90% в структуре ОС занимает запасы в форме готовой продукции

5)затраты в торговле представляют собой издержки обращения: расходы на транспортировку, хранение, фасовку, доработку, зп работников с начислением ЕСН

6)особенности определения прибыли (разница между валовым доходом и издержками обращения)

7) особенности отнесения затрат на издержки обращения (транспортировка, хранение, доработка,фасовка, затраты на налоги и сборы,з/п)

8) особенности начисления НДС в оптово-розничной торговле

(источники – краткосрочные кредиты)

1) Сфера услуг,т.е. производство и потребление готовой продукции совпадают во времени

2) поступление выручки определяется основами расчета с потребителем

3) воспрор-во основых средств требует централизации финн рес-сов в разл фондах накопления (амотризац фонд)

4) естественная монополия, присутствует гос-во для регулирования цен на тарифы

Источник

Функции финансов и их проявление в работе финансового менеджера

Содержание

Функции финансов

К основным функциям финансов относятся следующие:

Действуют они одновременно и скоординировано.

Накопительная функция

На мировом финансовом уровне эта функция участвует в формировании Международного валютного фонда, на государственном – в образовании доходной части бюджета, а на уровне предприятия – в накоплении выручки.
В работе финансового менеджера накопительная функция проявляется через концентрацию всех финансовых ресурсов в соответствующих фондах денежных средств. Здесь имеются в виду как децентрализованные фонды (отраслевые, фонды объединений, предприятий), так и централизованные (федеральные и фонды кредитных ресурсов различных структур).
Именно в полной и своевременной мобилизации финансов в денежные фонды и состоит первостепенная задача финансового менеджера предприятия. Ведь недопоступление доходов чревато поиском дополнительных источников компенсаций прорех в бюджете организации.

Распределительная функция

какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Смотреть фото какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Смотреть картинку какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Картинка про какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б. Фото какие функции выполняют финансы организаций а распределительную б

Контрольная функция

Контрольная функция сигнализирует о наличии отклонений в пропорциях национального долга и валового внутреннего продукта. Эта функция проявляется на всех этапах осуществления финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
На предприятии контрольная функция реализуется через следующие операции:

В рамках проведения контрольных мероприятий финансовый менеджер предприятия выполняет следующие виды деятельности:

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Финансы

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *