какие фуражки у пограничников
История органов пограничной службы
Зеленой фуражке 100 лет
8 апреля 1894 года императором России были утверждены образцы формы одежды для «нижних» чинов флотилии ОКПС, а с 16 января 1898 года вступил в действие «Табель дополнительного обмундирования нижних чинов судов». Были применены исторически традиционные цвета пограничной стражи: белый и светло–зеленый. Вокруг темно–зеленых тульи и околыша располагались три светло–зеленые выпушки (канты). Это – первый факт появления зеленой пограничной фуражки. Но на море. На суше она появилась несколько позднее.
Зимним головным убором для всех родов войск были установлены шлемы защитного цвета, которые получили неофициальное название «богатырки», впоследствии – «буденовки». Впереди на шлем нашивалась суконная звезда цветом по роду войск. Для пограничной охраны, естественно, зеленая.
10 июля 1937 года было принято постановление ЦНК и СНК СССР, которое установило командному и начальствующему составу войск пограничной и внутренней охраны НКВД СССР знаки различия и форму одежды, принятые в РККА. Но в пограничных войсках петлицы и тулья фуражки остались зелеными с малиновыми кантами.
В 1938 году для военнослужащих Пограничных войск была введена общевойсковая форма одежды, но зеленые петлицы и тульи фуражек были сохранены. В этот же год для военнослужащих пограничной охраны была введена пилотка, которая в повседневной службе практически вытеснила фуражку, которая стала фактически парадным головным убором. С началом Великой Отечественной войны части Пограничных войск Западных пограничных округов вошли в состав действующей армии, цветные знаки различия, а также зеленая фуражка были заменены на цвет хаки. Цветные знаки различия и зеленые фуражки сохранились лишь в пограничных частях Южных и Восточных округов, не принимавших участие в боевых действиях. Аналогичное отличие по цвету знаков различия сохранилось и после введения погон.
Леонид Спаткай,исследователь истории пограничной службы.
Какие фуражки у пограничников
Среди тех, кто в нашей стране имел или имеет отношение к армейской службе, пожалуй, не многие гордятся цветом своих погон так, как пограничники. Зеленая фуражка по-прежнему является символом мужества, самоотверженности, преданности порученному делу, гордости за причастность к охране госграницы.
Возможно, потому, что в прошлом веке руководство пограничной стражей осуществлялось рачительным министерством финансов, с 1855 до 1898 г. существенных изменений в покрое и расцветке формы чинов пограничной стражи не происходило.
В 1893 году был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи и министр финансов был назначен его шефом. В 1901 году для его гражданского мундира была введена папаха со светло-зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. Светло-зеленым верх папахи стал у офицеров, и у рядовых пограничной стражи. Тогда же, в 1902 году, тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой.
Следовательно, 1902 год можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.
В 1911 г. фуражки этой расцветки были введены для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи. Они носили такие фуражки и во время первой мировой войны.
Знаменательный 1943 год вернул многие атрибуты дореволюционной русской армии: слово «офицеры», приветствие «здравия желаю (желаем)» и многие другие атрибуты дореволюционной русской армии. И конечно, погоны как знаки различия. Введение погон для НКВД было осуществлено особым Указом Президиума Верховного Совета и приказом наркома внутренних дел. Пограничники имели на них зеленые просветы и окантовку, а генералы носили зеленые лампасы на брюках, зеленую окантовку обмундирования и погон, папахи с зеленым верхом и фуражки «пограничной расцветки».
Приказ N 70 Министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды от 28 марта 1958 года в очередной раз сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава. Но цвета их фуражки, проводимая реформа, снова не коснулась.
Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы были в 1993-1994 годах, когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Указом Президента Российской Федерации 23 мая 1994 года рядовому составу погранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло-зелеными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства обороны стали «украшать» излишними орнаментами» вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то на пограничной фуражке осталась кокарда прежних скромных размеров. Однако, сохранив цвет, пограничная фуражка изменила теперь форму.
С дореволюционных времен высота четвертинок тульи фуражек была 43-55 мм, в 20-е-30-е года даже меньше. К 1993 году высота четвертинки достигла 85 мм, значительно увеличился и диаметр донышка.
Вещевой службой пограничных войск в Центральное вещевое управление Министерства обороны были представлены соображения по форме одежды пограничников, в которых фуражки были оставлены без изменений. Министерство обороны восприняло эти соображения без обсуждения и сразу включило их в Указ Президента.
Возможно, кому-то это и пришлось по душе как нечто новое. Но, думаю, немало и тех, кто испытывают грусть, от того, что форма офицеров пограничной авиации лишилась своей традиционной оригинальности и стала такой же, как в ВВС. Это, как и переодевание летчиков морской авиации в «общеавиационный» мундир, все же отказ от традиций, который, что ни говори, редко бывает оправданным.
Зеленая фуражка. Ее нечасто встретишь в городе, вдали от пограничных учреждений, но она сразу бросается в глаза, и при виде ее теплеют взгляды окружающих. Она, как и флотская бескозырка, символизирует постоянный нелегкий воинский труд. Вдали от Москвы, вдали от родного дома, в состоянии постоянной мобилизованности.
Статья из Геральдического сборника ФПС России.
Зеленая фуражка
Один из главнейших символов пограничной службы. Не зря даже самих стражей границ иногда называют «зеленые фуражки». Названный так из–за ярко–зеленого цвета тульи, этот головной убор имеет свою особенную историю.
Первый исторически доказанный факт появления пограничной фуражки (фуражирки), сшитой из серого сукна с темно–зеленым околышем и светло–зелеными кантами, относится к 1827 году, так что нынешнему головному убору пограничников, — 181 год. Темно–зеленый цвет был ведомственным колором министерства финансов Российской империи, а пограничная стража, как известно, входила в состав этого министерства до 1917 года. Но так как зеленый цвет оказался одинаковым для таможенных служащих и войсковых команд таможенно–пограничной стражи, то вскоре было решено таможенникам оставить изначальный темно–зеленый цвет, а пограничным стражникам дать более яркий, светло–зеленый. В последующие годы этот принцип закрепился. Так, в 1845 году для погранстражи была введена темно–зеленая фуражка–бескозырка со светло–зелеными кантами. С 1893–го тулья и околыш фуражки стали темно–зелеными, лишь канты были более светлого цвета. В 1902–м тулья фуражки становится светло–зеленой и напоминает ее современный вариант.
После революции, в период огульного отказа от «наследия царского режима», не нашлось убедительных доводов против пограничного цвета. Зеленую фуражку как традиционный летний головной убор отстояли «красные пограничники». В дальнейшем ярко–зеленая расцветка тульи фуражки и знаков различия сохранилась и оставалась достаточно неизменной, несмотря на значительные новации в обмундировании. Правда, в отличие от своего дореволюционного образца, советская пограничная фуражка имела светло–зеленую тулью, темно–синий околыш и малиновые канты.
Синий околыш впервые появился в 1922 году, когда была введена единая форма одежды войск Государственного политического управления (ГПУ), согласно которому вводился темно–синий зимний суконный шлем и фуражка с таким же околышем. Этот цвет считался оттенком василькового (синего) приборного цвета советских органов госбезопасности и означал принадлежность погранвойск к ведомству ГПУ, а т.к. и позднее погранвойска входили в состав НКВД, МГБ и КГБ, то эта идея была сохранена. По другой версии, у пограничников этот цвет происходит от синего приборного цвета кавалерии, т.к. в июне 1922 года приказом ГПУ для особых отделов по охране границы была установлена форма одежды кавалерийских частей РККА. Малиновый цвет изначально был приборным цветом пехотных частей и введен в кант пограничной фуражки приказом ОГПУ от 14 августа 1924 года. Только в 1958–м в соответствии с приказом министра обороны СССР малиновый цвет в целях унификации заменяется на алый (приборный цвет мотострелковых войск). В начале 1950–х гг. форменная одежда погранвойск претерпела изменения. Но, несмотря на то что светло–синий верх фуражек МВД и КГБ стал защитного цвета, пограничная фуражка по своей цветовой гамме не изменилась.
Белорусские пограничные войска в период создания формы одежды современных Вооруженных Сил сумели отстоять свои «боевые цвета». В первую очередь сохранили традиционный зеленый цвет на фуражке. Хотя в 1993 — 1996 гг. она имела светло–зеленый околыш и темно–зеленую тулью. Однако с мая 1996 г. основной головной убор военнослужащих пограничных войск вновь вернул свои традиционные цвета — светло–зеленую тулью, темно–синий околыш и красные канты.
Виктор ОСТРОГА, ведущий научный сотрудник Центра пограничных исследований, кандидат исторических наук, доцент, профессор Академии военных наук Российской Федерации.
Какие фуражки у пограничников
Родословная зеленой фуражки
Возможно, потому, что в прошлом веке руководство пограничной стражей осуществлялось рачительным министерством финансов, с 1855 до 1898 г. существенных изменений в покрое и расцветке формы чинов пограничной стражи не происходило.
Следовательно, 1902 г. можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.
В 1911 г. фуражки этой расцветки были введены для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи. Они носили такие фуражки и во время первой мировой войны.
Расцветка пограничных фуражек и зеленый приборный цвет, как видно, были выбраны удачно, поскольку они оставались достаточно устойчивыми, несмотря на значительные изменения в обмундировании.
В 1935 г. с образованием союзного НКВД и появлением персональных воинских званий была введена новая форма одежды военнослужащих НКВД, отличавшаяся от общевойсковой.
Отличающуюся от общеармейской форму пограничники носили до 1938 г. Ее сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия Красной Армии при сохранении зеленых петлиц на воротниках и окантовке обмундирования.
К этому времени относится введение в войсках пилотки. В повседневной службе она почти заменила фуражку, которая стала фактически парадным головным убором. Но для парадов и смотров была определена специальная караульная форма; возможно, поэтому личный состав пограничных нарядов на охрану границы заступал в фуражках, а пилотки в погранвойсках не получили широкого применения.
В начале 1941 г. в политической атмосфере уже пахло грозой. В связи с увеличением численности вооруженных сил и обеспечением лучшей маскировки было запланировано и начато очередное изменение формы одежды, основным направлением которого было сокращение многоцветности обмундирования. Но цветные фуражки формирований НКВД сохранились. Завершению этих перемен помешала война.
Этот приказ предусматривал распространение зеленого приборного цвета и на высший офицерский состав (генералов) погранвойск, что и применялось на практике вплоть до июля 1945 г. Генералы носили зеленые лампасы на брюках, зеленую окантовку обмундирования и погон, папахи с зеленым верхом и фуражки «пограничной расцветки».
Только после Парада Победы И.В. Сталин заметил наркому внутренних дел: «Лаврентий, Верховным Советом СССР введена единая форма для всех генералов. А что, разве предусмотрены «генералы НКВД»? Пришлось после этой реплики Сталина генералам погранвойск отпа-рывать лампасы и канты.
Известный октябрьский Пленум ЦК КПСС 1957 г. отстранил Г. К. Жукова от должности министра обороны. В связи с этим приказ о новой форме одежды был «положен под сукно» и нарочито забыт, хотя никакими документами его не отменяли. Но даже и сегодня историки военной формы одежды нигде и никогда о нем не упоминают.
Приказ № 70 от 28 марта 1958 г. министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды в очередной раз сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава, но цвета их фуражки проводимая реформа снова не коснулась.
Вещевой службой пограничных войск в Центральное вещевое управление Министерства обороны были представлены соображения по форме одежды пограничников, в которых фуражки были оставлены без изменений. Министерство обороны восприняло эти соображения без обсуждения и сразу включило их в Указ Президента.
Возможно, кому-то это и пришлось по душе как нечто новое. Но, думаю, немало и тех, кто испытывают грусть, от того, что форма офицеров пограничной авиации лишилась своей традиционной оригинальности и стала такой же, как в ВВС. Это, как и переодевание летчиков морской авиации в «общеавиационный» мундир, все же отказ от традиций, который, что ни говори, редко бывает оправданным.
Зеленая фуражка. Ее нечасто встретишь в городе, вдали от пограничных учреждений, но она сразу бросается в глаза, и при виде ее теплеют взгляды окружающих. Она, как и флотская бескозырка, символизирует постоянный нелегкий воинский труд. Вдали от Москвы, вдали от родного дома, в состоянии постоянной мобилизованности.
Статья взята из Геральдического сборника ФПС России.
Какие фуражки у пограничников
Родословная зеленой фуражки
В 1902 г. светло- зеленым верх папахи стал у офицеров и рядовых погранстражи. Тогда же тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой, Следовательно, 1902 г. можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.В 1911 г. фуражки этой расцветки были введены для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи. Они носили такие фуражки и во время первой мировой войны.В послереволюционное время в полном объеме форма одежды советской погранохраны впервые была объявлена приказом в 1923 г.
Она, как и флотская бескозырка, символизирует постоянный нелегкий воинский труд. Вдали от Москвы, вдали от родного дома, в состоянии постоянной мобилизованности.Статья взята из Геральдического сборника ФПС России.В. Куликов
Еще о фуражке пограничников
1893 году был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи и министр финансов был назначен его шефом. В 1901 году для его гражданского мундира была введена папаха со светло-зеленым верхоми крестообразно нашитым золотистым галуном.
Светло-зеленым верхпапахи стал у офицеров, и у рядовых пограничной стражи. Тогда же,в 1902 году, тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой.Следовательно, 1902 год можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.
Приказ N 70 Министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды от 28 марта 1958 года в очередной раз сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава. Но зеленые фуражки остались.
С дореволюционных времен высота четвертинок тульи фуражек была 43-55 мм, в 20-е-30-е года даже меньше. К 1993 году высота четвертинки достигла 85 мм, значительно увеличился и диаметр донышка.