какие хадисы считаются достоверными

40 достоверных хадисов для уммы

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Подборки хадисов

Различают хадисы двух видов: хадисы, которые принадлежат Пророку – они так и называются хадисами Пророка, мир ему и благословение, и хадисы, которые принадлежат Аллаху – они называются Хадисами-Кудси (Священными хадисами) и передаются через Пророка, мир ему и благословение. Подробнее.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»

Передают, что Айша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, говорили: «Не разрешалось поститься в дни ташрика никому, кроме тех, кто не мог найти скота для жертвоприношения [это касается только совершающих хадж]» (Аль-Бухари). Дни ташрика − одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца Зуль-Хиджа (см. Мусульманский календарь)

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”».

Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

Посланник Аллаха ﷺ сказал в прощальном хадже: «А они (женщины) имеют право на то, чтобы вы кормили их и одевали согласно обычаю» (Муслим)

Источник

Какие хадисы считаются достоверными

какие хадисы считаются достоверными. Смотреть фото какие хадисы считаются достоверными. Смотреть картинку какие хадисы считаются достоверными. Картинка про какие хадисы считаются достоверными. Фото какие хадисы считаются достоверными

Как определятся достоверность и слабость хадиса?

Достоверность хадиса у хадисоведов (мухадисов) и у ученых исламского права (муджтахидов) два разных определения. В этом предложении нас интересуют две вещи:

То есть, далеко не каждый «достоверный» хадис в терминологии мухаддисов является «достоверным» в терминологии муджтахидов. И далеко не каждый достоверный хадис в терминологии муджтахидов является «достоверным» в терминологии мухаддисов.

Иногда бывает, что если хадис совпадает с общепринятыми правилами Шариата, муджтахид поступает в соответствии с ним, несмотря на то, что в цепочке передатчиков которого есть неуверенность, используя при этом дополнительную информацию. В терминологии муджтахидов совокупность дополнительной информации с общепринятыми правилами Шариата делают «слабый» хадис «достоверным».

Разветвление «достоверности» хадиса на действия по нему.

«Кто объединит, без какой-либо уважительной причины два намаза, тот подошел к одной из дверей больших грехов» (Ат-Тармизи). В цепочке передатчиков есть человек по имени «Ханбаш Али ар-Рахби» и по мнению обладателей знаний, он «слабый» передатчик. Но не смотря на это, ученые поступают по нему. Имам ас-Суюти (р.а.) же сказал, что этим примером имам ат-Тармизи (р. а.) указал на то, что слабый хадис был подкреплен мнением ученых и на то, что действие ученых в соответствии с данным хадисом говорит о его достоверности.

В решениях о постановлении Шариата «слабый» хадис доводом не является, но его можно использовать в качестве мотивации к совершению благих деяний.

Имам Шамсуддин ас-Сахафи (р. а.) говорит: «Слабый хадис в Шариате доводом не является. Если же у такого хадиса есть много цепочек передатчиков, либо люди непрерывно поступали по нему в каждом поколении, либо этот хадис совпадает с другими достоверными хадисами, то можно приводить их в целях побуждения к совершению благих деяний».

Что подразумевается под определением «слабый хадис»?

Когда хадис не проходит все условия «достоверности» по терминологии мухаддисов, то его называют «слабым». Но та информация, которую несет «слабый» хадис, еще не говорит о том, что эта информация не соответствует действительности, связывая ее с данными полученными в результате наблюдений.

Часто бывает так, несмотря на то, что хадис прошел все условия достоверности по терминологии мухаддисов, но имам муджтахид опираясь на данные, полученные в результате наблюдений, не поступал в соответствии с ним. Причины способствующие оставить «достоврный» хадис следующие:

Нет сомнения в том, что «достоверность» хадиса в терминологии мухаддисов не достаточен для применения его на практике муджтахидом.

Муджтахиды общины из числа сахабов не поступали в соответствии с некоторыми хадисами, давая предпочтение другим хадисам.

Например, Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) оставил хадис, который передал Аммар (да будет доволен им Аллах) о «таямуме оскверненного», при этом сказав: «Побойся Аллаха, о Аммар». Также Умаром (да будет доволен им Аллах) был оставлен хадис, который передала Фатима бинта Кайс (да будет доволен ею Аллах), о «Необязательности предоставлении финансовых средств и жилья для окончательно разведенной женщины» в течении «идды», сказав: «Мы не оставим Книгу Аллаха и Сунну его Пророка из-за слов женщины, о которых мы не знаем, запомнила ли она их от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) или забыла.

Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) также не последовал хадису Аммара (да будет доволен им Аллах) «о таямуме оскверненного», сказав, обращаясь к Абу Мусу аль-Ашари (да будет доволен им Аллах): «Неужели ты не выидел, что Умара (да будет доволен им Аллах) эти слова не убедили».

Аиша ас-Сиддыка (да будет доволен ею Аллах) не согласилась с хадисом, который передала бинта Кайс (да будет доволен ею Аллах) «О необязательности предоставления финансовых средств и жилья для окончательно разведенной женщины» в течении «идды», сказав: «что случилось с Фатимой! Неужели она не боится Аллаха?!».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) не согласился с хадисом, переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) «о необходимости обновления тахарата после использования того, до чего дотронулся огонь» сказав: «Неужели нам необходимо брать тахарат после использования нагретого масла или горячей воды»?

Муавия (да будет доволен им Аллах) не согласился с хадисом преданным Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах) «О том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) во время обхода Каабы прикладывался только к двум углам»

Также многие известные сахабы (да будет доволен ими Аллах) не поступали в соответствии с хадисом «О необходимости тахарата после употребления в пищу верблюжьего мяса».

Большое количество ученых из числа табиинов, когда до их сведения доводили те или иные хадисы, противоречащие их доводам, говорили: «Нам это известно, но поступки сахабов на практике противоречат этому».

Абу Бакр ибн Джарир (да смилуется над ним Аллах) в ответ на слова своего брата: «Почему ты не ответил в соответствии с таким-то хадисом?» отвечал так: «Я не видел, чтобы кто-то из сахабов поступил также».

Хадис, заслуживший степень достоверности у мухаддисов еще не обязывает муджтахида поступать в соответствии с ним.

Для разумного человека ясно, без разницы согласен он с мазхабом или нет, что хадис, заслуживший степень достоверности у мухаддисов еще не обязывает муджтахида поступать в соответствии с ним. Наоборот это не возможно, так-так существует множество достоверных хадисов по смыслу противоречащих друг другу. Для того чтобы муджтахид поступил по хадису он должен соответствовать перечисленным условиям. Из этого следует, что если муджтахид по какой-то причине оставил хадис, значит это не его мазхаб (школа).

Если кто-то считает, что следование имаму муджтахиду, который обладал намного большими знаниями, чем любой их хадисоведов – это заблуждение. Как же он может считать правильным следование тем мухадисам, которые сами следовали одному из четырех мазхабов, особенно в вопросах «достоверности» и «слабости» того или иного хадиса?

Источник

Хадис

В сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис, в котором пророк Мухаммад говорит, что ему от Бога дана не только Книга (Коран), но и нечто похожее на неё (т.е. Сунна) (Абу Давуд, Сунан, II, 505) Таким образом, хадисы, а в широком смысле вся Сунна, как и Коран, является Божественным откровением. Коран является откровением, непосредственно переданным Аллахом пророку Мухаммаду и записанным на «защищенной скрижали», а Сунна является откровением, опосредованным речами и поступками пророка Мухаммада.

При этом, хадисы могут повторять смыслы Корана, либо комментировать их, либо же предписывать какие-либо действия, о которых в Коране прямо ничего не говорится. Существует даже специальная категория Богооткровенных хадисов, которые отличаются от обычных хадисов тем, что их смыслы исходили от Аллаха, но были переданы пророком Мухаммадом. Если пророк по незнанию совершал какие-либо ошибки, то Аллах сразу же поправлял его откровением. В связи с этим, жизненный путь пророка Мухаммада является тем идеалом, с которого должны брать пример все мусульмане. В Коране о необходимости следования за примером пророка Мухаммада.

История хадисов

Различные сообщения о пророке Мухаммаде, его речи и деяния стали впервые изучать и записывать еще при жизни пророка Мухаммада. Однако в то время возникла опасность смешения хадисов с аятами Корана. Поэтому первоначально он запретил записывать хадисы.

В сборнике хадисов Муслима содержится хадис, переданный Абу Саидом аль-Худри, в котором пророк предписывал записывать только откровения Корана и уничтожать все повествования о его речах и жизни. Но в этом же хадисе он разрешил своим сподвижникам передавать различные свидетельства о нем в устной традиции. Кроме того, в качестве исключения, пророк позволял некоторым своим приближенным записывать отдельные повествования о его жизни.

После завершения ниспослания большинства аятов Корана многие мусульмане уже знали его наизусть и умели различать аяты от других повествований о жизни Мухаммада. Поэтому пророк отменил запрет на детальное изучение и записи хадисов. В сборнике хадисов Тирмизи есть сообщение о том, что он разрешил запись его хутбы после завоевания Мекки. Тем не менее, в период правления первых Праведных халифов и даже в период табиунов записей хадисов было мало и это не приветствовалось в мусульманском обществе. Они были известны в основном в устной традиции. Причиной опять же было опасение того, что записанные хадисы со временем могут подменить Коран. Тем не менее, мусульманская традиция сохранила повествования о том, что некоторые сподвижники пророка Мухаммада записали достаточно большое количество сообщений о его жизни и речах.

Эти записи, наряду с устной традицией на протяжении длительного времени были известны мусульманам. Затем они вошли в состав более фундаментальных сборников хадисов. Ранние записи оказались невостребованными и постепенно были утеряны. Например, у Тирмизи есть информация о том, что Саад ибн Убада аль-Ансари имел записи хадисов пророка. По этим записям его сын передавал хадисы другим людям.

Признанными сборниками хадисов стали сборники Тирмизи, Абу Давуда, Ибн Маджа и Насаи. Несмотря на записи некоторых хадисов, которые были известны еще с периода жизни пророка Мухаммада, тем не менее, традиция передачи хадисов первоначально осуществлялась в основном устным путем. Основными хранителями хадисов являлись жители Мекки, а в особенности Медины. В этом городе, который стал второй родиной пророка Мухаммада, на протяжении первых столетий исламской эры были живы воспоминания о нем и различных эпизодах его жизни. Многие сподвижники пророка жили в этом городе и передавали своим потомкам повествования о различных эпизодах его жизни. Образ жизни и мировоззрение мединцев были сформированы на примере пророка, хадисы которого они тщательно хранили и передавали в сохранности из поколения в поколение. В Медину со всех концов мусульманского мира, для ознакомления с хадисами приезжали мусульмане, среди которых были выдающиеся ученые своего времени. Удобным поводом для путешествия был сезон хаджа, после совершения обрядов которого паломники приезжали в Медину для паломничества к мечети пророка.

Однако помимо Медины, различные хадисы были известны и в других регионах исламского мира, где стала формироваться традиция, построенная на преданиях того или иного региона. Дело в том, что сподвижники пророка Мухаммада жили в различных городах Халифата и там они рассказывали свои воспоминания местным жителям, которые в свою очередь запоминали их и передавали своим потомкам. Были известны, например «сирийские», «басрийские», «хомсские» хадисы.

Классификация хадисов

Наука, которая занимается изучением и классификацией хадисов называется «Ильм уль-хадис». Все хадисы состоят из текста (матн) и из цепочки его передатчиков (иснад), которая оканчивается тем сподвижником пророка, который слышал непосредственно от него тот или иной хадис. Цепочку передатчиков хадиса называют и иснадом. Степень достоверности хадиса зависит от степени достоверности цепочки его рассказчиков (рави) и соответствия текста хадиса кораническим аятам, а также другим достоверным хадисам.

Пример иснада и матна: «Абдулла ибн Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада ибн Джубайра ибн Мут’има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал суру «Гора»».

По степени достоверности, все хадисы подразделяются на сахих (достоверный), хасан (хороший) и заиф (слабый). Данная классификация относится не к словам и поступкам пророка Мухаммада, а только к доказательности того, что текст того или иного хадиса действительно восходит к нему.

Достоверные (сахих) хадисы

Достоверным хадисом называется сообщение, которое восходит к сподвижнику, а от него к самому пророку Мухаммаду посредством непрерывной цепочки правдивых, беспристрастных передатчиков (повествователей). В таких хадисах не существует никаких сомнительных моментов или отклонений (шазз) и недостатков (илля).
Для того, чтобы хадис считался достоверным, необходимы следующие условия:

1. Передатчики хадисов должны быть добросовестными людьми (адиль), отличающимися своей праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что они были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи. Если в цепи передатчиков (иснаде) есть нечестивец, то такой хадис достоверным не является;
2. Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рассматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рассказывали его одинаково. Это условие называется забтом;
3. Необходимо точно выяснить, что все передатчики хадисов были современниками и действительно встречались друг с другом, вследствие чего стала возможной передача сообщения. То есть, цепь передатчиков хадиса иснад должна быть непрерывной;
4. Хадис, переданный заслуживающим доверие передатчиком, не должен иметь отклонения в смыслах или противоречить другим хадисам, переданным другими заслуживающими доверие передатчиками.
5. В тексте и смыслах хадиса не должно быть никаких, даже незначительных явных или скрытых недостатков (илля), которые могут привести к сомнениям в достоверности сообщения.

Хорошие (хасан) хадисы

Хорошими называют такие хадисы, которые переданы непрерывной цепочкой праведных и богобоязненных передатчиков. Они не имеют никаких явных отклонений (шазз) или недостатков (илля). В этом качестве они приближены к категории достоверных хадисов (сахих). Однако в них имеются некоторые погрешности в специфических особенностях передатчиков.

Хадисы-хасан используются в исламском праве для решения различных вопросов. Однако вынесение суждения их основе не является таким категоричным и окончательным доказательством, как в случае с достоверными (сахих) хадисами. Много хороших (хасан) хадисов приводится в «Джами» Тирмизи и «Сунанах» Абу Давуда и Даракутни.
Слабые (заиф) хадисы

Слабыми называются хадисы, в которых не выполняется какое-либо одно или несколько условий, предъявляемых к достоверным и хорошим хадисам. Этим самым, вероятность восхождения такого хадиса к пророку Мухаммаду ставится под сомнение.

Относительно возможности доказательства какого-то правового действия слабым (заиф) хадисом, мусульманские улемы имели различные мнения. Многие из них категорически выступали против этого. По их мнению, слабые хадисы, в силу их сомнительности, не могут доказывать верность каких-либо правовых, и, тем более, вероучительных проблем. Однако другие известные улемы, как например, Ахмад ибн Ханбаль или Абу Давуд, считали, что вынесение правового предписания на основании слабого хадиса лучше, чем решение проблемы методом аналогии. Некоторые улемы считают доказательством данные слабого хадиса, при условии, что:

— Слабость хадиса не должна быть слишком явной;
— Слабый хадис должен быть в русле положений Корана и Сунны и при необходимости, в качестве исключения, лишь в какой-то мере может дополнять предписанные там положения религии;
— Мусульманин, совершающий то или иное деяние по слабому хадису, не должен иметь убежденность в обязательности этого поступка. Он совершает его только по причине предосторожности.
Кроме того, ссылка на слабые хадисы по вопросам основ исламской религии и права считается недопустимой.

Много слабых хадисов содержат такие сборники хадисов, как «Китаб аль-Иляль» Даракутни, «Китаб ад-Дуафа» Ибн Хиббана, «Китаб мизан аль-итидаль» Аз-Захаби, «Китаб аль-Марасил» Абу Давуда.

Слабые хадисы разделяются на многочисленные категории, некоторыми из которых являются следующие:

Наука о хадисах разделяется на несколько разделов, некоторыми из которых являются следующие:

1. Риваят аль-Хадис, который исследует проблемы, связанные с собранием и передачей текстов различных сообщений сунны (хадисов);
2. Дираят аль-Хадис, в котором исследуются проблемы, связанные с достоверностью этих сообщений, цепочкой их передатчиков (иснадом);
3. Джарх и Тадил, в которых изучаются личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки. В специальных книгах все передатчики хадисов (рави) перечисляются в алфавитном порядке. О них и об их жизни дается специальная информация, в том числе и о том, от кого и когда они слышали хадисы и кому их передавали;
4. Риджалу’ль-Хадис, в котором исследуются биографии и уровни передатчиков хадисов;
5. Илялю’ль-Хадис, в котором изучаются внешне невидимые, скрытые причины, которые не дают возможности относить тот или иной хадис в разряд достоверных;
6. Гарибу’ль-Хадис, в котором изучаются некоторые слова, которые редко употреблялись в арабском языке, либо были привнесены в этот язык позднее;
7. Мухталифу’ль-Хадис, который изучает различные хадисы, в которых присутствуют некоторые кажущиеся внешние противоречия и устраняет их.
8. Насх и Мансух, в котором изучается отмена правового действия одного хадиса другим.
Сборники хадисов

Все сборники хадисов по степени достоверности и надежности разделяются на категории.

В первую категорию входят сборники, в которых содержатся не вызывающие никаких сомнений общеизвестные (мутаватир), достоверные (сахих), известные (машхур) и хорошие (хасан) хадисы. К этой категории суннитская традиция относит сборники хадисов Бухари и Муслима «Сахих» и «Муватту» Малика ибн Анаса.

Вторую категорию составляют книги, по степени достоверности хадисов уступающие сборникам первой категории, но, тем не менее, достойные внимания в связи с тем, что и там авторы применили в отборе сообщений свои методы. Ко второй категории относятся сборники «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Давуда и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля. Данные этих двух категорий книг используются в суннитском Исламе в качестве доказательств вероучительного и правового характера.

К третьей категории относят сборники, в которых наряду с достоверными (сахих) хадисами имеются и слабые (заиф). В эту категорию входят сборники Байхаки, Табарани, Абд ар-Раззака и Тахави. Этими сборниками пользуются только специалисты.

К четвертой категории относятся сборники, которые появились после эпохи великих мухаддисов. Там содержатся различные повествования, которые не отвечают требованиям науки о хадисах. На основании данных этих сборников нельзя выдавать правовое предписание, а тем более на основании их данных не может формироваться мировоззрение мусульман.

В умеренном шиизме методы и терминология науки о хадисах во многом сходны с суннитскими, хотя там имеются и некоторые отличительные особенности.

Некоторые термины, которые используются в науке о хадисах:

«Исламский энциклопедический словарь»; Большой энциклопедический словарь.

Автор: Кавказский Узел

Источник

Muntaqa

Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи

Какой хадис называют достоверным (сахих)?

Общие условия достоверного хадиса

Ученые сошлись на том, что хадис, который называют достоверным, должен в общем соответствовать пяти условиям:

Примечания.

1. Таковы условия хадиса, который относят к категории «достоверный сам по себе» (сахих ли затихи).

2. Если какой-либо из его передатчиков имеет недостаток в точности, то сами по себе хадисы с таким иснадом относят к категории «хороших». Но если у одного хадиса есть несколько «хороших» иснадов, то его относят к категории «достоверного по причине другого» (сахих ли гейрихи).

Хафиз Шамсуддин ас-Сахави аш-Шафии вместил оба вида в одном определении. Он писал: «Достоверный сам по себе, а также по причине другого — это хадис, который уберегся от суждения об изъяне в его иснаде и матне. Поскольку его иснад непрерывен, состоит из передатчиков, сохранивших свое достоинство, совершенно точных в передаче — или недостаточно точных, если есть подкрепляющие версии — он не является отклонившимся и не содержит скрытого недостатка». См. «Ат-Таудых аль-абхар», с. 30.

قال الحافظ شمس الدين السخاوي الشافعي: «(فالصحيح) : لذاته وكذا لغيره، (ما سلم من الطعن في إسناده ومتنه) إذ هو المتصل السند بالعدل التام الضبط أو القاصر عنه إذا اعتُضد من غير شذوذ ولا علة». انظر: «التوضيح الأبهر»، ص. 30.

3. Обычаем ранних мухаддисов было делить хадисы только на достоверные (сахих) и слабые (да’иф), и потому иногда достоверными у них назывались хадисы, которые позже были разделены на достоверные и хорошие (хасан). Писал имам Ибн ас-Салях аш-Шафии: «Среди приверженцев хадиса есть те, кто не выделяет хорошие (хасан) хадисы в отдельный вид, а делает их одним из видов достоверных хадисов, так как они относятся к видам хадисов, которые используются в качестве доказательства (худжа)». См. «Аль-Мукаддима», с. 110.

قال الإمام ابن الصلاح الشافعي: «مِنْ أهلِ الحديثِ مَنْ لا يُفردُ نوعَ الحسَنِ ويجْعَلُهُ مُندرِجاً في أنواعِ الصحيحِ؛ لاندراجِهِ في أنواعِ مَا يُحتجُّ بهِ». انظر: «المقدمة»، ص. 110.

И были примеры того, как при разделении хадисов на достоверные и слабые ранние мухаддисы относили хорошие хадисы к категории слабых, как это может пониматься из слов шейх уль-Ислама Такыюддина ибн Таймии, см. «Минхадж ас-сунна» 4/341.

Источник

Хадисы ахад, мутаватир, машхур и прочие

Вторым по значимости источником исламского права является Пречистая сунна, включающая в себя хадисы – изречения и действия Пророка Мухаммада (с.г.в.) в конкретных ситуациях и по тем или иным вопросам.

Хадисы неоднородны, существует ряд их классификаций. Согласно одной из них, они подразделяются на мутаватир и ахад.

Хадисы мутаватир

Арабское слово «мутаватир» образовано от слова «таватур» («следование друг за другом»). Хадис-мутаватир – сообщение, которое передано большим числом верующих.

Основные критерии:

1. Сообщение должно быть передано таким количеством передатчиков, чтобы они чисто теоретически не могли сговориться и выдумать ложный хадис. Как правило, в данном случае речь идёт о десятках людей.

2. Все передатчики должны быть заслуживающими доверия. Иными словами, среди них не могут быть известные лжецы.

3. Непосредственность получения информации. То есть в подобных хадисах, как правило, присутствуют слова «Мы слышали…» или «Мы видели…»

Хадисы-мутаватир бывают двух видов:

— Мутаватир аль-Ляфзи – хадисы, которые соответствуют всем требованиям как по тексту сообщения, так и по смыслу.

Пример: «Тот, кто намеренно возводит ложь на меня (то есть приписывает Посланнику Аллаха, с.г.в., то, чего он не говорил и не делал), пусть займёт место в Огне!» (Бухари). Этот хадис передали несколько десятков сахабов.

— Мутаватир аль-Манави – хадисы, которые могут незначительно отличаться по содержанию, но имеют общий смысл. Например, во множестве сообщений от разных сахабов говорится о том, что Пророк Мухаммад, с.г.в., во время выполнения дуа поднимал свои руки.

Степень достоверности

Если хадис относится к категории мутаватир, то он считается абсолютно достоверным. Верующие же должны следовать таким указаниям, так как их выполнение возводится до категории обязательных действий (ваджиб). Если же верующий этого не делает, то ему за это может засчитаться грех.

Хадисы ахад

Арабское слово «ахад» является однокоренным слову «вахид» («один»). То есть терминологически к этой группе относят те риваяты, что переданы одним человеком, хотя сюда могут относиться также сообщения, доведённые до нас благодаря пересказу нескольких верующих. Под хадисами-ахад понимаются те сообщения, которые не соответствуют требованиям мутаватир.

Хадисы-ахад бывают трёх видов: машхур, азиз и гариб

Машхур («известные») переданы несколькими передатчиками и не соответствуют требованиям мутаватир.

Пример: «Мусульманин – тот, кто не вредит другим правоверным своими руками и языком» (Бухари и Муслим).

В отличие от хадисов мутаватир, машхур не считаются абсолютно достоверными, так как среди них присутствуют как достоверные, так и хорошие, слабые и выдуманные.

Азиз («редкие») – хадисы, которые переданы несколькими верующими, но в отличие от машхура они считаются менее известными.

Пример: «Не уверует никто до тех пор, пока не начнёт любить меня больше, чем всех остальных людей» (Бухари, Муслим).

Гариб («одиночные») – те, что переданы только одним человеком.

Пример: «Поистине, дела оцениваются по намерениям» (Бухари и Муслим со слов Умара ибн Хаттаба, р.а.).

Достоверность хадисов-ахад

В связи с тем, что они не обладают такой достоверностью, как аяты Корана или хадисы-мутаватир, ряд алимов поставили под сомнение необходимость учёта хадисов-ахад при вынесении тех или иных решений. По их мнению, в исламе нельзя руководствоваться предположениями, так как это может привести к ложному знанию.

Однако большинство учёных считают, что хадисы-ахад всё же могут использоваться в качестве доводов при соблюдении условий достоверности (то есть, иными словами, однозначно нельзя применять выдуманные хадисы).

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

привет) не нашёл подходящую тему, в общем как расплатиться с долгом если не знаешь где найти человека который дал в долг деньги? спасибо

Уа алейкум ассалам. Вы должны приложить все усилия для того, чтобы найти его, если же Вам это не удастся по истечении длительного промежутка времени, то эти деньги лучше раздать в качестве милостыни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *