какие характерные черты выделили
Типы экономических систем
Понятие экономической системы
Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.
Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.
Тип экономической системы характеризует:
Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.
Основные типы экономических систем
В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:
Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.
Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:
Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.
Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.
Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.
Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.
Отличительные черты экономических систем
Черты традиционной экономики
Особенности командно-административной экономики
Черты рыночной экономики
Характерные черты смешанной экономики
У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:
Таблица с различиями видов экономических систем
Критерии отличия | Традиционная экономика | Командно-административная | Рыночная | Смешанная |
Кому принадлежит собственность | Преимущественно общине | Преимущественно государству | Преимущественно частным лицам | Разнообразие форм собственности |
Что производят | Основано на традициях | Общественные блага | Потребительские товары | Общественные и потребительские товары |
Как производят | Решает государство | Решает производитель | Решает производитель и государство | |
Для кого производят | Для всех потребителей | Для конкретных потребителей | Для всех и для отдельных потребителей | |
Роль государства | Активная | Определяющая | Охранная | Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов |
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.
Основные типы общества
6 класс, 8 класс, 10 класс
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
Ручной труд и примитивные технологии.
Преобладание сельского хозяйства.
Низкая социальная мобильность.
Преобладание ценностей коллективизма.
Влияние церкви на общественную жизнь.
Признаки традиционного общества:
Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.
Низкий темп развития.
Направлено в прошлое, боится нововведений.
Полное поглощение личности коллективом.
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
Активное развитие промышленности.
Серийное машинное производство и автоматизация.
Превращение науки в общественный институт.
Рождение массовой культуры.
Предоставление прав и свобод людям.
Формирование гражданского общества.
Признаки индустриального общества:
Базовая структура — экономика.
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
Развитие сферы услуг.
Основная единица товара — информация (знания).
Развитие информационных технологий.
Профессиональное деление общества.
Широкое использование компьютерных технологий.
Реализация научно-технической революции.
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
Фактор развития — теоретические знания или информация.
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Другие классификации общества
Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.
По степени открытости
Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.
По наличию письменности
Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.
Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.
По степени социального расслоения
Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.
Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.
На основании доминирующей религии
Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.
Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.
Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.
Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».