какие характерные и явные признаки рас появляются в старшем дошкольном возрасте
Особенности психолого-педагогической диагностики РАС в дошкольном возрасте
Критерии ранней диагностики
Результаты исследований (К. С. Лебединской, О. С. Никольской, 1991 выявили как особенности клинико-психологической структуры ранних проявлений РДА, сходные с симптоматикой периода наибольшей выраженности этой аномалии развития (в возрасте 4-6 лет, так и ряд проявлений, специфичных именно для первых 2 лет жизни аутичного ребенка.
Нарушения зрительного контакта. Типичным было отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», неподвижный, застывший, испуганный.
Нарушение комплекса оживления. Отмечались его отставленность, слабость реакции на свет, звук, погремушку; выпадение двигательного, голосового компонентов; слабость, редкость улыбки, ее отнесенность не к лицу, а к его части (например, бороде, усам, очкам, детали одежды; преимущественное возникновение на локальный свет, вестибулярное ощущение, отсутствие заражаемости от улыбки, смеха взрослого.
Нарушения общения с детьми (72%). Они проявлялись в игнорировании (пассивном, активном, негативных импульсивных действиях, игре «рядом», амбивалентности, страхе детей (сопротивлении, убегании при попытке вовлечь в игру, агрессии: ограниченности контактов узким кругом детей, родственников.
Измененное отношение к физическому контакту (19%). Оно проявлялось в его неприязни, гиперсензитивности, переносимости лишь «малых доз», избирательному стремлению к взаимодействию стимулирует вестибулярные ощущения (кружению, подбрасыванию и т. д.).
Измененное отношение к словесному обращению (21%). Характерными были отсутствие отклика на имя, другое обращение (псевдоглухота); слабость, избирательность реакции; отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания.
Особенности отношения к неодушевленному (21%). Отмечались необычность излюбленного объекта внимания (яркое пятно, деталь одежды, орнамент ковра, обоев); нарушение дифференциации одушевленного и неодушевленного (страхи меха, изображений человека или животных; механическое использование руки, туловища другого человека; обследование другого ребенка как неодушевленного предмета).
Страхи (80% наблюдений)
Сверхценные (72%). Это были страхи одиночества, высоты, лестницы; чужих, животных; страх темноты нередко отсутствовал.
Обусловленные сенсоаффективной гиперестезией (35%). Отмечались страхи бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, звука лифта, шума воды в туалете, трубах, яркого (света, блестящих предметов, резких тонов одежды окружающих, мокрого (воды, капель дождя, снежинок, горшка; мельканий света, резких перемен кадра на экране, аффективно насыщенных метафор.
«Феномен тождества» (79% наблюдений)
К нему относились трудности питания ребенка: (сложность введения прикорма, отвергание новых видов еды, ритуальность в ее режиме и атрибутике (53%); приверженность к привычным деталям окружающего: расположению мебели, игрушек, других предметов, негативизм к новой одежде (69%); патологические реакции на перемену обстановки: (помещение в ясли, больницу, переезд.
Нарушения чувства самосохранения (21% наблюдений)
Характерным было «отсутствие чувства края»: опасное свешивание за борт коляски, упорное стремление перелезть за стенку манежа.
Стереотипы (69% наблюдений)
Двигательные (51%). Наблюдались раскачивания в коляске, манеже, однообразные повороты головы, ритмические сгибания пальцев, упорное, с характером одержимости раскачивание на игрушечной лошадке, качалке; манежные движения; машущие движения кистью, предплечьем; разряды прыжков. Обращал внимание вычурный рисунок двигательных стереотипий. Сенсорные (32%). Стереотипные зрительные ощущения вызывались верчением перед глазами пальцев, колес игрушки, включением и выключением света.
Особенности речи (69% наблюдений)
Нарушения импрессивной речи (21%). Они проявлялись в слабости или отсутствии реакции на речь, предпочтении тихой, шепотной речи, «непонимании» словесных инструкций.
Нарушения экспрессивной речи (49%). Отмечалось отсутствие или запаздывание фаз гуления, лепета, их неинтонированность; запаздывание или опережение появления первых слов, их эхолалический характер, необращенность к человеку, необычность, малоупотребительность; «плавающие» слова.
Особенности познавательной деятельности и интеллекта (72% наблюдений)
Отставание (33%). Оно проявлялось в интеллектуальной пассивности, отсутствии, либо значительном отставании формирования речи, трудностях сосредоточения и резкой пресыщаемости внимания.
Особенности игры (29% наблюдений)
Они проявлялись в нередком отсутствии игры вообще (игнорировании игрушки, ее рассматривании без стремления к манипуляции, задержке на стадии элементарных манипуляций, часто лишь с одной игрушкой (19%). Характерным было манипулирование с неигровыми предметами, их одушевление, соединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам (21%).
Особенности витальных функций и аффективной сферы (98% всех наблюдений)
Гиповозбудимость (42%). Отмечались мышечный гипотонус, малоподвижность, необычное «спокойствие»; отсутствие реакции на физический дискомфорт (мокрые пеленки, холод, голод, запоры).
Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений.
«Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте» Сенсорное развитие ребенка является одной из основных сторон дошкольного воспитания и составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Консультация «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте» Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем.
Особенности игры детей с РАС Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают.
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.
Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.
Памятка для педагогов ДОУ «Правила педагогической диагностики в контексте ФГОС» Правила педагогической диагностики в контексте ФГОС ДО по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой».
Практическая работа «Виды педагогической диагностики» Практическая работа. Виды педагогическая диагностика. Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает.
Практическая работа «Виды педагогической диагностики» Практическая работа. Виды педагогическая диагностика. Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает.
Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, появились нормативно правовые документы.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) в ДОО (часть первая)
юлия гладкова
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) в ДОО (часть первая)
Аути зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений».
Основные причины развития
Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.
К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.
Есть и другие причины РАС:
— Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
— Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
— Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.
– осложнения при родах;
– воздействие токсинов до или после родов;
– туберозный склероз, синдром ломкой Х-хромосомы, фенилкетонурию, синдром Ретта и синдром Ангельмана (на эти расстройства приходится около 25% случаев РАС).
Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Классификация расстройств аутистического спектра
В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:
— Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
— Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
— Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
— Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
— Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.
Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых
Проявления расстройств аутистического спектра
РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.
У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.
Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.
К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:
— Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
— Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
— Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
— Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т. д.).
— Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
— Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т. д.
— Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.
Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.
Когда можно выявить РАС?
На что обратить внимание?
Еще до постановки диагноза родителям следует обращать внимание на красные флажки. Они могут указывать на РАС и требуют экспертной оценки:
– отсутствие или плохая реакция на имя и обращенную речь после 12–14 месяцев;
– нет жестов в 14–15 месяцев;
– нет отдельных слов к 16–18 месяцам или фраз к 2 годам;
– утрата ранее приобретенных языковых или социальных навыков;
– плохой зрительный контакт;
– тяга к определенному расположению игрушек или предметов;
– отсутствие улыбки или ответной эмоциональной реакции.
Скрининг позволяет выявить РАС и другие нарушения развития в возрасте до полутора лет. Как правило, его проводят несколько раз – в полтора года, в два и три года, в 5 лет, перед школой. В некоторых странах скрининг на РАС включен в протокол осмотра детей, и педиатры обязаны его провести даже при отсутствии жалоб у ребенка и его родителей.
Более поздние признаки РАС (для детей старше двух лет):
– постоянно повторяющиеся движения (машут руками, раскачиваются);
– трудности с началом и поддержанием разговора;
– проблемы с участием в социальных играх и играх, требующих воображения;
– дословное повторение одних и тех же слов или фраз в сочетании с непониманием, как их использовать, изменение местоимений на обратные («ты» вместо «я», несвязные ответы на вопросы, необычный голос (певучий или роботоподобный);
– озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин);
– жесткое соблюдение определенных распорядков или ритуалов (ребенок придерживается строгого маршрута, сильно тревожится при малейших изменениях в режиме дня, не любит новые места).
Диагностика РАС
Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведения ребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т. д.
Как правило, используются следующие средства диагностики:
— Тесты со специальными опросниками.
— Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т. к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
— Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
— Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.
Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.
В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:
— У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
— Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
— Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
— Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.
Коррекция расстройства аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра – это специфические нарушения, для которых не придумано единой схемы терапии. В принципе, это состояние нельзя вылечить, но есть способы коррекции, которые могут улучшить состояние ребенка.
К основной цели коррекции относится формирование навыков, которые позволят ему максимально адаптироваться к окружающей среде, самостоятельно функционировать в быту. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими людьми в той форме, которой будет достаточно для выстраивания нормальных социальных связей.
Проводятся следующие терапевтические мероприятия:
— Поведенческая терапия. Специалист наблюдает за поведением ребенка, выясняя особенности его заболевания, реакции на те или иные раздражители. На основании этого анализа подбираются определенные стимулы, которые помогут скорректировать поведение. Это может быть любимая игрушка, какое-то развлечение, с помощью которых специалист подкрепляет необходимые реакции у ребенка (визуальный контакт, разговор, участие в игре). Освоение этих навыков раскладывается на мелкие действия, которые более доступны ребенку. В дальнейшем сложность увеличивается.
К ним относятся: прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA, структурированное обучение ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children,развитие межличностных отношений (Relationship Development Intervention, RDI,
холдинг-терапия, метод «Son-Rise», средовой подход (И. Ю. Захарова) и др.
— Медикаментозная терапия. Использование препаратов оправдано только в случае агрессии и различных деструктивных расстройств в поведении. Используются психотропные средства, легкие седативы.
— Коррекция речи. Как правило, у большинства детей с РАС есть нарушения речевого развития, которые мешают нормальному общению и социальному взаимодействию. Задача логопеда – обучить пациента любым доступным средствам коммуникации. Регулярные упражнения позволят добиться правильности построения предложений, научат языку жестов и внятности речи.
— Физиотерапевтические процедуры. ЛФК и массаж позволяют компенсировать нарушения двигательной сферы.
Профилактика и прогноз
Расстройства аутистического спектра – это набор разных нарушений, поэтому успешность терапии напрямую зависит от их специфики и того, насколько вовремя начата коррекция. Благоприятнее всего прогнозы у тех форм РАС, которые не сопровождаются тяжелыми нарушениями речевой функции и умственной отсталостью. Профилактика РАС не разработана, потому что основную роль в их развитии играет генетический фактор. Но детям, которые находятся в группе риска, нужно проходить обследование задержек развития в 9, 18 месяцев, а также в 2 и 2,5 года.
Важно понимать, что это не приговор. Современные способы коррекции позволяют сформировать необходимые навыки социального взаимодействия, поэтому человек сможет самостоятельно обслуживать себя, устроиться на работу и завести семью. Более того, многие люди, у которых диагностировано аутистическое расстройство, добиваются достаточно серьезных успехов в своей профессиональной деятельности. Этому способствует особенности самого расстройства, т. е. фокусировка на определенной задаче, склонность к выполнению монотонных действий и усидчивость.
«Привет, Салаги!» Часть первая В этом художественном рассказе присутствуют некоторые эпизоды из моего детства. Меня разбудила Анька! Нет, ну это нормально, в полшестого.
Фотозарисовка «Мой цветочный рай». Часть первая Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального существования и здоровья. Понимание их специфики как.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
Наш экотуризм. Часть первая. Фитотуризм В последнее время стали популярны разные виды отдыха – агротуризм, горный туризм, фитотуризм, экстремальный туризм, экскурсионный и другие.
Расстройство аутистического спектра
Что такое расстройство аутистического спектра?
Расстройство аутистического спектра (РАС) представляют собой ряд связанных расстройств развития человека, начинающих в детстве и сохраняющихся в течение всей взрослой жизни.
РАС может вызвать широкий спектр симптомов, сгруппированных в три широкие категории:
В настоящее время нет лекарства от болезни, но есть ряд методов лечения, улучшающих симптомы, перечисленные выше.
Типы РАС
Симптомы и признаки РАС могут варьироваться от ребенка к ребенку и от легкой до тяжелой степени.
В широком смысле, есть три основных типа расстройства:
Аутистическое расстройство
Дети с аутистическим расстройством обычно имеют серьезные проблемы с языком, социальным взаимодействием и поведением. Многие дети с аутистическими расстройствами также могут иметь трудности в обучении и интеллект ниже среднего.
Синдром Аспергера
Дети с синдромом Аспергера имеют более мягкие симптомы, влияющие на социальное взаимодействие и поведение. На языковое развитие обычно не влияет, хотя часто возникают проблемы в определенных областях, например, понимание юмора или фигуры речи.
Дети с синдромом Аспергера обычно имеют интеллект выше среднего. Некоторые дети имеют опыт в областях, требующих логического мышления, памяти и творчества, таких как математика, информатика и музыка. (Однако 1 из 200 детей являются исключительно квалифицированными, так называемыми «аутистами»).
Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений
ПРР-БДУ можно рассматривать как «диагноз исключения». Диагноз «ПРР-БДУ» ставиться детям, имеющие некоторые, но не все, признаки аутистического расстройства и/или синдрома Аспергера.
У большинства детей с ПРР-БДУ симптомы слабее, чем у детей с аутистическим расстройством, но у них нет хороших языковых навыков и интеллекта выше среднего, наблюдаемых при синдроме Аспергера.
Насколько распространены расстройства аутистического спектра?
РАС встречается не редко, по оценкам, у 1 из каждых 100 детей есть РАС.
РАС чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Мальчики в три-четыре раза чаще заболевают аутизмом, чем девочки.
Количество диагностированных случаев РАС увеличилось за последние два десятилетия, но это не обязательно означает, что состояние становится все более распространенным. Некоторые эксперты утверждают, что увеличение числа диагностированных случаев может быть связано с тем, что работники здравоохранения начали лучше диагностировать случаи расстройства.
В прошлом многие дети с расстройством аутистического спектра могли ошибочно помечаться как «трудные» или «стеснительные» дети, и им не давали необходимого лечения.
Причины расстройств аутистического спектра
Причины расстройств аутистического спектра можно описать двумя способами:
90% случаев РАС являются первичными. Остальные 10% являются вторичными.
Генетические факторы
Большинство исследователей считают, что определенные гены, наследующие ребенок от своих родителей, могут сделать их более уязвимыми для развития РАС. Это объясняется двумя причинам.
Во-первых, известно, что случаи РАС протекают в семьях. Если у старшего ребенка развивается расстройство, есть вероятность 5-6%, что у любого нового ребенка, рожденного от тех же родителей, также будет данная болезнь.
Если у идентичного близнеца развивается РАС, есть вероятность 60%, что другой близнец также будет ей болеть.
В настоящее время никаких специфических генов, связанных с РАС, выявлено не было.
Психологические факторы
Большая часть исследований возможных психологических факторов, лежащих в основе болезни, основана на концепции, известной как «Модель психики человека» или «Теория разума».
Теория разума — это способность человека понимать психические состояния других людей, то есть осознавать, что у каждого человека, с которым вы встречаетесь, есть свой набор желаний, намерений, убеждений, эмоций, перспективы, симпатий и антипатий. Или, проще говоря, Модель психики человека — это способность видеть мир глазами другого человека.
Считается, что к четырем годам большинство детей без РАС полностью понимают модель психики человека. У дети с РАС развивает ограниченное понимание модели. Это может быть одной из основных причин их проблем с социальным взаимодействием.
Симптомы и признаки
Поскольку расстройство аутистического спектра может вызывать столь широкий спектр симптомов, существует множество различных способов группировки этих проявлений.
Для родителей полезно знать признаки и симптомы РАС, связанные с этапами развития ребенка.
Ранние признаки РАС: 6-18 месяцев
Хотя родителям может быть трудно обнаружить, у большинства детей с РАС появляются признаки в возрасте от 6 до 18 месяцев. Эти признаки объясняются ниже.
Признаки РАС у дошкольников
Признаки РАС обычно становятся более очевидными, когда ребенок становится старше.
Проблемы с языком станут более заметными. Вполне вероятно, что у ребенка начнутся проблемы с социальным взаимодействием. Они также покажут необычные образцы поведения.
Симптомы, которые часто развиваются в этом возрасте, объясняются ниже.
Развитие языка
У ребенка может наблюдаться задержка речи или он вообще не будет говорить. Большинство детей могут составить два словосочетания, такие как «мяч… хочу» или «я… пить» в возрасте до двух лет.
Задержка языкового развития обычно не затрагивает детей с синдромом Аспергера, но их речь может быть затронута другими способами. Например, он может звучать очень однообразно, ровно и/или необычно быстро.
Воспроизведение
Ребенок может не проявлять особого интереса к играм с игрушками в образной форме, но они играют в повторяющейся манере.
Например, вместо того, чтобы толкать игрушечную машинку по полу, ребенок может сконцентрироваться на вращении одного из колес только на машине. Или вместо того, чтобы использовать блоки лега для создания объекта, они выстраивают блоки в порядке размера или цвета.
Дети с РАС часто предпочитают играть с предметами домашнего обихода, такими как веревка, ручки или ключи, а не с игрушками. Они с удовольствием играют одни часами, не нуждаясь в наблюдении или внимании.
Социальное взаимодействие
Многие дети с РАС часто смотрят прямо сквозь кого-то. У них мало или нет осведомленности о других людях.
Ребенок может не интересоваться другими детьми того же возраста или участвовать в общих мероприятиях.
Некоторые дети с РАС могут попытаться установить дружеские отношения с детьми, но затем ведут себя неадекватно, например, внезапно целуя или избивая другого ребенка.
Поведение
У многих детей с РАС развивается повторяющаяся картина физического поведения. Эти паттерны известны как стереотипии.
Примеры стереотипий включают:
Многие дети с РАС развивают строгий ритуал, например, просмотр определенного мультфильма в определенное время на Ютубе или просмотр любимого ролика от начала до конца, включая все начальные титры. Если эти ритуалы нарушаются, у ребенка может возникнуть сильная истерика, или он может нанести себе вред, ударившись головой или укусив собственную кожу.
Дети с РАС часто, кажется, не знают о боли и травмах, которые побуждают других детей обращаться за помощью к своим родителям. Многие родители с РАС отмечают, что у их ребенка серьезный порез или синяк, но ребенок выглядит счастливым.
Дети с РАС могут внезапно расстроиться из-за определенных звуков, например, звука пылесоса или мотоцикла, или внезапного появления яркого света.
Дети с расстройством аутистического спектра часто испытывают сильную неприязнь к определенным продуктам. Обычно это основано на текстуре пищи, а не на вкусе. Например, они могут отказаться от употребления мягкой пищи, растворяющейся во рту, или твердой пищи, требующей энергичного жевания.
Симптомы РАС у детей школьного возраста
У некоторых детей с легкой и умеренной формой заболевания могут наблюдаться улучшение их симптомов по мере взросления. Иногда посещение школы дает им возможность выучить социальные и коммуникативные навыки, которые естественно исходят от детей, не страдающих аутизмом.
Дети с более тяжелым аутизмом могут находить школу все более стрессовой. Это может вызвать эпизоды разрушительного и сложного поведения.
Основные признаки, развивающиеся у детей старшего возраста и подростков, описаны ниже.
Языковые навыки
Хотя большинство детей с аутистическим расстройством улучшают свои языковые навыки, у них могут сохраняться определенные трудности с языком, такие как:
Социальное взаимодействие
У детей старшего возраста с расстройствами аутистического спектра часто возникают дополнительные проблемы в школе, потому что они не понимают, как взаимодействовать в обществе.
Это отсутствие понимания происходит по-разному. Например, они не понимают, что обычно дети иначе относятся к своему учителю, чем к своим одноклассникам.
Ребенок может не интересоваться вопросами и занятиями, нравящаяся другим детям, такими как музыка, мода, спорт или прогулки на свежем воздухе.
Многие дети с РАС не знают, что они вторгаются в личное пространство других людей. Однако они могут сильно расстроиться, если почувствуют, что в их личное пространство вторгается.
Все эти факторы часто мешают ребенку подружиться с детьми того же возраста. Однако некоторым детям с РАС удается наладить отношения с детьми младшего возраста или взрослыми.
Поведение
Ребенок с РАС, вероятно, будет нуждаться в строгих процедурах по мере взросления. У многих детей с РАС развивается очень специфический интерес к определенному предмету или деятельности, обычно включающий сбор, нумерацию или внесение в список.
Это может варьироваться от обычной детской деятельности, такой как сбор футбольных наклеек (хотя дети с РАС часто преследуют интерес гораздо более интенсивно, чем другие дети), до занятий или предметов, обычно не связанных с детством, таких как интерес к расписанию поездов или чтение старых книг каких-нибудь компьютерных руководств.
Дети с синдромом Аспергера часто преуспевают в академических предметах, которые включают факты, цифры и логическое мышление. Но могут терпеть неудачу в предметах, требующих абстрактного мышления, таких как литература.
Лечение расстройств аутистического спектра
В настоящее время не существует лекарств от расстройств аутистического спектра. Тем не менее, существует целый ряд специальных образовательных и поведенческих программ (часто называемых вмешательствами), которые доказали свою эффективность в улучшении навыков детей с РАС.
Существует много разных видов вмешательств при РАС, поэтому зачастую трудно определить, какой из них лучше всего подойдет вашему ребенку.
Американская академия педиатрии недавно опубликовала «контрольный список вмешательств», в котором изложены, по ее мнению, наиболее важные принципы и компоненты для эффективных вмешательств. Они изложены ниже.
Любое вмешательство должно быть сосредоточено на важных аспектах развития ребенка. Это:
Некоторые широко используемые вмешательства при РАС объясняются ниже.
Прикладной анализ поведения (ПАП)
Прикладной поведенческий анализ основан на двух целях:
Программы ПАП обычно проходят дома. Они состоят из 40 часов интенсивной терапии в неделю в течение двух-трех лет.
Программа ПАП обычно осуществляется:
Команда программы будет работать с ребенком один на один в течение двух-трех часов. Команда постарается научить ребенка, разбивая навыки на более мелкие задачи. Эти задачи затем преподаются в повторяющейся и структурированной форме, с особым акцентом на похвалу ребенка и укрепление позитивного поведения.
Программа ПАП обычно начинается с простых задач, таких как побуждение ребенка хлопать в ладоши. Когда ребенок отвечает, член команды усиливает этот ответ, давая ему словесную похвалу или любимую игрушку.
Со временем эти небольшие задачи будут превращаться в более сложные навыки, которые помогут в развитии ребенка.
TEACCH (Тич)
TEACCH — это тип образовательного вмешательства, в котором большое внимание уделяется структурированному обучению с использованием визуальных подсказок. Исследования показали, что дети с расстройством аутистического спектра часто лучше реагируют на информацию, представленную визуально.
TEACCH часто проводится в специальных дневных центрах, но вы также можете пройти обучение, чтобы потом заниматься с ребенком в домашних условиях.
Логопедическая и речевая терапия
Речевая и языковая терапия — это тип обучения навыкам, предназначенный для улучшения языковых навыков ребенка, улучшающие его способность общаться с другими людьми в социальном плане.
Терапевт использует ряд методов, например, показывая наглядные пособия, истории и игрушки, для улучшения навыков общения, таких как:
Примечание: многие из упомянутых выше вмешательств занимают много времени, труда и могут стоить немалых денег.
Медикаментозное лечение
Не существует доступных лекарств для лечения основных симптомов расстройств аутистического спектра, но есть препараты, способные лечить некоторые из связанных симптомов, таких как:
Наиболее широко используемым препаратом является антидепрессанты класса ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), воздействующие путем изменения уровня химического вещества, называемого серотонином, в мозге. Известно, что серотонин влияет на поведение и настроение.
Примеры лекарственных препаратов включают:
У некоторых детей с РАС, принимающих СИОЗС, внезапно может резко повыситься уровень серотонина. Это может вызвать группу побочных эффектов, известных как серотониновый синдром (серотониновая интоксикация).
Симптомы серотонинового синдрома легкой и средней степени тяжести включают:
Если у ребенка проявились какие-либо из перечисленных выше симптомов, прекратите прием лекарств и немедленно обратитесь за советом к своему врачу общей практики.
Симптомы тяжелого серотонинового синдрома включают:
Если у ребенка наблюдается какой-либо из этих серьезных признаков, позвоните в скорую помощь.
Прогноз
Прогноз детей с РАС обычно зависит от того, насколько серьезны их симптомы и, особенно, от уровня интеллекта.
Дети с легкими или умеренными симптомами, со средним или выше среднего интеллектом, часто вырастают в самостоятельных взрослых с работой, долгосрочными отношениями и детьми.
Дети с более тяжелыми симптомами, у которых интеллект ниже среднего, вряд ли смогут жить как независимые взрослые. Они могут нуждаться в дополнительном уходе и помощи всю оставшуюся жизнь. Однако, нет никаких причин, почему они не могут наслаждаться хорошим качеством жизни.
Врач-терапевт, гастроэнтеролог, гепатолог, инфекционист. Провожу профилактические мероприятия осложнений со стороны пищеварительной системы после долгой терапии НПВП и кроворазжижающими препаратами.