какие художественные образы помогают представить картину жизни небольшого русского городка
Какие художественные образы помогают представить картину жизни небольшого русского городка
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Какой представлена зимняя дорога в стихотворении? Какие слова, словосочетания создают этот художественный образ?
«Зимняя дорога» – удивительное по красоте лирико-эпическое произведение, в котором присутствует описание ночной зимней дороги, неба с редкими облаками, сквозь которые Луна льет печальный свет.
Очарование ночной дороги выражено метафорами: волнистые, печальные, зимней, скучной.
Жизнь представляется лирическому герою унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые он испытывает.
3. Чем вызвано настроение тоски и грусти у лирического героя? О чём он мечтает в этот зимний вечер на зимней дороге?
Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это вызывает настроение тоски и грусти у лирического героя.
«Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт.
4. В песне ямщика слышится «то разгулье удалое», «то сердечная тоска». Созвучно ли его песне описание зимней долгой дороги? Дайте развернутый ответ.
О писание зимней дороги в одноимённом стихотворении А.С. Пушкина созвучно песне ямщика — песня и пейзаж какбы дополняют друг друга. «Разгулье удалое» в песне ассоциируется с бескрайними полями России, с её просторами, которые кажутся бесконечными: «только вёрсты полосаты попадаются одне». «Сердечная тоска» в песнях ямщика отражена в зимнем пейзаже ещё ярче: «печальные поляны» и «печальная луна в волнистых туманах» вызывают тоску и уныние, как и «однозвучный колокольчик» своим «утомительным звоном».
5. Как можно определить зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога»: спокойный, умиротворённый или бушующий, яростно-дикий? Выберите нужную характеристику и постарайтесь обосновать свой выбор.
Мне кажется, что здесь зимний пейзаж спокойный, навевающий грусть. В зимнем ночном пейзаже все настраивает на грусть: и долгая песнь ямщика, и пустынные печальные поляны, и скучная, безлюдная, зимняя дорога. В стихотворении автор несколько раз говорит о том, что путь его скучен: «по дороге, зимней, скучной», «грустно, Нина: путь мой скучен».
6. Очень важную роль для создания настроения грусти, печали играет интонация. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Зимняя дорога». Отметьте места текста, которые помогут прежде всего передать состояние героя и особенности зимнего пейзажа. Обратите внимание на то, что поэт с помощью многоточия увеличивает паузу. Послушайте на диске запись выразительного чтения этого стихотворения.
Олимпиада по литературе для 6 класса
Автор Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 82 города Ульяновска
Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 6 класса
Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.
Оборудование и материалы: раздаточный материал
Вопросы:
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
а) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
б) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.
а) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».
б) «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин».
а) Михайловское, Царский Лицей, Москва.
б) Петербург, Пятигорск, Москва.
Послушай, я не кинусь в слезы:
Мне шутка все твои угрозы.
Что я стараюсь приобресть,
То не в твоих руках хранится;
А чем не можешь поделиться,
Того не можешь и унесть.
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».
а) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
б) У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
в) Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
Какие художественные образы помогают представить картину жизни небольшого русского городка
В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; C1—С2.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Всё это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег;
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец финляндки молодой!
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьёв военных и поход.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Укажите авторское определение жанра «Евгения Онегина».
А. С. Пушкин определи жанр своего произведения как роман в стихах. Роман в стихах — это литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, системы персонажей со стихотворной формой.
В пояснении написано, что это роман в стихах, а в ответе написано просто роман.
В ответе оба варианта.
Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?
Онегинская строфа — строфа, которой написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший (катренов) и заключительного двустишия, написанных четырёхстопным ямбом. Первое четверостишие — с перекрёстной рифмой; во втором — рифмуются смежные строки; в третьем — рифмы охватные; в заключительном двустишии — смежная рифма.
Описывая зимнюю пору, автор неоднократно прибегает к образным определениям, несущим особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку («кибитка удалая», «холодною красою» и т. п.). Как они называются?
Такие нагрузки называются эпитетами. Эпитет — это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, прилагательным с иносказательным значением. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.
Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?
Данное произведение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Почему автор «Евгения Онегина» стремится отобразить «низкую природу», жертвуя « высоким» слогом?
В романе «Евгений Онегин» перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа — во всем ее многообразии и изменчивости.
Однако природа в романе — это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравственные идеалы. Именно поэтому положительные герои произведения, как, например, Татьяна, рисуются в окружении природы. Татьяна, «русская душою», сама сродни русской природе во всем ее многообразии и несомненной прелести, для неё, как и для поэта природа и Родина неразрывны. Легкая авторская ирония ощущается в обращении к читателю, который, возможно, не найдет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как указывает Пушкин, уже описан «роскошным слогом» и изображен «певцом финляндки молодой». Однако автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В «Евгении Онегине» поэт не изменил себе: он написал роман своим любимым стихотворным размером — _____. Новаторской же оказалась строфа, которую создал Пушкин: она состояла, как и сонет, из 14 строк, но с особой упорядоченной системой рифмовки. Эта строфа получила название ____________.
В «Евгении Онегине» поэт не изменил себе: он написал роман своим любимым стихотворным размером — ямбом. Новаторской же оказалась строфа, которую создал Пушкин: она состояла, как и сонет, из 14 строк, но с особой упорядоченной системой рифмовки. Эта строфа получила название онегинской.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлены картины русской природы. В чем они схожи (или в чем различны) с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
Картины русской природы представлены во многих произведениях русских писателей. В «Евгении Онегине» на фоне природы часто изображена Татьяна. Героиня чувствует природу, любит её — для Пушкина это признак высокой нравственности. Как и у Пушкина, у Толстого картины природы являются отражением чувств героев. В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» одним из ярких эпизодов, пожалуй, является описание дуба. Автор использует олицетворение, чтобы передать всю жизненную силу и мощь дерева. В «Войне и мире» дуб является важным символом. Именно в сопоставлении дуба и князя Андрея показано возрождение героя, возвращение его к жизни во всей ее многоликости. Таким образом, и у Пушкина, и у Толстого картины природы помогают раскрытию характеров героев.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему автор «Евгения Онегина» стремится отобразить «низкую природу», жертвуя « высоким» слогом?
5.2. Ф. М. Достоевский писал: «Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто. ». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В романе «Евгений Онегин» перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа — во всем ее многообразии и изменчивости.
Однако природа в романе — это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравственные идеалы. Именно поэтому положительные герои произведения, как, например, Татьяна, рисуются в окружении природы. Татьяна, «русская душою», сама сродни русской природе во всем ее многообразии и несомненной прелести, для неё, как и для поэта природа и Родина неразрывны. Легкая авторская ирония ощущается в обращении к читателю, который, возможно, не найдет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как указывает Пушкин, уже описан «роскошным слогом» и изображен «певцом финляндки молодой». Однако автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах.
5.2. В приведённом фрагменте романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» перед читателем предстают прекрасные картины русской природы, крестьянского быта, упоминаются народные обычаи.
Родина чаще всего ассоциируется в нашем сознании с родной природой, с тем местом, где родился, где отчий дом, куда хочется возвращаться. Написать о Родине так живо и трепетно мог только настоящий патриот.
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе.
Всё в этих строках дышит любовью и простотой.
Поэт также говорит о народных традициях, которые сам хорошо знает.
Поэтому в приведённом высказывании Ф. М. Достоевского абсолютно верно А. С. Пушкин назван народным писателем.
Картины русской природы представлены во многих произведениях русских писателей. В «Евгении Онегине» на фоне природы часто изображена Татьяна. Героиня чувствует природу, любит её — для Пушкина это признак высокой нравственности. Как и у Пушкина, у Толстого картины природы являются отражением чувств героев. В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» одним из ярких эпизодов, пожалуй, является описание дуба. Автор использует олицетворение, чтобы передать всю жизненную силу и мощь дерева. В «Войне и мире» дуб является важным символом. Именно в сопоставлении дуба и князя Андрея показано возрождение героя, возвращение его к жизни во всей ее многоликости. Таким образом, и у Пушкина, и у Толстого картины природы помогают раскрытию характеров героев.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
«Зимний вечер» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – метафоры, средства выразительности, идея, история создания
«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.
История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.
Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.
Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».
Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».
Сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».
История создания
История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.
Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.
В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая ее с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга настоящая проказница – она воет подобно зверю, плачет, как ребенок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе лирического «Я».
Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.
Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.
В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.
В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.
«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.
Композиция
Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.
Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.
В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.
В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.