какие художники касались темы микрокосм и макрокосм

Какие художники касались темы микрокосм и макрокосм

Микрокосм и Макрокосм Роберта Фладда

«Бог есть центр всего, чья окружность — нигде»

«В философии Φладда столько разнообразных элементов и они переплетены столь искусственным образом, что автор чувствовал постоянную необходимость в наглядном изображении своих отвлеченных воззрений; поэтому его сочинения заполнены гравюрами, в которых автор старается разъяснить отношение Божества к элементам. Эти гравюры много раз воспроизводились поздними авторами в книгах по «тайным наукам».

Роберт Фладд (1574 — 1637) — английский философ-мистик, алхимик, астролог, врач, музыковед, розенкрейцер.В медицине Фладд был последователем Парацельса, в философии — сторонником гностических и неоплатонических представлений. Фладд постоянно привлекал алхимию и астрологию в своих рассуждениях. Ему принадлежат несколько проектов вечного двигателя. Занимался изучением механизма кровообращения, исходя из аналогии макро- и микрокосма, его наблюдения подтвердил на опытной основе Уильям Гарвей.

Значительная религиозная приверженность и мистические поиски Роберта Фладда побуждали его к непрестанному интересу к мифу о Творении, в том числе и самого человека. В 1617 он опубликовал две работы касательно этого вопроса.

Божественный Свет остается основной темой всех сочинений Фладда, и представляет собой активный принцип, стоящий за творением. Адама он полагает божественным животным, его ум — дворцом света и совершенной работой Бога. Воскрешение представляет собой возвращение к этому состоянию существования, бывшему до Падения.

Данную работу Фладд завершает обращением к отрывку из «Fama», «в котором описывается семиугольный монумент, который, как полагается, был найден в знаменитом склепе, «освященным иным Солнцем, расположенным в центре верхней части строения». Там было найдено тело Брата R.C., и надпись «Jesus mihi omnia».

Идеи данного Трактата обретают свое продолжение в его следующей работе. В 1617 году Фладд опубликовал первую часть своей обширнейшей работы, названной «Utriusque Cosmi Maioris scilicet et Minoris Metaphysica Physica Atque Technica Historia». Вся работа посвящена истории Макрокосма, с момента бездны, первого Света, отделения и разнородности, и так до Микрокосма человека.

В ней изображается разделение между низшим миром элементов от низшей небесной сферы, которая, в свою очередь, отделена от Небесной сферы, что пребывает за звездами. Работа основывается на идее о том, что все было сотворено от Божественного Света, и о том, как свет эманировался все дальше и дальше во тьму, и чем больше тьма, тем больше она подавляет свет. Однако данную схему не стоит понимать линейно. Излияние происходило и наружу и вовнутрь. Другими словами, все является как Макрокосмом, так и Микрокосмом. Как человек является Микрокосмом по отношению к великому космосу, так же он является Макрокосмом по отношению к членам тела, а члены тела являются Макрокосмом по отношению к другому Микрокосму, и так до тех пор, пока не будут завершены все сферы.

Во всех сферах творения присутствуют существа: ангелы в небесном мире; звезды, планеты и демоны в нематериальном, и элементарный мир человека, растений и минералов. «Все эти существа разделяют между собой Божественный свет в той мере, которая соответствует занимаемому ими месту в иерархии. Однако существует один исключительный уровень, который, хотя не находится на вершине иерархии, все же в особенности пользуется Божественным расположением. И это Солнце, которое расположено в центре креста цепи существ, где дух и материя пребывают в совершенном своем равновесии».

Все эти существа находятся внутри иерархической структуры, и заключают в себе соответствующую степень света. Или же они являются существами, которые служат дьяволу с соответствующей им степенью тьмы. Солнце является центральной точкой этих двух миров, и полагается Фладдом в качестве Божественной Обители. Когда инициат понимает эту срединную точку, он незамедлительно способен распознавать тех, кто служит Свету, и тех, кто служит тьме. Однако непогрешимость и чистота этого распознавания обеспечивается исключительно принятием срединной точки в центре их существа, которая отражает Обитель и приводит их к тому, чтобы объять Альфу и Омегу.

Макрокосмическая история посвящена Богу и, во вторую очередь, Королю Якову. Интересно отметить, что его посвящение Королю Якову включало в себя защиту Розенкрейцерского братства, «Declaratio brevis», целью которой было оградить общество от подозрений богословов.

Эта работа так и не была завершена, и, как полагается, состояла из двух томов, первый из которых содержал в себе два трактата, а второй — три. Они были дописаны не ранее 1624 года. Похоже, его воззрения основывались на объединении авторитета Священного Писания, а также Герметических и алхимических работ. Фладд считал, что человечество «должно учреждать свое знание на откровении, которое находится в Священном писании и в Природе, или Божественной книге Творения».

Его Философия Моисея, как утверждается, была также связана с мистическими алхимическими истолкованиями, частыми среди последователей Парацельса его времени. Позже он часто обращается в своих работах к Гермесу Трисмегисту.

«Фладд начинает с гипотезы о том, что «все вещи совершенно и идеально пребывали в Боге и являлись Божьими перед тем, как были сотворены; что от Бога все вещи проистекли и возникли, а именно изошли из тайной и сокрытой природы к раскрытому и проявленному состоянию».

Бог сформировал мысль в Своем уме, которая обладала устройством и формой Макрокосма, и через силу любви эта мысль была приведена к своему существованию. Это произошло посредством ряда кругов. Окружности и круги являются важными изображениями, запечатленными на оттисках медной печатной формы иллюстраций «Historia».

На титульном листе изображена схема Макрокосма и Микрокосма, окруженного множеством облаков. Круг выполнен в виде веревки, четыре раза обвязанной, которую тянет крылатое существо с копытами, на чьей голое изображены песочные часы, которые означают Время. Большинство иллюстрацией Фладда представляют вселенную в качестве ряда кругов, каждый из которых охватывает предыдущий, что весьма похоже на вид спирали, если смотреть на нее вниз. У Трисмегиста он заимствует изречение, чтобы описать этот концентрический поток: «Бог есть центр всего, чья окружность — нигде».

Фладд также использует иные изображения, такие как треугольники и квадраты. В первой главе он описывает природу как «spiritus immenus, ineffabilis»; Бог, изображенный в качестве треугольника, является создателем всего, а Человек является подобием Бога. Бог также изображается им в качестве Треугольника внутри круга. Внутри треугольника пребывают три внутренних круга — элементальный, приземленный и ангелический. «Треугольник света Троицы являет Бога, который остается «за пределом всех вещей», проникая в черную воронку материи. В результате появляются три мира… в центре — Тетраграмматон…».

Изображения кругов и треугольника вызовут у нас интерес, если мы вспомним треугольный алтарь с тремя сферами, а также о том, что материя проявляется согласно треугольнику, а жизнь — согласно идее, отражаемой кругом.

Затем Фладд описывает тройное проявление. Первое вещество из земли было бесформенным и пустым, окруженным пустотой. Из бездны хаоса явился Свет, и появился порядок. Итак, порядок пришел из Хаоса, посредством воздействия на него Света, и было сформировано вещество. Свет, который всегда является центральной темой в сочинениях Фладда, представляет собой чистый огонь. «Это свет, который придает ангелическому миру его славу и сверкание… Бог пребывает в «недосягаемом свете». Таким образом, «Свет есть жизнь человека».

«Чистейшая часть элементарной субстанции проявилась в верхней, небесной, и более Божественной части Макрокосма, но более плотная часть осталась внизу. Это относится также к ангельскому существованию и к природе человека…

Макрокосм обладает тремя «сферами». Высшая включает в себя небеса Троицы, которые сформированы из совершенного Света и чистейшего Духа. Средняя… является местом звезд, положением… меньшего света, ни очень грубого, ни очень тонкого. Самая низшая разделена на три части: обитель, вторая — земля, и средняя — это сфера воды и воздуха. Архетипически мир пребывает в Божественном Уме».

Данные идеи вновь иллюстрируются окружными формами, описывающими круговые прогрессии во вселенной, данная идея берет свое начало в «Трактате», в котором Фладд описал деяние Божественного порядка через вращение Его тройного Света.

Следующая книга «Макрокосмической Истории» содержит в себе Пифагорейскую идею о музыке сфер, или звуках, создаваемых движением небесных тел, которые делают вселенную музыкальным инструментом. «Земная музыка является всего лишь поблекшей «традицией ангелического порядка, она остается в разуме человека как сон и тоска по утерянному раю». Музыка «производится от воздействия на пути планет, которые являют собой гармонию звуков или струны, что осуществляется через пересекающее следование солнца от ноты к ноте, то есть от планеты к планете».

Фладд иллюстрирует данное положение с помощью схемы, на которой небесная сфера покрывается инструментом со всего лишь одной струной. Солнце располагается в центре рисунка. Различные круги представляют извлечение различных звуков. Каждому члену каждой сферы соответствует нота, соль-мажор для земли, и так до соль-минор ангелического мира.

Далее в «Микрокосмической Истории» Фладд развивает данную идею для того, чтобы изобразить Божественную Гармонию, которая влияет на внутреннюю часть «anima humana». Микрокосмическое отражение Тройного Разделения, или Святой Троицы, совершается в совершенстве посредством небесной музыки Божественной Сущности, которая просветляет темное тело и создает гармонию между телом и душой, и делает ее совершенной.

Следующая часть трактата посвящена существам ангелического и земного миров. В ангелическом мире существуют девять «благих» демонов («daemons») в такой иерархической последовательности: Серафим, Керубим, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Творения Земного мира таковы: свет, звезды, планеты и дух. [В греческой мифологии «δαίμων» — вторичные небесные создания, которые располагаются между богами и людьми.]

У Люцифера есть свои девять чинов, правители которых таковы: Бельзебуб, Пифон, Белиал, Асмодей, Сатана, Меририм, Абаддон, Астарот и Маммон. Это подразумевает идею о соответствиях между низшим и высшим мирами. Другими словами, мы не оборачиваемся спиной к злой земной жизни и не восходим к чистым, положительным, высшим мирам простым волевым действием. Скорее, согласно доминирующей ноте нашего существа, интеллектуального и духовного, мы соответствуем той стране, гражданами которой являемся. Возвращение в дворец света осуществляется с помощью мистического процесса очищения.

Затем Фладд описывает «Anima Mundi». Поскольку человек наделен душой, значит и Макрокосм должен быть наделен душой. «Этот «высший разум» обладает «ангелической природой», «Бог есть все, и Он пребывает во всем, и над всем, и в Нем пребывают все вещи, и в Его духе и слове содержатся все вещи. Бог — во всем, что существует, поскольку — все от Него, сотворено Им, и в Нем все вещи пребывают».

Идея о «Anima Mundi», мировой душе, вызвала в адрес Фладда величайшую долю критики и обвинении его в ереси, как мы увидим то позже. Однако, интерес представляет Гравюра «Вселенная Птолемея III», на которой Anima Mundi изображается подобной описанию из Главы 12 Книги Откровения: «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд».

Третья глава повествует о происхождении и разнообразии Макрокосма, и Фладд использует изображение, которое вновь повторяется в дальнейшем. «Солнце, по мнению Фладда, является центром и источником всякой жизни, все тепло происходит от него, и именно здесь Бог установил Свою обитель.

В нем должен пребывать центр, в котором обитает Бог. Божественная сила исходит из солнца. Так «небеса провозглашают славу Божью». Солнце наполнено Божественной сущностью, оно исходит от света, который охватил все небеса посредством солнца, что произошло в четвертый день Творения».

Помещение Божественной Обители в положение наиболее духовное, и менее материальное, нежели земля, не смотря на то, что оно более материально, чем внешние планеты, поднимает некоторые вопросы. Фладд компенсировал данное положение, относя Солнце ко второй обители Бога. Позже, защищая большинство своих идей, он отмечал в подобной же манере, что Бог совершает Свои Деяния посредством вторичных причин.

Из тайных наук Фладда особенно занимали алхимия и геомантия; первая сблизила его с розенкрейцерами, вторая навлекла на него преследование иезуитов, о чем рассказал сам Фладд в своей геомантии, составляющей часть его «Historiae utriusque cosmi». Одна из любимых теорий Фладда — музыка сфер, заимствованная им у Платона и пифагорейцев, вызвала полемику Фладда с Иоганном Кеплером.

Крейвен
М.У. Шэрон
Перевод Eric Midnight

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *