какие расходы полностью распределяются на себестоимость услуг работ в бюджетном учреждении
Какие расходы полностью распределяются на себестоимость услуг работ в бюджетном учреждении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В учетной политике бюджетного учреждения указано, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный месяц, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг пропорционально прямым расходам на оплату труда. За отчетный месяц ФОТ с начислениями учреждения распределился следующим образом: 109 61 100 000 рублей; 109 62 180 000 рублей; 109 80 60 000 рублей. Прочие расходы сформировались следующим образом: 109 61 50 000 рублей; 109 80 300 000 рублей.
Каким образом следует отразить в учете бюджетного учреждения распределение общехозяйственных расходов в данной ситуации?
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. Счет 109 00 (для бюджетной сферы);
— Путеводитель по бухгалтерскому учету в бюджетных и автономных учреждениях (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ) (для определения соответствующих значений 15-17 и 24-26 разрядов счета 0 401 10 1ХХ и счета 0 109 60 000).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Формирование себестоимости готовой продукции (работ, услуг)
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Себестоимость – это денежная оценка используемых в производстве готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат. Обычно казенные учреждения рассчитывают себестоимость готовой продукции (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности. Об основных принципах формирование себестоимости и отражения ее в учете расскажем в статье.
Группы затрат, включаемые в себестоимость.
При формирование себестоимости выделяют следующие группы затрат:
1) прямые – основные затраты, которые непосредственно связаны с процессом изготовления готовой продукции (оказанием услуг, выполнением работ). К таким затратам, в частности, относятся расходы на оплату труда персонала, затраты на приобретение материальных запасов (сырья);
2) накладные – дополнительные затраты, которые связаны с основным процессом изготовления готовой продукции (оказания услуг, выполнения работ), но их нельзя отнести к одному виду готовой продукции (работ, услуг). В накладные расходы включаются коммунальные расходы, расходы на услуги связи, иные прочие расходы;
3) общехозяйственные – затраты, обеспечивающие функционирование учреждения как целостного хозяйствующего субъекта, не связанные непосредственно с услугами, оказываемыми в рамках основных или иных видов деятельности учреждения. К ним могут относиться расходы на содержание имущества управленческого и общехозяйственного назначения, а также затраты на административно-управленческий персонал.
Перечень прямых, накладных и общехозяйственных расходов определяется учреждением самостоятельно или по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств и закрепляется в рамках учетной политики.
Порядок включения затрат в себестоимость.
В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н [1] при изготовлении (выполнении, оказании) одного (единственного) вида готовой продукции (работ, услуг) все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг), относятся к прямым затратам. Они же включаются на себестоимость изготовления единицы готовой продукции (выполнения работы, оказания услуги).
Накладные расходы входят в себестоимость путем распределения между видами готовой продукции (работ, услуг) пропорционально:
Учреждение самостоятельно выбирает базу для распределения накладных расходов и закрепляет ее в учетной политике.
Общехозяйственные расходы, осуществленные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике относятся на себестоимость реализованной готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а нераспределяемые расходы – на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции № 157н).
Рассмотрим на примере порядок распределения накладных и общехозяйственных расходов между видами услуг, оказываемых казенным учреждением в рамках приносящей доход деятельности.
Казенное учреждение оказывает два вида платных услуг. Общая сумма расходов, осуществленных в целях их оказания, составила (цифры условные):
Вид расходов (код КОСГУ)
Прямые
расходы (руб.)
Накладные расходы (руб.)
Общехозяйственные расходы (руб.)
Оплата труда основного персонала, участвующего в оказании услуг (211)
Начисления на оплату труда основного персонала (30,2 %) (213)
Расходы на услуги связи (221)
Расходы на коммунальные услуги (223)
Расходы на содержание имущества (225)
Расходы на прочие работы, услуги (226)
Приведенные в таблице общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость оказанных услуг.
Согласно учетной политике накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально прямым затратам по оплате труда основного персонала.
Коэффициент для распределения затрат составит:
С учетом распределения в себестоимость платных услуг будут включены следующие суммы накладных и общехозяйственных расходов:
Затраты, распределенные на услугу 1 по коэффициенту 0,8 (руб.)
Затраты, распределенные на услугу 2 по коэффициенту 0,2 (руб.)
Накладные расходы, всего:
– на услуги связи (221)
– на коммунальные услуги (223)
– на прочие работы, услуги (226)
Общехозяйственные расходы, всего:
в том числе расходы на содержание имущества (225)
Учет себестоимости.
Учет операций по формированию себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) ведется казенными учреждениями на счете 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции № 157н). К данному счету открываются следующие группировочные счета (п. 40 Инструкции № 162н [2] ):
Согласно п. 140 Инструкции № 157н учет операций по формирование себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), по принятию к учету готовой продукции, в том числе по отражению отклонений фактической себестоимостью от плановой (нормативно-плановой) стоимости, а также по отнесению сформированной себестоимости затрат, произведенных общехозяйственных расходов на соответствующие счета финансового результата ведется в журнале по прочим операциям.
Учет затрат учреждения на изготовление готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг) и общехозяйственных расходов ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни:
Аналитический учет себестоимости продукции по счету 0 109 00 000 ведется в многографной карточке в разрезе видов оказываемых учреждением услуг по видам (кодам, при их наличии) расходов (п. 139 Инструкции № 157н).
Приведем в таблице корреспонденцию счетов по отражению казенным учреждением себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в бюджетном учет себестоимости продукции в соответствии с п. 41 Инструкции № 162н.
Сформирована себестоимость при изготовлении готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг)
Какие расходы полностью распределяются на себестоимость услуг работ в бюджетном учреждении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии рекомендаций органа-учредителя по вопросу отнесения на финансовый результат деятельности учреждения нераспределяемых общехозяйственных расходов, до утверждения соответствующих отраслевых стандартов бюджетное учреждение вправе самостоятельно определить в рамках учетной политики перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов с указанием условия их отнесения на расходы текущего финансового года или на уменьшение финансового результата по доходам. При этом само по себе наличие в учетной политике перечня нераспределяемых общехозяйственных расходов обязывает учреждение включать в учетную политику условие о порядке отнесения таких расходов на финансовый результат деятельности учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении
Расскажем том, как планировать доходы и расходы и отражать их в плане ФХД, а также о том, какие предварительные настройки нужно сделать в «1С» для отражения планов по поступлениям и выбытиям.
Планирование доходов и расходов
Когда бюджетное учреждение в своем уставе прописало право на ведение деятельности, приносящей доход, необходимо включить показатели планируемых поступлений в план ФХД.
Требования к плану ФХД определены приказом Минфина РФ от 28.07.2010 №81н (далее Требования №81н). Составляется план ФХД по кассовому методу и включает в себя показатели по поступлениям и выплатам. Показатели утвержденного плана ФХД на очередной год и плановый период можно при необходимости уточнять (пп. 9, 17 Требований №81н).
Информацию о плановых поступлениях (доходах) и выплатах (расходах), а также суммах внесенных изменений в показатели назначений бюджетное учреждение отражает на соответствующих аналитических счетах учета счета 504.00 «Сметные (плановые) назначения». Остаток по счету 504.00.100 «Сметные (плановые) назначения по доходам», а также его кредитовые обороты показывают суммы, которые учреждение планирует получить в соответствии с планом ФХД. Остаток по счету 504.00.200 «Сметные (плановые) назначения по расходам», а также его дебетовые обороты показывают суммы расходов, которые учреждение планирует произвести в соответствии с планом ФХД.
Утвержденные планом ФХД суммы поступлений (доходов) учреждения отражаются по дебету аналитических счетов учета счета 507.00.000 «Утвержденный объем финансового обеспечения». Дебетовый остаток указанного счета показывает сумму денежных средств, которые предусмотрены в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям) планом ФХД, но еще не поступили на лицевой счет учреждения.
Суммы поступлений и доходов полученного финансового обеспечения, а также возврата ранее поступивших доходов и поступлений учитываются на счете 508.00.000.
На счетах аналитического учета счета 506.00.000 «Право на принятие обязательств» отражается информация об исполнении плановых назначений по расходам учреждения. Кредитовые обороты на указанном счете учреждения показывают объем прав на принятие обязательств, а кредитовый остаток показывает свободный остаток для принятия обязательств.
Приносящая доход деятельность – это, в частности, приносящее прибыль производство товаров, работ и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Бюджетные учреждения наделены правом осуществления приносящей доход деятельности при условии, что эта деятельность служит достижением целей, ради которых данное учреждение было создано и соответствует целям, которые указаны в учредительных документах учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В разделах 24-26 номера счета аналитического учета счетов 504.00.000, 506.00.000, 507.00.000, 508.00.000 отражаются соответствующие коды КОСГУ. Обратите внимание, что в соответствии с приказом Минфина РФ от 27.12.2017 №255н в 2018 году изменился порядок применения КОСГУ.
Согласно п. 309 Инструкции №157н объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета, которые формируются по финансовым периодам.
Операции по учету санкционирования поступлений и выбытий на текущий финансовый год по приносящей доход деятельности отражаются типовыми бухгалтерскими записями:
Дт 2.507.10.1ХХ Кт 2.504.11.1ХХ – отражены утвержденные доходы.
Дт 2.504.12.2ХХ Кт 2.506.10.2ХХ – отражены утвержденные расходы.
Дт 2.508.10.1ХХ Кт 2.507.10.1ХХ – получены доходы (поступления).
Дт 2.506.10.2ХХ Кт 2.502.11.2ХХ – приняты обязательства.
Отражение планов по поступлениям и выбытиям
Для начала необходимо сделать предварительные настройки в карточке учреждения. На закладке «Основные» необходимо указать сведения об учредителе учреждения (субъект РФ, бюджет, из которого учреждение финансируется, данные органа, который осуществляет полномочия учредителя («Главное» – «Организации» – «Учредитель»).
Учет операций планирования доходов и расходов ведется в разделе «Планирование и санкционирование» – «Плановые показатели деятельности».
Для хранения перечня планов ФХД используется справочник «Планы поступлений (выбытий)». Планы поступлений (выбытий) хранятся в регистре сведений «Планы по поступлениям (выбытиям) организации». Информация по планам ФХД вводится отдельно по доходам (КДБ), расходам (КРБ) и источникам финансирования (КИФ), а также раздельно по КФО и плановым периодам. («Планирование и санкционирование» – Раздел «Плановые показатели деятельности» – «Планы поступлений (выбытий)».
После того как планы поступлений и выбытий созданы, необходимо ввести информацию о составе плана поступлений и выбытий в справочник «Статьи плана поступлений (выбытий)» («Планирование и санкционирование» – «Раздел Плановые показатели деятельности» – «Статьи плана поступлений (выбытий)»).
Ввести план поступлений (выбытий) можно двумя способами: с помощью помощника ввода плановых показателей или вводом документа «Плановые назначения», которые также находятся в разделе «Плановые показатели деятельности». Плановые назначения вводятся отдельно по каждому плану в разрезе статей плана.
Для контроля исполнения плана ФХД используется отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» («Планирование и санкционирование» – Раздел «Отчеты» – «Отчеты по планированию и санкционированию»).
Порядок калькулирования себестоимости
В соответствии с п. 134-140 Инструкции 157н для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначены субсчета счета 109.00.000.
Согласно п. 138 Инструкции 157н группировка затрат осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:
Согласно нормам, п. 134 Инструкции 157н порядок отнесения затрат на себестоимость, способ их распределения и периодичность списания учреждение должно разработать и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Базой для распределения могут быть: прямые затраты, материальные затраты, объем выручки или иной показатель, характеризующий результат деятельности учреждения.
Формирование себестоимости в программе «1С:БГУ 8», ред. 2.0
По счету 109.60 в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ведется аналитический учет по номенклатуре и видам затрат.
По счетам 109.70, 109.80, 109.90 ведется аналитический учет по видам затрат. Справочник поставляется пустым, его необходимо заполнить путем создания элементов («Услуги, работы, производство» – «Виды затрат»). В справочнике отражается список видов затрат, которые используются в учете для детализации расходов.
Во взаимосвязи с бухгалтерским учетом в программе организован налоговый учет расходов по приносящей доход деятельности на забалансовых счетах Н20, Н25, Н26 и Н44. К каждому из счетов Н20, Н25 и Н26 введены два субсчета для раздельного учета прямых и косвенных расходов по приносящей доход деятельности согласно ст. 318 НК РФ.
Аналитический учет на счете Н20 ведется в разрезе производимой продукции, выполняемых работ, услуг (субконто «Номенклатура»). Аналитический учет расходов производства и издержек обращения в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете ведется по видам затрат (субконто «Виды затрат»).
В документах, отражающих расходы производства и издержки обращения по приносящей доход деятельности указываются счет и аналитика затрат.
Реквизит «Вид затрат» определяет вид расходов в налоговом учете и является критерием отнесения расходов к прямым или косвенным в налоговом учете.
Для счетов 109.00 в программе предусмотрена возможность настроить ведение аналитического учета по направлениям деятельности. Устанавливается дополнительное субконто Направление деятельности и заполняется справочник «Направление деятельности» («Услуги, работы, производство» – «Создать» – «Направления деятельности»).
Но при добавлении данной аналитики, необходимо соблюдать следующее правило: если аналитика установлена хотя бы для одного счета общих расходов (109.70 или 109.80), то ее обязательно установить и для счета 109.60. Если данная аналитика на обоих счетах общих расходов отсутствует, то на счете 109.60 аналитика по направлениям деятельности может как иметь, так и не иметь места.
В учетной политике учреждения задаются правила распределения общепроизводственных (109.70) и общехозяйственных (109.80) расходов на себестоимость услуг, прямые затраты на которые собраны на счете 109.60 («Главное» – «Организации, карточка учреждения» – «Учетная политика» – закладка «Производство» – гиперссылка «Методы распределения общих затрат»).
В данной форме устанавливается база распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
Для документального оформления операций по учету производственных затрат в программе предусмотрен ряд документов:
Для регламентированного учета производственных затрат в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0, используются регистры:
Журнал операций по прочим операциям №8 («Учет и отчетность» – «Отчеты» – «Регистры учета» – «Журнал операций (ф. 0504071)» – номер журнала операций «8»);
Многографная карточка («Учет и отчетность» – «Отчеты» – «Регистры учета» – «Многографная карточка ф. 0504054»). Данный отчет позволяет проанализировать обороты по дебету или кредиту счетов 109.00 в разрезе аналитических показателей.
Также в программе предусмотрено формирование специализированных отчетов для учета производственных затрат:
Специализированные отчеты рекомендуется формировать после проведения документа «Закрытие счетов производственных затрат».
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, апрель 2018.
Только до завтра запись со скидкой 20%. Программа вебинара тут.
Управленческий учет себестоимости платных услуг
Автор: Кравченко Е., эксперт журнала
Управленческий учет (отражение в бухгалтерском учете процесса формирования себестоимости) в государственном секторе исторически развит намного слабее, чем в коммерческом. Это вполне объяснимо: задача формирования себестоимости стала актуальной только после принятия Федерального закона № 83-ФЗ [1], закрепившего цели и задачи создания государственных и муниципальных учреждений, главной из которых является выполнение государственного (муниципального) задания.
Несмотря на столь небольшой срок развития управленческого учета, уже можно говорить об определенных результатах, которые, несомненно, потребуются при дальнейшей реализации федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора [2]. В предлагаемом материале предпринята попытка обобщить опыт лучших практик и методологических решений управленческого учета учреждений.
Платные услуги и работы.
В федеральном законодательстве закреплено право бюджетных и автономных учреждений оказывать услуги и выполнять работы за плату[3]. В комплексных рекомендациях, доведенных в Письме Минфина РФ № 12 08 06/44036[4], различаются:
основные платные услуги образовательного учреждения – это услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание;
неосновные платные услуги образовательного учреждения – это услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых оно создано.
Для целей бухгалтерского учета затрат и формирования себестоимости оказываемой услуги не имеет значения, является она основной или неосновной – различаться может состав затрат, принципы же учета остаются неизменными.
Более того, и формирование себестоимости услуги, оказание которой финансируется субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, производится по тем же правилам управленческого учета. В то же время необходимо отметить, что состав затрат для услуг, оказываемых в рамках госзадания, закреплен на законодательном уровне – это Порядок № 640[5], который стал базой для разработки аналогичных порядков органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, исполняющих полномочия учредителей.
Поэтому, по нашему мнению, будет совершенно оправданно выстраивать свою систему учета затрат исходя из норм, доведенных в Порядке № 640.
Классификация затрат и порядок их учета.
По способу включения затрат в себестоимость теория бухгалтерского учета выделяет прямые и накладные расходы, в интерпретации Порядка № 640 – непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (а для наших целей – любой услуги) и общехозяйственные затраты на оказание услуги.
По счетам бухгалтерского учета группировка затрат осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат (п. 138 Инструкции № 157н[6]):
прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (счет 0 109 60 000);
накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг (счет 0 109 70 000);
общехозяйственные расходы (счет 0 109 80 000).
Таким образом, затраты, классифицируемые в Порядке № 640 как непосредственно связанные с оказанием услуг, в бухгалтерском учете могут быть как прямыми, так и накладными.
Затраты, не формирующие себестоимость, относятся на расходы текущего финансового года – счет 0 401 20 000 – также по видам расходов.
Аналитика счетов учета затрат.
Одновременно с определением состава затрат и их классификацией учреждению необходимо установить объекты калькулирования. Как правило, это номенклатура оказываемых услуг (выполняемых работ), особенно для услуг, оказываемых в рамках госзадания. Для иных платных услуг номенклатуру следует определять исходя из возможности обособления денежных потоков от них – если доходы от оказания услуги можно выделить в общем денежном потоке, равно как и выделить расходы, которые несет учреждение при оказании этой конкретной услуги, значит, эта услуга может являться номенклатурной единицей, то есть объектом аналитики на счете учета затрат 109.
Если денежные потоки не обособляются, то учет затрат придется вести котловым методом и тогда себестоимость конкретной услуги рассчитывается с помощью той или иной пропорции – например, по количеству получателей услуги к общему объему получателей услуг.
В качестве второго уровня аналитики на счете 109 в соответствии с Инструкцией № 157н применяется классификация операций сектора государственного управления, позволяющая вести учет затрат по видам расходов.
Еще одним (третьим) уровнем аналитики могут стать центры затрат, или подразделения, в которых затраты возникают, при условии возможности и целесообразности их выделения. Например, в образовательных учреждениях такими центрами затрат внутри образовательной услуги могли бы стать года обучения – 1 й, 2 й, 3 й и т. д. Но на сегодняшний день необходимость в такой детализации аналитики отсутствует, так как государственное (муниципальное) задание доводится на год и не предполагает формирования себестоимости в целом по образовательной услуге, длящейся несколько лет обучения. Но с учетом ФСБУ «Долгосрочные договоры», который начнет действовать с 1 января 2020 года, вопрос о целесообразности введения аналитики по годам обучения необходимо изучить уже сегодня.
Центрами затрат, по которым учреждение ведет учет, могут стать, как мы уже отмечали, непосредственно подразделения, в которых услуга оказывается, например, если одну и ту же услугу оказывают два подразделения и более. Необходимость введения такой детализации вряд ли возникнет по основной образовательной услуге, но вполне вероятна по дополнительным платным услугам образовательного учреждения.
Снова к составу затрат.
В этих двух процессах – выбор объектов аналитики и определение состава затрат – невозможно установить очередность, они идут параллельно, поскольку неразрывно связаны между собой. То есть необходимо решить, как раскладываются статьи калькуляции (затраты) на выбранные объекты аналитики. Этот этап является наиболее важным в организации управленческого учета, поскольку закрепляет и правила ведения бухгалтерского учета затрат.
Например, в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги учредителем, названа заработная плата основных работников и начисления на нее. При этом состав основных работников прямо поименован в штатном расписании учреждения. Вместе с тем среди основных работников есть должности сотрудников, чья заработная плата напрямую входит в нормативные затраты на оказание конкретной образовательной услуги (учителя, педагоги, профессорско-преподавательский состав), а есть должности, чья работа одновременно связана с разными видами услуг (социальный педагог, психолог и т. п.). Следовательно, учреждению необходимо выявить и закрепить в своем учетном стандарте аналитические признаки затрат, согласно которым их учет будет осуществляться на том или ином счете бухгалтерского учета.
Отражение в бухучете прямых затрат производится на основании первичных документов, в которых по правилам управленческого учета должны быть указаны условные обозначения, позволяющие отнести затраты на конкретную услугу. Поскольку расходы возникают в разных точках учета (например, табель учета рабочего времени и акт о списании материальных запасов), в системе управленческого учета необходимо закрепить лиц, ответственных за указание наименования услуги в первичном документе.
Выбранные способы учета надо отразить в учетной политике, а именно:
1) объекты аналитического учета, по которым собираются затраты;
2) виды собираемых затрат по каждому счету аналитического учета себестоимости – 109 60 и 109 70.
В самом общем случае у учреждения накладных расходов может и не быть – если есть возможность применения нормирования трудовых и материальных ресурсов.
Иными словами, если в стандарте, регламенте, паспорте оказания услуги установлена норма расходования тех или иных ресурсов, то распределение накладных затрат по услугам можно произвести по нормам. Например, работник занят в оказании двух услуг одновременно, при этом известно, что пять часов своего рабочего дня он должен тратить на оказание услуги 1, три часа – на услугу 2. Тогда его заработная плата может быть сразу отнесена в состав прямых затрат по услугам 1 и 2 в пропорции 5 к 3.
Если нормы не установлены и иных методов, позволяющих однозначно отнести затраты на ту или иную услугу, не существует, затраты собираются на счете 0 109 70 000 для последующего распределения.
Кроме затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги, учреждение несет и общехозяйственные расходы, для которых, как мы уже отмечали, определен одноименный счет 0 109 80 000. Поскольку общехозяйственные затраты по своему экономическому содержанию относятся к учреждению в целом, необходимость выделения на этом счете такого объекта аналитики, как центр затрат, отсутствует. Еще раз напомним, что перечень общехозяйственных затрат, включаемых в себестоимость госуслуги, устанавливается непосредственно учредителем исходя из перечня общехозяйственных расходов, определенных в Порядке № 640. Назовем их:
затраты на коммунальные услуги;
затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);
затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, с учетом срока полезного использования;
затраты на приобретение услуг связи;
затраты на приобретение транспортных услуг;
затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
затраты на прочие общехозяйственные нужды.
По иным платным услугам образовательное учреждение определяет состав общехозяйственных затрат самостоятельно.
Общехозяйственные расходы могут быть длящимися во времени (коммунальные услуги) и одномоментными (госпошлина за получение лицензии). Учреждение имеет возможность применять метод неполной производственной себестоимости – директ-кост. Для этого общехозяйственные затраты необходимо разделить на две группы: распределяемые на себестоимость и относимые сразу на финансовый результат.
Отметим, что никаких прямых указаний, какие затраты следует распределять, а какие – относить на финансовый результат, инструкции по учету не содержат. Этот вопрос учреждения решают самостоятельно и закрепляют выбранное решение в своей учетной политике. Полагаем, что предложенный принцип – одномоментность расходов – вполне удобен в использовании.
Применять или не применять систему «директ-кост» – это право учреждения, а не обязанность, поэтому учреждение может формировать полную производственную себестоимость, распределяя все общехозяйственные затраты.
Распределение накладных и общехозяйственных расходов между услугами.
Собранные накладные и общехозяйственные расходы распределяются по объектам калькулирования. В отношении готовой продукции Инструкцией № 157н установлено требование об учете незавершенного производства только в объеме прямых затрат (п. 137 Инструкции № 157н), то есть общехозяйственные затраты не включаются в фактическую стоимость незавершенного производства. В отношении услуг подобного требования не предусмотрено, поскольку длительность производственного цикла определяется государственным (муниципальным) заданием, и по уже сложившейся практике учреждения образования не оставляют в учете незавершенного производства, а ежемесячно закрывают полный производственный цикл.
Подобный подход не является нарушением методологии бухгалтерского учета, установленной Инструкцией № 157н, скорее наоборот – такое решение означает воплощение принципа равномерности признания доходов и расходов[7] и ежемесячное распределение удовлетворяет названному принципу.
В качестве базы для распределения расходов в Инструкции № 157н объявлены:
прямые затраты по оплате труда;
иные прямые затраты;
объем выручки от реализации продукции (работ, услуг);
иной показатель, характеризующий результаты деятельности учреждения.
Собственно выбор базы учреждение делает самостоятельно, но база может быть также установлена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Бухгалтерские записи распределения фиксируются в бухгалтерской справке (ф. 0504833), основанием составления которой должна стать справка-расчет (ее форма и периодичность составления закрепляются в учетной политике).
Приведем образец такой справки-расчета накладных расходов и отметим, что для распределения общехозяйственных расходов она тоже подойдет, разумеется, с изменением состава затрат в справке.
Таблица-расчет распределения накладных расходов
за _________________ 20__ г.
Основная услуга
База распределения расходов, руб.
Удельный вес источника, %
Распределяемые расходы (по видам затрат), руб.
Заработная плата и начисления
Материальные затраты
Всего распределяемых расходов