какие редкие марки ссср
Дорогие марки СССР – фото и цена самых редких советских экземпляров
В нашей стране внимание филателии стало уделяться с конца XIX века. Во времена СССР интерес к коллекционированию почтовых марок достиг небывалых высот, чему способствовали большие тиражи на самые разные тематики. Тогда только ленивые не собирали марки, поэтому у бабушек и дедушек можно найти старые альбомы с вклеенными знаками, а родители могут поведать ни одну историю «охоты» за заветным экземпляром. После распада СССР было не до филателии, однако в последнее время в нашей стране этот интерес возрождается. Повышенным вниманием пользуются редкие и дорогие марки СССР. Так, стоимость некоторых из них достигает несколько десятков тысяч долларов.
История появления и производства почтовых марок в СССР
Изначально марки создавались только в качестве средства оплаты почтовых услуг. Однако со временем у людей проявился интерес к коллекционированию таких знаков. Подобная тенденция наблюдалась в разных странах, в результате чего с 1864 года стало использоваться понятие «филателия», а также производное от него – «филателист». В царской России выпуск марок был инициирован в 1857 году.
Выпуск первых марок в Российской империи датируется 1857 годом
Российская империя прекратила своё существование, ей на смену пришла советская Россия — РСФСР, а в 1922 году республики объединились в СССР. Первая марка РСФСР была напечатана в ноябре 1918 года. Её название определило изображение «Рука с мечом, разрубающим цепь». Номинал этой бумаги равнялся 35 и 75 копейкам.
Первые почтовые знаки в РСФСР были выпущены в 1918 году
Начиная с 1923 по 1992 год в СССР было выпущено тринадцать серий почтовых знаков. Всего же напечатано свыше 4 тыс. разновидностей. Композиции создавались на основе специальных гравюр и рисунков или путём воспроизведения различных изображений (например, фотографии). Это актуально и в наше время. Как правило, знаки имели зубцы (перфорацию) и присвоенный им номинал.
В СССР марки выпускались в виде:
На начальном этапе производства проводилось немало экспериментов с формой и размером полотна.
Так, можно было встретить следующие формы:
Размеры тоже варьировались. Так, самая большая марка была выпущена в 1962 году номиналом в 1 рубль (15 Х 7 см). Тематика – «Слава покорителям космоса».
Самая большая почтовая марка СССР была выпущена в 1962 году
Материалом для марок, предназначенных для коллекционирования, служили:
Однако обычно марки представляли собой листок бумаги небольшого размера прямоугольной формы с зубцовкой и клеем, нанесённым на оборотную сторону. Это стандарт почтовых знаков советского периода.
Тематика была следующей:
Номинал был различным, он указывался в копейках и рублях. Так, номинал марок «Золотого стандарта» — от 2 копеек до 1 рубля. С портретом В. И. Ленина — до 10 рублей.
Номинал марок варьировался от нескольких копеек до 10 рублей
Каждый образец в СССР вносился в специальный каталог, в котором можно было найти подробное описание знака, его историю и изображение.
Правила оценки советских марок
С самого начала производства марок коллекционеры оценивали их по-разному.
Так, на ценность влияют такие факторы:
При оценке стоит следовать таким правилам:
Подборка самых дорогостоящих экземпляров
На сегодняшний день самыми раритетными и, следовательно, дорогими почтовыми марками, выпущенными во времена СССР, считаются следующие:
Популярные места продажи и покупки советских марок
Многие филателисты интересуются, где можно продать или приобрести советские марки. Если у вас есть выход на скупщиков и других филателистов, то это может решить проблему. Обычно те лица, которые занимаются филателией не первый год, имеют необходимые контакты. Но много тех, кто только начинает делать первые шаги в этой сфере или же просто заинтересован в продаже вещей, перешедших по наследству. В этих случаях однозначно стоит изучить предложения, которых немало в сети интернет, а также посетить клубы филателистов вашего города.
Популярными местами продажи и покупки марок считаются следующие площадки:
Подводные камни купли-продажи дорогих советских изделий
Если есть спрос на какие-либо изделия, будут и предложения. В связи с этим рынок перенасыщен марками советского периода. Казалось бы, покупай и радуйся.
Однако филателистам стоит помнить о «подводных» камнях, связанных с приобретением таких изделий:
Вот несколько рекомендаций от специалистов:
Если вы сами заинтересованы в продаже марок советского периода, оцените свою коллекцию заранее. Желательно, чтобы в ней был не один вид почтовых знаков, т. к. разнообразие положительно сказывается на цене. Нередко марки приобретаются целыми сериями, ведь этот вариант финансово более выгоден. Их покупка или продажа по отдельности обычно обходится дороже.
Инвестирование в марки несёт определённые риски, т. к. нельзя предсказать, какой исход ждёт коллекционера. Однако эксперты заявляют, что общий рост цен на них опережает рост цен на золото в два раза.
Видео: обзор советских марок с ценами для новичков
Коллекционирование марок может быть неплохим способом заработка. Однако в этом деле есть свои нюансы, которые стоит учитывать заинтересованным лицам. Так, советские почтовые знаки в большинстве случаев стоят копейки, т. е. по своему номиналу. Это объясняется тем, что они выпускались большими тиражами для вовлечения граждан в сферу филателии. Однако существуют экземпляры, которые стоят весьма дорого из-за ограниченного тиража, сбоев при производстве или исторической значимости. И если у кого-либо в коллекции обнаружился хоть один такой, за его продажу можно выручить немалую сумму.
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.
Сколько стоит историческая ценность: самые дорогие марки СССР по данным 2021
Все почтовые отправления на территории России маркируются специальными отметками с изображением государственного герба, начиная с 1857 г. В течение нескольких десятилетий эти марки печатались по единому стандарту, практически без изменений. Но с 1920-х гг., с формированием СССР, появился обычай выпускать новые марки под определенные политические или общественные события. Самые дорогие из них уже в наше время получили статус коллекционного антиквариата. Даже простые их фото стали предметом изучения филателистов, а цены оригиналов иногда измеряются сотнями тысяч долларов. Мы выяснили, какие самые дорогие марки СССР, фото и цены также прилагаются.
Самые дорогие марки Советского Союза
Цена почтовой марки, как и стоимость многих других предметов антиквариата, формируется сразу из нескольких факторов:
Помимо этих качеств, ценность почтового знака также определяется тем, что на нем изображено и какую историческую или музейную ценность они могут нести.
«91 год со дня рождения Ленина», 52 000 руб.
Марка в честь дня рождения Ленина с необычной гребенчатой перфорацией
«Будь героем!», 65 000-130 000 руб.
Количество экземпляров исчисляется единицами
«Рука с мечом, разрубающая цепь», 815 000 руб.
Почтовый символ с необычным наименованием «Рука с мечом, разрубающая цепь» выпускался коричневого и синего цвета. Прототипом изображения послужила гравюра знаменитого художника Рихарда Зариныша. Почтовый знак отличается раритетностью и красотой изображения, а также необычным названием, поэтому в кругах коллекционеров её оценивают в достаточно внушительную сумму.
Первая почтовая марка РСФСР
«Голубая гимнастка», 900 000 руб.
Голубая гимнастка – марка, первая версия которой так и не была выпущена в оборот
«Изучение полярных сияний», 945 000 руб.
Почтовый знак «Изучение полярных сияний» был посвящен величественному межнациональному научному событию – «Геофизический год», который длился в период с 01.07.1957 по 31.12.1958 гг. Во многих странах, принимавших участие в этом всемирном научном исследовании, создали государственные марки, приуроченные к такому событию. И СССР также решил отдать дань традиции, выпустив собственные почтовые знаки.
Такая марка стоила 40 копеек
«250 лет исторической Полтавской победы», 650 тыс. – 1,3 млн руб.
Марка, которая так и не была выпущена, изображает победу российского царя Петра I над шведами. Фельдмаршал Швеции и его разбитое войско стоят, сложив флаги перед царем, который восседает на коне. Этот редкий экземпляр в честь 250-летия победы не был выпущен по той причине, что к моменту запуска тиража отношения СССР с побежденной некогда страной были дипломатичными. Поэтому почти всю партию марок решили уничтожить.
Уцелело всего 40 экземпляров, каждый из которых по разным оценкам стоит от 10 до 20 тыс. долларов. Точно цену определить сложно, так как каждый держатель приобрел её за разную сумму.
Точно цену определить сложно, так как каждый держатель указывает разную ценность
«Три жемчужины», 650 тыс. – 1,3 млн руб.
Марка 17-го тиража 1908 г., созданная на замену устаревшим экземплярам, использовавшимся с 1889 г. Такое наименование она получила только благодаря трем кругам, названым жемчужинами. Примечательно, что на марках старого образца жемчужин всегда было 4. Помимо характерных белых кругов на марке изображен герб Царской России.
«Лимонка», 650 тыс. – 1,3 млн руб.
«Рейс мира и дружбы», 1,9 млн руб.
Еще одна марка, которой так и не суждено было попасть в широкое пользование советскими гражданами из-за политических перипетий. Этот экземпляр был напечатан в честь запланированного дипломатического «путешествия» Никиты Хрущёва в страны Скандинавии. В этот визит он также должен был посетить Швецию, и именно из-за этого не выпустили в тираж ранее упомянутую марку «250 лет исторической Полтавской победы».
Тираж корреспонденции «Рейс мира и дружбы» также был напечатан, но не выпущен в обращение. Открытые источники указывают на то, что это случилось по политическим причинам. Есть предположение, что это связано с тем, что Никита Хрущев ушел на пенсию практически сразу после своего путешествия. Не известно, какими путями, но через некоторое время этот экземпляр появился в частных коллекциях.
«Закарпатская Украина», 1,94 млн руб.
Марка, которая, как и многие её предшественники, приурочена к важному историческому эпизоду: 20-летию соединения Закарпатской и Советской Украины. Корреспонденция печаталась в СССР в 1965 г., но в свободное обращение не поступила.
«2-й Международный полярный год», 2,4 млн руб.
Марка была пущена в обиход в небольшом количестве в 1932 г., поскольку предназначалась исключительно для авиапочтовых перевозок на ограниченной территории. Почтовый знак применялся для перевозок из Архангельска за полярный круг и обратно. Использовались номиналы в 50 копеек и 1 рубль, а половина тиража была выпущена с несущественным браком в перфорации. Маленький дефект стал причиной высокой цены за один образец.
37 375 долларов – именно столько стоил «2-й Международный полярный год» на аукционе в 2008 г.
«Аспидно-синий дирижабль», 2,6 млн руб.
Данная марка тиражировалась в честь дирижаблестроения Советского Союза. Эскиз представляет собой большой дирижабль, который поднимается в космос над всей планетой как знамение того, что СССР занимала большую часть земного шара. Изначально вся партия должна была напечататься в коричневых тонах, однако по причине неизвестной ошибки 3000 марок были выпущены в аспидно-синем цвете, за что получили в народе название «Аспидки».
Не все 3000 экземпляров имеют баснословную стоимость
«Консульский полтинник», 4,1 млн руб.
Выпуск этого экземпляра приурочили к организации русско-германского общества «Дерулюфт», занимающегося воздушным почтовым сообщением между СССР и Германией. «Полтинник» был создан как некий вид марок, предназначавшийся для пересылки платной международной корреспонденции воздушным соединением Москва-Кенигсберг.
«Авиапочта с толстой пятеркой», 5,6 млн руб.
Как показывает практика, самыми ценными марками (и не только) являются те, которые выделяются из общей массы каким-либо браком. Авиапочтовые марки были выпущены в 1923 г. ограниченным тиражом номиналом 1, 3, 5 и 10 рублей. Самым выдающимся в серии оказался экземпляр номиналом 5 рублей, потому что первый лист в партии был напечатан с нестандартной крупной пятеркой.
В мире существует всего 50 штук с таким отличием и каждая из них оценивается в 86 250 долларов
«Леваневский с надпечаткой», 34,2 млн руб.
Марка с изображением советского летчика Леваневского была выпущена в честь грандиозного запланированного перелета из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. И хотя полет был отменен из-за неисправности двигателя самолета, марки обрели небывалую ценность сразу из-за 2 ошибок в печати.
Первая ошибка – это слово Сан-Франциско с маленькой буквой «ф», а вторая – перевернутая вверх ногами надпечатка. По некоторым данным, сам нарком внутренних дел приказал выпустить несколько листов марок с такими ошибками, поскольку он был сам филателистом и понимал, какую ценность они будут представлять.
Один из образцов «Леваневского с надпечаткой» ушел с молотка в Нью-Йорке по цене квартиры в этом же городе: 525 000 долларов
«Тифлисская уника», 45,6 млн руб.
Еще одна рекордсменка по ценности – марка, называющаяся «Тифлисская уника». Это один из самых первых в мире почтовых документов, выпущен в 1857 г. в городе Тифлисе (нынешний Тбилиси). Официально этот почтовый знак считается первой российской маркой. Такая историческая ценность и раритетность позволили продать её в 2008 г. за 480 000 евро, что по курсу на тот момент составило примерно 700 000 долларов (45,6 млн руб.), на самом крупном аукционе филателистов «David Feldman».
Известно, что в мире она существует всего в 3 экземплярах
«Лучшему ударнику Всесоюзного общества филателистов», 50,6 млн руб.
Самая дорогостоящая марка Советского Союза, была напечатана в 1932 г. и приурочена своим выпуском к первой выставке, посвященной достижениям отечественного филателизма. В кругах профессионалов ей дали и другое имя. «Картонка» – именно так называют самую дорогую марку времен СССР по причине необычно плотной бумаги, на которой её напечатали.
Всего 25 экземпляров «Лучшего ударника» было выпущено в 1932 г.
Наиболее ценные почтовые марки в мире
Не только редкие советские марки отличаются своей стоимостью. Самые дорогие марки в мире могут доходить в цене до 20 млн долларов и соревноваться по ценности с яхтами, часами и бриллиантовыми колье.
Как и многие другие марки, эта получила свою баснословную стоимость за ошибку, допущенную во время тиражирования. На левой стороне образца должно быть написано «Post Paid», но на 28 экземплярах было напечатано «Post Office», поэтому на аукционах минимальная сумма за эту марку – от 15 млн долларов (978 млн руб.).
Существует 2 разные марки синего и оранжевого цвета, но они продаются только вместе
На самой дорогой марке в мире изображен один из отцов основателей Бенджамин Франклин. Известно всего о 2 экземплярах, один из которых является общественным достоянием в Нью-Йоркской библиотеке, а второй хранится в частной коллекции неизвестного ценителя. Эксперты оценивают один образец минимум в 3,97 млн долларов (256 млн руб.).
Эксперты оценивают один образец минимум в 3,97 млн долларов (256 млн руб.)
Чёрный пенни – это первая в истории стандартная марка, ее начали выпускать на 11 печатных пластинах, общим тиражом 68 808 000 штук. По счету пластины считались как 1a, 1b, 2, 3, 4, и так далее до 10. Пластину №11 планировали использовать для печати уже «Красных пенни» – марок 1841 г. Но по неизвестным причинам на пластине №11 было напечатано некоторое количество «Черных пенни». Именно эти марки и считаются сегодня очень редкими и дорогими.
Интересный факт: британский ученый-зоолог Джон Эдуард Грей купил несколько блоков, содержащих по 4 марки «Чёрный пенни», и сохранил их. Позже он начал покупать и хранить другие экземпляры (хотя они в то время не были редкими или ценными). Таким образом, он стал первым в мире филателистом, а в 1861 г. Джон Грей выпустил первый в мире Каталог почтовых марок.
Самая первая марка в мире появилась в 1840 г.
Про самые дорогие марки СССР рассказывают в этом видео:
Почтовые марки не могут похвастаться наличием драгоценных материалов либо сложностью изготовления. Поэтому простому обывателю вряд ли когда-то удастся понять, почему обыкновенные марки с незначительными особенностями уходят с аукционов по цене яхт, драгоценных камней и элитной недвижимости. Но для профессиональных филателистов такие экземпляры не менее ценны, чем редкая картина известного художника для коллекционеров произведений изобразительного искусства.
(5 оценок, среднее: 3,20 из 5)
Подборка из нечастых и редчайших почтовых марок СССР
Кажется, что число филателистов неуклонно снижается, а вместе с тем на рынке увеличивается число почтовых марок всевозможных стран и эпох, что приводит к падению цен на советские марки. Да, многомиллионные тиражи последних лет существования Советского Союза (а филателия была одним из самых массовых увлечений в СССР) немало этому поспособствовали. Тем не менее, есть категория почтовых марок, цена на которые неуклонно движется вверх год от года. Это советские серии довоенной поры в хорошей сохранности, где даже стандартный выпуск марок РСФСР может иметь приличную стоимость. Причины роста цен кроются в скромных тиражах, большинство марок из которых сгинуло в почтовом обороте, а также отсутствии специализированных альбомов – кляссеров, позволявших фиксировать марки без ущерба для них. В те давние годы большинство коллекционеров просто вклеивало марки в обычные тетради. Поэтому негашёные марки без дефектов с оригинальным клеем сейчас раздобыть очень сложно. Тем более, выпуски, которые и во времена СССР коллекционерами ценились крайне высоко.
Советский спорт на редких марках
Серия «Всемирная спартакиада», 1935 г.
Серия «Спорт», 1938 г.
Народы СССР на почтовых марках
Серия «Народы СССР», 1933 г.
«Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима». Советский Союз образован четырьмя республиками, населёнными русскими, украинцами, белорусами и народами Закавказья (грузинами, армянами и азербайджанцами). Впоследствии к ним присоединились узбеки, туркмены и таджики. Кроме того, РСФСР населяли многочисленные малые и большие народы, поэтому казахов и киргизов выделили в отдельные республики. Советская власть безустанно повторяла, что СССР – это добровольное объединение народов. Поэтому неудивительно, что народам самой большой страны мира посвятили отдельный почтовый выпуск. Из раннего СССР это, пожалуй, самая длинная тематическая серия – 21 позиция (не считая разновидностей). И довольно редкая, так как тираж большинства позиций составил по 200 000 штук, а два старших номинала отпечатаны в количестве 150 000 экземпляров. Над серией работали художники Голядкин, Дубасов, Завьялов и Новский. Кроме основного населения республик в серии представлены и малые народности, например, лезгины (марка номиналом 2 копейки), крымские татары (марка номиналом 3 копейки), тунгусы, абхазы, коряки и др. Ценность серии в её комплектности, которую во времена СССР мало кто мог себе позволить, и полным выпуском обладали немногие филателисты. Девятикопеечная марка «Грузины» считается редкой в сравнении с остальными позициями (опять же, без учёта разновидностей).
Дирижаблестроение
Вспомним ещё одно художественное произведение – «Повесть о дружбе и недружбе», написанную Аркадием и Борисом Стругацкими. Одна из её глав напрямую посвящена таинственному помещению, где были представлены уникальные коллекции, составленные из особо ценных экземпляров. «Не помня себя, он приблизился к столу и раскрыл наугад один из больших кляссеров. Кровь ударила в лицо, закружилась голова, его бросило в жар: кляссер был набит «цеппелинами». И не подумайте, здесь были далеко не одни только марки, посвященные межконтинентальным перелетам дирижабля «Граф Цеппелин», ничего подобного! Здесь были собраны все марки всех стран с изображениями дирижаблей. Здесь был «цеппелины» Италии и «цеппелины» Лихтенштейна, «цеппелины» Парагвая и редчайшие «цеппелины» США, знаменитые немецкие «Поляр Фарт» и «Зюдамерика Фарт», здесь были великолепные советские серии, посвященные дирижаблестроению…»
Серия «Дирижаблестроение», 1931 г.
Дирижабль – частый гость на довоенных почтовых миниатюрах СССР. Выше приведена серия марок 1931 года «Дирижаблестроение» в беззубцовом варианте. Кажется, что дирижабли захватили власть в стране Советов. На десятикопеечной марке корпус дирижабля распростёрся от пустынь Средней Азии до снегов Крайнего Севера. Номинал 15 копеек показывает, как дирижабль пролетает над гордостью советской энергетики – ДнепроГЭСом. На марке 20 копеек он величаво следует над Красной площадью, а 50 копеек показывают покорение дирижаблем всего земного шара. Рублёвый номинал представляет нам работу советских конструкторов-дирижаблестроителей. Всплеск интереса к дирижаблям у советских граждан вызвало прибытие знаменитого немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в СССР. Казалось, у этого вида воздушного транспорта блестящие перспективы. Однако в туманном будущем скрывались аварии и катастрофы, а затем и полное забвение. Тем не менее, серия «Дирижаблестроение» всегда занимала почётное место в коллекциях, посвящённых освоению воздушной стихии. Следует знать, что в данном случае зубцовые и беззубзовые марки имеют разные каталожные номера, поэтому полная экспозиция должна обязательно включать каждую марку в 2 экземплярах (с перфорацией и без неё).
50 копеек «Аспидка»
У марки 50 копеек, эскиз которой разработал художник Василий Завьялов, сложилась интересная судьба. Обычный её вариант имеет тёмно-коричневый цвет. Журнал о филателии, ответственным редактором которого был известный коллекционер Фёдор Григорьевич Чучин, писал об этой марке, что она «фиксирует роль дирижабля в исследовании малоизвестных областей земного шара. Воздушный корабль пролетает над Северным полюсом, который за последние годы приковал к себе внимание всего мира, особенно после катастрофы дирижабля “Италия” и незабываемых подвигов “Красина”». А небольшую часть тиража отпечатали чёрно-серым цветом с тёмно-синим оттенком. Название цвета (аспидный) подарило марке собственное имя – «аспидка». Малое количество экземпляров (всего 3 000 штук) делает «аспидку» одной из редчайших и самых дорогих марок СССР. Может, на международном рынке её рейтинг не столь высок, как у ценных экземпляров розовых и голубых маврикиев, первого выпуска Великобритании номиналом 1 пенни или экземпляров уникальной марки тифлисской почты, но для советских коллекционеров её слава непререкаема. Мы приводим «аспидку» вместе с демонстрацией водяных знаков, которые тогда использовались для защиты от подделок. Ведь марки – те же деньги, только узкоспециализированного назначения. Каталогом почтовых марок для «аспидки» определена отдельная позиция. Известно, что один из листов избежал перфорации. По приблизительным подсчётам из 24 его марок сохранилось всего три уникальных экземпляра беззубцовой «аспидки».
Дирижабли можно найти в составе серий «Пятилетка в четыре года» (1930 г.), «Арктический рейс ледокола “Малыгин”» (марки 4 номиналов от 30 копеек до 2 рублей) и «Авиационный спорт» (1938 г.). Кроме того, в честь советского дирижаблестроения выпущена серия авиапочтовых марок 1934 года, в составе которой мы увидим дирижабли «Ворошилов», «Правда» и «Ленин». Последний из-за малого тиража тоже было непросто найти даже среди гашеных марок. Интересной особенностью серии является то, что на всех марках номинал кратен пяти.
На пороге космоса
Советские зрители отлично помнят, как в кинокомедии «Цирк» американскому цирковому аттракциону «Полёт на Луну» противопоставляется советская цирковая феерия «Полёт в стратосферу». Символичное название отсылало к подвигам стратонавтов. Стратостат неразрывно связан с космосом, так как первый аппарат подобного плана учёный Огюст Пикар (Швейцария) создавал для изучения космических лучей.
В Советском Союзе покорение стратосферы приобрело характер соревнования. Практически одновременно готовились стартовать две команды. Первым удалось совершить полёт экипажу стратостата «СССР-1» в составе конструктора К.Д. Годунова, а также пилотов Э.К. Бирнбаума и Г.А. Прокофьев. 30 сентября 1933 года аппарат поднялся на высоту 19 000 метров, установив мировой рекорд. Грандиозное событие отметили серией из трёх марок с однотипным оформлением, различающимся лишь цветом и номиналом. Несмотря на младший номинал, ключевой маркой из этой троицы является синяя (5 копеек) из-за вдвое меньшего в сравнении с остальными количества (50 000 штук). Эти три марки считаются ценной частью любой коллекции на тему «Авиация» или «Космос», особенно составленной из негашеных экземпляров.
В конце января 1934 года в небо поднимается ««Осоавиахим-1», в кабине которого находились П.Ф. Федосеенко, И.Д. Усыскин и А.Б. Васенко. Экипажу хотелось превзойти успех другой команды по всем параметрам. Во-первых, стратостат впервые стартовал зимой. Во-вторых, планировалось пересечь отметку в 20 километров. К сожалению, превышение предела безопасной высоты полёта привело к катастрофе, хотя удалось зафиксировать, что аппарат побывал на высоте 22 000 метров. Подвиг увековечен серией «Памяти стратонавтов», на каждой почтовой миниатюре которой показан портрет одного из членов геройского экипажа.
В том же оформлении, но с изменёнными цветами, серию выпустили к десятилетию полёта. Стоимость стандартных почтовых услуг в тот момент повысилась, поэтому все три марки представлены номиналом 1 рубль. Этот выпуск раздобыть для коллекции намного проще, чем марки 1934 года. Но и среди них есть достаточно дорогая разновидность – серо-синяя марка с портретом Федосеенко, имеющая не ромбовидный, а квадратный растр (точечную структуру полутонового изображения).
Героям-стратонавтам довелось оказаться на марках СССР и послевоенной поры. В 1964 году выпущен зубцовый и беззубцовый вариант марки, на котором запечатлён памятник в Саранске (аппарат упал в Инсарском районе Мордовской области). Данная марка завоевала приз на международном конкурсе в Буэнос-Айресе, и этот успех запечатлели в составе очередной серии почтовых миниатюр. К полувековому юбилею полёта стратостата «СССР-1» выпустили марку достоинством 20 копеек. С тиражом в четыре с половиной миллиона редкостью она не является. Однако часть тиража напечатана малым листом с художественным оформлением полей, где представлено развитие отечественного воздухоплавания от первых самолётов до космических кораблей. Лист данного формата напечатан в небольшом количестве, поэтому именно в его составе марка «Стратостат СССР-1» является редкой и ценной.