какие реформы были осуществлены в области просвещения

История Росcии. 19 век. 8 класс

Реформа в области просвещения.

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). Это привело к созданию начальных школ различного типа- государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

В отношении начального или народного образования, кроме старого типа церковноприходских школ, был создан новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земств. Для приготовления учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали учительские семинары.

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Целью общего образования стало приспособление к практическим потребностям и приобретение технических познаний. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.Они разделялись на классические и реальные.

Реальные гимназии готовили к работе в различных отраслях промышленности и торговли. Обучались в них 7 лет. Основное внимание уделялось математике, естествознанию, техническим предметам. Доступ в университеты для выпускников этих гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических высших учебных заведениях.

Обращено было внимание и на женское образование. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного сана, стали открываться епархиальные училища с соответствующим курсом. Встал вопрос о высшем образовании для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.А.Вышнеградский, основав в 1863 году педагогические женские курсы для подготовки преподавателей. В 1878 году при содействии профессора К.Н.Бестужева-Рюмина открываются в Петербурге Высшие женские курсы. По примеру Петербурга и в других городах стали возникать Высшие женские курсы.

Особенно важное значение имело в издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Таким образом, в царствование императора Александра II дело начального, женского и университетского образования было широко поставлено.

Реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год – 2058).

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. По этим правилам, предварительную цензуру для периодики заменили карающей, то есть налагающей санкции на издание после публикации тех или иных предосудительных – с точки зрения правительственной политики – материалов. Для периодических изданий дополнительно требовалось внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Такое положение дел создавало благоприятные условия для формирования общественного мнения. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. «Временные правила о печати» действовали, практически без изменений, в течение 40 лет.

Источник

История Росcии. 19 век. 8 класс

Реформа в области просвещения.

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). Это привело к созданию начальных школ различного типа- государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

В отношении начального или народного образования, кроме старого типа церковноприходских школ, был создан новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земств. Для приготовления учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали учительские семинары.

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Целью общего образования стало приспособление к практическим потребностям и приобретение технических познаний. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.Они разделялись на классические и реальные.

Реальные гимназии готовили к работе в различных отраслях промышленности и торговли. Обучались в них 7 лет. Основное внимание уделялось математике, естествознанию, техническим предметам. Доступ в университеты для выпускников этих гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических высших учебных заведениях.

Обращено было внимание и на женское образование. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного сана, стали открываться епархиальные училища с соответствующим курсом. Встал вопрос о высшем образовании для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.А.Вышнеградский, основав в 1863 году педагогические женские курсы для подготовки преподавателей. В 1878 году при содействии профессора К.Н.Бестужева-Рюмина открываются в Петербурге Высшие женские курсы. По примеру Петербурга и в других городах стали возникать Высшие женские курсы.

Особенно важное значение имело в издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Таким образом, в царствование императора Александра II дело начального, женского и университетского образования было широко поставлено.

Реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год – 2058).

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. По этим правилам, предварительную цензуру для периодики заменили карающей, то есть налагающей санкции на издание после публикации тех или иных предосудительных – с точки зрения правительственной политики – материалов. Для периодических изданий дополнительно требовалось внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Такое положение дел создавало благоприятные условия для формирования общественного мнения. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. «Временные правила о печати» действовали, практически без изменений, в течение 40 лет.

Источник

Реформы в области просвещения и печати

Реформы в области просвещения и печати

Потребности экономической и политической жизни страны делали необходимыми изменения в организации народного образования. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», которое расширило сеть начальных учебных заведений. По «Положению» начальные училища разрешалось открывать общественным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо, чтение, правила арифметики, закон божий и церковное пение. Большинство начальных школ было земскими (создавались земствами), церковно-приходскими и «министерскими» (учрежденные Министерством народного просвещения).

В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реальные (в основном для детей буржуазии). Учились в гимназиях 7 лет. В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого), в реальных вместо «классических» языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, «реалистю», в основном, шли в технические высшие учебные заведения.

Количество начальных и средних учебных заведений в России в пореформенный период быстро возрастало. В конце 50-х годов их было около 8 тысяч, в начале 80-х годов — свыше 22 тыс., а к середине 90-х годов свыше 78 тыс. Однако и к концу XIX в. Россия оставалась страной неграмотных, их было почти 80 %.

В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, который восстанавливал и расширял автономию университетов. В стране открывались новые высшие учебные заведения, в том числе технические, а также женские курсы в Москве, Петербурге, Киеве.

В ходе преобразований правительство было вынуждено пойти на ряд уступок в области цензуры. «Временные правила для печати» (1865) частично отменяли предварительную цензуру в столицах, но вместе с тем устанавливали судебную ответственность для лиц, нарушивших законодательство в этой области.

Таким образом, несмотря на противодействия консервативных кругов, в России в 60-70-е годы был реализован целый комплекс буржуазных реформ. Многие из них были противоречивыми и непоследовательными, однако в целом они были шагом вперед по пути превращения русской феодальной монархии в монархию буржуазную, способствовали развитию в стране капиталистических отношений, росту экономики и культуры, подняли престиж России в сфере международных отношений.

Революционная ситуация в стране не переросла в революцию. Реформировав политическую надстройку общества, самодержавие сумело сохранить за собой основные позиции, это создавало предпосылки для возможного поворота, движения вспять, которое проявилось в период реакции и контрреформ 80-90-х годов XIX в.

Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 60-х — середине 90-х годов XIX в.

После отмены крепостного права развитие капитализма в стране пошло невиданными ранее темпами. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики, способствовали ускорению темпов развития народного хозяйства России. На период 60-90-х годов XIX в. приходятся такие важнейшие явления в экономике страны, как завершение промышленного переворота и быстрое развитие ряда важнейших отраслей, постепенная перестройка на новый капиталистический лад аграрного сектора, формирование пролетариата и русской промышленной буржуазии.

Читайте также

§ 78. Военная реформа. Реформы в области печати и образования

§ 78. Военная реформа. Реформы в области печати и образования Военная реформа. Крымская война показала отсталость России во всех областях военного дела – обучении войск, их вооружении, обмундировании, снабжении. Задачи реформирования армии, её перевооружения,

Политика в области просвещения

Политика в области просвещения Министр внутренних дел Д. Толстой особое внимание уделил политике в области просвещения. Он пригласил в качестве министра просвещения одного из своих заместителей Делянова, который был автором циркуляра «О кухаркиных детях». Этот

Реформы просвещения и печати

Реформы просвещения и печати В 1864 году было принято «Положение о начальных народных училищах».Этот документ определил новую систему начального и среднего образования. Начальные земские училища давали элементарное образование, затем шли всесословные семиклассные

Цилиндрические печати

Цилиндрические печати Тот же отказ от точной передачи форм тела и его пропорций мы встречаем и в глиптике. В ней к первой четверти III тыс. до н. э. полностью начинает преобладать печать-цилиндр; глиптическое искусство достигает высокого мастерства.«Окончательный переход

§ 4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I

§ 4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I Петровские реформы оказали сильное влияние на состояние российской экономики. В течение первой четверти XVIII в. мощный рывок вперед совершила отечественная промышленность. Этот рывок был в решающей

§ 5. Реформы в области культуры

§ 5. Реформы в области культуры С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

33. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I

33. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня

§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики — оживилась деятельность

4. Политика в области образования и печати

4. Политика в области образования и печати 4.1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллигенции, либеральной печати, университетах главное «зло» России и потому принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность,

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Реформы в области управления

О партийной печати

О партийной печати 1. Совещание констатирует громадное значение легальной прессы для дела с.-д. агитации и организации и поэтому призывает партийные учреждения и всех сознательных рабочих к усиленной поддержке легальной печати при помощи самого широкого ее

Источник

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. Либеральные реформы

Либеральные реформы. Потребности экономического развития страны, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа требовали развития системы народного образования. Большое влияние на разработку реформ в области просвещения оказало демократическое общественное движение, выступавшее за ликвидацию сословной школы.

Реформы в области начального образования.В 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом. Программа начального образования включала преподавание чтения, письма, арифметики, Закона Божьего и церковного пения.

В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ.

— Министерство народного просвещения открывало государственные (министерские) школы.

Земские школы, дававшие наилучшее образование,существовали на средства земств. Они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования. В 1864-1874 гг. было открыто около 10 тыс. земских школ,

— Широкое распространение получили поощряемые правительством церковно-приходские школы.

Деревенские школы грамоты создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковноприходских школ. Преподавали в этих школах учителя из грамотных крестьян.

— Важную роль в распространении грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения сыграли частные воскресные школы для взрослых, первая из которых открылась в 1859 г. в Киеве.

Развитие среднего образованиярегламентировалось утвержденным в 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий. Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал значительную плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные. Для изучения начального курса классической гимназии создавались четырехклассные прогимназии. Классические гимназии давали образование, в основу которого было положено изучение древних языков (латинского и греческого), а также математики; увеличивался объем изучения истории и русской словесности. Классические гимназии готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных гимназиях за счет сокращения гуманитарного курса был увеличен объем преподавания естествознания и прикладных технических дисциплин; выпускники реальных гимназий могли без экзаменов поступать в высшие технические учебные заведения.

В области среднего образования были созданы также военные, духовные и коммерческие училища.

Значительные изменения произошли в области высшего образования. Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета (в Одессе, Варшаве, Томске и Гельсингфорсе) и 30 высших специальных учебныхзаведений: сельскохозяйственные, горные, лесные и т.п.

В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы), разрешалось иметь собственную цензуру, выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.

Важное значение имело развитие женского образования.

Помимо существовавшего в рамках системы среднего женского образования институтов благородных девиц для дворянок создавались бессословные женские училища (с 1862 г. женские гимназии). Для девочек устанавливалась сокращенная программа обучения, доступ в университеты для них был закрыт. Для подготовки учительниц в женских гимназиях разрешалось открывать дополнительный 8-й класс.

Под давлением общественности в Москве, Петербурге, Казани и Киеве были созданы высшие женские курсы, в том числе медицинские, естественнонаучные, физико-математические и историко-филологические. Высшая женская школа не поощрялась государством и существовала в основном на частные пожертвования и за счет платы за обучение.

Важную роль в развитии просвещения сыграли либеральные изменения в областицензуры.В декабре 1855 г. был упразднен печально знаменитый Бутурлинский комитет, а в апреле 1865 г. были утверждены Временные правила о печати. В соответствии с этими правилами от предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные объемом не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел.

На провинциальную печать и массовую литературу для народа меры по ослаблению цензуры не распространялось. Продолжала действовать духовная цензура Святейшего Синода Русской православной церкви.

Но даже и эти незначительные уступки способствовали распространению знаний в России.

Реакционные меры в области просвещения. Поворот к реакции начался уже в конце 60-х годов, после покушения на Александра II Д.В. Каракозова. Политика Александра III в области образования носила еще более реакционный характер.

Новое правительство стремилось придать начальной школеболееклерикальный (церковный) характер. В 1884 г. по инициативе министра народного просвещения И.Д. Делянова церковно-приходские школы и школы грамоты были переданы в ведение Синода. При этом число ЦПШ возрастало и достигло более, чем 30 тыс., что расширило возможности крестьян обучиться хотя бы грамоте.

Еще раньше реакция отразилась на состоянии средней школы.

— Уже при Александре II усилиями публициста и общественного деятеля М.Н. Каткова и министра просвещения Д.А. Толстого были приняты уставы 1871 и 1872 годов. В уставах проводилась концепция классического образования, которое сам император считал важным средством борьбы с нигилистическим настроением молодежи. Реальные гимназии были заменены шестиклассными реальными училищами. И в классических гимназиях, и в реальных училищах было изъято естествознание, уменьшено количество учебных часов по русскому, истории, географии, и новым языкам предметам, по мнению Каткова, приводившим к верхоглядству, толчению воды и нигилизму. Взамен в гимназиях в несколько раз увеличивался курс древних языков и математики, не дававших простора разным умствованиям, но дисциплинировавших и приучавших ум к усвоению знаний и точных понятий. В училищах возрос объем практических дисциплин черчения и т.п., естествознание должно было преподаваться не научно, а технологически.

Повышение платы за обучение ограничивало прием в средние учебные заведения детей из малоимущих слоев населения. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее.

Политическая реакция затронула и высшую школу.Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, полновластными хозяевами которых стали попечители учебных округов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора, а их место заняли политически благонадежные лица.

— В 1882-1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов.

В это же время был издан ряд законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать.

Утвержденные в 1882 г. Временные правила о печати устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами; усиливалась карательная цензура, а в 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания.

Внешкольное просвещение.Возросшие духовные потребности всех слоев населения и усиление демократического движения обусловили развитие внешкольного просвещения.

Расширению сети культурно-просветительных учреждений в значительной степени способствовала деятельность земских учреждений, которые организовывали общедоступные народные библиотеки и читальни, просветительные общества и комитеты грамотности. В 1862 г. в Румянцевском музее была создана Московская публичная библиотека, в 1872 г. Москве была подарена библиотека А.Д. Черткова, возникли крупные научные библиотеки Политехнического (1872) и Исторического (1873) музеев. В 80-е годы в 50 губерниях Европейской России действовало около 3 тыс. читален библиотек при земских школах и государственных учебных заведениях и более 500 публичных библиотек.

Большое распространение получили выставки. Художественные, исторические, промышленные музеи и картинные галереи создавались (в основном на частные средства) не только в столицах, но и в губернских городах.

Значительно возросла роль периодической печати. Число периодических изданий за пореформенные годы XIX в. увеличилось со 114 до 900. Среди них были ведомственные, научные, общественно-исторические, политические, церковные издания, особой популярностью пользовались толстые литературно-художественные журналы. Во много раз увеличился выпуск центральных и провинциальных газет.

Общие итоги.

Сложившаяся в результате проведенных реформ и контрреформ система образования не соответствовала потребностям страны: образование по-прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным. Особенно остро ощущался недостаток начальных и средних школ.

НАУКА

Естествознание и техника. Как и в предшествующий период наиболее значительным был прогресс в области естественныхитехнических наук,что объясняется их связью с потребностями промышленного производства, армии, сельского хозяйства.

Большой вклад в развитие географии иэтнографиивнесли выдающиеся русские путешественники Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, исследовавшие земли Центральной и Юго-Восточной Азии, Уссурийского края, Австралии. А.П.Карпинский основал русскую геологическую школу.

Мировое признание получили исследования русских математиков(П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова, С.В.Ковалевской), физиков(А.Г.Столетова, А.С.Попова, П.Н.Лебедева) и техников. 25 апреля 1895 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Электротехник П.Н.Яблочков создал дуговую лампочку, а А.Н.Лодыгин изобрел лампу накаливания. Возможность создания летательных аппаратов исследовали А.Ф.Можайский, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский.

Золотым веком русской химииназывают 60-е-начало 70-х годов: Д.И.Менделеев создал периодическую систему химических элементов; Н.Н.Зинин и А.М.Бутлеров заложили основы современной органической химии.

Выдающимися успехами было отмечено развитие биологических и медицинскихнаук.Русский биолог К.А.Тимирязев исследовал явление фотосинтеза и доказал применимость закона сохранения энергии к органическому миру. В.О.Ковалевский заложил основы эволюционной палеонтологии. Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов внес большой вклад в развитие микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И.И.Мечников основал первую в России бактериологическую станцию. Величайшим авторитетом в области физиологии был признан И.П.Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессах пищеварения и кровообращения. Крупный вклад в развитие отечественной медицины внес профессор Медико-хирургической академии С.П.Боткин.

Дальнейшее развитие получила агрономическая наука. В.В.Докучаев создалсовременное генетическое почвоведение.

Гуманитарные науки.Бурные общественно-политические процессы и рост национального самосознания способствовали интенсивному развитию гуманитарных наук.

Исторические науки.На вторую половину столетия приходится расцвет научной деятельности выдающихся русских историков С.С.Соловьева и В.О.Ключевского, авторов обобщающих исследований по истории России. Ключевский один из первых нарушил господствовавшую в русской историографии традицию периодизации истории России по царствованиям.

В трудах историков демократического направления (А.П.Щапова, Н.И.Костомарова, В.И.Семевского) получила развитие история низших сословий.

В.И.Герье, Н.И.Кареев, П.Г. Виноградов и О.М.Бодянский занимались изучением всеобщей истории.

Дальнейшее развитие языкознания, литературоведения и фольклористики связано в этот период с именами В.И.Даля, Ф.И.Буслаева, В.Ф.Миллера, Я.К.Грота, А.А.Шахматова. Миллер заложил основы исторической школы в фольклористике, внес большой вклад в изучение русского былинного эпоса. Шахматов положил начало историческому изучению русского языка, ему принадлежат классические труды по критическому изучению текстов русских летописей.

Значительное развитие получила русская философия,представленная различными направлениями. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Г.В.Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции.

Им противостояли философы-идеалисты, среди которых были религиозные мыслители П.Д.Юркевич, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В.Розанов.

В советской исторической науке было принято считать, что прогресс отечественной философской мысли связан исключительно с развитием материализма и особенно с распространением в России марксизма. Идеалистическая философия провозглашалась консервативной, отвлекающей от революционной борьбы и потому лишенной какого бы то ни было положительного начала.

Популяризациинаучныхзнаний, обмену опытом и научному прогрессу способствовалинаучные общества, которые были созданы почти во всех отраслях науки,и съезды специалистов(естествоиспытателей, врачей, археологов).В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общество русских врачей, Русское техническое общество, при всех российских университетах были созданы физико-математические общества. Отделения Русского технического, Географического и других обществ были созданы в Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии, на Кавказе и на Украине.

ЛИТЕРАТУРА

Во второй половине XIX в. происходит широкое сближение литературы с жизнью.

Основные особенности.Как и в предшествующий период, русская литература занимала особое положение в духовной культуре.

— Литература выполняла художественно-эстетические, нравственно-этические и воспитательные функции, отражала распространенные в обществе социально-политические, философские и религиозные идеи (и в то же время влияла на их формирование и распространение); оказывала огромное влияние на развитие театра, живописи, музыки, на формирование мировоззрения подрастающего поколения.

— Активизация общественного движения и распространение революционно-демократических идей обусловили усиление в 60-70-х годах демократических тенденций в литературе и публицистике. Распространению демократических идей способствовали журналы Современник, Отечественные записки и Русское слово. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в творчестве Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Стилевые направления.Ведущим направлением в литературе пореформенной России был реализм,характеризующийся не только правдивым отражением действительности, но и глубоким психологизмом, живым откликом на социально-политические события, художественной реализацией злобы дня (произведения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, И.А.Бунина, А.Н.Островского, очерковые циклы Н.Г.Помяловского, В.А.Слепцова, Н.В.Успенского, В.Г. Короленко).

Острая критическая направленность обусловила часто встречающуюся характеристику литературы пореформенной России как литературы критического реализма.Однако значительная часть литературного наследия выдающихся писателей того времени выходит за рамки данного направления.

Проза.Вторая половина XIX характеризовалась преобладанием литераторов создававших прозаические произведение.

Целую эпоху в истории России отразил в своем творчестве Л.Н.Толстой(повести Детство, Отрочество, Юность; Севастопольские рассказы; русская национальная эпопея Война и мир).

Ф.М.Достоевскийв своих произведениях (Униженные и оскорбленные, Преступление и наказание, Идиот, Братья Карамазовы и др.) поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему маленького человека, социальных контрастов самодержавной России.

Мастер классического реалистического романа И.С.Тургенев отразил в своих произведениях идейные искания русской интеллигенции 50-70 годов (Отцы и дети, Дворянское гнездо, Рудин).

Развитие драматургии связано с творчеством А.Н.ОстровскогоиА.П.Чехова.

М.Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.

Широкую известность приобрели выдающиеся писатели Н.С. Лесков, И.А. Гончаров, А. Печерский (П.И. Мельников), И.А. Бунин и др.

Поэзия.

Выдающимся поэтом-реалистом пореформенной России является Н.А. Некрасов (Кому на Руси жить хорошо, Плач детей).

На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А.А. Фета, названного Достоевским первым лириком новой Европы, отличается тонким психологизмом, отражением мимолетных настроений человеческой души.

Многонациональный характер российской литературы.Во второй половине XIX в. достигло своего расцвета и творчество национальных писателей и поэтов, развивавшееся в тесном взаимодействии с русской литературой. Среди них украинцы И.Франко, Л.Украинка, П.Мирный; белоруссы Я.Купала, Я.Колос, Ф.Богушевич; латыш Я.Райнис; литовец Ю.Жемайте; эстонец Э.Вильде ; грузины И.Г.Чавчавадзе и А.Р.Церетели и многие другие.

ЖИВОПИСЬ

Усиление демократических традиций, тесная связь живописи с жизнью и бытом народа обусловили ее расцвет во второй половине XIX в.

Академизм.Академия художеств по-прежнему оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции стремительно падал. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, К. Флавицкий, Г.И. Семирадский противопоставляли ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории.

В то же время Академия сохранила свое значение как главная в России школа профессионального мастерства.

Реализм. Передвижники.Искусственно насаждаемому академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала.

Подавление творческой свободы художника и навязывание обязательных сюжетов привели к так называемому бунту 14-ти: в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии (И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин, К.В.Лемох и др.) вышли из нее, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль, и создали в Петербурге Артель художников по образцу коммуны Н.Г.Чернышевского. Через 7 лет Артель распалась. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество объединило крупнейших русских художников-реалистов сторонников демократического направления, в том числе Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др. Их творчество стало особым направлением в русской живописи. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах (всего было организовано 48 выставок), в своих работах изображали русскую действительность, воссоздавали повседневную жизнь простого народа. Товарищество стало поистине центром отечественной художественной жизни, в разное время в него входили все наиболее талантливые художники: И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов др.

Творчество художников реалистов отличалось необычайным жанровым разнообразием. Многие художники работали в нескольких жанрах, так И.Е. Репин создал шедевры в жанрах портрета, бытовой и исторической живописи, пейзажа.

По-прежнему одним из самых популярных жанров был портрет. Портреты писали практически все художники.Наибольших успехов достигли И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов и Н.Н.Ге.

Критическая направленность обусловила особое место бытовой живописи.Работы лучших мастеров этого жанра (В.Г.Перова, Н.А.Ярошенко, В.Е.Маковского, Г.Г.Мясоедова) обличали социальные порядки Российской империи.

Мировую известностьполучили пейзажиА.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Репина и многих других художников.

Ярким представителем батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В.Верещагин.

Историческое прошлое нашей страны сталообъектом живописных работ Сурикова, Репина, Ге, М.В. Нестерова.

СКУЛЬПТУРА

Сохранение традиции синтеза архитектуры и скульптуры обусловило общие тенденции в их развитии, проявившиеся прежде всего в господстве эклектики. Образцами эклектики являются храм-памятник Героям Плевны, созданный русским архитектором, скульптором и живописцем В.О.Шервудом;композиция Тысячелетие России в Новгороде, возведенная по проекту М.О.Микешина при участии А.М. Опекушина. Опекушину принадлежит также памятник А.С. Пушкину в Москве.

К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковойскульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый, Христос перед судом народа).

АРХИТЕКТУРА

Бывшая некогда ведущим видом искусства архитектура во второй половине XIX в. отступила на второй план.

Основные особенности.Существенным фактором, определяющим развитие архитектуры в пореформенную эпоху было становление индустриального общества, развитие науки и техники, расширение производства.

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов.

Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки и т.п.

Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами.

ТЕАТР

Театр стал одним из духовных центров русского общества.

Основные особенности.

Во второй половине XIX в. в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции.

Театрприобрел огромное воспитательное и общественно-политическое значение, на его сцене нашли отражение все насущные проблемы российского пореформенного общества.

Репертуар.Общественная роль театра в значительной степени определялась его репертуаром.Для театра охотно работали многие классики русской литературы, ведущее место в репертуаре драматических театров занимали пьесы А.Н.Островского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *