какие регионы кормят всю россию
10 регионов, которые кормит вся Россия: откуда берутся эти деньги и зачем их «дарить»
В любой большой стране рано или поздно назревают конфликты — на этнической, языковой и даже экономической почве. У нас в последнее время часто разгораются споры о так называемых дотационных регионах.
Якобы одни всю Россию-матушку кормят, а остальные лишь сосут деньги из бюджета. Учитывая, что в моем медиаполе эта тема появляется все чаще, предлагаю исследовать этот вопрос подробнее, чтобы в случае чего не дать ввести себя в заблуждение.
Кстати, в последние годы не все так плохо.
Какие виды дотаций бывают и зачем они вообще нужны
Для начала стоит отметить одну важную вещь. Под словом «дотации» часто подразумевают, что вот, мол, Ямало-Ненецкий АО трудится, приносит в бюджет много денег, а в Карачаево-Черкессии одни тунеядцы, работать не хотят, денег в казну не приносят, приходится им постоянно денег давать.
На деле все не так. Дотации тоже бывают разными, и даже Ямало-Ненецкий АО кое-что да получает. Помимо тупой раздачи денег, есть еще субсидии, субвенции и различные трансферы.
Эти три вида «дотаций» могут использоваться для поддержки развивающейся отрасли производства, могут выделяться на разные нацпроекты, например, строительство федеральных трасс, или на финансирование соцпрограмм вроде строительства жилья для ветеранов.
Смысл, думаю, понятен. Вот неплохой график по этому поводу. Как видите, в 2019 году «просто так» денег раздали только на 936 млрд из 2,6 трлн руб.
Рейтинг регионов, которым переводят наибольшее количество денег
Вообще стоит отметить интересную ситуацию с тем, как у нас распределяются деньги в государстве. Это, кстати, позволяет иначе взглянуть на ситуацию, когда мэр города торжественно открывает новую автобусную остановку.
Если кратко, то все налоги сначала идут в Кремль, а уже оттуда распределяются по регионам — по их нуждам и очень редко по хотелкам. На местах остаются только налоги на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог.
Так, Ямало-Ненецкий АО в 2017 году перечислил в федеральный бюджет 753,9 млрд руб., а «на жизнь» им осталось 196 млрд руб., то есть регион живет только на 1/5 часть своего дохода. А куда уходит все остальное? А вот куда.
Что касается горячих заголовков по поводу Чеченской Республики, то они опираются на реальные цифры. Так что никакого обмана здесь нет. Вот как это все выглядит в разрезе.
Зачем вообще этим регионам переводить деньги, за какие заслуги и для чего
Дотационную политику Минфин называет очень интересно — «распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности». Ииии… в принципе, так оно и есть.
Например, та же Чечня — не самый индустриальный регион, приносит мало. Но там живут люди с паспортом гражданина РФ, а значит, они имеют право получать те же бюджетные услуги, что и жители других регионов.
С другой стороны, раз уж мы начали говорить о Чечне, то нужно иметь в виду, что там добывают около 3 млн тонн нефти ежегодно, а по добыче газа регион занимает 18-е место в стране (около 400 млн кубометров).
Тонна нефти стоит минимум 20 000 руб., т. е. одна только добыча полезных ископаемых способна наполнить бюджет республики и обеспечить 1 478 726 человек.
Плюс давайте представим, что будет, если перестать перечислять дотации.
Уровень жизни упадет в разы, начнется неконтролируемая внутренняя миграция, вырастет уровень преступности и прочие прелести, которые проще оттянуть очередными 60 млрд руб.
Регионы с минимальными дотациями
Ну а теперь о тех, кто нас всех кормит. Согласно данным за 2018 год, 36 % всех поступлений в российский бюджет обеспечивали всего два субъекта — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. 3 и 4 место за Москвой и Санкт-Петербургом.
То есть за этими территориями — основная доля поступлений в бюджет.
За ними выстроились индустриальные районы: ЛО, МО, Самара, Татарстан, Сахалин, Свердловская область, Тюмень, Калуга и Ненецкий АО.
Всего с вышеперечисленными получается 13 субъектов федерации, которые не только приносят наибольший доход в бюджет, но и не получают дотаций на безвозмездной основе, то есть деньги-то они получают, но в виде трансфертов и субвенций.
И то — размер их помощи не сравнится ни с помощью другим регионам, ни с процентным соотношением вклада в общий котел.
Итак, что у нас получается? Многие субъекты федерации действительно дотационные, и только 15 % из них вносят ощутимый вклад в бюджет. Одни — за счет добычи природных ресурсов, другие — за счет НДС и акцизов.
Давать дотации с моральной точки зрения правильно. С практической — нет. Опыт показывает, что дотации носят иждивенческий характер. Эти деньги не вкладываются в развитие экономики регионов, они просто «проедаются».
Как нужно делать, чтобы было правильно, я пока не знаю. Возможно, нужен ручной контроль. Если тема вас заинтересовала, дайте знать в комментариях, и я исследую этот вопрос в будущем.
Регионы доноры России 2021 год список
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы доноры России 2021 год список». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:
Субъекты | Сумма, тысяч рублей |
Республика Дагестан | 61 518 775,0 |
Республика Саха (Якутия) | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 34 149 057,0 |
Чеченская Республика | 28 710 667,5 |
Республика Крым | 20 418 974,3 |
Алтайский край | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 17 887 429,1 |
Республика Тыва | 16 066 441,0 |
Республика Бурятия | 15 568 468,1 |
Чукотский автономный округ | 12 782 544,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12 459 465,0 |
Республика Ингушетия | 9 645 857,3 |
Курганская обл. | 9 151 459,6 |
Республика Алтай | 9 106 684,5 |
Ивановская обл. | 8 461 903,9 |
Кировская обл. | 8 391 869,7 |
Брянская обл. | 8 359 072,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 018 399,7 |
Республика Северная Осетия — Алания | 8 006 369,0 |
Чувашская Республика — Чувашия | 7 268 934,9 |
Республика Башкортостан | 6 722 002,0 |
Забайкальский край | 6 437 927,4 |
Ростовская обл. | 5 678 982,0 |
Тамбовская обл. | 5 041 283,3 |
Республика Карелия | 4 960 574,0 |
Республика Марий Эл | 4 853 090,4 |
Краснодарский край | 4 398 104,7 |
Архангельская обл. | 4 132 655,7 |
Волгоградская обл. | 4 129 097,2 |
Саратовская обл. | 4 114 285,8 |
Приморский край | 3 743 122,6 |
Омская обл. | 3 705 119,3 |
Пензенская обл. | 3 645 628,9 |
Воронежская обл. | 3 364 328,1 |
Челябинская обл. | 3 332 741,8 |
Республика Калмыкия | 3 251 440,8 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 2 947 665,3 |
Кемеровская обл. | 2 892 983,8 |
Орловская обл. | 2 798 918,4 |
Новосибирская обл. | 2 736 963,9 |
Псковская обл. | 2 697 683,7 |
Оренбургская обл. | 2 663 856,0 |
Томская обл. | 2 491 740,7 |
Владимирская обл. | 2 430 504,0 |
Хабаровский край | 2 367 778,7 |
Магаданская обл. | 2 094 003,2 |
Севастополь | 2 000 684,3 |
Удмуртская Республика | 1 985 564,8 |
Курская обл. | 1 960 738,8 |
Тверская обл. | 1 957 873,5 |
Нижегородская обл. | 1 953 335,3 |
Рязанская обл. | 1 950 840,5 |
Иркутская обл. | 1 650 931,8 |
Амурская обл. | 1 477 849,7 |
Астраханская обл. | 1 444 833,0 |
Республика Хакасия | 1 413 410,3 |
Калининградская обл. | 1 401 127,6 |
Смоленская обл. | 1 388 732,2 |
Костромская обл. | 1 364 852,2 |
Республика Мордовия | 1 353 055,9 |
Ульяновская обл. | 1 311 398,6 |
Пермский край | 1 254 191,2 |
Вологодская обл. | 1 023 709,4 |
Белгородская обл. | 960 702,3 |
Красноярский край | 889 411,3 |
Новгородская обл. | 751 258,6 |
Еврейская автономная обл. | 612 025,6 |
Тульская обл. | 543 160,6 |
Липецкая обл. | 398 018,2 |
Ярославская обл. | 370 682,7 |
Республика Коми | 264 449,9 |
Мурманская обл. | 14 732,3 |
Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.
Регионы доноры и регионы реципиенты рф 2021
Донор – это регион или город, который отдает часть своего бюджета на «залатывание бюджетных дыр» убыточных регионов.
Список доноров: Республика Татарстан (Татарстан), Калужская обл., Ленинградская обл., Московская обл., Самарская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Естественно, основные доноры – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, остальные субъекты с положительным балансом «вносят посильную лепту». Более-менее свежих данных по количеству отдаваемых донорами денег, к сожалению, нет – эту информацию Минфин в свои отчеты не вносит.
Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):
2019 | 2020 | 2021 | |
Респ. Дагестан | 66 265 836,8 | 58 395 004,4 | 61 518 775,0 |
Респ. Саха (Якутия) | 46 907 224,4 | 35 928 069,9 | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 37 389 812,3 | 32 402 936,3 | 34 149 057,0 |
Чеченская Респ. | 30 440 585,9 | 27 354 420,3 | 28 710 667,5 |
Алтайский край | 26 837 816,6 | 18 977 607,2 | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 22 083 116,2 | 17 597 742,4 | 17 887 429,1 |
Респ. Крым | 20 371 129,4 | 19 872 802,6 | 20 418 974,3 |
Респ. Бурятия | 19 874 889,0 | 15 447 994,0 | 15 568 468,1 |
Респ. Тыва | 16 932 597,8 | 15 173 903,9 | 12 782 544,1 |
Респ. Башкортостан | 15 611 803,5 | 7 137 233,2 | 6 722 002,0 |
Может показаться, что в 2020 году ситуация улучшилась – суммы дотаций уменьшились по сравнению с 2019 годом. На самом деле это не так – просто на 2020 и 2021 год власти ввели новшество: 30% от денег, которые должны быть распределены между субъектами РФ, отправлялись в резервный фонд, который будет задействован в случае крайней необходимости. Поэтому регионам пришлось «затянуть пояса».
Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.
Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:
Субъект | Налоговые поступления в 2019, рублей | Налоговые поступления в 2018, рублей |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 3072250672 | 1985463484 |
Москва | 1428030549 | 1265525556 |
Ямало-Hенецкий АО | 1220680319 | 943921479 |
Санкт-Петербург | 664897484 | 621529636 |
Республика Татарстан | 490322755 | 328566826 |
Красноярский край | 388512599 | 267655450 |
Московская обл. | 357793433 | 325487387 |
Оренбургская обл. | 300831894 | 194447903 |
Самарская обл. | 291176949 | 224876734 |
Иркутская обл. | 270113319 | 180180790 |
Отметим, что «самый богатый» не означает, что региону не требуются дотации – Красноярский край, Оренбургская область и Иркутская область получили деньги из федерального бюджета, находясь в топ-10 по полученным налогам.
Дотационные регионы России и доноры: список в 2021 году
Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.
Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.
В России существует распределение бюджета – «лишние деньги» из богатых регионов перенаправляются на текущие нужды регионов нуждающихся. Самый крупный поставщик денег в России – Ханты-Мансийский АО, за ним идет Москва. Самый нуждающийся регион – Республика Дагестан. В целом регионов с отрицательным годовым балансом – куда больше, чем прибыльных регионов.
Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций.
К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек) | Миграционный прирост (на 1000 человек) | ВРП на душу населения, рублей | Дотации, рублей | Дотации на 1 человека, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дагестан | 11,6 | 26 359,7 | 10,8 | -3,6 | 204 197,4 | 59 065 832,5 | 19,1 |
Якутия | 6,9 | 42 427,8 | 5,9 | -3,0 | 951 220,2 | 43 944 997,7 | 45,4 |
Камчатский край | 4,9 | 48 277,3 | -0,5 | -2,2 | 639 848,2 | 39 357 697,2 | 125,1 |
Алтайский край | 6,1 | 22 528,7 | -4,2 | -3,2 | 215 768,4 | 27 129 122,5 | 11,6 |
Чеченская Республика | 13,7 | 23 184,8 | 16,3 | -2,4 | 125 471,2 | 27 078 463,8 | 18,6 |
Ставропольский край | 5,0 | 23 236,3 | -0,5 | -1,4 | 237 436,5 | 19 202 709,7 | 6,9 |
Бурятия | 9,3 | 24 071,7 | 3,4 | -4,7 | 204 770,0 | 18 298 640,3 | 18,6 |
Крым | 6,0 | 21 170,2 | -3,5 | 2,5 | 187 726,0 | 17 714 025,6 | 9,3 |
Башкортостан | 4,9 | 28 572,5 | -0,8 | -2,2 | 343 509,4 | 16 433 477,4 | 4,1 |
Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).
Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.
При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.
Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.
Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.
При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.
Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.
По данным Министерства Финансов РФ, в текущем году никаких дотаций на балансировку казны из федерального бюджета не получали такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Самарская область, Сахалинская область и другие. Всего их насчитывается 13 по всей стране. Показатель по мировым меркам очень мал. Например, в США из 50 штатов 14 являются донорами, что более 25%. В РФ же 85 регионов и 13 доноры, что около 10%.
Если выяснить по каким параметрам определяется каким является субъект – реципиентом или донором, то все достаточно просто – доноры получают из федерального бюджета меньше, чем отчисляют в него. В основном спонсорами государственной казны становятся регионы, которые:
Отдельно хотелось бы выделить области, которые становятся временными донорами и в ограниченный промежуток времени приносят в бюджет страны большие суммы, но затем вновь становятся дотационными по тем или иным причинам.
Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:
1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.
2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.
3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.
Предыдущий максимум агрегированного профицита приходился на 2006-й – тогда он достиг 139,9 млрд рублей. Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (в % от налоговых и неналоговых доходов, ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% ННД соответственно.
Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?
Бюджет Республики Дагестан на 2021 год будет выполнен с профицитом — запланированные доходы превысят расходы. Об этом заявил на заседании правительства Дагестана министр финансов республики Билал Джахбаров. По его словам, сумма профицита должна составить более 1,6 млрд рублей. EADaily напоминает, что такой случай в дотационном Дагестане уже был.
В прошлом году бюджет в Дагестане также оказался бездефицитным. Согласно документам, прогнозируемый объем доходов на 2021 год в Дагестане был определен на сумму свыше 81,518 млрд рублей. В таком же объеме были запланированы и расходы на этот год.
Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2021 году практически останутся на уровне 2021 года, хотя дотации остальным регионам вырастут более чем на 15%, следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета Чечня после резкого выступления своего руководителя Рамзана Кадырова против сокращения финансирования республики получит из федерального бюджета в 2021 году дотации на 40,4 млрд руб.
Российские губернаторы впервые за много лет громко и хором заявили о том, что в стране неправильно устроены бюджетные отношения между центром и регионами.
Главы успешных субъектов — Москвы, Татарстана и Калужской области — считают, что центр забирает у них слишком много, а система не дает бедным территориям стимулов к развитию. Эксперты говорят, что регионы пользуются предвыборным годом, чтобы попытаться защитить свои интересы.
Скорее всего, принципиально изменить схему распределения денег в России не получится. Но ее можно улучшить. Первым выступил мэр Москвы Сергей Собянин. В сентябре 2021 года, выступая на Московском финансовом форуме, он предостерег Минфин от проведения уравнительной финансовой политики.
Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2021 году практически останутся на уровне 2021 года. Чечня после того, как глава республики Рамзан Кадыров выступил против сокращения поступлений в региональный бюджет из федерального центра, получит 40,4 миллиарда рублей дотаций.
Это следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета на 2021−2021 годы.
Их без обсуждения в минувшую пятницу одобрил комитет Госдумы по бюджету. Дотации Республике Крым незначительно снизятся в 2021 году (до 37,2 миллиарда рублей), следует из тех же поправок.
— По идее, донор — это тот, кто отдаёт в бюджет больше, чем получает из него, — говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. — У нас же при определении, какой регион записывать в доноры, а какой нет, обычно смотрят на то, получает ли он дотации на выравнивание бюджета из фонда финансовой поддержки регионов.
В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2021 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов.
Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2021 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2021 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью.
Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.
К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы ( большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы. В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране.
18 ноября Госдума приняла в первом чтении проект бюджета на 2021-2021 годы. За принятие законопроекта проголосовали 334 депутата, против — 100, воздержавшихся не было. Все три года бюджет будет дефицитным.
В 2021 году дефицит составит 2,753 триллиона рублей, в 2021 — 2,011, а в 2021 — 1,142 триллиона рублей соответственно.
Учитывая нехватку средств, правительство предложило сократить отчисления в российские регионы, что тут же вызвало резкую критику главы Чечни Рамзана Кадырова. Возникает много вопросов. Нас не может устраивать предлагаемый Минфином вариант проекта бюджета.
Если и дальше продолжится практика урезания бюджета, республика не сможет развиваться, нам не удастся выполнить взятые на себя социальные обязательства. Чечня — дотационный регион. Но далеко не единственный.
Какие регионы России являются основными получателями дотаций, а какие — донорами, и есть ли тенденция к изменению на своеобразной «финансовой карте»?
В.В. Казаков, Т. С. Савиных
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
Рассматриваются особенности развития бюджетного федерализма в России и его противоречия, проанализированы факторы, влияющие на финансовые потребности регионов.
Ключевые слова: бюджетный федерализм; неоднородность экономического пространства; «регионы-доноры»; «регионы-реципиенты»; налоговый потенциал.
К моменту формирования новой модели российской бюджетной системы в мировой экономической теории внимание учёных концентрируется на двух концепциях экономического развития общества: на монетаризме и неокейсианстве.
Отличительным признаком кейсианской модели является признание первенства бюджетно-налоговой политики, нацеленной…
Крупные национальные компании, развиваясь, имеют большой потенциал роста за счет снижения средних издержек производства и действия положительного эффекта масштаба производства. Но увеличение производства ограничивается рамками емкости спроса на национальном рынке. В этих условиях расширение производства за счет выхода на мировой рынок открывает новые перспективы продажи товаров на зарубежных рынках и получение дополнительной прибыли за рубежом. На этом этапе стали организовываться транснациональные корпорации, которые ориентировались на внешнеторговую деятельность и…
Башкирии в 2020 году из федерального бюджета предполагается выделить почти 17.2 млрд рублей. Это 10-й показатель по размеру субсидий регионам в 2020 году.
В прошлом году Башкортостан по размеру выданных субсидий из федерального бюджета тоже попал в топ-10. Тогда регион получил 15.6 млрд рублей.
На тот момент республика тоже была на 10-м месте в списке самых дотационных субъектов страны.
Данный регион особенно сильно зависим от федеральных денег. Социально-экономическое положение республики очень печальное. Тут и высокая безработица, низкие зарплаты, одна из худших в стране криминальных обстановок.
Доля федеральных субсидий в бюджете республики давно превышает 50% (а по некоторым данным все 75%). В 2020 году Тыве предполагается выделить из федерального бюджета 18.6 млрд рублей. В прошлом году регион получил 16.
Крым не мог не попасть в этот список. Единственное, что уж больно низко регион в этом рейтинге расположился. В 2020 году Крым должен получить из федерального бюджета почти 21.5 млрд рублей. В 2019 году Крым получил субсидий на 20.4 млрд рублей. Стоит отметить, что доля федеральных субсидий в бюджете республики превышает 65%.
Данный регион в 2020 году должен получить более 21.8 млрд рублей. Бюджет Бурятии более чем на 47% состоит из федеральных субсидий. В 2019 году их размер составил 19.9 млрд рублей.
Почти 33% бюджета Ставрополья состоит из федеральных денег. Два последних года край уверенно занимает 6-е место по размеру получаемых дотаций. В прошлом году их размер составил 22.1 млрд рублей. В 2020 году Ставрополье должно получить из федерального бюджета почти 24.3 млрд рублей.
Представим их в виде рейтинга. В Федеральном бюджете на 2021-2023 году указаны плановые объемы дотаций.
1 Больше всего денег из федеральной казны получает Дагестан. В 2021 году плановая сумма дотаций составит 72,89 млрд рублей.
2 На втором месте — республика Саха (Якутия). Сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности должна составить 51,59 млрд рублей.
3 На третьей строчке рейтинга самых дотационных регионов России — Камчатский край (41,12 млрд руб.).
Надо отметить, что ряд дотационных регионов в ближайшие годы могут перейти на самоокупаемость. Уровень бюджетной обеспеченности у них довольно высокий и, в случае успешного экономического развития, вскоре им могут уже не понадобиться дотации из государственной казны.
К таким регионам можно отнести, например, Белгородскую, Мурманскую, Тульскую а также Ярославскую и Липецкую области, Красноярский край, республику Коми.
Но есть и такие регионы, которым до доноров еще далеко. Уровень бюджетной обеспеченности у них крайне низкий.
Смотрите, где в России самые большие зарплаты и кому их платят >>
В 2019 году России определены 10 регионов с наименьшими экономическими показателями.
В список отстающих регионов тогда вошли Адыгея, Алтайский край, Калмыкия, Карелия, Курганская область, Марий Эл, Псковская область, Республика Алтай, Тува и Чувашия.
Они получили индивидуальные планы развития. Если опыт их реализации будет успешным, его распространят и на другие проблемные территории. Не исключено, что в будущем этот список будет увеличен как минимум вдвое.
Регионы доноры россии 2021 год список
Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.
Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:
Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.
Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше.
Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек населения) | Миграционный прирост (на 1000 человек населения) | ВРП, в % от ВВП | ВРП на душу населения, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|
Калужская область | 3,9 | 28 860,4 | -4,7 | 1,9 | 0,56 | 411 565,3 |
Московская область | 2,7 | 43 996,8 | -1,2 | 13,9 | 5,08 | 509 545,2 |
Москва | 1,2 | 66 377,1 | 0,8 | 7,8 | 20,99 | 1 263 698,0 |
Ненецкий АО | 8,1 | 78 703,3 | 5,1 | -8,9 | 0,37 | 6 288 467,9 |
Ленинградская область | 4,1 | 30 430,1 | -5,3 | 23,7 | 1,29 | 535 717,3 |
Санкт-Петербург | 1,5 | 42 718,0 | 0,8 | 5,2 | 5,16 | 727 210,6 |
Татарстан | 3,3 | 33 371,4 | 0,5 | 0,7 | 2,82 | 543 522,4 |
Самарская область | 3,7 | 28 018,4 | -3,1 | -0,1 | 1,80 | 422 024,7 |
Свердловская область | 4,8 | 35 711,3 | -1,9 | -0,3 | 2,86 | 495 115,9 |
ХМАО-Югра | 2,5 | 50 497,6 | 7,3 | -2,1 | 4,69 | 2 127 213,5 |
ЯНАО | 2,1 | 79 933,6 | 8,7 | -3,2 | 3,29 | 4 581 150,1 |
Тюменская область | 4,5 | 29 023,8 | 2,8 | 10,3 | 1,35 | 680 908,9 |
Сахалинская область | 5,3 | 51 705,7 | -0,5 | -0,7 | 1,03 | 1 577 910,3 |
В целом по РФ | 4,8 | 33 010,2 | -1,6 | 0,9 | 100 | 510 253,1 |
Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).
Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:
Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций.
К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек) | Миграционный прирост (на 1000 человек) | ВРП на душу населения, рублей | Дотации, рублей | Дотации на 1 человека, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дагестан | 11,6 | 26 359,7 | 10,8 | -3,6 | 204 197,4 | 59 065 832,5 | 19,1 |
Якутия | 6,9 | 42 427,8 | 5,9 | -3,0 | 951 220,2 | 43 944 997,7 | 45,4 |
Камчатский край | 4,9 | 48 277,3 | -0,5 | -2,2 | 639 848,2 | 39 357 697,2 | 125,1 |
Алтайский край | 6,1 | 22 528,7 | -4,2 | -3,2 | 215 768,4 | 27 129 122,5 | 11,6 |
Чеченская Республика | 13,7 | 23 184,8 | 16,3 | -2,4 | 125 471,2 | 27 078 463,8 | 18,6 |
Ставропольский край | 5,0 | 23 236,3 | -0,5 | -1,4 | 237 436,5 | 19 202 709,7 | 6,9 |
Бурятия | 9,3 | 24 071,7 | 3,4 | -4,7 | 204 770,0 | 18 298 640,3 | 18,6 |
Крым | 6,0 | 21 170,2 | -3,5 | 2,5 | 187 726,0 | 17 714 025,6 | 9,3 |
Башкортостан | 4,9 | 28 572,5 | -0,8 | -2,2 | 343 509,4 | 16 433 477,4 | 4,1 |
Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).
Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.
При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.
Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.
Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.
При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.
Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.
Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:
Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.
Алексей Макурин, «АиФ»: Считается, что в России только 13 регионов-доноров, которые зарабатывают деньги для остальных 72. Это действительно так?
Наталья Зубаревич: Нет, это неправильный счёт. Донорами почему-то называют только субъекты Федерации, которые не получают из центра дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности — т. е. на сокращение разрыва между разными регионами по доходам бюджета на душу населения. Но эта дотация составляет только треть всех трансфертов из федерального бюджета. Есть ещё субсидии и субвенции, которые так называемые доноры тоже получают. Есть расходы, которые делают в регионах федеральные министерства напрямую из своих бюджетов. Как правило, в более сильных регионах дотация совсем небольшая, а объём налогов, перечисляемых в федеральный бюджет, выше. Однако точно учесть все эти финансовые потоки трудно. Единственная попытка была предпринята в начале нулевых годов, и по тем оценкам получилось, что как минимум 25–30 регионов России отдают центру больше, чем получают обратно.
Кошелёк родины. Сколько регионов на самом деле кормят страну?
— Какой налог даёт региональным бюджетам больше всего денег?
— На доходы физлиц. Но для развитых регионов очень важен налог на прибыль с общей ставкой 20%. При этом если раньше субъектам Федерации доставалось 18% денег, перечисленных бизнесом, то с 2017 г. эту долю сократили до 17%, перераспределив ещё 1% в пользу федерального бюджета. В первую очередь это было сделано для того, чтобы взять больше денег у Москвы, где сбор налога на прибыль самый высокий. И по той же причине центр забирает себе весь НДС. Если бы этот налог поступал в региональные бюджеты, очень большая его доля тоже доставалась бы Москве.
— Но насколько справедливо и экономически обоснованно собранные деньги в итоге перераспределяются по стране?
— Какой налог даёт региональным бюджетам больше всего денег?
— На доходы физлиц. Но для развитых регионов очень важен налог на прибыль с общей ставкой 20%. При этом если раньше субъектам Федерации доставалось 18% денег, перечисленных бизнесом, то с 2017 г. эту долю сократили до 17%, перераспределив ещё 1% в пользу федерального бюджета. В первую очередь это было сделано для того, чтобы взять больше денег у Москвы, где сбор налога на прибыль самый высокий. И по той же причине центр забирает себе весь НДС. Если бы этот налог поступал в региональные бюджеты, очень большая его доля тоже доставалась бы Москве.
— Но насколько справедливо и экономически обоснованно собранные деньги в итоге перераспределяются по стране?
Все регионы в Российской Федерации по своему социально-экономическому развитию можно подразделить на регионы-реципиенты и регионы-доноры.
К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы (большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы.
В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране. Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.
проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев.
Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера. К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия»[1].
«Депрессивные регионы — это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров. Чаще регион переходит в состояние под влиянием причин: снижение конкурентоспособности продукции, от госзаказа и сокращение спроса, минерально-сырьевой базы, структурные в страны»[2].
Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.
Некоторые территории России относятся к свободным экономическим зонам или особым экономическим зонам: СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан, Крым (на 25 лет СЭЗ с возможным продлением). В Крыму статут СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны[3].
Анализ официальных документов на сайте Минфина России дает рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год в расчете на млрд. руб. (см. таблицу 1).
Таблица 1. Рейтинг 10 самых дотационных регионов России за 2016 год