какие регионы земного шара привлекали европейцев в первую очередь как вы считаете почему
Какие регионы земного шара привлекали европейцев в первую очередь как вы считаете почему
Подробное решение параграфы § 21 по истории для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019
Какие страны являлись ведущими в колониальной политике в XVI— XVII вв.?
Англия (Северная Америка (отняли у Испании Гибралтар, у Франции — Канаду и Восточную Луизиану), Вест — Индия, Индостан (откуда вытеснили французов), Бенгалия. Австралия.). Использование колоний в качестве рынков сырья и сбыта собственной промышленности.
Голландия ( Капская колония а юге Африки, Индонезия, побережье Северной Америки (колонии Суринам и Новый Амстердам)). Использование колоний в качестве рынков сырья и сбыта собственной промышленности.
Какие основные колониальные противоречия и войны того времени вы можете вспомнить?
Колониальные владения одной только Англии были больше, чем России, Франции, Германии, Соединенных Штатов Америки и Японии вместе взятых. Это обстоятельство породило стремление изменить положение и переделить сферы влияния. Борьба за передел мира являлась наиболее острым противоречием, ведущим к войне.
Франция после Наполеоновских войн создавала свою колониальную империю во многом заново. США, Германия и Япония захватывали свои колонии после того, как британская и французская империи были уже сформированы. Из — за этого им доставались в основном территории с малоразвитыми народами.
1. Что такое колониализм? Какие виды колоний существовали в XVI— XVIII вв.?
Колониальная политика — это политика завоевания и зачастую эксплуатации военными, политическими и экономическими методами народов, стран и территорий преимущественно с инонациональным населением, как правило, экономически менее развитых.
XVI — XVIII вв. — Испания, Португалия, Великобритания, Голландия, Франция
Для колониальной политики периода первоначального накопления капитала характерны: 1)стремление к установлению монополии в торговле с покорёнными территориями, 2)захваты и разграбление целых стран, 3) использование или насаждение феодальных и рабовладельческих форм эксплуатации местного населения.
Методы эксплуатации: военно — конфискационные.
2. Какие регионы земного шара привлекали европейцев в первую очередь? Как вы считаете, почему?
Не все континенты и регионы Земли в равной степени интересовали европейцев. Речь в первую очередь шла об Азии (Индия, «острова пряностей» на востоке Индийского океана, ЮгоВосточная Азия) и Америке (Вест — Индия, Центральная, Южная и Северная Америка).
В отличие от Средневековья, в XVI—XVIII вв. Африка почти не интересовала европейцев сама по себе. Благодаря длинной цепи опорных пунктов по всей береговой линии она служила мостом в более привлекательную Азию. 95 % европейского населения Африки составляли жители Капской колонии — опорного пункта голландской Ост — Индской компании у мыса Доброй Надежды. Кроме того, из Африки поставлялись рабы на американские плантации.
3. Через какие этапы прошла борьба европейских государств за преобладание в колониях? Какие из них кажутся вам особенно важными?
Борьба в колониях отличалась от того, что происходило в Европе. Как вы знаете, в европейской политике восторжествовал принцип равновесия и противостояния попыткам какой — либо державы получить единоличное лидерство. Однако колониальная борьба продолжала развиваться на основе ничем не сдерживаемой конкуренции, приведшей в итоге к преобладанию Англии.
Менялось и соотношение европейской и колониальной политики. Если в XVII в. вспыхнувшие в Европе конфликты как бы переносились за океан, то в XVIII в., наоборот, противоречия в колониях вели к ухудшению отношений между странами непосредственно в Европе.
Особенно это касалось главного конфликта эпохи — англофранцузского. В отличие от конфликта предыдущего столетия, англо — французское соперничество в XVIII в. — это не столько борьба против угрозы французского преобладания в Европе, сколько широкомасштабный колониальный конфликт. Речь шла уже не о приграничных столкновениях в Индии, Северной Америке и Карибском море, а о принципиальной борьбе за то, кто станет лидером в колониальной гонке и сумеет извлечь из неё максимальные выгоды.
4. С чем связан упадок прежде ведущих колониальных держав — Испании, Португалии и Голландии?
В XVIII в. продолжился упадок некогда ведущих колониальных держав — Португалии, Испании и Голландии. Особенно это касалось Португалии. Малонаселённой стране со слабым экономическим развитием было трудно тягаться с европейскими лидерами. К тому же короли Португалии проявляли всё меньше интереса к колониальным делам. «Король — монах» Жуан V предпочитал строить монастыри, вместо того чтобы спускать на воду новые фрегаты. В итоге Португалия попала в серьёзную зависимость от Англии, что ограничило её свободу действий в колониях.
В отличие от Португалии колонии для Испании стали тем спасательным кругом, который позволял ей не опускаться на дно европейской политики. Огромная колониальная империя скрывала экономический и политический упадок самой Испании. Фактически вся её внешняя политика в XVIII в. определялась прежде всего именно колониальными интересами, которые по — прежнему сталкивались с английскими. Однако теперь Испания была слишком слаба, чтобы выступать против Англии в одиночку. Поэтому чаще всего она действовала в союзе с Францией, особенно после того, как в результате Войны за испанское наследство в Мадриде воцарились Бурбоны.
Голландия так и не смогла оправиться от потерь, которые она понесла в торговых войнах с Англией на море и в войнах с Людовиком XIV на суше. К тому же она стала отставать от Англии и Франции в кораблестроении и парусной технике. В результате в течение всего ХVІІІ в. голландцам пришлось отступать в обоих земных полушариях. На западе голландская Вест — Индская компания уже с середины века перестала посылать корабли в бассейн Карибского моря, и в конце концов была распущена. На востоке голландские купцы покидали Индию и Персию, хотя сохранили за собой Индонезию, продолжая выращивать там свой знаменитый кофе мокко.
5. Какую роль сыграла Война за независимость США 1775 — 1783 гг. с точки зрения истории европейского колониализма и колониального соперничества?
Война за независимость США и колониальное соперничество. Одним из наиболее важных результатов войны стало решение судьбы Северной Америки в пользу Англии и в пользу английского языка и культуры. Однако уже через считаные десятилетия вслед за своей неудачливой соперницей Северо — Американский континент была вынуждена покинуть и Англия.
Победа англичан в соперничестве за Северную Америку во многом заложила основы их будущих поражений, поскольку верность американских колонистов английской короне держалась во многом именно на французской угрозе. Наоборот, Франция поспешила воспользоваться начавшейся в 1775 г. Войной за независимость США, чтобы попытаться взять у Англии реванш за поражения прошлых лет. В 1778 г. Франция признала независимость американских колоний, что привело сначала к разрыву с Англией, а затем и к открытой войне, в которой на французской стороне выступили и оба других неудачливых колониальных соперника Англии — Испания и Голландия. Существование этого «союза побеждённых» привело к изменению ситуации на морях — Англия не смогла обеспечить себе морского господства, как это было в предыдущей войне.
1. Какие этапы в англо — французском колониальном противостоянии можно выделить? Каков его итог?
Первой в череде англо — французских колониальных войн стала Война за испанское наследство. Утрехтский мир 1713 г. принёс Англии не только Новую Шотландию и Ньюфаундленд в Америке и стратегически важные о. Менорку и Гибралтар в Средиземном море, но и так называемое аcиенто — право на поставку в испанские колонии в Латинской Америке африканских рабов. Это право, дававшее огромные прибыли и возможности влияния в Южной Америке, англичане отобрали у французов.
Франция поддержала Испанию против Англии в «Войне за ухо Дженкинса» 1739—1742 гг., поводом к которой стали действия английских контрабандистов у берегов испанских колоний в Латинской Америке. Один из них принёс на заседание парламента в Лондоне заспиртованное человеческое ухо, утверждая, что это ухо его и что оно было отрезано испанской береговой стражей.
Начавшаяся война завершилась безрезультатно, но англофранцузское противостояние фактически тут же продолжилось в ходе Войны за австрийское наследство 1740—1748 гг. Наряду с Европой боевые действия затронули практически все колониальные владения Англии и Франции в Вест — Индии, Северной Америке и Индии. Однако и этот раунд англо — французского колониального противостояния закончился ничем.
Решающими оказались события Семилетней войны 1756— 1763 гг. Пока континентальные державы мерились силами в Европе, Англия и Франция продолжили свою затянувшуюся колониальную дуэль. Она велась в Северной Америке, Индии, Вест — Индии, Западной Африке, а также во всех трёх тёплых океанах и на морях. Несмотря на некоторые первоначальные успехи французов, очень скоро обнаружилась их главная слабость. Обладая множеством стратегически важных укреплений в различных регионах мира, Франция не могла обеспечить надёжной связи с ними, и судьба Семилетней войны в конечном счёте решилась на морях. Доведя путём вооружения торгового флота численность своих кораблей до огромной по тем временам цифры в 300 единиц, англичане фактически блокировали побережье Франции, препятствуя отправке пополнений в колонии и нанося непоправимый вред французской торговле. После разгрома французского флота в конце 1759 г. французские колонии стали падать в английские руки по всему земному шару — Квебек, Монреаль, острова Вест — Индии, почти все индийские владения. Мировой триумф англичан стал ещё более полным, после того как в начале 1762 г. уже фактически проигравшую войну Францию необдуманно поддержала Испания.
2. Как вы считаете, почему в числе активных участников колониальной политики не было России? Какие причины внутреннего и внешнего характера вы могли бы привести?
Всё дело в том, что у России долго не было «дальнобойного» флота. Как известно Испания, Англия, Голландия, Португалия (царица морей)еще в 15 веке обладали судами, которые плавали на значительные расстояния. Россия же имела только рыболовные судёнышки на Севере, а Крым, с выходом в Чёрное море достаточно поздно вошёл в состав России. Только при Петре Первом после его поездки в Голландию Россия потихоньку начала продвигаться в вопросах Мореплавания.
3. Подумайте об отрицательных и возможных положительных последствиях европейского колониализма как для самой Европы, так и для заокеанских территорий.
Разрушение традиционного уклада. Разорение местных ремесленников и крестьян. Специализация сельского хозяйства на выращивании нескольких культур. Тяжелое налоговое бремя. Жестокая эксплуатация рабочей силы. Бедность и бесправие основной части населения.
Колонизаторы вкладывали средства в развитие территорий, строили железные дороги, разрабатывали сырьевые ресурсы, создавали сферу услуг. Формировалась местная интеллигенция, получавшая доступ к европейскому образованию. Складывалась прослойка местных предпринимателей.
Колониализм и его последствия оказали противоречивое воздействие на колониальные и зависимые страны. Проводимая большинством восточных правителей политика изоляции стран приводила не только к экономическому отставанию и внешней зависимости, но и к обострению внутренних противоречий. Ожесточенная борьба за власть приводила к многочисленным кровавым конфликтам.
ГДЗ география 7 класс Коринская, Душина, Щенев Дрофа Задание: § 12 Численность населения Земли Размещение населения
1. Каковы внешние признаки людей различных рас?
Люди различных рас имеют разный цвет волос, разрез глаз, форму носа, цвет кожи, разную структуру волос (кудрявые, волнистые, прямые), разные формы лица (выступающие или узкие скулы).
2. Как вы понимаете утверждение «Человек — часть биосферы»?
Утверждение «Человек – часть биосферы» я понимаю, как отношение человека к биосфере, так как человек относится к живым организмам нашей планеты и, следовательно, является частью биосферы.
3. Покажите на карте пути расселения древнего человека на Земле.
Покажите пути расселения древнего человека на карте «Самостоятельно» (карта приведена на стр. печатной версии 69 учебника, рис. 43)
4. Из уроков истории вспомните, где возникли первые земледельческие государства.
Первые земледельческие цивилизации возникли в долине реки Нил (Древний Египет), в междуречье Тигра и Евфрата (Вавилон, Шумер, Ассирия), в междуречье рек Янцзы и Хуанхэ на Великой Китайской равнине (Древний Китай).
Вопросы из текста параграфа
Приведите примеры причин прироста населения.
Примеры причин роста населения: улучшение здравоохранения и медицины (методов лечения и диагностирования заболеваний, профилактика болезней), развитие фармакологии (новые вакцины и препараты), улучшение качества жизни населения, улучшение условий труда (создание профсоюзов, науки о безопасности производств.
Приведите свои примеры миграций и объясните их причины.
Примеры миграции и их причины. Миграция населения в города – крупные центы высшего образования (для получения качественного образования). Миграция с территорий, где возникают религиозные и этнические конфликты (из-за опасности жизни и здоровья). Миграции из районов экологических бедствий (люди уезжают в районы с благоприятным состоянием окружающей среды).
Вопросы из текста параграфа
Изучите карту плотности населения. Составьте её характеристику по плану. Определите наиболее и наименее заселённые территории материков
План характеристики карты плотности населения
1. Карта по охвату территории – мировая; по масштабу – мелкомасштабная; по содержанию – комплексная (так как помимо плотности населения показаны ареалы проживания народов, а также крупнейшие города).
2. При работе с данной картой можно получить информацию о плотности населения на территориях (материке, отдельной части материка, страны и её части), о этническом составе населения территории, о расселении людей по территории земного шара, а также о наиболее крупных городах мира.
Практикум
1. Почему в разных местах Земли плотность населения неодинакова?
Плотность населения в разных местах земли неодинакова, так как территории Земли находятся в разных природно-климатических условиях, которые часто бывают неблагоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека (повышенная влажность или сухость, заболоченность территории, холодный или очень жаркий климат и т.д.). Кроме того, большая часть населения концентрируется в экономически развитых районах, которые сформировались издревле, на них также оказали влияние природно-климатические условия.
2. Как вычислить среднюю плотность населения какой-либо территории? Изучите по карте плотности населения и определите самые малонаселённые территории на каждом материке.
Чтобы вычислить среднюю плотность населения какой-либо территории необходимо знать численность населения территории, а также её площадь, затем поделить количество человек на площадь данной территории. Самые малонаселенные территории Австралии – центральная часть материка. Самые малонаселенные территории Африки – тропические широты Северного полушария (пустыня Сахара). Самые малонаселенные территории Северной Америки – северная часть материка и острова в Северном Ледовитом океане. Самые малонаселенные территории Южной Америки – внутренние экваториальные районы материка (Амазония) и южная часть материка. Самые малонаселенные территории Евразии – внутренние и северные районы материка.
3. Определите и сравните различия в численности населения отдельных материков и стран мира.
Самый населенный материк Земли – Евразия, абсолютно не заселена Антарктида. На материке Австралия проживает самое маленькое количество населения среди материков Земли. Страна Австралия, полностью находящаяся на материке занимает лишь 54-е место в мире по численности населения. В Северной Америке проживает меньшее количество населения, чем в Китае и Индии. Даже в Африке населения проживает меньше, чем в Китае.
4. Какой хозяйственной деятельностью заняты люди в областях с большой и малой плотностью населения?
В областях с большой плотностью населения люди заняты промышленным производством, сферой услуг и часто сельским хозяйством. На территориях с низкой плотностью населения, как правило, занимаются добычей полезных ископаемых, традиционными промыслами, характерными для коренного населения (оленеводство, овцеводство, рыболовство, охота, собирательство).
5. Соберите информацию о рождаемости, смертности и приросте населения своей местности (города, посёлка, небольшого дома, одного подъезда многоквартирного дома). Составьте графики и диаграммы по собранным данным.
Моя местность – город Санкт-Петербург. Рождаемость (2017 год): 12,6 чел на 1000 человек; смертность (2017 год): 11,5 чел на 1000 человек; прирост населения: (2017 год): 1,1 чел на 1000 человек.
6. Специалисты каких профессий изучают население Земли?
Население земли изучают демографы, статисты, экономисты, экологи, врачи, этнографы.
ГДЗ география 7 класс Климанова, Ким Дрофа Задание: § 6 Расселение человека по земному шару
Работа с картой
1. Какие материки в прошлом соединялись сухопутными мостами?
Материки, которые в прошлом соединялись сухопутными мостами: Евразия и Африка, Евразия и Северная Америка, Евразия и Австралия.
2. Каким образом человек проник из Евразии в Северную Америку?
Из Евразии человек проник в Северную Америку через Берингийский мост, существовавший на месте современного Берингова пролива.
3. Через какие полуострова Евразии человек проник в Австралию?
Из Евразии в Австралию человек проник через полуостров Индокитай и полуостров Малакка.
Работа с картой
1. Назовите известные вам из курса истории древние государства, существовавшие в долинах рек. На каких реках они возникли?
Известные мне из курса истории древние государства, существовавшие в долинах рек: Древний Египет (река Нил), Древняя Месопотамия (реки Тигр и Евфрат), Хараппская цивилизация (река Инд).
2. В каких горах располагались древние государства Америки?
Древние государства Америки располагались в горах Кордильеры и Анды.
3. Известны ли вам сельскохозяйственные культуры, которые выращивали в древних государствах?
Известные мне сельскохозяйственные культуры, выращивавшиеся в древних государствах: кукуруза, рис, фасоль, ячмень, лён.
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте параграфа новые термины и понятия. Объясните своими словами их значение.
«Сухопутные мосты» – участки суши, соединявшие материки Земли и находившиеся на месте современных проливов.
Миграция – перемещение населения, вызванное какими-либо природными или антропогенными факторами.
Великое переселение народов – самая первая и многочисленная миграция населения, происходившее в середине I тысячелетия н.э.
2. Где возникли первые государства? Назовите древнейшие государства и покажите их на карте.
Первые государства возникли в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд. Их названия: Древний Египет, Древняя Месопотамия (Вавилон, Аккад, Ассирия), Хараппское царство (Древняя Индия).
3. В каких горах существовали древние государства? Какими видами деятельности занимались их жители?
Древние государства существовали в горах Кордильеры и Анды, на Кавказе и в Балканских горах, на Эфиопском и Иранском нагорьях. Их жители занимались животноводством (овцеводство, ламаводство, козоводство), а также некоторыми видами земледелия, если позволяли природные условия.
4. Расскажите о том, какие причины побуждали людей осваивать неизвестные территории земного шара. Как изменились эти причины с древнейших времён до наших дней?
Осваивание новых территории людьми было вызвано тем, что вначале человек не вел оседлый образ жизни, а кочевал от места к месту, так как занимался собирательством. За счет сокращения ресурсной базы для собирательства человек был вынужден переселяться на новые территории. С переходом к оседлому образу жизни человеку стало необходимо больше ресурсов и для этого осваивались новые территории, это происходило и в поисках лучших условий жизни человека. Расселение можно связать и с конфликтами внутри общин, племён и далее народов. Можно сказать о том, что причины переселения практически не изменились. Освоение новых территорий всегда было вызвано фактором необходимости расширения сырьевой базы, а также возможности расселения населения по территории.
5. Были ли на Земле крупные переселения народов после эпохи Великих географических открытий? Каковы были их причины?
После эпохи Великих географических открытий произошло несколько волн крупного переселения народов. Вначале из Европы в Северную и Южную Америку хлынул поток переселенцев. Причинами переселения стали социально-экономические факторы, люди ехали за свободной жизнью, возможностью разбогатеть, многие бежали от бедности или из-за политических причин, сюда отправляли и в ссылку. После начала колонизации Америки европейцы везли сюда рабов из Африки, что можно отнести к принудительной миграции. Также крупной миграцией стал перевоз каторжников в Австралию, вызванный политическими причинами.
6. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о государстве инков или майя.
Сообщение о государстве майя. Майя – цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. – 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250 – 900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. К началу испанского завоевания в XVI веке культура Майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, а также всю Гватемалу, Белиз (бывший Британский Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса Границы области цивилизации Майя в I тысячелетии, по-видимому, более или менее совпадали с упомянутыми выше. В настоящее время большинство ученых выделяет в пределах этой территории три крупные культурно-географические области, или зоны: Северную, Центральную и Южную. Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона, также выращивался перец-чили, фрукты. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы — индюков. В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало.
7. Как вы думаете, какие положительные и отрицательные последствия могут вызвать миграции людей с одного континента на другой, из одной страны в другую?
Положительными сторонами миграции населения с одного континента на другой и из одной страны в другую является культурный обмен и объединение культур, происходит формирование новых этносов. Отрицательными сторонами может быть ассимиляция малых народов, возможное возникновение этнических и религиозных конфликтов, возрастания национализма и рост социального неравенства.
Какие регионы земного шара привлекали европейцев в первую очередь как вы считаете почему
Долгое время Европа представляла собой ряд малонаселенных, находящихся на периферии Евразии аграрных государств. Но за считанные века она превратилась в культурный и экономический центр мира. Разгадываем секрет «европейского чуда».
Европейская цивилизация выросла не на пустом месте, а наследовала богатейшую античную культуру, в первую очередь, Древнего Рима. Искусство, архитектура, строительные технологии, право, система управления, религия, военное дело – все это было адаптировано на почве зарождающихся средневековых феодальных государств Европы.
Массовые этнические перемещения, охватившие Европу в IV-VIII веках нашей эры привели к многочисленным войнам, но они также способствовали культурному, языковому и религиозному обогащению народов. Европа была сродни гигантскому плавильному котлу, в котором выкристаллизовывались и сохранялись наиболее жизнеспособные элементы.
Европейцы развили и усовершенствовали подход к науке, который сочетал в себе экспериментальные исследования и математический анализ. Наиболее наглядно это выразилось в трудах Галилея, Коперника, Гюйгенса и Ньютона.
Одним из ключевых факторов в развитии наук стало использование инструментального подхода. Применение телескопа, микроскопа, барометра, хронографа, секстанта, вакуумного насоса, электростатического генератора способствовало прорыву в области научных знаний.
В период Промышленной революции экономический рост стимулировала опора на богатый научный опыт и инновационные технологии. Использование квалифицированной рабочей силы значительно ускорило прогресс.
Европа, в отличие от многих других мест на Земле, занимает максимально благоприятное географическое положение. Американский биолог Джаред Даймонд, объясняя «европейское чудо», отмечает подходящие для одомашнивания растений и животных условия в этой части Евразийского континента.
Экономист из Колумбийского Университета Джеффри Сакс выдвинул гипотезу, согласно которой умеренный климат Европы создал преимущество перед жаркими странами, благодаря которому здесь образовались более «продуктивные почвы», а также отсутствовали тропические болезни.
Макс Вебер в своей «Протестантской этике» выражал мнение, что страны, исповедующие «правильную» религию опережают в своем развитии все прочие. В первую очередь успех европейских стран он связывает с протестантизмом, который лучше стимулирует «дух капитализма».
Атмосфера терпимости и плюрализма, которую обеспечил «Акт веротерпимости», принятый в 1689 году английским парламентом создал условия для свободного развития философской и научной мысли. Более того, Англиканская церковь способствовала популяризации ньютоновской теории и экспериментальной науки.
Следует также назвать и религиозные войны XVI-XVII веков, которые привели к зарождению либерализма. Теперь протестантские страны смогли сами определять вектор своего развития, смело внедрять научные и социальные эксперименты.
Французский историк Фернан Бродель сравнивая европейскую экономику с экономикой остального мира отмечал, что она «обязана своим более быстрым развитием превосходству своих экономических инструментов и институтов – биржам и различным формам кредита».
Экономисты Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон при объяснении европейского прогресса вводят такое понятие как «вовлекающие экономические институты», которые, по мнению ученых, «позволяли наилучшим образом использовать человеческие таланты и способности, и которые дают возможность индивидуумам принимать самостоятельные решения».
Среди характерных черт «вовлекающих экономических институтов» – свободный выбор профессий, защита частной собственности, непредвзятая судебная система, а также общедоступные службы, обеспечивающие единые правила игры.
Исследователей всегда интересовал вопрос, почему не густонаселенная и богатая Азия, а Европа стала местом взрывного экономического роста. Австралийский историк Эрик Джонс в книге «Европейское чудо» выдвигает демографическую гипотезу этого феномена. По его мнению, «нуклеарная» семья и поздние браки, которые обеспечивали контроль над численностью населения Европы, позволяли оптимально распределять ресурсы и выстраивать экономическую политику.
Промышленная революция в Европе была обязана высокому уровню конкуренции на экономическом рынке. Объясняя это, американский экономист Дуглас Норт вводит понятие «неестественных государств», которые в противовес «естественным странам» не могли существовать в нищете, а создали условия для роста благосостояния наиболее целеустремленных индивидов.
В отличие от тоталитарных деспотий Востока в «неестественных государствах» Европы сложились механизмы ограничения насилия и появились «порядки открытого доступа» для желающих попасть в элиту – то есть для тех, кто решил заработать больше чем это необходимо для жизни.
Необычную версию «экономического чуда» Европы выдвигает американский социолог и политолог Джек Голдстоун. Он считает, что вплоть до 1750 года не было никаких предпосылок для возвышения Европы, так как она мало отличалась от других территорий планеты. Небогатые аграрные государства Европы, управляемые монархами находились в тех же условиях, что и Россия или Османская империя. А эпоха Великих географических открытий означала лишь выход провинциальных португальских и голландских торговцев на развитые азиатские рынки.
Согласно Джеку Голдстоуну Европе просто повезло: «цепь благополучных случайностей привела к созданию условий для постоянного опережающего роста». Именно из-за этого Европа стала регионом опережающего развития, исходя из изменения модели накопления, распространения и применения знаний.
Поделиться:
Статья интересная, но не совсем понятно, что подразумевается под Европейской цивилизацией, унаследовавшей достижения Рима и Византии. Да и само утверждение, что Европа является центром цивилизации, весьма относительно и спорно. Почему, например, не считать таковым Малую Азию, откуда около 10 тыс. лет до н.э. начало развиваться земледелие, открывшее эпоху неолита и в корне изменившее жизнь человечества? Почему именно многочисленные потомки германских племен (кои сейчас олицетворяют весь западный мир), еще вчера сжигавшие людей на площадях, сегодня претендуют на роль устроителей колыбели цивилизации и всех ее благ.
Речь идет о Европе последних столетий. Именно она задавала тон в культурных и экономических процессах, именно она колонизировала полмира. Малая Азия к тому времени утратила свое лидерство: последней вспышкой был арабский Халифат. Достижения Рима и Византии унаследовала Средневековая Европа, которая транслировала античную культуру в более поздние эпохи. Почему наследники германских племен олицетворяют Западную цивилизацию? Думаю, они оказались более активны и деятельны, в отличие от трансцендентного и вечно созерцающего Востока.
Спасибо. Да, все верно, с вышесказанным не поспоришь. Я не совсем четко выразил свою мысль. А она такова, что рассматривая историю развития цивилизации в более масштабных рамках, современная Европа (под коей, если не возражаете, я имею ввиду народы германских корней) не заслуживает именоваться Центром. Да, безусловно, можно утверждать, что потомки саксов и франков создали империю, буквально захватив полмира. Но до них, скажем, более 800 лет правил Рим. Уверен, что для людей того времени созданная римлянами Система наряду с техническим прогрессом казалась незыблемой и бессменной. Мне думается, приписывая современной Европе все заслуги, мы невольно становимся жертвой т.н. аберрации близости, когда текущие события кажутся нам наиболее значимыми.
Совершенно верно. Текущий геополитический расклад для нас является наиболее актуальным. А он говорит том, что мировой порядок во многом выстроен по лекалам Западной Европы. Естественно, так было не всегда. Рим, Византия, Египет, Греция, Шумер – все они были в свое время очагами высокой культуры, однако, их влияние распространялось лишь на Средиземноморский и Ближневосточный регион. Воздействие Европейской цивилизации в силу многих причин оказалось глобальным. Но Европа тоже не вечна: она уже сыграла свою роль. На наших глазах постепенно происходит ее закат. Где будет новый «центр мира», наверно, покажет ближайшее столетие.
странная мысль, что в Европе поздние браки позволяли регулировать рождаемость и из за этого не было перенаселенности как в Азии… ведь известно, что вплоть до ХХ века девушек выдавали уже в 16-18 лет замуж,а в средние века и в 13-14. и юноши в 18-20 лет были уже отцами семейства! а поздние браки были единичными.и так было повсеместно. В семьях в среднем было по 5 детей. Странные ученые выдвигают ещё более странные гипотезы,которые,даже я, простой обыватель интересующийся немного историей могу опровергнуть! население медленно росло по причине огромной детской смертности,многочисленных европейских войн и частых эпидемий.
в нашем мире есть Европа. Довольно ограниченный круг стран со своей самоидентификацией. Изобретения общечеловеческой ценности были сделаны задолго до этой идентификации. Войны, эпидемии, природные катаклизмы закалили людей и привели к тому, что основное правило выживание стало — строго контролируемые правила жизни. Победил здравый смысл и конечно поразительное трудолюбие. Единственное, чего не учли европейские правители — это то, что остальная часть мира предпочитает жить по своим правилам. Надо отдать должное русскому миру — все лучшее. что было создано европейцами, как нельзя кстати пригодилось и нам, поэтому мы предпочитаем торговать и учиться.