какие регистры бывают в музыке
Регистр (в музыке)
Смотреть что такое «Регистр (в музыке)» в других словарях:
РЕГИСТР — в музыке 1) участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром. У певческого голоса различают грудной, головной и смешанный регистр. Мужские голоса извлекают и звуки т. н. фальцетного регистра (см.… … Большой Энциклопедический словарь
Голос в вокальной музыке — (vox лат., voce итал., Stimme нем., voix франц.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Голос, в вокальной музыке — (вокальн.; vox лат., voce итал., Stimme нем., voix фр.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Свистковый регистр — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Свистковый регистр сверхвысокий регистр человеческого вокала, лежащий выше фальцета … Википедия
МЕДИУМ (в музыке) — МЕДИУМ, в музыке средний регистр певческих голосов (см. ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
ОРГАН (музыкальный инструмент) — ОРГАН, клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в … Энциклопедический словарь
БЕТХОВЕН Людвиг — БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь
микст — I (от лат. mixtus смешанный), искусственный регистр певческого голоса, соединяющий особенности грудного и головного регистров. II в спорте смешанная пара, выступающая в спортивных играх (теннис, настольный теннис, бадминтон). * * * МИКСТ МИКСТ… … Энциклопедический словарь
Регистр
Реги́стр (позднелат. registrum — список, перечень, от лат. regestum — внесённое, вписанное)
1) ряд занимающих определённое высотное положение звуков певческого голоса, извлекаемых одним и тем же способом и поэтому обладающих единым тембром. В зависимости от доли участия в резонансе грудных и головных полостей различают грудной, головной и смешанный Р. Мужские голоса, в особенности тенора, могут извлекать и звуки т. н. фальцетного регистра (см. Фальцет).
2) Участки диапазона различных музыкальных инструментов, характеризующиеся единым тембром.
3) Устройства, применяемые на струнных клавишных инструментах, прежде всего на клавесине, для изменения силы и тембра звука. Изменение это может достигаться за счёт защипывания струны в др. месте, ближе к колку, или за счёт применения пера из др. материала и т. п.
4) У органа — ряд труб сходной конструкции и тембра, но различной высоты. См. ст. Голос певческий, Орган.
ЦВМ, часть памяти вычислительной машины обычно ёмкостью в одно Машинное слово, предназначенная для запоминания (а иногда также и для преобразования) Кодов. В каждой ЦВМ имеются наборы Р. различного назначения, например Р. центрального устройства управления (РУУ), Р. арифметического устройства (РАУ); свои Р. числа и Р. адреса имеются практически во всех запоминающих устройствах, где они выполняют функции промежуточных накопителей, обеспечивающих нужную временную диаграмму работы памяти машины. В ЦВМ третьего поколения управление разнообразными устройствами ввода и вывода информации осуществляется специальным устройством управления, которое принято называть каналом, а его Р. — Р. канала.
К РУУ относятся: Р. счётчика адресов команд (См. Команда) (РСчА), в котором адрес текущей команды преобразуется в адрес следующей команды, Р. команд (РК), куда поступает команда из оперативной памяти в соответствии с адресом в РСчА, и, кроме того, Р., предназначенные для аппаратного изменения команд (см. Команд модификация). Наиболее распространена схема модификации адреса команды при помощи индексных Р. (ИР), при этом признаки модификации хранятся в Р. признаков (РП). Обычно операция модификации заключается в том, что код адреса команды складывается (вычитается) с кодом соответствующего ИР, а результат затем заносится на Р. исполнительного адреса (РИА), по которому из оперативной памяти выбирается новый операнд (см. Операция). Арифметические операции выполняются в Р. сумматора (РС), в Р. множимого — делителя (РМД), в Р. множителя — частного (РМЧ); логические операции обычно производятся в РС.
Канал выполняет специфические операции, связанные с подготовкой информации, вводом её из периферийного устройства в оперативную память и выводом на печатающее устройство. Канал имеет свою собственную программу, состоящую из последовательности т. н. управляющих слов (УС), которая перерабатывается в специальные Р. (РУС). Для работы канала в команд систему (См. Команд система) ЦВМ вводится специальный набор команд. Команды пуска канала поступают из центрального Процессора на группу Р. команды ввода — вывода; код операции команды (ОК) передаётся в РОК; код номера периферийного устройства (НПУ) хранится в РНПУ.
Число Р. в ЦВМ, их разрядность и конструктивные особенности зависят от общей структуры ЦВМ, системы команд, функционального назначения Р. и элементной базы ЦВМ. Существует множество различных схем Р. с использованием реле, ферритовых сердечников (колец), феррит-транзисторных ячеек, интегральных схем и т. п. В общем случае Р. ЦВМ представляет собой цепочку из однотипных двухпозиционных запоминающих элементов, обычно Триггеров, для записи и хранения одного двоичного разряда.
Число таких элементов в Р. (его разрядность), как правило, соответствует длине машинного слова или числу разрядов в команде ЦВМ. На рис. в качестве примера показана блок-схема простейшего трёхразрядного сдвигающего Р. на триггерах (Т). Входной сигнал поступает на T1 и, если, допустим, он имеет значение «1», то T1 устанавливается в положение «1». Для сдвига кода вправо на все триггеры (разряды) одновременно подаётся сдвигающий управляющий сигнал у. Те триггеры, которые были в состоянии «1», переходят в состояние «0», при этом с выходов триггеров в линии задержки поступают сигналы, которые переводят следующие за ними триггеры в состояние «1», и, т.о., все «1», записанные в Р., перемещаются (сдвигаются) вправо на один разряд. Работа Р. оценивается главным образом быстродействием — временем переключения его запоминающих элементов.
Лит.: Ричардс Р. К., Элементы и схемы цифровых вычислительных машин, пер. с англ., М., 1961; Каган Б. М., Каневский М. М., Цифровые вычислительные машины и системы 2 изд М., 1973.
Блок-схема регистра сдвига: Т — триггер; ЛЗ — линия задержки; у — сдвигающий сигнал.
в электросвязи, устройство для полного или частичного приёма и записи в цифровой форме адресной абонентской информации на автоматических телефонных и телеграфных станциях и узлах связи. Записанная информация используется при установлении соединений, а также при начислении оплаты за услуги связи. После установления требуемого соединения Р. освобождается и снова готов к приёму адресной информации. Наличие Р. повышает коэффициент использования коммутационного оборудования, соединительных линий и каналов связи, т. к. во время набора номера вызываемого абонента линия связи остаётся свободной для др. абонентов.
Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста.
Почему голос звучит то ниже, то выше — зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту. В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров и диапазон в разделе OVOCALE «Лайфхаки для голоса».
Какие регистры голоса есть у человека?
3 певческих голосовых регистра у вокалистов:
Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент.
Как понять, в каком регистре звучит голос?
Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).
У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).
Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.
Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков. Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название«микст».
Микст — это не верх и не низ, а нечто среднее. Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».
Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Он же vocal speech. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.
Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.
Границы регистров у женского и мужского голоса
За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.
Как использовать голосовые регистры в пении?
Вот несколько советов, как развить вокальные регистры голоса:
Какие регистры бывают в эстрадном вокале?
Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах делят их на три типа, которые мы уже обсуждали — высокий, средний и низкий.
- Высокочастотные: свистковый, фистульный, фальцетный регистры. Средние частоты: Модальный, речевой, микстовый регистр, speech voice Низкочастотные: шумовой и штро-бас
К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения. Я советую не увлекаться терминами.
Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике. Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.
Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге OVOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.
Так что бегом тренироваться!
Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.
То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.
Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.
Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.
В середине XIX века педагог по вокалу Мануэль Гарсиа-младший выдвинул трехрегистровую теорию. В ней отводилось место среднему регистру у женщин, и фальцету – у мужчин. Сегодня, в западной методике преподавания вокала фальцетом считаются все высоко пропетые ноты. В то время как в России, фальцет больше относится к певческим приемам, чем к отдельным регистрам.
Основные виды вокальных регистров
Голосовые регистры зависят от натяжения и частоты вибрации голосовых связок (складок). Низкочастотные колебания расслабленных связок рождают глубокие низкие тяжелые звуки. При предельно натянутых складках, вибрирующих с высокой частотой, звук становится звонче, выше, тоньше. Певческий диапазон включает три основных вида регистров голоса:
Некоторым певцам микстовое звукообразование дано природой, другим приходится этому учиться. С медицинской точки зрения использование среднего регистра голоса считается самым безопасным для голосовых связок.
Аксессуарные виды регистров
Для более детального деления приняты еще два вида регистров:
У начинающих вокалистов, в момент регистрового перестроения, звук как бы спотыкается. Опытные певцы знают, как соединить нижний и верхний регистр голоса воедино. Тогда звучание станет однородным на протяжении всего диапазона.
Обучить этому искусству может педагог по вокалу. А дополнить занятия рекомендуется приемом «Гомеовокс». Препарат, созданный на основе растительных компонентов, смягчит голосовые связки, и сбережет здоровье гортани во время занятий пением.
Диапазон. Октавная система. Регистры
Общий объем звуков, которые могут быть исполнены на том или ином музыкальном инструменте или каким-либо человеческим голосом, называется музыкальным диапазоном.
Величина диапазона, естественно, бывает различной и зависит от возможностей самого инструмента или человеческого голоса, а также от мастерства исполнителя.
Даже у однородных голосов она колеблется: например, если сравнить двух певиц, обладающих колоратурным сопрано, то у одной диапазон голоса может оказаться больше, а у другой — меньше.
Или, скажем, один трубач может брать на своем инструменте такие высокие звуки, какие другому окажутся не под силу.
Диапазон же фортепиано — величина постоянная (88 звуков) и практически полностью охватывает весь звуковой состав, используемый в музыке* [Из инструментов больший, чем у фортепиано, диапазон имеет только орган.]
Выше уже говорилось, что семь основных ступеней диатонического звукоряда (а также и помещенные между ними на черных клавишах пять хроматических звуков) периодически повторяются по всей фортепианной клавиатуре в том же порядке, но на разных высотных уровнях, сохраняя при этом за собой те же названия.
Таким образом, каждый восьмой по счету на белых клавишах* [Если же считать подряд все клавиши — и белые, и черные, то есть отталкиваться от хроматического звукоряда, то повторением данной ступени явится каждый тринадцатый звук.] звук будет называться так же, как и его прототип, от которого начался счет.
Поскольку интервал, содержащий восемь ступеней, называется октавой, то вся система, расчленяющая клавиатуру фортепиано на семь с небольшим октав, называется октавной.
Известно, что соотношение чисел колебаний какого-либо данного звука и его повторения октавой выше всегда составляет 1:2 (то есть является наиболее простым), в результате чего частоты колебаний верхнего тона и второй гармоники нижнего тона совпадают.
Поэтому октавные звуки очень сходны по звучанию и, будучи взяты вместе, одновременно, почти полностью сливаются друг с другом. Однако каждый новый звук с таким же наименованием непременно будет находиться в другой октаве.
Отсчет семиступенных октавных звукорядов ведется от звука до, и каждый из них имеет свое название.
Так, октава, находящаяся в центре фортепианной клавиатуры, т.е. посредине всего диапазона звуков нашей музыкальной системы, называется первой*.
[Звуки именно этой октавы — полностью или частично — доступны всем разновидностям человеческих голосов и подавляющему большинству музыкальных инструментов.]
Следующие за ней по восходящей линии октавы называются по порядковым номерам: вторая, третья, четвертая и пятая, представленная только одним начальным звуком — до*. [На пианино и роялях, имеющих только 85 клавишей, последняя нота — ля четвертой октавы.]
Непосредственно ниже первой октавы находится так называемая малая октава, а за ней (вниз) следует большая октава.
Их названия восходят к тем временам, когда звуки нотировались буквами и звуки малой октавы обозначались строчными (то есть малыми) буквами, а большой — прописными (то есть большими, заглавными) буквами.
При слоговой или буквенной записи звуков октавы различаются следующим образом.
Звуки большой октавы обозначаются прописными (заглавными) буквами или соответствующими слогами, в которых начальные буквы — большие. Например: С, D, Е, F, G, А, Н или До, Рe, Мu, Фа, Соль, Ля, Си.
Звуки малой октавы обозначаются строчными (малыми) буквами или музыкальными слогами, записываемыми только малыми буквами. Например: с, d, е, f, g, a, h или до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Звуки первой октавы пишутся тоже только малыми буквами (или слогами из малых букв), с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонтальной черты над буквой или слогом):
К звукам второй, третьей и более высоких октав добавляются — в соответствии с их порядковым номером — цифры 2, 3, 4, 5 или две, три и более черточек сверху. Например:
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами или музыкальными слогами, начинающимися с заглавных букв, с добавлением к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы), либо одной или, соответственно, двух горизонтальных черточек под буквой или слогом:
Общий диапазон музыкального звукоряда довольно велик, и отдельные его участки заметно различаются по характеру (или тембру) своего звучания.
Вместе с тем близлежащие звуки (то есть расположенные в пределах примерно двух-трех октав) обладают известной общностью своей звуковой окраски. Такие относительно крупные участки звукоряда, имеющие однородные или, во всяком случае, близкие тембровые свойства, называются регистрами.
Во всем музыкальном диапазоне имеется три основных регистра: низкий (или басовый), куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образуемый звуками малой, первой и второй октав, и высокий, включающий в себя третью, четвертую и пятую октавы (см. схему на стр. 34-35).
Низкий, средний и высокий регистры есть у любых музыкальных инструментов и у человеческих голосов. Однако их диапазоны значительно уже, чем общий диапазон. Зачастую они могут и не совпадать у разных инструментов или голосов.
Так, например, звуки низкого регистра скрипки у виолончели образуют средний регистр, звуки низкого регистра сопрано и тенора входят частично в средний и в высокий регистр. А регистры у колоратурного сопрано и флейты почти одинаковы ввиду близости самих их диапазонов.
Нотная запись звуков, относящихся к очень высокому или, наоборот, очень низкому регистрам (то есть входящих в состав двух крайних октав сверху и снизу), требует использования большого количества добавочных линий, что затрудняет беглое чтение нот.
В таких случаях для облегчения визуального восприятия нотного текста запись очень высоких (или очень низких) нот чаще всего упрощается, то есть производится в более привычных регистрах — октавой (иногда и двумя октавами) ниже (или выше) реального звучания, но при этом над ними (или под ними) ставятся знаки октавного переноса (8———- или 88———-), указывающие, что данные звуки должны исполняться, соответственно, октавой (двумя) выше или ниже написанного. Например:
[Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
следует исполнять:
[Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
написано: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
исполняется: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»