какие рекомендации вы можете предложить родителям в поддержку эмоциональной устойчивости ребенка

Какие рекомендации вы можете предложить родителям в поддержку эмоциональной устойчивости ребенка

Педагог-психолог Центра диагностики и консультирования детей и подростков – Безручкина Ольга Васильевна.

Эмоциональная устойчивость – устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных негативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость — надежное выполнение сложной задачи. Эмоциональная устойчивость- оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и других особенностей.

Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства.

Эмоциональная устойчивость определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.

Эмоциональная лабильность –противоположное качество. Неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоциональных состояний другими, является одним из признаков нарушений деятельности центральной нервной системы и психики человека в целом.

Если человек не обладает эмоциональной устойчивостью, это может привести к различным проблемам. Неумение делиться своими переживаниями, неумение определить собственные чувства, эмоции, приводит к возникновению различных трудностей в поведении у детей.

Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Ситуация взросления подростка особенна и в этот период происходит расширение жизненного пространства ребенка, в смысле расширения социального окружения. Подросток не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения такой личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правилам или социальным нормам. Это могут быть проявления у субъекта алкоголизма, наркомании, суицидальных наклонностей, склонности к насилию, потребности в совершении хулиганских действий. Все это – особенности девиантного поведения детей или подростков, начиная с возраста 12-13 лет.

Девиантное поведение детей принято делить на три типа:

-деструктивное (человек причиняет вред самому себе, например, когда имеет суицидальные наклонности);

-асоциальное (от поведения человека страдает не только он сам, но и другие члены общества, например, алкоголизм);

-противоправное (поведение по отношению к другим, прямо запрещенное законом, например, грабеж или изнасилование). Предпосылки к девиантному поведению начинают развиваться в глубоком детстве, а своего пика достигают в подростковом возрасте.

Почему же так происходит и существует ли определенная группа риска детей, у которых может развиваться девиантное поведение? Причин, приводящих к девиантному поведению, существует множество.

Биологические причины. В этом случае социальной адаптации ребенка могут препятствовать различные анатомические и физиологические особенности его организма: дефекты зрения или слуха, внешняя непривлекательность, изменения во внешности, вызванные травмой и другими причинами. Дети или подростки, непохожие на своих сверстников, вызывают со стороны последних негативное отношение, а в качестве ответной реакции начинают проявлять девиантное поведение.

Психологические причины. К ним относятся нервно-психические заболевания или пограничные расстройства, которыми может страдать ребенок (диспропорции в уровне и темпах развития личности, резкие колебания настроения, упрямство, чрезмерная самоуверенность и категоричность, сочетающаяся с чувствительностью и неуверенностью в своих силах).

Социальные причины. Это дефекты и просчеты в семейном, дошкольном, школьном и общественном воспитании ребёнка, экономическое положение семей, в которых воспитываются дети, морально-психологический климат в семье.В большинстве случаев девиантное поведение у детей может формироваться в период взросления и перехода от детского к подростковому возрасту. При переходе к «взрослой жизни» происходит бурная перестройка психики ребенка. Меняются и перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие, мир чувств и эмоций. У человека появляются новые черты характера, формируется его темперамент. В этот важный период может окончательно сформироваться девиантное поведение. Оно возникает не по причине генетической предрасположенности, а в следствие неудачной социализации личности. На это также может повлиять социальное окружение вашего ребенка (так называемое «влияние улицы», «дворовые университеты»).

Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются: курение табака, употребление алкогольных напитков, подростковая наркомания, нецензурная брань, немотивированные проявления агрессии, склонность к бродяжничеству и уходам из дома, склонность к воровству, суицидальное поведение, сексуальная расторможенность.

Рекомендации родителям ребенка по развитию эмоциональной устойчивости у ребенка.

Начинать профилактику нужно с самого рождения, с детства объяснять малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно присутствие доверия. При этом не должно быть ощущения того что вы вторгаетесь в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций вы должны объяснять ему, что о возникающих проблемах нужно говорить, нужно находить способы их решения, а не бежать от них.

Необходимо так же развивать эмоциональный интеллект у ребенка, с младшего возраста.

Для этого важно живое общение с ребенком, развитие привычки делиться своими чувствами, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций.

Несмотря на то, что в нашем языке названий эмоциональных состояний очень много, десятки, если не сотни, и взрослым, и детям иногда не хватает слов для более точной передачи оттенков эмоций.

Родителям необходимо учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке.

Как распознавать? По мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь. Это качество является основой для добрых взаимоотношений с людьми.

«Используйте «я-сообщения» – высказывания, в которых вы говорите о своих чувствах, сообщаете о себе и своем переживании. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но при этом сделайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в необидной для него форме. Такое общение улучшает контакт между родителем и подростком, дети начинают учитывать желания и переживания взрослых.

Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие необходимо.

Родители сами понимают это, как только начинают спокойно и доброжелательно «озвучивать» чувства ребенка. В ответе полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а потом обозначить его чувство.

Когда дети чувствуют готовность взрослого слушать и понимать их, они продолжают рассказывать о случившемся. Активное слушание близких людей помогает ребенку самому понять, что он чувствует, назвать собственные эмоции и постепенно с ними справиться. В любые семейные дела, так же очень полезно вовлекать близких, дедушек и бабушек. Всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах.

Помимо этого, доброжелательный микроклимат в семье, позитивное отношение к ребёнку будет создавать положительный фон для поддержания его самочувствия, положительных эмоций.

Необходимо развивать у ребенка навыки общения, умения выстраивать устойчивые межличностные отношения.

Помимо родителей профилактическую работу следует проводить в детских садах и школах. Воспитателям, учителям и школьным психологам следует следить за тем, какой климат в их классе или группе. Важно организовывать различные мероприятия, походы, концерты, всевозможные психологические тренинги. Таким образом, чтобы проводимые мероприятия были интересны подросткам.

Если помочь девиантному ребенку своими силами не удается, следует обратиться к врачам-неврологам или психиатрам. Они имеют опыт по коррекции девиантного поведения детей с применением различных методов, а в некоторых случаях и нужных лекарственных средств.

Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких, которые ему помогут в любой сложной жизненной ситуации.

Любите своих детей, умейте слушать, а самое главное – услышьте их.

О проекте

Источник

Рекомендации родителям: эмоциональная поддержка ребенка в семье

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Эмоциональная поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.

Эмоциональная поддержка — это процесс:

• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;

• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.

Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, выявить, какие силы в семье, школе и в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению психологов, такого рода факторами могут быть:

Поддерживать можно посредством:

Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).

• Высказываний («Я горжусь тобой!», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно про­гресс!», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»).

• Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).

• Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

• Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка:

• создание зависимости ребенка от взрослого;

• навязывание нереальных стандартов;

• стимулирование соперничества с братом, сверстниками.

Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают гармоничному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: «Хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: «Ты можешь это сделать». Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

— Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.

— Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.

— В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.

Слова, вызывающие разочарование:

— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.

— Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.

— Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.

— Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, который опасается, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.

Уважаемые родители!

Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:

Источник

Методическая рекомендация для родителей «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

какие рекомендации вы можете предложить родителям в поддержку эмоциональной устойчивости ребенка. Смотреть фото какие рекомендации вы можете предложить родителям в поддержку эмоциональной устойчивости ребенка. Смотреть картинку какие рекомендации вы можете предложить родителям в поддержку эмоциональной устойчивости ребенка. Картинка про какие рекомендации вы можете предложить родителям в поддержку эмоциональной устойчивости ребенка. Фото какие рекомендации вы можете предложить родителям в поддержку эмоциональной устойчивости ребенка Казначеева Надежда Ивановна
Методическая рекомендация для родителей «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер.

В конце периода раннего детства, при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, это у него не получается, в нужный момент рядом не оказывается взрослого — некому прийти на помощь. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то вскрикивая. Причиной гнева или плача может быть и отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается завладеть их вниманием, ревность к брату или сестре и т. п.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся на персонажей художественной литературы, сказок, рассказов, возникают по отношению к животным, игрушкам, растениям.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен,например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрастеважную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Как уже отмечалось, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников.Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и дети, посещающие ясли, не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, как общение со взрослыми.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной зараженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников:

• научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;

• дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);

• совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *