какие религии имеет общие черты с исламом
Основные мировые религии: общие черты и серьезные отличия
Какие различия и есть ли общие черты в основных мировых религиях, таких, как Христианство, Ислам и Иудаизм, уходящая корнями в Ветхозаветные времена? А также, каково происхождение религии Ислама и иудаизма?
Мировые религии и их основные отличия
Да, определённые общие черты есть в нескольких основных мировых религиях. В наши дни многие люди начинают интересоваться основными монотеистическими религиями. Все три мировые религии — Иудаизм, Христианство и Ислам имеют общую черту — отношение к Ветхому Завету.
Иудаизм появился в 15 или 13 столетии до Иисуса Христа. Духовный лидер Моисей. Он получил Закон на горе Синай после Исхода израильтян из Египетского рабства.
Христианство появилось, конечно же, миллениум спустя (спустя тысячу лет). Иисус исполнил закон, уча сердцу и сущности Закона Божьего, и завершил собой Закон, умерев за наши грехи и воскреснув из мёртвых.
Ислам был основан Мухаммедом из Аравии, где-то в шестом столетии после воскресения Иисуса Христа.
Христианство до некоторой степени есть продолжение соглашения (завета), который Бог заключил с Евреями на Синае. Новый Завет связан напрямую с Ветхим. Новый Завет также даёт предупреждение, что никто, и даже ангел с Небес не может усовершенствовать послание. (Послание Галатам 1:7-9)
Хотя Коран, который является «Библией» в мусульманской религии и говорит более чем в одном месте, что Ветхий Завет (Тора) и Новозаветное Евангелие (Инджил — *Новый Завет Иса т.е Иисуса) должны почитаться и им нужно подчиняться. Коран также говорит много о Ветхом и Новом Заветах, что противоречит им.
Например, история Давида и Голиафа перепутана с Гидеоном и Медианитянами, «четвёртый» сын Ноя утонул во время Потопа. И что Авраам приносил в жертву Измаила, а не Исаака! Иисус Христос был беспорочно зачат, но на кресте не умирал. Хотя Коран и утверждает о втором пришествии, он в то же время отрицает, что Иисус Христос был воскрешён из мёртвых.
Также Коран постоянно учит о том, что мы зарабатываем наше спасение. Мы должны заслужить благорасположение и милость и однажды, если мы были достаточно хороши, мы получим в награду место в Раю. Всё это прямо противоречит Библии (Послание Галатам 2:21, Ефесянам 2:8 и т.п.)
Интересно, что Мухаммед утверждал, что он получил послание от ангела «Гавриила» около 610 г.н.э. Хотя и правда что в его дни «Христианство» было ужасно коррумпированным (*извращено, морально разложилось) и до некоторой степени он имел право обличать его, и всё же это не значит, что Библия была неправа. Истинные христиане знали бы, что никто на Земле, даже Ангел не имеет права изменить послание. (Послание Галатам 1:7-9)
Библия во все времена правдива, несмотря на то следуют ли ей те, кто называют её своей книгой или нет.
Какие религии имеет общие черты с исламом
Духовное знание. Веды. Ведическая психология. Исследования души. Бог.
СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ религий
СОДЕРЖАНИЕ:
Сходства религий
В этом разделе мы выясним все сходства и существенные различия в основных религиях между собой Различие религий между собой, является причиной скептического отношения к религиозным учениям в целом. В мире существует несколько основных религий, которые оказывают определённое влияние на большинство населения нашей планеты. Но возникает законный вопрос: если религиозные учения, это не просто «затуманивание мозгов», а несут в себе подлинное знание, и излагают действительную историю человеческого развития, то почему существует так много разногласий и различий в религиозных вопросах между собой?
Сходства во взглядах различных религиозных течений, гораздо больше, чем различий. Попробуем их выделить.
Во всех основных религиях мира, присутствует определение личности человека, как нематериальной сущности, которая, после смерти своего физического тела, не прекращает своего существования, а перемещается в другие условия существования, в зависимости от поступков, совершённых в своей жизни на Земле.
Сходством в основных мировых религиях, является понятие о существовании Бога, как Первопричины творения, а также существования рая и ада, о котором сказано в греческой мифологии, в древнеегипетских писаниях, в ведических священных писаниях и во всех основных религиях. Достаточно полное описание адского и райского существования, дано в Ведической литературе. В частности сказано о том, что райские миры – существуют в материальном мире, и представляют из себя, высокоразвитые цивилизации. Так же существует и Духовный (райский) мир, планеты которого состоят не из молекулярной материи. Так же, в Ведических писаниях обозначены условия: в каком случае человек попадает на райские планеты материального мира, а в каком случае отправляется на планеты Духовного нематериального мира, где получает тело, более тонкой, не молекулярной природы. Подробное описание райских и духовных миров даётся в «Шримад-Бхагаватам».
Более подробно о местонахождении во вселенной ада и рай можно прочитать в статье сайта: — КАК ВЫГЛЯДИТ АД И РАЙ В РЕАЛЬНОСТИ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ — страница откроется в новом “ОКНЕ”.
Различные жертвоприношения то же являются сходством большинства религий. Цель жертвоприношений определялась ка к возможность дать душе животного переселиться в новое тело – более развитого животного. Этим могли заниматься только специально обученные жрецы. В более позднее время, жертвоприношение перестало практиковаться, так как в эту эпоху практически нет знатоков такого сложного процесса. И это совпадение мировых религий, тоже является общим сходством всех основных религиозных направлениях.
Поразительным образом совпадает информация о продолжительности жизни людей, живущих в исторические времена. В Ведической литературе, и в Ветхом Завете говорится о том, что раньше продолжительность жизни людей, была значительно больше, чем жизнь современного человека.
Общим сходством мировых религий является понятие о неких различных видах энергии, которые исходят от Верховной Личности Бога. В Христианстве это Святой Дух, в индуизме это Брахман.
Общим моментом, является изображение святящегося ореола вокруг изображения голов воплощений Всевышнего, или святых личностей, пророков (индуизм, буддизм, ислам, христианство).
Знание о том, что душа переселяется после смерти физического тела в новое тело – также общее во многих религиях. В Библии есть следующий эпизод, который доказывает знание о реинкарнации человеческой души:
1. “И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (от Иоанна 9:1-3).
Парадоксальные результаты одного опроса:
— Всевышний ли Бог у иудеев (ССЫЛКА) —
Одним из однозначных и интересных современных подтверждений того факта, что человеческое сознание не умирает со смертью физического тела. является исследование сознания людей под гипнозом. Рекомендую вам ознакомиться с книгой Майкла Ньютона “ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ”, которая сразу стала – бестселлером. Майкл Ньютон профессиональный гипнолог высшей категории, в своей книге документирует информацию, которую получал от пациентов. находящихся в глубоком гипнотическом трансе. Тот факт, что во время гипноза, сознание пациента – не работает (“выключено”) исключает момент – воображаемых и вымышленных видений человека. Ознакомиться с эпизодами из книги, и прочитать книгу онлайн, можно перейдя по ссылке: «ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ» (страница открывается в новом «ОКНЕ»)
Последние научные открытия говорят о том, что на территории современной России, и на большей части всей Евразии, длительное время находилась Ведическая цивилизация. Эта цивилизация имела большие познания в материальном мироздании и в духовных знаниях. Эти духовные знания сохранились в индуизме и в славянском родноверии. Ведические духовные знания давали понятие о различных высокоразвитых личностях, которые могли перемещаться в космосе (полубоги). Также было одно понимание Высшего Разума – единого Всевышнего. Ещё одним сходством религий мира можно назвать совпадение имён полубогов (высоко развитых личностей) и Имён Всевышнего в индуизме и славянском родноверии: Вишну – Вышний (Вышень); Кришна – Крышень; Рама – Рахма. Также схожи имена полубогов: Сварог – Ишварог; Сива – Шива; а также: Индра, Мара, Рада, Сурья.
…………………………………
НОВАЯ СТАТЬЯ САЙТА:
И в родноверии и в индуизме имеется знание о реинкарнации – переселении души в другое тело или в другое измерение существования. Из «Велесовой книги» известно, что если человек вёл праведную жизнь, то в следующей жизни, его энергетическое волновое тело (душа) переродится в материальном теле на высокоразвитых планетах (райских), именуемых «Сварга» (Сваргалока в индуизме). В индуизме упоминаются системы райских планет «Сваргалока».
Всё это без сомнения говорит о том, что родноверие и индуизм это религии, которые имеют сходство и один источник духовного знания. Более подробно об источнике древней Ведической цивилизации можно почитать ЗДЕСЬ.
Ещё одним сходством в разных религиях мира, является то, что в Божественных именах – также просматриваются сходства. Вот несколько примеров.
Древние семиты называли Бога Элох (Элоах) – очевидное сходство с мусульманским «Аллах» Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где Бога именуют Элох(им).
«Христос» происходит от греческого слова «Кристос», означающего «помазанник». В Индии к Всевышнему обращаются «Кришна» или «Кришта» – санскритское слово. Таким образом, «Кристос» – это греческий вариант слова «Христос», и санскритского «Кришта», или «Кришна».
В апокрифе «Тибетское Евангелие», рассказано о путешествии Иисуса Христа с возрасте от 14 до 29 лет в Индию и в Тибет. Вот некоторые выдержки из этого апокрифа:
другой берег Инда и поселился у Арийцев, в благословенной Богом стране.
когда он следовал по стране Пенджаба и Раджпутана, почитатели бога Джайна просили его поселиться у них. ( Джайнизм – ветвь религии в индуизме, в которой отсутствует понятие личности Всевышнего (комментарий сайта).
радушный прием.
все его любили, так как Исса жил в мире с вайсиями (сословие торговцев) и судрами (наёмные работники), которых он обучал Священному Писанию. ( «Тибетское Евангелие» ).
Из вышесказанного (пункт 3,4), где сказано, что Иисус Христос сам учился читать и понимать Веды, следует, что содержащаяся в Ведах информация, является авторитетной, и достойной для изучения даже для такой величайшей личности – как Иисус Христос.
Как можно видеть, практическое сходство Имён Верховной Личности, говорит о том, что происхождение этих Имён, которые употребляются в разных религиях, разных народов, зачастую удалённых друг от друга на тысячи километров, имеет один общий источник.
И самым основным сходством религий мира, является признание одной Верховной Личности Бога (монотеизм). В религиях, где встречаются упоминания о множестве Богов, всё равно существует понимание об одной Верховной Личности Бога. Остальные Боги, или полубоги, являются лишь могущественными, высокоразвитыми существами, имеющие материальные тела, но не обладающие способностями, какими обладает Верховная Божественная Личность.
Сходства между двумя религиями
Сходства в религиях, а в частности в священных писаниях Ислама – Коране, и в священных писаниях индуизма (ведические священные писания), приведены в книге А. К. Айтжанова “Ислам и Веды. Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций”. Особенное сходство приведено в описании структуры нашей вселенной, в описании жизни на “высших” планетных системах, и условий существования на планетах “ада”. С книгой онлайн можно ознакомиться на нашем литературном сайте, перейдя по ссылке: — “ИСЛАМ И ВЕДЫ опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций” (ССЫЛКА) —
Существуют некоторые направления развития личности человека, которые позиционируют себя как – “религия”. Это не соответствует действительности. Рекомендуем новую статью нашего сайта : — “ЧТО ТАКОЕ САЕНТОЛОГИЯ И ДИАНЕТИКА” — (ссылка откроет страницу в дополнительном “ОКНЕ”).
РЕКОМЕНДУЮ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ:
(!!) — ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ ЧЕЛОВЕКА – уникальный взгляд на наше ощущение счастья (новая статья).
— ТЕОРИЯ ДАРВИНА. ОПРОВЕРЖЕНИЕ – объективные факты несостоятельности теории Дарвина, также научно — популярный фильм, полностью опровергающий дарвинизм.
— ЕСТЬ ЛИ ДУША У РАСТЕНИЙ – ИССЛЕДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПОКАЗАЛИ НАЛИЧИЕ У РАСТЕНИЙ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЛОГИКИ И ИНТЕЛЛЕКТА!
Ислам и христианство сходства и различия.
Самый сильный стереотип, что якобы Коран был переписан с Библии аргументируется довольно сильной схожестью в смыслах их текстов. Давайте посмотрим в чем же сходства и различия между Исламом и Христианством.
Сходства между Исламом и Христианством.
На этом самые большие сходства между Христианством и Исламом заканчиваются. Наверняка можно найти еще много сходств, но это уже тема для более серьезных исследований. А теперь перейдем ко второй части.
Различия между Исламом и Христианством.
Но все же, несмотря на большую схожесть между Исламом и Христианством, есть и серьезные различия.
Так же как и сходства, не все различия однозначны, и в некоторых вопросах условны. Это связано с тем, что как в Христианстве, так и в Исламе существуют различные течения.
Так, например, не все Христиане считают Иисуса Богом (сыном Бога). Поэтому, данная статья дает лишь общее представление о различиях и сходствах между двумя Авраамистическими религиями — Исламом и Христианством.
И напоследок. Ислам и Коран, конечно же не переписан с Библии. Если бы это было так, кто мы нашли бы в нем еще больше ошибок и противоречий, чем в Библии. Но это не так. Ислам и Коран — это последняя, обновленная, если хотите, расширенная версия одной и той же религии — религии Адама, Нуха, Ибрахима, Моисея, Иисуса и Мухаммада ﷺ. И автор всех этих священных писаний (Псалтырь, Тора, Евангелие, Коран) — один и тот же — Всевышний Господь.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Ислам и христианство сходства и различия.
Самый сильный стереотип, что якобы Коран был переписан с Библии аргументируется довольно сильной схожестью в смыслах их текстов. Давайте посмотрим в чем же сходства и различия между Исламом и Христианством.
Сходства между Исламом и Христианством.
На этом самые большие сходства между Христианством и Исламом заканчиваются. Наверняка можно найти еще много сходств, но это уже тема для более серьезных исследований. А теперь перейдем ко второй части.
Различия между Исламом и Христианством.
Но все же, несмотря на большую схожесть между Исламом и Христианством, есть и серьезные различия.
Так же как и сходства, не все различия однозначны, и в некоторых вопросах условны. Это связано с тем, что как в Христианстве, так и в Исламе существуют различные течения.
Так, например, не все Христиане считают Иисуса Богом (сыном Бога). Поэтому, данная статья дает лишь общее представление о различиях и сходствах между двумя Авраамистическими религиями — Исламом и Христианством.
И напоследок. Ислам и Коран, конечно же не переписан с Библии. Если бы это было так, кто мы нашли бы в нем еще больше ошибок и противоречий, чем в Библии. Но это не так. Ислам и Коран — это последняя, обновленная, если хотите, расширенная версия одной и той же религии — религии Адама, Нуха, Ибрахима, Моисея, Иисуса и Мухаммада ﷺ. И автор всех этих священных писаний (Псалтырь, Тора, Евангелие, Коран) — один и тот же — Всевышний Господь.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений
Оглавление
^ Введение
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом.
В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т. д. Для подобного сравнения нужна иная таблица – «христианство и учения «крайних» шиитов». Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» – исламский мистицизм суфиев, утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я – истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922 г.), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом. Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.
В тоже время авторы таблицы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными. Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течение 30 лет, является шиитом – алавитом (или «нусайритом», это течение – ок. 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ. Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. При этом в Турции проживает более 15 миллионов алавитов, исповедующих переселение душ. В мире также насчитывается около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, самым богатым человеком Сирии, крупным дипломатом, меценатом, чиновником ООН, имеющим титул «его Высочества» от британской королевы Елизаветы II. Крайние шииты Ирана по прежнему составляют в стране влиятельные и многочисленные группы. Ваххабизм разделяет большинство населения 27-миллионной Саудовской Аравии (разумеется, за исключением 15% шиитов, около миллиона католиков, около 5 миллионов иностранных рабочих).
^ I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ
1.1. Утверждает ли религия веру в единого Бога?
«Верую во Единого Бога» (начало Символа Веры).
Нет Бога кроме Аллаха (часть шахады – араб. свидетельства веры).
1.2. Отрицает ли религия язычество (многобожие, идолопоклонство)?
Отрицается многобожие и идолопоклонство как придание Аллаху товарищей (равных). Многобожие называется ширк (от араб. «шарик» – товарищ) и является синонимом неверия (араб. «куфр» – сокрытие, отсюда кафир – неверный).
1.3. Считает ли религия Бога невещественным Духом?
Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный и Всесовершенный.
«Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово»
«Нетленный Твой Дух пребывает во всем»
«Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты»
«Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня». ( Иов. 33:3-4 ) (1). 1.
Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха 2. В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил
1.4. Считает ли религия, что Бог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)?
Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно 3.
Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне 4. Учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания 5.
1.5. Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога?
Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов.
«Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» (св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая»
(св. Никита Студийский).
1.6. Считает ли религия, что Бог есть любовь?
Любовь — образ бытия Лиц Святой Троицы, единство в любви.
Между понятиями «любящий» и «любовь» имеется принципиальная разница.
1.7. Считает ли религия, что Бог обладает смирением?
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»
1.8. Считает ли религия, что Бог обладает святостью?
«По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Аллах является источником добра и зла, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу.
1.9. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является хитрость?
Хитрость и лукавство – свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему.
Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие.
1.10. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является гордость?
Гордость – свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых.
«Гордое достоинство – Мое покрытие». Гордость – атрибут сущности Аллаха 7.
1.11. Считает ли религия, что Бог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его?
«Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
«Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи» 8.
1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло?
Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»
«Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем
Аллах является источником зла.
1.13. Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей?
Бог не желает погибели людей.
Аллах не желает спасения всем людям, «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: «непременно Я наполню ад джиннами и людьми – всеми вместе!» (32:13).
^ II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ)
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ
2.1. Создан ли невидимый ангельский мир Богом?
2.2. Какова природа ангелов?
Ангелы не созданы из грубого материального вещества, обладают тонкой телесностью, не подобной людям.
Ангелы были созданы из света, а джинны – из огня 1.
2.3. Создан ли видимый мир Богом?
Бог создал материальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33).
Вначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир 2.
2.4. Создан ли человек Богом?
2.5. Создан ли человек только Богом или Господу нужны помощники в творении человека?
Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия.
Аллах прибегает к помощи ангелов, человеческая душа и тело творятся с помощью ангелов 3.
2.6. Создал ли Бог иных разумных существ, помимо ангелов и человека?
Ангелы и люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога.
Аллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое обличье.
2.7. Может ли всемогущий Бог по Своему желанию прекратить творить?
Аллах творит непрестанно.
^ III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ |
3.1. Какова цель сотворения человека? | Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения 1. |
«Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…”
(св. Максим Исповедник)
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему?
Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ).
«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем. 2:23 )
Человек сотворен по его собственному виду и образу
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными?
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)?
Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди (3). Разрыв общения с Богом через противление Его воле.
Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество?
Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом.
«О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим»
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей?
Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (4). «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» (5).
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей?
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей?
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха?
Человеку необходим Спаситель.
«Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией»
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла?
Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла.
Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» (6).
Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом
«Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49).
«Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28. 68).7.
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог?
Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю.
Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 96)8.
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом?
Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему 9.
Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной 10.
3.14. Сколько жен может иметь мужчина?
До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую 11.
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену?
^ IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ
4.1. Дает ли Бог Свое Откровение человеку?
4.2. Общается ли Бог в Откровении с человеком непосредственно или только через созданных Им посредников?
Бог раскрывает Себя и общается с человеком в Откровении непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа.
«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»
«Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ).
Аллах раскрывается человеку только через ангела. Единственным исключением является Муса (Моисей), с которым Аллах говорил лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел Аллаха и не общался с Аллахом.
4.3. Что является вершиной и полнотой Божественного Откровения?
Вочеловечивание Самого Бога: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Явление Мухаммеду ангела Джибрила, который в пещере несколько раз схватывал и сжимал его, заставляя его напрягаться до предела 1, вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!» 2.
4.4. Должен ли человек стремиться искать познания Самого Бога?
Люди созданы «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас»
Человек может искать лишь исполнения шариата (араб. правильный путь) – предписаний закона Аллаха.
4.5. Может ли человек соединиться с Богом?
Бог открывает каждому человеку возможность познать Себя вплоть до того, чтобы люди стали «причастниками Божественного естества» ( 2Пет. 1:4 ), соединились с Ним.
Познавая Бога, человек соединяется с Ним чрез дар нетварной благодати Святого Духа – дар обожения.
«Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). Человек – храм Святого Духа.
Аллах не может соединиться с человеком, обитать в человеческой душе, уме и сердце.
4.6. Может ли Господь Сам лично раскрыть Себя каждому человеку?
Благодатью Святого Духа каждому верующему: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» ( Рим. 5:5 ).
Аллах не раскрывается каждому человеку.
4.7. Может ли Господь лично общаться с каждым человеком?
Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и церковных таинствах.
«Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего»
Аллах не желает общаться с человеком. Даже Мухаммед лично не общался с Ним.
4.8. В каких отношениях находится Бог с человеком?
В отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати.
«Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»
Аллах – господин, а человек – раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб (19.88–93).
4.9. Что Бог требует от человека?
Исполнения евангельских заповедей любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лук. 10:27 ). Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов.
Исполнение предписаний шариата – закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добавляется джихад.
4.10 Требует ли Бог исповедания веры?
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»
«Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин. 4:15 ).
«Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ).
Требуется произнесение шахады: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха».
4.11. Заповедует ли Бог любовь к Себе?
Любовь к Богу – первая и наибольшая заповедь
«Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам»
Совершенная вера выражается в любви к шариату – закону Аллаха, а не Аллаху. Высшие чувства к Аллаху – рабская покорность и повиновение.
4.12. Заповедует ли Бог любовь ко всякому человеку?
Бог заповедует нелицеприятную, совершенную любовь человека к человеку. Различие между врагом и ближним уничтожено Христом:
«Любите врагов ваших»
«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают»
Возможна любовь только к единоверцу, но и здесь установлена ненависть (например, в случае мести или ряда его проступков, нарушающих шариат).
4.13. Заповедует ли Бог молитву?
Да, по возможности непрестанную.
Да, пятикратную (араб. cалят).
4.14. Является ли молитва ритуалом, для которого необходимы внешние условия?
Заповедана молитва от чистого и искреннего сердца, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, со смирением и усердием, на всяком месте ( 1Тим. 2:8 ) и во всякое время ( Еф. 6:18 ). Заповедано раскрытие своих стремлений Богу: «С благодарением открывайте свои желания пред Богом»
Молитва является ритуалом закона (араб. шариата). Существует время запретное для молитвы, необходимо, чтобы рядом не прошла женщина, собака, нужны определенное место, позы, одежда, требуется порядок действий и слов.
Так, например, во время восхваления Аллаха большие
пальцы должны касаться мочек ушей, ступни должны быть параллельны друг другу, а расстояние между ними должно быть в четыре пальца.
Для Бога нет языковых барьеров, человек может молиться на любом языке.
Обязательная молитва для мусульманина состоит из восхвалений Аллаха и аятов Корана на арабском языке.
4.16. Существует ли разделение на обязательную и необязательную молитву?
Присутствует отчетливое разделение обязательной ежедневной пятикратной молитвы (араб. салат, тур. намаз) и необязательной молитвы. Салат в основном состоит из произнесения аятов Корана, прославления Аллаха одновременно с принятием различных поз. Необязательная молитва (дуа) – молитва от сердца о своих нуждах, но без нее можно войти в рай.
4.17. Заповедует ли Бог пост для духовной борьбы с грехом и дьяволом?
Христианский пост – часть духовного подвига борьбы с грехом и дьяволом. Падшие духи «изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ).
Пост (араб. саум) установлен лишь для награды в будущей жизни.
4.18. Заповедует ли Бог войну с иноверцами?
Заповедана духовная борьба с дьяволом и падшими духами – врагами человеческой души.
«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ). 6
Определен джихад как «священная война» с иноверцами.
4.19. Допустимо ли мученичество за веру?
4.20. В чем состоит мученичество?
Мученик (исповедник, свидетель Христа) – христианин, добровольном перенесший гонения за Христа вплоть до лишения жизни от руки гонителей.
Мученик (араб. шахид – погибший со свидетельством веры) – мусульманин, погибший во время джихада, на войне с иноверцами.
4.21. Присутствует ли общее и обязательное почитание природных явлений и паломничество к ним?
Запрещено почитать явления природы.
Присутствует почитание Чёрного камня (араб. Хаджар аль-асвад ) в Каабе. Мусульмане обычно целуют его или касаются рукой (обряд такбиль). Это – часть хаджа – паломничества в Мекку, одного из 5‑ти столпов ислама 3, вида поклонения Аллаху.
4.22. Существуют ли ритуалы (внешние механические действия) чрез которые достигается спасение?
Отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека.
Например, семикратный бег между холмами Сафа и Марва во время хаджа, бросание камней в столбы с целью побивания шайтана, жертвоприношения животных и пр 4.
4.23. Существуют ли таинства, в которых Бог особенно близко общается с человеком?
Установлены священнодействия в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение.
В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа.
Отвергается благодатное общение Бога и человека.
4.24. Обещает ли Господь человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни?
Да. Но при этом предопределение — один из столпов ислама. Для того, чтобы преодолеть это очевидное противоречие, понятие предопределение подменяется предвидением.
4.25. Какое вознаграждение ожидает человека в раю?
В Царствии Божием (в раю) христиан ожидает духовное блаженство. В Царствии небесном «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В Царствии Божием христиан ожидает полнота Богопознания и уподобления Богу: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ).
«Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3).
Мусульман ожидают плотские удовольствия. Они будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями. (56. 15–22)5. Совершенного познания Аллаха достигнуто не будет.
4.26. Признает ли религия священную книгу?
4.27. Какова природа священной книги?
Написана пророками и апостолами по вдохновению Святого Духа.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»
В ней присутствует как Божественная, так и человеческая воля. Христиане верят в Бога, а не в текст. Библия не является Богом. Исконный смысл Библии может быть передан на всех языках мира.
Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран – проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на арабском языке – это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке
^ V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ
ХРИСТИАНСТВО
ИСЛАМ
5.1. Кем себя считал?
Иисус Христос считал Себя воплотившимся Богом, Богочеловеком – совершенным Богом и совершенным человеком, Сыном Божьим по естеству, Второй ипостасью Святой Троицы – Словом Бога.
«Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Ап. 1. 17.18)
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец»
«Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш ( Ин 8:54 )».
«Видевший Меня, видел Отца» ( Ин. 14:9 ).
«Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 8:58 ).
«Сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин. 8:25 ).
Мухаммед считал себя одним из пророков, простым смертным.
5.2. Время его рождения.
Как Бог существует вечно, как человек воплотился, став Основателем и Началом нашей системы летоисчисления.
Конец 6 в. от Рождества Христова.
5.3. Явил ли свою святость людям?
«Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
Считал себя грешным человеком.
5.4. Явил ли окружающим свое смирение?
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Фактически обожествлял себя. Например, «благословлял» своих последователей слюной, соплями, потом, кровью, мочой и другими выделениями. Это подтверждается достоверными хадисами и авторитетными мусульманскими богословами! 1
5.5. Явил ли Свою любовь людям?
Да, явил Свою любовь вплоть до добровольных страданий и смерти.
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»
«Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее»
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Некоторые добрые поступки не идут ни в какое сравнение с совершёнными злодеяниями.
5.6. Имел ли семью, жен и наложниц?
Число жен точно не определено – от 11 до 25. При этом имел множество наложниц.
На своей любимой жене Айше Мухаммед женился, когда ей было шесть лет, а ему пятьдесят.
5.7. Допускал ли обогащение нечестным путем и богатство для себя?
На Земле жил Странником: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8:20 ).
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное»
В том числе и нажитое путем грабительских набегов на караваны, выкупа за захваченных пленных, работорговли и пыток людей, спрятавших деньги.
5.8. Допускал ли ложь?
«Кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ).
Считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». ( Ин. 8:44 ).
Отдавая приказы убивать, одобрял убийство с помощью лжи. Например, убийство Кааба бин аль-Ашрафа или убийство Абу Рафиа Абдуллаха бин Абу-ль-Хукайка.
5.9. Как относился к врагам?
Учил о любви к врагам и прощению ненавидящих и обижающих. Даже в момент страданий на кресте, молился за своих убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ).
5.10. Применял ли насилие для распространения религии?
Пытавшемуся защищать Его с помощью силы сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф. 26:52 ).
Вел непрестанные религиозные войны, насильно обращая в свою веру. Совершил девятнадцать военных походов. Имел восемь мечей, четыре копья, четыре кольчуги, четыре лука. Считал, что можно нападать на спящих иноверцев, даже если при этом пострадают их женщины и дети.
А. Воскрешал ли мертвых?
Б. Исцелял ли слепых, прокаженных, немых, глухих и бесноватых?
В. Проницал ли мысли и деяния людей?
Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей.
5.12. Умер ли естественной смертью?
Был распят на кресте вместе с разбойниками.
«С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен»
5.13. Оставил ли учеников и последователей?
В том числе 11 апостолов в полной растерянности.
«Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» ( Мф. 17:22 ).
«По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». ( Мф. 26:32 ).
5.15. Явился ли после смерти и вознесся ли на небо?
Явился самим одиннадцати апостолам, сказав: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».
«И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лук. 24:51 ).
5.16. Что оставил ученикам после своей смерти?
Самого Себя: «Я с вами во все дни до скончания века»
Призыв к дальнейшим войнам, имущество, власть, захваченных в плен людей и территории.
5.17. Существует ли гробница?
В xраме Гроба Господня, в Иерусалиме.
5.18. Лежит ли в гробнице тело основателя религии?
«Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам»
Примечания к таблице I
1. Бог сотворил ангелов прежде творения грубого материально-телесного мира. К ним также приложимо понятие «дух», ибо они сотворены по Образу Божьему. Однако такое название для них всегда условно, ибо образ и первообраз не совпадают в сущности, ангел, как и человеческая душа, созданная после творения ангелов, не Бог, а ограниченное существо. «Священное Писание и святые Отцы постоянно называют их бесплотными и невещественными, но так называют их только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу – единому Духу. Един Бог – вполне Дух, – учит св. Игнатий Брянчанинов об ангелах. – …Отвергнув понятие о подчинении ангелов пространству, должно или вовсе отвергнуть их существование, или признать их беспредельными, т.е. приписать им вездесущие Божеское. Только две неопределенные величины – ничто и бесконечное – не подчиняются никакой форме; всякая, напротив того, определенная величина, как бы ни была велика или мала, непременно имеет форму, по самой определенности своей. Согласившись, что ангелы ограничены, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т.е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда ( Ин. 1:18 ). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и духовном видении духов). «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Глава III (17). Об Ангелах). «Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», – учит митр. Макарий (Булгаков) (Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку. Отдел I. О Боге в Самом Себе § 19).
2. Шейх уль Ислам Ибн Таймия сказал: «Простое упоминание о чем-то вместе с Аллахом не означает, что это становится Его атрибутом. Определенные созданные вещи могут быть упомянуты вместе с Аллахом, и их атрибуты не становятся божественными атрибутами, согласно мнению ученых – подобно фразам «Дом Аллаха», «Верблюдица Аллаха», «рабы Аллаха». То же самое относится к фразе «дух Аллаха», согласно мнению ранних поколений и их имамов и их последователей. Но если, что-то является Его атрибутом и не является атрибутом которым обладает кто-нибудь еще, например Знание Аллаха, Рука Аллаха, Речь Аллаха, то это является одним из Его атрибутов» («Джаваб аль Сахих», 4:414). Таким образом, следуя Ибн Таймии, знание, рука, речь – могут быть атрибутами Аллаха, хотя, например, рука антропоморфный атрибут. Между тем, дух не может быть атрибутом Аллаха. Этот принцип применен к толкованию всех аятов, где встречается слово «дух» или «дух Аллаха». Этот принцип ведет к антропоморфизму. В одной из своих фетв ибн Таймийя пишет: «То, что в Коране и Сунне приведено как ясный довод, и если на этом мы находим и праведных предков значит, это есть истина. Если даже из этого будет следовать, что Аллах имеет все атрибуты физической телесности, нет никаких проблем, ибо истина есть истина» («Аль фатаваи» том 5 стр. 192). По словам Ибн Батуты, Ибн Таймия говорил: «Аллах спускается на нижнее небо подобно тому, как я спускаюсь с минбара». Сказав это ибн Таймийя сошёл с минбара. («Ад дурар аль камина» ибн Хаджар Аскалални. Том 1 стр. 154, «Рахила» ибн Батута стр. 95).
3. Православное догматическое богословие выделяет четырнадцать основополагающих Божественных атрибутов: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, высочайшую премудрость, высочайшую свободу, совершеннейшую святость, бесконечную благость, бесконечное правосудие. Среди этих атрибутов нет антропоморфных.
Некоторых мусульман смущает известная библейская фраза: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… ( Бытие 1:26 ). См. подробнее здесь.
4. Мусульманское вероучение считает, что атрибуты Аллаха неповторимы, изначальны и вечны, Аллах свободен от всех недостатков, присущих творениям. Этих атрибутов 14. Шесть атрибутов относятся к проявлению сущности Аллаха– Сыфат‑и Затиййа. Восемь атрибутов – к проявлениям доказательств сущности Аллаха – Сыфат‑и Субутиййа. К первым шести относятся необходимость существования, предвечность, бесконечность, единственность, неподражаемость и неизменность. Ко вторым восьми отнесены жизнь, знания, зрение, слух, воля, мощь, слово, способность создавать. Зрение и слух Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Но зрение и слух – атрибуты тварного мира. Атрибуты слуха и зрения, как бы мы их не понимали, сами по себе не могут быть вечными, нетварными, лишенными недостатков. Сравнения же с пауком прямо свидетельствует против их несозданности. Сотни зверей в этом мире могут разглядеть паука ночью даже на самом темном камне. Данные сравнительной офтальмологии говорят о том, что, в отличие от человека, который видит лучше при более ярком освещении, уже для собак нет никакой зависимости от яркости или затененности. Ночное видение кошки превосходит ночное видение собаки. Ее глаз способен видеть, когда уровень освещения в шесть раз ниже лимита человеческого глаза. Но сова и летучая мышь видят еще сильнее. Их ночное видение намного превосходит человеческое и они ночью ловят насекомых. Причем, зрение летучей мыши совсем не такое как зрение у животных и человека. Летучая мышь видит не оптически, глазами, а с помощью ультразвуковой локации, что позволяет ей заметить ночью самое мельчайшее насекомое. К тому же и сам человек может наблюдать паука в темную ночь на темном камне с помощью прибора ночного видения, а с помощью иных приборов может уже видеть и слышать, что происходит за кирпичными стенами. Что же касается слуха, то верхний предел человеческого слуха равен 20 000 Гц, обычной мыши 90 000 Гц, летучей мыши 120 000 Гц.
Если о христианском Боге можно сказать, что Он видит и слышит, то только в аллегорическом и символическом смысле того слова. Издревле христианство учило, что часть знания о Своем Духовном Бытии Бог передал посредством символов, чтобы людям было легче постичь живое отношение к ним Божества, ибо «нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XI. О том, что говорится о Боге телесным образом). Но в своем учении Церковь всегда категорически утверждала, что это знание было лишь приспособлено к человеческой немощи, чтобы человек лучше понял Божественные действия, а не отражало Бога как Он есть. Это выразилось в анафеме всех антропоморфных представлений о Боге. В первую неделю великого поста, мы слышим следующие слова Церкви: «учащим что Бог не Дух, но плоть – анафема».
5. «Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха есть лик преславный и достохвальный. «Вечен лишь лик Господа твоего, преславного, достохвального» (55:27). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха две величественные щедрые руки. «А Его руки распростёрты [в щедрости], – дарует Он, сколько пожелает» (5:64). «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся земля окажется в руке Его в день воскресения, а небеса будут скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают к Нему в сотоварищи!» (39:39). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха два глаза. «И по откровению Нашему воздвигни ковчег пред очами Нашими…» (11:37). Пророк сказал: «У Него – покрывало из света. Если бы Он приоткрыл его, то прелесть лика Его сожгла бы всё, что объемлет Его взор». Приверженцы Сунны единодушны в том, что у Аллаха два глаза, что подкрепляется высказыванием Пророка о Лжемессии: «Он одноглазый, а, поистине, Господь ваш – неодноглазый»» (Вероубеждения приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины. Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин).
6. Слово или речь как атрибут Аллаха не имеет ничего общего с Божественной Ипостасью Слова в христианстве. Слово или речь Аллаха не вносится в Божественное бытие как ипостась. Слово или речь Аллаха – это и есть сам Коран, который становится атрибутом Аллаха. «Коран – несотворенная речь Божья. И да не трудны для тебя будут слова эти: “она несотворена”, – ведь речь Божья принадлежит Богу, а в Нем нет ничего тварного. Остерегайся вступать в спор с теми, кто толкует о ее сотворенности или утверждает, что она была произнесена во времени, или кто рассуждает об этих вопросах так: “Не знаю, сотворена ли она или несотворена”. Нет, Коран – речь Божья, и она несотворена» (Имам Ахмед бен Ханбал. Акыда) Отсюда – Коран вечен. Напомним, что христианская Библия не вечна. Вечен Сам Бог как Слово.
7 Аль-Хадис аль-Кудсийа. 19 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000 г.
8 Аль-Хадис аль-Кудсийа. 30 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000 г.
9 Ахмад бен Ханбал. Акида.
10 Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. М., 2000.- С. 159.
11 Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Там же. – С. 93.
Примечания к таблице II
1. Если считать Иблиса ангелом, то ангелы созданы из огня: «И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, – он возгордился и оказался неверным. Он сказал: «О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?» Он сказал: «Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». (38. 73–77). В то же время про Иблиса несколько раз сказано в хадисах: «Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт». Это может говорить о его природе как джина.
2. Вера в перо, которым писал Аллах на скрижали – часть мусульманского вероубеждения. Она внесена в вероисповедные документы. «Мы верим в аль-Лаух (Скрижаль) и аль-Калам (Перо) и во все, что написано. … Перо высохло, написав все, что будет иметь существование до Судного Дня» («Акыда ат-тахавийя» (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави)).
3. Об этом говорят хадисы. Например, в хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух». Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями».
Примечания к таблице III
Достоверный хадис из сборника Муслима под номером 3506 (http://www.iium.edu.my/deed/hadith/muslim/009_smt.html) повествует о том, как сподвижники Мухаммеда решили развеселить его: «…Омар нашел «пророка», сидящего грустным и тихим с его женами вокруг него. Омар решил сказать кое-что, чтобы рассмешить «пророка», и сказал: «Посланник Аллаха, жаль, что ты не видел дочь Хариджи (речь о его жене), когда она просила у меня дополнительных денег, я встал и ударил ее по шее». Посланник Аллаха засмеялся и сказал: «Вот они – вокруг меня, как видишь, просят дополнительных денег». Абу Бакр тогда встал, подошел к Айше и ударил ее по шее, и Омар сделал то же самое с Хафсой…».
В другом же хадисе, из сборников Абу Дауда и Ибн Маджа, Мухаммед говорит, что после смерти во время суда «мужчину не будут спрашивать о том, почему он бил свою жену».
Омар сообщил, что Пророк сказал: «Мужчину не следует спрашивать, почему он бьет свою жену». (Сунан Абу Дауд, 11.2142)
Также можно сравнить заповедь Христа «…кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует» ( Мф. 19:8-10 ) с рекомендуемой Мухаммедом проституцией (Сахих Бухари 7.62.52, 8.3246, 3250, 3253. Sheikh al-Khudary. Nur al-Yaqin), правда называлась она по другому – «временный брак»: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдаллаха, сказавшего: «Как-то, ещё молодыми, мы были с пророком. Мы сказали: посланник Аллаха, что нам, кастрировать себя? Пророк запретил нам это и разрешил нам брать в жёны женщин за вознаграждение на время». Сказав это, Абдаллах процитировал: Не запрещайте благ, разрешённых Аллахом» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432).
Мы не пытаемся утверждать, что все мусульмане бьют своих жён, грубы с ними или посещают публичные дома, мы лишь указываем на то, что исламское вероучение оправдывает это.
Примечания к таблице IV
1 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 3. (3).
2 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 3. (3).
3 Чёрный камень – мусульманская святыня, вмонтированная в северную стену Каабы. Представляет собой камень в серебряной оправе. Поклонение черному камню имело место в языческой Аравии задолго до ислама.
4 Мусульманский хадж включает в себя обход вокруг Каабы, вход в мечеть босыми, с правой ноги через Врата мира, такбиль (поклонение черному камню), семикратный бег между холмами Сафа и Марва, шествие к священному колодцу Замзам, из которого дважды берут воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног, стояние у горы Арафат (вукуф), путь в долину Мина, где надо бросить семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий сатану, жертвоприношение Курбан-байрам, обривание головы, сбритие бороды, при этом сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина, затем новые жертвоприношения, новый визит в долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба.
5 Достоверные хадисы говорят, что в раю у каждого мусульманина будет 72 гурии. В каком бы возрасте он ни умер, когда он будет допущен в рай, он обернётся тридцатилетним и никогда не станет старше (хадис Тирмзи). «Гурия-это красивейшая молодая женщина с прозрачным телом. Её костный мозг просвечивает, как прожилки внутри жемчужин и рубинов, она напоминает красное вино в белом бокале, её цвет белый, и она свободна от обыденных физических изъянов повседневной женщины: от менструаций, менопаузы, необходимости мочиться и облегчать кишечник, от деторождения и связанной с ним скверны, гурия-девушка нежного возраста, у неё пышные груди, они округлы и не отвисают» (хадис Тирмзи). При этом уже сейчас мусульманский мужчина принадлежит своей жене не всецело: в хадисе, переданном Тирмизи и Хакимом, сказано: «в то время, когда жена на земле обижает мужа, его гурия в раю говорит, обращаясь к ней: «пусть Аллах умертвит тебя, муж возле тебя лишь временно, вскоре он будет разлучен с тобой и придет к нам». «Мужчина в раю получит потенцию, равную потенциии сотни мужчин» (хадис Тирмзи).
6 Агрессивность ислама вытекает из его вероучения, это не просто зло, которое творят нечестивые люди, это религиозная норма ислама, которая проходит через всю его историю, с момента основания до наших дней.
Тем не менее, приходится слышать от мусульман упрёки христианам в крестовых походах. Считаем необходимым пояснить, что крестовые походы – это часть истории католицизма, а не православных стран, которые сами пострадали от этого. Нигде в Евангелии не говорится об агрессии к иноверцам, это противоречит христианству. Подробнее: «Стереотипы представлений о крестовых походах».
Примечания к таблице V
1 Абу Муса сказал: «Пророк попросил чашу с водой, омыл в ней руки, лицо, прополоскал рот и выплюнул воду в чашу, а затем сказал нам обоим (мне и Билалу): Пейте из чаши и омойте этой водой ваши лица и грудь.» Сахих Бухари, книга 4, хадис 187, рассказал Абу Джуайфа *
«Махмуд бен Ар-Раби был тем, на чьё лицо пророк выплёвывал воду из своего рта. Урва рассказал, что всякий раз, когда пророк совершал омовение, его последователи дрались за оставшуюся (после омовения) воду». Сахих Бухари, книга 4, хадис 188, передал ибн Шихаб
«Клянусь Аллахом, всякий раз, когда посланник Аллаха плевал, его плевок попадал в руки одного из его сподвижников, который растирал (этим плевком) своё лицо и тело. Если он приказывал им, они выполняли его приказы немедленно. Если он совершал омовение, они дрались за оставшуюся (после омовения) воду.»Сахих Бухари, том 3, книга 50, хадис 891, рассказали Аль-Мисвар бин Маарама и Марван
[*] Этот же самый хадис на русском языке опубликован здесь. Полностью перевод этого хадиса на английский под номером 187 приводится, например, здесь.
На этом сайте, который хорош еще и тем, что содержит и оригинал на арабском, и перевод на английский, и цепочку передатчиков, он разбит на два хадиса – интересующая нас часть под номером 188, а не 187.
Полный перевод этого хадиса такой:
«Однажды посланник Аллаха вышел к нам в полдень, и ему принесли воду для омовения. После этого люди стали брать оставшуюся после его омовения воду и обтираться ею (как благодатью). А затем пророк совершил по два раката молитвы зухр и аср, в то время перед ним была палка с острым наконечником, воткнутая в землю. Абу Муса сказал: Пророк попросил чашу с водой, омыл в ней обе руки и лицо, а затем выплюнул воду в чашу и сказал нам обоим (Абу Мусе и Билялю) «Пейте из чаши и омойте этой водой свои лица и грудь»».
Поскольку очень часто по одному событию существует несколько хадисов одного и того же собирателя, принято их группировать вместе. Так что предшествующий или последующий хадис может описывать тот же самый случай, но иметь различия в несущественных деталях.
Вот как раз такой случай:
рассказал Абу Джуайфа «Махмуд бен Ар-Раби был тем, на чьё лицо пророк выплёвывал воду из своего рта. Урва рассказал, что всякий раз, когда пророк совершал омовение, его последователи дрались за оставшуюся (после омовения) воду.»
Сахих Бухари, книга 4, хадис 188
Это сокращенный перевод, хадис полностью можно прочитать здесь (но уже под номером 190).
Более того, схожий хадис есть и в сборнике Сахих Муслима, книга 5, под номером 503.
«Клянусь Аллахом, всякий раз, когда посланник Аллаха плевал, его плевок попадал в руки одного из его сподвижников, который растирал (этим плевком) своё лицо и тело. Если он приказывал им, они выполняли его приказы немедленно. Если он совершал омовение, они дрались за оставшуюся (после омовения) воду.
«Сахих Бухари, книга 50, хадис 891, рассказали Аль-Мисвар бин Маарама и Марван
Этот хадис приводится также на английском языке здесь и также здесь.
Уважаемые мусульмане, уважаемые читатели таблицы!
В наш адрес иногда приходят письма от возмущённых мусульман. Авторы таких писем в большинстве случаев стремятся указать, что исламское вероучение не соответствует представленному в таблице, а представляет собой нечто принципиально иное. Они утверждают, что есть некий «настоящий ислам», а все изложенные представления неверны. Они не приводят серьезных аргументов, не апеллируют к первоисточникам. Напротив, они стремятся выдать свои представления о Боге за основу исламского вероучения.
Авторам подобных писем мы напоминаем, что исламское вероучение противоречиво и в его рамках невозможно адекватно выразить представления о Боге. Человеку изначально присущи представления о Боге как о возвышенном, всецело духовном, любящем, сострадательном, нравственно совершенном Существе, источнике Добра и Благости, и именно такие представления содержатся в христианстве.
Мы понимаем, что каждый человек стремится к таким возвышенным представлениям о своем Творце и отвергает противоположные. Не наша вина в том, что подобные представления не явлены в исламском вероучении. Авторы таблицы не несут ответственности за исламские представления о Боге и моральные нормы. Мы призываем лишь сравнить их с христианскими.