какие ресурсы должны быть у родителей
Как маме быть в ресурсе?
Ресурсное состояние – это самоощущение, при котором человек чувствует себя в состоянии решать текущие задачи и при этом не страдать от нехватки сил, физических или душевных.
Степень ресурсного состояния можно отследить на физическом уровне, так как его основные составляющие — это здоровье, бодрость, а психологический компонент включает в себя адекватную самооценку, уверенность в себе и своих силах, общий положительный эмоциональный фон, мотивацию на достижения и способность к активной жизненной позиции. Если не обращать внимания на истощение любой из указанных сфер, наступает эмоциональное выгорание. Обычно это выражение используется для описания состояния специалистов, которые испытывают профессиональное нервно-психическое и психологическое истощение, но также потеря ресурса часто происходит, если человек не в состоянии справиться с длительным стрессом. Самым распространенным поводом является пребывание женщины в декрете (материнское выгорание), вследствие чего может случиться послеродовая депрессия.
Материнское выгорание и сложности поддержания ресурсного состояния
Примерно у 15% женщин наступает послеродовая депрессия, которая характеризуется нарушением эмоциональной сферы, социальной позиции и отношения к ребенку. Такое состояние женщины связано с гормональной перестройкой. Депрессивные проявления появляются в первые недели после родов и требуют квалифицированной помощи.
В более поздний период после родов эмоциональное выгорание, которое игнорировалось длительное время, также может привести к депрессии, которая лечится долго и сложно, поэтому очень важно заметить первые признаки материнского выгорания и не усугубить ситуацию. Для этого важно поддерживать в матери ресурсное состояние.
Сложности в его поддержании обусловлены следующими факторами:
Рекомендации, как сохранить ресурсное состояние
Начинать маме восстановление своего ресурсного состояния следует с расстановки приоритетов – выделить первостепенные и второстепенные задачи, а также понять, что из того, что она делает, является необязательным и энергозатратным. Последние действия следует постепенно убирать из своего списка задач.
Ниже представлен алгоритм, который помогает матери выходить из состояния выгорания и восстанавливать собственные ресурсы в декрете:
Чтобы поддержать психологический ресурс, необходимо максимально оставаться собой и сохранять ощущения присутствия себя в этом мире. В первую очередь важно избавиться от стереотипов, что если мама что-то делает для себя, это преступление. Наоборот – она должна уделять время себе, чтобы делиться положительными эмоциями со своим же ребенком и окружающими.
Отлично помогают следующие рекомендации:
Важно уметь не гнаться за идеалом, а уметь просить о помощи и делегировать задачи. При первых признаках усталости лучше попросить кого-то из близких посидеть с ребенком и уйти восстанавливать свои ресурсы. Это необходимо потому, что мама в выгорании или депрессии не может гармонично заботиться о ребенке. Если самостоятельно прийти в норму не получается, стоит обратиться за консультацией к психологу.
Какие ресурсы должны быть у родителей
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Основы перинатальной психологии и психокоррекции
ВЕБИНАР: Основы сексологии для практикующих психологов и психотерапевтов
Сексуальная проблематика в работе практического психолога: что важно знать и как об этом говорить в различных профессиональных контекстах
Скоро
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Технология выявления и аккумуляции родительских ресурсов
Авторы
Представления родителей о появлении ребенка и его воспитании часто отличаются от реальности. Порой родители забавляются покупками малюсеньких вещичек, ажурных одеялок, игрушек и представляют безмятежно спящего малыша. Выдумывают радужные перспективы будущего, как ребенок вырастет, и будет заниматься музыкой, а еще фигурным катанием, будет послушным и терпеливым, и непременно даст много поводов собою гордиться! Действительность разительно отличается от мечты.
С появлением ребенка жизнь меняется кардинально и бесповоротно. Отныне каждый свой шаг родитель должен соотносить с потребностями важного человечка. Многие родители согласятся, что наступает такой момент, когда «воспитывая детей», кажется, все силы кончились и не знаешь, что делать дальше. И всегда хочется сказать: «Это только начало!». Но это ирония. И порой родители бывают совершенно истощены и физически, и морально. Следствием постоянной усталости могут быть две вещи: агрессия и апатия. Порой они существуют параллельно, поочередно сменяя друг друга.
А где же, все таки, взять силы, чтобы действовать, не срываться, оставаться достойным человеком и родителем?! Как же не погубить свое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка? Как говорят врачи: лучший способ лечения – это профилактика!
Правильный режим дня, где есть место для отдыха всех членов семьи и совместного времяпрепровождения и, конечно, – обращение к тем ресурсам, которые дают Вам силу и положительный настрой.
Что это могут быть за ресурсы? Как они могут помочь и положительно повлиять на близких?
Пока не существует понятия «родительские ресурсы». Попробуем его сформулировать, опираясь на определение «ресурсы личности». «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [1, с. стр.115-116].
Родительские ресурсы – это совокупность, система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях, обеспечивающих качественное воспитание, и способствующих эффективному развитию детей и самой личности.
С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Разные исследователи классифицируют ресурсы личности, использую различные основания. В основном ресурсы можно разделить на:
Рис. 1 Классификация ресурсов (средовые и личностные):
Рис. 2 Классификация ресурсов (внешние и внутренние):
Рис. 3 Классификация родительских ресурсов:
Что же происходит, если человек не имеет, не осознает или теряет ресурс для адаптации или просто для жизнедеятельности? С.Хобфолл сформулировал ресурсную концепцию психологического стресса, которая, связывает адаптационные возможности человека с наличием ресурсов личностных.
Таким образом, потеря, угроза потери ресурса, неосознавание своих ресурсов, отсутствие возможности возмещения ресурсов приводит человека к стрессу.
Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла и основой для работы с человеком по выявлению и аккумуляции ресурсов личности, родительских ресурсов является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [2].
Психологическая работа по поиску и аккумуляции ресурсов личности и родительских ресурсов строится таким образом:
Нами проведено исследование определения тех ресурсов, которые родители видят в себе, супруге и в семье в целом. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что родители выделяют как наличествующие у себя либо внутренние ресурсы, связанные с индивидуально-типологическими особенностями, либо ресурсами считают только внешние факторы. То есть, либо «все зависит не от них», а от обстоятельств, помощи окружающих, наличия материальных благ, либо считают что, все зависит только от самих людей. Подобное выделение, точнее ограничение в определении ресурсов, ведет к возникновению трудностей и проблем личности, угрожающей благополучному эмоциональному состоянию человека.
Вот примеры таких ресурсов, выделенных приемными родителями:
Примерные личностные качества, определяемые родителями как ресурсы мамы, папы и семьи в целом (опрошено 48 респондентов), представлены в таблице. Сохранены авторские формулировки определения ресурсов респондентами.
Таблица 1
Ресурсы мамы | % | Ресурсы папы | % | Ресурсы семьи | % | |
1 | Нежность | 50 | Веселый | 8,33 | Преодоление трудностей | 8,33 |
2 | Понимание | 8,33 | Умный | 8,33 | Дружная | 41,7 |
3 | Передача жизненных навыков (гигиенических, хозяйственных) | 8,33 | Уверенный | 16,6 | Спортивная | 8,33 |
4 | Хозяйственная | 8,33 | Обладающий личными знаниями | 8,33 | Большая | 16,6 |
5 | Активная | 25 | Умелый | 8,33 | Надежная | 8,33 |
6 | Любящая | 58,33 | Спортивный | 8,33 | Активная | 8,33 |
7 | Добропорядочная | 8,33 | Активный | 8,33 | Доброжелательная | 8,33 |
8 | Честная | 8,33 | Честный | 8,33 | Взаимопомощь | 8,33 |
9 | Добрая | 25 | Сильный | 16,6 | Крепкая | 25 |
10 | Ласковая | 33,33 | Строгий | 16,6 | Счастливая | 8,33 |
11 | Надежная | 16,6 | Справедливый | 8,33 | Любовь | 33,3 |
12 | Строгая | 8,33 | Доброжелательный | 8,33 | Согласие | 8,33 |
13 | Справедливая | 8,33 | Участливый | 8,33 | Уважение | 8,33 |
14 | Здоровье | 8,33 | Любовь | 33,33 | Равноправие | 8,33 |
15 | Тепло | 33,33 | Забота | 25 | Стабильность | 16,6 |
16 | Уют | 25 | Стабильность | 25 | Добро | 8,33 |
17 | Аккуратная | 25 | Нежность | 8,33 | Будущее | 8,33 |
18 | Заботливая | 41,7 | Надежный | 16,6 | Опора | 8,33 |
19 | Воспитание, развитие положительных качеств | 8,33 | Многогранный (все умеет) | 8,33 | Забота | 8,33 |
20 | Ленивая | 8,33 | Выдержка | 8,33 | Помощь окружающим | 8,33 |
21 | Стабильность | 8,33 | Выносливость | 8,33 | Рукоделие | 8,33 |
22 | Порядок | 8,33 | Инициативность | 8,33 | ||
23 | Правдивость | 8,33 | Преданность | 8,33 | ||
24 | Понимание | 8,33 | Воспитание | 8,33 | ||
25 | Умение слушать | 8,33 | Доход, достаток | 16,6 | ||
26 | Отвечать за свои поступки | 8,33 | Защита | 8,33 | ||
27 | Дружба | 8,33 | Доброта | 16,6 | ||
28 | Пунктуальный | 8,33 | ||||
29 | Опора | 8,33 | ||||
30 | Ответственность | 8,33 | ||||
31 | Мужественность | 8,33 | ||||
32 | Помощь в воспитании | 8,33 | ||||
33 | Уважение | 8,33 |
Наиболее значимы ресурсы, выделенные родителями, представлены в диаграммах:
«Нельзя устать от того, кого любишь» — эти красивые слова говорят, часто лукавя, некоторые мамочки.
Иногда родители, чаще мамы, не в силах справиться с нахлынувшими отрицательными чувствами. На помощь могут прийти специалисты.
Пример работы с молодой мамой в поиске и определении ресурсов с использованием авторского набора ассоциативных карточек «Калейдоскоп родительских ресурсов»
Ситуация: Женщина, 30 лет, в разводе 2 года, тяжело переживала развод, в данный момент стресс от разрыва с другим человеком. Имеет двух детей девочка 4 года и мальчик 7 лет. Работает, учится. Работа не вполне приносит удовлетворение и материальное благополучие. Семья испытывает материальные трудности. Попытки поиска другой работы пока не увенчались успехом. Также на поиск работы накладывается страх того что, мать с двумя детьми могут не взять или сразу уволить.
Запрос: нет сил справиться с возникшей ситуацией.
Предположительная проблема: потеря родительских и личностных ресурсов.
Ход беседы:
Психолог: Добрый день, расскажите, что у Вас случилось.
Клиентка со слезами рассказывает свою историю на данный момент.
Психолог: Спасибо. Давайте попробуем понять, почему так происходит и как справиться Вам с возникшими проблемами. Перед Вами набор карточек и поле. Возьмите по три карточки и положите их возле каждой рубрики:
Выбор производится в «закрытую».
Психолог: Вы можете прокомментировать попавшиеся Вам карточки?
Первая группа «Ресурсы, которые использую часто»:
Клиент: Попробую. Ресурс, которые я использую это оптимизм. Это точно, иногда могу попытаться пошутить и некоторые проблемы превратить в шутки. Вторая картинка это для меня иерархия ценностей и первая это «пара», для меня важно чтобы рядом был близкий человек. Без опоры я чувствую себя подавленной и «бесцельной». (Плачет).
Психолог: Все хорошо, не переживайте у нас с Вами еще есть ресурсы, давайте посмотрим на них.
Клиент: Третья картинка это «вещи», да иногда мне помогает покупка новых вещей или «выброс» старых.
Вторая группа «Ресурсы, которые не использую»:
Третья группа «Не рассматриваю как ресурс»:
Клиент: Интересные картинки. Да, коллектив для меня ресурсом не является. Творчество?! Люблю рисовать, но, наверное, не вижу должного эффекта, или, вернее, не верю в него. Зря, наверное. Капельки, смайлики. Что-то много у меня смайликов получается. (Смеется).
Четвертая группа «Ресурсы, которые хотел бы использовать»:
Клиент: Дружбу, да я хотела бы использовать и поддержку, она очень нужна. А еще хочу, чтоб меня защищали. Хотя, глядя на это дерево, я вижу, то, что сама могу быть защитой для своих детей и это же ресурс?! Правильно?! Да, а еще хочется свободы, душевной именно чтобы легко на душе. Правда, от этого легче. Неужели в мире столько ресурсов, которых мы не видим?! А сколько их еще не выпало! Вон, сколько у Вас картинок!!
Психолог: Да, ресурсов много, Вы правы, мы не всегда их видим и осознаем. Потеря одного ресурса это конечно печально, но есть и другие, есть то, что нас поддерживает и заставляет жить. Хотя слово «заставляет» мне не нравится. Давайте вместе подберем другое.
Клиент: Может, «помогает»?
Психолог: Хорошее слово, спасибо. Скажите, что Вы поняли для себя из нашей работы? Помогли ли Вам наши рассуждения?
Клиент: Спасибо. Я поняла, что ресурсов действительно много, что их стоит искать и не терять. Вот только как?! Но это я думаю вопрос для другой беседы.
Психолог: Спасибо, Вам. Вы проделали большую работу. Что Вы теперь думаете делать?
Клиент: Попытаюсь все это осознать и наполнить жизнь другими смыслами. Спасибо!
Литература:
10 бесценных вещей, которые родители должны дать своим детям
И это не образование и стартовый капитал
Что самое важное родители могут дать своим детям? Клинический психолог Шерри Кэмпбелл составила список из десяти вещей, которые необходимы детям для гармоничного и полноценного развития — и нет, речь пойдет не о витаминах и минералах.
Давайте разбираться, что же, по мнению психолога, детям нужно от родителей, чтобы вырасти в самостоятельных и уверенных в себе взрослых.
Любовь
Все дети нуждаются в любви. Все дети заслуживают любви. Мы можем дать нашим детям очень много вещей и удовольствий, которые принесут им лишь опустошение. Любви же никогда не бывает много. Любовь проста и нематериальна, это чувство полного принятия, которое мы даем своим детям. Мы любим их, потому что именно этого они и заслуживают.
Вера
Родительство пугает, и иногда мы так глубоко погружаемся в страх, что забываем верить. А ведь то, насколько сильно мы верим в своих детей, определяет то, насколько сильно они будут верить в себя. Когда родительский страх за каждое действие ребенка, за каждую его попытку что-то изучить или попробовать, начинает преобладать, дети чувствуют, что в них не верят. Это заставляет их терять веру в себя или бунтовать против давления родительских страхов. Мы должны верить в наших детей и позволять им сталкиваться с трудностями, открывать новое и добиваться успеха.
Уверенность
Когда дети знают, что родители в них уверены, они и сами начинают чувствовать себя увереннее. Когда родители начинают сомневаться, проявлять недоверие к способностям своих детей, они идут против своих детей и оказываются с ними в разных командах.
Будучи родителями, мы должны принимать тот факт, что наши дети — это отдельные личности. Нам необходимо давать им возможность быть собой и сохранять уверенность в том, что мы вырастили их достаточно хорошо, чтобы они могли совершать ошибки, восстанавливаться, делать выводы и двигаться дальше. Если же мы будем критиковать любые решения своих детей, мы рискуем уничтожить их стремление к самосовершенствованию.
Терпение
Нередко родители слишком сильно давят на своих детей, чтобы заставить их соответствовать тому идеальному образу, который есть у них в голове. Однако детям необходимо терпение, а не давление. Им нужно протянуть руку, чтобы они могли дойти до всего в своем комфортном темпе.
Ласка
Прикосновения — это один из важнейших аспектов отношений. Прикосновения запускают выработку гормонов, которые усиливают привязанность, дарят нам чувство любви и защищенности, а также стремительно снижают уровень стресса. Наши дети сталкиваются с теми же проблемами, что и все остальные люди. Когда мы видим, что у них сложности, бессмысленно вываливать на них наши тревоги по этому поводу. Лучше предложить им ласку и поддержку, убедить их в том, что все плохое обязательно пройдет. Говорите со своими детьми, любите их и обнимайте, а вот кричать на них не надо.
Советы
Еще одна родительская задача — обеспечивать детей конструктивной обратной связью о том, что и как они делают. Когда мы критикуем, кричим, обвиняем или ведем себя пассивно-агрессивно, наши дети лишаются возможности расти. Они сжимаются, злятся и разочаровываются в самих себе и своих способностях. Когда мы забираем у детей право на провал, ошибку и поражение, мы заодно лишаем их права на счастье. Детям необходимы наши советы, чтобы понять, что самой важной частью жизни являются испытания, которые ведут нас к смыслу и цели нашей жизни.
Сопереживание
Каждый ребенок приходит в эту жизнь чтобы быть отдельным самостоятельным человеком. Он здесь не для того, чтобы быть таким же, как мы, быть таким-же-как или лучше своих братьев и сестер, своих одноклассников или сына маминой подруги. Когда мы сравниваем своих детей с кем-то, мы даем им понять, что они недостаточно хороши. Сравнивать своего ребенка стоит только с ним же самим, для того, чтобы показать его прогресс и достижения. Во всех остальных случаях лучше использовать сопереживание, а не сравнение.
Наставничество
Наша задача заключается в том, чтобы научить детей отличать правильное от неправильного, но мы не вправе решать, кем они должны стать. Как родители мы не должны контролировать, манипулировать и удерживать наших детей от реализации их интересов. Мы должны помочь им научиться принимать собственные решения вместо того, чтобы принимать решения за них.
Для того, чтобы стать хорошими наставниками своим детям, родителям важно жить той жизнью, которая им нравится, стремиться к достижению собственных целей, чтобы им не приходилось реализовываться при помощи детей. Они не должны компенсировать нам то, чего нам не хватает в наших жизнях.
Уважение
Если вы не уважаете своих детей, они не будут уважать вас. Дети поступают так, как поступаете вы, а не так, как вы говорите им поступать. Они не станут уважать вас просто потому, что вы старше — они будут брать с вас пример. Эмоционально незрелые родители, которые позволяют себе высмеивать своих детей, устраивать истерики, скандалы, игнорировать в качестве наказания, учат детей вести себя так же. Поэтому лучший способ привить ребенку уважение к окружающим — личным примером показать, как оно выглядит.
Время
Детям нужна наша любовь, внимание и время. Никто не может заменить родителя: ни бебиситтеры, ни телевизор, ни планшет. Каждый день находите время, которое вы можете проводить вместе со своим ребенком. Дайте своему ребенку понять, что у вас всегда найдется на него время, когда ему это необходимо.