какие роли в обществе выполняют подростки
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
4.3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
План.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.
Виды ролей.
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.
Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.
Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.
Социальная структура социальной роли.
Подростковый возраст.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Особенности подросткового возраста.
Примерный ролевой набор подростка:
Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
Кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста – это кризис «идентичности», то стремление подростка найти ответ на вопрос «кто я?» в различных ситуациях.
Стадии подросткового кризи са.
Позитивная.
Негативная.
Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.
Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.
Характеристика социальных ролей.
Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:
Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:
Позитивные роли:
Негативные роли:
Значение социальных ролей для человека
Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
Статусы, определяемые положением индивида в группе:
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.
От престижа необходимо отличать авторитет.
Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека 2.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.
Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.
Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей 3.
Виды ролевых конфликтов:
Многообразные социальные роли в подростковом возрасте
Одним из важных элементов социальной структуры являются общественные отношения – связь между отдельными индивидуумами и группами, невозможная без социального взаимодействия. В основе такого взаимодействия лежит социальный статус и социальные роли.
Определение социального статуса и социальных ролей
Социальная позиция в обществе, которое зависит от выбранной профессии, пола, возраста, семейных отношений человека называют социальным статусом. Он дает индивидууму права, наделяет обязанностями, предполагает определенное поведение.
Социальный статус делится на следующие группы:
Индивидуум, который занимает какой-либо статус, осуществляет ожидаемые от общества действия, то есть выполняет социальную роль. Отсюда и определение, социальная роль – это поведение, которое ожидается от человека, занимающего конкретный социальный статус.
Разновидности социальной роли следующие:
К типам социальных ролей можно отнести следующие:
Общество выдвигает требования к определенным социальным ролям и поддерживает их наказанием или поощрением. Ролевые требования закреплены в социальных нормах.
Многообразие и структура социальных ролей
Мама попросила убрать в комнате или помочь в огороде – в этом случае подросток выполняет роль примерного сына или дочери. Днем ребенок выходит на улицу, встречается с друзьями и выполняет уже другую роль – роль друга. На уроках каждый выполняет роль ученика, на переменах – роль учащегося данного образовательного учреждения. Приходя в магазин и совершая покупку, подросток выполняет роль покупателя, а отправляясь к бабушке в гости на автобусе – роль пассажира. И так до бесконечности.
В зависимости от занимаемой на данном этапе социальной роли, каждый человек должен придерживаться социальных норм в зависимости от требований, выдвигаемых обществом. Окружающие люди оценивают выполнение человеком своей социальной роли и дают определенную реакцию на действия, что и побуждает человека к определенному типу поведения. Например, если получаешь двойку в школе, дома мама отругает, а за пятерку – похвалит, потому что подросток хорошо выполняет роль ученика.
Ролевой набор и ролевой конфликт
Совокупность ролей, которые соответствуют определенному статусу, называют ролевым набором. Но иногда множественность выполняемых ролей приводит к ролевому конфликту, то есть несовместимости, столкновению конфликтующих обязанностей. Например, подросток знает, что должен хорошо выполнять роль ученика, но когда друзья решают прогулять урок и зовут его, он идет с ними, хорошо выполняя свою роль друга.
К основным причинам ролевого конфликта можно отнести:
Социальная роль несовершеннолетних
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности социальных ролей несовершеннолетних
Социальная роль несовершеннолетнего – это ожидаемое близкими людьми и обществом поведение несовершеннолетнего лица, занимающего в социальной системе определенное место.
Социальная роль может быть:
Ролевые требования выдвигает социум. Данные требования закреплены в социальных нормах. Выполнение социальных ролей индивидом поддерживается мерами поощрения и наказания.
У несовершеннолетнего лица есть возможности для выбора социальных ролей. Человек живет в окружении людей, в социуме. Любому индивиду необходимо определить в обществе границы своего «Я»: имя, возраст, половая принадлежность. Эти критерии не зависят от желания ребенка. Взрослея, индивид вырабатывает к ним свое отношение, сам решает возможности изменений.
Социальные институты и социальные роли – пространство, окружающее пространство несовершеннолетнего лица. Индивид исполняет определенные роли, приспосабливает себя к обществу. Социальная роль выступает тем проводником в социум, который позволяет естественно войти в окружающую среду, обеспечивает успешное взаимодействие.
Овладение ролями и понимание социальных ожиданий повышает социальную успешность. То, какие роли выбирает несовершеннолетний, предопределяет жизненные цели.
Факторы, влияющие на изменение социальных ролей несовершеннолетних
Выделяют две группы факторов, оказывающих влияние на изменение социальных ролей несовершеннолетних:
Готовые работы на аналогичную тему
Кризис подросткового возраста
Кризис подросткового возраста – «кризис идентичности», в этот период ребенок пытается самоопределиться в различных жизненных ситуациях.
Подростковый кризис включает две стадии:
Ролевой конфликт несовершеннолетних
В различных ситуациях один и тот же ребенок должен вести себя по-разному, он выступает в разных социальных ролях (сын, друг, ученик, покупатель и т.д.). Социальные роли могут не совпадать в результате чего между ними возникают противоречия, развивается ролевой конфликт.
Ролевой конфликт несовершеннолетних – это конфликт, связанный с выполнением социальных ролей, включающих в себе несовместимость, конфликтующие требования и обязанности.
Основные причины ролевых конфликтов:
Развитие и многообразие социальных ролей в юношеском возрасте
Содержание:
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте заставляет подростков стремительно развиваться психологически и морально. С каждым годом количество обязанностей и задач увеличивается. Социальной ролью называют определенную методику поведения, необходимость которой диктует социальный статус человека. В модель входят действия, выполняемые подростком, набор материальных ценностей и приоритетов.
Быстрое развитие социальных ролей в юношеском возрасте приходится на период с 11 до 17 лет. Индивид трансформируется из ребенка во взрослого человека. Он сталкивается со следующими изменениями:
Подростковый возраст – время активного увеличения числа ролевых значений в обществе.
Какую социальную роль может исполнять подросток: перечень
Основные социальные роли в юношеском возрасте характеризуется полом, родственными связями, деятельностью человека. Кроме основных есть второстепенные роли, которые формируются в конкретных ситуациях, условиях. Выполнение ролевых требований нормируется окружающими людьми, поощрениями и наказаниями. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль:
Если подросток подрабатывает, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте дополняется образом работника или работницы, сотрудника или сотрудницы. В зависимости от ситуации выделяют деятельность:
Ориентируясь на условия, сложившиеся в определенный момент, можно выделить следующие ролевые обороты:
Какая социальная роль типична для старшеклассника – социальная роль ученика
Теория описывает социальные роли в юношеском возрасте кратко. Любой подросток сталкивается с ролью ученика. Впервые он встречается с ней, будучи ребенком. В большинстве случаев только взрослый человек, после окончания университета, перестает быть учеником. Взросление – сложный процесс. Каждый индивид выбирает удобную для себя роль в школьном обществе. Примеры:
Социальные роли в юношеском возрасте – таблица
Социальный статус | Возраст | Обязанности |
Сын/дочь | С 4-5 лет ребенок осознает свою ответственность перед родителями | Следование нормам поведения, выполнение домашних обязанностей |
Ученик/ученица | С 6 лет дети идут в школу | Изучение школьной программы, выполнение домашних и классных заданий |
Гражданин/гражданка | После получения паспорта в 16 лет человек становится полноправным гражданином | Соблюдение законодательства, ответственность за собственные поступки |
Друг/подруга | С детства люди заводят друзей, независимо от возраста | Оказание поддержки, помощи другу, общение, совместное времяпровождение |
Сосед/соседка | С 4-5 лет | Соблюдение правил поведения, уважение людей, проживающих по соседству |
Одноклассник/одноклассница | С 6 лет | Помощь, поддержка, общение с другими учениками |
Каждый индивид выполняет персональные, субъективные роли, выбранные им самостоятельно. Человек углубленно изучает какой-либо предмет, посещает различные мероприятия, курсы, дополнительные занятия. После поступления в ВУЗ подросток получает социальную роль студента. Она во многом схожа с линией поведения ученика.