какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события
Какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события и в чем их можно сопоставить с «Капитанской дочкой»? (ЕГЭ по литературе)
Также многие писатели изображали в своих произведениях исторические события.
Например, Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Произведение, как и «Капитанская дочка», строится на основе исторических событий- войны 1805-1807 и 1812. Писатели показывают, как история влияет на судьбы людей. Толстой подробно описывает судьбы людей, которые оказались заложниками этой исторической эпохи. Так, например, мы видим, как жизнь Андрея Болконского меняется под влиянием военных действий (сначала травма под Аустерлицем, затем смертельное ранение, которое он получил на Бородинском сражении).
Также Толстой нам показывает семью Ростовых, жизнь которых, как и жизнь Мироновых, поменялась из-за войны (потеря младшего сына, вынужденный переезд).
Также исторические события изображены в поэме «Слово о полку Игореве». В произведении, как и в «Капитанской дочке», показано влияние войны на жизни людей( страдание жены Игоря ярко выражено в «Плаче Ярославны»). В обоих произведениях особое место занимает проблема нравственного выбора: в «Капитанской дочке» она реализована с помощью образов Гринева и Швабрина; а в «Слове» с помощью эпизода с затмением (несмотря на плохой природный знак, Игорь все равно продолжает путь).
Таким образом, исторические события изображены во многих произведениях русских автором, однако каждый реализовываем их по-своему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тема: Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события? (ЕГЭ по литературе)
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина можно выделить признаки исторического произведения. Во-первых, действие романа происходит на фоне важных событий истории – народного восстания. Во-вторых, автор изображает в нем значимых, знаменитых личностей того времени – Емельяна Пугачева, Екатерину II.
Примером исторического произведения также может выступать роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем основные события происходят на фоне войны 1812 года, изображены великие полководцы, такие как Кутузов, Наполеон. Сходство данного произведения с романом А.С. Пушкина в том, что описание сражений и поступков главных героев во время битв раскрывает характер персонажей, их мировоззрение, ценности: так, в тяжелых ситуациях военного времени мы видим, как отважно ведут себя Гринев и Болконский, как они преданы чести.
Можно также отметить и различие: в «Капитанской дочке» действие романа происходит в окрестностях города Оренбург, в «Войне и мире» же повествование имеет широкий масштаб, многие события, описанные в произведении, происходят за территорией Российской Империи.
Еще одним примером исторического произведения является роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон», в котором изображены события первой мировой войны, реальные участники этих событий. Сходство заключается в том, что в обоих произведениях одной из центральных тем является отношение народа и власти. Различие же в том, что А.С. Пушкин описывает судьбы лишь нескольких человек, в то время как М.А. Шолохов концентрирует внимание читателя, в первую очередь, на губительных последствиях войны для людей в целом, на то, какой разрушительный след она оставляет и в судьбах, и в сердцах людей.
Таким образом, все три романа повествуют об исторических событиях разных лет, но произведение каждого автора неповторимо и своеобразно.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
10 книг, в основу которых легли исторические события
Осень и зима — самое время начать читать интересную книгу, посвященную историческим событиям. Но если вы предпочитаете речам историков увлекательные художественные произведения с отсылкой к событиям давно минувших дней, то наша сегодняшняя подборка для вас.
Сегодня мы решили рассказать вам о 10 художественных книгах, в основу которых легли исторические события в России.
1. Александр Иванов, «Тобол. Много званых».
Историческое событие: Реформы Петра I и освоение Сибири
Возрастные ограничения: 16+
В эпоху великих реформ Петра I «Россия молодая» закипела даже в дремучей Сибири. Нарождающаяся империя крушила в тайге воеводское средневековье. Народы и веры перемешались. Пленные шведы, бухарские купцы, офицеры и чиновники, каторжники, инородцы, летописцы и зодчие, китайские контрабандисты, беглые раскольники, шаманы, православные миссионеры и воинственные степняки джунгары — все они вместе, враждуя между собой или спасая друг друга, творили судьбу российской Азии. Эти обжигающие сюжеты Алексей Иванов сложил в роман-пеплум «Тобол». «Тобол. Много званых» — первая книга романа.
2. Александр Пушкин, «Капитанская дочка».
Историческое событие: Восстание Пугачева
Возрастные ограничения: 12+
История любви Петра Гринева и Марии Мироновой, главных героев «Капитанской дочки», вплетена в ход действий восстания Емельяна Пугачева. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — писал А.С. Пушкин, потрясенный жестокостью крестьянского мятежа, произошедшего летом 1831 года, в одной из глав «Капитанской дочки». Изучение материалов дела Пугачева, поездки по местам событий помогли сформироваться замыслу исторического романа. Именно в «Капитанской дочке» автор провозгласил основной жизненный принцип, который поможет выстоять всегда, а сформулирован этот принцип был в русской поговорке «Береги честь с молоду», и ставшей эпиграфом к книге.
3. Борис Акунин, «Турецкий Гамбит».
Историческое событие: Русско-турецкая война 1877-1878 годов
Возрастные ограничения: 16+
1877 год. Российская империя участвует в жесточайшей русско-турецкой войне. Юная девушка Варвара Суворова, петербургская красавица передовых взглядов и почти нигилистка, отправляется в зону боевых действий к жениху. Началось путешествие как веселое приключение, а затем Варвара вдруг остается одна в сомнительной придорожной корчме, и случайные попутчики даже играют на нее в карты… О приключениях Варвары Суворовой на Балканах, оказавшейся в самом центре интригующих событий и вместе с тайным агентом Российской империи Эрастом Фандориным разоблачившей обширный шпионский заговор, читайте в романе «Турецкий гамбит».
4. Лев Толстой, «Война и мир».
Историческое событие: Отечественная война 1812 года
Возрастные ограничения: 16+
5. Валентин Пикуль, «Нечистая сила».
Возрастные ограничения: 16+
«Нечистая сила» — один из лучших романов Валентина Пикуля, а также достоверная повесть о жизни и гибели «святого черта» Григория Распутина… Его действие разворачивается в России в период между двумя революциями, а главный герой романа — Григорий Распутин…
6. Михаил Булгаков, «Белая гвардия».
Историческое событие: гражданская война 1918-1922 годы
Возрастные ограничения: 16+
7. Константин Симонов, «Живые и мертвые».
Историческое событие: Великая Отечественная война
Возрастные ограничения: 16+
«Живые и мертвые» — одно из самых значительных произведений русской литературы о Великой Отечественной войне. Первая часть одноименной трилогии, в которую вошли также романы «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Писатель, встретивший войну корреспондентом в Одессе, а затем побывавший чуть ли не на всех ее фронтах, прошедший Румынию, Болгарию, Югославию, Польшу и Германию, ставший свидетелем последних боев за Берлин, как никто другой знал, о чем пишет. В первой книге — «Живые и мертвые» — показаны события начала войны, в частности эпизод лета 1941 года, когда 338-й стрелковый полк под командованием полковника Кутепова остановил немецкое наступление, уничтожив 9 танков на Буйничском поле, — над этим полем спустя много лет был развеян прах писателя.
8. Михаил Шолохов, «Тихий Дон».
Историческое событие: Первая мировая война, Революция 1917 года, Гражданская война
Возрастные ограничения: 16+
«Тихий дон» — грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу Шолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донского казачества в самый противоречивый, переломный период истории нашей страны — годы Первой мировой, революции и Гражданской войны. Это увлекательная «семейная сага» о любви, ненависти и предательстве.
9. Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза».
Историческое событие: коллективизация
Возрастные ограничения: 16+
Гузель Яхина родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков, учится на сценарном факультете Московской школы кино. Публиковалась в журналах «Нева», «Сибирские огни», «Октябрь». Роман «Зулейха открывает глаза» начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь.
10. Алексей Толстой, «Петр Первый».
Историческое событие: правление Петра I
Возрастные ограничения: 16+
«Петр Первый» — не просто роман, это долгая, много раз переосмысленная и аукнувшаяся тема в собственной жизни Алексея Толстого (1882-1945). Как царь Петр был охвачен строительством новой России, так и А. Н. Толстой видел себя у начал нового государства ХХ века. Страна менялась на глазах писателя: он вернулся из эмиграции еще при Ленине и Троцком и стал свидетелем быстрого и жестокого идеологического слома. Но двигало писательским замыслом вовсе не стремление уподобить двух властителей — царя и генерального секретаря. Толстой был заворожен открывшейся ему далекой эпохой, увиденной им через подлинный язык времени. Этот язык оказался столь живым и ясным, что прошлое внезапно приблизилось и стало почти сегодняшним. Судьбы вымышленных героев романа, переплетенные с биографиями подлинных исторических фигур, позволили Толстому создать у читателя иллюзию присутствия при драматических событиях, а самому писателю помогли подмешать в толщу истории свои собственные горести и радости.
Какие признаки исторического произведения присутствуют в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события? (ЕГЭ по литературе)
Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является социально-историческим, поэтому в нём можно выделить несколько исторических признаков.
Именно поэтому роман можно смело назвать историческим.
Некоторые русские писатели также изображали в своих произведениях реальные эпохальные события.
единства. Творец с точностью описывает происходившие события, тем самым давая понять, что был их очевидцем. Памятником древнерусской литературы он хотел призвать народ к объединению.
Также, тема историзма звучит и в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». В произведении автор изобразил Отечественную войну в контрасте с мирной жизнью. Все описанные эпизоды, начиная от переправы через реку Неман до кульминационного момента 1812 года — Бородинского сражения — реальные исторические факты, выхваченные из живой действительности: повествование «Войны и мира» основано на объективных и достоверных знаниях. Центральной идеей романа-эпопеи является «мысль народная»: Толстой утвердил, что победа в Отечественной войне — заслуга простых солдат.
Таким образом, во всех трёх произведениях чётко выявлены признаки историзма, связанные с происходившими когда-то в России военными событиями.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события
Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен. » — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».
Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе. стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.
Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом. Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом.
Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»
— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»
Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».
Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
Этот род литературы называется эпос. Дадим определение.
Род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
A) Гринев B) Савельич | 1) преданность, забота, житейская мудрость 2) жесткость в сочетании с благодарностью и великодушием 3) гордость и склонность к предательству 4) честность, благородство, смелость, чувствительность |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—4: Гринев — честность, благородство, смелость, чувствительность. Петр Гринев — главный герой повести. Ему 17 лет, он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева — искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее.
Б—2: Пугачев — жесткость в сочетании с благодарностью и великодушием. Пугачев Емельян — вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III. Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
В—1: Савельич — преданность, забота, житейская мудрость. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию.
Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
Такой жанр называется мемуары. Воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежат лицам, игравшим видную роль в истории, иногда охватывая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.
Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?
Такое средство называется метафора. Дадим определение.
Метафора — один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»?
В эпиграф повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Очень часто смысл пословиц понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные трудности.
Так случилось и с Петром Гриневым. Перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы.
Единственным спасением Маши из рук Швабрина был Пугачёв. Вместе с тем, обращение к бунтовщику, против которого воевал сам Гринёв, присягнувший царице, было очень рискованным. Петр Андреевич, рискуя жизнью, всё же смог сохранить честь и достоинство, ведь он был с Пугачёвым правдив, смел и не изменил присяге в угоду человеку, от которого зависели жизни его и Маши. Находясь в одних санях с самозванцем, не давал ему повода думать, что он с ним заодно, открыто отвечал бунтовщику: «Я офицер и дворянин. » Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств складывается личность Гринева. Иногда он боится и сомневается, но старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей.
«Единственным спасением Маши из рук Швабрина был Пугачёв». За фамильярность могут снять балл, правильнее написать «Маши Мироновой»
Ни о какой фамильярности речи здесь идти не может, ведь в тексте произведения сам автор так называет свою героиню. Вот если бы мы назвали её Марьюшкой или Марьей, это могло бы стать ошибкой, причём фактической.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
По своей тематической разновидности «Капитанская дочка» является ____________ романом. В нем нашли отражение принципы художественного метода, который сформировался в позднем творчестве А. С. Пушкина и получил название __________.
По своей тематической разновидности «Капитанская дочка» является историческим романом. В нем нашли отражение принципы художественного метода, который окончательно сформировался в позднем творчестве А. С. Пушкина и получил название реализма|реализм.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором раскрываются исторические события. Какие общие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и в этом произведении?
«Капитанскую дочку» многие литературоведы называют историческим романом прежде всего потому, что в ее основу легли события Пугачевского бунта. В произведении есть реальные исторические лица: самозванец Емельян Пугачёв и императрица Екатерина II. В романе описаны реальные территории, охваченные бунтом. У персонажей «Капитанской дочки» можно отыскать прототипов.
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» также методом изображения является историзм. Среди действующих лиц мы видим Наполеона, Александра I, Кутузова и других. Описаны несколько важных событий в жизни России, ход которых повлиял на историю: русско-австрийская война, Отечественная война 1812 года, подготовка восстания декабристов.
«Капитанскую дочку» многие литературоведы называют историческим романом прежде всего потому, что в ее основу легли события Пугачевского бунта. В произведении есть реальные исторические лица: самозванец Емельян Пугачёв и императрица Екатерина II. В романе описаны реальные территории, охваченные бунтом. У персонажей «Капитанской дочки» можно отыскать прототипов.
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» также методом изображения является историзм. Среди действующих лиц мы видим Наполеона, Александра I, Кутузова и других. Описаны несколько важных событий в жизни России, ход которых повлиял на историю: русско-австрийская война, Отечественная война 1812 года, подготовка восстания декабристов.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.