какие самоклеющиеся грузики балансировочные лучше
Какие самоклеющиеся грузики балансировочные лучше
Колеса большинства транспортных средств не имеют точного баланса — их масса неравномерно распределено по окружности, что приводит к ряду негативных последствий. Эта проблема решается установкой на колеса балансировочных грузиков. Все о данных изделиях, их типах, конструкции и выборе читайте в статье.
Что такое балансировочный грузик?
Балансировочный грузик — груз специальной формы, навешиваемый на диск (обод) пневматического колеса для устранения (или уменьшения до приемлемого уровня) его дисбаланса.
Колесные диски и колеса транспортных средств вследствие конструктивных особенностей и несовершенства технологических процессов их производства обладают некоторой неравномерностью распределения массы по окружности и вдоль оси. Неравномерность распределения массы может составлять единицы и десятки грамм (в крайних случаях — до нескольких сотен грамм у массивных колес большого диаметра), однако при вращении колеса за счет центробежных сил это приводит к возникновению биений и повышенным вибрациям. Дисбаланс всего в 10 г на скорости в 50 км/ч приводит к возникновению на колесе неуравновешенных сил в 400 г, а на скорости в 100 км/ч — уже в 1,7 кг! Понятно, что это крайне негативно сказывается на подвеске автомобиля и сокращает срок службы ее компонентов, а также негативно сказывается на управляемости.
Для снижения дисбаланса колеса до приемлемых (а точнее — безопасных) значений используются специальные устройства — балансировочные грузики. Это небольшие металлические грузики, которые монтируются на диск, обеспечивая балансировку колеса. Применение грузиков при балансировке обеспечивает несколько положительных эффектов:
Сегодня рынок предлагает огромное разнообразие балансировочных грузиков, поэтому перед покупкой следует ознакомиться с этими изделиями поближе.
Типы, конструкция и особенности балансировочных грузиков
Используемые сегодня балансировочные грузики делятся на три типа по способу монтажа на колесный диск:
Также грузики делятся на несколько групп по применимости:
Изделия каждого типа имеют свои конструктивные особенности и характеристики, которые регламентируются стандартом ГОСТ Р 53818-2010.
Набивные балансировочные грузики
Это изделия классической конструкции, которые широко применяется для балансировки всех типов колес. Свое название грузы получили по технологии монтажа на колесный диск: они устанавливаются на закраину диска ударом молотка, скоба охватывает диск, надежно удерживая на нем грузик за счет своей упругости. Грузы бывают двух исполнений:
Основу грузов всех типов составляет металлическая отливка или выштамповка определенной формы и веса. На неразъемном грузе жестко закреплена одна или две скобы (пружины), а в разъемном грузе предусмотрено широкое отверстие для фиксации съемной скобы.
Грузик может изготавливаться из различных металлов:
Наиболее часто применяется свинец, обладающий большим удельным весом — при одинаковых размерах свинцовый грузик весит больше цинкового и стального. Однако свинец интенсивно корродирует, что с течением времени может приводить к снижению массы грузика и его утере. В этом плане цинковые грузики более устойчивы, они отлично противостоят негативным воздействиям окружающей среды и долго служат. Стальные грузики обладают малым весом, для защиты имеют цинковое или иное антикоррозийное покрытие.
Набивным балансировочным грузикам придается дугообразная форма, повторяющая форму закраины колесного диска. Наилучшая прочность монтажа грузика обеспечивается при его плотном прилегании к плоскости и закраине диска, а так как сегодня выпускаются диски различного диаметра, то и грузики имеют различный радиус дуги.
На грузе тем или иным способом (вплавлением в тело грузика, клепкой или пистоном, либо вставкой в отверстие) монтируется скоба из пружинящей углеродистой стали. Форма скобы обеспечивает ее плотный монтаж на закраине колесного диска. На скобе может быть предусмотрено отверстие диаметром более 3 мм для демонтажа грузика — с помощью отверстия грузик поддевается специальным инструментом и стягивается с диска.
Адгезивные (самоклеящиеся) грузики
Это относительно новое решение для балансировки колес. Такой грузик представляет собой плоскую квадратную или прямоугольную отливку из тяжелого металла, на заднюю поверхность которой нанесен прочный двухсторонний скотч или специальный клеевой состав. Изделия данного типа получили свое название вследствие технологии их монтажа — грузики просто приклеиваются на колесный диск, удерживаясь на нем клеевым составом.
Обычно адгезивные грузики изготавливаются целыми лентами — несколько пластин разной массы размещаются на общей подложке. Обычно для производства самоклеящихся грузиков используется свинец, но здесь так же возможны варианты из цинка и оцинкованной стали. При этом по конструкции грузики могут быть стандартными — относительно большой толщины, и тонкими — с уменьшенной толщиной. Для приклеивания применяются определенные типы двухстороннего скотча, обычно на базе полиуретановой ленты и клеевых составов с высокой адгезией.
Обжимные балансировочные грузики
Это грузики, используемые для балансировки колес мототехники — мотоциклов, мопедов и т.д. Они могут иметь различную конструкцию и место установки:
Наиболее просто устроены грузики первого типа: это свинцовые втулки с разрезанной стенкой. Для монтажа грузик надевается на спицу и обжимается с помощью клещей или специального инструмента.
Грузики на скобе устроены иначе: это скоба симметричной формы из пружинящей углеродистой стали, на концах которой расположены свинцовые отливки. Такой грузик устанавливается на обод колеса и фиксируется на нем за счет упругости скобы, либо дополнительно обжимается специальным инструментом.
Характеристики и маркировка балансировочных грузиков
Грузики для балансировки колес имеют три основных параметра:
Главная характеристика грузиков — их вес. Сегодня набивные грузики выпускаются массой от 5 до 500 г, при этом изделия для колес легковых автомобилей имеют массу от 5 до 60 г с шагом 5 г, и от 60 до 100 г с шагом 10 г, а для грузовых автомобилей — с шагом 50 и 100 г.
Диаметр колеса актуален только для набивных грузиков, которые изготавливаются в виде дуг. Сегодня выпускаются грузики для дисков диаметром до 18 дюймов и более. Однако изделия для грузовых дисков чаще выполняются в виде прямых брусков, форма которых может подгоняться непосредственно по месту установки.
Основные характеристики грузика отштампованы или отлиты на его наружной поверхности. Обязательно указывается масса в граммах, а остальные параметры наносятся по желанию производителя. Так, многие компании указывают материал изготовления грузика (свинец — Pb, цинк — Zn) и диаметр дисков для набивных грузиков (в дюймах). Также может наноситься и логотип компании-изготовителя. Маркировка значительно облегчает подбор грузиков, необходимых для выполнения балансировки колес.
Вопросы выбора и использования балансировочных грузиков
Подбор балансировочных грузов выполняется исходя из типа колесного диска и условий эксплуатации автомобиля. Для стальных штампованных дисков наилучшим вариантом были и остаются набивные грузики, которые без труда монтируются и надежно удерживаются на их закраине. Такие же грузики применимы и для некоторых типов литых дисков, однако для них, а также и для кованых дисков, чаще выбираются адгезивные грузики — они могут крепиться в любом месте и не портят внешнего вида колеса. Для мотоциклетных колес следует использовать соответствующие по конструкции втулочные или зажимные грузики.
Монтаж грузиков должен выполняться в соответствии с типом диска и его особенностями. Набивные грузы крепятся специальными клещами и молотком, а адгезивные — наклеиваются на заблаговременно очищенную и обезжиренную сухую поверхность диска. При этом набивные грузики можно устанавливать в любое время года, а самоклеящиеся — в теплое время года и в сухую погоду (хотя современные адгезивные грузики уверенно держатся в любых климатических условиях). Наилучший результат достигается при монтаже грузика на наружной стороне диска, но при необходимости они могут размещаться и на внутренней стороне.
При правильной балансировке колесо перестанет быть источником вибраций, улучшая работу подвески и экономя деньги автовладельца.
О балансировочных грузиках: самоклеющиеся виды
Время на чтение: 5 минут
Многие водители довольно часто ощущают во время езды вибрацию рулевого колеса. Причин может быть множество – даже банальное скопление наледи в нижней части диска. Но наиболее распространенной считается дисбаланс колес. В этом случае на помощь приходят балансировочные грузики.
Устройство и принцип работы балансировочных грузиков
Грузики для балансировки колес являют собой грузы, имеющие специальную форму, которые помещаются на диск или обод колеса. Их задача – устранение колесного дисбаланса или понижение его до приемлемого уровня. Данная проблема при пренебрежении может нанести существенный вред автомобилю.
Надежный помощник в поддержании удобства езды
Грузик состоит из двух частей: тело, прижимная пружина (скоба) или клеевая основа. В зависимости от способа фиксации бывают балансировочные грузики для колес самоклеющиеся или с интегрированной скобой. Грузики с возможностью самоприклеивания имеют двухстороннюю ленту, на которую нанесен специальный состав. Она надежно фиксирует грузик на закрепленном месте. Имеющие черную скобу держатся благодаря силе трения, которая образуется путем плотного прижатия детали к диску.
Основной принцип работы заключается в том, что при расположении в определенном месте колеса повышается вес данного участка. Благодаря этому реальный центр масс смещается в эту сторону. Таким образом, биение колес сводится к минимуму или пропадает вовсе, что особо заметно во время движения на большой скорости. А если грузики распределить как снаружи, так и изнутри диска, появляется возможность добиться практически полного совпадения центра масс с геометрическим центром.
Грузики бывают различных видов
Классификация балансировочных грузиков
В зависимости от способа применения, данная деталь имеет такие разновидности:
Как выбрать балансировочный грузик
При выборе необходимой детали необходимо учитывать следующие факторы:
Также нужно обратить внимание на следующее:
Лучшие балансировочные грузики для штампованных дисков
Грузики для данного типа дисков отличаются простотой в изготовлении и являются единственными в своем роде. В аспекте соотношения цена/качество предпочтение стоит отдать изделиям американской фирмы Tech International.
Лучшие балансировочные грузики для литых дисков
Перед их использованием необходимо учесть приемлемость цены детали и соответствие техническим условиям. Самую надежную клеевую основу имеют грузики Reifen G-0061 итальянского производства. Наиболее точный вес имеют продукты немецко-российской фирмы Norton M&W PRO. Продукция российской компании ROSSVIK является наименее дорогой.
Лучшие балансировочные грузики для грузовиков
Главная отличительная черта – больший вес составных частей. Это обусловлено параметрами колесных дисков и используемых в производстве материалов. Наиболее надежное крепление имеют грузики для балансировки фирмы Reifen.
Рекомендации по установке
Советы по установке:
Балансировочные грузики являются отличным способом уравнять расхождение в удельном весе колеса, что приводит к улучшению его балансировки. Важно при этом правильно подобрать нужную деталь, следуя вышеуказанным характеристикам.
Балансировка по внутренней части диска (грузики на самоклейке)
Привет всем! А кто-нибудь из волговодов делал балансировку по внутренней части диска при помощи самоклеющихся балансировочных грузиков (как на литье)?
Так ведь намного красивее — ничего не видно.
Спросил у товарища с шиномонтажа — он сказал лишь бы тормозной барабан не цеплял. А я не знаю, будет он цеплять или нет.
ГАЗ 21 1965, двигатель бензиновый 2.4 л., 75 л. с., задний привод, механическая коробка передач — шины
Машины в продаже
ГАЗ 21 Волга, 1958
ГАЗ 21 Волга, 1960
ГАЗ 21 Волга, 1970
ГАЗ 21 Волга, 1969
Комментарии 20
Это делается еще для того чтобы не не портить диски. При монтаже-демонтаже набивных диск могут поцарапать. Если приклеено хорошо с зачисткой, ничего не отклеивается. Выглядят наклейки цивилизованно и красиво.
Хотя сам лично видел как торопящийся монтажник ножом скреб, счищая старые наклейки-грузы. Везде от человека зависит.
Все нормально, мне на шиномонтажке спросили, набивать грузики на диск или клеить изнутри, что бы их не видно было. Сделали изнутри на компьютерном станке который показывает точное место установки грузика, все отлично отбалансировалось.
У меня тоже когда стояла не родная резина были грузики и с внутренней стороны и снаружней. Чтобы не цеплять вереницу грузинов снаружи часть веса приклеивали с внутренней стороны, при движении нигде ничего не цепляло.
Если уж ну оооочень не хочеться грузиков, есть немецкая, японская технология, шарики засыпаются в покрышку и происходит самобалансировка колеса, в живую видил, прикольно, но вот где купить ХЗ!
Которые клеятся, на такие диски нужно больше веса чем нежели набивные, получатся огромный бутерброд или полоска тк они распологаются дальше от бортов чем на литье. Я уже пытался их использовать.
К набивным грузам доверия больше. Если полка диска позволяет набить груз, я лучше набью. На мой взгляд, грузы вид не портят никак.
К тому-же они для 21й роднее наклеек
Не знаю чем оно красивее но по сути кто видит там по внутрянке те грузики на бортике. А если разобратся глубже что одни что другие могут отлитеть.
А по внутрянке можно их лепить по бортику? Почему лепят снаружи?
по бортику наверное нет потому как сами грузики шире чем бортик. выйдет на скотч накидает грязи и он потом отвалится. если есть желание то точно так же как на литье. но опять таки обезжирить и хорошо приклеить а то отпадают они.
На некоторых ш.м и обычные грузы ставят на литье если бортик позволяет.
Нет, вы не поняли мой вопрос. Почему грузики набивают по наружней части (бортику) диска, а не по внутренней, которую не видно?
Нет, вы не поняли мой вопрос. Почему грузики набивают по наружней части (бортику) диска, а не по внутренней, которую не видно?
Куда станок показывает туда и бьют
Нет, вы не поняли мой вопрос. Почему грузики набивают по наружней части (бортику) диска, а не по внутренней, которую не видно?
Потому что бьют на обе стороны: и снаружи и снутри, если требует станок. Когда работал на шиномонтаже, колдовал над своими колесами, чтобы грузы убрать вовнутрь: переворачивал покрышку, вертел её на диске и т.д. Редко получалось спрятать или минимизировать граммы, да и на каждое колесо уходило очень много времени.
Грузы на скотче можно клеить на середину диска, но если есть буртики для набиваемых грузов, то лучше набить
Оригинальные балансировочные грузики (цинковый противовес с клеящейся пленкой).
И так кому вредно и тяжело читать вот вам сразу 3 фото, одна даже схематичная)
Ну а теперь погнали, к этой записи я готовился очень долго и сейчас не совсем уверен о ее полезности, но вдруг есть еще человек чей ход мысли соизмерим с моим, вот ему я и постараюсь помочь. Итак допустим вы купили новые оригинальные колеса или с завода на Вашей немецкой марке (все равно здесь и далее говорим про BMW, MB, Audi) у Вас на дисках установлены оригинальные заводские балансировочные грузики и при ближайшем шиномонтаже или балансировке вы задумались, а как бы сохранить все в оригинале и сделать это можно только противовесами из оригинальных каталогов.
Все оригинальные цинковые грузики имеют один тип Type 360 и одного производителя, что подтверждает оригинальное клеймо, единственно отличие это спайка половиной и производитель скотча, на фото выше видно.
Потратив не один час на изучение каталогов и стоимости противовесов, могу сказать что оптимальным выбором являются грузики с номерами от BMW: они дешевле, имеют разбивку до 2,5гр.(правда не понятно какой станок поддерживает такую точность), у ауди от 5гр. все кратно 10, правда можно разделить, но это не совсем красиво, а также почти все противовесы BMW доступны для заказа и имеются в наличии в РФ.
Ниже номера и вес, пользуйтесь друзья.
36 11 6 766 326 5G
36 11 6 766 327 7,5G
36 11 6 766 328 10G
36 11 6 766 329 12,5G
36 11 6 766 330 15G
36 11 6 766 331 17,5G
36 11 6 766 332 20G
36 11 6 766 333 22,5G
36 11 6 766 334 25G
36 11 6 766 335 27,5G
36 11 6 766 336 30G
36 11 6 766 337 32,5G
36 11 6 766 338 35G
36 11 6 766 339 40G
36 11 6 766 340 45G
36 11 6 766 341 50G
36 11 6 766 342 55G
36 11 6 766 343 60G
И для сравнения цены и сроков ниже номера Audi:
Я не сразу, но накопил себе небольшую коробку с противовесами, по факту можно балансировать дешевыми и потом для Фэн-шуя самостоятельно переклеивать)
Обзор 5 видов лучшиех балансировочных грузиков
Неравномерность распределения материалов по ширине колеса исправляется путем размещения компенсационных масс на наружной и внутренней части обода. Для этого применяются балансировочные грузики соответствующего веса, которые крепятся к диску в определенных местах.
Использование данных элементов позволяет свести к минимуму вибрацию, износ деталей подвески, рулевого управления автомобиля и шин. Статическая и динамическая балансировка колес выполняется на специальных станках. Эта процедура имеет целью смещение реального центра масс как можно ближе к геометрическому центру.
Устройство и принцип работы
Балансировочные грузики производятся в соответствии с требованиями установленными действующим ГОСТ Р 53818-2010. Состоит из двух частей: тела, прижимной пружины (скобы) или клеевой основы.
Этот материал при контакте с водой и воздухом образует соединения, вредные для окружающей среды.
В связи с этим 18 сентября 2000 года была утверждена Директива 2000/53/ЕС, предписывающая заменять свинец другими материалами:
Для предохранения перечисленных металлов от коррозии на их поверхность наносится лакокрасочное или полимерное покрытие (эпоксидная смола).
Изделия различаются по способу крепления к диску:
В первом варианте конструкция удерживается на месте за счет силы трения, возникающего в результате плотного прижатия к диску. Для наклеивания детали применяется двухсторонняя лента с нанесенным на нее специальным составом, которая обеспечивает надежное его удержание на установленном месте.
Компенсирующая масса располагается в определенной точке, увеличиваю вес этой части колеса. Это вызывает смещение реального центра масс в ее сторону.
Тем самым минимизируются и почти полностью исключаются биения колес, особенно заметные на управляемых осях при движении с большой скоростью.
Назначение и функции
Грузики балансировочные используются для уменьшения дисбаланса колес автомобиля, возникающего по причине неравномерного распределения масс в колесе. Отклонения от идеальной формы в шинах и дисках могут достигать значительных величин.
Балансировочный грузик предназначен для максимальной компенсации, возникающих при этом радиальных нагрузок вызывающих биения колеса. В этом собственно и состоит главная и единственная функция изделия.
Как выбрать
Грузики балансировочные относятся к категории расходных материалов, используемых для выполнения шиномонтажных операций в условиях мастерской. Изделия производятся специализированными компаниями в широкой номенклатуре, состоящей из пяти основных разновидностей во множестве типоразмеров.
При выборе их учитываются следующие факторы:
Компании производители поставляют свою продукцию наборами в защитно-транспортной упаковке.
Такой подход обеспечивает бесперебойное снабжение шиномонтажной мастерской и исключает простой по причине отсутствия материалов, необходимых для выполнения работ.
Важно!
При выборе балансировочных грузиков необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
Не важно!
Параметры и свойства, не оказывающие непосредственного влияния на способность грузика балансировочного выполнять свою основную функцию:
Не имеет значения также и цвет защитно-декоративного покрытия изделия.
Лучшие балансировочные грузики для штампованных дисков
Для устранения биения стальных колес с пневматическими шинами используется только грузы балансировочные с прижимной пружиной. Существует два типа изделий: разъемные (Р) и неразъемные (Н).
Первый имеют три варианта исполнения; второй – два. Они рассчитаны для использования на дисках разных видов транспортных средств: легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов и полуприцепов.
Обзор
Балансировочные грузики могут иметь одну или две прижимных пружины в зависимости от размера и веса. При производстве изделия используются пять способов заделки скобы в тело изделия, обеспечивающие достаточную прочность соединения.
Конструкция должна выдерживать значительные нагрузки, возникающих в результате воздействия центростремительных сил от вращения колеса. Пружины делается из материалов, способных сохранять форму при монтаже и снятии.
Характеристики
Плюсы
Минусы
Рейтинг
Грузики балансировочные для штампованных дисков легковых и грузовых автомобилей отличаются простотой конструкции и не имеют альтернативы.
Лучшие балансировочные грузики для литых дисков
Для легкосплавных и кованых колес могут применяться как грузики с прижимной скобой, так и самоклеящиеся. Первый вариант исполнения аналогичен тому, что используется для штампованных дисков, отличия состоят только в форме профиля основной детали и пружины.
Самоклеящиеся грузики представляют собор металлическую пластину, разделенных на сегменты массой 5 и 10 г методом глубокой просечки. На обратной стороне детали нанесена клеевая основа, закрытая защитной полимерной пленкой для предохранения состава от высыхания.
Обзор
Монтаж самоклеящихся балансировочных грузиков осуществляется на обод в плоскости, наклоненной к оси колеса не менее чем в 45°. Место установки изделия предварительно необходимо очистить от загрязнений и обезжирить, используемые при этом вещества не должны наносить повреждений ЛКП диска.
В зимнее время года диск выдерживается в теплом помещении не менее часа для прогрева до температуры в 20° C для достижения достаточной прочности клеевого соединения.
Характеристики
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Рейтинг
Самоклеящиеся грузики балансировочные выбираются с учетом специализация шиномонтажной мастерской. Решающим фактором при решении данного вопроса является сочетание соответствия техническим требования и приемлемой цены расходного материала.
Лучшие балансировочные грузики для грузовиков
Колеса с пневматическими шинами, используемые на грузовых автомобилях разных классов, сильно различаются по конструкции.
Для устранения дисбаланса на них используются следующие типы грузов:
Первые две разновидности имеют традиционную конструкцию с прижимной скобой, которая производится из пружинной высокоуглеродистой стали со специальным режимом термообработки.
Самоклеящиеся грузы для балансировки полностью аналогичны таким, что используются на легковых автомобилях. Разница состоит в линейных размерах и весе отдельных сегментов.
Особенности
Основной отличительной чертой балансировочных грузиков для грузовиков является значительно большие массы отдельных элементов. Это обусловлено, прежде всего, параметрами колес и свойствами материалов, из которых они изготовлены. При производстве качественных изделий используются специальные сплавы, отличающиеся высокой стойкостью к воздействию внешней среды и больших механических нагрузок.
Характеристики
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Рейтинг
Грузики балансировочные для грузовиков приобретаются для профильных автотехцентров в значительных объемах. При выборе изделия следует учесть соответствие изделий техническим требованиям, установленных действующими регламентами, особенно по такому критерию как безопасность использования.
Лучшие балансировочные грузики для мотоциклов
Мотоциклетные колеса имеют небольшую ширину обода при большом радиусе. Балансировочные грузики на обод состоят из двух компенсирующих масс, соединенных между собой пружиной.
При выполнении операции по устранению дисбаланса колеса при помощи станка определяются места установки изделий.
Деталь надевается на обод между спицами и осаживается ударом медного молотка. Деталь удерживается на месте прижимной пружиной и центробежной силой, возникающей при вращении колеса.
Обзор
Производители используют для производства мотоциклетных балансировочных грузиков сплавы свинца с сурьмой или цинк. Изделия с сравнении с автомобильными имеют меньший вес и размеры. При изготовлении скоб прижимных применяются пружинные стали, поверхность которых подвергается антикоррозионной обработке для повышения долговечности детали.
Характеристики
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Рейтинг
Грузики балансировочные мотоциклетные, монтируемые на обод используются в основном на узкоспециализированных СТО. При покупке расходных материалов следует проверить сертификаты соответствия, которые должны быть выданы российскими лабораториями.
Лучшие балансировочные грузики на спицы
Конструкция мотоциклетного колеса позволяет использовать его элементы для фиксации деталей, компенсирующих биение обода. Балансировочные грузики на спицы представляют собой детали цилиндрической формы с отверстие по оси и сквозной прорезью. Делается из мягких сплавов с высокой пластичностью.
Изделие надевается на спицу и сминается при помощи специального приспособления по принципу действия сходного с пассатижами.
Обзор
Балансировочные грузики на спицы мотоциклетного колеса бывают двух видов с фиксированной массой и обрезные. Первые подбираются по массе дисбаланса для определенного места, выявленного при помощи соответствующего стенда. Вторые имеют максимальный вес и обрезаются по нанесенным на цилиндр меткам. Правильное применение обоих типов изделий дает одинаковый эффект.
Характеристики
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Рейтинг
Грузики балансировочные на спицы для мотоциклов выбираются исходя из реальной потребности профильной шиномонтажной мастерской. Предпочтение обычно отдается изделиям известных компаний, что отличаются качеством использованных материалов и соответствием габаритно-массовых параметров конструкторской документации.