какие самолеты экспортирует россия
Когда дело касается тушения пожаров, американские власти могут пойти на компромисс. Например, забыть о санкциях и закупить у России лучший в мире самолет для пожаротушения и проведения спасательных операций на воде Бе-200. Наши «партнеры» сразу забывают, как называли Россию «мировой бензоколонкой», когда речь идет о закупке серьезного высокотехнологичного авиатранспорта, который сами производить не в состоянии. Недавно был подписан контракт на закупку 10 единиц этого уникального самолета, с правом покупки еще 6 самолетов-амфибий. А какие еще модели авиации России экспортирует за рубеж?
В первую очередь наша авиационная промышленность славится своей военной продукцией: российская военная авиация считается одной из лучшей в мире, причем наши самолеты и вертолеты значительно дешевле своих западных конкурентов. Россия занимает второе место после США по продажам военной авиатехники зарубежным заказчикам.
В 2017 году мы продали за границу военной авиации на 4 млрд. долларов, когда как всего в мире было реализовано продукции на 14,8 млрд. долларов. В общей массе у России находится 27% мирового рынка военной авиации.
Положительная реклама нашим самолетам и вертолетам случилась благодаря сирийской кампании, как бы это кощунственно не прозвучало. Весь мир увидел, как авиация ВКС России успешно справляется там, где силы коалиции во главе с США годами топтались на месте. По итогам бомбардировок террористов мы увидели, что антироссийская пропаганда не дала никаких результатов и страны буквально выстроились в очередь за закупками российских боевых машин.
Большой популярностью на международном рынке пользуются и российские вертолеты: Ми-8 (Ми-171В в экспортном варианте названия), Ми-26, Ми-28, Ми-35М, а также Ка-52 и Ка-226. Модели Ми-8 уже более пятидесяти лет, но вертолет не только не собирается на покой, но продолжает выпускаться. Всего с начала производства Ми-8 было построено более 12 000 машин, что делает его самым массовым вертолетом в мире. Данную модель эксплуатируют 112 стран мира. В прошлом году этот вертолет закупили еще 5 стран.
А вот с гражданской авиацией у нас не все так радужно. Объем производства всех пассажирских и транспортных самолетов остается на низком уровне. В 2017 году модели самолета Ту-204 было произведено всего 3 единицы. Немного лучше дела обстоят с моделью Sukhoi Superjet 100 – ее было выпущено 34 самолета, что для огромной страны капля в море.
К примеру, Airbus продал за прошлый год 718 самолетов, а Boeing 763 различных моделей. Из зарубежных стран Sukhoi Superjet 100 использует Мексика и Ирландия. Также у России есть новая модель среднемагистрального самолета МС-21. Первые экземпляры уже построены, но серийное производство в полном объеме пока не началось. Это самолет интересен тем, что на него можно устанавливать российские или американские двигатели, в зависимости от желания заказчика.
Экспортные поставки российских боевых самолётов 2019 году
Двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ
Производитель: Иркутский авиационный завод — филиал ПАО «Корпорация «Иркут»
Беларусь — 4 ед.
В 2019 году Иркутский авиационный завод передал МО Республики Беларусь первые 4 единицы МФИ Су-30СМ в рамках заключенного в июне 2017 г. контракта в сфере ВТС между Россией и Беларусью, предусматривающего поставку 12 истребителей Су-30СМ в течение 2019 — 2021 гг.
Первая пара Су-30СМ с красными бортовыми номерами «01» и «02» прибыла на 61-ю истребительную авиационную базу ВВС и войск ПВО Белоруссии в Барановичах 13 ноября, а спустя неделю, на эту же авиабазу прямиком с завода-изготовителя совершили перелет очередные новенькие Су-30СМ, имеющие красные б/н «03» и «04».
Таким образом, Беларусь стала второй страной в СНГ после Казахстана, получившей новые российские истребители в постсоветский период.
Армения — 4 ед.
Между тем фактическая реализация данного соглашения началась раньше планируемого срока. Первые Су-30СМ с серийными номерами 10МК5 1611 и 10МК5 1612, предназначенные для ВВС Армении были построены и совершили свой первый полет с аэродрома Иркутского авиазавода в течение осени 2019 года, а уже 19 декабря они вылетели из Иркутска к месту базирования в аэропорт «Ширак», Гюмри. Самолетам были присвоены красные б/н «30» и «31».
Наконец, 27 декабря в Гюмри прибыла вторая пара Су-30СМ, самолеты имели красные бортовые номера «32» и «33»
Примечательно, что до получения Су-30СМ, ВВС Армении не располагали боеспособными истребителями, имея из условно-боевых самолетов лишь небольшое количество штурмовиков Су-25. Армения стала третьей страной на постсоветском пространстве, которая получила новые российские боевые самолеты.
Казахстан — 4 ед.
В ноябре 2019 года Иркутский авиазавод передал ВВС Республики Казахстан очередную партию Су-30СМ, состоящую из четырех машин. Новая авиатехника поставлена в рамках межгосударственного контракта, заключенного на выставке КАDEX-2018 и, в свою очередь, предусматривающего поставку Россией казахской стороне 8 истребителей Су-30СМ в течение 2019 — 2020 гг.
Полученные ВВС РК истребители Су-30СМ предположительно поступили на вооружение 604-й авиационной базы Сил воздушной обороны РК, дислоцированной в Талды-Кургане для формирования второй по счету авиационной эскадрильи, оснащенной Су-30СМ.
Общее же число переданных Казахстану российских Су-30СМ по трем контрактам, начиная с 2015 года, составило 16 единиц.
Совокупное количество Су-30СМ, поставленных на экспорт в 2019 году составило 12 ед.
Многоцелевой истребитель МиГ-29М/М2
Производитель: Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина — филиал АО РСК «МиГ»
Египет -≥ 10 ед.
В 2019 году Корпорация «МиГ» продолжила производство и поставки в Египет боевых и учебно-боевых истребителей МиГ-29М/М2 по утвержденному в 2015 году крупному контракту между Россией и Египтом, ориентировочной стоимостью в 2 миллиарда долларов, согласно которому в течение нескольких последующих лет Россия изготовит и передаст египетской стороне 46 многоцелевых истребителей МиГ-29М и 6 двухместных учебно-боевых МиГ-29М2.
С самого начала информация о ходе реализации самолетов по данному контракту носила полузакрытый характер, однако судя по информации из анонимных источников и упоминаниям в некоторых СМИ можно сделать вывод, что в течение 2019 года на ЛАЗ им П.А. Воронина для инозаказчика «818» было облетано порядка 12 самолетов МиГ-29М/М2, а непосредственно поставлено до конца года — не менее 10 ед.
Таким образом, общее количество МиГ-29М/М2, переданных Египту с начала реализации контракта в 2017 году составило не менее 38 ед. Из них по меньшей мере 16 ед. было передано в 2017 году, 12 в 2018 и не менее 10 — в 2019 году. Информация о поставках будет уточняться.
Двухместный учебно-боевой самолет Як-130
Производитель: Иркутский авиационный завод — филиал ПАО «Корпорация «Иркут»
Мьянма — 6 ед.
В марте 2019 года из Иркутска в Мьянму воздушным транспортом были доставлены очередные шесть учебно-боевых самолетов Як-130. Тем самым завершилось выполнение дополнительного соглашения между двумя странами от 2016 г. на поставку 6 самолетов этого типа.
15 декабря 2019 года на аэродроме летного училища ВВС Мьянмы в п. Мейтхила состоялись торжества, приуроченные к 72-летию мьянманской (бирманской) военной авиации. В ходе церемонии в состав ВВС Мьянмы были торжественно введены шесть учебно-боевых самолетов Як-130 и два ударных вертолета Ми-35ПМ, полученных из России в 2019 году.
Всего c начала поставок в 2016 г. Мьянма получила 18 российских УБС Як-130 по двум контрактам, заключенным в 2015 и 2016 гг. Из них 3 самолета были переданы Мьянме российской стороной в 2016 году, три в 2017, шесть в 2018 и, наконец, еще шесть в 2019 году.
Беларусь — 4 ед.
11 мая 2019 года на аэродроме Лида 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы ВВС и ПВО Белоруссиисостоялась передача четырех очередных УБС Як-130 постройки Иркутского авиационного завода. Самолетам присвоены красные бортовые номера с «79» по «82».
Общее число Як-130, полученных Республикой Беларусь с начала их поставок из России в 2015 году составило 12 ед. Из них 4 были переданы белорусской стороне в 2015 году, 4 в 2016 г. и 4 самолета крайней поставки в 2019 году.
Всего на экспорт в 2019 году Россией было поставлено 32 боевых и учебно-боевых самолета новой постройки.
Сравнительная статистика по экспорту в предыдущие годы:
Военный сектор авиапромышленности России в 2020 г.: экспортные поставки легких военных самолетов
В прошедшем 2020 г. суммарный выпуск военных самолетов в рамках экспортных заказов составил более 40 машин.
Экспортные поставки легких военных самолетов
Иркутский авиазавод (ИАЗ)
В 2020 г. Иркутский авиазавод продолжал работы в рамках контракта с Индией на поставку комплектующих для истребителей Су-30МКИ. В прошлом году выполнение контракта, заключенного на рубеже двух веков, находилось на заключительной стадии. Всего, как известно, в Индии было намечено собрать по лицензии 222 машин марки Су-30МКИ. Ежегодный темп поставок машинокомплектов Су-30МКИ из Иркутска в индийский город Нашик составлял в среднем 12 штук на протяжении многих лет.
В августе 2019 г. авторитетное американское специализированное издание «Дифенс Ньюс» (Defense News, ) сообщило, что индийская компания «Хиндустан Аэронотикс» (Hindustan Aeronautics) свернет лицензионное производство российских истребителей четвертого поколения Су-30МКИ в 2020 г., если не получит новых заказов на такие самолеты.
В 2020 г. на вооружение ВВС Армении поступили из России четыре истребителя Су-30СМ, построенные на авиазаводе в Иркутске. Информация о том, что Россия и Армения заключили контракт на поставку российских истребителей Су-30СМ, была официально подтверждена представителями Минобороны России и растиражирована федеральными информагентствами. Это была поставка по линии Организации договора по коллективной безопасности (ОДКБ).
Также в прошлом году несколько истребителей Су-30СМ были поставлены в Казахстан. Информацию о том, что 4 новых самолета Су-30СМ прибыли 7 ноября 2020 г. на Карагандинскую авиационную базу им. Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, сообщила пресс-служба Минобороны Республики Казахстан. По неофициальной информации, Минобороны Казахстана планирует приобрести по линии ОДКБ до 36 самолетов Су-30СМ в ближайшей перспективе.
В 2020 г. была произведена поставка партии истребителей Су-30СМ, состоящей из четырех машин, для Минобороны Белоруссии. Беларусь закупает у России по четыре самолета в год (поставка 12 машин рассчитана на период 2019-2021 гг.).
Россия на начало 2019 г. заключила контракты на поставку за рубеж порядка 100 самолетов Як-130, сообщил журналистам в марте 2019 г. на выставке в Лангкави (Малайзия) представитель «Рособоронэкспорта» Сергей Горбенко.
КнААЗ им. Ю.А.Гагарина
Контракт между Египтом и Россией на поставку 26 (по другим данным – 24 машины) самолетов Су-35СЭ был заключен в марте 2018 г. Поставки, согласно контракту, намечено осуществить в течение 2020-2022 гг.
В 2019 г. Алжир заключил с Россией контракт на поставку 14 фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34 и 14 истребителей Су-35СЭ. Официальных подтверждений о начале поставок этих машин в Алжир в 2020 г. не поступало.
РСК «МиГ»
Необходимо сказать, что по решению Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и руководства госкорпорации «Ростех» создается дивизион военной авиации ОАК, основу которого должны составить объединенные активы компаний «Сухой» и «МиГ».
По данным портала menadefense.net, осенью 2019 г. Россия и Алжир подписали контракт на приобретение крупной партии российских истребителей Су-30МКИ(А) и МиГ-29М/М2. Информация о сделке пришла из алжирских СМИ, однако в «Рособоронэкспорте» ее не комментировали, но и не опровергли.
26 октября 2020 г. Алжир получил из России первую партию истребителей МиГ-29М/М2. Об этом сообщило информагентство ТАСС, со ссылкой на алжирский специализированный портал menadefense.net.
Итоги
Суммируя все поставки на экспорт в 2020 г., получаем более 40 боевых самолетов, построенных на авиазаводах, входящих в ОАК. Для сравнения: в 2019 г. поставки на экспорт составили немногим около 50 машины.
Россия собирается в девять раз увеличить экспорт пассажирских самолетов
Автор фото, Marina Lystseva/TASS
МС-21 еще проходит испытания, но на него уже делают ставку в государственных экономических прогнозах
Объем экспорта российской гражданской авиации в 2024 году должен составить 4,42 млрд долларов США, говорится в основных направлениях деятельности правительства до 2024 года. Би-би-си разбиралась, за счет чего Россия собирается так резко нарастить поставки отечественных самолетов.
Объем российского экспорта гражданской авиации в 2017 году составил примерно 0,5 млрд долларов, что предполагает увеличение более чем в девять раз, говорится в «Основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (стр. 26).
Между тем базовый сценарий принятой год назад обновленной стратегии развития авиационного экспорта до 2025 года предусматривал, что экспорт авиатехники в этом году составит около 3,5 млрд долларов. Таким образом, российское правительство рассчитывает на результат, который даже превышает средний показатель стратегии.
В 2016 году, согласно стратегии, которую подготовил минпромторг, объем гражданского авиаэкспорта составил около 470 млн долларов. При этом на экспорт было поставлено 11 самолетов Sukhoi Superjet 100, три вертолета Ми-8 и Ми-17, два вертолета Ка-32А11ВС и один Ми-26ТС.
Рынок растет
Если в 2016 году, судя по статистике минтранса, флагманом российского авиационного экспорта был Superjet 100 производства компании «Гражданские самолеты Сухого», то в будущем лидером продаж должен стать МС-21.
В оптимистичном прогнозе минтранса говорилось, что в случае, если в России будет создана и успешно внедрена эффективная система лизинга авиатехники, то теоретически в дополнение к базовому сценарию с 2018-й по 2025 год можно будет поставить на экспорт 215 SSJ100 и МС-21 на общую сумму 7,65 млрд долларов.
Автор фото, Sergei Savostyanov/TASS
«Суперджет» стал первый российским самолетом, полностью созданным после распада СССР
Минтранс исходит из прогноза Airbus, согласно которому до 2035 года в мире будет востребовано 32430 новых самолетов вместимостью свыше 100 кресел (МС-21) и Boeing, который прогнозирует потребность в 39620 лайнерах вместимостью свыше 60 мест (SSJ75 и SSJ100).
Правда, контракты на поставку до 2025 года трех четвертей среднемагистральных самолетов, как отмечается в прогнозе, уже подписаны.
Локомотив экспорта
Первый полет МС-21 совершил в мае 2017 года, а его серийное производство должно начаться в 2020 году.
Это узкофюзеляжный среднемагистральный самолет пассажировместимостью от 130 до 160 мест (в двух модификациях) станет первым лайнером, который Россия выведет на самый большой сегмент рынка. На нем традиционно доминируют лайнеры семейств 737 компании Bopeing и А320 Airbus.
Каталожная цена МС-21-300 составит чуть больше 96 млн долларов, что почти в два раза больше цены SSJ100 на внешнем рынке, и, как полагает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, России достаточно будет продать хотя бы столько же МС-21, сколько было продано «Суперджетов», чтобы значительно приблизиться к цели.
По словам эксперта, главное в этом проекте то, что самолет соответствует всем техническим требованиям: «Исходя из тех, правда, фрагментарных сведений, которые мы получаем о ходе испытаний, подтверждаются заявленные основные характеристики, корректность и правильность основных решений. То есть, если говорить о самолете как о конструкции, то все идет к тому, что он, выражаясь образным языком, получится».
Надежность и репутация
Глава компании Infomost Борис Рыбак в разговоре с Би-би-си пояснил, что за десять лет эксплуатации «Суперджет» заработал репутацию не самого надежного самолета, и теперь МС-21 должен будет постараться, чтобы изменить отношение к российским пассажирским самолетам.
1 октября «Аэрофлот» получил свой 50-й «Суперджет». В крупнейшей российской авиакомпании этот самолет считается ненадежным. В документе авиакомпании, который в апреле попал в Русскую службу Би-би-си, уровень безопасности SSJ100 был назван средним, тогда как у остальных самолетов производства Airbus и Boeing он считался высоким.
Как сообщает «Авиатранспортное обозрение», некоторые проблемы с «Суперджетом» возникали и у иностранных эксплуатантов.
В сентябре профильные интернет-издания сообщали, что авиакомпания Brussels Airlines не будет продлевать договоры о лизинге российских самолетов, которые принадлежат ирландской CityJet.
Как сообщал авиационный портал FlightGlobal, а также несколько других специализированных изданий, мексиканская компания InterJet даже получила компенсацию от производителей «Суперджетов» за их простои. Правда, при этом мексиканский авиаперевозчик не собирается отказываться от российских самолетов, которых в его флоте 22 единицы.
Самолеты и политика
Обстоятельством, которое сложнее всего учитывать в прогнозах на экспорт авиатехники, как отметил Олег Пантелеев, выступает внешнеполитическая обстановка.
В России в последнее время не раз звучали призывы выдворить из страны американскую компанию Boeing. В Российской Федерации у авиационного гиганта есть инженерный центр, подписаны контракты с российскими производителями титана.
Как говорил Русской службе Би-би-си президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, если такое решение будет принято, оно очень сильно навредит десяткам, а может сотням тысяч рабочих мест в России.
В середине сентября Boeing и «ВСМПО Ависма» открыли второй завод по производству титановых деталей для американских самолетов.
В конце августа США ввели против России новые санкции в связи с отравлением бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании. Санкции предусматривают запрет на экспорт товаров двойного назначения. В этом списке 21 группа, в том числе радиоэлектроника, реактивные двигатели, беспилотные аппараты. Для гражданских самолетов в списке было сделано исключение.
CAATSA и COVID-19. Экспорт авиатехники в 2018–2020 годах
Экспорт продукции военного назначения из России вот уже несколько лет уверенно держится на уровне 15 млрд долларов. Портфель заказов, который в среднем составляет 50–55 млрд, стабильно пополняется новыми контрактами, что обеспечивает российский ОПК загрузкой на ближайшие годы. Это особенно актуально в обстоятельствах, когда объемы ГОЗ снижаются в связи с плановой модернизацией и перевооружением армии.
Вместе с тем, условия, в которых Россия реализует военно-техническое сотрудничество, далеки от комфортных: санкционная политика США и пандемия коронавируса нового типа оказали негативное влияние не только на нашу страну, но и на партнеров по ВТС. Выходит, что успешных результатов по линии оружейного экспорта Москва добивается скорее не «благодаря», а «вопреки».
Конъюнктуру мирового рынка вооружений для России уже давно нельзя назвать благоприятной. События 2014 года – вхождение Крыма в состав РФ и начало военных действий на Украине – повлекли за собой введение против России пакета санкций, которые затронули и сектор ОПК. Сложившиеся цепочки кооперации с западными странами и Украиной оказались нарушены, и Россия была вынуждена перейти к ускоренному импортозамещению комплектующих.
Новый этап санкций, уже не имеющий прямого отношения к событиям 2014 года, связан с принятием США закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA). Документ, вступивший в силу в январе 2018 года, не только запретил американским компаниям заключать соглашения о сотрудничестве с российскими компаниями из «черного списка», но и распространил этот запрет на третьи страны. Изменились и формы конкуренции – все чаще на первый план стала выступать не здоровая рыночная конкуренция, основанная на соотношении цены и качества продукции, а политические интересы участников рынка.
Новым «сюрпризом» для России и всего мира стала пандемия коронавируса, когда власти КНР сообщили о вспышке неизвестной пневмонии в городе Ухань. В январе 2020 года мир с тревогой наблюдал за развитием ситуации в провинции Хубэй, а уже спустя два месяца ВОЗ объявила вспышку новой инфекции пандемией.
Все эти факторы стали серьезными барьерами для нормального функционирования рынка вооружений.
С точки зрения объемов, санкции на экспорт российского вооружения не повлияли, наоборот, мы растем. Тем более что с западными странами у нас нет военно-технического сотрудничества, за исключением каких-то стран, которые продолжают эксплуатировать нашу технику, и мы обслуживаем ее качественно, корректно поставляем запчасти. Но в отношении логистики и взаимодействия влияние чувствуется. Страны стараются не анонсировать и не демонстрировать что-то лишний раз, чтобы не создавать себе проблем на перспективу. Да и мы стремимся никому не создавать проблем относительно этого аспекта сотрудничества
Денис Мантуров,
министр промышленности и торговли РФ
В мировом рейтинге экспортеров вооружения и военной техники Россия занимает вторую строчку. В структуре российского экспорта большая часть поставок приходится на авиацию, из года в год этот показатель меняется, но в среднем он составляет 50%. Экспорт авиации в 2018–2020 годах содержит яркие примеры, иллюстрирующие как влияние негативных факторов, так и то, как система ВТС России с ними справляется.
Важно иметь в виду, что ВТС по авиационной тематике – это не только поставка готовых продуктов в виде самолетов и вертолетов. Это также поставка двигателей, продукции агрегато- и приборостроения, запчастей, тренажеров, авиационных средств поражения, иного имущества для ВВС, обучение персонала, создание совместных предприятий и локализация производства, а также послепродажное обслуживание: сервисное обслуживание, ремонт и модернизация. Мы рассмотрим подробнее один из сегментов – экспорт авиатехники в 2018–2020 годах.
2018: год под знаком CAATSA
Еще одна сложность – политическое давление на страны, заинтересованные в ВТС с Россией. Так, до сих пор не реализован заключенный в 2018 году контракт с Индонезией на поставку 11 Су-35 на сумму около 1,1 млрд долларов (половину из этой суммы предполагалось закрыть встречными поставками). Аргентина отложила покупку 15 истребителей МиГ-29, Мексика – закупки по вертолетной тематике. Не раскрываются данные по контракту на поставку 24 истребителей Су-35 на сумму порядка 2,5 млрд долларов в Египет, подписанному, предположительно, в 2018 году. И со стороны ФСВТС, и со стороны Египта заключение контракта отрицали, отмечали, что речь идет только о переговорах.
Для нас из-за санкций с точки зрения расчетов был весьма сложным 2018 год. Мы предприняли все усилия по нейтрализации этой проблемы и при этом сохранили приоритет для наших заказчиков по срокам отгрузки продукции, таким образом, чтобы негативное воздействие санкций не перекладывать на партнеров
Дмитрий Шугаев, директор ФСВТС
В целом 2018 год стал самым успешным в современной истории ВТС России. По авиационной тематике было реализовано продукции на 6 млрд долларов. Из установленных поставок авиатехники в этот объем вошли поставки Китаю трех транспортных вертолетов Ми-171 и четырех Ми-171Е, двух пожарно-спасательных вертолетов Ка-32А11ВС. Также завершена поставка последних четырех истребителей Су-35 по контракту 2015 года – Китай стал первым зарубежным заказчиком этих машин, причем не исключается поставка дополнительной партии.
В Иорданию переданы два из четырех тяжелых транспортных вертолетов Ми-26Т2 по контракту 2016 года, один из которых исполнен в камуфляжной, а другой – в темно-серой окраске. Нигерия получила еще два ударных вертолета Ми-35М (к поставленным ранее). В Экваториальную Гвинею были отправлены два Ми-172 в VIP и пассажирской комплектации. Продолжились поставки в Египет многоцелевых истребителей МиГ-29М/М2 и разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 (Египет выступает первым экспортным заказчиком этих машин). Реализованы контракты с Турцией на поставку трех Ка-32А11BC и с Таиландом – на две такие же машины. Также в Таиланд поставлены два Ми-17В-5.
В части обслуживания техники – в Чехии велись работы по поддержанию летной годности вертолетного парка, для Индии были отремонтированы шесть Ми-17-1В и закончена модернизация 63 единиц МиГ-29 до уровня UPG, для Лаоса отремонтированы четыре Ми-17. По некоторым подсчетам, доля авиации в общем экспорте могла снизиться до 40% в связи с увеличением продаж систем ПВО в структуре экспорта до 30%. Но все равно наиболее значительный объем экспорта пришелся именно на авиацию.
Был реализован и маркетинговый компонент. Несмотря на то, что Россия фактически не приняла участия в одном из крупнейших международных авиасалонов Фарнборо (в связи с тем, что на выставке 2014 года большинство российских делегатов не получили визы, а в 2018 году организаторы запретили России демонстрировать на выставке военную продукцию), после AirShow China российские Ми-171А2 и «Ансат» совершили демотур по странам Юго-Восточной Азии. Путь длиною в 5000 км через Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и Малайзию принес России «мягкие» заказы на поставку 70 машин общей стоимостью порядка 500 млн долларов.
Пополнился и портфель заказов: помимо Египта и Индонезии, контракты были подписаны с Мьянмой – на поставку шести многоцелевых истребителей Су-30СМЭ (оценивается примерно в 400 млн долларов), с Казахстаном – на поставку восьми многоцелевых истребителей Су-30СМ и четырех ударных вертолетов Ми-35М. Узбекистан законтрактовал 10 (12) таких же вертолетов, с Бангладеш подписан контракт на два транспортных Ми-171Е. В целом в 2018 году портфель заказов вырос практически на 10 млрд долларов и достиг показателя в 55 млрд. Немалый вклад в этот рост внесла авиационная тематика.
2019: ответ на вызовы CAATSA
В 2019 году частично удалось найти ответы на вызовы CAATSA. В расчетах Россия отказалась от использования системы SWIFT и перешла к использованию ее российского аналога – системе передачи финансовых сообщений (СПФС). Также произошел отказ от расчета в долларах в пользу национальных валют. Что, с одной стороны, вызвало рост экспортных цен на российскую ПВН на 2–3%, а с другой – позволило не допустить срыва поставок и обеспечить своевременное получение денежных средств от заказчиков. Кроме того, были внесены изменения в Указ президента №1062, затрагивающий вопросы ВТС с иностранными государствами: поправки упростили порядок принятия решений о реэкспорте или передаче третьим странам ПВН. Это можно расценивать как правовой маневр для упрощения поставок военной продукции заказчикам через третьи страны, но о конкретных случаях использования такого механизма пока неизвестно.
Укреплению позиций на рынке вооружений способствовали проведенные мероприятия в сфере охраны интеллектуальной собственности: «Рособоронэкспорт» и холдинг «Вертолеты России» заключили соглашение по вопросам правовой охраны и коммерческого использования РИД в процессе ВТС. Проведена работа по выявлению нарушений в этой сфере: установлено, что Украина модернизировала МиГ-29 ряда стран, не имея актуальной технической документации (впоследствии эти страны обратились к России с запросом на ремонт «модернизированной» техники). Также обнаружилось, что Словакия, не имея лицензии и без участия российских специалистов, ремонтировала афганские вертолеты Ми-17В-5. Россия заблаговременно сняла с себя ответственность за проведение такого рода работ, идущих в нарушение российского законодательства.
В целом по объему отгрузок и контрактации 2019 год тоже продемонстрировал стабильность. Есть данные по следующим поставкам: Армения получила четыре истребителя Су-30СМ (имеется опцион на восемь единиц, но неизвестно, будет ли он реализован), такое же количество Су-30СМ получила Беларусь, а еще – очередную партию УБС Як-130. Лаос получил четыре из 10 законтрактованных Як-130, шесть таких же машин получила Мьянма. В Казахстан осуществлена первая экспортная поставка транспортного Ми-171А2 (хотя первый экспортный контракт на поставку Ми-171А2 был заключен с Индией в 2017 году), в Египет доставлена очередная партия Ка-52, в Сербию отправлены сразу два типа вертолетов: семь ударных Ми-35 и три транспортных Ми-17.
В виде военно-технической помощи Киргизия получила Ми-8МТ, а Монголия – МиГ-29, вероятно, из наличия Минобороны. Завершены поставки в Анголу улучшенных Су-30К по контракту 2013 года, ранее эти самолеты эксплуатировались в Индии, после чего Россия вернула их по схеме «трейд-ин», и самолеты перед поставкой прошли модернизацию на белорусском 558-м АРЗ. Завершены поставки в Иорданию Ми-26Т2 – в 2019 году были поставлены две завершающие единицы. Для Нигерии изготовлены оставшиеся единицы Ми-35. Узбекистан получил первую партию – четыре единицы – Ми-35М. Также был произведен ремонт хорватских Ми-171Ш (по тендеру 2016 года), и осуществлена модернизация перуанских Су-25.
Сегодня российские разработчики и производители вертолетной техники уверенно обеспечивают потребности отечественных структур и иностранных заказчиков, в том числе по линии военно-технического сотрудничества. Только за последние 10 лет «Рособоронэкспорт» предложил и успешно поставил более чем в 35 стран свыше 850 вертолетов на сумму порядка 20 млрд долларов
Александр Михеев,
генеральный директор АО «Рособоронэкспорт»
Портфель заказов показал хороший прирост. Вьетнам законтрактовал 12 УБС Як-130 общей стоимостью около 350 млн долларов. Сообщалось о подписании с Нигерией по итогам Форума «Россия – Африка» дополнительного контракта на поставку 12 Ми-35: все вертолеты по предыдущему контракту изготовлены, ожидается оплата последних единиц, после чего техника будет отгружена. С Эритреей подписан контракт на поставку двух «Ансатов» в военной комплектации для перевозки личного состава – это первый контракт после снятия санкций с Эритреи. С Казахстаном подписан контракт на крупноузловую сборку в стране вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171 и поставку 17 вертолетокомплектов в 2020–2022 годах, всего к 2025 году планируется передать 45 вертолетокомплектов для сборки.
С Малайзией и Швецией подписаны дилерские соглашения на поставку легких вертолетов VRT500 – пять и 10 единиц соответственно, начало поставок ожидается в 2023 году. Со Словакией согласовано продление эксплуатации парка МиГ-29. С Алжиром подписаны контракты на поставку 14 МиГ-29М/М2 и 16 Су-30МКИ(А) общей стоимостью около 1,8 млрд долларов.
В ходе отраслевых выставочных мероприятий впервые на Dubai Airshow был представлен многоцелевой вертолет Ми-38, а также заключен первый экспортный контракт на поставку. В рамках МАКС-2019 с компаниями Новой Зеландии и Кипра были достигнуты договоренности о продвижении на мировом рынке самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-103 российского производства. На авиасалоне Paris Airshow Россия впервые за шесть лет представила летающие образцы Бе-200 и «Ансата».
В годовом отчете холдинга «Вертолеты России» за 2019 год сообщалось о заключении девяти экспортных контрактов на поставку военных вертолетов общей стоимостью 1,5 млрд долларов (или 110 млрд рублей). Также в холдинге сообщили, что с Китаем законтрактовано 120 вертолетов, из них 18 боевых: 68 Ми-171, 18 Ми-171Ш, 14 Ми-171 с двигателем ВК-2500, 21 «Ансат». В годовом отчете ГК «Ростех» сообщалось, что вклад авиационного комплекса в экспортные поставки составил 64%. Напомним, общий оружейный экспорт из России в 2019 году составил порядка 15 млрд долларов, а портфель заказов превысил показатель в 55 млрд.
2020: новые испытания… и новые решения
Пандемия коронавируса COVID-19 и связанные с ней ограничения усложнили многие процессы на рынке вооружений – для всех его игроков. Во-первых, возникли сложности с реализацией уже заключенных контрактов – задержки с поставками комплектующих, невозможность отгрузить и принять продукцию, нарушение логистики и ограничения на перемещение специалистов вынудили поставщиков сдвинуть сроки по передаче продукции и оказанию услуг вправо. Во-вторых, остановились и переговорные процессы – плановые сроки запуска проектов и подписания твердых контрактов были также перенесены. В-третьих, практически прекратилась работа по продвижению ПВН. И это не считая того, что в условиях борьбы с пандемией произошло перераспределение бюджетных средств, которое может сказаться на объемах военных закупок и темпах роста рынка вооружений в целом.
В новых непростых обстоятельствах Россия выработала достаточно гибкую линию поведения при выполнении экспортных обязательств. Так, по отдельным типам комплектующих были найдены альтернативные источники поставок, по реализации поставок продукции – проработаны индивидуальные логистические схемы (в случае если сторона заказчика могла обеспечить прием продукции), в обычную практику вошли онлайн-презентации ПВН и онлайн-переговоры, и даже услуги по сервисному обслуживанию поставленной техники в ряде случаев осуществлялись местными специалистами под чутким руководством представителей компании-поставщика по видео-конференцсвязи.
Конъюнктура рынка в целом не улучшилась. Бюро по промышленности и безопасности Минторга США подготовило поправки в действующий порядок экспортного контроля, ужесточающие правила экспорта в Россию, Китай и Венесуэлу товаров, которые могут быть использованы военными или в военных целях. А в Государственном департаменте США объявили о намерении в целом упростить процесс продажи вооружений, чтобы потенциальные покупатели отдавали свой выбор не в пользу российских образцов.
Впрочем, у России с США взаимодействие по военно-технической линии не ведется – поэтому решение Бюро в целом не достигает никаких целей. Кроме того, система экспортного контроля в США довольно строгая, а Россия, выстраивая сотрудничество, не выдвигает политических требований, поэтому за кем после подобных решений Госдепа останутся симпатии импортеров ПВН – вопрос.
Укреплению позиций России на рынке вооружений способствовало совершенствование системы ВТС, продолженное в 2020 году. Наконец, был утвержден План реализации Стратегии ВТС РФ с иностранными государствами на период до 2025 года, в структуре ГК «Ростех» создана «Национальная авиационно-сервисная компания» (НАСК), которая указом президента в апреле 2021 года была определена государственным посредником, обеспечивающим сервисное обслуживание поставляемой на экспорт авиатехники. Уделено внимание устранению излишних бюрократических процедур, повышению эффективности системы послепродажного обслуживания, развитию программ индустриального партнерства.
Мировой рынок еще не насытился, скорее, наоборот, эта ниша расширяется, главным образом, вследствие многофункциональности вертолетной техники, которую можно использовать повсеместно по линии силовых и гражданских структур, в первую очередь, в чрезвычайных ситуациях
Александр Михеев,
генеральный директор АО «Рособоронэкспорт»
Несмотря на трудности ковидного года, удалось реализовать достаточно большой объем поставок. Казахстан получил четыре боевых вертолета Ми-35М, четыре истребителя Су-30СМ и два вертолетокомплекта Ми-8АМТ, Алжир получил первую партию МиГ-29М/М2, партия МиГ-29 была поставлена в Сирию. В Узбекистан поставлены еще четыре вертолета Ми-35М, Нигерия получила первый модернизированный Ми-171Е, в Эритрею поставлены два «Ансата» по контракту предыдущего года. Первый «Ансат» в медицинской комплектации доставлен в Республику Сербскую (Боснию и Герцеговину).
Мексика получила один «Ансат» – он принадлежит российской компании «РВТ», и в Мексике вертолет два года будет эксплуатировать Craft Aviation Center. Эта компания ранее заявляла о планах приобрести 15 таких вертолетов. Реализован контракт стоимостью 6,2 млн долларов на использование российских Бе-200ЧС для тушения лесных пожаров в Турции, в рамках тестовой эксплуатации для тушения пожаров в Индонезию был направлен Ми-8АМТ. Продолжился ремонт алжирских Су-30МКИ(А) и китайских заправщиков Ил-78. Любопытно, что в годовом отчете «Ростеха» доля авиационной тематики в общей структуре экспорта составила 70%.
Без конкретных итогов состоялся визит делегации Азербайджана на заводы по производству Су-35 и МиГ-35, делегация Филиппин посетила У-УАЗ, где производят Ми-171 – начало поставок этих вертолетов в страну ожидается в 2021 году. Шри-Ланке предложена кредитная линия на закупку, среди прочего, шести Су-30, с Аргентиной предварительно согласован ремонт Ми-171Э, продолжились переговоры по вертолетной тематике с Мексикой и Непалом. С итальянской компаний FEROtech согласовано сотрудничество в продвижении самолетов-амфибий Бе-200. В Южной Корее сертифицирован Ми-171А2 – стоит отметить, что Россия предложила Корее поставки вертолетов в счет погашения госдолга. В Китае сертифицирован «Ансат», что дает возможность осуществить поставки по уже заключенному контракту.
Ограничения, связанные с COVID-19, стали причиной затянувшихся переговоров с Индией о поставке истребителей – 21 МиГ-29 (из наличия Минобороны), 12 Су-30МКИ (в виде машинокомплектов) и шести вертолетов радиолокационного дозора Ка-31, несмотря на то, что летом 2020 года власти Индии сделали запрос на ускоренные поставки этой техники в связи с пограничным конфликтом в Ладакхе. Позднее была одобрена модернизация 59 МиГ-29, Россия представила коммерческие предложения, но контракты еще не реализованы. Продолжаются переговоры по вертолету Ка-226Т. Российской стороной была доработана техническая документация, но к реализации контракта не приступили из-за разногласий по степени локализации.
В 2020 году ожидался визит президента России в Индонезию, где планировалось подписать соглашение о создании в стране производства самолетов Ил-113-300, но визит не состоялся.
Несмотря на эти неудачи, стоит отметить пополнение портфеля заказов. Подписан контракт с Белоруссией на поставку четырех Ми-35М и с Бразилией на ремонт и техобслуживание таких вертолетов, с Арменией заключен контракт на модернизацию четырех Су-25. С Туркменистаном подписан контракт на вертолеты «Ансат» и Ми-17-1В, а также с неназванным заказчиком подписан первый экспортный контракт на десантные вертолеты Ми-38Т, реализация которого запланирована на 2021–2022 годы.
В целом 2020 год, несмотря на новые препятствия, выдался успешным. Конечно, часть поставок были перенесены на 2021 год, интенсивность и результативность переговоров оказалась снижена, но, самое главное, работа не остановилась.
По данным ФСВТС, в 2020 году удалось экспортировать ПВН на сумму более 15 млрд долларов, что составляет 102% от запланированных значений. Отметим, что заявленное опережение плана вызывает большие вопросы у аналитиков, поскольку ряд предприятий ОПК заявляли о переносе поставок. Например, в Концерне «Калашников» на 2021 год перенесены 25% от поставок, запланированных на 2020 год. Портфель заказов за счет заключения новых контрактов остался на уровне выше 50 млрд долларов – это чуть ниже объема портфеля 2018–2019 годов, но в целом сопоставимо. Значит, не таким уж и плохим был минувший год.
2021: что год грядущий нам готовит…
Авиационный экспорт в 2018–2020 годах показал устойчивость и стабильность. Поставки выполнялись в срок или с несущественными задержками, новые контракты значительно пополняли портфель заказов, была расширена номенклатура предлагаемых на экспорт образцов и увеличена география поставок. Кроме того, ряд экспортных образцов имеют опыт участия в реальных боевых действиях, что делает их привлекательными в глазах потенциальных заказчиков. Все это в целом подкрепляет положительный имидж России на мировом рынке вооружений. Особое уважение вызывает то, что Россия стремилась в максимальном объеме выполнять свои обязательства – вопреки санкциям и локдаунам.
В первую очередь авиасалон – это платформа, которая выявляет векторы развития. Поэтому в контексте выставки важны не столько контракты, сколько тренды и тенденции, которые она выявляет
Виктор Кладов,
директор по международному сотрудничеству
ГК «Ростех»
По основным показателям ВТС – объему поставок, контрактации, портфелю заказов – 2021 год должен быть не хуже трех предыдущих. По меньшей мере, у 2021 года есть фора в виде перенесенных с 2020 года поставок и окончания переговоров по контрактам, заключение которых ожидалось в предыдущем году. Хорошим подспорьем для достижения высоких показателей могут стать отраслевые выставки: в России уже прошли HeliRussia и МВМС, впереди МАКС и «Армия». Помимо того, в 2021 году, в отличие от предыдущего года, запланированы также зарубежные выставочные мероприятия.
Системе ВТС снова и снова предстоит доказывать свою эффективность и способность решать сложные задачи, адаптироваться, чтобы повышать конкурентоспособность, изменяться, чтобы предлагать лучшие решения на мировом рынке вооружений.
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 3 (68), 2021 г., Санкт-Петербург