какие самолеты есть на вооружении россии
Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах
Текущие Госпрограммы развития вооружений, рассчитанные на длительные периоды, предусматривают массовую закупку разнообразных образцов для всех родов войск. Особое место в этих программах занимает закупка боевых и учебно-боевых самолетов для военно-воздушных сил и морской авиации. В последние годы в этом направлении удалось получить весьма примечательные результаты и создать задел для дальнейшей модернизации.
Числа и рекорды
По открытым данным, в период с 2010 по 2020 г. включительно российские вооруженные силы получили не менее 525-530 учебных и боевых самолетов новой постройки – не считая военно-транспортные и пассажирские или технику других классов. Это в разы превышает общий объем поставок за два предыдущих десятилетия. Основная масса самолетов, более 490 ед., была построена и поставлена в рамках Госпрограммы на 2011-2020 гг.
В целом динамика поставок авиационной техники демонстрировала всю пользу составления четких программ закупки и увеличения финансирования этого направления. Так, в 2010 г. армии передали всего 16 новых самолетов, а в следующем 2011-м – 19 ед. Уже в 2012 г. объемы поставок выросли до 29 ед., а в 2013-м армия получила более 60 самолетов. 2014 и 2015 гг. стали рекордными в этом отношении – 101 и 89 ед. соответственно.
В дальнейшем наблюдалось постепенное сокращение общих объемов строительства и поставок. В 2016 г. промышленность сдала 70 самолетов. В следующие два года объемы оставались на уровне 50 ед., а в 2019-м только 20. В прошлом году вновь наблюдался небольшой рост.
Подобная динамика поставок вполне понятна. В первые годы прошлого десятилетия авиационная промышленность завершала выполнение текущих контрактов, которые сами по себе не отличались большими объемами. Последние поставки по этим заказам осуществлялись уже после старта Госпрограммы-2020. В 2011 г. были заключены новые крупные контракты, и буквально за пару лет заводы набрали необходимый темп производства. Это и объясняет рекорды середины десятилетия.
Рост объемов поставок в 2013-16 гг. позволил удовлетворить основную часть текущих требований ВВС и морской авиации, вследствие чего в дальнейшем темпы производства стали сокращаться и постепенно вернулись на уровень 2011-12 гг. Впрочем, вскоре ожидается новый рост. В 2020 г. Минобороны разместило несколько новых заказов на ту или иную технику. Соответственно, самолеты этих партий войдут в статистику уже в 2021 г. или позже.
Следует напомнить, что новые боевые и учебные самолеты производятся не только для нужд собственной армии. Партии из десятков машин регулярно передаются зарубежным заказчикам. Впрочем, по разным данным, общие объемы иностранных заказов за рассматриваемый период уступают поставкам в ВВС и ВМФ. Таким образом, потенциал нашей промышленности значительно выше, чем требуется для выполнения требований армии. Польза такого резерва производственных мощностей очевидна.
«МиГ» в динамике
В 2010-2020 гг. наблюдалась специфическая ситуация с поставками истребителей марки «МиГ». Подобные самолеты остаются на вооружении, однако их число невелико и уступает технике другого производителя. Кроме того, по-прежнему отсутствуют крупные заказы на строительство новых машин. В итоге за последние 10 лет армия получила менее 50 ед. МиГ-29 и МиГ-35 разных модификаций. Этот факт особенно интересен в свете того, что в 2009 г. был выполнен контракт на 34 самолета МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ.
С 2010 по 2012 г. новые самолеты «МиГ» в армию не попадали. Только в 2013-м сдали по две единицы МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Годом позже морская авиация получила вторую пару учебно-боевых машин, а также восемь МиГ-29К. Последняя поставка модификации «К» имела место в 2015 г. – 10 ед. Таким образом, для обновления группировки палубных истребителей было построено 20 одноместных и 4 учебно-боевых самолета.
В том же 2015 г. на вооружение поступили три новых МиГ-29СМТ и пара МиГ-29УБ. В 2016-м приняли 11 машин «СМТ», и поставки вновь прекратились на несколько лет. Только в 2019 г. промышленность сдала по одному МиГ-35С и МиГ-35УБ. В 2020 г. достроили еще три самолета МиГ-35С и один «УБ». Ожидается, что строительство техники «МиГ» будет продолжаться, однако его темпы пока будут ограниченными.
Рекорды «Сухого»
Основная масса поставок новых боевых самолетов пришлась на технику марки «Су». В 2010-2020 гг. ВВС и ВМФ получили более 370 самолетов шести типов. При этом одним модели производились достаточно крупной серией, тогда как другие вошли в статистику в минимальных количествах. К примеру, ВВС пока получили лишь один серийный Су-57, а строительство Су-27СМ было завершено еще в 2011 г. в связи с появлением более новых модификаций.
В 2010-11 гг. армии передали всего четыре истребителя Су-30М2. В 2013 г. приняли еще три новые машины, а в 2014-16 гг. их парк увеличился на 13 ед. Получив 20 таких самолетов, заказчик свернул их производство.
В 2012 г. ВВС получили первую пару новейших Су-30СМ, и в течение нескольких следующих лет темпы производства таких машин росли. Максимум был достигнут в 2015 г. – 27 ед. Последние Су-30СМ передали в 2018 г., завершив серию из 114 ед. В структуре поставок последнего десятилетия именно Су-30СМ является наиболее массовым истребителем.
В том же 2012 г. вооруженным силам поставили два первых серийных Су-35С. В следующем 2013-м сдали уже восемь, а затем установили рекорд – 24 ед. В 2015-16 гг. поставки сократились до 12 ед. в год, а с 2017 по 2020 г. сдавали по 10 машин. В общей сложности построили и передали заказчику почти сотню таких истребителей, что известным образом сказалось на боеспособности ВВС.
Особое место в программе модернизации фронтовой авиации занимает производство бомбардировщиков Су-34. Его запустили еще в конце двухтысячных годов, но на крупные темпы поставок вышли только в рамках Госпрограммы-2020. Так, в 2010 г. армии сдали всего четыре такие машины вдобавок к трем переданным ранее. В 2011-м поставили 6 ед. Уже в следующем году в строй встали 14 самолетов, а в 2014-17 гг. получали по 16-18. В 2018 г. достроили 12 ед.; столько же суммарно вышло и в 2019-2020 гг. В общей сложности за рассматриваемый период ВВС приобрели 126 бомбардировщиков Су-34, причем почти все в период действия прошлой Госпрограммы.
Учебное направление
Особое значение для ВВС и морской авиации имеют учебно-боевые самолеты Як-130. Первая поставка серийной техники этого типа имела место в 2009 г. Затем производство продолжалось и набирало темпы. С 2011 по 2015 гг. армия заключила несколько крупных контрактов на Як-130, по которым в ВВС и ВМФ в общей сложности было поставлено более 105 ед. техники.
До полноценного запуска Госпрограммы-2020 темпы строительства учебных самолетов были невелики – 6 ед. сдали в 2010 г. и всего 3 в 2011-м. Однако уже в 2012-13 гг. ВВС передали 15 и 18 самолетов соответственно. Пик имел место в 2014 г., когда в строй поставили 20 машин. Впоследствии ежегодные поставки колебались в пределах от 6 до 14 ед. в год. В связи с исполнением имеющихся контрактов в 2019 г. новые Як-130 заказчику не поставлялись, но в 2020-м армии передали 4 ед. следующего заказа.
Новые заказы
В первую очередь, необходимо продолжать производство современной авиационной техники как с целью повышения боеспособности войск, так и для постепенной замены устаревающих и списываемых машин. В прошлом году сообщалось о скором подписании новых контрактов на истребители и учебные самолеты всех основных типов. Поставки по этим заказам могут начаться уже в 2021 г. и решить часть имеющихся проблем. Имеются сведения о планах на десятки самолетов разных типов.
Нетрудно заметить, что в 2010-2020 гг. боевые самолеты строились только для тактической авиации, тогда как дальняя обновлялась исключительно за счет модернизации наличного парка. В ближайшее время ситуация начнет меняться. В этом году ожидается сдача первого бомбардировщика Ту-160М новой постройки, а в будущем численность таких машин вырастет. Позже, к середине десятилетия, ожидается запуск производства принципиально новых бомбардировщиков ПАК ДА.
Важный период
Какие самолеты и вертолеты стоят на вооружении у ВКС РФ
Военная авиация России, по оценкам агентства Global Firepower Index, занимает второе место в мире по числу боевых машин и общей боеготовности.
Военно-Космические силы Российской Федерации были образованы указом Президента РФ от 1 августа 2015 года путем объединения военно-воздушных сил и войск воздушно-космической обороны.
Самолеты ВКС России по своему назначению делится на несколько категорий.
Стратегическая и Дальняя авиация
Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.
Истребители
Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2018 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.
Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2017 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2018 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.
Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2020 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».
Фронтовая авиация
Истребитель-бомбардировщик поколения «4++» Су-34. Боевые возможности самолета позволяют выполнять задания без сопровождения истребителями. Самолеты могут самостоятельно противостоять истребителям противника в маневренном бою, проводить штурмовые атаки, наносить удары по кораблям противника. Первые самолеты поступили в войска в 2014 года. По состоянию на август 2018 года в строю числится 109 единиц. Предполагается, что со временем этими самолетами будут заменены все бомбардировщики Су-24.
Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.
В настоящее время машина стала малопригодной для применения в войне с противником, оснащенным современной техникой.
На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2021 году все самолеты будут выведены в резерв.
Военно-транспортная авиация
Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.
Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.
«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.
Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.
Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:
Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.
Учебно-тренировочные самолеты
Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.
Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.
В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.
Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.
Вертолеты
На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:
Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2018 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.
Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.
Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2018 года армия получила не менее 110 вертолетов.
Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.
В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.
Задействованная в Сирии техника
С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.
С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.
За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.
По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2018 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.
Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
Состав боевого авиапарка ВКС России на 2020 год
Страна | Парк ВС | % | |
1 | США | 13 266 | 25 |
2 | Россия | 4 163 | 8 |
3 | Китай | 3 210 | 6 |
4 | Индия | 2 123 | 4 |
5 | Южная Корея | 1 649 | 3 |
6 | Япония | 1 561 | 3 |
7 | Пакистан | 1 372 | 2 |
8 | Франция | 1 229 | 2 |
9 | Турция | 1 055 | 2 |
10 | Египет | 1 054 | 2 |
Остальные | 23 208 | 43 | |
Всего | 53 890 | 100 |
Воздушно-космические силы России образованы 12 августа 2015 года после слияния Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны и решают широкий круг задач:
В настоящее время в состав Воздушно-космических сил РФ входят Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также Космические войска. ВВС составляют Дальняя, Военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. Начатая в 2008 году реформа закончилась формированием 4-х армий вместо 6, которые впоследствии вошли в состав обновленных военных округов.
Войска противовоздушной и противоракетной обороны до 1998 года являлись отдельным видом ВС РФ, затем их объединили с ВВС, а позже переформировали в 11 бригад воздушно-космической обороны. После объединения в 2015 году новые войска получили сокращённое название ПВО-ПРО ВКС. Используя соответствующие средства, они должны защищать от удара противника и отражать его, а также уничтожать баллистические ракеты.
Космические войска предназначены для защиты страны от ударов потенциального противника из околоземного космического пространства. С 2001 года по 2011 год они функционировали в виде отдельного рода войск, затем числились в составе ВВКО, а с середины 2015 года входят в состав ВКС. Основные задачи, решаемые этими войсками, заключаются в наблюдении за космическими объектами с целью обнаружения угроз, запуск специальных аппаратов в космос, удержание в состоянии готовности к использованию спутников.
Военная авиация России насчитывает более 1800 самолётов, включая более 800 истребителей Су-27, Су-30СМ, Су-33, Су-35С, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации, порядка 200 фронтовых бомбардировщиков Су-34, Су-24М и их модификации, свыше 200 штурмовиков Су-25, около 150 учебно-тренировочных самолётов Як-130 и других, около 70 стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 и более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3.
Кроме того, в ВКС имеется около 400 военно-транспортных самолётов и самолётов-заправщиков Ил-78, а также более 20 авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У.
Парк вертолётов насчитывает порядка 1500 ударных, многоцелевых и транспортно-десантных вертолетов Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28Н, Ка-52.
Первый серийный самолёт Су-57 (Т-50С-1, серийный номер 51001, бортовой номер «01 синий»), построенный на КнААЗ, совершил первый полёт в Комсомольске-на-Амуре в начале декабря 2019 года и планировался к передаче Министерству обороны 27 декабря, но 24 декабря 2019 года на заключительном этапе заводских испытаний разбился в результате аварии, по причине, предположительно, сбоя в системе управления самолётом.
Потеря первого серийного образца Су-57 повлекла за собой смену руководства ПАО «Компания «Сухой». По информации Центра АСТ, «Сухой» будет вынужден компенсировать потерю за свой счёт, изготовив ещё один самолёт взамен разбитого.
В 2016 году Министерство обороны РФ заказало 150 лёгких учебно-тренировочных самолётов Як-152 для первичного обучения военных лётчиков. В настоящее время самолёт проходит заключительный этап лётных испытаний, а на Иркутском авиазаводе готовится их серийное производство.
В 2018 году Министерство обороны России подписало с ОАК контракт на поставку Морской авиации ВМФ трёх самолётов Бе-200ПС, первый из которых должен был быть поставлен в 2019 году. 14 февраля 2020 года первый самолет-амфибия Бе-200ЧС, предназначенный для Минобороны РФ, поднялся в воздух. 20 июля Бе-200 «Александр Мамкин» совершил посадку на аэродроме «Громово» Западного военного округа, куда он прибыл для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.
Авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи», входящая в состав Центра показа авиационной техники 4-го ордена Ленина Краснознамённого Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВКС имени В.П. Чкалова в начале июля 2020 года завершила переход на многоцелевые истребители Су-35С.
8 июля специалисты Центра показа авиационной техники завершили комплексную проверку и приём самолётов на заводе-изготовителе в Комсомольске-на-Амуре, лётчики «Витязей» провёли контрольный облёт самолётов, проверив истребители в воздухе.
9 июля экипажи пилотажной группы перебазировали самолёты с завода-изготовителя в подмосковную Кубинку с промежуточной посадкой в Новосибирске. Самолеты, окрашенные в цвета российского флага, имеют серийную комплектацию.
Первые самолёты Су-35С поступили в состав «Русских Витязей» в ноябре 2019 г. До этого авиационный парк группы состоял из восьми двухместных истребителей Су-30СМ, полученных в октябре-ноябре 2016 года. Истребители Су-30СМ заменили истребители Су-27, на которых «Русские Витязи» летали с момента формирования в апреле 1991 года.
Примечание:
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»