какие самолеты в сирии

Иран из Сирии охотится на израильские истребители передовыми средствами ПВО — СМИ

Иран начал развëртывание передовых зенитно-ракетных батарей в Ближневосточном регионе, в том числе в Сирии, где израильская авиация регулярно наносит удары. По всем признакам Тегеран наращивает свои усилия, объявив своеобразную охоту на истребители ВВС еврейского государства в сирийском небе. Ранее в СМИ Израиля появились сообщения о неудачных попытках иранских средств ПВО сбить самолëты потенциального противника с территории арабской республики.

Как отметила вечером 25 октября газета The Jerusalem Post, за последний год, хотя израильские удары по Сирии участились, время реакции сирийских батарей ПВО сократилось. Это привело к тому, что ВВС Израиля изменили свою тактику во время таких операций, в том числе за счëт создания более крупного строя во время налëтов, чтобы можно было поразить сразу несколько целей в максимально сжатые сроки вместо того, чтобы боевые машины возвращались к атаке той же цели, отмечает издание.

В 2018 году на севере Израиля разбился истребитель-бомбардировщик F-16 после попадания в него ракеты С-200, выпущенной сирийскими войсками во время очередного налëта израильской авиации. Сирийские противоракеты также приземлялись в Израиле в последние годы, в том числе в этом, когда осколки одной такой ракеты попали в северный Тель-Авив, а другая ракета-перехватчик упала недалеко от ядерного объекта в Димоне, в пустыне Негев, напоминает The Jerusalem Post.

Пытаясь бросить вызов израильским самолëтам, Иран изменил размещение своих зенитно-ракетных батарей в регионе, отделив их радары от пусковых установок. Такой шаг вынуждает больше израильских самолëтов участвовать в любой возможной операции против ядерной программы Исламской Республики.

«ВВС Израиля понимают, что оборонная промышленность ИРИ сильна. Особенное беспокойство вызывают возможности иранского парка боевых беспилотников, которые представляют серьëзную угрозу для Израиля, о чëм свидетельствует атака саудовской нефтяной компании Aramco в 2019 году и недавняя смертоносная атака на танкер в Оманском заливе», — говорится в публикации.

Какие именно средства ПВО собственного производства Иран развернул в Сирии для «охоты» на израильские самолëты, не уточняется.

Напомним, с 2011 года Израиль нанёс сотни ударов по Сирии, большая часть которых была направлена против поддерживаемых Ираном формирований ливанской «Хизбаллы». В течение последнего года израильская авиация участила удары вглубь сирийской территории. Эксперты связывали это с подписанным Ираном и Сирией в июле 2020-го соглашением, которое предусматривает размещение на сирийской территории иранских зенитных ракетных комплексов. По данным СМИ, Тегеран обязался прикрыть арабского союзника «передовыми системами противовоздушной обороны», такими как Bavar и Khordad.

Источник

Любимый ястреб дома Асадов Как воюют военно-воздушные силы Сирии

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Гражданская война в Сирии, продолжающаяся почти пять лет, еще ждет своего детального описания. Одним из самых интересных разделов будущей истории борьбы с радикальными исламистами и их союзниками, безусловно, станет анализ действий сирийских ВВС, во многом определивших ход этой войны.

Силы особого внимания

ВВС Сирии всегда считались одними из лучших в арабских странах — что неудивительно, учитывая летное прошлое Хафеза Асада, руководившего страной с 1971 по 2000 год, и его бессменного министра обороны Мустафы Тласа, с 1972 по 2002 год возглавлявшего военное ведомство. Качество арабских ВВС часто воспринимается через призму катастрофического разгрома в шестидневной войне с Израилем в 1967 году, однако в последующих конфликтах, несмотря на очевидное техническое и оперативное превосходство израильских ВВС, сирийцы выделялись на фоне соседей и лучшей подготовкой пилотов, и высоким уровнем организации.

В конце 1980-х прогресс сирийских ВВС приостановился: после распада СССР страна перестала получать военную технику на льготных условиях (а зачастую и бесплатно), а экономика Сирии не позволяла покупать новые самолеты по коммерческим ценам. Впрочем, беспокойства по этому поводу в Дамаске не проявляли: отношения с Израилем, стабилизировавшиеся до состояния худого мира, устраивающего обе стороны, позволяли не думать о возможной войне, а для наиболее вероятных внутренних конфликтов хватило бы и ранее поставленного — тем более что полученные в 1980-х годах ударные самолеты Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, истребители МиГ-23МЛ и МиГ-29 на тот момент считались вполне современными машинами.

Материалы по теме

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Буря в Леванте

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Реализовать эти планы, однако, не удалось: сначала финансовые проблемы Дамаска, а затем начавшиеся волнения, переросшие в гражданскую войну, сделали для сирийских ВВС куда более актуальными вопросы поддержания боеготовности имеющихся самолетов и вертолетов, независимо от их морального устаревания.

Война до последнего МиГа

Боевые действия, начавшиеся в 2011 году и охватившие большую часть территории страны в 2012-2013-м, заставили Дамаск использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, включая устаревшую технику. Десятки самолетов и вертолетов были потеряны на захваченных антиправительственными силами базах, однако в подавляющем большинстве это были выработавшие свой ресурс самолеты, числившиеся в строю лишь номинально. Практически все машины, способные летать, довольно быстро сосредоточились в центре и на западе Сирии, главным образом на авиабазах Мезе (Дамаск), Шайрат (Хомс), Аль-Тайяс (близ Пальмиры), Квейрис (в районе Алеппо), на аэродромах близ Латакии и Дейр-эз-Зора.

В ходе боевых действий использовались практически все типы самолетов, имеющиеся в распоряжении Дамаска, кроме разве что истребителей-перехватчиков МиГ-25П (в боеспособности которых к 2011 году уже были большие сомнения, а целей в этой войне для них не было точно). Сирийские ВВС несли значительные потери — по некоторыми источникам, было утрачено свыше 130 самолетов и вертолетов, однако достоверность этой оценки вызывает сомнения.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Некоторые офицеры ВВС России, уже в ходе боевых действий бывавшие в командировках в Сирии в рамках военно-технического сотрудничества, анализируя некоторые случаи потерь сирийской авиатехники, прежде всего вертолетов, утверждали, что выкладываемые террористами видеоролики демонстрировали поражение одних и тех же машин, уничтожение которых фиксировалось несколькими камерами с разной дистанции и направлений, а при последующей обработке видео «продавалось» по нескольку раз. «Продавалось» в буквальном смысле: основные группировки антиправительственных сил, будь то умеренная оппозиция или радикалы, установили свою систему премий за успехи в боях, и уничтоженные самолеты и вертолеты оценивались очень высоко.

Пытаясь свести все тематические материалы воедино, можно прийти к выводу, что боевые потери ВВС Сирии, то есть машины, не вернувшиеся с боевого задания по всем причинам, от поражения ПВО противника, до аварии, а также списанные из за боевых повреждений, без учета захваченной или расстрелянной на базах техники, составляют более 40 вертолетов, подавляющее большинство которых — транспортные и многоцелевые Ми-8/Ми-17 в различных вариантах, а также две единицы боевых Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24Д) и 25-30 боевых самолетов. В это число входят около десяти МиГ-21 различных серий, шесть или семь учебно-боевых самолетов L-39, в том числе L-39ZA, адаптированных для штурмовых задач, четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН (включая один сбитый ВВС Турции 23 марта 2014 года), один истребитель МиГ-23МЛ, пять истребителей-бомбардировщиков Су-22М и три фронтовых бомбардировщика Су-24МК (включая сбитый израильскими силами ПВО 23 сентября 2014 года).

В настоящее время нет достоверных сведений о потерях вертолетов SA-342 Gazelle, которые Сирия закупала в конце 1970-1980-х годах во Франции. Возможно, их использование ввиду отсутствия запчастей из-за введенных странами Запада санкций крайне ограничено, и, скорее всего, единичные «Газели» просто не успели налетать достаточно, чтобы попасть под результативный огонь противника.

Так или иначе, общие потери достаточно велики: Сирия потеряла примерно половину имевшегося до начала войны парка вертолетов Ми-8/17 и примерно 15 процентов пригодного к полетам парка боевых самолетов.

Незамеченный подвиг

Пресса последних лет стала стесняться громких слов, однако то, что сделали ВВС Сирии (не умаляя заслуг ряда подразделений армии и ополчения), можно без преувеличения назвать подвигом. Страдая от нехватки запчастей, современных боеприпасов, топлива, на самолетах, зачастую вылетавших назначенный ресурс, с пилотами, у которых не было нужных часов налета для отработки противодействия средствам ПВО, сирийская военная авиация продолжала выполнять свои задачи. Иногда — в немыслимых условиях, как в осажденном Дейр-эз-Зоре, где истребители МиГ-21 поднимались в воздух фактически под минометным огнем, атакуя противника, окопавшегося в нескольких сотнях метров от взлетной полосы. При этом шансы остаться в живых «в случае чего» были минимальны: авиационно-спасательная служба в ВВС Сирии не слишком хорошо развита, а при попадании в руки террористов расстрел был самой легкой участью, грозившей пилоту.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Нехватка запчастей решалась «каннибализацией» ранее списанных машин, нехватка боеприпасов — изготовлением кустарных авиабомб, но до бесконечности так продолжаться не могло: современная авиация, даже с учетом неприхотливости и ремонтопригодности советских самолетов второго-третьего поколений, все же весьма чувствительна к поставкам необходимого оборудования, и без внешней помощи сирийские ВВС однажды перешли бы ту грань, за которой последовало бы обвальное крушение боеспособности и переход к эпизодическим вылетам единичных «оставшихся в живых».

Материалы по теме

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Сирийский экспресс

Вторым существенным фактором стала помощь извне, в первую очередь — из России. Начавшаяся в 2012 году и расширившаяся в следующие два года, она позволила замедлить темпы снижения боевого потенциала, а затем и остановить его. Ключевую роль сыграли поставки запчастей, позволившие поддерживать техническую готовность авиапарка, и организационная помощь в виде военных советников на месте и запущенной вновь подготовки летного, технического и командного состава ВВС в России.

В этих условиях сирийская авиация выполняла практически весь объем задач — от поддержки блокированных баз до точечных ударов. По некоторым сведениям, в марте 2014 года вылет бомбардировщика Су-24МК с полученной из России управляемой авиабомбой решил судьбу древней твердыни госпитальеров — Крак де Шевалье близ Хомса, которая в 2013 году была захвачена террористами. Высокоточный боеприпас проделал брешь в укреплениях, которой воспользовались сирийские спецназовцы, ворвавшиеся в замок и уничтожившие боевиков. Этот шаг позволил сохранить историческую крепость: обычный для сирийской армии многодневный артобстрел превратил бы ее в руины. ВВС Сирии оказались единственной силой в распоряжении Дамаска, способной эффективно поддерживать собственные войска и в обороне, и в наступлении, однако число боеготовных машин в силу потерь и физического износа неуклонно уменьшалось и заставляло задуматься о перспективах этой поддержки и войны в целом.

Война шла с переменным успехом, и, отражая атаки террористов в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других — к лету 2015 года ситуация стала критической. В этот момент, однако, уже началась подготовка российской операции, вскоре радикально изменившей обстановку.

Новые условия

Операция российских воздушно-космических сил в Сирии, начавшаяся официально 30 сентября 2015 года, позволила дать сирийским ВВС отдых — почти все современные машины были выведены на ремонт и модернизацию. По имеющейся информации, сирийские Су-24МК получили новый прицельно-навигационный комплекс СВП-24 и другое оборудование, что расширило номенклатуру используемых боеприпасов и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко повысило эффективность их действий — теперь в каждом вылете сирийские Су-24 благодаря новому оборудованию и прошедшим переподготовку летчикам могли поражать несколько целей, как и модернизированные российские бомбардировщики того же типа.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

По некоторым данным, модернизация коснулась и как минимум части сирийских МиГ-29, однако некоторые специалисты полагают, что под модернизацию замаскировали все же состоявшиеся поставки МиГ-29М, которые были заказаны Дамаском еще в 2000-х.

Насколько можно судить, в настоящее время именно группировка Су-24 составляет боевое ядро сирийских ВВС, и самолеты этого типа совершают до 30 вылетов в сутки. В то же время используются и самолеты других типов: истребители-бомбардировщики Су-22М4, численность которых оценивается примерно в 25-30 исправных машин, МиГ-23БН, которых насчитывается примерно столько же, истребителей МиГ-23МЛ/МЛД и МиГ-21, которых, по разным оценкам, осталось примерно по 50-60 исправных машин для каждого типа. Число вылетов старых машин сложно оценить в виду недостатка информации, но в основном они используются для поддержки войск на поле боя.

Материалы по теме

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Это надолго

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Кумулятивный эффект

Ввод российской авиагруппы и обновление парка ударных машин сирийских ВВС позволили резко сократить использование над полем боя учебно-боевых самолетов L-39. Нагрузка на сирийскую армейскую авиацию тоже снизилась — над полем боя появились российские вертолеты Ми-24П, которые были быстро опознаны на видео даже не столько по внешним отличиям от сирийских Ми-25, сколько по почерку: полеты на сверхмалых высотах и больших скоростях с интенсивным маневрированием до этого позволяли себе очень немногие сирийские вертолетчики.

Говорить о победе в сирийской войне рано, даже несмотря на растущие объемы помощи Дамаску со стороны Москвы и Тегерана, — равно как и предполагать, чем в принципе она может закончиться. Но самое главное уже произошло: очевидно, что ни умеренной оппозиции, ни радикалам разных направлений не удалось добиться крушения сирийского государства и одержать победу над его армией. Подчиняющиеся Башару Асаду войска и отряды ополчения прекратили отступать, более того — начали зачистку от боевиков стратегически важных районов Латакии и Алеппо, выходя к границе с Турцией. Как пойдут боевые действия дальше, особенно с учетом объявленного перемирия, сказать пока сложно, но перелом уже очевиден, как и значимый вклад в этот успех сирийских ВВС.

Источник

Судьба авиабазы Хмеймим и базы ВМФ в Тартусе

Война в Сирии закончена…

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Цитируем слова Сергея Лаврова из его интервью газете «Труд»:

Понятно, что теперь активных боевых действий с участием российских военнослужащих не будет. При этом понятно, что присутствие российских специалистов определенных специальностей там продолжится. Это не обсуждается. В каких-то вопросах, особенно при том раскладе сил, что есть сегодня в Сирии, это просто необходимо и нам, и сирийцам.

Нам же гораздо интереснее другой кусочек интервью российского министра. Буквально пара предложений, которые для большинства обывателей не сказали ничего, но для людей более сведущих стали тем маяком в будущее, тем направлением, куда будет двигаться Сирия в ближайшие годы или десятилетия.

Внешнеполитические проблемы сегодня обсуждать не будем. Для появления головной боли у дипломатов и политиков некоторых стран, думаю, достаточно последней цитаты. А вот то, как Россия будет способствовать решению заявленных главой МИДа вопросов прямо касается, в том числе, российских военнослужащих.

Военно-морская база в Тартусе

Чтобы не интриговать читателей, начну с главного. У Российской Федерации на постоянной основе появилась полноценная авиационная военная база в регионе. Кроме того, ВМФ России сохранил, а точнее, воссоздал на базе небольшой ранее существовавшей базы, практически не используемой по прямому назначению, полноценную современную военно-морскую базу в Тартусе.

Очень сложно сказать, какая база важнее. Без базы Хмеймим не было бы и новой базы ВМФ в Тартусе. Но в то же время без Тартуса не было бы Хмеймима. Не было бы побед сирийской армии. Хотя нет, победы бы в конце концов были, но цена этих побед была бы на порядок выше. Да и российским военнослужащим было бы намного сложнее работать в Сирии.

Почему Хмеймим и Тартус тесно связаны между собой? Опять нужно вернуться в 2015-й год. Хмеймим, который был предоставлен нашим ВКС в качестве военной базы, представлял собой практически чистое поле с одной полосой, старым аэропортом и неприспособленным к нуждам военных оборудованием. Для размещения и работы российских ВКС не было практически ничего. Да и гражданский аэродром был необходим республике.

Российский солдат умеет быстро обустраивать себе комфортабельную жизнь на войне. Наверное, это генетически заложено в наших военнослужащих. Однако командование ВКС и МО РФ уже тогда стали готовить базу на перспективу. И вот тут-то и понадобилась база ВМФ. Капитальное строительство требовало огромного количества стройматериалов из России. И оптимально было завозить их морским путем.

Кстати, современное вооружение, которое так напугало силы, желающие свержения сирийского президента, было доставлено в основном именно морским путем. Через базу в Тартусе. Хотя в ходе операции, по сообщениям СМИ, могло создастся впечатление, что снабжение шло в основном авиацией через Хмеймим.

База ВМФ в Тартусе сегодня и то, что было до начала операции ВКС, отличается как небо и земля. Вместо плавпричала, казармы и нескольких складов в дальнем углу территории порта сегодня база представляет собой закрытую акваторию с новейшими причалами.

Причем это уже не база для одного-двух кораблей, сегодня в акваторию может зайти эскадра! Причалы оборудованы системами жизнеобеспечения кораблей, площадками разгрузки, ремонтным комплексом для обслуживания и малого ремонта кораблей.

Тут просто необходимо упомянуть и об отдыхе экипажей кораблей и подводных лодок. Тартус обладает полной инфраструктурой для организации такого отдыха. Теперь солдаты, матросы и офицеры живут в комфортабельных условиях и имеют все возможности, которые они имели в «родных» гарнизонах. От услуг прачечной до кинофильмов и кафе.

Очень важно и то, что база в Тартусе ориентирована не только на Сирию, но и на контроль Средиземного моря. Корабли и подводные лодки, которые сегодня находятся в районе базы, способны наносить удары по целям, находящимся даже в районе проливов Босфор и Дарданеллы. Фактически Россия взяла под контроль всю восточную часть Средиземного моря.

Но и это не всё. Сама база прекрасно защищена от нападения со всех сторон. ПВО в Тартусе обладает возможностями уничтожать цели как на большом расстоянии, так и в непосредственной близости от самой базы. Российские средства ПВО засекают цели на дальности до 400 километров. Да и системы РЭБ, расположенные в Тартусе, прекрасно прикрывают подходы к базе.

Не менее серьезно военно-морская база защищена с моря. Ракетные системы «Бастион», крылатые ракеты на кораблях и подводных лодках, катера береговой охраны и противодиверсионные катера, подразделения морского спецназа — все это обеспечивает надежную защиту Тартуса и уничтожение противника как на дальних, так и на ближних подступах к базе.

Авиабаза Хмеймим

Авиабаза Хмеймим сегодня не просто место базирования российских ВКС. Фактически это небольшой российский город, расположенный далеко от Родины. Да-да, не палаточный городок, а вполне современный, в меру комфортабельный городок. Правда, гражданским, прибывающим на базу в командировку, немного некомфортно от того, что архитектура базы достаточно монотонна.

В основу жилого строительства на базе положены известные многим КИМБы. Готовые жилые «кирпичи» для любого строительства. Знаменитая «конструкция инженерная модульная блочная», а попросту 6-метровый «морской контейнер» (6,5 м на 2,5 м), оборудованный кондиционером, шумоизоляцией, спальными местами и различными шкафчиками-тумбочками.

Понятно, что молодым людям необходимы и другие места общего пользования: столовые, клуб, спортивные площадки… На авиабазе все это есть! Даже баня есть! Не говоря уже о собственном хлебозаводе и прачечной. А ещё есть, построенные руками солдат и офицеров два храма. В целом можно сказать, что на сегодня авиабаза полностью построена, и теперь задача военных заключается в совершенствовании условий жизни и службы.

Вот что сказал заместитель командира авиационного полка, базирующегося на базе Хмеймим, 26 сентября:

Создание авиабазы уже сегодня можно без натяжки назвать героизмом солдат и офицеров российских ВС. База разворачивалась в условиях ведения боевых действий, в тяжелейших климатических условиях, когда летом температура подскакивала до 50 градусов. При этом основная работа базы по обеспечению ВКС и других частей и подразделений армии всем необходимым для ведения боевых действий продолжалась без перерывов.

База, как и положено, прекрасно защищена. Сегодня можно говорить о том, что Хмеймим «накрыт» куполом диаметром в 400 километров, который гарантирует уничтожение противника «Триумфом» С-400. На ближних подступах охрану неба ведут «Тор М2» и «Панцирь М». Добавьте к этим комплексам установки РЭБ.

Согласно приказу любой объект, пересекающий 60-километровую зону и не отвечающий на запрос, подлежит немедленному уничтожению. Именно благодаря тому, что право на ликвидацию цели получили непосредственно командиры ЗРК, ни одна из атак БПЛА не достигла поставленных целей. Только за 2019 год ПВО Хмеймим уничтожила и посадила более сотни ударных и разведывательных дронов. Генерал Конашенков о ситуации сегодня:

Любая авиабаза — это прежде всего аэродром. Для того чтобы узнать о состоянии аэродрома, обратимся опять к интервью с заместителем командира авиаполка:

Конечно, кто-то спросит, а как же заявление Путина о выводе российских ВКС, сделанное в декабре 2017 года. Основные силы в декабре действительно были выведены. Но необходимые для защиты базы и проведения разовых операций остались. Сегодня на базе в Хмеймиме находятся около 30 летательных аппаратов различного типа. Это самолеты СУ-35С, Су-34, Су-24, вертолеты Ми-35 и Ми-8АМТШ.

И последнее. Российская авиабаза не повлияла на работу гражданского аэропорта. Международный аэропорт имени Басиля Аль-Асада, более известный как аэропорт Латакии, активно используется сегодня сирийской стороной. Совместное его использование никак не мешает гражданским самолетам.

Мы останемся надолго

Я специально достаточно подробно рассказал о том, как выглядят сегодня наши базы в Сирии. Прежде всего для того, чтобы стало понятно, что мы пришли надолго. Мы получили прекрасную возможность не только держать под контролем регион, но и вести активное наблюдение за наиболее проблемными участками Средиземноморья.

Обе российские военные базы не автономны. Это единая система, которая в случае опасности обеспечит быструю реакцию на любое нападение противника. И совершенствование этих баз продолжается постоянно. А это значит, что российская армия больше не будет пассивно смотреть на то, что творят некоторые зарвавшиеся политики других стран в регионе. Это значит, что мы активно включаемся в международную политику.

А солдатам и матросам, офицерам, генералам и адмиралам, которые обеспечили в достаточно короткие сроки строительство и оборудование двух военных баз, только и остается сказать спасибо за службу.

Источник

Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники друзей НАТО

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Сирия, 15 июля. Пилоты ВВС Сирии творят чудеса на авиатехнике советского и российского производства. В этом убедился военкор Федерального агентства новостей (ФАН), наблюдавший за работой лётчиков САР на разных аэродромах страны.

Самолёты: в бой идут одни старики

Некогда большой, но устаревший уже к моменту развала СССР парк сирийских военно-воздушных сил серьёзно сократился за годы войны. Для продолжения борьбы с террористами и эффективной авиаподдержки войск Дамаску позарез нужны новые самолёты. Каково состояние ВВС Сирии и что их ждёт?

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Истребители МиГ-21 и МиГ-23

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Старые самолёты, возраст которых зачастую больше 40 лет, часто падают. Причина банальна — отказ техники. Те же МиГ-21 просто не рассчитаны на столь долгую эксплуатацию, в России их сняли с вооружения ещё в 1980-х. Однако надёжность, высокое качество сборки этих истребителей, а также труд сирийских авиамехаников и помощь РФ с запчастями позволяют им оставаться в строю.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

В условиях войны все средства хороши. Использовать «двадцать первый» как бомбардировщик? Не вопрос! Например, в Дейр-эз-Зоре МиГ-21 довольно успешно бомбят позиции террористов. Это при том, что самолёт создан как истребитель и к нанесению ударов по земле не приспособлен. Остаётся только восхищаться мужеством лётчиков и мастерством механиков и техников. Ведь пилоты Дейр-эз-Зора взлетают буквально под миномётным огнём войск «Халифата».

А вот против авиации потенциальных противников Сирии — Израиля и Турции — МиГ-21 и МиГ-23 практически бесполезны.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Высотные перехватчики МиГ-25

До войны у Сирии было три эскадрильи высотных перехватчиков МиГ-25П/разведчиков МиГ-25Р, всего около дюжины самолётов. Большая часть этих самолётов разукомплектованы или повреждены в результате обстрелов аэродромов. За полгода в Сирии я ни разу не видел «двадцать пятый» в небе.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Бомбардировщики Су-24 и Су-22

До войны Сирия располагала 12 бомбардировщиками Су-24. Эти машины — более старые в сравнении с однотипными самолётами ВКС РФ, что базируются в Хмеймиме. Однако есть информация, что РФ оснастила их новым прицельным комплексом. Су-24 — лучшее, что есть у бомбардировочной авиации Сирии, они позволяют наносить мощные и точные удары.

По состоянию на 2012 год ВВС САР имели также 23 старых Су-22 (Су-22М4).

Самые современные сирийские самолёты — это МиГ-29, до 30 машин в двух-трёх эскадрильях. Москва помогла модернизировать около десяти этих самолётов до версии МиГ-29СМТ. Истребители получили радиолокационную систему «Жук-М», ракеты Р-77 «воздух-воздух» и корректируемые авиабомбы КАБ-500С-Э. Именно эти самолёты прикрывали российские штурмовики Су-25 при нанесении ударов по террористам.

ВВС САР также могут располагать несколькими истребителями Су-27, однако точной информации об этих поставках нет.

Вертолёты и ПВО

С вертолётами ситуация близка к критической. Французские SA-342 Gazelle и российские Ми-24 уже старые, а Ми-8/17 осталось совсем немного. Пришлось задействовать морскую авиацию, представленную вертолётами Ми-14 (морская версия Ми-8). Годами снабжать по воздуху блокированную авиабазу Квейрис в провинции Алеппо или окружённую группировку сирийских войск в Дейр-эз-Зоре, теряя машины, дорогого стоило сирийским вертолётчикам.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Вертолёты ВКС РФ при этом действуют в Сирии довольно успешно. Мастерство российских пилотов позволяет им работать на сверхмалых высотах и огромной скорости — сирийские вертолётчики такого себе позволить не могут.

Учебная авиация: от L-39 и Flamingo к Як-130?

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Всё актуальнее необходимость замены старых учебно-боевых самолётов на современные российские Як-130.

Потери

В ходе войны в Сирии с 2011 года авиация страны потеряла десятки машин. Часть самолётов были сбиты боевиками или Турцией, часть — уничтожены на аэродромах в ходе артобстрелов. Не все самолёты успели эвакуировать с авиабаз перед их захватом террористами.

Всего с 2011 года ВВС САР потеряли 15-25% самолётов и до половины вертолётов. Потери оцениваются в 40-50 самолётов и 50 «вертушек».

Появятся ли у Сирии новые самолёты?

ВВС САР комплектовались преимущественно советской авиатехникой. Объёмы поставок снизились после развала СССР, хотя Москва и Дамаск продолжили взаимодействовать в части модернизации самолётов.

Естественно, нынешних возможностей ВВС САР не хватает даже для борьбы с террористами, не говоря уже о противостоянии турецкой или израильской воздушной мощи. Вот почему сирийской авиации нужно качественное обновление авиатехники. Помочь Асаду с новыми самолётами сейчас может только Москва.

Масштабные льготные или бесплатные поставки отечественных самолётов в ВВС САР закончились с развалом СССР. Россия, возможно, что-то передавала, однако точных данных нет. Ходят слухи, что под модернизацию МиГ-29 на рубеже веков замаскировали передачу новых самолётов.

В 2012-м Россия и Сирия договорились о поставке 12 МиГ-29М, восьми МиГ-31 и 36 Як-130, однако нехватка денег и война помешали этим планам.

Вопрос в том, будет ли РФ поставлять Сирии новые самолёты или хотя бы машины со складов хранения. Это может серьёзно изменить ход войны.

Россия уже поставила значительное число авиатехники Ираку. ВВС этой страны получили около 30 ударных вертолётов Ми-28НЭ и 10 фронтовых штурмовиков Су-25, а также шесть истребителей Су-30К.

Те же Су-25 могли бы стать для ВВС САР хорошим подспорьем, однако их поставка связана с необходимостью обучения сирийских пилотов. Ситуация повторяет историю с танками Т-90, которые сирийские танкисты пока не вполне освоили.

Кадры

Проблема, таким образом, не только в поставках новой техники. Для обучения пилотов нужны время и деньги, а также материально-техническая база. Школа пилотов в Квейрисе, провинция Алеппо, пока не восстановила свою работу. Эта авиабаза с лётным училищем долгое время была в полной блокаде террористов. Оборона Квейриса вошла в историю как одна из героических страниц сирийской армии. Курсанты, защищавшие авиабазу, по-прежнему сражаются на земле.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Поэтому сирийских пилотов, скорее всего, придётся обучать в России. Есть информация, что этот процесс уже начался, однако подготовка пилотов ВВС САР в российских лётных школах вряд ли будет афишироваться.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

Сегодня в Сирии около 500 опытных боевых пилотов, а всего — до четырёх тысяч лётчиков. Большинство из них — алавиты (как президент Сирии Башар Асад), значительная часть — сунниты. Экс-президент САР Хафез Асад, управлявший страной с 1971 по 2000-й годы, также был лётчиком. Неудивительно, что его земляки также массово записываются в авиацию.

Кто помогает террористам сбивать самолёты и вертолёты ВВС САР и ВКС РФ

Террористы получают от своих «друзей» всё новые зенитно-ракетные противовоздушные системы как американского, так и советского производства. В начале июля стало известно, что Саудовская Аравия помогла боевикам террористической группировки «Джейш-аль-Ислам» отремонтировать 3-4 ЗРК «Оса». При этом запчасти для комплексов могли быть закуплены на Украине.

какие самолеты в сирии. Смотреть фото какие самолеты в сирии. Смотреть картинку какие самолеты в сирии. Картинка про какие самолеты в сирии. Фото какие самолеты в сирии

8 июля этого года под Пальмирой также предположительно из комплекса TOW был подбит ударный вертолёт Ми-25 (по другим данным Ми-35) ВВС САР с российским экипажем. Погибли командир машины полковник Ряфагать Хабибуллин и штурман, лейтенант Евгений Долгин.

В ожидании «Кузнецова»: РФ отправит в Сирию «Хмеймим» морского базирования

В помощь сирийским ВВС и авиагруппе ВКС РФ в Хмеймиме будет отправлен единственный российский авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По проекту на борту корабля может базироваться 26 палубных истребителей Су-27К или МиГ-29К, а также 24 вертолёта (Ка-25, Ка27 и Ка29). Сейчас авиагруппа «Кузнецова» представлена 14 Су33, двумя Су-25УТГ, 10 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ.

Прибытие корабля к берегам САР ожидается осенью. После многих лет тренировок пилотам палубной авиации РФ предстоят боевые вылеты. Координация с «Кузнецовым» станет новым опытом для сирийских ПВО и ВВС, в том числе для истребителей, которые вновь могут сопровождать самолёты ВКС России.

Сейчас сирийские пилоты буквально творят чудеса. Они летают, по сути, на музейных экспонатах, работающих на пределе, и сами часто выходят за грань человеческих возможностей. Подвиг этот незаметен, но именно авиация является главным преимуществом Дамаска перед террористами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *