какие самолеты врезались в башни 11 сентября
Катастрофы двух «Боингов-767» и двух «Боингов-757» в США 11 сентября 2001 года
…Утром 11 сентября практически одновременно четыре группы террористов готовились к посадке в самолеты в трех крупных аэропортах Восточного побережья США. Первая группа стояла в очереди на посадку на борт самолета «Боинг-767» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз»: в 07.45 утра он вылетит из бостонского аэропорта имени Логана в Лос-Анджелес.
У соседней стойки авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз» вторая группа террористов ожидала посадки на борт точно такого же «Боинга»: этот вылетает в Лос-Анджелес в 7.58.
Разбившийся самолет «Боинг-767-223ER» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз», бортовой номер N334AA, 05 мая 1998 года
Определенное беспокойство у диспетчеров вызвал тот факт, что самолет начал неожиданно менять курс. Как только «Боинг-767» пересек границу штата Нью-Йорк, он резко повернул влево и, следуя над долиной Гудзона, направился прямо на Нью-Йорк. Впрочем, поразмыслив, диспетчеры решили, что самолет, потеряв связь с землей, просто намерен совершить экстренную посадку в одном из нью-йоркских аэропортов.
Разбившийся самолет «Боинг-767-222» авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз», бортовой номер N612UA, 10 сентября 2000 года
Захват самолета террористами прошел по отработанной схеме. Связь с бортом прервалась где-то между Ньюарком и Филадельфией. Тогда же на радарах было отмечено, что самолет поворачивает и тоже берет курс на Нью-Йорк.
К тому времени, когда самолет появился в небе над Нью-Йорком, наземные службы уже знали, что он захвачен. Более того, уже горела Северная башня ВТЦ. Тем не менее на земле еще явно не представляли себе истинного масштаба трагедии: гибель первого самолета была воспринята как трагическая случайность, жуткая, но тем не менее вполне возможная в случае захвата воздушного судна. Те немногие, кто к тому времени знал о захвате самолетов, посчитали, что в кабине пилотов началась борьба, из-за которой самолет потерял управление, а жители Нью-Йорка, видевшие, как огромный самолет врезается в башню, были уверены, что произошла фатальная ошибка.
А в это время в Нью-Йорке только приступили к оценке ситуации. Сотрудники службы безопасности центра передали всем находившимся в башнях предписание ни при каких обстоятельствах не пытаться покинуть здания самостоятельно. Башни построены таким образом, говорили они, чтобы выдержать подобную катастрофу. Находящиеся на этажах ниже места взрыва, говорили охранники, в полной безопасности. Тем, кто находился выше взрыва, должны помочь пожарные и спасатели, имеющие соответствующее оборудование.
Федеральные власти также пытались определить степень угрозы. По распоряжению ФБР Федеральное управление авиации распорядилось закрыть все аэропорты вокруг Нью-Йорка и начало проверку всех самолетов, находившихся в воздухе. Особое беспокойство у сотрудников ФБР вызывал рейс № 77.
Разбившийся самолет «Боинг-757-223» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз», бортовой номер N644AA, 11 октября 1999 года
Связь с самолетом была потеряна одновременно с другими, однако и после этого «борт» N644AA продолжал держаться правильного курса, поэтому подозрений поначалу не возникало. О том, что самолет захвачен, стало известно вскоре после первого удара по ВТЦ.
О «борте» N644AA, который вполне мог оказаться еще одной «летающей ракетой», немедленно сообщили всем находившимся в Вашингтоне высшим чиновникам страны. Министр обороны Доналд Рамсфелд выехал в Пентагон, чтобы принять участие в заседании экспертов, которые должны были решить, что делать с самолетами, захваченными террористами и еще находящимися в воздухе? По дороге в здание министерства обороны Рамсфельд распорядился закрыть для полетов все воздушное пространство страны и приступить к эвакуации из всех правительственных и важных общественных зданий американской столицы.
В 9.40 этот приказ, отданный впервые за все время существования американской гражданской авиации, доведен руководством Федерального управления авиации до сведения авиакомпаний. Всем самолетам, находившимся в воздухе, отдан приказ немедленно совершить посадку в ближайшем от них аэропорту. Одновременно отдан приказ о приведении в боевую готовность ВВС и системы ПВО.
Разбившийся самолет «Боинг-757-222» авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз», бортовой номер N591UA, 08 сентября 2001 года, за 3 дня до трагедии.
Диспетчер в Чикаго уже сообщил о похищении «Боинга-757-223» («борт» N644AA) и разослал всем сообщение: «Внимание, опасность вторжения в кабину!» Экипаж «Юнайтед» еще успевает отправить только одно слово: «Подтверждаем». Секунду спустя самолет был захвачен.
Эвакуация работников Белого дома и прочих государственных учреждений в Вашингтоне шла полным ходом, продолжались спасательные работы у Пентагона и в Нью-Йорке, когда у военных и ФБР окончательно отпали сомнения по поводу рейса № 93. Шедший до сих пор обычным маршрутом, «Боинг» резко повернул в сторону и начал движение в опасном направлении: на его пути располагались атомная электростанция и Кэмп-Дэвид, загородная резиденция президента. В небо поднялись истребители ВВС, которым было поручено любой ценой не допустить нового теракта.
Террористы позволяют жертвам вести оживленные телефонные разговоры, даже требуют, чтобы те ввели близких в курс дела. Стюардесса Сэнди Брэдшо по телефону рассказывает мужу, что тайком кипятит воду в бортовой кухне, чтобы использовать ее против террористов.
09.59. В самолете в это время как минимум трое обращаются к Всевышнему. Молится Тодд Бимер, 32-летний бизнесмен из Нью-Джерси. С 09.41 он не может связаться с семьей и разговаривает с Лизой Джефферсон, одной из руководителей телефонной компании. Он рассказал ей о своих детях: трехлетнем Дэвиде и годовалом Майке. Бизнесмен умолял Лизу Джефферсон позвонить его жене и передать, что он любит ее.
Бимер также рассказал о плане пассажиров восстать против террористов. И о том, что в проходе на полу лежат капитан и второй пилот, раненные или, возможно, убитые. И сейчас, время почти 09.58, он вызывает свой домашний номер и начинает читать молитву.
Четвертый «Боинг» терпит крушение в начале одиннадцатого. Самолет стремительно снижается; очевидцы замечают, как он раскачивается вправо и влево, резко ныряет вниз, трясется и, наконец, пропахивает длинную борозду 10-метровой глубины в поле в окрестностях Шенксвилла на западе Пенсильвании. Самолет и людей разрывает на мелкие части.
Тем временем в Нью-Йорке происходит, казалось, невероятное. В 10.04 охваченная огнем Южная башня ВТЦ рушится до основания. При этом отчетливо слышны несколько взрывов. В 10.30 падает Северная башня.
В 1945 году в перекрытие между 78-м и 79-м этажами знаменитого «Эмпайр стейт билдинг» на 34-й улице врезался бомбардировщик B-25. Погибли 14 человек. Пожар был потушен за 35 минут, здание выстояло: оно сделано «с запасом», превышавшим тогдашние требуемые стандарты.
По мнению специалистов, участвовавших в возведении Всемирного торгового центра, стальной каркас здания хоть и имел очень большой запас прочности, но не был рассчитан на пожар такой силы. Ведь на конструкцию обрушилось 24 тысячи галлонов (более 90 тысяч литров) горящего авиационного топлива.
Инженеры-строители рассчитали устойчивость зданий при ураганном ветре (они обладали гибкостью и раскачивались, но для обитателей это было почти незаметно) и при столкновении с самолетом, исходя из изученного вдоль и поперек случая с упомянутым инцидентом с «Эмпайр стейт». И хотя направленные на башни ВТЦ самолеты были значительно тяжелее того бомбардировщика, они устояли, не опрокинулись, что дало возможность эвакуировать служащих, которые оказались ниже очага возгорания. Те, кто оставались выше, были обречены. Развались здания сразу, жертв оказалось бы много больше. А так спасли 25 тысяч человек. Погибли, помимо более 2, 5 тысячи служащих, оказавшихся в ловушке на верхних этажах, 23 полицейских, 37 представителей властей города Нью-Йорка и 343 пожарных.
В 10.40 рушится часть горящей западной стены Пентагона. Пожар здесь продолжается многие часы.
В середине дня прекратили работу почти все правительственные учреждения и торговые центры.
В 09.57 он взлетел. Во время полета стало известно, что еще один самолет упал на здание Пентагона в Вашингтоне. Затем пришли сообщения об эвакуации правительственных зданий в Вашингтоне, закрытии всех аэропортов страны и падении самолета под Питтсбургом. Начиная с этого момента сотрудники пресс-службы президента перестали давать информацию о местонахождении Джорджа Буша, до тех пор пока самолет не приземлился на охраняемом военном объекте.
Президент на своем самолете в тот день совершил несколько взлетов и посадок в разных концах страны, причем средства массовой информации сообщали лишь о том, где он побывал. В 13.04 президент выступил с развернутым обращением к нации: сообщил о принятии ряда важных решений, в том числе о приведении американских вооруженных сил как на территории США, так и за ее пределами в полную боевую готовность: «Не сомневайтесь, Соединенные Штаты найдут и накажут всех причастных к этим трусливым терактам».
Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани целый день провел в руинах, в посеревшем от пыли костюме. По телевизору его не раз показывали: он разговаривал с пожарными, не покидал спасательные работы.
Министр обороны США Доналд Рамсфелд заявил, что в среду эвакуированные сотрудники Пентагона вернутся на свои места в уцелевшей части здания и продолжат работу. После теракта из здания оборонного ведомства США были эвакуированы около 20 тысяч человек, сообщает Си-Эн-Эн.
После окончания совещания и обеда президентский самолет вылетел на базу ВВС Эндрюс под Вашингтоном. В Белый дом Джордж Буш прибыл в 18.45. В Овальном кабинете президент США выступил с очередным обращением к нации: цитировал Священное писание и вновь обещал найти и сурово покарать виновников катастрофы.
. На этом авиационная составляющая этой страшной трагедии заканчиватся. Что последовало за выступлениями Президента США и других политиков все отлично знают. На просторах интернета и в различных печатных изданиях существует большое количество всевозможных версий причин этих событий. Остается много вопросов.
Теракт 9/11. ВТЦ. Нью Йорк (13 фото + хроника событий + 2 видео)
Террористический акт 11 сентября 2001 года — цепь катастроф, вызвавших массовую гибель людей в Нью-Йорке, Вашингтоне и юго-западной Пенсильвании в результате захвата пассажирских самолётов и тарана ими зданий Всемирного торгового центра и Пентагона. В результате террористического акта, не считая 19 террористов, погибло 2973 человека, в том числе 246 тех, кто летел на самолётах, 2602 — в башнях Всемирного торгового центра (из них 343 пожарных и 60 полицейских) и 125 — в Пентагоне; кроме того, 24 человека считаются пропавшими без вести.
Второй самолёт «Боинг-767» (Рейс 175 United Airlines, Бостон — Лос-Анджелес) врезался в «Южную башню» на уровне 77-81 этажей в 9:03 по местному времени. На борту было 56 пассажиров (из них 5 террористов) и 9 членов экипажа. В 9:59 здание рухнуло в огне.
Третий самолёт «Боинг 757—200» (Рейс 77 American Airlines, Вашингтон — Лос-Анджелес) врезался в Пентагон в 9:40 по местному времени. Погибли 184 человека: 59 пассажиров (из них 5 террористов) и 6 членов экипажа на борту Boeing 757, и 125 военнослужащих и гражданских лиц внутри здания.
СМИ сообщали, что некоторые пассажиры и члены экипажа смогли позвонить с мобильных телефонов с борта захваченных самолётов. Эти пассажиры сообщали о нескольких захватчиках на борту каждого из рейсов. Позже ФБР идентифицировало 19 из них, четыре на рейсе 93, и по пять на остальных рейсах. Впрочем, достоверность звонков оспаривается, поскольку возможность позвонить в таких обстоятельствах сомнительна. Многие критики заявляли, что звонки сфабрикованы ФБР (особенное недоверие вызывает звонок сына к матери, начинающийся с фразы: «Мама, это я, Джон Смит», так как сын вряд ли стал бы обращаться к матери, упоминая свою фамилию).
Ни один из тех, кто был на борту захваченных самолётов, не выжил. Число погибших, по официальным данным, 2973 — убитыми, включая 247 на борту самолётов (без учёта 19 террористов), 2602 — в Нью-Йорке в башнях и на земле, и 125 — в Пентагоне. Среди погибших — 343 пожарных Нью-Йорка, 23 офицера полицейского департамента Нью-Йорка и 37 портовых полицейских офицера. Кроме того, 24 человека по прежнему числятся пропавшими без вести.
Помимо 110-этажных башен-близнецов, пять других зданий ВТЦ (включая здание 7 ВТЦ), отель Марриотт, четыре станции подземки, а также здание греческой православной церкви св. Николая, были разрушены либо сильно повреждены. В целом на Манхэттене пострадали 25 зданий, все 7 зданий Всемирного торгового Центра пришлось сравнять с землёй. Позже здание Deutsche Bank Building, стоявшее напротив ВТЦ, также пришлось разрушить, из-за непригодной для существования, токсичной среды внутри офисной башни.
Последствия
В результате атаки оба небоскрёба, прилегающие к ним здания, а также одно крыло Пентагона были разрушены; погибло около трёх тысяч человек.
Она обозначилa начало новой эпохи, когда полномасштабные войны могут идти не только между государствами, но и между государствами и международными группировками, не имеющими государственной структуры и государственной ответственности.
Нью-Йоркская биржа на два дня прекратила свою работу.
Прилегающий райoн, включая известный Уолл-стрит, оказался засыпанным пеплом.
Правительственные учреждения были эвакуированы.
Президент США объявил о военном положении.
Данное событие явилось поводом войны США с Афганистаном и позже с Ираком.
Боль нации. Почему за 20 лет Америка так и не смогла отомстить за теракты 11 сентября?
11 сентября 2001 года — день, навсегда изменивший Соединенные Штаты. Два пассажирских самолета, угнанные террористами «Аль-Каиды» (террористическая организация запрещена в РФ), врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Еще один лайнер рухнул на здание Пентагона, а четвертый разбился в Пенсильвании. Чтобы отомстить организаторам теракта и предотвратить новые трагедии, США начали масштабную кампанию по борьбе с терроризмом. «Лента.ру» поговорила с очевидцами терактов и военными, служившими в Афганистане, чтобы выяснить, как события 11 сентября навсегда изменили мир и почему борьба с терроризмом не принесла желаемого результата.
Трагедия всей нации
Хотя со дня катастрофы, унесшей жизни почти трех тысяч человек, прошло два десятка лет, воспоминания о серии террористических атак до сих пор будоражат общественность. Самолеты врезаются в небоскребы, люди прыгают из окон, все вокруг горит — эти кадры навсегда врезались в память американцев, которым пришлось пережить тот день.
Адвокат и член благотворительных фондов Энн-Мари Принципе, чудом пережившая атаку, помнит, что утро 11 сентября было ясным и солнечным. Когда в 8:46 первый самолет — рейс American Airlines, угнанный террористами, — врезался в первое здание, она даже не поняла, что случилось. Энн-Мари увидела лишь второй самолет, рейс United Airlines, врезавшийся во вторую башню в 9:03. «В тот момент я поняла, что это никакая не случайность. Это была настоящая атака», — рассказывает выжившая.
Большую часть из тех, кто был внутри, удалось эвакуировать еще до обрушения. Многие возвращались обратно, прямо в пекло: они хотели спасти тех, кто не мог выбраться. Некоторые очевидцы вспоминают: время будто остановилось, в воздухе застыли обломки, пыль и люди, летящие вниз из окон.
Здания башен складывались под собственным весом, как карточные домики, превращаясь в братские могилы. В тот день в Нью-Йорке погибли 2066 человек. Всего теракты унесли жизни 2977 человек (не считая террористов). 412 из них были сотрудниками экстренных служб.
«Я помню, как пробиралась сквозь облако пыли и пепла, мимо обломков и человеческих тел. Я оглянулась по сторонам и провела воображаемую линию: с одной стороны — те, кто еще могут выжить, с другой — трупы», — вспоминает сотрудница пожарной службы Эдрианн Уолш, которая принимала участие в спасательной операции и стала свидетелем крушения Северной башни.
Фото: Chao Soi Cheong / AP
Произошедшее спровоцировало хаос в США. Все коммерческие авиарейсы отменили, посадку самолетов на территории страны запретили (кроме внутренних рейсов, уже находившихся в воздухе), крупные города патрулировали истребители ВВС и Национальной гвардии. Поступали сообщения и о других терактах, которые оказывались ложными.
Многие из тех, кто выжил, столкнулись с серьезными заболеваниями: из-за взрывов бетон, стекло, асбест, электронное оборудование и предметы мебели были измельчены в пыль, эту токсичную смесь вдыхали и сотрудники экстренных служб, и простые граждане. Для спасателей, работавших на месте трагедии, риск заболеть раком щитовидной железы до сих пор на 219 процентов выше, чем у простых американцев.
С момента теракта от осложнений, которые связывают с токсичным отравлением, умерли свыше двух тысяч человек.
Более 3,6 тысячи выживших рассказали о том, что столкнулись с посттравматическим стрессовым расстройством. Среди других серьезных проблем, выявленных у пострадавших — бессонница, тревожность, депрессия. С ними сталкиваются даже те, кто оказывает психологическую помощь выжившим и родственникам погибших.
Война без конца
Эти акты терроризма были призваны деморализовать и напугать нас, посеять хаос в Америке. Но этого не произошло, потому что мы сильны. Америка вместе со своими друзьями и союзниками объединяется со всеми, кто хочет мира и безопасности на земле. Вместе мы выиграем войну против терроризма
Ветеран войны в Афганистане Мэтт Смит, дважды служивший в этой стране (в 2003 и 2007 годах), вспоминает, что увидел кадры с места теракта 11 сентября по телевизору. «На тот момент я уже служил в армии, но не от большого желания — просто хотел получить преимущества, которые предоставляли военным. Но когда я стоял и смотрел, как башни Всемирного торгового центра рушатся у меня на глазах, то понял: я должен служить своей стране», — сказал он в беседе с «Лентой.ру».
В организации терактов власти США обвинили лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена. Тот отверг все обвинения и скрылся в Афганистане. Тогда Буш-младший выдвинул ультиматум властям страны: либо они выдают бен Ладена и других боевиков, причастных к 9/11, либо готовятся к серьезным последствиям. Кабул отказался экстрадировать «террориста номер один», и тогда американские власти применили силу.
7 октября 2001 года США при поддержке Великобритании начали военную операцию «Несокрушимая свобода». Задача звучала лаконично — уничтожить все базы террористов на территории Афганистана и захватить лидеров «Аль-Каиды». На то, чтобы отомстить за 9/11, ушло почти десять лет. 2 мая 2011 года американские спецназовцы наконец выследили и убили бен Ладена. Правда, не в Афганистане, а в соседнем Пакистане. И хотя его ликвидация должна была стать финальной точкой всей кампании, на этом война не закончилась.
Фото: Rahimullah Yousafzai / AP
Помимо ликвидации ячеек «Аль-Каиды» Вашингтон занимался переустройством Афганистана. Правительство «Талибана» (движение запрещено в России), правившее с 1996 по 2001 год, пало после вторжения войск США, и американцы занялись зачисткой оставшихся боевиков и помощью новому правительству.
Дэвид Вайсман служил в Афганистане в 2006-2007 годах, а также в 2010-2011 годах. В беседе с «Лентой.ру» он рассказал, что на войне прежде всего занимался защитой военного священника (капеллана) — как правило, они работают в горячих точках и общаются как с солдатами, так и с местными жителями.
С 2014 года страны НАТО и США стали постепенно сокращать контингент в стране. Весной 2021-го американский президент Джо Байден объявил об окончательном завершении операции и эвакуации всех солдат. Это спровоцировало всплеск террористической активности и стало началом наступления «Талибана». В считанные месяцы боевикам удалось захватить большую часть Афганистана. США еще даже не успели начать вывод войск, а талибы уже захватывали населенные пункты, заставляя местные власти и военных с позором отступать в столицу. Но 15 августа пал и Кабул, а спустя несколько недель талибы объявили о создании нового правительства.
В разговоре с «Лентой.ру» ветеран Джошуа Кликман заявил, что американские власти могли бы избежать и этой атаки, и других позорных событий, связанных с эвакуацией, если бы не наращивали военное присутствие в Афганистане последние 20 лет. В некоторые годы численность войск США превышала 100 тысяч человек.
«Я думаю, когда власти США отправили в Афганистан еще больше военных, это стало началом конца. Они оправдывали это желанием помочь афганцам, восстановить страну — в общем, сделать все за них. Но мы только настроили местных против себя: это же военная операция, так что афганцы воспринимают наше участие враждебно», — убежден Кликман.