какие самолеты выпускают в казани сейчас
ОАО «Казанское авиационное производственное объединение»
КАПО (Казанское производственное авиационное объединение имени Горбунова С. П.) — одно из самых крупных предприятий промышленности авиации Российской Федерации.
Производит гражданские и военные самолёты, и кроме того товары народного потребления.
Вместе с рядом расположенным ОАО КМПО, входят в число предприятий, образующих район.
История завода
Завод № 124 и. Орджоникидзе Серго
В 1932 году внутри строящегося в городе Казани «Казмашстрой» (авиационного комбината) было начато строительство завода, получившего в 1934 году наименование «Завод № 124 им. Орджоникидзе Серго».
В 1934—1936 годы (период становления) были изготовлены на заводе:шестимоторный АНТ-20бис (МГ-бис, ПС-124) крупнейший на то время в мире самолёт; самолёт, который участвовал во всесоюзном перелёте учебно-спортивных самолётов КАИ-1; ДБ-А бомбардировщики конструкции Болховитинова В. Ф. (на них было установлено пару скоростных рекордов, рекордов грузоподъёмности и высоты полёта).
В 1937 году начали производиться работы по приготовлению к серийному изготовлению первого в Союзе советских социалистических республик тяжёлого скоростного бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8), производство которого было налажено всего за несколько лет (итого было создано 93 экземпляра самолёта). На этих самолётах были произведены в 1941 году первая бомбардировка Берлина и 1942 году перелёт дипломатической советской делегации в Соединенные Штаты Америки.
В 1940 году начались приготовления к изготовлению пассажирского самолёта Ли-2/ПС-84 согласно лицензии, приобретенной у фирмы из Америки «Дуглас» (выпущено десять машин).
В начале Второй мировой войны завод активно занялся производством Пе-2, пикирующего бомбардировщика.
Казанский авиационный завод № 22 им. Горбунова С. П.
14.05.1927 было выдано Постановление Совета Обороны и Труда Союза советских социалистических республик о создании в городе Москве авиационного завода. Ему было присвоено имя директора завода Горбунова С. П., погибшего в авиакатастрофе в 1933 году. Завод наградили орденом Ленина в том же году.
В октябре — ноябре 1941 года «Московский авиационный завод № 22 им.. Горбунова С. П» эвакуировали в Казань на место«Завода № 124 им. Орджоникидзе Серго». Приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности Союза советских социалистических республик в декабре 1941 года новому предприятию было дано официальное наименование — «Казанский авиационный завод № 22 им. Горбунова С. П.».
Было введено в строй за короткое время прибывшее оборудование и налажен выпуск военной техники. Число работников было около 30 тысяч человек.
В период Второй мировой войны
Появление квалифицированных экспертов дало возможность решить проблему трудоресурсов, существовавшую до войны на заводе.
Завод был технически полностью перевооружён: построены цеха горячих штампов, холодной штамповки, пресс-форм, станочных приспособлений, инструментальный. Была переорганизована служба предварительного производства.
1942 год:стал переломным в развитии завода объём выпускаемой продукции вырос по сравнению с 1940 годом (периодом до до войны) в восемь раз. Максимальные объёмы изготовления были достигнуты в 1944 году (более 1100 процентов).В последующее время темпы роста были такими же большими.
Каждые двадцать четыре часа с помостов завода сходили по десять — двенадцать самолётов Пе-2 (итого было произведено более десяти тысяч самолетов). Для посылки самолётов Пе-2 на фронт на заводе был поселен 221-й перегонный отдельный полк военно-воздушных сил рабоче-крестьянской Красной Армии.
За примерное исполнение правительственных распоряжений в сентябре 1945 года завод наградили орденом Красного Знамени, заводу на вечное хранение передано Красное знамя ГКО Союза советских социалистических республик.
Значительным итогом перестройки во время войны стали рост производительности труда и резкое увеличение технического уровня.
В годы после войны
Во второй половине 1945 года, в согласии с условиями мирного времени, масштабы производства на заводе стали в сильной степени уменьшаться.
В конце 1945 года было начато строительство тяжёлого дальнего бомбардировщика Ту-4, который по собственным технико- тактическим и конструктивно-техническим параметрам в значительной степени превалировал над ранее выпускавшимися самолётами.
Была произведена серьезная перестройка завода: построены три цеха (в том числе — шаблонно-плазовый), переоборудовано семь инструментальных и механических и шесть агрегатных цехов, новые поточные линии введены в строй. Производство оснастили новым узкоспециализированным оборудованием, шаблонами, оснасткой, приняты в эксплуатацию новые технологические процессы: хонингование, дуговая многослойная сварка цилиндров шасси, литьё бронзы, и так далее.
В 1947 году начался массовый выпуск бомбардировщика Ту-4, предприятие стало основным по изготовлению этих самолетов.
03.081947 три серийные самолёта Ту-4 и пассажирский вариант самолёта Ту-70 участвовали наравне с другими самолетами в Тушино в авиационном параде.
В 1951 году были запущены в строй ангар для окончательной доводки самолётов прямо на аэродроме, лётно-испытательная станция, пущен в дело специальный цех по производству радиолокационного наземного оборудования.
В 1952 году изготовление самолёта Ту-4 было прекращёно (итого выпущено 655 самолетов) и завод стал осваивать производство дальнего реактивного ракетоносца-бомбардировщика Ту-16, уникального по своим технически- лётным характеристикам.
Были значительно улучшены технологии: впервые введены в работу обработка электронного крупногабаритного литья (люки, фонари), новые методики фрезерования, прессовая групповая клёпка, производство герметичных устройств. Введены механическая обработка отверстий разъёмов устройств и стыковых поверхностей, панелирование, разработаны специализированные плазы для производства электрожгутов, освоена установка коммуникаций систем по приспособлениям, увязанным с плазами, и так далее.
За период выпуска самолётов Ту-16 было произведено 799 самолетов свыше десяти различных вариаций (одной из самых больших модификаций был Ту-104Б, пассажирский самолёт — всего произведено около ста самолетов). Самолёты продавали в Индонезию, Китай, Ирак, Египет. В 1963 году завершилось серийное изготовление самолёта Ту-16.
Завод в 1957—1962 годах значительно увеличил мощность (на восемнадцать процентов основных фондов, на тринадцать процентов оборудования, на восемь процентов площадей ), что позволило уменьшить сроки создания самолёта нового поколения — сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22. Была построена новая взлётно-посадочная полоса для его испытаний на территории завода. В 1961 году три самолёта Ту-22 приманили участие в Тушино в авиационном параде. В 1962 году самолёт приняли на вооружение (итого выпущено более 300 самолетов, в том числе для экспорта в Ливию и Ирак).
Ракетоносцы-бомбардировщики и спецборты: как в Казани строят и модернизируют самолеты «Туполева»
Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев), которому более 90 лет, сейчас вступает в новый этап своего развития: на предприятии проходит модернизация и техперевооружение в рамках федеральной целевой программы. Мы посетили производство и поговорили со специалистами завода, чтобы узнать, какие перспективы ждут единственного в стране производителя стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков и самолетов специального назначения.
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
История Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова, как ни странно, началась в Москве, когда 14 мая 1927 года Совет Труда и Обороны постановил организовать в столице государственный авиационный завод № 22. В 1934 году в Казани в рамках ударной стройки пятилетки был построен свой авиазавод № 124, получивший имя Серго Орджоникидзе. В ноябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, московский авиазавод № 22 был эвакуирован на территорию казанского авиазавода № 124 и они были объединены. В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
В военные годы Казанский авиазавод выпускал дальний бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2, ставший основным бомбардировщиком советских ВВС — ежедневно на фронт отправлялось 10-12 таких самолетов.
Казанский авиазавод стойко пережил распад Советского Союза — в середине 1990-х стартовало производство пассажирского самолета Ту-214, продолжились и разработки в области военной авиации. С 1 июня 2014 года КАЗ им. С.П. Горбунова стал филиалом ПАО «Туполев». Здесь ведется масштабная модернизация производственного комплекса, внедряются новейшие технологии и отечественное оборудование, что позволит КАЗ им. С.П. Горбунова стать качественно новым предприятием.
«Сейчас мы внедряем единую информационную среду, которая позволит отказаться от бумажного документооборота, — рассказывает заместитель технического директора КАЗ им. С.П. Горбунова. — Параллельно у нас идет техперевооружение завода по федеральной целевой программе: проводится поставка нового оборудования, замена старых станков на станки числового программного управления, в цехах делается ремонт».
ПРОДУКЦИЯ
КАЗ им. С.П. Горбунова — единственное в стране предприятие, способное выпускать современные стратегические ракетоносцы-бомбардировщики. При этом в производстве военных самолетов используются только отечественные комплектующие.
Особая гордость авиазавода — один из мощнейших боевых самолетов в истории авиации и самый крупный в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец- бомбардировщик Ту-160. У летчиков он получил неофициальное название «Белый лебедь». Свои высокие летные характеристики самолет подтверждает 44 мировыми рекордами, в частности, по продолжительности полета и максимальной дальности. Сейчас на КАЗ проводится капитальный ремонт, модернизация и глубокая модернизация «Белого лебедя».
Другой значимый проект авиазавода — модернизация Ту-22М3, дальнего многорежимного ракетоносца-бомбардировщика, способного поражать морские и наземные цели на любой скорости и высоте в любое время суток. В 2018 году состоялся первый полет первого глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика с улучшенными характеристиками, получившего название Ту-22М3М. Сейчас самолет проходит испытания.
Также, на предприятии ведется производство самолетов специального назначения на базе пассажирских лайнеров Ту-214 для нужд государственных ведомств и организаций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
В связи с расширением производства Казанский авиационный завод особенно заинтересован в привлечении квалифицированных сотрудников. Чтобы готовить молодых специалистов на высоком уровне, предприятие наладило взаимодействие с Казанским национальным исследовательским техническим университетом. В настоящий момент в университете проходят обучение 270 целевиков авиазавода, остальные учащиеся также знакомятся с предприятием с первых месяцев обучения. КАЗ организует для студентов КНИТУ-КАИ учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную практики, помогает в подготовке курсовых и дипломных работ и дает возможность совмещать работу с учебой на последних курсах.
Аналогичным образом Казанский авиазавод сотрудничает с КАТК им. П.В. Дементьева. В соответствии с разработанной на 2017-2021 годы программой взаимодействия осуществляется профориентационная работа, методическое сопровождение разработки учебных программ с учетом требований завода, предоставление учебно-производственных участков, а также обеспечение инструментом, материалами, заготовками для учебно-производственных работ при освоении первоначальных навыков по профессии. Внедрена дуальная форма обучения — теоретическую базу учащиеся осваивают в колледже, а практика проходит на заводе. Ежегодно производственную практику на авиазаводе проходят более 250 студентов КАТК, а в 2018 году на Казанский филиал «Туполева» был трудоустроен 231 выпускник.
Для студентов казанских вузов и старших школьников проводятся экскурсии на завод, совместные спортивные, праздничные и иные мероприятия, организуется отдых на корпоративных базах и в детских оздоровительных лагерях.
Подобные мероприятия позволяют молодежи лучше узнать о потенциальном месте работы и развенчать стереотипы — например, о том, что работа на заводе — не женское дело. Более сорока процентов персонала КАЗ им. С.П. Горбунова — представительницы прекрасного пола, они трудятся по более чем 200 специальностям. Преимущественно это инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, мастера участков, контролеры, но есть среди женщин и представительницы других профессий — монтажник электрооборудования, слесарь-инструментальщик и слесарь-испытатель, дефектоскопист, фрезеровщик.
В связи со спецификой авиационного производства новые работники — как вчерашние выпускники, так и опытные специалисты — нуждаются в дополнительном обучении.
«Сегодня, в условиях роста производства и освоения новых горизонтов предприятие «Туполев» особенно заинтересовано в специалистах, профессионально подготовленных в короткие сроки, — рассказывает заместитель директора по персоналу КАЗа. — Такую подготовку можно получить только в условиях успешно реализованной системы адаптации персонала». Помимо вводно-ознакомительного обучения с 2016 года программа включает в себя систему наставничества. Для вновь назначенных наставников и мастеров производственных участков организованы «Школа наставника» и «Школа мастера». Как показала практика, такое взаимодействие полезно не только для обучаемого, но и для наставника, который также повышает свою квалификацию, получая навыки руководящей работы, планирования и контроля. Введение новой системы адаптации персонала позволило усовершенствовать систему материальной мотивации наставников, увеличив размер их денежного вознаграждения и расширив перечень категорий работников, за которыми закрепляется наставник. В 2018 году для повышения престижа роли наставника и освещения достижений и опыта самых успешных из них был проведен конкурс «Лучший наставник».
По словам заместителя директора по персоналу КАЗ им. С.П. Горбунова, на авиазаводе сильно развита преемственность поколений. Среди старейших династий предприятия — Назаровы, Фроловы, Перцевы, Батталовы, Кармаенковы, Салаховы.
Очевидно, что немалую роль в том, что сотрудники задерживаются на предприятии надолго, играет целый ряд действующих здесь социальных программ.
— компенсации (обеды, содержание детей в ДОУ, проживание в общежитии, найм жилья);
— оздоровительные программы (профилакторий, ДМС, здравпункт).
По мнению руководства КАЗ им. С.П. Горбунова, хорошие условия труда и амбициозные проекты должны поддержать мотивацию работников и привлекать на одно из ведущих отечественных предприятий авиационной отрасли новых специалистов. Благодаря модернизации производственных мощностей, внедрению современного оборудования, инновационных технологий коллектив Казанского авиационного завода нацелен успешно справляться с задачами и вызовами современности.
Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова: описание, история, продукция
Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова входит в число лидеров международной авиастроительной промышленности. Предприятие имеет долгую и славную историю. В его цехах выпускали авиатехнику прославленных конструкторов, таких как Туполев, Болховитин, Петляков, Ицкович, Ильюшин. И сегодня заводчане работают на благо страны, собирая и ремонтируя пассажирские лайнеры и военные самолеты, в том числе и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы.
Становление
В 1932 году столица Татарстана стала площадкой для строительства нового авиапредприятия, будущего Казанского авиационного завода. Подрядчиком выступил «Казмашстрой». Уже через два года на предприятии, получившем имя С. Орджоникидзе, начали сборку целого ряда самолетов. Среди них выделялся шестимоторный гигант МГ-Бис, разработанный в КБ Туполева.
В 30-х годах здесь осваивался выпуск экспериментальных летательных аппаратов, таких как БД-А – бомбардировщика конструкции В. Ф. Болховитинова (поставившего ряд рекордов), скоростного спортивного Каи-1 З. И. Ицковича.
На службе Родине
В 1940 часть мощностей была переориентирована на сборку грузопассажирского Ли-2, представлявшего собой лицензионную копию американской модели «Дуглас». Впрочем, позже выпуск данного самолета был поручен другим предприятиям. Казанцы успели построить 9 экземпляров.
Слияние
С началом ВОВ произошла кардинальная перестройка промышленного сектора СССР. Требования к оборонным предприятиям увеличились, а материальное снабжение ухудшилось. Катастрофически не хватало качественного металла для сборки фюзеляжей и рамных конструкций самолетов. В незавидном положении оказался и Казанский авиационный завод.
Положение еще больше ухудшилось после эвакуации осенью 41-го на площадку КАЗа Московского авиазавода №22. Элементарно не хватало производственных площадей, а бытовые условия из-за перенаселения в коммуналках были невыносимыми. К слову, сборку так необходимых фронту пикирующих бомбардировщиков Пе-2 приходилось выполнять в гараже. На этом фоне между местными работниками и приезжими неоднократно вспыхивали потасовки, что сказывалось на качестве работ и сроках сдачи.
Тяжелое время
Чтобы отчасти урегулировать конфликт, решением Наркомата два предприятия были объединены под началом Петлякова. Однако новой проблемой стала нехватка специалистов. Мужчин призывного возраста призвали на фронт, их место заняли женщины и старики. Жестом отчаяния стал набор на работу жителей Средней Азии, главным образом узбеков. Почти не зная русского языка, новые работники стали дополнительной обузой. Многие из них не пережили суровую зиму.
Из-за низкой квалификации рабочего персонала качество выпускаемых самолетов резко ухудшилось. Руководству приходилось лично курировать производство в цехах, выискивая недостатки. В 1942 году произошла трагедия: возвращаясь из Москвы, гениальный конструктор Петляков погиб в авиакатастрофе.
Вопреки всему
Несмотря на тяжелое положение, Казанский авиационный завод им. Горбунова развивался. К концу 1942-го были введены новые производственные цеха и участки:
Количество выпускаемой техники постоянно возрастало. Например, к 1943-му производительность увеличилась в 8 раз по сравнению с 1940 годом. А к концу 1944-го мощности возросли на 1100 процентов! КАЗ стал одним из ведущих авиазаводов СССР.
Послевоенное развитие
В 1945 году Казанский авиастроительный завод начал массовое производство тяжелого дальнего бомбардировщика Ту-4, которое продолжалось до 1952 года. С 1953 по 1962 годы на предприятии освоен один из лучших дозвуковых бомбардировщиков в мире – Ту-16. В это же время в казанском филиале АНТК им. Туполева были спроектированы и построены варианты оригинального бомбардировщика-разведчика Ту-16Р, целевого самолета Ту-16М и самолета Ту-16С с подвесной спасательной шлюпкой для операций САР.
На реактивной тяге
Несмотря на выдающиеся характеристики Ту-16, эпоха поршневых самолетов подходила к концу. Конструкторские бюро всего мира бросили основные силы на проектирование реактивной авиации. В июле 1955 года свет увидел первый в мире пассажирский реактивный авиалайнер Ту-104 вместимостью 50 человек. В последующие годы Казанский авиастроительный завод произвел модификацию этой модели в виде пассажирского самолета Ту-104А с увеличенной вместимостью (70 человек). Чуть позже появились Ту-104Б и Ту-104Б-ТС, способные перевозить 100 пассажиров.
Стратегическая авиация
Обострившиеся отношения с западными странами в период холодной войны и угроза ядерного конфликта требовали создания самолетов, способных наносить удары по стратегическим целям в Европе и за океаном. Таким образом, авиация стала важным элементом в ядерном сдерживании.
В Казани выпускался бомбардировщик Ту-22, который был разработан с 1958 по 1967 год. Он имел несколько модификаций:
К началу 1969 года был завершен прототип Ту-22М Backfire. Летом того же года он поднялся в небо. Одновременно завод начал подготовку к серийному выпуску новой модификации Ту-22М2, которая была принята в эксплуатацию в 1976 году.
Новое время
В марте 1992 года ОАО «Казанский авиационный завод» начало серийное производство пассажирского лайнера нового поколения Ту-204-200. Он предназначен для перевозки 211 пассажиров, багажа и других грузов на среднемагистральных маршрутах.
Чуть позже Казанский авиазавод освоил среднемагистральный самолет Ту-214. Это современный гражданский лайнер, отличающийся высокими эксплуатационными характеристиками, сопоставимыми с Boeing 767, 777 и A-320. Кстати, один из бортов принадлежит Администрации президента.
Ту-214 немного отличается от Ту-204. Основное различие заключается в том, что Ту-214 имеет взлетный вес 110 т вместо 103 т. Производство современных пассажирских, грузовых и грузопассажирских самолетов средней дальности направлено на обновление устаревшего парка воздушных судов в авиакомпаниях Республики Татарстан в частности и Российской Федерации в целом.
В конце 90-х разрабатывался проект среднего класса Ту-214 «Кабриолет». Модель предназначалась для пассажирских и грузоперевозок с использованием контейнеров типа LD3-46 по маршрутам до 7000 км. Самолет имеет возможность трансформироваться из пассажирской версии в грузовую, на переоборудование уходит всего 4-5 часов. В сентябре 1997 года Российские международные авиалинии разместили на КАЗ заказ на 4 лайнера.
Перспективные модели
При обзоре Казанского авиационного завода имени Горбунова невозможно обойти вниманием перспективные разработки. В апреле 1994 года правительство РФ приняло постановление о проектировании среднемагистрального самолета Ту-330. Многоцелевой широкофюзеляжный грузовой TU-330 среднего класса предназначен для перевозки практически всех грузовых контейнеров, различных автомобильных транспортных средств, колесных или гусеничных автомобилей весом до 35 тонн. Максимальная степень унификации с TU-214 упрощает его эксплуатацию и техническое обслуживание.
Проект самолета Ту-324 появился после изучения потребностей авиакомпаний в массовых самолетах, которые заменили бы такие модели, как Ту-134, Ан-24, Як-40, на региональных рейсах. После освоения производства Ту-324 на КАЗ им. Горбунова национальная авиация восстановила утраченную за последние десять лет позицию в этом классе самолетов.
За последние годы завод выпустил несколько единиц уникальных самолетов наблюдения Ту-214ОН. Они применяются в рамках программы «Открытое небо» и оснащены новейшими системами мониторинга. Важным направлением является модернизация стратегических ракетоносцев Ту-160 М2. Проработан вопрос о возобновлении их производства.
Казанский авиационный завод: отзывы сотрудников
Работа на предприятии считается престижной. Благодаря поступающим госзаказам сотрудники загружены работой, что благоприятно сказывается на уровне заработка. Согласно отзывам, КАЗ обеспечивает достойные условия труда, гарантирует определенный социальный пакет, снабжает работников униформой, средствами защиты и гигиены.
Завод долгое время нуждался в ремонте производственных помещений, обновлении станочного парка и технологической оснастки. Сейчас в ряде цехов начаты ремонтные работы, а на обновление станков выделены значительные средства. Казанский авиазавод развивается и с оптимизмом смотрит в будущее.
Какие самолеты выпускают в казани сейчас
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[ | website | | | Gelio Vostok | ] |
[ | userinfo | | | Обо мне | ] |
[ | archive | | | gelio@inbox.ru | ] |
|