какие семь племен башкирских присягнули на верность россии
Присоединение Башкирии к Русскому государству
1556 год.
Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием особенностей социально-политического положения башкир и крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.
В первой половине XVI в. башкиры жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности и междоусобиц, что отрицательно сказывалось на положении башкир. В середине века взаимоотношения перечисленных стран с Русским государством серьезно осложнились. В этой обстановке царское правительство повело наступление на Казанское ханство и в 1552 г. завоевало его. Падение Казани резко ухудшило положение Ногайской Орды, Сибирского и Астраханского ханств. Дальнейшему ухудшению их положения способствовали свирепствовавшие как раз в эти годы засуха, голод, чума.
Конкретный ход вхождения происходил следующим образом.
Западные и северо-западные башкиры — енейцы, байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г.
Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. в Казань к наместнику царя Ивана IV с просьбой о подданстве.
Их примеру последовали в 1554— 1556 гг. входившие в состав Ногайской Орды жители центральных, южных и юго-восточных районов — башкиры племен Мин, Юрматы, Бурзяи, Кипчак, Усерган, Тамьян, Табын и т. д.
В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа.
Первый этап — когда представители башкир ездили в Казань для переговоров о подданстве, что произошло в 1554—1556 гг.
Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг.
Акманов А. И… Земельные отношения в Башкортостане и башкирское землевладение во второй половине XVI — начале XX в. — Уфа: Китап. — 360 с… 2007
Какие семь племен башкирских присягнули на верность россии
Башкиры перед вхождением в состав России.
Этническая карта Урало-Поволжья в период, предшествовавший завоеванию Казанского ханства Москвой, при всей своей многокомпонентности, в своих внутренних очертаниях представляется достаточно четкой. По правобережью Нижней Камы, в междуречье Чепцы и Вятки, то есть, практически на территории современной Удмуртии, жили удмурты. По левобережью Нижней Камы, в низовьях рек Белой и Ика, по берегам реки Зай жили башкирские племена гэйне, еней и юрми (юрматы). В русских письменных источниках XVI-XVII вв. именно их называли «иштяками».
В этнической карте Урало-Поволжья небольшими, но четко очерченными микрорайонами в XV — первой половине XVI вв. присутствовали и русские поселения, располагавшиеся в основном по северным районам региона, по рекам Сылва и Ай.
На фоне этой, относительно четкой этнической карты в XV — первой половине XVI вв. в регионе разворачиваются довольно динамичные политические события. Через полвека после образования Казанского ханства, в 1489 г., появляются первые сообщения о пребывании в Башкирии ногайских мирз, устроивших там «кочев на Белой Воложке». По всей видимости, это было первое упоминание о ногайских летовках-яйляу на территории современного Башкортостана. Затем последовал ногайский набег 1500 г., очевидно, завершившийся захватом земель по левобережью Вятки.
Вместе с тем, по летописным данным известно, что пространство к югу от Камы и к востоку от Волги к этому времени уже представляло собой территорию, подвластную Казанскому ханству. Для приуральских башкир это означало двойное обложение ясаком, как со стороны казанцев, так и со стороны ногайцев. А если учесть то обстоятельство, что отношения между Казанским ханством и Ногайской Ордой в XV — первой половине XVI вв. были отнюдь не дружественными, то можно определенно утверждать, что приуральские башкиры чаще всего оказывались «между молотом и наковальней».
В первой половине XVI в. территория современного Башкортостана была поделена между улусами ногайских ханов Шейх-Мамая, занимавшего юг Западной Сибири, и Шидяка, владевшего степями Волго-Уральского междуречья. Башкирские исторические предания и шежере донесли до нас имена некоторых ногайских ханов, в XV — первой половине XVI вв. правивших в Башкирии: Басман, Алтакар, Акназар (Хакк-Назар), Исмаил и Ахмет-Гирей. Среди них историческая память башкирского народа наиболее отчетливо сохранила имя Хакк-Назара (Акназара), правившего в своем улусе с особенной жесткостью. Ставка его находилась в Имэн-кале на территории современного г. Уфы. По имеющимся археологическим данным, это могли быть Уфимское (Чортово) городище или городище Кара-Абыз под г. Благовещенском, где были найдены немногочисленные материалы XV-XVI вв.
Хакк-Назар принадлежал к роду Джучидов и в 30-е годы XVI в. являлся наместником (нурадином) правителя левого крыла Ногайской орды Шейх-Мамая на территории современного Башкортостана. При нем башкирские племена впервые были обложены налогом, башкирские бии были поставлены в положение ногайских вассалов и осуществлялась усиленная исламизация башкир.
Драматические перипетии «Казанского взятия» приуральских башкир практически не коснулись — им в это время приходилось решать свои, не менее сложные проблемы. В первой половине 1550-х годов Большая ногайская орда раздирается внутренней «смутой», основной причиной которой была борьба за власть между Исмаилом и его старшим братом бием Юсуфом. Поводом к обострению конфликта явился отказ Исмаила участвовать в организуемой Юсуфом поддержке Казанского ханства в его борьбе с царем Иваном IV. После взятия русскими войсками Казани в 1552 г. часть «проюсуфовски» настроенных ногайских мурз пытались увести башкир на юг, в ногайские степи. В свою очередь, сторонники Исмаила готовились совместно с русскими завоевывать Астрахань и, не исключено, пытались привлечь к этому делу башкир. Вполне вероятно, что этот внутренний «раздрай» в Ногайской орде, приведший к гражданской войне, надоел башкирским биям, и они выбрали свой путь.
Зимой 1555 г., когда в Москве Иван IV принимал посоль
Зимой 1555 г., когда в Москве Иван IV принимал посольство Исмаила, в Казань с берегов Дёмы на лыжах пришли послы минских башкир во главе с биями Канзафаром, Урдасем, Чублюком, Урманом и Туманом. Иван IV, узнав от послов «чем изобильна земля их», милостиво принял башкир под свою державную руку и «обложил башкирцев лёгким ясаком — кого лисицей, кого куницей, а кого мёдом — и пожаловал землями». Кроме платежа ясака в царскую казну башкиры должны были за свой счет нести военную службу.
Вслед за минцами «белому падишаху» покорились башкиры-юрматынцы в лице Татигач-бия, Азнай-бабы, Ильчиктимер-бабы и Кармыш-бабы, получив оставшиеся от бежавших ногаев земли по левобережью р. Белой, от устья Уршака до верховьев Ашкадара, на условиях выплаты ясака в 100 куниц. Произошло это, судя по сведениям юрматынского шэжэрэ, в 1553/1554 гг., поскольку уже в следующем 1554/1555 гг. юрматынцы уже доставили в Москву свой первый ясак в размере 100 куниц.
В течение 1554 и начала 1557 гг. в состав Русского государства вошла почти вся территория современного Башкортостана, кроме северо-восточной зауральской части, подвластной Сибирскому ханству.
Вместе с тем, мотивация вхождения в русское подданство у каждого из башкирских племен была своя. Так, если минцы и юрматынцы сами пошли в Казань, покорились царю Ивану IV, просили землю, получили ее и согласились платить ясак, то усерганы, кыпчаки, тамьяны и бурзяны, согласно их шэжэрэ, были вызваны царем в Казань, были взяты им под покровительство, просили дать им землю, получили ее, назвали себя подданными и также согласились платить ясак. Что же касается иректинских башкир, в XV — начале XVI вв. переселившихся из-за Урала в долину Ика, то они должны были служить казанским ханам. В частности, в начавшейся войне между Москвой и Казанью иректинский хан Исян помогал казанцам боеприпасами («приказал своим родам-народам настрогать стрел и натесать луков и отправил все это в Казань»). Однако после падения Казани, «Исян-хан и его братья и другие земляки перепугались» и ушли в подданство к царю Ивану IV.
В общем, у башкирских биев не было сил, чтобы противостоять натиску могущественных соседей: «трем великим уплачивали ясак. Доставляли из этих мест и платили. Что же делать малому народу?» — башкиры-минцы; «и вот я, Татигач-бий, ничего другого придумать не имея случая…» (в связи с взятием Казани Иваном IV) — башкиры-юрматынцы; «А что если хан Казани придет сюда с огромным войском и разрушит наш иль? — и посчитали нужным искать защиты у русских» — иректинцы. В этой ситуации протекторат растущего и динамично развивающегося Московского государства являлся наиболее оптимальной формой сохранения экономической самостоятельности и этнической целостности приуральских башкир.
Таким образом, политическая ситуация в Урало-Поволжском регионе, в ходе которой башкиры оказались между двумя государствами, враждовавшими между собой, поставила башкирских биев перед необходимостью поиска оптимального пути сохранения собственной этнической цельности и самосознания. Ни Казанское ханство, ни Ногайская Орда, раздираемые внутренними неурядицами, на роль надежного сюзерена в той ситуации явно не годились, а потому выбор был сделан в пользу более сильного — Московского государства.
Свое вхождение в состав Русского государства башкирские племена юридически закрепляли обязательством выплачивать ясак. Ясак — это натуральная подать, которой в царской России облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом (в Поволжье с XV — XVI вв., в Сибири с XVII в.). Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной («мягкой рухлядью), а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьезную статью отпускной торговли.
«Уфаведение». Под. ред. Т.Г. Обыденновой, В.А. Иванова и др.
По нашей воле, а не под саблею эксклюзив
*Одно полено не горит и в печи, два полена не гаснут и в степи – башкирская поговорка
Коренной этнос Урала
Башкир считают одним из первых коренных этносов Урала. Исторические документы подтверждают, что уже в IX веке на склонах гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола жил народ, говоривший на своем языке, поклонявшийся силам природы и своим многочисленным богам. Они не были агрессивным захватчиками, но рьяно отстаивали собственную территорию. В IX веку началась постепенная исламизация этноса. Позже в результате монгольских набегов территория его расселения вошла в состав Золотой Орды. А после её распада потеряла самостоятельность и разделилась между несколькими государствами.
Казань брал
Принято считать, что этот тюркоязычный народ присоединился к России в 1557 году. Однако по факту вливание началось раньше и продолжалось после. Ключевым событием в этом процессе стало покорение царём Иваном Грозным Казанского ханства, под влиянием которого находилась часть башкирских племён.
Политическая и социально-экономическая ситуация, в которой существовал этнос, была крайне непростой. Потеряв своё государство в ходе татаро-монгольского нашествия, с середины XV века башкиры жили в составе Ногайской Орды, Казанского, Сибирского и частично Астраханского ханств. Временами являлись подданными сразу двух каганатов и несли повинности в пользу обоих. Помимо этого, соседи ещё и вели междоусобные войны. Положение ухудшили засуха, голод и чума, свирепствовавшие в Поволжье и Приуралье. Поэтому призыв русского царя добровольно войти в состав Русского государства после падения Казани башкиры восприняли в целом положительно.
«А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего… а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям«. (Никоновская летопись).
Слово народа – слово правды
Процесс присоединения башкирских земель не был однозначным: историки до сих пор ведут по этому поводу споры. Важным аргументом выступают башкирские шежере (родословные), в которых неоднократно говорится не только о мирном характере присоединения башкир, но и о договорных отношениях с царской властью, их неизменности в одностороннем порядке.
Таким образом, присяга России оценивалась башкирами не как навязанная необходимость, а как воссоединение племён после 200 лет смуты и скитаний.
В единый кулак
Племена присоединялись к России не одновременно. На народных собраниях (йыйынах) башкирских родов избирали представителей и организовывали посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.
Так, в 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А.Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры (байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран), а затем центральные (мин и юрматы), юго-восточные (бурзян, кыпсак, тамьян, усерган) и восточные племена башкир (табын, кудей и другие).
Основным документом, свидетельствующим о вхождении башкирского народа в состав Русского государства, является Никоновская летопись. Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. И. Шуйского о том, что «башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили«.
Впоследствии уже в Москве они получили жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения землями. В них, а позже в «Соборном уложении 1649 года», под страхом конфискации имущества и государевой опалы «боярам, окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и из городов дворянам, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместным» запрещалось покупать земли у башкир.
Зауральские башкиры примут русское подданство в конце XVI – начале XVII веков после разгрома Сибирского ханства.
Умел давать клятву, умей и сдержать
Хозяйственные связи, совместная охрана юго-восточной границы России, участие башкирских конников в походах русской армии (в Ливонской войне второй половины XVI века, в ополчении Минина и Пожарского за освобождение Москвы в начале XVII века) стали залогом дружеских отношений между русскими и башкирами. А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения.
Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы.
В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства. В челобитной башкир всех четырех «дорог» от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что «…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились» русскому царю.
Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В.Н. Татищеву от 2 августа 1736 года:
«Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею«.
Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения.
Связанные судьбой
Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития. К концу XVI в. завершился многовековой процесс формирования народа. Вошедшие в него племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему этносу, признавали его самоназвание.
За прошедшие века жизни в едином российском многонациональном государстве башкиры сохранили традиции и обряды, язык, уникальный эпос.
Свидетели истории
Шежере башкир племени Юрматы.
«Был девятьсот шестьдесят первый год, когда во все земли были направлены послы с грамотами, (которые) известили, пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи. После того, как эти послы обошли (башкирские земли) и известили, год был девятьсот шестьдесят первый (961 год по мусульманскому летоисчислению соответствует 1553—1554 гг. христианского летоисчисления). И я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял (с собой) три человека от трех тюб народа, сначала Азна-баба, второго Илчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой несколько друзей-спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными (преклонили головы) Белого-бия падишаха. Получили ярлык, (в подарок) снедь, атласные материи. (Царь) пожаловал (земли) — в верховьях (реки Белой). После этого вернулись домой, (вернувшись домой) я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники, мы к Белому-бию падишаху ходили, под чинились (доел, преклонили головы), стали (его) рабами. Мне, Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой, и, нижайше попросив падишаха, земли бежавших ногайцев мы взяли (себе). Согласились платить ясак из ста куниц. А теперь и вы примете ли (все это?) — спросил я. Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен«.
Шежере башкир племен Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян.
Челобитная башкир Уфимской провинции на имя императрицы России Анны Ивановны о своих нуждах от 1733 г.
«…Уфинского уезду 4-х дорог башкирцы и разные народы выбрали мы из оных дорог от каждой по одному человеку и послали оных к Вашему Императорскому величеству с нашим покорнейшим прошением. А в прошлом году всемилостивейший Вашего Императорского величества указ о соли нам объявлен. За что желая Вашему Императорскому величеству многолетнего здравия непоколебимого и благополучного государствования навеки и со всепокорнейшим нашим благодарением и о протчих делах наших с прошением мы вышеписанных 4-х человек отправили. Ибо как предки Вашего Императорского величества, так и Ваше Императорское величество нас нижайших рабов ваших в высочайшей императорской милости содержать изволите и всякие вины наши прощаете и пред протчими провинциями нашу Уфинскую провинцию в особливой милости содержать изволите и все прошении наши за благо приемлите. И во всех Вашего Императорского величества указах к нам высочайшую императорскою милость являть соизволите, понеже в древния лета предкам Вашего Императорского величества прадеды, деды и отцы наши в подданство пришли. И тогда в бытность их в подданстве у прежних ханов, которыми землями и водами они владели, и великие государи теми же землями и водами их пожаловать и милостиво указали и нам оными ж владеть. А по чему прежним ханам с тех земель и вод ясаку платили, о том платеже мы и великим государем подлинно доносили и быть в верном подданстве присягали».
Башкиры: жизнь в движении. Часть 1: прийти к России
Этноним «башкиры» впервые упоминается в сочинениях арабо-персидских учёных и путешественников в VIII-Х вв. В это время они органически входили в огромный номадический тюрко-угорский мир кочевников Евразии, который охватывал обширную территорию от Приуралья до Волги, от Южного Урала и Западной Сибири до Северного Кавказа, Прикаспия и Причерноморья.
Формирование народа
В описании Ахмеда ибн-Фадлана (922 г.) – одного из членов посольства халифа Ал-Муктадира к волжским булгарам – башкиры были кочевым, воинственным народом, который придерживался языческих верований с элементами тотемизма и анимизма. «… Мы видели, как одна группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям»[1]. Примерно с этого времени начинается распространение ислама среди башкир.
В середине XI в. в Урало-Поволжском регионе меняется этнополитическая ситуация. Перемены были связаны с нашествием кыпчаков-половцев на юг и на запад. Несмотря на то, что конечной целью кыпчаков-половцев были степи, лежащие к западу от Волги, их стремительное перемещение привело в движение кочевников Урало-Каспийского степного коридора, включая башкир. Уступая кыпчакскому нажиму, огузы, печенеги и, находившиеся с ними в союзе часть башкир, уходят на запад, осев в конечном счете в Центральной Европе, приняв таким образом участие в этногенезе венгерского народа. Этот интересный факт ныне получает всё большее освещение как в российской, так и венгерской историографии.
Оставшиеся башкиры уходят севернее, в Приуральскую лесостепь, положив тем самым начало заселению современной Башкирии. Ключевым фактором этногенеза башкир на данном этапе стала ассимиляция ими приуральских угров (поэтому этот этап часто называют «угорским»), приведшая к формированию культуры, сочетающей степные и лесные черты. Последние, воспринятые башкирами на самых ранних этапах башкиро-угорского этнокультурного взаимодействия, к XVI-XVII вв. становятся неотъемлемыми, традиционными чертами образа жизни башкир. Влияние приуральского населения способствовало сохранению у башкир ярко выраженного кочевого образа жизни. Так, Гильом Рубрук сообщает, что «Язык паскатир [башкир] и венгров – один и тот же; страна их соприкасается с Великой Булгарией»[2].
Башкиры в Золотой Орде
Следующим этапом развития башкирского народа стал период монгольского завоевания. Первым документально подтверждённым известием о появлении монголов в непосредственной близости от кочевий приуральских башкир стало сообщение о неудачной попытке вторжения войск Субедея и Джебе в Волжскую Булгарию (1223 г.). К этому времени относят начало интенсивных столкновений башкир с монголами, что принято объединять понятием «башкирско-монгольская война», которая длилась до начала великого западного похода монголов в 1236 г.
Эти события нашли отражения в эпосе башкир, в частности в легенде «Акман-Токман»: «Но вот нагрянула с востока страшная черная рать. Было это летом. Все люди, вся скотина были на яйляу, в лесу, в горах, в долинах рек… Вскоре затем монгольский хан послал к башкирам своих нукеров – воинов и вынудил народ покориться».
Будучи политически разобщёнными, башкирские племена по-разному повели себя перед лицом монгольского нашествия. Если приуральские башкиры, жившие в лесостепных и предгорных районах Южного Урала, сопротивлялись монголам (т.к. находились в удалении от степного театра боевых действий), то юго-восточные башкиры, находившиеся в непосредственной близости к монголам, вынуждены были выбирать между угрозой физического уничтожения и вхождением в империю. Башкирские бии выбрали последнее, сохранив у себя систему внутреннего управления, получили от хана соответствующий ярлык и стали держателями улусов. Одним из первых добровольное подданство приняли башкиры племени усерган.
Политика Золотой Орды, освобождавшей наиболее удобные районы для собственного обитания от «лишних», способствовала новому переселению, в результате которого на территорию современной Башкирии мигрируют родоплеменные группы кыпчаков, катайцев, табынцев, минцев, которые расселяются на пространствах от р. Самары до р. Белой, тесня кочевавших там башкир на север. В итоге этого движения в XIII-XIV вв. приуральские башкиры сконцентрировались в предгорных и горнолесных районах Южного Урала. К этому времени относят и окончательное распространение ислама суннитского толка среди башкирских племён.
Важной особенностью положения башкир в составе Золотой Орды являлось то, что на их землях (наряду с русскими княжествами, Волжской Булгарией и Мордовскими землями) не было реального присутствия ордынской администрации. Местные правители с санкции ордынских ханов должны были исправно собирать «ордынский выход» и участвовать в военно-политических акциях империи, обеспечивая тем самым автономию своих владений.
На осколках Орды
Упадок Золотой Орды оказал значительное влияние на историческую судьбу башкирского народа. Нынешняя Башкирия была поделена между тремя ханствами (Казанским, Сибирским и Ногайским), каждое из которых считало себя прямым наследником золотоордынской империи. В первой половине XVI в. большинство башкир являлись данниками Ногайской Орды, а ногайскую часть нынешней Башкирии в русских источниках именовали Башкирским улусом или, собственно, Башкирской землёй. Западные и северо-западные башкиры платили ясак Казанскому ханству, а территория их расселения называлась Беловолжской землёй. Наконец, некоторые роды зауральских башкир попали под власть Сибирского ханства.
Малочисленность башкир (не более 100 тыс. человек) обусловила их непростое положение в составе Ногайской Орды: «Трём великим (ханам) уплачивали ясак. Доставляли из этих мест и платили». Наиболее неприятным было занятие ногаями лучших охотничьих угодий, кочевий и вытеснение оттуда башкир. Дополнительным фактором, вызывавшим недовольство башкир, было нарушение ногаями золотоордынской системы наследования престола, согласно которой безусловное право на престол принадлежало потомкам Чингисхана (чингизидам)[3]. Эти факторы отчасти способствовали переходу некоторых башкирских племён в подданство Казанскому ханству, где они наряду с ясаком должны были нести военную службу.
Казанское ханство, активно готовившееся к войне с Россией, нуждалось в армии, а его оседлое и земледельческое население было малопригодно для службы в коннице. Поэтому ханы Казани активно привлекают башкир к военной службе. За это власти Казанского ханства не выселяли башкир с их земель и не вмешивались во внутреннюю жизнь башкирских родов. Наконец, казанские ханы были чингизидами. Эти факторы предопределили как лояльное отношение башкир к Казанскому ханству, так и способствовали закреплению за башкирами своего рода привилегии военной службы.
Русский выбор башкир
Расширение Российского государства, взятие Казани Иваном Грозным в 1552 г., междоусобица в Ногайской Орде, а также тяжелейший природно-климатический кризис (суровые зимы, приведшие к гибели скота, эпидемия чумы, охватившая ногайские улусы) поставили глав башкирских родов перед выбором, от которого зависела будущая судьба народа.
Башкиры стали одними из последних данников казанского хана, заявивших о намерении добровольно войти в состав Российского государства (1554), причём посольства отправлял каждый башкирский род, в отличие от других народов Казанского ханства (так, чуваши и марийцы послали одну делегацию от двух народов). «Особое» отношение к башкирам было обусловлено желанием правительства Ивана Грозного показать всем башкирским родам (особенно входившим в Ногайскую Орду) преимущества добровольного вхождения в состав России. В этом случае башкирам гарантировалось сохранение вотчинных земель, свободное исповедование Ислама и облегчение податных повинностей. Кроме того, Иван IV продолжил практику привлечения башкир на военную службу, признав их право на военную организацию племенного ополчения.
В итоге уже в 1555 г. башкиры Ногайской Орды направили своих представителей в Казань, где проходило первоначальное оформление принятия русского подданства и переговоры с наместником Ивана IV князем А. Шуйским-Горбатым. Окончательное оформление подданства проходило в Москве, где послы получали жалованную грамоту от царя.
Длительным (более 80 лет) и более противоречивым стал процесс принятия русского подданства зауральскими башкирами – подданными Сибирского хана. Около 40 % сибирских башкир отказались добровольно принять российское подданство и были покорены в ходе военных действий, что привело к установлению для них более жёстких условий.
Несмотря на разные политические обстоятельства, башкиры во второй половине XVI в. на добровольной основе принимают российское подданство, добившись при этом самых значительных привилегий из всех народов Казанского ханства и Ногайской Орды. Царское правительство подтвердило вотчинные права башкир на занимаемые земли, не проводя при этом их обмера, а лишь фиксируя границы. Причём владельцем конкретной территории признавался отдельный башкирский род, который в российском законодательстве стал называться волостью, а вся территория башкир была разделена между родами. Башкиры в свою очередь были обязаны охранять юго-восточную границу России, протяжённость которой составляла 2 тыс. км, платить ясак и нести подводную повинность[4].
Таким образом, принятие башкир в подданство гарантировало защиту границ Российского государства и возможность создать плацдарм для освоения Сибири, так как единственная дорога, которая связывала Сибирь с европейской частью страны в XVI- начале XVII вв., проходила через Уфу, от безопасности которой зависело снабжением продовольствием сибирских крепостей.
Продолжение следует
Литература
Читайте также:
Иван Зацарин. Почему Илон Маск не Королёв. К 13-летию «частного космоса»
Иван Зацарин. К чему быть готовым. К 94-летию пионерии
Иван Зацарин. Первый Евросоюз. К 212-летию Французской империи
Иван Зацарин. Донбасс – разрушитель и созидатель страны. К 129-летию Юзовской стачки
Клим Жуков, Дмитрий Пучков. О феодальном дроблении Руси и пяти его центрах
Иван Зацарин. Как папа выбрал Гитлера. К 85-летию «несовместимости христианства и социализма»
Фёдор Гайда. Идеология реформ Столыпина: что и почему он пытался сделать
Иван Зацарин. Урок государственности. К 82-летию возвращения родной истории в школы
Иван Зацарин. Почему они больше не с нами. К 61-летию Варшавского договора
[1] Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.
[2] Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.
[3] Ногайская Орда возглавлялась потомками эмира Едигея.
[4] Ещё со времён Золотой Орды башкиры несли подводную повинность, т.е. обязаны были предоставлять служилым людям, проезжающим по государственным делам по их территории, не только лошадей и подводы, но и продовольствие.