какие сферы журналистики бывают
Виды журналистики
Когда мы говорим о журналистике, то подразумеваем сбор и творческую обработку информации о событиях текущей жизни, актуальных тенденциях и последующее распространение с помощью различных средств массовой информации (телевидения, прессы, интернета, радио). В зависимости от того, какие технологии и оборудование используются в процессе сбора и распространения материала, определяются направления журналистики, которых на сегодняшний день существует пять.
Направления журналистики:
Наиболее древнее из всех других, это направление журналистики подразумевает распространение информации с помощью печатных изданий: газет, журналов, изданий научных обществ, информационных бюллетеней и т.д. Функциями подобных изданий является информирование (общественно-политическое, научное, литературно-художественное и др.) и формирование общественного мнения по тому или иному освещаемому вопросу.
Направление журналистики, использующее для распространения информации средства радиовещания. Особенностями этого направления являются высокая оперативность и специфический характер эмоционального влияния на аудиторию.
Данное направление является на сегодняшний день наиболее массовым способом распространения информации и наиболее мощным по силе влияния на общественность. Возможность одновременной трансляции видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения, использование различных видео- и аудиоэффектов открывает перед тележурналистами огромные возможности для творчества.
Особое направление журналистики, основным средством выражения которого являются фотоснимки. Обязательными условиями направления являются объективность (фотографии точно воспроизводят события), хронология и повествовательность (снимки способны передать аудитории суть запечатлённых событий).
Новейшее направление, получившее распространение на протяжении последних десятилетий. Спецификой являются практически неограниченные возможности для каждого, желающего попробовать себя в роли журналиста и самая высокая степень оперативности.
Указанные направления могут переплетаться и взаимодополнять друг друга. Так, фотографии помещаются в печатных изданиях, а теле- и радиоканалы транслируются через интернет.
Профессия: журналист
В чём заключается работа журналиста, где готовят лучших специалистов и сколько журналист зарабатывает.
Обозревать культурные события или делать расследования? Стать корреспондентом и писать репортажи или работать с большими данными? Всё это могут делать (и делают) — журналисты. Разбираемся в сути этой профессии, в её актуальных направлениях и в том, кому стоит попробовать себя в этом деле.
Суть профессии журналиста
Журналист собирает информацию и распространяет её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью.
Понятие «журналист» — достаточно широкое. Это и репортёры, выходящие на улицу для сбора и комментирования новостей, и редакторы новостей на интернет-порталах, и дикторы на радио или телевидении. Журналисты — авторы серьёзных публицистических статей в газетах, журналах, сетевых изданиях.
Отличительные черты журналистики
Журналист всегда опирается на реальные события. В отличие от писателей, журналисты не должны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты из жизни, рассказывать о реальных людях и конкретных обстоятельствах. По этому признаку, например, нельзя отнести к журналистике постановочные телешоу.
Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью от одной минуты до нескольких часов.
Журналисты, как правило, работают с актуальной информацией. Если журналист обращается к прошлому, он выступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто к событиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан к современности, его обычно относят к журналистике.
Какие бывают журналисты
По типу создаваемых материалов журналисты делятся на такие категории:
По направлению деятельности различают:
В последние годы активно развивается новый вид журналистики — дата-журналистика. Она подразумевает работу с большими объёмами информации, доступной через интернет и СМИ, её изучение, обработку и создание на её основе новых материалов. Дата-журналист работает с данными статистики, обрабатывает и анализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации и инфографику.
Дата-журналисты работают с любой тематикой: политика, экономика, экология, образование, культура. Например, в 2009 году газета The New York Times реализовала масштабный проект «Токсичные воды». Журналисты проанализировали множество документов и исследований об уровне загрязнения питьевой воды в США и представили свои выводы в виде инфографики и интерактивных карт.
Какие качества необходимы журналисту
❤️ Любовь к людям. Журналисту очень часто приходится работать с людьми, взаимодействовать с ними, писать о них. Чтобы делать это уважительно, он должен относиться к ним с сочувствием и симпатией. Равнодушие к чужой боли и цинизм в журналистике считаются признаками эмоционального выгорания.
💬 Общительность и коммуникабельность. Журналист должен уметь расположить к себе людей, разговорить их. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, а для этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.
🗣️ Умение связно излагать свои мысли устно и письменно.
✍️ Грамотность. Журналист, работающий в печатных изданиях, должен грамотно писать, то есть соблюдать все правила грамматики и синтаксиса. Корреспонденту на телевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить и правила орфоэпии, то есть постановки ударений.
🎤 Хорошая дикция. Актуальна не только для сотрудников аудиовизуальных СМИ, но и для журналистов, которые общаются с людьми, например, собирают информацию или берут интервью.
💻 Умение получать информацию. Это значит — находить источники информации, получать к ним доступ, задавать правильные вопросы.
🤓 Умение анализировать информацию, то есть отличать достоверные данные от недостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения в логическую последовательность и делать выводы.
🔥 Выносливость и стрессоустойчивость. Эти качества особенно актуальны для репортёров, работающих на месте происшествия, редакторов новостных лент, военных корреспондентов. Однако и «мирные» журналисты нередко сталкиваются с необходимостью много времени проводить на ногах или в поездках.
🧠 Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться в самых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю и культуру, на базовом уровне разбираться в политике, экономике, юриспруденции.
Где учиться и какие предметы сдавать на журналистику
В 2018 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских и региональных компаний, работающих в сфере массовых коммуникаций. По итогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. В топ-10 вошли:
Как правило, для поступления на факультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).
Поступающие на направление «реклама и связи с общественностью» вместо литературы и творческого конкурса часто сдают историю и обществознание. Конкретный набор экзаменов зависит от вуза и выбранного направления.
Востребованность профессии журналиста
🪜 Карьерная лестница
Основные ступеньки — корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.
Возможный вариант карьеры — работа в качестве корреспондента, автора статей, а потом эксперта по той или иной теме в разных СМИ.
⌛ График работы
Зависит от направления, в котором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:
💸 Зарплата журналиста
Зависит от места работы, направления, в котором он специализируется, его известности и опыта. Если журналист официально оформлен в качестве сотрудника издания, он получает фиксированную зарплату. В Москве она составляет в среднем от 40 до 60 тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80–100 тысяч рублей.
В зависимости от условий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары за опубликованные статьи или вышедшие репортажи.
Журналист, который сотрудничает с редакцией внештатно, получает только гонорары за подготовленные материалы. Размер гонорара зависит от издания и опыта работы: известному автору статей в крупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за материал.
Плюсы и минусы профессии журналиста
➕ Это интересно. Журналист постоянно узнаёт что-то новое, у него есть возможность попадать в такие места, куда «простым смертным» нет доступа. Профессия позволяет путешествовать и обеспечивает постоянную смену впечатлений. Опытные журналисты неплохо ориентируются во многих областях знаний.
➕ Это возможность выразить себя. Журналист — творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя и доносит до читателя или зрителя собственную позицию.
➕ Это возможность прославиться. Для авторов статей, документальных фильмов и фотожурналистов проводятся профессиональные конкурсы и выставки работ, во многих странах ежегодно вручаются национальные премии в области журналистики. Актуальные сообщения и репортажи способны в одночасье сделать корреспондента знаменитым. Публика знает в лицо авторов «горячих» политических и криминальных обзоров, скандальных светских журналистов или известных блогеров.
➕ Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. В истории немало примеров, когда благодаря работе журналистов в буквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать и изменять общественное мнение, влиять на людей, подталкивать их к тем или иным решениям и поступкам.
➖ Среди минусов профессии обычно говорят про высокий уровень стресса, ненормированный график, большую конкуренцию, эмоциональную перегрузку, психологическое напряжение, а так же ответственность за любые слова.
Изображение на обложке: Taryn Oshiro-Wachi / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Урок 2. Жанры, типология и направления журналистики. Интернет-журналистика и Web 2.0
Классификацию жанров журналистики можно сравнить с классификацией жанров литературы. Еще в IV веке до н. э. древнегреческий философ Аристотель в своих работах «Риторика» и «Поэтика» разделял литературу на разные виды, исходя из способа, посредством которого отражается реальная действительность (например, в драме это диалог, в поэзии – особый тип лирики и т.д.)
Следуя традициям искусствоведения и литературоведения, теория журналистики исследует жанры и виды журналистских произведений. Основа же такого деления зиждется на огромном количестве видов социальной деятельности человека, великом многообразии окружающей действительности и творческого потенциала ее отражения.
Содержание:
Любое журналистское произведение основывается на факте, т.е. на свершившемся событии. Факты составляют базу информации и обладают такими свойствами как общественная значимость, правдивость, свежесть, достоверность и небанальность.
Исследователи классифицируют журналистские жанры разными способами. В наиболее распространенном из них жанры делятся на художественно-публицистические, аналитические и информационные. Однако есть и другие способы: к примеру, известный литературовед и педагог Лев Кройчик выделяет следующие виды журналистских текстов:
Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками. В то же время несколько иначе рассматривает данный вопрос советский и российский историк Семен Гуревич. Жанр как таковой он считает рядом устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типом отображаемой реальности, стилистики и композиции. Исходя из этого, отличается и его разделение жанров журналистики. Гуревич выделяет:
A | Сатирические жанры |
B | Художественно-публицистические жанры |
C | Эпистолярные жанры |
D | Ситуативно-аналитические жанры |
E | Диалогические жанры |
F | Жанры новостной информации |
Но вернемся к наиболее распространенному разделению на жанры. Самыми востребованными в журналистике считаются художественно-публицистические, аналитические и информационные. К художественно-публицистическим относятся памфлеты, фельетоны, пасквили, очерки, эссе и зарисовки. В категории аналитических можно назвать обзоры, мемуары, рейтинги, беседы, рецензии, письма, статьи, комментарии. А среди информационных отметим отчеты, некрологи, хроники, репортажи, событийные интервью, заметки и расширенную информацию на ту или иную тему.
Информационные жанры передают объективную информацию о явлениях, людях и событиях до общественности. Журналист здесь является фиксатором протекания событий, источником данных, которые не могут быть получены аудиторией из первых рук, посредником, передающим сведения в режиме реального времени. Но критический анализ и оценка информации в этом случае отходят на второй план, т.к. эту задачу выполняют аналитические жанры. А художественно-публицистические жанры позволяют журналисту в полной мере проявить свое творческое мышление, представить свою картину мира.
Не будет ошибкой добавить и то, что три упомянутых выше жанра и ассоциируются сегодня с журналистикой у большинства людей. Но этим ее многогранность вовсе не ограничивается – жанры журналистики тесно переплетаются с ее типологией, поэтому и ей тоже необходимо уделить некоторое внимание.
Типология журналистики
Разграничить журналистику по типам можно лишь условно, ведь ее опорой служит общественное объективно-истинное знание, попадающее под влияние ценностных социальных норм. Но и эти нормы в каждом конкретном социуме могут отличаться. Чтобы провести полноценный анализ типологии журналистики, нужно выявить ее исторически сложившиеся разделы, их взаимовлияние и периодизацию. У нашего курса нет такой задачи (при желании вы можете провести собственное исследование), поэтому мы просто перечислим основные типы, на которые подразделяется на сегодняшний день журналистика.
Журналистика бывает:
При этом выделяют также журналистские расследования, трэвел- и гонзо-журналистику, а также интернет-журналистику.
Любой из типов предполагает использование специальных методов. Беря во внимание то, что предметом журналистики является общественная жизнь во всем ее многообразии, а обязанность представителя журналистской профессии – это донесение до людей правды и поиск истины в спорных вопросах, достигать поставленных целей помогают:
1 | Диалоги, в которых обсуждаются актуальные и важные проблемы. |
2 | Дискуссии, позволяющие узнавать различные точки зрения на одни и те же вопросы и приближаться к истинному пониманию вещей. |
3 | Сомнения, заставляющие искать аргументы, трезво рассуждать и отыскивать правду. |
4 | Критика, посредством которой исследуется внутренняя природа вещей и достигается объективная интерпретация сведений. |
5 | Проблематизация, при помощи которой ставятся конкретные проблемы и ищутся их решения. |
Когда речь идет о журналистике, автоматически подразумевается сбор и творческая обработка полученной информации о социальной жизни, тенденциях, новостях и т.д. Эти сведения впоследствии будут распространены при помощи СМИ. И уже в зависимости от того, какие для распространения данных будут использоваться технические средства, определяется направление журналистики.
Направления журналистки
Всего на данный момент можно выделить пять основных направлений:
Рассмотрим основные отличия этих направлений.
Фотожурналистика
Фотожурналистика является особым направлением журналистики, где главным средством выражений информации служат фотографии. Среди обязательных условий этого направления можно выделить объективность (фото должны точно воспроизводить события), хронологию и последовательность (фото должны передавать зрителю смысл изображенных на них событий).
Тележурналистика
Тележурналистика признана сегодня самым массовым и самым мощным способом распространения информации. На общественность она оказывает максимальное воздействие. Отличается наличием возможности параллельной передачи видеоряда, музыкального сопровождения, комментариев авторов, а также возможностью применения аудио- и видеоэффектов. Для журналистского творчества здесь кроются неисчерпаемые возможности.
Радиожурналистика
Радиожурналистика предполагает применения средств радиовещания для распространения информации. Характерные черты данного направления состоят в высокой оперативности и специфическом характере эмоционального воздействия на аудиторию.
Периодическая печать
Периодическая печать считается самым старым направлением журналистики. Сведения распространятся в этом случае посредством печатной продукции, такой как журналы, газеты, специализированные издания каких-либо организаций, информационные бюллетени и т.п. Задача любого подобного издания – это информирование (литературно-художественное, научное, общественно-политическое и т.д.) общества. Также периодическая печать формирует общественное мнение на тему того или иного вопроса.
Интернет-журналистика
Интернет-журналистика – это новейшее направление, начавшее распространяться около 20 лет назад. Ее специфика заключается в практически неограниченном потенциале для любого человека, который хочет испытать свои силы на поприще журналиста, и максимально высокой степени оперативности.
Названные нами направления могут быть как вполне самостоятельными, так и дополнять друг друга, переплетаться между собой. К примеру, в периодических печатных изданиях часто помещаются фотографии, а на интернет-ресурсах запросто транслируются телевизионные каналы и радиостанции и т.п.
Немаловажен и тот факт, что каждая эпоха характеризуется своими собственными тенденциями, а это значит, что со временем одни жанры и направления журналистики начинают преобладать над прочими. Если, например, в 90-х годах прошлого столетия отмечался бум тележурналистики с ее громкими скандалами и расследованиями, то сейчас все большие обороты набирает интернет-журналистика. И дабы не идти вразрез с тенденциями нашего времени, мы хотим посвятить отдельный блок урока именно ей.
Интернет-журналистика
Интернет-журналистика, как мы уже и сказали, представляет собой новое направление журналистики. Она появилась в самом конце 1990-х годов, что связано с бурным развитием и повсеместным распространением интернета. Благодаря специфике Всемирной паутины начало организовываться систематическое информационное вещание на широкие массы, не требующее развертывания специальной технической базы. Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ.
Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т.д. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все так же важен, т.к. по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует.
Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела. Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера (совокупность всех блогов как сообщества), по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ.
Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т.д. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2.0. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно.
Web 2.0
Понятие «Web 2.0» означает методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем большее количество людей их использует. Важным нюансом Web 2.0 считается принцип привлечения интернет-пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (информация из свободной энциклопедии «Википедии»).
Представленное словосочетание впервые употребило в 2004 году издательство O’Reilly Media, специализирующееся в сфере информационных технологий. Но вышеназванная трактовка должна быть уточнена: «становятся лучше» нужно понимать как «становятся плотнее», т.к. имеется в виду наполнение систем сведениями, но вопросы их объективности и достоверности не поднимаются. По большому счету под Web 2.0 подразумеваются сервисы и проекты, которые активно развиваются и улучшаются самими пользователями, а это и есть те самые блоги, соцсети, вики-проекты и т.п.
Для определения сути Web 2.0 вполне подходит определение комплексного подхода, дающего возможность организовывать, реализовывать и поддерживать веб-ресурсы. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2.0 прекрасно себя проявила (наверняка вы и сами чуть ли не ежедневно сталкиваетесь с ними):
Википедия. В настоящее время это целый конгломерат интернет-ресурсов, позиционирующихся, как правило, как справочники и энциклопедии. Этот проект – одна из самых крупных в Сети баз данных, предлагающих практически всем возможность редактировать информацию, размещенную на сайте.
Методика Web 2.0 взаимодействует и с веб-приложениями. Ежедневно у множества таких приложений появляются аналоги, а пользователи избавлены от необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение на свои компьютеры. К тому же пользоваться веб-сервером почти всегда дешевле, нежели покупать аналогичную программу в стандартном варианте.
У Web 2.0 есть ряд весомых преимуществ. Например, традиционные интернет-сервисы не дает пользователям развивать свою деятельность. А Web 2.0 позволяет это делать применительно к каждому конкретному ресурсу. Интерактивность же Web 2.0-ресурсов дарит людям все возможности для самореализации.
Однако, как и у любой другой технологии, у Web 2.0 есть и недостатки. Основной – это «зашумление» Сети, продуцируемое просто невероятным количеством непрофессиональных сайтов. Навигация и качество таких проектов далеки от идеала, по причине чего была разработана концепция Web 3.0 – сервисы и контент высокого качества, создаваемые профессиональными мастерами на базе Web 2.0. Несмотря на это, влияние Web 2.0 все больше расширяется, а традиционные интернет-ресурсы понемногу отходят на второй план.
Специфика и возможности как самостоятельно Web 2.0, так и интернет-журналистики в целом, открывают новые горизонты для работы и профессиональных достижений, но все же онлайн-журналистика остается журналистикой, и призвана влиять на массовое сознание и формировать общественное мнение. Это говорит о том, что даже в наше время стремительного технологического и информационного прогресса поставленных перед собой целей и задач журналист может достичь, пусть и при помощи безграничных просторов интернет-пространства, но все же посредством давно зарекомендовавших себя приемов, таких как написание всем известных статей, отчетов, пресс-релизов, интервью и т.д. И, конечно же, все это невозможно без поиска информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Третий урок посвящен конкретно поиску информации и написанию статей и отчетов. Мы расскажем о работе с источниками, структуре статей и шагах по их написанию, а также о том, как создать свой собственный журналистский отчет.