какие символы используются в гербах
murmia
Мурка
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз
Список гербов в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1#top
ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
2) Цвета на гербе:
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:
Палка с надетой на нее «шапкой Свободы» (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)
герб РФ
из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.
История Российского герба:
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.
В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.
На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.
другие примеры государственных гербов:
1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад
Какие символы используются в гербах
Происхождение гербов. Геральдика.
Введение
Человечество устроено так, что разного рода символы и знаки занимают важное место в жизни общества. Есть среди них те, что служат оригинальными отличительными знаками конкретного человека, семьи, организации, города или государства. О них мы и поговорим на следующих занятиях, познакомимся с историческими дисциплинами, изучающими эти знаки и символы, при этом особое внимание уделим государственной символике.
Гербы (слева направо): журналиста А.А. Симонова (рис. Е.А. Комаровского), г. Лилль (Франция), Бельгии.
Государственные флаги (слева направо): Чехии, Японии, Бразилии.
Обычай избрания для своего рода и племени особого знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. Самыми важными государственными символами являются гимн, герб и флаг. Они нужны для воплощения истории государства и отражения его настоящего, выражение патриотизма граждан, обозначения на международной арене.
Государственные герб, флаг и гимн РФ.
У каждой страны есть своя история появления государственных символов, в том числе и у России (историю государственных символов нашей страны мы рассмотрим на отдельных занятиях).
1. Геральдика
2. Как появились гербы?
Зубр. Рисунок из пещеры Нио в Пиренеях.
В центре поселения обычно стоял столб с изображением тотема. Изображениями тотема украшали предметы, принадлежавшие роду; члены рода наносили его на тело красками или в виде татуировки. Видя этот знак на теле и на вещах человека, можно было сразу сказать, какого он рода: черепахи, волка, сокола или какого ещё.
Позже тотемы родов, соединявшихся в племена, становились покровителями племени и племенных союзов. Изображение тотема воины рода и племени часто наносили на щит, поскольку там можно сделать большой, хорошо видный как чужим, так и своим воинам рисунок. Такие рисунки на щитах были прообразами будущих гербов.
Первыми гербами можно считать и изображения, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н. э. символом у шумерских государств был орёл с львиной головой.
Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции – сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.
Монета с изображением совы. Афины
Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях – турнирах – в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).
Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.
Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения – гербы.
Рыцарские гербы на щитах.
Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб – увидеть издалека.
Облачение английского рыцаря.
3. Герольды
Гербов постепенно становилось всё больше, они делались всё сложнее и сложнее. Каждый рыцарь уже не мог запомнить все гербы и понять их содержание.
Гербовник XV столетия, представляющий щиты рыцарей Нормандии.
Поэтому появились люди, которые специально изучали гербы и историю родов, ими обладавших, читали и истолковывали гербовые изображения. Таких людей называли герольдами (от латинского Heraldus – глашатай), а их занятие – геральдикой.
Часто они выступали как глашатаи на турнирах, к их помощи прибегали рыцари, когда у них возникали затруднения при истолковании герба противника. Постепенно правила составления герба стали одинаковыми для всех государств. Герольды тщательно следили за их соблюдением.
Облачение герольдов разных стран.
4. Элементы герба
В геральдике существуют строго определенные типы щитов. В каждой стране приживался тот, или иной тип. В Германии не придерживались строгих правил, поэтому немецкие щиты имели причудливую (вырезную) форму.
Особую форму имели женские гербы. В их основе лежали или овал, или ромб. Если положение женщины менялось, изменялся и ее герб. У замужней женщины разрешалось использование формы и изображений щита мужа. Если женщина становилась вдовой, то щит вновь становился овалом, или ромбом.
Различные способы деления щитов.
Гербы было принято украшать шлемами, которые соответствовали, боевым шлемам их владельцев, но в гербе, шлем принято украшать навершием (нашлемником) и наметом исполняемом в виде лент.
Шлемы отсутствуют в гербах священников, городов, ремесленных цехов и женщин.
Изображение шлемов на гербах
Огромное значение в геральдике придается цвету.
Цвета, используемые в гербах.
(Об их значении вы можете узнать, нажав на значок «Книжка».)
Герб французского императора Наполеона I с символами императорской власти.
Герб принцессы Липпе (конец XIII столетия).
В гербах территорий и государств было принято украшать мантию короной. В геральдике разработана целая система определения корон. Человек, имевший определенный титул мог иметь на гербе корону строго определенного типа.
Слева направо: вариант герба Римского Папы Иоанна Павла II, герб потомков ацтекского императора Монтесумы II, герб венгерских герцогов Баттьяни
Щитодержатели на гербе Австралии.
5. Значение гербов
Так же как и генеалогии, гербы рассказывают историю дворянских родов, но не в словах или схемах, а в изображениях. Иногда их рассказ правдив, а иногда содержит и вымыслы, включённые чтобы добавить роду древности и заслуг, чтобы было основание требовать для себя большего почёта и уважения.
Герб князей Багратионов, которые заявляли о своем происхождении от еврейского царя Давида (на щите – арфа Давида; праща и камень, убивший Голиафа).
По гербу можно многое сказать и о человеке, его носящем – род, титул, пол, брачные узы, рожден ли он в браке, принадлежность к рыцарскому ордену и др. Иногда важны даже мелкие различия.
Слева: корона на гербе шведского принца — старшего сына; справа: корона на гербе наследника трона.
Чуть позднее возникли также гербы у городов и у живших в них групп ремесленников одной профессии – цехов.
Слева: средневековая гербовая грамота свечников Лондона, 1463 год; справа: гербы студенческих братств из университета в Гелдельберге
Постепенно появились национальные гербы у государств как символ их независимости. Старейшими из них, вероятно, являются датский и английский гербы.
Слева направо: герб Дании и герб Великобритании (современный вид).
Как правило, это были изображения из гербов королей, великих князей, царей возглавлявших эти государства. Каждый такой герб имеет свою историю.
Гербы основных европейских монархий в начале XX столетия (слева направо сверху вниз): Пруссия, Австрия, Венгрия, Бавария, Россия, Германия, Великобритания, Саксония, Италия, Испания, Вюртемберг.
О том, как появился герб нашего государства, мы поговорим на следующем занятии.
Попробуйте нарисовать и описать герб вашей семьи или ваш личный герб?
Выполни задания:
Получить больше информации о геральдике Вам поможет
Что изучает геральдика: понятие и основные этапы развития в России
Практически каждый человек знает, что представляет собой герб. Чуть меньше граждан той или иной страны знакомо с государственными гербами. Эта символика постоянно мелькает перед глазами: на спортивных и развлекательных мероприятиях, музыкальных конкурсах и так далее.
Но так ли много простых обывателей знают, что означает термин «геральдика», чем занимается эта наука, какие инструменты использует для изучения объектов своего исследования? Разберёмся со всем этим по порядку.
Что изучает наука геральдика: определение
Ранее уже было упомянуто, что геральдика – это наука, которая занимается изучением различных символов и их значений на родовых и военных гербах. По крайней мере, это её первоочередная задача.
В Средневековье гербовая символика играла важную роль. Символы, которые наносились на щиты и доспехи тех же рыцарей, несли важную информацию. А уж во время военных действий по простому узору отличали воинов своего отряда от вражеских сил противника.
С течением времени гербы начали дополняться всё новыми и новыми значениями. На смену простым узорам пришли сложные символы, каждый элемент которых нёс определённую информацию о том, кого они представляли.
Нередко в гербах зашифровывались и героические поступки, и проявления доблести, и важные события, происходившие в истории клана или рода.
Написание родословной человека в Западной Европе никак не могло обойтись без тщательного изучения всех родовых символов, поскольку геральдика является, по сути, и стенографией нескольких поколений.
Какие аспекты изучает: теоретическое и прикладное направление
Изначально геральдика как наука представляла собой свод конкретных правил. С разрушением феодализма она несколько видоизменилась, но всё же сохранила своё главное направление – изучение гербовых символов, правила их ношения и использования в практических целях.
Исследователи-геральдисты изучают и объясняют значение тех или иных символов, изображённых на гербах, расшифровывают геральдические коды, определяют принадлежность документов или памятников (имеющих гербовую печать, естественно) к тем или иным историческим событиям или персонам.
Как и любая другая наука, геральдика имеет несколько направлений:
История развития науки и влияние рыцарских турниров
Началось всё во второй половине XI века, когда в разных уголках Западной Европы появились особые люди – вестники или, как их ещё называют, глашатаи (heralds).
Главной их задачей было не столько развлечение гостей и восхваление господ, сколько объявление рыцарей на турнирах. Каждый Герольд должен был максимально быстро определять по символам и рисункам, нанесённым на щиты и знамёна воинов, их родовую принадлежность.
Так как гербы (знаки отличия) переходили по наследству внутри каждого рода, с появлением Герольдов и развитием геральдики возросла и их значимость. Вестники были своеобразными хранителями этих знаний и экспертами в генеалогии.
В Средневековье, когда большая часть населения Европы была абсолютно неграмотной, геральдические символы старались изображать максимально просто (именно поэтому средневековую символику было легко считывать).
С наступлением мирного периода гербы потихоньку перекочевали из военного ремесла в гражданскую жизнь, эволюционировав и усложнившись. Теперь узоры и рисунки, наносившиеся на знамёна и щиты, имели эзотерический смысл.
С укреплением монархии, произошедшим в XVI—XVII, королевские особы закрепили за собой право (естественно, исключительное) на дарение герба или выдачу особой грамоты.
Поскольку к тому времени геральдика уже была символом государственности и власти, гербы появились не только у отдельных родов или персон, но и у населённых пунктов, церковных служителей, ремесленных гильдий и т. д. Расширилась и сфера изучения геральдики как науки.
Российская геральдика: основные этапы развития
Русская история геральдики начинается при царе Алексее Михайловиче Романове. «Тишайший» составил первую классификацию, которая позволяла выявить основные группы узоров и символов. Чуть позже эта система пополнится благодаря геральдикам из Польши, которые внесли свои корректуры.
Уже позже Пётр I сформирует в России свою собственную систему гербовых знаков. Теперь геральдическая символика появилась у дворян, городов и государств, которые входили в состав – двуглавый орёл.
Немаловажным нововведением было и создание герольдий, в которых имелись герольдмейстеры.
Герольдии представляли собой особые государственные учреждения, которые на профессиональной основе занимались изучением, расшифровкой и составлением гербовой символики. Вплоть до появления советской власти и переходом в новую эпоху в стране сохранялась система, введённая Петром I.
Однако после событий 1917 года прежняя дисциплина была полностью упразднена, а все прежние знаки отличия были отменены (вышел даже официальный приказ, призванный объявить все прежние гербовые принадлежности буржуазным пережитком прошлого).
Но всё же даже после этого приказа старым городам удалось сохранить свои гербы, для новых же поселений создавались новые символы (с социалистической направленностью, естественно).
Подробнее об элементах: щит, фигуры и цвета
В геральдике важны три элемента герба, которые несут главный информационный посыл для исследователя:
Щит: основные формы
Геральдический щит – это база любого герба. Им называют атрибут, на лицевой стороне которого (в гербовом поле) начертаны геральдические фигуры.
Форм щитов существует множество, как и вариантов нанесения символов на их поверхность:
Фигуры: 10 популярных и их значение
Существует несколько основных фигурных групп:
Цвета: история цветовой палитры
Первые гербы были максимально простыми, поэтому они выполнялись в ярких цветах, их хорошо было видно даже на дальнем расстоянии.
В средневековых гербах начали активно использоваться красные, чёрные, синие, белые, зелёные, жёлтые краски. Ещё позже появился пурпурный цвет. Ограниченный набор цветов вынуждал изображать на классических гербах, например, золотых львов, чёрных оленей и т.д. Но британская и шотландская геральдика внесла свои изменения в цветовую палитру.
В 1600 году цветовая палитра их гербов расширилась, когда мастера ввели в обиход «натуральные» цвета:
Геральдика в настоящее время: примеры современных гербов
Геральдика имела важное значение в истории мира, но сегодня современная наука значительно отличается от той, которая существовала несколько веков назад. Сегодня у исследователей есть масса технологических возможностей, обширные базы данных, фотографии, общедоступные электронные библиотеки.
Получить практически любую желаемую информацию можно не выходя из дома, что значительно облегчает изучение гербовой символики и составление генеалогического древа.
С помощью геральдики и изучения её истории можно:
Заключение
Всё описанное выше является лишь кратким описанием тех сфер, которые изучаются такой наукой, как геральдика. Эта дисциплина гораздо обширнее и глубже, чем кажется, а потому к её изучению стоит подходить ответственно и комплексно.
Научившись «считывать» гербовую символику, вы сможете лучше понять те или иные исторические реалии.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Основные правила геральдики
Немного геральдики
Геральдика — Основные правила
Г еральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus —глашатай) является системой наследственной идентификации, использующей визуальные символы, например герб, и изначально возникла и применялась в военной области. Вначале армейские геральдические атрибуты состояли из целого ряда стандартных обозначений и изображались на щите и гербе средневекового рыцаря. Практиковалась традиция изображения той же эмблемы на верхней одежде рыцаря, для этого служила специальная туника, одеваемая поверх кольчуги или брони, на которой изображались геральдические символы.
Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике — стихи и поэмы поэтов-герольдов — появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Waррenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло.
Использование геральдических символов, которые стали со временем чрезвычайно разнообразными, скоро вышло за пределы военной сферы и стало достоянием индивидуумов, семейств, политических объединений и общественных организаций.
Использование символов идентификации, или знаков различия, — общая особенность простых обществ, где все, или большая часть населения, неграмотны.
В средневековой Европе, тем не менее, такая эмблематическая идентификация стала очень сложной наукой, корнями уходящей в X век.
Достоверно известно, что викинги использовали галеру с полной парусностью, а многие шотландские кланы и племена использовали изображение льва. Лошадь была символом, чаще всего встречающимся среди англосаксов и саксонцев Германии, орел был широко распространенным символом в Германии. Все эти эмблемы предшествуют формальной геральдике, но они позже стали использоваться очень широко.
Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни.
С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) — официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса — «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16—18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.
Составные части герба
Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Изображения на его поле наносятся металлами — золото и серебро; финифтями (эмалями) — червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» — горностаевый и беличий. С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро — невинность; голубой цвет — величие, красоту, ясность; красный — храбрость; зелёный — надежду, изобилие, свободу; чёрный — скромность, образованность, печаль; пурпуровый — достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.
Левая и правая стороны
Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая — добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.
По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.
Поле щита
Формы щитов
и шифровка
Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1—12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры — главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13—24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22—24). Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25—42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто — на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43—44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых — пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).
Геральдическое значение дракона
«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»
«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. — красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.
Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон — с двумя лапами, а змий — с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»
В. А. Дуров «Русские награды»,
М., Просвещение, 1997.
Другое геральдическое значение дракона — неприкосновенность.
Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).
«Песнь о Нибелунгах»
Позы животных
Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.
Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.
Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит вперед.
Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа — немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.
Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.
Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.
Дракон
Dragon (англ.), Lindwurm (нем.) — один из наиболее широко распространенных геральдических монстров; устойчивыми признаками дракона являются: четыре когтистых лапы, сегментированные брюхо, грудь и внутренняя поверхность бедер, длинный прямой хвост со стреловидным окончанием, высунутый язык и перепончатые крылья летучей мыши.
Дракон входит в герб Уэльса, также — Принца Уэльского (титул наследника британского престола со времен Столетней войны); красный дракон входил в герб династии Тюдоров.
Виверн
Wyvern (англ.) — специфически английский геральдический монстр, в прочих странах не различаемый с драконом; в отличие от дракона в узком смысле этого термина, виверна имеет только переднюю пару конечностей, а задняя часть ее тела плавно переходит в драконий хвост; в остальном виверна полностью аналогична дракону; виверны входят в герб герцогов Мальборо
Cockatrice (англ.) — геральдический монстр —виверна с головой петуха; термин basilisk также иногда используется применительно к cockatrice; однако в узком геральдическом смысле basilisk отличается от cockatrice — он имеет хвост, оканчивающийся драконьей головой | Саламандра — Монстр, описываемый как «дракон в огненной купели»; однако фактически саламандра, в отличие от геральдического дракона, изображалась без крыльев и по внешнему виду больше напоминала ящерицу; саламандра входила в герб Франциска I, короля Франции Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г. н. э., в своей работе «Тактика» приводит описание скифских военных знамен и значков: «Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.»
В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев. Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске. В одиннадцатой песне «Илиады» мы читаем, что на щите Агамемнона был изображен синий трехглавый дракон; через много веков скандинавские пираты рисовали драконов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах своих длинных судов. У римлян дракон был значком когорты, как орел — значком легиона; отсюда происходят современные драгуны. Дакийские, а впоследствии римские знамена II-IV вв. н.э. назывались «драконами» (draco – «дракон»). Это было особое знамя пехотных и кавалерийских соединений, которое представляло собой шелкового змееобразного дракона, прикрепленного к древку (по покрою draco напоминал большие полотняные аэродромные флюгера, которые, кажется, по сей день кое-где используются); когда «дракон» вился по ветру, он издавал мрачные звуки, леденящие душу парфянских панцирных кавалеристов В балладе об Атисе читаем:
Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни» Грифон | |||||
Griffin, Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами. Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы. Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и города. Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии. В городах Италии и в Альпийских регионах патриции — те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, — также могли использовать геральдические символы. В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение. Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме, безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма. Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», — это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку. Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же». В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала. Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.) Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю» В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste — поиски), и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей. Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, — это, например, деревоподобный, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.
|