какие системные связи обеспечивают жизнедеятельность объекта
Какие системные связи обеспечивают жизнедеятельность объекта
57. ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ. ЭНТРОПИЯ
Возможности системного подхода: позволяет решить задачи, связанные с управлением социально-экономическими процессами, помогает предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач.
Система – целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих в связи со своим единением качественно новыми характеристиками. Любая система выступает элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы – системой более низкого порядка.
Атрибуты системы: 1) компоненты и элементы системы; 2) функции системы и ее компонентов; 3) внутренние и внешние воздействия; 4) интегративные качества; 5) структура; 6) общая цель и комплекс подцелей; 7) включенность в более сложную систему в роли компонента и элемента; 8) историчность; 9) структура управления системой; 10) информация.
Основное свойство системы – целостность. Оно означает, что если она может быть разделена на элементы, то свойства и функции элементов (поскольку они находятся в системе) определяются их местом в рамках целого, а свойства целого не могут быть созданы и определены без некоторых свойств элементов.
Назначение элементов системы:
• все элементы осуществляют деятельность для достижения цели, стоящей перед системой в целом;
• элементы системы играют роль фактора, ориентирующего исследователя на выработку исследования.
Целостность системы осуществляется через связи. Связи существуют между элементами системы. Разновидности системных связей:
• связи строения (структурные);
• связи взаимодействия (кооперативные, корпоративные, конфликтные и др.);
• связи функционирования (обеспечивающие жизнедеятельность объекта);
• связи порождения (вызывающие к жизни);
• связи преобразования (реализуемые через объект или путем взаимодействия объектов);
• связи развития (модификация функциональных связей);
• связи управления (создаются на основе программы и выступают способом ее реализации). Энтропия – одна из важнейших системных характеристик – это количественная мера беспорядка в системе.
Возможности энтропии:
• характеризует соотношение дезорганизованное™ и организованности систем различной природы;
• предопределяет поведение людей в сложных искусственных системах, в экономике, политике, межнациональных отношениях и других реальных сложных системах.
Динамика энтропии:
• при прогрессивном развитии социальной системы в ней быстрее уменьшается энтропия;
• если энтропия увеличивается, следовательно, в системе преобладают процессы разрушения, деструкции, движение в сторону неупорядоченности, неопределенности и хаоса, что может привести к разрушению и гибели данной системы.
58. ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, т. е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой во времени и пространстве. Функционирование элементов системы направлено на достижение общей цели.
Основные этапы системного подхода в управлении: 1. Выделение объекта изучения из общей массы явлений и процессов, определение пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой. 2. Установление основных критериев целесообразного действия системы, а также основных ограничений и условий существования. 3. Определение вариантов структур и элементов, нахождение факторов, оказывающих влияние на систему. 4. Разработка модели системы. 5. Оптимизация работы системы по достижению цели. 6. Установление оптимальной схемы управления системой. 7. Определение надежной обратной связи по результатам функционирования, установление надежности функционирования системы.
Основные принципы системного подхода:
1) структурность – возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов; 2) целостность – характеристика самой системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов; 3) иерархичность – соподчиненность элементов.
Основные понятия системного подхода.
1. Цель – сохранение или достижение желаемого или требуемого состояния системы. 2. Элементы – части системы. 3. Связи элементов – взаимоотношения между элементами системы, выражающиеся в обмене энергией, информацией, веществом. 4. Структура – внутреннее строение системы, обусловленное устойчивыми связями между ее элементами. 5. Состояние системы – совокупность параметров, характеризующих систему в целом. 6. Функционирование – процесс перехода из одного состояния системы в другое или сохранение ее исходного состояния. 7. Организация – структурно-функциональное состояние системы. 8. Управляющее воздействие – целенаправленное воздействие на систему для коррекции ее состояния путем изменения входных параметров. 9. Результат – итоговое состояние системы, достигнутое под воздействием управления и функционирования системы.
ГОСы 2012
ОТС в широком смысле охватывает собой все необходимые и возможные дисциплины, имеющие отношение к анализу и синтезу систем.
ОТС в узком понимании в известной степени обобщает различные подходы к ОТС. Она получила название абстрактной теории систем (АТС).
Входы и выходы системы — совокупность воздействий внешней среды на систему и воздействий системы на среду.
Выход одной системы неминуемо будет входом какой-то другой. Следовательно, входы могут быть двух основных видов: результат предшествующего процесса, последовательно связанного с данным; и результат предшествующего процесса, случайным образом связанного с данным. Кроме того, вход может оказаться результатом функционирования той же системы, который вновь вводится в нее (обратная связь). Процесс функционирования системы иногда называют «преобразованием входа в выход», а правило такого преобразования — оператором.
Среди входных величин в управляемых системах (их называют также сигналами) можно выделить две группы, различные по характеру влияния на выходы: управляющие воздействия и возмущения (возмущающие воздействия). К первым относятся такие величины (управляющие переменные, инструментальные переменные), значения которых можно менять для получения желательного (обычно оптимального) выхода, ко вторым — воздействия на систему, нарушающие ее нормальное функционирование и развитие в желательном направлении.
Свойства системы
Взаимодействие элементов порождает такие свойства системы, которыми не один элемент или множество невзаимосвязанных элементов не обладает, т.е. система – это такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов.
Входы и выходы системы. Среда
Каждая система функционирует в среде.
Среда – совокупность объектов, воздействующих на систему, но не подконтрольных ей.
Выделяют внешнюю и внутреннюю среду, и, соответственно, внешние и внутренние связи.
В связи с этим выделяют элементы, функционирование которых состоит в восприятии воздействий среды – входы. Вещество, энергия, информация, поступающие на вход системы –входные воздействия (величины).
Элементы системы, реализующие выходные воздействия – это выходы.
Величины, значения которых в пределах данного исследования остаются неизменными – это параметры системы.
Факторы внешней среды – независимые переменные (x), а реакции – функции (y).
Формализованное представление входы а выхода системы через переменные позволяет математически описать процесс исследования ее поведения, рассматривая входные величины как функции выходных.
Понятие связи. Прямая и обратная связь
Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.
Связь – наличие зависимости между элементами.
Существует два основных вида связи:
Различием между ними состоит в том, что прямая обеспечивает передачу воздействия или информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.
Классификация связей
Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.
Связь – наличие зависимости между элементами.
Классификация связей:
Структура системы — расчленение ее на группы элементов с указанием связей между ними, неизменное на все время рассмотрения и дающее представление о системе в целом.
Расчленение системы может иметь различную основу:
Группы элементов в структуре обычно выделяются по принципу простых или относительно более слабых связей между элементами разных групп.
Структура системы может быть охарактеризована по имеющимся в ней (или преобладающим) типам связей:
Близким к понятию структуры является понятие декомпозиции.
Декомпозиция — деление системы на части, удобные для каких-либо операций с этой системой. Суть декомпозиции — упрощение системы, слишком сложной для рассмотрения целиком.
Агрегирование — противоположная процедура (процедура синтеза) — объединение частей в целое, установление связей.
Окружение системы. Для того, чтобы дифференцировать, отделить систему от не системы, вводится понятие окружения системы (внешней среды, окружающей среды).
Иерархия — структура с наличием подчиненности, т. е. неравноправных связей между элементами, когда воздействие в одном из направлений оказывают гораздо большее влияние на элемент, чем в другой.
Типы связей, которые есть в системном анализе.
Социальная диагностика.
Исходным понятием в данном случае выступает система.
С этой точки зрения материя является системой систем.
При диагностике социальных объектов как ни значительна была бы роль структуры в обусловливании природы системы, первенствующее значении принадлежит все-таки элементам. Элементы определяют сам характер связи внутри системы. Иначе говоря, природа и количество элементов обуславливают способ (структуру) их взаимосвязи. Качество системы определяется:
1. Элементами (их природой, свойствами, количеством).
2. Структурой, т.е. связью, взаимодействием.
Представители школы структурно-функционального анализа, возглавляемой Т. Парсонсом, положили в основу концепции общества “социальные действия” и сфокусировали внимание на функциональных связях, их описании, выявлении структурныхт феноменов. При этом вне поля зрения остались не только причинные зависимости, но и сами субсратные элементы.
Типы связей, которые есть в системном анализе.
1. Связи взаимодействия.Они начинаютработать с момента взаимодействия субъекта и объекта исследования.При этом актуализируются связи между элементами сущностной структуры.
2. Связи функционирования, обеспечивающие реальную жизнедеятельность социальному феномену
3. Связи порождения, или генетические связи, когдаодно явление выступает в качестве основания, вызывающего к жизни другое.
4. Связи преобразования.Они реализуются через такое воздействие на окружающую среду, которое стимулирует изменения, перемстройку общественных отношений.
5. Связи строения.Это структурные связи, они пронизывают все явление.
6. Связи развития, выражающиеся в актуализации заложенных возможностей. Переходя из одного состояния в другое системный объект располагает свободой выбора конкретных форм своего проявления.
7. Связи управления. Это выстраивание определенной программы, они служат способом ее реализации.
1. Суммативные (незначительная интегрированность элементов).
2. Целостные (устойчивые внутренние связи, зависимость системы от каждого функционального элемента).
3. Неорганические (нефункциональные-кристаллы; функциональные-машина)
4. Органические (большая активность целого по отношению к частям)
Социальная диагностикапредставляет собой анализ состояния объектов и процессов, выявления проблем их функционирования и развития. Применяется этот термин во многом в социологиии труда ппри изучении закономерностей формирования и функционирования трудовых коллективов. Применительно к трудовому коллективу дианостика представляет собой комплексное обследование состояния дел в трудовой организации, а также уровня сплоченности или напряженности в социальных отношениях, с целью оценки “болевых точек” деятельности коллектива.
Диагностирование подчинено технической схеме и не зависит от субъективности исследователя. Осуществить диагностику объекта можно двумя способами.
Второй— выведение задуманного из внешних признаков измерения. Смысловая дистанция от “внешнего” измерения до аутентичного (подлинного) признака изучаемого объекта преодолевается определенными процедурами диагностирования.
· упрощение измеряемого качества, этот шаг обусловлен высокой точностью и устойчивостью наблюдений. Данная процедура порождает ясные и отчетливые суждения о действительности и, в то же время, не позволяет забыть их происхождение.
· сохранение дистанции между конструкциями языка наблюдения и реальными параметрами изучаемого объекта. Наблюдения квалифицируются как симптомы некоего латентного качества, которое может обнаруживаться и другими способами. Латентная переменная отображается множеством операционных измерений, каждое из которых обладает определенной мерой близости порождающей модели.
Эта техника дает возможность стороить диагностическую процедуру на опредленных шкалах и тем самым добиваться высокой точности итоговых измерений.
· возникновение качества факторизации переменных. Фактор, объединяющий некоторое количество взаимосвязанных признаков, требует осмысления.
Перечисленные процедуры диагностирования могут быть использованы при исследовании эффективности любого объекта, подлежащего диагностированию.
Выделяют три группы методов.
Социологические методы являются преобладающими. Они подключаются в сборе информации, анализе документов, интервью, анкетных опросах, экспертных оценках. С их помощью выделяются острейшие социальные проблемы.
В последнее время все большее распространение среди методов диагностики получают игровые методы (деловые игры). С их помощью моделируются объекты и процессы, в том числе и социальные.
При диагностике могут быть выялены различные социальные резервы.
Методология — область знания о методах, способах, системах изучения.
В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную и устойчивую структуру. Так, цели отражаются в виде норм, принципов деятельности, в форме программ, заданий.
Универсальная работа социолога предполагает использование целого комплекса методов.
1. Теоретико-познавательные методы или методы прикладных социологических исследований, с помощью которых организуется процесс получения научной информации, анализ социальных процессов. Эту группу представляют известные методы наблюдения, эксперимента, анализа документов.,
2. Методы обработки и анализа информации факторный, системный, статистический и др.
3. Методы социального проектирования: прогнозирование, моделирование, конструирование. Методы социальной организации и управления: планирование, программирование, принятие решений, контроль, оптимизация, иновация. С помощью этих методов создаются эффективные средства регулирования социальными процессами, вырабатываются оптимальные решения, обеспечивается их реализация.
4. Среди методов, которыми особенно должен владеть социолог выделяются методы обучения. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения. Вместе с тем внедрение предложенных проектов, рекомендаций всегда предполагает определенную подготовку, обучение исполнителей.
Они подразделяются на методы формирования умственных действий:
· поэтапное формирование умственных действий.
Методы формирования навыков:
Несмотря на функциональное развитие всех методов, у них есть общая внутренняя структура. В ней можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную, процедурную.
Исходным элементом метода являются нормы. Они задают направление в регуляции действий, служат средством ориентации. Это ключевые компоненты любой организации деятельности. В них отражается содержание целей, они вбирают в себя оценки действий. Нормы функционируют как в виде общих принципов организации деятельности, так и в форме конкретных требований. Содержание норм исходит из теоретических положений и является по существу, определенным выводом непосредственно ориентированным на практическое действие. Научной основой содержания норм служат теоретические выводы, законы, категории, понятия.
В нормативном содержании метода можно проследить три группы требований. Первая раскрывает возможные области и условия применения метода, т.е. где, в каких условиях и в каких целях он может быть применен. Вторая группа содержит правила действий, выделяет в них операционное содержание, которое в последствии может быть развернуто в программу действий. Третья группа задает необходимые свойства используемых средств и инструментов.
Чтобы обеспечить установленное выполнение процедуры, нужно овладеть навыками работы с соотвествующими инструментами. От социолога в процедуре социолгического метода требуется умелое управление как своими собственными действиями, так и действиями других лиц, участвующих в процедуре.
В процедурном отношении все работы по применению метода можно разделить на три этапа.
1. Включает подготовительные работы. На основе общей программы (исследования, обучения, управления) разрабатывается программа применения метода, создаются необходимые средства, инструменты дальнейшей работы.
3. Результирующий. Его составляет обработка, анализ и обощение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффекивности используемого метода.
Итак, овладение методом предполагает: способность ориентироваться в его предметно-нормативном содержании, знание его средств, инструментов и умение пользоваться ими, овладение соотвествующими процедурами метода, умение правильно применить метод в решении поставленной задачи и оценить результаты такого применения.
Социальная диагностика неотделима от своего результата, а именно от социальной технологии.
Социальная технология.
Сущность любой диагностики выйти на уровень социальной инженерии. Западный подход к термину таков.
В России термин “социальный инженеризм” появился до 1917 года. Первым его употребил А.К. Гастев. И здесь социальная инженерия была ограничена уровнем предприятия. У Гастева была попытка распространить новую методологию не на одно предприятие, а на группу предприятий. Его работа прервалась арестом и смертью в сталинских лагерях.
В 20-е годы в СССР сформировалась разветвленная система прикладной социологии и психологии, включая эргономику. Этот комплекс назывался НОТ. Здесь была и психотехника и социальная инженерия. В этом направлении действовали более 10 научно-исследовательских институтов и сотни лабораторий по всей стране. Но социальная инженерия как термин употреблялся только Гастевым. Методология Гастева работает до сих пор. Суть ее конструирование социальной среды на уровне отдельного предприятия.
Но с 60-х до 80-х годов было две публикации по социальной инженерии, обоснование этой дисциплины теоретически не происходило.
Социальная технология представляет собой четко отработанную по операциям совокупность приемов, методов и воздействий, которые необходимо применять субъектом управления для достижения целей социального управления при решении социальных проблем.
При разработке социальных технологий рекомендуется придерживаться ряда принципов. Основными из них являются:
· принцип многоуровневого анализа, требующий учета степени развития и ранжирования на этой основе приоритетных социальных резервов;
· принцип целеполагания, предполагающий согласования целей и задач социальной технологии с ресурсами и возможностями, а выбор средств, соотвествующих поставленным целям;
· принцип комплексности, требующий оптимизации социального процесса, учета влияния технологии на все стороны жизнедеятельности;
· принципмногообразия, обусловленный многочисленными связями социальных резервов и требующий вычленения собственно социального, применительно к конкретным процессам, явлениям, событиям.
Разработка социальной технологии включает ряд элементов. К ним относятся:
1. Диагностика реального состояния.
2. Комплексный анализ уровня различия между реальным и необходимым состоянием социальных процессов, выявление соотношения динамики и статики, меры перемен и стабильности объектов технологизации.
3. Комплексный анализ проблемной ситуации (теоретический и эмпирический).
4. Разработка возможных вариантов достижения цели.
5. Анализ альтернатив достижения цели.
6. Выбор решения с использованием совокупности методов и средств.
7. Подготовка к выполнению выбранного решения (определяется перечень необходимых операций, обеспечивающих регулирование искомого (качества, количества, состояния и т.п.) состояния социального процесса.
8. Подготовка сценария действия и его утверждение (определяются формы взаимодействия субъекта и объекта технологизации), установление степени использование степени использования методов управления и самоуправления, уровня готовности объективных и субъективных условий реализации технологий.
9. Определение сметы затрат (экономических, социальных технологических).
10. Определение потребности в правовом, политическом, теоретическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения сциальной технологии.
11. Организация информационного обеспечения.
12. Организация контроля за ходом реализации программ технологизации (формы и методы промежуточной диагностики на промежуточных этапах освоения).
13. Оценка эффективности реализации социальной технологии.
Состоит процесс создания социальной технологии из следующих этапов:
Социальные технологии это функция социальной инженерии.
Есть несколько значений термина социальные технологии:
n метод управления социальным процессом;
n средство перевода абстрактного языка нации на конкретный язык практики управления.
1. Объект должен обладать определенной степенью сложности (иерархия в системе).
2. Известен элемент и структура функционирования.
3. Субъект управления должен быть способом формировать процессы: операционализировать понятия и критерии.
4. Иновационная среда должна обеспечить наобходимый уровень управления.
1. Разграничение процесса на этапы, фазы и операции.
2. Координация и поэтапность действий, направленной на прогнозированный результат.
3. Выполнение процедур и операций.
Уровни социальной технологии:
Теоретический: цели, объект технологизации.
Методически: выбор методов реализации.
Социальные технологии различаются по уровню социальной деятельности:
· национальное социальное пространство;
· уровень местного самоуправления;
· уровень региональных технологий;
· уровень социальных организаций;
· технологии производственной деятельности.
По характеру воздействия на социальные процессы различают:
· формирующие технологии (общественное мнение, тип личности, стиль мышления);
· стимулирующие (разработка системы стимулов);
· сдерживающие (препятствующие, задающие определенные границы социальным процессам);
· деструктивные (разрушающие, направленные на подрыв определенных негативных процессов).
Социальные технологии делятся нажесткие, не допускающие инноваций и мягкие, допускающие инновации.
Новшество, которое надо ввести через социальную технологию должно прежде всего, удовлетворять потребности индивида.
Становление и развитие новшества.
Интервенция, то есть движение новшества в новые отрасти системы.
Рациональность социальных технологий- упорядоченность, постижение проблемы, процесса общества.