какие системы бывают в двигателе

Двигатель. Классификация, механизмы и системы ДВС

На современных тракторах и автомобилях в основном применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания. Внутри этих двигателей сгорает горючая смесь (смесь топлива с воздухом в определенных соотношениях и количествах). Часть выделяющейся при этом теплоты преобразуется в механическую работу.

Классификация двигателей

Поршневые двигатели классифицируют по следующим признакам:

На тракторах и автомобилях большой грузоподъемности применяют четырехтактные многоцилиндровые дизели, на автомобилях легковых, малой и средней грузоподъемности — четырехтактные многоцилиндровые карбюра­торные и дизельные двигатели, а также двигатели, работающие на сжатом и сжиженном газе.

Основные механизмы и системы двигателя

Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из:

Устройство четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя показано на рисунке:

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Рисунок. Устройство одноцилиндрового четырехтактного карбюра­торного двигателя:
1 — шестерни приводи распределительного вала; 2 — распределительный вал; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 — выпускная труба; 6 — впускная труба; 7 — карбюратор; 8 — выпускной кла­пан; 9 — провод к свече; 10 — искровая зажигательная свеча; 11 — впускной клапан; 12 — го­ловка цилиндра; 13 — цилиндр: 14 — водяная рубашка; 15 — поршень; 16 — поршневой палец; 17 — шатун; 18 — маховик; 19 — коленчатый вал; 20 — резервуар для масла (поддон картера).

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение ко­ленчатого вала и наоборот.

Механизм газораспределения (ГРМ) предназначен для своевременного соединения надпоршневого объема с системой впуска свежего заряда и вы­пуска из цилиндра продуктов сгорания (отработавших газов) в определенные промежутки времени.

Система питания служит для приготовления горючей смеси и подвода ее к цилиндру (в карбюраторном и газовом двигателях) или наполнения ци­линдра воздухом и подачи в него топлива под высоким давлением (в дизеле). Кроме того, эта система отводит наружу выхлопные газы.

Система охлаждения необходима для поддержания оптимального теп­лового режима двигателя. Вещество, отводящее от деталей двигателя избы­ток теплоты, — теплоноситель может быть жидкостью или воздухом.

Смазочная система предназначена для подвода смазочного материала (моторного масла) к поверхностям трения с целью их разделения, охлажде­ния, защиты от коррозии и вымывания продуктов изнашивания.

Система зажигания служит для своевременного зажигания рабочей смеси электрической искрой в цилиндрах карбюраторного и газового двига­телей.

Система пуска — это комплекс взаимодействующих механизмов и сис­тем, обеспечивающих устойчивое начало протекания рабочего цикла в ци­линдрах двигателя.

Регулятор частоты вращения — это автоматически действующий меха­низм, предназначенный для изменения подачи топлива или горючей смеси в зависимости от нагрузки двигателя.

У дизеля в отличие от карбюраторного и газового двигателей нет сис­темы зажигания и в системе питания вместо карбюратора или смесителя ус­тановлена топливная аппаратура (топливный насос высокого давления, топ­ливопроводы высокого давления и форсунки).

Источник

Устройство современного двигателя

Устройство двигателя

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе Двигатель – энергосиловая машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу. Еще двигатель называют «мотором», что было позаимствовано из немецкого языка. Различают различные типы двигателей из которых широкое распространение получили двигатели внутреннего сгорания и электрические двигатели. Существует более подробная классификация двигателей внутреннего сгорания.

Устройство двигателя внутреннего сгорания состоит из двух механизмов:

Неподвижные детали КШМ: блок цилиндров, головка цилиндров, картер маховика и сцепления, гильзы цилиндров, крышка блока, крепежные детали, кронштейны, прокладки.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Двигатель состоит также из пяти систем:

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Поршневые двигатели внутреннего сгорания классифицируют по следующим признакам:

1) По назначению:

2) По способу осуществления рабочего цикла:

3) По способу смесеобразования: (внешнее и внутреннее)

4) По способу воспламенения:

5) вид применяемого топлива:

6) по числу цилиндров: одноцилиндровые и многоцилиндровые

7) по расположению цилиндров: однорядные, двухрядные,V-образные.

8) по способу наполнения свежим зарядом:

9) по охлаждению: жидкостное и воздушное

Для изучения общего устройства автомобиля и остальных его элементов заходите в раздел «Устройство и ремонт автомобиля«.

Источник

Строение двигателей

Недавно наткнулся на прекрасный сайт (англ.), который по полочкам размусоливает и показывает строение большинства типов двигателей. Попытаюсь вольно и сжато пересказать самое на мой взгляд главное, совсем по пальцам и как для самых маленьких. Конечно можно было бы позаимствовать точные определения из авторитетных источников, но такой любительский перевод обещает быть единственным в своем роде 🙂

А можете ли Вы сходу объяснить Вашей девушке, в чем отличие бензинового двигателя от дизельного? Четырёхтактного и двухтактного движков? Нет? Тогда приглашаю под кат.

Четырёхтактный двигатель

Работающий четырёхтактный двигатель впервые был представлен немецким инженером Николаусом Отто в 1876, с этих пор он также известен под названием цикл Отто. Но все же корректнее называть его четырёхтактным. Четырёхтактный двигатель является, наверное, одним из самых распространенных типов двигателей в наше время. Он используется почти во всех автомобилях и грузовиках.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Под четырьма тактами подразумеваются: впуск, сжатие, рабочий ход, и выпуск. Каждый такт соответствует одному ходу поршня, вследствие этого рабочий процесс в каждом из цилиндров совершается за два оборота коленчатого вала.

Впуск
какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Во время впуска поршень двигается вниз, втягивая свежую порцию воздушно-топливной смеси через впускной клапан. Отличительной особенностью рассматриваемого двигателя являтся то, что впускной клапан открывается за счет вакуума, образовавшегося в результате движения поршня вниз.

Сжатие
какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Крутящий момент подымает поршень, а тот в свою очередь сжимает воздушно-топливную смесь. Впускной клапан закрывается возрастающей силой давления, возникшей в результате поднятия поршня.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

В верхней точке такта сжатия искра воспламеняет сжатое топливо. При сгорании топлива высвобождается энергия, которая воздействует на поршень, заставляя его двигаться вниз.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Когда поршень достигает свою нижнюю точку, выпускной клапан открывается и выхлопные газы выгоняются из цилиндра движущимся наверх поршнем.

Двухтактный двигатель

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

В двухтактном двигателе рабочий процесс в каждом из цилиндров совершается за один оборот коленчатого вала, то есть за два хода поршня. Такты сжатия и рабочего хода в двухтактном двигателе происходят так же, как и в четырехтактном, но процессы очистки и наполнения цилиндра совмещены и осуществляются не в рамках отдельных тактов, а за короткое время, когда поршень находится вблизи нижней мертвой точки, с помощью вспомогательного агрегата — продувочного насоса. Wiki

Так как в двухтактном двигателе на каждое движение коленчатого вала приходится один рабочий ход — двухтактные двигатели всегда мощнее четырехтактных (если брать двигатели одинакового объема). Важным фактором в пользу первых является их более простая и легкая конструкция. Эти двигатели получили распространение в бензо-пилах, лодочных моторах, снегоходах, легких мотоциклах и моделях самолетов.

Бесспорными минусами данного типа двигателей являются их неэкономичность, так как значительная доля топлива не выгорает и выбрасывается вместе с выхлопными газами.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Воздушно-топливная смесь всасывается в кривошипную камеру благодаря ваккууму, который создается во время движения поршня вверх.

Сжатие в камере сгорания

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Во время сжатия впусковой клапан закрывается давлением в кривошипной камере. Топливная смесь сжимается на последней стадии такта.

Движение топливной смеси/выпуск

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Ближе к концу такта, поршень заставляет сжатую воздушно-топливную смесь двигаться по впускному каналу из кривошипной камеры в главный цилиндр. Воздушно-топливная смесь вытесняет выхлопные газы, которые покидают главный цилиндр через выпускной клапан. К сожалению, цилиндр также покидает некоторое количество невыгоревшего топлива, из-за чего конструкция двухтактного двигателя считается менее экономичной.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

После чего поршень подымается, движимый крутящим моментом, и сжимает топливную смесь. (В этот момент под поршнем происходит следующий такт впуска).

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

На вершине такта свеча зажигания воспламеняет топливную смесь. Возникшая энергия заставляет поршень двигаться вниз до завершения цикла. (В этот момент внизу цилиндра топливо сжимается в кривошипной камере).

Четырёхтактный дизельный двигатель

Особенностью дизельного двигателя является измененная система воспламенения топлива.

Создав свой тип двигателя в 1897 Рудольф Дизель заявил, что его двигатель является самым эффективным из когда-либо созданных. До сих пор его детище стоит в ряду самых экономичных двигателей.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Впускной клапан открывается и свежий воздух (без топлива), засасывается в цилиндр.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Когда поршень подымается, воздух сжимается и температура в цилиндре возрастает. В конце такта воздух раскаляется настолько, что температуры становится достаточно дря воспламенения топлива

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Возле вершины такта сжатия топливный инжектор впрыскивает топливо в цилиндр. При контакте с горячим воздухом топливо воспламеняется.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

При сгорании топлива высвобождается энергия, которая воздействует на поршень, заставляя его двигаться вниз.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Выпускной клапан открывается, заставляя выхлопные газы покинуть цилиндр.

Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания (двигатель Ванкеля)

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Роторно-поршневой двигатель Ванкеля удивительное творение, предлагающее очень замысловатую перепланировку четырех тактов Отто-цикла. Был разработан Феликсом Ванкелем в 50-х годах прошлого века.

В двигателе Ванкеля трехгранный ротор с кольцевой шестернью вращается вокруг фиксированого зубчатого вала в продолговатой камере.

В наше время наибольшие усилия по разработке и популяризации данного типа двигателя прилагает Mazda, но все же четерыхтактный двигатель остается наиболее популярным. Также АвтоВАЗ использует данный тип двигателя в автожирах.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Воздушно-топливная смесь попадает через впускной клапан на этом этапе вращения.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Топливная смесь сжимается здесь.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Рабочий ход, топливная смесь воспламеняется здесь, вращая ротор по кругу.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Выхлопные газы выходят здесь

Двигатель на CO 2

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Этот типа двигателя может приводится в действие паром, но чаще его можно встретить в маленьких моделях самолетов, где он работает на сжатом воздухе или углекислом газу.

На этой анимации отображен резервуар с CO2. Сжатый CO2 — это жидкость, которая освобождаясь переходит в газообразное состояние или же другими словами — при нормальных атмосферной температуре и давлении жидкий углекислый газ кипит, следовательно мы не ошибемся если скажем, что данный тип двигателя работает на пару CO2.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

На вершине цикла поршневой палец давит на шариковый клапан впуская находящийся под большим давлением газ в цилиндр.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Газ расширяется двигая поршень вниз

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Когда поршень открывается выпускной клапан, находящийся под давлением газ покидает цилиндр.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Крутящий момент возвращается поршень наверх, чтобы завершить цикл.

Реактивные двигатели

Ракетные и турбореактивные двигатели, по словам автора, поразительны по своей конструкции, но анимация их работы по его мнению слишком скучна.

Ракетный двигатель

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Ракетный двигатель — простейшие из своего семейства, поэтому начнем с него.

Для того, что функционировать в открытом космосе ракетные двигатели для своей работы требуют запас кислорода, ровно как и топлива. Кислородно-топливная смесь впрыскивается в камеру сгорания где она беспрерывно сгорает. Газ под большим давлением выходит через сопла, вызывая тягу в обратном направлении.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Чтобы опробовать этот принцип самому, надуйте игрушечный шарик и выпустите его из рук — ракетный двигатель работает почти так-же 😉

Турбореактивный двигатель

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Турбореактивный двигатель работает по тому-же принципу что и ракетный, с той лишь особенностью, что необходимый для горения кислород он берет из атмосферы. По своей конструкции он наиболее эффективен на больших высотах с разряженным воздухом.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Момент схожести: топливо беспрерывно сгорает в камере сгорания как и в ракетном. Расширевшийся газ покидает камеру сгорания через сопла, образуя тягу в обратном направлении.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Отличия: На своем пути из сопла некоторое количество давления газа ипользуется, чтобы раскрутить турбину. Турбина — это серия винтов, соединенныходним валом. Между каждой парой винтов находится статор (направляющий аппарат компрессора). Этот аппарат помогает газу проходить через лопасти винтов более эффективно.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Перед двигателем турбинный вал раскручивает компрессор. Компрессор работает схоже с турбиной, только в обратную сторону. Его функцией является повышение давления воздуха, попадающего в двигатель. Турбина выталкивает воздух, а компрессор засасывает.

Турбовинтовой двигатель

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Турбовинтовой двигатель схож турбореактивным, с той лишь особенностью, что газ покидающий камеру сгорания вращает в большей степени турбину, которая в свою очередь вращает винт преед двигателем. Он и создает тягу. Эффективен на малых высотах.

Турбовентиляторный двигатель

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Турбовентиляторный двигатель — это что вроде компромисса между турбореактивным и турбовинтовым. Он работает как турбореактивный, но есть одна особенность: турбинный вал вращает внешний вентялятор, который имеет больше лопастей и крутится быстрее пропеллера. Это помогает данному двигателю оставаться эффективным на больших высотах, где воздух рязряжен.

UPD: Добавил двигатели Ванкеля и CO2, они мне показались наиболее интересными и практически полезными.
UPD2: Добавил описание целого семейства реактивных двигателей: ракетный, турбореактивный, турбовинтовой, турбовентиляторный.

Источник

Основные механизмы и системы двигателя

Двигатель внутреннего сгорания состоит из двух основных механизмов — кривошипно-шатунного и газораспределительного — и систем охлаждения, смазки, питания. У карбюраторных двигателей имеется и система зажигания.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает силу давления газов и преобразует прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Газораспределительный механизм
предназначен для своевременного впуска в цилиндр свежей горючей смеси (карбюраторные двигатели) или воздуха (дизели) и выпуска из него отработавших газов.

Система охлаждения
отводит теплоту от нагревающихся деталей двигателя. Она может быть жидкостной (у большинства отечественных двигателей) или воздушной (МеМЗ-968).

Система смазки служит для уменьшения трения между деталями двигателя, охлаждения их и отвода продуктов износа.

Система питания обеспечивает приготовление горючей смеси и подачу ее в цилиндры двигателя (карбюраторные и газовые двигатели) или же раздельную подачу в цилиндры топлива и воздуха (дизели), а также удаление из цилиндров продуктов сгорания.

Система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя при помощи электрической искры.

Основные данные двигателей, установленных на автомобилях ГАЭ-53А, ГАЗ-51А, ЗИЛ-130, «Москвич-412» и ГАЗ-24 «Волга», приведены в таблице:

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе

Контрольные вопросы

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Источник

Принцип работы и устройство двигателя

Двигатель внутреннего сгорания называется так потому что топливо воспламеняется непосредственно внутри его рабочей камеры, а не в дополнительных внешних носителях. Принцип работы ДВС основан на физическом эффекте теплового расширения газов, образующихся в процессе сгорания топливно-воздушной смеси под давлением внутри цилиндров двигателя. Выделяемая в этом процессе энергия преобразуется в механическую работу.

какие системы бывают в двигателе. Смотреть фото какие системы бывают в двигателе. Смотреть картинку какие системы бывают в двигателе. Картинка про какие системы бывают в двигателе. Фото какие системы бывают в двигателе
В процессе эволюции ДВС выделились несколько типов двигателей, их классификация и общее устройство:

Далее рассматриваются только поршневые двигатели, так как только они получили широкое распространение в автомобильной промышленности. Основные причины тому: надежность, стоимость производства и обслуживания, высокая производительность.

Устройство двигателя внутреннего сгорания

Первые поршневые ДВС имели лишь один цилиндр небольшого диаметра. В дальнейшем, для увеличения мощности сначала увеличивали диаметр цилиндра, а потом и их количество. Постепенно двигатели внутреннего сгорания приняли привычный нам вид. “Сердце” современного автомобиля может иметь до 12 цилиндров.

Наиболее простым является двигатель с рядным расположением цилиндров. Однако, с увеличением количества цилиндров растет и линейный размер двигателя. Поэтому появился более компактный вариант расположения — V-образный. При таком варианте цилиндры расположены под углом друг к другу (в пределах 180-ти градусов). Обычно используется для 6-цилиндровых двигателей и более.

Одна из основных частей двигателя — цилиндр (6), в котором находится поршень (7), соединенный через шатун (9) с коленчатым валом (12). Прямолинейное движение поршня в цилиндре вверх и вниз шатун и кривошип преобразуют во вращательное движение коленчатого вала.

На конце вала закреплен маховик (10), назначение которого придавать равномерность вращению вала при работе двигателя. Сверху цилиндр плотно закрыт головкой блока цилиндров (ГБЦ), в которой находятся впускной (5) и выпускной (4) клапаны, закрывающие соответствующие каналы.

Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала (14) через передаточные механизмы (15). Распределительный вал приводится во вращение шестернями (13) от коленчатого вала.
Для уменьшения потерь на преодоление трения, отвод теплоты, предотвращения задиров и быстрого износа трущиеся детали смазывают маслом. В целях создания нормального теплового режима в цилиндрах двигатель должен охлаждаться.

Но главная задача – заставить работать поршень, ведь именно он является главной движущей силой. Для этого в цилиндры должны подаваться горючая смесь в определенной пропорции (у бензиновых) или отмеренные порции топлива в строго определенный момент под высоким давлением (у дизелей). Топливо воспламеняется в камере сгорания, отбрасывает поршень с большой силой вниз, тем самым приводя его в движение.

Принцип работы двигателя

Из-за низкой производительности и высокого расхода топлива 2-тактных двигателей практически все современные двигатели производят с 4-тактными циклами работы:

Точка отсчета — положение поршня вверху (ВМТ — верхняя мертвая точка). В данный момент впускное отверстие открывается клапаном, поршень начинает движение вниз и засасывает топливную смесь в цилиндр. Это первый такт цикла.

Во время второго такта поршень достигает самой нижней точки (НМТ — нижняя мертвая точка), при этом впускное отверстие закрывается, поршень начинает движение вверх, из-за чего топливная смесь сжимается. При достижении поршнем максимальной верхней точки топливная смесь сжата до максимума.

Третий этап – это поджигание сжатой топливной смеси с помощью свечи, которая испускает искру. В результате горючий состав взрывается и толкает поршень с большой силой вниз.

На заключительном этапе поршень достигает нижней границы и по инерции возвращается к верхней точке. В это время открывается выпускной клапан, отработанная смесь в виде газа выходит из камеры сгорания и через выхлопную систему попадает на улицу. После этого цикл, начиная с первого этапа, повторяется снова и продолжается в течение всего времени работы двигателя.

Описанный выше способ является универсальным. По такому принципу построена работа практически всех бензиновых моторов. Дизельные двигатели отличаются тем, что там нет свеч зажигания – элемента, который поджигает топливо. Детонация дизельного топлива осуществляется благодаря сильному сжатию топливной смеси. При такте «впуск» в цилиндры дизеля поступает чистый воздух. Во время такта «сжатие» воздух нагревается до 600О С. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается определенная порция топлива, которое самовоспламеняется.

Системы двигателя

Вышеописанное представляет собой БЦ (блок цилиндров) и КШМ (кривошипно-шатунный механизм). Помимо этого современный ДВС состоит и из других вспомогательных систем, которые для удобства восприятия группируют следующим образом:

ГРМ — газораспределительный механизм

Чтобы в цилиндр поступало нужное количество топлива и воздуха, а продукты сгорания вовремя удалялись из рабочей камеры, в ДВС предусмотрен механизм, называемый газораспределительным. Он отвечает за открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов, через которые в цилиндры поступает топливо-воздушная горючая смесь и удаляются выхлопные газы. К деталям ГРМ относятся:

ГРМ приводится в действие от коленчатого вала двигателя автомобиля. С помощью цепи или ремня вращение передается на распределительный вал, который посредством кулачков или коромысел через толкатели нажимает на впускной или выпускной клапан и по очереди открывает и закрывает их.

Система смазки

В любом моторе есть множество трущихся деталей, которые необходимо постоянно смазывать, чтобы уменьшить потери мощности на трение и избежать повышенного износа и заклинивания. Для этого существует система смазки. Попутно с ее помощью решается еще несколько задач: защита деталей двигателя внутреннего сгорания от коррозии, дополнительное охлаждение деталей мотора, а также удаление продуктов износа из мест соприкосновения трущихся частей. Систему смазки двигателя автомобиля образуют:

Система охлаждения

Во время работы мотора его детали соприкасаются с раскаленными газами, которые образуются при сгорании топливо-воздушной смеси. Чтобы детали двигателя внутреннего сгорания не разрушались из-за чрезмерного расширения при нагреве, их необходимо охлаждать. Охладить мотор автомобиля можно с помощью воздуха или жидкости. Современные моторы имеют, как правило, жидкостную схему охлаждения, которую образуют следующие части:

Система подачи топлива

Система питания для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры и от сжатия отличаются друг от друга, хотя и имеют ряд общих элементов. Общими являются:

В обеих системах имеются топливные насосы, топливные рампы, форсунки подачи топлива, сам принцип подачи одинаков: топливо из бака с помощью насоса через фильтры подается в топливную рампу, из которой попадает в форсунки. Но если в большинстве бензиновых двигателей внутреннего сгорания форсунки подают его во впускной коллектор мотора автомобиля, то в дизельных оно подается непосредственно в цилиндр, и уже там смешивается с воздухом.

Выхлопная система

Система выхлопа предназначена для отвода отработанных газов из цилиндров двигателя автомобиля. Основные детали, ее составляющие:

В современных двигателях внутреннего сгорания выхлопная конструкция дополнена устройствами нейтрализации вредных выбросов. Она состоит из каталитического нейтрализатора и датчиков, сообщающихся с блоком управления двигателем. Выхлопные газы из выпускного коллектора через приемную трубу попадают в каталитический нейтрализатор, затем через резонатор в глушитель. Далее через выхлопную трубу они выбрасываются в атмосферу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *