какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

122. Дайте определение

123. Каие системы обмеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма?

124. Дайте определения и приведите примеры

Примеры: дыхание, пищеварение

Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения

125. Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем животных, изображенных на рисунках, и подпишите части нервных систем (где это возможно)

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

126. Охарактеризуйте особенности строения нервной системы позвоночных

Нервная система хордовых состоит из 2-х отделов: Головной мозг и Спинной мозг. Головной мозг регулирует все сознательные операции, которые поддаются нашему влиянию (которые мы может регулировать), например, двидения, речь, положение тела пространстве и т.д. Спиной мозг регулирует все процессы, проходящие в организме без вмешательства человека (их регулировать мы не можем), например, поддерживание постоянной температуры тела и циркуляция крови по сосудам

127. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы нервной сситемы пзвоночного животного (лягушки)

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

128. Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися

129. Рассмотрите рисунок. Подпишите части головного мозга млекопитающего, обозначенные цифрами

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

130. Чем эндокринная регуляция отличается от нервной

Нервная системаолучает импульсы и выдает ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет

131. Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у растений и животных. В чем сходство и различия?

132. Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность растений?

Источник

16. Координация и регуляция.

122. Дадим определение понятию.
Раздражимость – это способность организмов реагировать на воздействие окружающей среды.

123. Напишем системы, обеспечивающие координацию и регуляцию работы органов животных.
Нервная и эндокринная.

124. Дадим определения понятиям. Приведем примеры этих явлений.
Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
Примеры: дыхание, пищеварение.
Инстинкт – это врождённый комплекс видовых определённых реакций на раздражение окружающей среды.
Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения.

125. Напишем типы нервных систем животных и подпишем их части, изображенные на рисунках.

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

126. Опишем особенности строения нервной системы позвоночных.
Нервная система хордовых состоит из 2-х отделов: Головной мозг и Спинной мозг. Головной мозг регулирует все сознательные операции, которые поддаются нашему влиянию (которые мы можем регулировать), например, движения, речь, положение тела в пространстве и т.д. Спинной мозг регулирует все процессы происходящие в организме без вмешательства человека. Например, поддержание постоянной температуры тела и циркуляцию крови по сосудам.

127. Подпишем отделы нервной системы лягушки.

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

128. Напишем, благодаря развитию какой системы у птиц наблюдается более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися.
Нервной.

129. Подпишем части головного мозга млекопитающего, обозначенные на рисунке цифрами.

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

130. Напишем, в чем отличие эндокринной регуляции от нервной.
Нервная система получает импульсы и выдаёт ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет.

131. Напишем общие и отличительные особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.
У обоих присутствует гуморальная регуляция, а вот нервная – только у животных.

132. Выясним роль ростовых веществ для жизнедеятельности растений.
Ростовые вещества – это органические соединения, способствующие активизации биохимических процессов в клетках растений, регенерации и образованию корневой системы.

Источник

Координация и регуляция живых организмов.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Описание презентации по отдельным слайдам:

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Все живые организмы и окружающая среда взаимосвязаны. Сокращение светового дня – сигнал к перелетам для птиц При повышении температуры пустынные животные прячутся или впадают в спячку Зимующие птицы и звери накапливают жир Организм – целостная система

Координация – согласованная работа органов и систем организма. ( А. Северцев) Регуляция – управление координацией.

Раздражимость (чувствительность) – способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды.

Инфузории туфельки устремляются в ту часть капли, где концентрация поваренной соли меньше. Какое значение имеет раздражимость в жизни организмов?

Эволюция нервной системы: Диффузная (сетчатая) Узловая Трубчатая

надглоточный нервный узел подглоточный нервный узел Нервные узлы: Окологлоточное нервное кольцо

Узловая нервная система насекомых Инстинкт- врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействия окружающей среды.

Особенности: Большой объём головного мозга Самый крупный отдел- большие полушария

Гормоны- активные химические вещества выделяемые железами внутренней секреции. Гуморальная(химическая) Нервная (рефлекторная)

Условные (приобретенные) Безусловные (врожденные)

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Номер материала: ДБ-299412

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Функционирование организма как единого целого обеспечивают Системы регуляции процессов. Они обеспечивают взаимодействие отдельных частей организма и его реакцию на внешние воздействия. Как правило, общее название всех систем регуляции — нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознаёт множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. В таком случае конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента. Им может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.

какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Смотреть картинку какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Картинка про какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма. Фото какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма

Это конспект по теме «Системы регуляции процессов». Выберите дальнейшие действия:

Источник

План уроков по разделу «координация и регуляция»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реализация требований ФГОС

«Координация и регуляция»

Идрисова Марьяна Медетовна

Значение темы «Координация и регуляция» для развития мировоззрения учащихся. Цели и значение темы. 5

Тематическое планирование уроков по теме «Координация и регуляция» 7

Урок по теме: «Координация и регуляция в живом организме» 11

Урок по теме: «Гуморальная регуляция» 19

Итоговая контрольная работа 24

Список литературы 28

Приложение 29 Введение

Материал данной темы позволяет понять значение нервной и эндокринной систем, строение, принципы их действия и некоторые этапы их эволюции.

Изучение темы может происходить на 3 уроках. На первом уроке учащиеся знакомятся с понятиями координация, регуляция, раздражимость, рефлекс, инстинкт. На втором уроке изучаются основные типы нервной системы, план строения нервной системы позвоночных животных. На третьем уроке учащиеся знакомятся с гуморальной регуляцией, вводятся понятия гормон, ростовые вещества, железы внешней и внутренней секреции.

При изучении темы могут применяться следующие средства наглядности: настенные таблицы, объемные модели строения головного мозга, слайды из презентации к урокам.

Целью проекта является реализация ФГОС при изучении темы «Координация и регуляция».

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. В отличии от предыдущих подходов, современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ученика, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.

Методические задачи проекта:

сформировать знание о неразрывной связи живых организмов с окружающей их средой;

выяснить механизмы регуляции и координации процессов жизнедеятельности организмов.

Использование различных приемов индивидуального подхода, с учетом уровня обучаемости и разных приемов формирования результатов учебного процесса по ФГОС при изучении темы «Координация и регуляция» (6 класс), позволяет активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и развивать их творческие способности.

1.Значение темы для развития мировоззрения учащихся. Цели и задачи темы.

формирование положительного отношения к учебной деятельности и знаниям, развитие интереса к изучению биологии;

рост уровня удовлетворенности учащихся учебным процессом на уроках биологии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме: учащиеся должны знать:

механизм нервной регуляции; основные типы нервной системы; общий план строения НС позвоночных животных; определение понятий рефлекс и инстинкт;

механизм гуморальной регуляции; определение понятий гормон, ростовые вещества;

значение нормальной работы нервной и эндокринной систем для здоровья человека.

Развивающие задачи темы:

развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов; анализ и сравнение разных типов НС, строения разных отделов ЦНС у позвоночных животных; синтез определений понятий раздражимость, координация, регуляция, рефлекс, инстинкт, гормон; обобщение материала и формулирование выводов);

развивать учебную мотивацию, стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям.

развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самопрезентации, умение вести дискуссию.

Изучение данной темы позволяет учащимся понять процесс исторического усложнения строения нервной системы, а также развивает у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи организма и среды, механизмах регуляции жизнедеятельности и координации работы организма.

2.Тематическое планирование уроков по теме «Координация и регуляция»

создать условия для формирования представления о

координации и регуляции в живых организмах, раскрыть понятие «рефлекс», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов

компьютер, проектор, интерактивная доска,

дирижёрская палочка, милицейский жезл, свисток, листы с заданиями, шкатулка, банка сгущённого молока, песочные часы

о существовании нервной и гуморальной регуляции жизнедеятельности; определение понятий раздражимость, рефлекс, инстинкт

работать с текстом учебника, таблицами, рисунками

понимание неразрывности связи живого организма и

создание условий для формирования понятий центральная и периферическая нервная система

компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint 2010

Знать : особенности строения различных типов НС; механизм работы НС; строение головного мозга позвоночных животных

Уметь: сравнивать строение головного мозга различных позвоночных животных; агализировать схемы и текст учебника

Целостная картина органического мира

С.111-115 (учебник); с.48-50, № 81-88 (раб. тетр), зарис. осн. типы НС

создание условий для осознания и осмысления понятий железы

внешней и внутренней секреции, гормоны, ростовые вещества

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Microsoft PowerPoint 2010, таблицы

Знают: механизм гуморальной регуляции жизнедеятельности организма;

значение ростовых веществ для роста и развития растений;

Умеют: сравнивать механизмы регуляции жизнедеятельности организмов растений и животных; анализировать полученную информацию, заполнять и составлять таблицы, схемы

У учащихся: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; интерес к сохранению и формированию своего здоровья, через изучение функционирования собственного организма; любознательность.

С.116-121 (учебник); с.50 №89,90 (раб. тетр)

Итоговая контрольная работа

контроль знаний по пройденному материалу

3.УРОК ПО ТЕМЕ: КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ В ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ.

Цель урока: создать условия для формирования представления о

координации и регуляции в живых организмах, раскрыть понятие «рефлекс», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов.

регулирующие и координирующие его работу;

ответные реакции разных организмов на воздействия со стороны окружающей среды.

развивать умение находить разницу между поведением основанным на инстинктах и на рефлексах.

интерес к изучению природы;

стремление к знаниям.

о существовании нервной и гуморальной регуляции жизнедеятельности;

определение понятий раздражимость, рефлекс, инстинкт.

работать с текстом учебника, таблицами, рисунками

Личностные: понимание неразрывности связи живого организма и

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,

дирижёрская палочка, милицейский жезл, свисток, листы с заданиями, «таинственная шкатулка», банка сгущённого молока, песочные часы на 1 минуту.

Учитель демонстрирует учащимся 2 предмета – дирижёрскую палочку и милицейский жезл и обращается к ученикам с заданием: «Дирижёрская палочка и милицейский жезл помогают представителям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Ваша задача – подобрать как можно больше слов-ассоциаций, которые характеризуют функции этих предметов». Учащиеся выполняют задание на «мыслительном листе»; затем обсуждают в парах, четвёрках, совместно. Учитель выписывает на доске все слова-ассоциации.

Ассоциативный ряд может быть примерно таким:

После обсуждения учитель вместе с учениками определяет тему урока: «Координация и регуляция функций в организме» и задаёт вопрос:

— Какие системы органов выполняют в организме животных роль «дирижёра» и « регулировщика»?

2. Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня ассоциаций функции систем органов, которые обеспечивают координацию и регуляцию функций.

3. На интерактивную доску проецируется слайд с определениями и учащимся предлагается прочесть определения понятий «координация» и «регуляция», найти разницу, а также записать определения этих понятий в словарь, формулируя их кратко, своими словами.

Координация – согласование работы всех частей организма.

Регуляция – Взаимодействие между отдельными частями организма.

4. Живые организмы и окружающая их среда. Учитель обращает внимание учащихся на изображения нервной и эндокринной систем животных и человека, делает акцент на их роли в обеспечении связи организма с окружающей средой. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой. Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы, и они отвечают на него своей деятельностью. Для того чтобы жить нужно постоянно решать две основные задачи – обеспечивать себе пищу и защиту от врагов. Если все влияния окружающей среды разделить на благоприятные и не благоприятные, то задача организма активно стремиться навстречу благоприятным воздействиям и избегать неблагоприятных. Такое поведение будет способствовать выживанию

На интерактивную доску проецируется слайд «Живые организмы и окружающая их среда»

Учитель задаёт вопросы:

-Какое изменение произошло в окружающей среде?

-Как отреагировали на него живые организмы?

5. РАЗДРАЖИМОСТЬ. Учитель задаёт вопрос:

-Как называется способность живых организмов реагировать на изменения окружающей среды?

-Всем ли организмам присуща раздражимость?

Учащиеся знакомятся с текстом учебника с.110 абзац 3-4 (раздражимость у амёбы и инфузории туфельки). Затем учитель беседует с учащимися:

Почему сжимается тело амёбы, а инфузория туфелька устремляется подальше от кристаллика соли?

6. РЕФЛЕКС. Учащиеся знакомятся с текстом учебника на с.110 абзац 6 (раздражимость у гидры).

Как реагирует гидра на укол?

Почему, говоря о реакции амёбы и инфузории, обычно используют понятие «раздражимость», а характеризуя реакцию гидры, используют понятие «рефлекс»?

Найдите в учебнике на стр. 110 определение понятия «рефлекс» и запишите его в словарь:

Какой существенный признак отличает рефлекс от раздражимости? (Пока учащиеся делают записи и в классе тишина, учитель свистит, проявляется ориентировочный рефлекс; выясним, можно ли эту реакцию назвать рефлексом?)

Как доказать, что ответная реакция гидры действительно является рефлексом? (беседа по рисунку учебника на стр. 111).

7. УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. Учащимся предлагается в тексте учебника на стр.117 найти существенные признаки безусловных и условных рефлексов. Записать определения этих понятий в словарь

Безусловные рефлексы – это врождённые рефлексы.

Условные рефлексы – это приобретённые рефлексы.

Учитель просит привести примеры проявления рефлексов у домашних животных, подчёркивает значение выработки условных рефлексов при дрессировке животных.

Вывод: Координация и регуляция жизнедеятельности организма, а так же взаимодействия его с внешней средой осуществляется нервной системой. В основе нервной деятельности лежат рефлексы.
Позвоночные животные (рыбы, птицы, млекопитающие, человек и др.), имеют более сложно устроенную нервную систему, о строении которой мы поговорим на следующем уроке.

Проводится проверочная работа на интерактивной доске «Безусловные и условные рефлексы». (Приложение, задание 1)

Учитель предлагает решить изобретательские задачи. ( По книге «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ». СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.)

Задача №1 Во время съёмок одного фильма свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Мотя с радостью выполняла полдела (валялась в луже), но категорически отказывалась жевать бумажный лист. Какой выход нашла известная дрессировщица Наталья Дурова? (Бумага была облита сгущёнкой)

Учитель объявляет, что в «таинственной шкатулке» находится предмет, который помог дрессировщице. Приз – банка сгущёнки достаётся тому, кто отгадает.

Задача №2 По сценарию французского фильма «Чёрная луна» змея должна была заползти под балахон лежащего на ковре актёра. Как удалось заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съёмки? (Была использована любовь змеи к теплу: дрессировщик спрятал под ковёр металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью электрического нагревателя.)

Задача №3 Лисята очень пугливы и обычно не подпускают к себе близко людей. В российском фильме о животных Аляски есть уникальные кадры: пятеро лисят буквально бросаются на камеры. Какие хитрости применили операторы во время этой съёмки? (Один из самых желанных звуков для лисиц – писк мыши. Операторы подзывали лисят, маскируясь белым халатом под цвет снега и подражая писку полевых мышей.)

Какая общая идея используется в решении этих трёх задач?

8. ИНСТИНКТЫ. Учитель:

О какой реакции идёт речь в следующем примере?

Можно ли это поведение назвать рефлексом? Почему?

Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 114 и найдём более точное название столь сложного поведения животных. Учащиеся находят в тексте определение понятия «инстинкт» (инстинкт – это врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействия окружающей среды) и примеры инстинктивного поведения животных.

Учитель предлагает подумать над вопросом : «Разумно ли поведение животных?»(стремление рыб на нерест, сезонные перелеты птиц, забота птиц о потомстве).

Задания для закрепления и осмысления материала. (Учащиеся читают вслух текст на карточках)

Пример 1 Енот-полоскун, прежде чем съесть свою добычу, тщательно прополаскивает её в воде. Если в его лапы попадает кусочек сахара, он поступает с ним точно также.

Пример 2 Хищных птиц добыванием пищи для своей семьи занимается отец, он кидает добычу в гнездо, где самка разрывает её на куски и даёт птенцам. Если мать погибнет, то поведение отца не изменится: он будет кидать пищу в гнездо. Заваливая умирающих от голода птенцов.

Пример 3 Крыса, строя гнездо, инстинктивно хватает все предметы, похожие на прутики. Однажды крыса, рыская по клетке, наткнулась на свой собственный хвост. Она сразу же схватила его в зубы и понесла в гнездо. Затем вышла на новые поиски. Хвост, естественно, пополз за ней. Крыса ещё раз «нашла» его и вновь понесла в гнездо. Эта история повторялась целых двенадцать раз подряд!

В этих примерах учащиеся должны увидеть «слепоту инстинктов», понять, что инстинктивное поведение всегда неизменно, даже если условия изменились.

III. Рефлексия. Подведение итогов урока. Возвращение к ключевым словам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *