какие ситуации называют экстремальными
Классификация экстремальных ситуаций. Опасная, чрезвычайная и экстремальная ситуация.
Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия и находится в экстремальных ситуациях в течение длительного времени, и даже более одного месяца без пищи. Но, однако, человек, непривычный к таким условиям, попавший в них впервые и случайно, оказывается слабо приспособленным к жизни в незнакомой и часто агрессивной среде.
Окружающая природная среда, ее физико-географические особенности, время года имеют первостепенное значение для жизнедеятельности человека в условиях автономного существования и экстремальных ситуациях. Активно воздействуя на человека, природная среда увеличивает или сокращает сроки существования человека в создавшейся ситуации.
Для каждой природной зоны: тундры и ее арктического побережья, тайги, гор или пустыни — характерны свои особенности климата, растительного и животного мира, рельефа.
Все это, вместе взятое и обуславливает специфику жизнедеятельности человека в той или иной зоне:
— Режим его поведения.
— Способы добывания пищи и воды, огня, строительства убежищ.
— Характер возможных заболеваний.
— Передвижение по местности и возможные опасности.
Чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем необходимее минимальные знания по обеспечению жизнедеятельности, тем дороже цена ошибки. Но самое главное — необходимо уметь различать просто опасную и действительно чрезвычайную, экстремальную ситуацию.
Приводимая ниже классификация экстремальных ситуаций рассматривает возникающие нестандартные ситуации в зависимости от степени их воздействия на человека.
Классификация экстремальных ситуаций.
1. Опасная ситуация.
Это, в первую очередь, возможность заблудиться, при:
— Сборе грибов и ягод в незнакомом месте.
— Самостоятельном обследовании лабиринта пещеры без ее детального плана.
— Отставании от туристской группы в походе.
— Внезапной встрече с хищными дикими животными.
— Попадании в зону сильных грозовых разрядов на незащищенном месте.
— Движении по топкому болоту.
— Вынужденных переправах без страховки через бурные или глубокие реки.
2. Чрезвычайная ситуация.
Часто опасная ситуация переходит в чрезвычайную, а иногда и в экстремальную, если:
— Находясь в большом незнакомом лесу и не сумев сориентироваться, человек начинает уходить от населенного пункта в глубь леса и этим затрудняет свои поиски.
— Не поставив в известность своих родных, знакомых и друзей, человек уходит один или с товарищами в неизвестную пещеру или каменоломню и заблудившись в сложном лабиринте ходов, оказывается в чрезвычайной, а затем и экстремальной ситуации без света, теплой одежды, воды и пищи.
— При отставании от группы в туристском походе экстремальных ситуаций как правило не возникает, так как на привалах обязательно проверяется персональный состав группы и если кто-то отсутствует, немедленно организуются его поиски. Это сразу определяет возможное место отставания и прошедшее с этого момента время.
— Во время переправы через реку или каньон потерян рюкзак с продуктами, медикаментами, средствами ориентирования (карты, компас) или каким-либо другим крайне необходимым снаряжением.
3. Экстремальные ситуации.
Аварии транспортного средства в ненаселенной или труднодоступной местности:
— Автомобиля, мотоцикла, вездехода, снегохода. При этом человек или группа людей могут оказаться в заполярной тундре, горах, тайге, джунглях, пустыне.
— Самолета, вертолета. В результате вынужденной посадки человек или группа людей могут оказаться: в лесу (тайга, джунгли), на крутом горном склоне или горном плато, на воде (на море), в безлюдных участках тундры, на необитаемых островах, в пустыне.
— Воздушного шара.
Кораблекрушение, в результате которого человек или группа людей могут оказаться в следующих условиях:
— В открытом море (океане) на спасательном плоту, в шлюпке или на обломке судна.
— Морские течения выбросили неуправляемое судно или спасательное средство (плот, шлюпку, обломок судна), на котором находились люди, на незнакомое и ненаселенное побережье или необитаемый остров.
Попадание в зону стихийного бедствия, вызванного:
— Землетрясением.
— Извержением вулкана.
— Песчаной бурей в пустыне.
— Лесным пожаром.
— Снежной лавиной или селевым потоком.
— катастрофическим наводнением.
Во время нахождения в зоне стихийного бедствия могут возникнуть различные непрогнозируемые ситуации и обстоятельства:
— Человек или группа оказались в зоне извержения вулкана, землетрясения, селевого потока, схода гигантского оползня или снежной лавины, лесного или степного пожара.
— Судно попало в жестокий шторм, тайфун, цунами, приведшие к кораблекрушению.
— Во время любого из перечисленных выше стихийных бедствий выжить удалось лишь одному.
Попадание в зону локальных военных конфликтов:
— Религиозных.
— Межнациональных.
— Пограничных.
В этом случае экстремальная ситуация возникает, когда :
— Человеку или группе людей удалось бежать из плена и длительное время скрываться в ненаселенной местности (горах, пустыне, тайге, джунглях и т. д.).
— Возникла необходимость попытаться скрытно выйти из опасной зоны через ненаселенные или труднопроходимые участки местности.
«Энциклопедия выживания» Черныш И. В.
Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук
Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)
По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.
В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)
Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).
На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.
На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.
На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.
На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.
Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.
Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация— это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.
Поведение в ЭС и ЧС
Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.
Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:
1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.
2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.
Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.
Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.
Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.
Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.
Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.
Известна старая притча о страхе.
Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.
Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.
Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС
Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.
Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.
В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.
Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.
Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.
В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.
В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :
— как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;
— как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;
— как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.
Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.
Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.
В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.
Экстремальная ситуация
Смотреть что такое «Экстремальная ситуация» в других словарях:
Экстремальная ситуация — Condition Red Жанр драма В главных ролях Джеймс Руссо Синди Уильямс Страна США Финляндия Год 1995 … Википедия
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… … Новейший философский словарь
экстремальная ситуация — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN extreme case … Справочник технического переводчика
экстремальная ситуация — 3.18 экстремальная ситуация: Ситуация, при которой единичный документ или группа документов приходят в непригодное к дальнейшей эксплуатации состояние в результате естественного старения носителя или внешних неблагоприятных воздействий. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
экстремальная ситуация — ekstremalioji situacija statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Padėtis, kuri susidaro dėl gamtinio, techninio, ekologinio ar socialinio pobūdžio priežasčių ar karo veiksmų ir kelia staigų bei didelį pavojų žmonių gyvybei ar… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… … Социология: Энциклопедия
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — – частный случай проявления экстремальных условий в локальных пространственно временных границах. Э. с. порождается, как правило, единичным воздействием экзогенных экстремальных факторов, которое генерирует комплекс эндогенных экстремальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экстремальная ситуация — резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности из устойчивого и стабильного… … Социологический словарь Socium
Экстремальная ситуация (фильм) — Экстремальная ситуация Condition Red … Википедия
Экстремальная социальная ситуация — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 3 декабря 2012 … Википедия
Понятие и виды экстремальных ситуаций
Содержание
1. Понятие и виды экстремальных ситуаций. 4
2. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности ОВД 5
3. Подготовка сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях 9
Список использованных источников и литературы.. 17
Введение
Актуальность исследования. Деятельность органов внутренних дел насыщена экстремальными ситуациями. Это не только прекращение опасного поведения правонарушителя, массовых беспорядков, освобождения заложников, задержания вооруженных лиц, но и обычные, на первый взгляд, действия: опрос, допрос, проверка документов гражданина или транспортного средства, предупреждения. Как правило, правомерны требования работника полиции имеют признаки потенциальной опасности, потому что происходят в условиях неопределенности и могут перерасти в открытое противостояние. Не будет ошибочным утверждение, что во всех приведенных выше случаях деятельность правоохранителей осуществляется в экстремальных условиях.
Для качественного улучшения ситуации и повышения эффективности действий работников полиции в экстремальных условиях следует применять новые психолого-педагогические технологии, одной из которых является принципиально новый подход к информационно-психологической работы среди правоохранителей.
Основой такой работы должно стать информирование каждого работника о сути экстремальной ситуации, ее особенности, эмоциональные состояния.
Целью данной работы является изучение понятия и видов экстремальных ситуаций в деятельности ОВД.
— изучить понятие и виды экстремальных ситуаций;
— рассмотреть психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности ОВД;
— проанализировать подготовку сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях.
Понятие и виды экстремальных ситуаций
Экстремальная ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную неблагоприятную или опасную обстановку, положение.
Совокупность экстремальных ситуаций можно разделить на несколько видов:
Охарактеризуем экстремальные ситуации каждого вида.
Природные – обычно возникают в независимости от человека. Примерами таких ситуаций могут послужить землетрясения, наводнения, лесные пожары, человек, заблудившийся в лесу, в горах и т.п. В особую группу можно выделить ситуации, которые возникли по вине человека. Пример: экологическая катастрофа, возникшая в результате деятельности людей и оказывающая неблагоприятное влияние на них в зоне действия.
Социальные – это ситуации, возникновение которых связано главным образом с неблагоприятными социально-экономическими условиями. Примеры: нестабильность в обществе, потеря работы, жилья; когда человек становится жертвой преступления; ограничение или лишение свободы и т.д.
Внутриличностные – обусловлены сложностью и многогранностью личности, внутренними конфликтами и кризисами, последствиями неудовлетворенных желаний. Примерами могут быть: несчастная любовь, недовольство самим собой и т.п.
Конечно, это деление условно. Все три типа экстремальных ситуаций взаимосвязаны. И один тип ситуаций может явиться следствием другого. Например, потеря работы может повлечь неудовлетворенность собой (социальная – внутриличностная).
Попадая в экстремальную ситуацию, человек приходит в состояние чрезвычайного эмоционального возбуждения и способен на необычные для него формы деятельности и на гигантские мышечные усилия. Например, летчик, покидая терпящий аварию самолет, руками разорвал шланг, соединяющий высотный костюм с бортовой аппаратурой. Позднее такой шланг, армированный толстой стальной спиралью, тщетно пытались разорвать четыре дюжих парня. Как тут не вспомнить слова Наполеона: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному».
В данном случае эмоциональное возбуждение компенсировалось появлением сверхвозможностей. Но так происходит не всегда, а так как эмоциональное возбуждение должно быть скомпенсировано, то это происходит посредством плача, ярости, смеха и т.п. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно скуден. Поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как страх или паника, которые могут лишь усугубить положение[1].
Экстремальная ситуация прежде всего воздействует на эмоциональный уровень (проявление страха, паники). А эмоциональный уровень блокирует ментальный и физический уровни. В результате чего человека либо «парализует», либо он предается панике.